СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа по предмету «Русский язык» 9 класс основное общее на 2016-2017 учебный год

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Адаптированная рабочая программа по русскому языку разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку, Примерной программы основного общего образования по русскому языку для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений и авторской программы для 5 – 9 классов под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского (М.: Просвещение, 2012 г.) с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ – задержка психического развития.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по предмету «Русский язык» 9 класс основное общее на 2016-2017 учебный год»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Улькунды

муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан


Рассмотрено Cогласовано: Утверждаю:

на заседании МО Зам.директора по УВР Директор МБОУ СОШ

протокол № 1 от _______Л.Д.Валиахметова с.Улькунды

«28»_августа_2016 г. «29» августа 2016 г. ________Р.Р.Рахимова

Руководитель ШМО Приказ № «29» августа 2016г.

________И.М.Резяпова





Адаптированная образовательная

программа

по предмету «Русский язык»

9 класс

основное общее

на 2016-2017 учебный год


Составил: учитель русского языка Резяпова Индира Магасумовна


Учебно-методический комплект:

Учебник: Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации


Авторы учебника: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина О.М.Александрова.


Год издания – 2015 год (по учебной линии класс занимается с 2014 г.)

Авторы программы: Ладыженская  Т.А.,  Баранов М.Т.,  Шанский Н.М.

Название программы:  Примерные программы по учебным предметам. Русский  язык 5-9 кл. /Ладыженская  Т.А.,  Баранов М.Т.,  Шанский Н.М.  - М.: Просвещение, 2011.


Автор методического пособия: Влодавская Е. А.; Г.В.Цветкова

Количество часов:

в год/в неделю 66 часов/ 2 часа, из них:

- контрольных работ - 9

- уроков развития речи - 8



2016-2017 учебный год


АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ

(9 класс)

Базовый уровень

Аннотация

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:


  • Пояснительная записка.

  • Основное содержание обучения.

  • Требования к подготовке учащихся по предмету.

  • Календарно-тематическое планирование.

Учебно-методическое, материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучения русского языка в 9 классе отводится 66 часов, 2 часа в неделю.

Распределение часов по некоторым разделам программы изменено в связи с требованиями подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку в 9 классе. В связи с этим неактуальные темы раздела «Развитие связной речи» заменены актуальными, нацеленными на подготовку учащихся к сжатому изложению и сочинению-рассуждению по прочитанному тексту. Этому способствует и данный учебник. Кроме того, повторение и обобщение изученного материала планируется проводить в конце учебного года, количество часов на этот раздел увеличено за счёт сокращения часов на изучение некоторых разделов, как

«Сложноподчинённые предложения», «Сложные предложения с разными видами связи». Увеличено количество часов «Бессоюзные сложные предложения»,« Сложносочинённые предложения».

Отсутствует такой раздел, как «Союзные сложные предложения», так как он не имеет поддержки в указанном выше учебнике, и материал данного раздела достаточно представлен в таких разделах, как «Сложноподчинённые предложения» и «Сложносочинённые предложения». Целесообразно использовать данные часы на повторение и обобщение в конце года и подготовку к ОГЭ.

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по русскому языку разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку, Примерной программы основного общего образования по русскому языку для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений и авторской программы для 5 – 9 классов под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского (М.: Просвещение, 2012 г.) с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ – задержка психического развития.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 272 –ФЗ;

- Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта (с изменениями от 18 июля, 10 ноября 2009 г., 8 ноября 2010 г.);

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;

- Пункт 9 статьи 58 Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.

-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,


-Конвенция о правах инвалидов;


-Приказ Минобразования и науки России от 19.12.2014 г. №1599 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» №35850 от 03.02.2015г.


- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 01.02.2012 № 74);

Методические рекомендации по разработке рабочих программ по русскому языку для специальных (коррекционных) классов VII вида под редакцией Н.Е. Галеевой.

- Материалы по адаптации содержания обучения для детей с ЗПР 5-9 классов (разработанные НИИ дефектологии, опубликованные в журнале «Дефектология» №1,2,3 в 1993 г.).


- Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 29.05.2015г. № 905 «О рекомендуемых базисном учебном плане и примерных учебных планах для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан на 2015-2016 учебный год»;

- Закон республики Башкортостан «Об образовании в Республики Башкортостан» от 01.07.2013г. (в ред. Закона РБ от 26.12.2014 № 171-а);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря2010 г. № 1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

- Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; приказ Минобрнауки РФ от 08.06. 2015 года № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, утвержденный приказом МО и науки РФ от 31.03.2014г. № 253;

- Приказ МБОУ СОШ с.Улькунды от 29 августа 2016 г. № 121 «Об использовании учебников из федерального перечня учебниклв и учебных пособий содержащих материалов регионального компонента в образовательном процессе от 2016-2017 учебном году;

- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10;

- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ с.Улькунды на 2016-2021 учебный год (Приказ № 119 «29» августа 2016 г.);

- Учебный план МБОУ СОШ с.Улькунды муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан на 2016-2017 учебный год. (Приказ № 118 от 29.08.2016г);

- Календарный учебный график учебного процесса на 2016-2017 учебный год МБОУ СОШ с.Улькунды (Приказ № 118 от 29.08.2016г.);

- Положение о рабочих программах по учебным предметам Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с.Улькунды муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан. (Введено в действие:Приказ № 66 от 28 июня 2013 года);

Актуальность программы определяется тем, что учащиеся в силу своих индивидуальных психофизических особенностей (ЗПР) не могут освоить программу по русскому языку в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, предъявляемого к учащимся общеобразовательных школ, так как испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным словарным запасом, нарушены фонематический слух и графоматорные навыки. Учащиеся с ЗПР работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала, таким детям с трудом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями. Однако школа призвана создать образовательную среду и условия, позволяющие детям с ограниченными возможностями получить качественное образование по русскому языку, подготовить разносторонне развитую личность, обладающую коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенциями, способную использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности.

Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни языковые факты изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам учащиеся получают только общее представление. Ряд сведений о языке познается школьниками в результате практической деятельности. Например, правописание гласных в суффиксах причастий, степени сравнения наречий.

Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Как правило, сначала отрабатываются базовые умения с их автоматизированными навыками, а потом на подготовленную основу накладывается необходимая теория, которая нередко уже в ходе практической деятельности самостоятельно осознается учащимися, поэтому программа составлена с учетом того, чтобы сформировать прочные орфографические и грамматические умения и навыки учащихся с ЗПР.

Новизна программы заключается в:

  • логике построения учебного материала, адаптированного для учащихся с ЗПР;

  • выборе используемого дидактического материала в зависимости от психофизических особенностей детей;

  • систематизировании занятий для прочного усвоения материала. Для этого значительное место в программе отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года в каждом классе выделяются специальные часы. Темам, изучаемым в несколько этапов, на следующей ступени предшествует повторение сведений, полученных в предыдущем классе. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

Значимость данной программы заключается в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения учащихся с ЗПР; в формировании у них умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логического мышления.

Цели и задачи обучения

Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». На основании требований федерального государственного образовательного стандарта в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности учащихся с ЗПР. В связи с этим определена цель обучения – изучение основного перечня тем, которые раскрывают стержневые разделы языкознания, подготовка учащихся к сдаче экзамена по русскому языку.

Данная цель обусловливает следующие задачи:

  • изучать базовые основы таких разделов языка, как синтаксис, пунктуация, стилистика, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, его развитии, о месте русского языка среди языков мира;

  • формировать у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения;

  • формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умения работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; уметь пользоваться различными лингвистическими словарями, в том числе и электронными;

  • совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное овладение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся; формировать потребность к речевому самосовершенствованию и взаимодействию; совершенствовать умения и навыки устной и письменной речи;

  • развивать творческое и логическое мышление;

  • воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

Ввиду вышеуказанных психофизических особенностей обучающихся проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

  • совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики;

  • развитие восприятия, памяти, внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), пространственных представлений и ориентаций, представлений о времени;

  • развитие различных видов мышления: наглядно-образного, словесно-логического;

  • развитие основных мыслительных операций: умения сравнивать, анализировать, выделять сходство и различие понятий, работать по словесной и письменной инструкциями, алгоритму, планировать деятельность;

  • развитие эмоционально-личностной сферы: инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование адекватности чувств, устойчивой и адекватной самооценки, умений анализировать свою деятельность, преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения, правильного отношения к критике;

  • развитие речи: фонематического восприятия, связной устной и письменной речи, лексико-грамматических средств языка;

  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

  • формирование и развитие учебно-практических действий по устранению индивидуальных пробелов в знаниях.

Принципы, на которых базируется рабочая программа

  • учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся с ЗПР;

  • уважение к результатам деятельности учащихся в сочетании с разумной требовательностью;

  • комплексный подход при разработке занятий с учетом развития предметных, метапредметных и личностных результатов освоения учащимися учебного предмета «Русский язык»;

  • вариативность содержания и форм проведения занятий;

  • научность, связь теории и практики;

  • преемственность;

  • наглядность;

  • систематичность и последовательность;

  • прочность полученных знаний;

  • активность и сознательность обучения.

Роль программы в образовательном маршруте

Роль программы в образовательном маршруте обучающегося с ЗПР заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик сможет:

  • овладеть базовыми научными систематизированными знаниями по русскому языку в соответствии с программой;

  • получить прочные орфографические, пунктуационные и грамматические умения и навыки;

  • освоить общеучебные умения и компетенции в рамках информационно-коммуникативной деятельности: передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде, использовать различные виды чтения, создавать письменные высказывания, составлять план, работать с разнообразной информацией, в том числе и электронной;

  • корректно выражать свое мнение по различным вопросам и аргументированно доказывать точку зрения в соответствии с нормами русского литературного языка;

  • самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать ее результаты, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Структура программы

Структура программы состоит из четырёх направлений, направленных на коррекцию и развитие учебно-познавательной деятельности школьников с ЗПР с целью усвоения ими учебного материала и создание условий успешности.

1. Диагностика навыков учащихся по предмету

Цель направления – выявление знаний, умений, навыков учащихся по основным разделам предмета и в соответствии с программными требованиями, предъявляемыми к учащимся с ЗПР.

2. Коррекция грамматико-аналитических навыков

Цель направления – систематизация знаний, умений и навыков учащихся по предмету. Приоритетом является практическая деятельность учащихся: упражнения, задания, связанные с работой по схемам, таблицам, алгоритмам, инструкциям и др. Выполнение письменных заданий предваряется анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.

3. Восполнение пробелов в знаниях

Цель направления – выявление и восполнение пробелов в усвоении материала школьниками. Работа проводится в тесной связи с развитием познавательной деятельности учащихся, при целенаправленной организации речевой, практической и мыслительной активности. Приоритетом является практическая деятельность учащихся (выполнение упражнений, составление алгоритмов, схем, таблиц, комплексный анализ текста, устное комментирование с целью предупреждения ошибок), а также формирование навыков самоконтроля.

4. Пропедевтика изучения трудных тем

Цель направления – использование и систематизация имеющихся знаний и теоретических сведений для усвоения трудных тем. Работа по пропедевтике понятий, языковых явлений проводится постепенно с учётом нарастания сложности и степени самостоятельности выполнения упражнений, заданий, с использованием разнообразных видов упражнений в соответствии с темами и задачами их усвоения.

5. Развитие речи

Цель направления – развитие и обогащение активного словарного запаса учащихся, развитие устной и письменной связной речи. Обязательно организуется работа, направленная на уточнение значений слов, имеющихся у детей в активном запасе. Дальнейшее обогащение словарного запаса происходит как путем накопления новых слов разных частей речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования. Обогащение словарного запаса при помощи различных способов словообразования – это важный момент в работе по развитию речи учащихся с ЗПР, потому что такая работа развивает способность восприятия и умение различать значимые части слова, формирует наблюдательность, умения выделять и сравнивать различные элементы в словах, что, в свою очередь, влияет на развитие орфографической зоркости, помогает восполнять пробелы в знаниях. В лексический словарь школьников необходимо вводить слова не только различных самостоятельных частей речи, но и служебные, так как данные слова выполняют свою функцию и без них невозможно овладеть структурой различных типов предложений. Развитие речи учащихся с ЗПР должно быть направлено и на совершенствование грамматического оформления речи, то есть школьники должны пользоваться словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций

Место предмета в базисном учебном плане

Базисный учебный план для учащихся с задержкой психического развития предусматривает обязательное изучение русского языка в 9 классе в количестве 2 часа в неделю, всего 66 часов.

Индивидуально-коррекционные занятия по русскому языку дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков по предмету.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция (в рамках программы) предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая(языковедческая) компетенциипредполагают освоение необходимых знаний о языке как языковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Основные направления работы по русскому языку

  • Организация работы по формированию прочных орфографических и грамматических знаний и умений учащихся с ЗПР. Данное направление является основным направлением работы по русскому языку.

  • Усиление практической направленности обучения русскому языку по вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков.

  • Усвоение теоретических сведений в процессе практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов лингвистического разбора.

  • Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся с ЗПР (говорения, аудирования, чтения и письма): овладение нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

  • Совершенствование умений и навыков каллиграфического письма.

Формы организации образовательного процесса

Основная форма организации учебного процесса – урок. В планировании учебного материала, а также в зависимости от цели урока используются следующие типы и формы проведения уроков:

Тип урокаОсновные цели

Уроки «открытия нового знания

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нееновых элементов.

Уроки рефлексии

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов.

Урок общеметодологической направленности

Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно- методических линий курса.

Урок развивающего контроля

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Методы и формы обучения

  • элементы диалоговой, игровой, проблемной технологий;

  • элементы развивающего обучения;

  • диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, упражнения, практикумы, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, анализ языкового материала, разного рода конструирование, работа с алгоритмами, работа с таблицей, тренинг, проверочные, контрольные работы, работа с учебником, фронтальный опрос, грамматические разборы, работа с опорным материалом, работа со справочной литературой, разнообразные диктанты (словарный, схематический, лексический, распределительный, выборочный, объяснительный, цифровой), сочинение (по картине, по данному сюжету, миниатюра), изложение (сжатое, подробное, выборочное), тест.

Технологии обучения

Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Проблема достижения всеми обучающимися обязательного минимума решается использованием технологии уровневой дифференциации обучения. Уровневая дифференциация выражается в том, что обучаясь по одной программе и учебникам, учащиеся могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом.

Широкое использование современных технологий обучения, таких как традиционная, коррекционная, эвристическая, социокультурно-адаптивная, здоровьесберегающая, технология обучения в сотрудничестве, ИКТ и проектная методика, игровые технологии, позволяют интенсифицировать процесс обучения и сделать его более увлекательным и эффективным.

Программа также предусматривает другие варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля, тестовые задания, видеофильмы, лингвистические справочники и словари.

Содержание программы 9 класс

1. Диагностика навыков учащихся по предмету

Выявление знаний, умений, навыков учащихся по грамматике и правописанию. Формирование групп на основе сходства у учащихся корректируемых недостатков.

2. Коррекция грамматико-аналитических навыков

Систематизация и обобщение знаний по орфографии. Развитие орфографической и пунктуационной зоркости. Упражнения в дифференциации видов предложений. Грамматические разборы: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный.

3. Восполнение пробелов в знаниях

Виды предложений. Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в СП. Осложнённые предложения.

4. Пропедевтика изучения сложных тем

Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом. Знаки препинания. Сложносочиненные предложения с различными видами связи. Знаки препинания. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания.

5. Развитие речи

Расширение активного словарного запаса. Совершенствование умения строить устное и/или письменное высказывание (текст) в соответствии с темой, основной мыслью, типом и стилем речи. Совершенствовать умение строить устное и/или письменное высказывание (текст) в различных жанрах: изложение, сочинение. Микротемы в тексте. Компрессия текста. Сочинение-рассуждение на морально-нравственную тему. Композиция сочинения.

Виды и формы контроля

Одно из требований принципа систематичности и последовательности обучения предполагает необходимость осуществления контроля на всех этапах образовательного процесса по русскому языку. Этому способствует применение следующих видов контроля:

Входной– диагностика начального уровня знаний обучающихся с целью выявления ими важнейших элементов учебного содержания, полученных при изучении предшествующих разделов, необходимых для успешного усвоения нового материала (беседа; мозговой штурм; тестирование; зрительный, выборочный, комментированный, графический диктанты).

Текущий (поурочный) – систематическая диагностика усвоения основных элементов содержания каждого урока по ходу изучения темы или раздела (беседа; индивидуальный опрос; предупредительный диктант; подготовка сообщений, докладов, проектов; работа по карточкам; составление схем, таблиц, рисунков; комплексный анализ текста).

Промежуточный– по ходу изучения темы, но по истечении нескольких уроков (если тема достаточно велика и в ней выделяют несколько логических фрагментов; тестирование).

Тематический– по окончании изучения темы (тестирование; оформление презентаций).

Итоговый– проводится по итогам изучения раздела курса русского языка с целью диагностирования усвоения учащимися основных понятий раздела и понимания их взаимосвязи (контрольный диктант, контрольное тестирование).



Объем контрольных работ по русскому языку


Класс


Объём творческих работ ( количество слов )


в контрольном диктанте

в подробных изложениях

в словарном диктанте

на уроке

количество страниц сочинений

9

120-130

290-340

30-35

120-150

2,5-3,0






Положение о текущем контроле и нормах оценки учащихся с ОВЗ

Классификация ошибок:

Однотипные ошибки:

-первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку;

-при 5 поправках оценка снижается на 1 балл.

За одну ошибку в диктанте считаются:

- два исправления;

- две пунктуационные ошибки;

-повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы»). Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку;

-при выставлении оценки все однотипные ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

За ошибку в диктанте не считаются:

- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с обучающимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске);

- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;

- единичный случай замены одного слова без искажения смысла.

Оценка за грамматическое задание:

При выполнении грамматических заданий следует руководствоваться следующими нормами оценок:

- оценка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении;

- оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;

- оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определенной части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;

-оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

Перечень специфических (дисграфических) ошибок учащихся с указанием вида речевого нарушения:

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза:

• пропуск букв и слогов – «прощла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка);

• перестановка букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «переписал» (переписал), «натуспила» (наступила);

• недописывание букв и слогов – «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);

• наращивание слова лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);

• искажение слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки), «спеки» (с пенька);

• слитное написание слов и их произвольное деление – «насто» (на сто), «виситнастне» (висит на стене);

• неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений – «Мой отец шофёр. Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо.знать машину после школы я тоже. Буду шофёром»;

• замена одной буквы на другую – «трюх» (трёх), «у глеста» (у клеста), «тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги), «чветы» (цветы);

• нарушение смягчения согласных – «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь), «лублу» (люблю).

Ошибки, обусловленные несформированностью кинетической и динамической стороны двигательного акта:

•смешения букв по кинетическому сходству – о-а «бонт» (бант), б-д «убача» (удача), и-у «прурода» (природа), п-т «спанция» (станция), х-ж «дорохки» (дорожки), л-я «кяюч» (ключ), л-м «полидор» (помидор), и-ш «лягуика» (лягушка).

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

• аграмматизмы – «Саша и Леня собираит цветы». «Дети сидели на большими стулья». «Пять желтеньки спиленачки» ) пять желтеньких цыплят);

• слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане», «при летели», «в зяля», «у читель».

Нормы оценивания контрольных диктантов в 5-9 классах:

Вид диктанта

Нормы оценок (количество ошибок)

«5»

«4»

«3»

«2»

Контрольный

1 негрубая орфографическая

+

1 негрубая пунктуационная

+

1 дисграфическая

2орфографических

+

2 пунктуационных

+

3 дисграфических

или

1 орфографическая +

4 пунктуационных

+
3 дисграфических

6 орфографических +

4 пунктуационных

+

4 дисграфических

или

5орфографических +
5 пунктуационных

+

4 дисграфических

или

7орфографических

+7пунктуационных

+5 дисграфических

8орфографических

+

8пунктуационных

+

6 дисграфических


Словарный

0

1-2

3-4

до 7

Примечание. Отличная отметка не выставляется при наличии трех и более исправлений. При наличии в контрольном диктанте пяти и более поправок (исправлений неверного написания) оценка снижается на 1 балл, с «4» до «3». При этом за большое количество поправок оценка не может быть снижена до неудовлетворительной.

При оценивании диктантов нередко имеют место случаи, как завышения, так и занижения оценок.

Занижение происходит потому, что учитель: в число орфографических ошибок включает грамматические ошибки и описки; учитывает однотипные ошибки как обычные; все исправления считает за ошибку.

Завышение оценки происходит по следующим причинам: учитываются как однотипные ошибки, которые таковыми не являются; оценка не снижается за многочисленные исправления;  все однотипные ошибки считаются как одна.

   Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта:

1.Неверные написания не считаются ошибками. Они ис­правляются, но не влияют на снижение оценки.

К неверным написаниям относятся: ошибка на правило, не изучаемое в школе; ошибка в переносе слова; ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.

2.Характер допущенной учеником ошибки (грубая или не­грубая).

            К негрубым орфографическим относятся ошибки:

  • в исключениях из правил;

  • в переносе слов;

  • буквы э - е после согласных в иноязычных словах (рэкет,пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта);

  • в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;

  • при переносном употреблении собственных имён (Обломовы, обломовы);

  • в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами (в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь и т. д.);

  • в случае раздельного или слитного написания не с прилага­тельными причастиями в роли сказуемого; в написании -ы и –и после приставок;

  • в случаях трудного различения -не и -ни; в собственных именах нерусского происхождения.

             К негрубым пунктуационным относятся ошибки:

  • в случаях, когда вместо одного знака препинания постав­лен другой;

  • в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;

  • при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слове, на стыке союзов).

  • При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл.

Повторяющиеся и однотипные ошибки:

Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме на одно и то же правило (например, вырощенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или не выделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки за­мечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну.

Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи, колятся, борятся) и фонетических (пирожек, счерчек) особенностях данного слова. Первые три однотипные ошибки принято считать за одну, каждая последующая – как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие.

Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.

Оценка сочинений и изложений:

Основными формами проверки речевого развития обучающихся являются сочинения и изложения. Это комплексные ра­боты, с помощью которых проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки учащихся:

коммуникативные умения, то есть умения раскрыть тему высказывания, передать основную мысль, изложить материал последовательно и связно, найти для него соответствующую композиционную и языковую форму;

языковые навыки или соблюдение в речи норм литератур­ного языка;

навыки правописания - орфографические и пунктуационные.

Требования к оценке сочинений и изложений:

Любое сочинение и изложение оцениваются двумя отметками:

первая ставится за содержание и речевое оформление;

вторая - за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.

Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений:

Фактические ошибки

Логические ошибки

В изложении: неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.

В сочинении: искажение имевших место со­бытий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.

- нарушение последовательности в высказывании;

- отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;

- неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

- раздробление одной микротемы другой микротемой;

- несоразмерность частей;

- высказывания или отсутствие необходимых частей; - перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению); - неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.

Речевые ошибки:

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые в свою очередь делятся на семантические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

• употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;

неразличение (смещение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень, учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;

нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;

употребление лишних слов, например: он впервые познакомился с Таней случайно;

пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);

стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов (например, характерная черта характера; приближался все ближе и ближе).

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кита было два парня: Левин и Вронский;

неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи (например, рядом сидит папа, вместоотец, одного из малышей);

смешение лексики разных исторических эпох; употребление штампов;

речевые ошибки в построении текста.

Речевые ошибки в построении текста:

бедность и однообразие синтаксических конструкций;

нарушение видовременной соотнесённо с глагольных форм (например, когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед);

стилистически неоправданное построение слов; неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи (например, Иванов закинул удочку, и она клюнула);

неудачный порядок слов.

Грамматические ошибки:

Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок:

словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т. п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические;

морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичаны; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложити т. д.);

синтаксические:

а) ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении (например, браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;

б) ошибки в структуре простого предложения:

нарушение связи между подлежащим и сказуемым (например, солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это были моей единственной книгой в дни войны);

нарушение границы предложения (например, Собаки напали на след зайца.И стали гонять его по вырубке);

нарушение ряда однородных членов (например, настоящий учитель верен своему делу никогда не отступать от своих принципов.Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн);

ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами (например, причалившая лодка к берегу.На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени);

местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего (например, Кусты, они покрывали берег реки);

пропуски необходимых слов (например, Владик прибил доску и побежал в волейбол).

в) ошибки в структуре сложного предложения:

смешение сочинительной связи (например, Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами);

отрыв придаточного от определяемого слова (например, Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе);

г) смешение прямой и косвенной речи;

д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки (например, терпеть не могу сидеть сложи в руки; хохотала как резаная).

Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании «браконьерам, промышляющих в лесах» не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании «умчался в синею даль» ошибка орфографическая, так как вместо -юю по правилу написано другое.

Нормы оценивания сочинений и изложений:

Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме.

Фактические ошибки отсутствуют, в изложении сохранено не менее 70 % исходного текста. Содержание работы излагается последовательно.

Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. Допускается 1 недочет в содержании

Допускается:

1 негрубая орфографическая,

1 пунктуационная,

1 грамматическая,

1 логопедическая ошибка

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы.

2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, при этом в работе сохранено не менее 70 % исходного текста. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

Допускается не более недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографических +

3 пунктуационных +

3 грамматических +

3 логопедических ошибки.

или

1 орфографическая +

3 пунктуационных +

3 грамматических +

3 логопедических ошибки.

или

0 орфографических +

4 пунктуационные +

3 грамматических +

3 логопедических ошибки

«3»

Имеются существенные отклонения

от заявленной темы.

Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки.

Объем изложения составляет менее 70 % исходного текста.

Допущено нарушение последовательности изложения.

Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны. Встречается неправильное употребление слов.Стиль работы не отличается выразительностью.

Допускаются:

0 орфографических +

5-7 пунктуационных

(с учетом повторяющихся

и негрубых) +

4 логопедических

ошибки.или

6 орфографических +

7 пунктуационных +

4 грамматических +

ошибки

«2»

Работа не соответствует заявленной теме.

Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50 % исходного текста.

Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними.

Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану.

Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов.

Нарушено стилевое единство текста. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов

Допускаются: 7 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;

8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических. Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 7 грамматических

Примечания.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

При проверке диктанта исправляются, но не учитываются следующие виды ошибок, так как связаны с нарушениями слухового восприятия и зрительных анализаторов и в связи с этим не считаются грубыми:

Логопедические ошибки

Грамматические ошибки

Пропуск слов; Замена букв; Перестановка букв; Недописывание; Наращивание слов;

Разделение слов (нас тупила); Нарушение смягчения (василки); Не чувствует конца предложения; Повторы слов;

Замена ударной гласнойа на о и наоборот (застовилавместо заставила); Недописывание сложных пол элементам написания букв (лехалвместо лежал).

Ошибочное словообразование (пондравился, каждный);

Ошибочное образование форм слова (в падеже, в форме числа, в роде, в употреблении глагольных форм); Ошибки в согласовании и управлении; Ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов;

Ошибки в построении сложных предложений;

Смешение прямой и косвенной речи.

Результаты изучения предмета

Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:

1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

3. Достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения учащимися программы по русскому языку являются:

1. Владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.

2. Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках литературы, иностранного языка, истории и других).

3. Коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения учащимися программы по русскому языку являются:

1. Представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли русского языка в жизни человека и общества.

2. Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования.

3. Владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы); приемами работы с книгой, периодическими изданиями;

  • способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в Ом числе на электронных носителях;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием текста, с понимание его основного содержания, с выборочным извлечением информации);

  • умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный и прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, тезисы);

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учетом замысла и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;

  • владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических и грамматических норм СРЛЯ; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

  • способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения (жестами, мимикой) в различных ситуациях общения;

  • осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления и эффективности коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их совершенствовать и редактировать собственные тексты.

4. Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц.

5. Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи; текст, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи.

6. Проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения: анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей оформления, использования выразительных средств языка.

7. Осознание эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся с ЗПР. Программа создает условия для реализации деятельностного и разноуровневого подходов к изучению русского языка в школе.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки и способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

I. Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический;

  • составлять сложные предложения разных типов;

  • определять стиль и тип текста;

  • соблюдать все основные нормы литературного языка. По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.

Правильно писать изученные в 5-9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать - понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения); основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: АУДИРОВАНИЕ:

  • фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, полного или сжатого пересказа;

  • формулировать вопросы по содержанию текста;

  • замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;

ЧТЕНИЕ:

  • понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;

  • оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

ГОВОРЕНИЕ:

  • создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

  • владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

  • строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;

ПИСЬМО:

  • владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);

  • писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

  • вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);

  • писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

  • совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

ТЕКСТ:

  • проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

  • правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

  • анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

  • владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;

  • пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;

  • опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

  • пользоваться разными видами толковых словарей;

  • использовать термины в текстах научного стиля в соответствии с нормами литературного языка;

МОРФОЛОГИЯ:

  • определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

ОРФОГРАФИЯ:

  • применять орфографические правила, объяснять правописание слов;

  • различать изученные виды простых и сложных предложений;

  • интонационно выразительно читать предложения изученных видов;

  • составлять схемы простых и сложных предложений разных видов;

  • правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;

  • проводить синтаксический анализ сложного предложения;

  • применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях;

  • самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличение словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования;

  • извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).


Основное содержание обучения

Международное значение русского языка (1 ч)

Международное значение русского языка.

Повторение пройденного в 5 - 8 классах (7ч)

Комплексное повторение. Устная и письменная речь. Монолог и диалог. Комплексное повторение. Стили языка. Сжатое изложение. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Обращение, вводные слова и вставные конструкции. Входной контрольный диктант №1 с грамматическим заданием.

Сложное предложение. Культура речи. (2 ч)

Сложные предложения. Союзные и бессоюзные сложные предложения.

Сложносочинённые предложения.(8ч)

Основные группы сложносочинённых предложений. ССП с соединительными и разделительными союзами. Сложносочинённые предложения с противительными союзами. Сложносочинённые предложения и знаки препинания в них. Повторение «Правописание союзов». Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения. Сочинение- рассуждение. ОГЭ ( 15.2, 15.3). Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием.

Сложноподчиненные предложения.(20ч.)

Строение СПП и пунктуация в нём. Обучающее сочинение на лингвистическую тему. Обучающее сочинение на лингвистическую тему. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. СПП с придаточными определительными. СПП с придаточными изъяснительными. СПП с придаточными обстоятельственными. Придаточные предложения образа действия, степени и сравнительные. Придаточные предложения места и времени. Обучающее сочинение по прочитанному тексту. Обучающее сочинение по прочитанному тексту. Придаточные предложения причины и следствия. Придаточные предложения условные. Придаточные предложения уступительные. Придаточные предложения цели. СПП с несколькими придаточными. СПП с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения. Контрольный диктант №3 по теме «Сложноподчинённое предложение ».

Бессоюзные сложные предложения.(10ч.)

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Запятая и точка с запятой в БСП. Сжатое изложение в формате ОГЭ. Сжатое изложение в формате ОГЭ. Двоеточие в БСП. Тире в БСП. Закрепление темы «БСП». Синтаксический и пунктуационный разборы. Контрольный диктант №4 на тему «Бессоюзное сложное предложение» .

Сложные предложения с различными видами связи.(2ч.)

Сложные предложения с различными видами связи. Сложные предложения с различными видами связи. Тестирование.

Общие сведения о языке(3ч)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Русский литературный язык и его стили. Итоговый контрольный диктант №5 с грамматическим заданием.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи(13ч)

Повторение «Фонетика. Графика. Орфография». Повторение «Лексика. Фразеология. Орфография». Повторение «Морфемика. Состав слова и словообразование. Орфография». Повторение темы «Морфология». Контрольное сжатое изложение в форме ОГЭ (ГВЭ). Контрольное сжатое изложение в форме ОГЭ (ГВЭ). Контрольное тестирование в формате ОГЭ.

Повторение темы «Предлог. Союз. Частица». Повторение темы «Синтаксис. Пунктуация». Знаки завершения предложения и их функции. Запятая и её функции. Двоеточие и тире и их функции. Скобки и кавычки и их функции и правила постановки. Способы введения чужой речи. Контрольное сочинение-рассуждение в форме ОГЭ (ГВЭ) 15.2, 15.3. Анализ контрольных сочинений. Обобщение.



Учебно-тематический план.



Темы

Кол-во часов

Кол-во контроль

ных работ,

тестиро

вания

Развитие речи

Введение

1



Повторение пройденного в 5 - 8 классах

7

1

1

Сложное предложение. Культура речи

2



Сложносочинённые предложения

8

1

2

Сложноподчиненные предложения

20

1

3

Бессоюзные сложные предложения

10

1

2

Сложные предложения с различными видами связи

2



Общие сведения о языке

3

1


Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи

13

4


ИТОГО

66

9

8



Календарно-тематическое планирование



N п/п



Тема урока



Кол-во уро-ков

Сроки проведения

Этно

куль-турные особен

ности региона



Приме-чание

План

Факт


Введение (1час)

1

Международное значение русского языка

1



Упр.1-3, стр.3-5


Повторение изученного в 5-8 классах (7 часов)

2

Комплексное повторение. Устная и письменная речь. Монолог и диалог

1





3

Комплексное повторение. Стили языка

1



Упр.17, стр.14


4

Р/р. Сжатое изложение. Приёмы сжатия текста

1





5

Простое предложение и его грамматическая основа


1



Упр.28, стр.18


6

Предложения с обособленными членами

1





7

Обращение, вводные слова и вставные конструкции

1



Упр.40, стр.23


8

Входной контрольный диктант №1 с грамматическим заданием

1





Сложные предложения. Культура речи (2 часа)


9

Работа над ошибками. Сложные предложения


1



Упр.44, стр.26


10

Союзные и бессоюзные сложные предложения


1



Упр.52, стр.30


Сложносочинённые предложения(8 часов)

11

Основные группы сложносочинённых предложений. ССП с соединительными и разделительными союзами

1





12

Сложносочинённое предложение с противительными союзами

1



Упр.66, стр.42


13

Сложносочинённое предложение и знаки препинания в них. Повторение «Правописание союзов»

1





14

Р/р. Сжатое изложение. ОГЭ Задание 1

1





15

Систематизация и обобщение по теме «Сложносочинённые предложения »

1





16

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения


1



Упр.76, стр.49


17

Р/р. Сочинение-рассуждение ОГЭ( 15.2, 15.3)

1





18

Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием

1





Сложноподчинённые предложения (20 часов)

19

Работа над ошибками. Строение сложноподчинённого предложения и пунктуация в нём

1



Упр.53, стр.53


20

Р/р. Обучающее сочинение на лингвистическую тему ( ОГЭ 15.1)

1





21

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении

1



Упр.97, стр.65


22

Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении


1



Упр.100, стр.68


23

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

1



Упр.114,

стр.76


24

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

1





25

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

1





26

Придаточные предложения образа действия, степени и сравнительные

1



Упр.160, стр.101



27

Придаточные предложения места и времени

1





28

Р/р. Обучающее сочинение по прочитанному тексту (ОГЭ 15.2)

1






29

Р/р. Обучающее сочинение по прочитанному тексту(ОГЭ 15.3)

1





30

Придаточные предложения причины и следствия.

1



Упр.89, стр.89


31

Придаточные предложения условные

1





32

Придаточные предложения уступительные

1



Упр.149, стр.96

Упр.162, 165, 166 стр.103


33

Придаточные предложения цели

1





34

СПП с несколькими придаточными

1





35

СПП с несколькими придаточными. Повторение

1



Упр.167, стр.108


36

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения

1





37

Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения

1



Упр.173, стр.110;

упр.183, стр.121


38

Контрольный диктант №3 по теме «Сложноподчинённое предложение »

1





Бессоюзное сложное предложение (10 часов)

39

Работа над ошибками. Понятие о бессоюзном сложном предложении


1





40

Бессоюзное сложное предложение. Интонация в бессоюзных сложных предложениях

1



Упр.188, стр.126


41

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

1



Упр.193, стр.130


42

Р/р. Сжатое изложение в формате ОГЭ

1





43

Р/р. Сжатое изложение в формате ОГЭ

1





44

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

1





45

Тире в бессоюзном сложном предложении

1



Упр.202,

стр.137


46

Закрепление темы «Бессоюзное сложное предложение»

1





47

Синтаксический и пунктуационный разборы бессоюзного сложного предложения

1



Упр.204, стр.140


48

Контрольный диктант №4 на тему «Бессоюзное сложное предложение»

1





Сложные предложения с различными видами связи (2 часа)

49

Работа над ошибками.

Сложные предложения с различными видами связи

1



Упр.212, стр146


50

Сложные предложения с различными видами связи. Тестирование

1





Общие сведения о языке (3 часа)

51

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление

1





52

Русский литературный язык и его стили. Публичная речь

1





53

Итоговый контрольный диктант №5 с грамматическим заданием

1





Систематизация и обобщение изученного (13 часов)

54

Повторение «Фонетика. Графика. Орфография»

1



Упр.228, 230 стр.159


55

Повторение «Лексика. Фразеология. Орфография»

1





56

Повторение «Морфемика. Состав слова и словообразование. Орфография»

1



Упр.244, стр.167


57

Повторение темы «Морфология»

1



Упр.247, стр.170


58


Контрольное сжатое изложение в формате ОГЭ (ГВЭ)

1





59

Контрольное сжатое изложение в формате ОГЭ (ГВЭ)

1





60

Контрольное тестирование в формате ОГЭ

1





61

Повторение темы «Предлог. Союз. Частица»

1



Упр.250, стр.172


62

Повторение темы «Синтаксис. Пунктуация». Знаки завершения предложения и их функции

1





63

Запятая и её функции.

Двоеточие и тире и их функции

1





64

Скобки и кавычки и их функции и правила постановки.

Способы введения чужой речи.

1



Упр.280, стр.186


65

Контрольное сочинение-рассуждение в формате ОГЭ (ГВЭ) 15.2, 15.3

1





66

Анализ контрольных сочинений

Обобщение

1





Учебно-методическое, материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

1.Федеральный компонент государственного стандарта. Дрофа.2007.

2.Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений.- М.:2009.

3.Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы.- М.:, Просвещение, 2011.

Учебно- методический комплект учащихся:

Основной учебник: Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций/[ Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч.ред. Н.М.Шанский]. – М.: Просвещение, 2015.

Дополнительные пособия:

1.Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1999.

2.Богданова, Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2014.

3.Бройде, М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. - М.: ВАКО, 2012.

4.Граник, Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991.

5.Кирилл и Мефодий: тестирующая программа для школьников и абитуриентов.

6.Ладыженская, Т. А. Развивайте дар слова / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. - М., 1990. 3

7.Ожегов С.И.  Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Рус. яз., 2003.

8.Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации / Д.Э. Розенталь. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во., 1994.

9.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка: ок. 30000 слов / Д.Э.

10.Розенталь, М.А. Теленкова. – М.: Рус. яз., 1985. – 4-е изд., стереотип.

11.Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для VI класса / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. - М.: Просвещение, 2014.

12.Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2-х т. / А.Н. Тихонов. – М.: Рус. яз., 1985.

13.Учебно- методический комплект учителя: 1 Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации / Д.Э. Розенталь. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1994.

Цифровые образовательные ресурсы

  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

  • http://repetitor.1c.ru/- Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

  • http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

  • http://www.gramma.ru/- Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

  • http://www.school.edu.ru/-Российский образовательный портал

  • http://www.1september.ru/ru/- газета «Первое сентября»

  • http://all.edu.ru/- Все образование Интернета

  • Культура письменной речи http://www.gramma.ru

  • Имена - популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org

  • Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru

  • Мир слова русского http://www.rusword.org

  • Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru

  • Русская фонетика: мультимедийный Интернет- учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/

  • Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты

  • http://character.webzone.ru

  • Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку

http://www.svetozar.ru

Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru

http://rusolimp.kopeisk.ru/

  • http:// mon.gov.ru/ - сайт Министерства образования и науки РФ.

http://school-collection.edu.ru/-каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

  • http:// fcior.edu.ru-каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.

http://window.edu.ru- электронные образовательные ресурсы.

  • http://katalog.iot.ru- электронные образовательные ресурсы.

  • http://www.it-n.ru/- «Сеть творческих учителей

  • Учебные таблицы V - XI классы по русскому языку. / Составитель А.Б. Малюшкин. - М.: Творческий центр «Сфера», 2010.

  • Интеракти ные таблицы Авторские ЦОР и ЭОР Лингвистические словари

  • Интернет-ресурсы (для учащихся):

Словари:

  • http://www.sork.ru- Словарь сокращений русского языка http://www.megakm.ru- Толковый словарь русского языка Ожегова http://www.slovari.ru- Русские словари (Институт им. Виноградова)

  • http://www.gramota.ru- Он-лайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.) Тренажеры:

  • http://www.repetitor.1c.ru- Тесты по пунктуации в режиме он-лайн Shttp://www.gramotey.ericos.ru- Электронный тренажер «Г рамотей»

  • http://www.klyaksa.country.ru- Г рамматический конкурс «Золотая клякса»

  • http://www.golovolomka.hobby.ru- Головоломки словами для учителя

  • Справочно-информационные ресурсы:

  • http://www.ruscenter.ru- РОФ «Центр развития русского языка»

  • http://www. 1 september.ru- Электронные версии газеты «Русский язык»

  • http://www.slovesnikk.ru- Сайт о русской словесности

  • http://www.ruthenia.ru/apr- Архив петербургской русистики (Кафедра русского языка филологического факультета СПбГУ)

  • http://www.edu.ru- образовательный портал

  • http://center.fio.ru- Мастерская «В помощь учителю. Русский язык»

9. Материально - техническое обеспечение учебного предмета

Основное оборудование

Основное оснащение

1 .Компьютер (ноутбук)- 1

2.Проектор- 1

3.Акустическая система-1

4.Интерактивная доска-1

5.Доска-1

1 .Информационные стенды – 5

2.Тексты произведений художественной литературы

3.Электронные варианты книг и учебных пособий

4. Экранно-звуковые пособия

5.КИМы для подготовки ОГЭ (ГВЭ

6.Контрольно-измерительные материалы для уроков.

6.Шкаф для хранения дидактических

материалов, пособий- 17. Книжные полки- 7





10. Список рекомендуемой литературы

-Пособие для учителей и методистов. М.: Просвещение, 2012.6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [Электронный документ]. Режим доступа:http://mon.gov.ru/dok/akt/6591

-Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.

-Примерные программы внеурочной деятельности / Под ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010.

-Приоритетный национальный проект «Образование»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpo

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.

-Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.

-Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!