СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная общеобразовательная программа по предмету «Окружающий природный мир »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная программа по предмету "Окружающий природный мир" для 3 класса группы "Особый ребенок"

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная общеобразовательная программа по предмету «Окружающий природный мир »»



«Согласовано»

Родитель _____________

/ /

«__»__________2018г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

_____________//

«__»____________2018г.

«Утверждаю»

Директор школы _______________

/ /

«__»__________2018г.















Адаптированная общеобразовательная программа

по предмету «Окружающий природный мир »

на 2018/2019 учебный год

учителя Халиловой Анфисы Габдулаухатовны

класс 3

По учебному плану 2 часа в неделю.

Количество часов 68 .

Год составления: ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­2018г.




3. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

    1. Окружающий природный мир:

2 в неделю, 68 часов в год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде

– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

Общая характеристика учебного предмета:

Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.

В программе выделяются следующие основные задачи:

  • формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;

  • вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);

  • создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

  • обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к обще­нию;

  • воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаи­модействия, развивать субъектно-объектные отношения;

- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

  • учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуни­кативных высказываний);

  • знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;

  • формировать представления о явлениях природы, сезон­ных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);

  • формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвиже­ния, питание);

  • развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);

  • закреплять полученные представления в процессе различ­ных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельно­сти;

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта окружающий природный мир обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой

Планируемые результаты изучения учебного курса

Личностные планируемые результаты:

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

- определяет состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает эмоциональные состояния других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства;

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- избегает конфликтных ситуаций;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах, в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)

- стремится помогать окружающим

Биологический уровень

- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и т.д.)

- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

Осознает себя в следующих социальных ролях:

- семейно – бытовых;

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Ответственность за собственные вещи

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

- принимать и оказывать помощь.

Планируемые предметные результаты:

  • узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;

• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

• использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;

• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;

• контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

• осознавать свою неразрывную связь с природой;

• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Базовые учебные действия.

Предметные компетенции.

Различать домашних животных. Способы передвижения.

Различать времена года по характерным признакам.

Различать явления природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы со временем года.

Классифицировать предметы по образцу, показу и словесной инструкции.

Участвовать в беседе: слушать собеседника, не перебивая.


  1. СОДЕРЖАНИЕ учебного предмета

Наименование темы, разделы, блоки, модули

кол-во часов

1


2

3

4

5

6

7

8


9


10

11

12

13

14


15

16

17

18

19


20

21

22

23


24

25

26

27

1.Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, изменения окраски листьев на деревьях, листопад, увядание трав, отлет птиц.

2. Улица, на которой расположилась школа. Правила поведения на улице.

3. Трамвай, автобус, троллейбус. Назначение. Правила уличного движения.

4. Овощи: свекла, капуста: цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.

5. Бахчевые культуры: арбуз. Цвет, величина, форма, вкус.

6. Ягоды: клюква, земляника: окраска, форма, запах, вкус. Где растут.

7. Осенние цветы: астры, георгины. Различение по внешнему виду.

8. Деревья: сосна, тополь. Распознавание деревьев. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена сосны, тополя. Общие и отличительные признаки.

9. Комнатные цветы: традесканция, душистая герань. Различение, уход за комнатными растениями.

10. Изменение в природе в декабре.

11. Наблюдения за поведением птиц зимой.

12.Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, снегопады, метели.

13. Детские развлечения зимой.

14. Домашние животные: корова, лошадь. Где живут, чем питаются, какую пользу приносят человеку.

15. Сравнение коровы и лошади по внешнему виду.

16. Дикие животные: ёж, белка. Части тела, питание, способ передвижения.

17. Сравнение ежа и белки.

18. Сравнение диких и домашних животных.

19. Дикие птицы: воробей, ворона, грач. Величина птицы. Части тела птицы. Чем покрыто тело. Подкормка птиц зимой. Польза, приносимая людям.

20. Различение птиц: воробей, ворона, грач.

21. Домашние птицы: утка. Основные части тела, питание. Уход за утками.

22. Сравнение диких птиц с домашними.

23. Признаки весны: потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, прилет птиц.

24. Детские развлечения весной.

25. Сезонные работы в саду, на огороде.

26. Цветы: одуванчик, ромашка. Название, Распознавание цветов.

27. Насекомые: муха, бабочка. Называние, внешний вид, где живет.

2


2

2

2

2

2

2

2


2


2

2

2

2

3


3

3

3

3

3


3

3

3

3


3

3

3

3

Итого:


68


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Окружающий природный мир


Тема

часы

Дата

Личностные

Коррекционные Предметные

Задачи

Базовые учебные действия

1




2


3


4


5


6


7


8




9



10

11


12


13

14



15


16


17

18


19




20


21


22

23



24

25

26


27


1.Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, изменения окраски листьев на деревьях, листопад, увядание трав, отлет птиц.

2. Улица, на которой расположилась школа. Правила поведения на улице.

3. Трамвай, автобус, троллейбус. Назначение. Правила уличного движения.

4. Овощи: свекла, капуста: цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.

5. Бахчевые культуры: арбуз. Цвет, величина, форма, вкус.

6. Ягоды: клюква, земляника: окраска, форма, запах, вкус. Где растут.

7. Осенние цветы: астры, георгины. Различение по внешнему виду.

8. Деревья: сосна, тополь. Распознавание деревьев. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена сосны, тополя. Общие и отличительные признаки.

9. Комнатные цветы: традесканция, душистая герань. Различение, уход за комнатными растениями.

10. Изменение в природе в декабре.

11. Наблюдения за поведением птиц зимой.

12.Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, снегопады, метели.

13. Детские развлечения зимой.

14. Домашние животные: корова, лошадь. Где живут, чем питаются, какую пользу приносят человеку.

15. Сравнение коровы и лошади по внешнему виду.

16. Дикие животные: ёж, белка. Части тела, питание, способ передвижения.

17. Сравнение ежа и белки.

18. Сравнение диких и домашних животных.

19. Дикие птицы: воробей, ворона, грач. Величина птицы. Части тела птицы. Чем покрыто тело. Подкормка птиц зимой. Польза, приносимая людям.

20. Различение птиц: воробей, ворона, грач.

21. Домашние птицы: утка. Основные части тела, питание. Уход за утками.

22. Сравнение диких птиц с домашними.

23. Признаки весны: потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, прилет птиц.

24. Детские развлечения весной.

25. Сезонные работы в саду, на огороде.

26. Цветы: одуванчик, ромашка. Название, Распознавание цветов.

27. Насекомые: муха, бабочка. Называние, внешний вид, где живет.

2




2


2


2


2


2


2


2




2



2

2


2


2

3



3


3


3

3


3




3


3


3

3



3

3

3


3


Проявляет интерес к окружающим предметам

Принятие и освоение социальной роли обучающегося.

проявляет собственные чувства

Готовность к сотрудничеству

Проявляет интерес к совместной деятельности.

Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость

Произвольно воспринимает информацию

Формирование бережного отношения к материальным ценностям.

Формирование адекватной оценки своих достижений. 

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Мотивация учебной деятельности.

Адекватная мотивация учебной деятельности

Формирование адекватной оценки своих достижений. 

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Формирование бережного отношения к материальным ценностям.

Проявлять собственные чувства, желания, познавательную активность.

Доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость.

Ценностное отношение к миру.

Элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы

Совместно с учителем отбирать картинки с изображением осени

Показывает и берет предмет одежды, называемый учителем

Умение наблюдать за действиями педагога

Рассматривает лист, раскрашивает

наблюдать изменения в природе

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

Умение рассматривать картинки в книге, на мониторе.

узнавать изученные природные объекты.

Узнавать и выделять объект (елка) среди 2-3х совместно с учителем

Узнавать и определять объекты окружающей действительности.

Различать объекты природы и рукотворного мира;

Наблюдать за природой.

Узнавать и выделять предметы одежды среди 2-3х совместно с учителем.

Умение работать с пиктограммами по теме «растения»

различать живые объекты природы (звери) на пиктограммах

Умение отличать насекомых от животных (узнавание)


Понимать словесную (жестовую) инструкцию



выполняет действие способом рука


Выполняет действие по инструкции совместно с учителем


выполняет стереотипную инструкцию


Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению.

проводить несложные наблюдения в окружающей среде


Подражает действиям

Принимать помощь

Умение вступать в контакт

Узнавать объекты окружающей природы.

Узнавать знакомые объекты окружающей природы.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!