Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Староалейская средняя общеобразовательная школа №2»
«Рассмотрено» На заседании педагогического совета Протокол № от « » 2019 г. | «Согласовано» Зам. директора МКОУ «Староалейская сош № 2» ________________________ /_______________________/ ФИО 2019 г. | «Утверждено» Директор МКОУ «Староалейская сош № 2» __________/_____________ ФИО Приказ № от « » 2019 г. |
Адаптированная образовательная программа
Учебного предмета « Физическая культура »
для учащихся 3 класса
основного общего образования с умственной отсталостью
( интелектуальными нарушениями)
на 2019– 2020 учебный год
Составитель: Лебедева Н.А.,
учитель физической культуры
с. Староалейское
Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре для учащейся 3 класса МКОУ «Староалейская средняя общеобразовательная школа №2» составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, в ред. от 31.12.2015 №1577
- ООП ООО МКОУ «Староалейская сош №2» Третьяковского района
- учебным планом МБОУ «Староалейская сош №2» Третьяковского района на 2019-2020 учебный год
- годовым календарным учебным графиком МКОУ «Староалейская сош №2» Третьяковского района
- перечнем учебников МКОУ «Староалейская сош №2» Третьяковского района (Согласно федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки (Приказ от 22.11.2019г. №632)
- Положением о рабочей программе МБОУ «Староалейская сош №2» Третьяковского района утвержденного приказом директора № 94 от 04.04.2016г. на основе:
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) М-во образования и науки Рос. Федерации.-М.: Просвещение,2017.-365с.
Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре для 3 класса составлена на основе : примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)
Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет и на его преподавание отводится 102 часа в год, при трехразовых занятиях в неделю.
Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением.
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширения индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.
Основные задачи изучения предмета:
- коррекция и компенсация нарушений физического развития
- развитие двигательных возможностей в процессе обучения;
- формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;
- развитие у учащихся основных физических качеств, привитие устойчивого отношения к занятиям по физкультуре;
- приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре;
- развитие чувства темпа и ритма, координации движений;
- формирование навыков правильной осанки в статических положениях и движении;
- усвоение учащимися речевого материала, используемого учителем на уроках физической культуры
- укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности учащихся;
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Физкультура» являются умения:
- выполнение упражнений по инструкции учителя;
- отработку правил индивидуальной, групповой, коллективной деятельности на уроке;
- формирование и развитие навыков самоконтроля, соблюдения правил безопасности при выполнении физических упражнений.
Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка. В связи с этим в основе обучения физическим упражнениям должны просматриваться следующие принципы:
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- коррекционная направленность обучения;
- оптимистическая перспектива;
- комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.
Содержание курса:
Гимнастика и акробатика.
Строевые упражнения. Ходьба, перестроение, смена ног при ходьбе.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения без предметов:
-упражнения на осанку;
-дыхательные упражнения;
- упражнения в расслаблении мышц:
— основные положения движения головы, конечностей, туловища:
Упражнения на гимнастической стенке: наклоны, прогибания туловища, взмахи ногой.
Акробатические упражнения (элементы, связки, выполняются только после консультации врача):
- переноска груза и передача предметов;
- лазание и перелезание;
- равновесие;
- опорный прыжок;
- развитие координационных способностей, ориентировка в пространстве, быстрота реакций, дифференциация силовых, пространственных и временных параметров движений.
Лёгкая атлетика.
Ходьба. Сочетание разновидностей ходьбы (на носках, на пятках, в полуприседе, спиной вперед) по инструкции учителя. Ходьба на носках с высоким подниманием бедра. Ходьба с остановками для выполнения заданий. Ходьба с речёвкой и песней. Ходьба приставным шагом левым и правым боком. Ходьба с различными положениями рук, с предметами в руках.
Бег. Медленный бег в равномерном темпе до 4 мин. Бег широким шагом на носках (коридор 20—30 см). Бег на скорость 60 м с высокого и низкого старта. Бег с преодолением малых препятствий в среднем темпе. Эстафетный бег (60 м по кругу).
Прыжки. Прыжки через скакалку на месте в различном темпе. Прыжки через скакалку, продвигаясь вперед произвольно. Прыжки произвольным способом (на двух и на одной ноге) через набивные мячи (расстояние между препятствиями 80—100 см, общее расстояние 5 м). Прыжки в шаге с приземлением на обе ноги. Прыжки в длину с разбега способом "согнув ноги" с ограничением зоны отталкивания до 1 м. Прыжки в высоту с укороченного разбега способом "перешагивание".
Метание. Метание теннисного мяча в пол на высоту отскока. Метание малого мяча на дальность с 3 шагов с разбега (коридор 10 м). Метание мяча в вертикальную цель. Метание мяча в движущуюся цель. Толкание набивного мяча весом 1 кг с места одной рукой.
Лыжная подготовка.
Построение в одну колонну. Передвижение на лыжах под рукой; с лыжами на плече; по ворот на лыжах вокруг носков лыж; передвижение ступаю щим и скользящим шагом по лыжне; спуск со склонов в низкой стойке, в основной стойке; подъем по склону наискось и прямо "лесенкой"; передвижение на лыжах в медленном темпа на отрезке до 1 км; передвижение на лыжах на скорость на отрезке 40—60 м; игры "Кто дальше", "Быстрый лыжник", "Кто быстрее». Передвижение на лыжах до 1 км.
Подвижные игры и игровые упражнения:
- коррекционные;
- с элементами общеразвивающих упражнений, лазанием, перелезанием, акробатикой, равновесием;
- с бегом на скорость;
- с прыжками в высоту, длину;
- с метанием мяча на дальность и в цель;
- с элементами баскетбола.
Требования к уровню подготовки выпускников 4 класса.
Обучающиеся должны знать:
- правила поведения при выполнении строевых команд, гигиены после занятий физическими упражнениями; приемы выполнения команд: "Налево!", "Направо!"
- фазы прыжка в длину с разбега;
- как бежать на лыжах по прямой и по повороту;
- правила игры в баскетбол.
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять команды "Направо!", "Налево!", "Кругом!", соблюдать интервал; выполнять исходные положения без контроля зрения; правильно и быстро реагировать на сигнал учителя; выполнять опорный прыжок через козла ноги врозь; сохранять равновесие на наклонной плоскости; выбирать рациональный способ преодоления препятствия; лазать по канату произвольным способом; выбирать наиболее удачный способ переноски груза;
- выполнять разновидности ходьбы; пробегать в медленном темпе 4 мин, бег на время 60м;
- выполнять прыжок в длину с разбега способом "согнув ноги" из зоны отталкивания не более 1 м, прыгать в высоту способом "перешагивание" с шагов разбега;
- координировать движения рук и ног при беге по повороту; свободное катание до 200-300м;
- вести мяч с различны ми заданиями; ловить и пере давать мяч при игре в баскетбол.
Демонстрировать: Физические способности
Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре для 4 класса.
Формы и средства контроля
Контроль за усвоением умений и навыков, приобретенных в процессе обучения осуществляется посредством:
Специальных уроков – соревнований по каждой теме;
Сдачей нормативов по физическому развитию обучающихся;
Сдачей зачетов по каждому разделу отдельных видов спорта;
Участием в соревнованиях школьного, районного и межрайонного уровней
Литература:
Кузнецов В.С., Упражнения и игры с мячами. - М.: НЦ ЭНАС, 2002..
Кузнецов В.С., Физкультурно-оздоровительная работа в школе: методическое пособие. – М.: НЦ ЭНАС, 2002
Рабочие программы В.И. Лях Физическая культура Предметная линия учебников В.И.Ляха 1-4 класс 2013г.
Учебник по физической культуре для учащихся 1-4 классов. Под редакцией М.Я. Виленского. Москва «Просвещение» 2013г
Календарно-тематическое планирование на учебный год: 2019/2020
Общее количество часов: 102
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Содержание урока | Материалы, пособия |
Раздел 1: Легкая атлетика - 13 ч |
1. | Повторение строевых упражнений. Разновидности ходьбы. Когда и как возникли физическая культура и спорт. Техника безопасности. | 1 | | |
2. | Влияние физических упражнений на здоровье человека. Ходьба и бег с изменением длины шагов. | 1 | | |
3. | Бег коротким, средним и длинным шагом. Понятие «Короткая дистанция». Бег на скорость, бег на выносливость | 1 | | |
4. | Разучивание высокого старта. Бег с ускорением от 10 до 15 м с высокого старта. Органы дыхания. Эстафеты «Вызов номеров» | 1 | | |
5. | Бег в чередовании с ходьбой Тестирование бега на 30 м. с высокого старта. | 1 | | |
6. | Ходьба и бег с преодолением препятствий. Закаливающие процедуры. | 1 | | |
7. | Освоение навыков прыжков. Равномерный бег до 3 мин. | 1 | | |
8. | Техника прыжка в длину. Личная гигиена. | 1 | | |
9. | Закрепление навыков прыжков. Равномерный бег до 4 мин. Игра «Прыжки через верёвочку» | 1 | | |
10. | Прыжок в длину на результат. Развитие скоростно-силовых и координационных способностей. Прыжки со скакалкой. | 1 | | |
11. | Овладение навыками метания. Челночный бег 3х 5, 3х 10 м. | 1 | | |
12. | Метание малого мяча в цель. Длительный бег на выносливость | 1 | | |
13. | Метание малого мяча на результат. Игра «Охотники и утки» | 1 | | |
Раздел 2: Подвижные игры - 15 ч |
1. | «Режим дня» Игра «К своим флажкам». Правила поведения и безопасности. | 1 | | |
2. | Правила в игре, их значение. Игра «Лиса и куры». | 1 | | |
3. | Олимпийские игры, их история. Игра «Пятнашки». | 1 | | |
4. | Правила организации и проведения игр. Игра «Два мороза». | 1 | | |
5. | Физическая нагрузка и её влияние на сердце. Подвижные игры. | 1 | | |
6. | Круговая тренировка. Игра «Волшебные ёлочки». | 1 | | |
7. | Совершенствование метаний на точность. Игра «Метко в цель». Органы чувств. | 1 | | |
8. | Закрепление навыков в прыжках. Игра «Прыгающие воробушки». | 1 | | |
9. | Развитие скоростно-силовых способностей. Правила проведения эстафет. Органы чувств. | 1 | | |
10. | Эстафеты с обручем. | 1 | | |
11. | Эстафеты с мячами. | 1 | | |
12. | Совершенствование навыков в прыжках. Игра «Зайцы в огороде». | 1 | | |
13. | Роль слуха и зрения при движении человека. Игра «Охотники и утки». | 1 | | |
14. | Игры на закрепление и совершенствование навыков в прыжках (разучивание игры «Прыгающие воробушки»). | 1 | | |
15. | Игры на закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность. Игра «Точный расчет». | 1 | | |
Раздел 3: Гимнастика - 18 ч |
1. | Соблюдение техники безопасности на уроках гимнастики. Освоение общеразвивающих упражнений с предметами. Игра «Становись - разойдись». Осанка. | 1 | | |
2. | Освоение строевых упражнений. Размыкание в шеренге и колонне на месте. ОРУ с гимнастическими палками. Органы пищеварения. Игра «Совушка». | 1 | | |
3. | Освоение упоров. Упоры, виды упоров. Название основных гимнастических снарядов. | 1 | | |
4. | Освоение акробатических упражнений. Группировка, перекаты в группировке, кувырок вперёд. | 1 | | |
5. | Развитие координационных способностей. Стойка на лопатках согнув ноги. Закрепление перекатов и кувырков. | 1 | | |
6. | Освоение висов, развитие силовых способностей. Тестирование виса на низкой перекладине. | 1 | | |
7. | Передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз. Тестирование наклона вперед из положения сидя ноги врозь. | 1 | | |
8. | Передвижение по гимнастической скамейке, по бревну. Мозг и нервная система. | 1 | | |
9. | Освоение навыков равновесия. Твой организм. | 1 | | |
10. | Ходьба по гимнастической скамейке, по бревну. Первая помощь при травмах. | 1 | | |
11. | Лазанье по канату. Твой организм | 1 | | |
12. | Совершенствование лазанья по канату. Скелет и мышцы. | 1 | | |
13. | Полоса препятствий Самоконтроль. | 1 | | |
14. | Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания, переползания. | 1 | | |
15. | Развитие координационных и силовых способностей Передвижение по гимнастической скамейке. Игра «Парашютисты» | 1 | | |
16. | Осанка. Упражнения для профилактики. Тестирование упражнений в равновесии. | 1 | | |
17. | Перелезание через гимнастического коня. Игра «Не урони мешочек». Лазание по канату. | 1 | | |
18. | Танцевальные шаги. Контроль и регуляция движения Закрепление лазания по канату. | 1 | | |
Раздел 4: Лыжная подготовка. - 21 ч |
1. | Техника безопасности на уроке по лыжной подготовке . Выбор одежды и обуви для занятий на свежем воздухе | 1 | | |
2. | Значение занятий лыжами для укрепления здоровья и закаливания. Переноска и надевание лыж. | 1 | | |
3. | Передвижение на лыжах ступающим шагом без палок. Закаливание. | 1 | | |
4. | Передвижение на лыжах ступающим шагом с палками. Первая помощь при травмах | 1 | | |
5. | Перенос тяжести тела с лыжи на лыжу. | 1 | | |
6. | Передвижение на лыжах скользящим шагом без палок. | 1 | | |
7. | Передвижение на лыжах скользящим шагом без палок. Игра «Салки на марше». | 1 | | |
8. | Передвижение на лыжах скользящим шагом. Игра «Салки на марше». | 1 | | |
9. | Передвижение на лыжах скользящим шагом с палками. | 1 | | |
10. | Передвижение на лыжах скользящим шагом с палками. Игра «На буксире». | 1 | | |
11. | Передвижение на лыжах скользящим шагом с палками. Повороты. | 1 | | |
12. | Повороты переступанием в движении. Передвижение на лыжах до 1 км. | 1 | | |
13. | Эстафеты на лыжах. | 1 | | |
14. | Подъемы и спуски под уклон. | 1 | | |
15. | Освоение техники подъемов и спусков | 1 | | |
16. | Передвижение на лыжах до 1,5 км. Развитие выносливости. | 1 | | |
17. | Передвижение на лыжах скользящим шагом. Игра «Попади в ворота». | 1 | | |
18. | Спуск с горы с изменяющимися стойками на лыжах. | 1 | | |
19. | Общеразвивающие упражнения стоя на лыжах. Олимпийские чемпионы. | 1 | | |
20. | Передвижение на лыжах до 2 км. | 1 | | |
21. | Передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности. | 1 | | |
Раздел 5: Подвижные и спортивные игры. - 21 ч |
1. | Бросок и ловля мяча на месте. Игра «Бросай, поймай» | 1 | | |
2. | Ловля мяча на месте в парах. Игра «Играй, играй, мяч не теряй». | 1 | | |
3. | Овладение элементами умениями в ловле и бросках. Игра «Кто дальше бросит». | 1 | | |
4. | Бросок мяча снизу на месте в щит. | 1 | | |
5. | Передача мяча (снизу, от груди, от плеча). | 1 | | |
6. | Ловля мяча на месте и в движении. Игра «Метко в цель». Тестирование броска мяча в щит. | 1 | | |
7. | Ведение мяча на месте. Игра «Мяч водящему». | 1 | | |
8. | Ведение мяча в шаге. Игра «Передай другому ». | 1 | | |
9. | Ведение мяча в медленном беге. Эстафета с мячом. | 1 | | |
10. | Ведение мяча индивидуально. Игра «Школа мяча». | 1 | | |
11. | Ведение и передачи мяча в парах. Тестирование ведения мяча. | 1 | | |
12. | Закрепление ведения и передач мяча. Игра «Мяч по кругу». | 1 | | |
13. | Ведение, передачи, бросок мяча. Игра «Мяч водящему». | 1 | | |
14. | Закрепление ведения, передач, броска мяча. Игра «Передай другому». | 1 | | |
15. | Совершенствование ведения, передач, броска мяча. Эстафета с мячом. | 1 | | |
16. | Ведение мяча и передачи мяча с изменением направления. Игра «Мяч в корзину» | 1 | | |
17. | Комбинации из освоенных алиментов: ловли ,ведения. передач, броска. Игра «Охотники и утки» | 1 | | |
18. | Подвижные игры с мячом. Игра «У кого меньше мячей». | 1 | | |
19. | Эстафеты с элементами ловли, передачи и ведением мяча. | 1 | | |
20. | Совершенствование ловли передачи мяча. Игра «Точный расчет». | 1 | | |
21. | Эстафеты с гимнастическим обручем. | 1 | | |
Раздел 6: Лёгкая атлетика. - 14 ч |
1. | Развитие скоростных способностей Стартовый разгон. Бег по размеченным участкам дорожки. | 1 | | |
2. | Высокий старт. Финальное усилие. | 1 | | |
3. | Развитие координационных способностей. Эстафеты с бегом на скорость. | 1 | | |
4. | Переменный бег – 3( 4 ) минуты в чередовании с ходьбой. Челночный бег 310 м. | 1 | | |
5. | Равномерный, медленный бег до 3 мин. Тестирование бега 30 м. на результат. | 1 | | |
6. | Развитие силовых способностей и прыгучести | 1 | | |
7. | Бег с ускорением от 10 до 15 м. Прыжок в длину с разбега. Игра «Прыгающие воробышки» | 1 | | |
8. | Прыжки с высоты до 30 см. Жизненно важные движения и передвижения человека. | 1 | | |
9. | Закрепление прыжка в длину. Игры с прыжками с использованием скакалки. Бег до 4 мин. Тестирование прыжка в длину. | 1 | | |
10. | Метание малого мяча с места на дальность. Бег 1000м | 1 | | |
11. | Закрепление метание малого мяча с места на дальность. Игра «Воробьи и вороны» | 1 | | |
12. | Подвижные игры и эстафеты на развитие координации. Игра «Хвостики». | 1 | | |
13. | Метание малого мяча стоя на месте в вертикальную цель, в стену. Игра «Метко в цель». | 1 | | |
14. | Подвижные игры и эстафеты на развитие координации. Правила поведения при купании в водоемах во время летних каникул. | 1 | | |