Математические представления
Основа АОП:
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Математические представления» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (с учетом варианта 3.4.)) в 1-9 классах.
Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание образования детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Он регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов при индивидуальном обучении и обучении в малых группах.
Данная адаптированная образовательная программа ориентирована на содержание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения, рассчитана на 34 индивидуальных занятия (1 час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета:
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с ТМНР попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. На занятиях по математическим представлениям создаются практические ситуации, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики.
Целью занятий по предмету «Математические представления» является формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Основные задачи: формирование представлений о геометрических формах, фигурах. Формирование представлений о количестве, величине. Формирование пространственных представлений. Формирование навыков ориентировке на теле, плоскости и в пространстве.
Темы уроков по предмету «Математические представления» находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Изобразительная деятельность», «Предметно-практическая деятельность», «Адаптивная физкультура», «Коррекционно-развивающие занятия», а также в логопедической и психокоррекционной работе.
Изучение предмета «Математические представления» направлено на достижение следующих задач в 2021-2022 учебном году:
развивать восприятие геометрических форм: шар, куб;
развивать восприятие геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
развивать восприятие цвета: красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый;
учить ориентироваться на своем теле и в пространстве: правая и левая сторона;
создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
развивать внимание, коммуникативные навыки, тактильные ощущения, слуховое восприятие;
учить выражать согласие и несогласие на задаваемый вопрос;
формировать первоначальные представления о множествах «один» - «много»;
учить действовать по словесной установке.
ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
на 2021/2022 учебный год
1 четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
1 | Геометрические фигуры. Разнообразие фигур. | 1 | Обобщающий | Сравнение фигур по форме. Выполнение упражнений по выбору фигур и их называнию. Работа с вкладышами – вставить фигуры в соответствующие по форме отверстия. |
2 | Представления о цвете. Цвета: синий, красный. | 1 | Обобщающий | Ученик рассматривает рисунки, выполненные в заданном цвете. Упражнения на выбор предметов заданного цвета. |
3 | Представления о цвете. Цвета: желтый, зеленый. | 1 | Обобщающий | Ученик рассматривает рисунки, выполненные в заданном цвете. Упражнения на выбор предметов заданного цвета. |
4 | Расположение предметов на плоскости. Кубики. | 1 | Комбинированный | Взаимодействие с кубиками. Ученик пробует выполнить простые инструкции по расстановке кубиков в заданном по отношении друг к другу положении. |
5 | Представления о цвете. Цвета: черный, белый. | 1 | Обобщающий | Ученик рассматривает рисунки, выполненные в белом и черном цвете. Упражнения на выбор предметов заданного цвета. |
6 | Ориентировка на своем теле. Правая и левая сторона. | 1 | Комбинированный | Правая и левая рука – действия, совершаемые правой и левой рукой. Игра «Найди правой рукой правое ухо». Игра «Роботы» - ученик с помощью учителя выполняет простые команды «подними правую руку, подними левую руку, согни правую руку». |
7, 8 | Ориентировка в пространстве. Правая и левая сторона. | 2 | Комбинированный | Упражнения на определение правой и левой руки. Ученик пробует сам найти край стола справа и слева (если не получается, то с помощью учителя). Соотносим понятия справа – правая сторона, слева – левая сторона. Ученик пытается ответить на вопрос «Это правая сторона?», «Это левая сторона?». Ученик пробует переложить предмет на правую и левую сторону стола. |
II четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
9 | Расположение предметов на плоскости. Кубики. | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Взаимодействие с кубиками. Ученик пробует выполнить простые инструкции по расстановке кубиков в заданном по отношении друг к другу положении. |
10 | Ориентировка в пространстве. Влево-вправо. | 1 | Обобщающий | Упражнения по передвижению предметов вправо и влево. Ученик пробует при помощи учителя передвигать предмет в соответствии со словесной инструкцией учителя. |
11 | Ориентировка в пространстве. Вперед-назад. | 1 | Обобщающий | Упражнения с мячом «Прокати мяч вперед», «Прокати мяч назад». Ученик с помощью учителя вытягивает руки вперед, пробует дотянуться до предмета. |
12,13 | Нахождение одинаковых предметов. Сравнение предметов и выбор одинаковых. | 2 | Изучение нового материала, комбинированный | Ученик пробует самостоятельно сравнивать предметы и найти среди них два одинаковых предмета. (При необходимости задание выполняется совместно с учителем). Ученик пробует выделить в отдельную группу два одинаковых предмета. |
14 | Количественные представления. Один-много. | 1 | Комбинированный | Ученик с помощью учителя сравнивает группы предметов по количеству — один, много. |
15, 16 | Нахождение одинаковых предметов. Сравнение предметов и выбор одинаковых. | 2 | Изучение нового материала, комбинированный | Ученик пробует самостоятельно сравнивать предметы и найти среди них два одинаковых предмета. (При необходимости задание выполняется совместно с учителем). Ученик пробует выделить в отдельную группу два одинаковых предмета. |
III четверть – 10 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
17 | Геометрические фигуры. Разнообразие фигур. | 1 | Обобщающий | Сравнение фигур по форме. Выполнение упражнений по выбору фигур и их называнию. Работа с вкладышами – вставить фигуры в соответствующие по форме отверстия. |
18 | Расположение предметов на плоскости. Кубики. | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Взаимодействие с кубиками. Ученик пробует выполнить простые инструкции по расстановке кубиков в заданном по отношении друг к другу положении. |
19, 20 | Представления о величине. Большой. Маленький. | 2 | Комбинированный | Понятия: большой, маленький. Ученик пробует показать большой и маленький предметы. Ученик с помощью учителя сортирует предметы по размеру — большие и маленькие. |
21 | Количественные представления. Один-много. | 1 | Комбинированный | Ученик с помощью учителя сравнивает группы предметов по количеству — один, много. |
22, 23 | Представления о величине. Большой. Маленький. | 2 | Комбинированный | Понятия: большой, маленький. Ученик пробует показать большой и маленький предметы. Ученик с помощью учителя сортирует предметы по размеру — большие и маленькие. |
24 | Количественные представления. Один-много. | 1 | Комбинированный | Ученик с помощью учителя сравнивает группы предметов по количеству — один, много. |
25, 26 | Нахождение одинаковых предметов. Сравнение предметов и выбор одинаковых. | 2 | Изучение нового материала, обобщающий | Ученик пробует самостоятельно сравнивать предметы и найти среди них два одинаковых предмета. (При необходимости задание выполняется совместно с учителем). Ученик пробует выделить в отдельную группу два одинаковых предмета. |
IV четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
27 | Расположение предметов на плоскости. Кубики. | 1 | Комбинированный | Взаимодействие с кубиками. Ученик пробует выполнить простые инструкции по расстановке кубиков в заданном по отношении друг к другу положении. |
28 | Представления о цвете. Радуга. | 1 | Обобщающий | Ученик рассматривает рисунки, выполненные в заданном цвете. Упражнения на выбор предметов заданного цвета. |
29 | Представления о величине. Большой. Маленький. | 1 | Комбинированный | Понятия: большой, маленький. Ученик пробует показать большой и маленький предметы. Ученик с помощью учителя сортирует предметы по размеру — большие и маленькие. |
30 | Нахождение одинаковых предметов. Сравнение предметов и выбор одинаковых. | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Ученик пробует самостоятельно сравнивать предметы и найти среди них два одинаковых предмета. (При необходимости задание выполняется совместно с учителем). Ученик пробует выделить в отдельную группу два одинаковых предмета. |
31 | Расположение предметов на плоскости. Кубики. | 1 | Комбинированный | Взаимодействие с кубиками. Ученик пробует выполнить простые инструкции по расстановке кубиков в заданном по отношении друг к другу положении. |
32 | Количественные представления. Один-много. | 1 | Комбинированный | Ученик с помощью учителя сравнивает группы предметов по количеству — один, много. |
33 | Нахождение одинаковых предметов. Сравнение предметов и выбор одинаковых. | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Ученик пробует самостоятельно сравнивать предметы и найти среди них два одинаковых предмета. (При необходимости задание выполняется совместно с учителем). Ученик пробует выделить в отдельную группу два одинаковых предмета. |
34 | Расположение предметов на плоскости. Кубики. | 1 | Комбинированный | Взаимодействие с кубиками. Ученик пробует выполнить простые инструкции по расстановке кубиков в заданном по отношении друг к другу положении. |
Учитель _____________ Клюева Т.Ю.