1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» 6класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе:
-
Федерального закона об образовании № 273-ФЗ от 29.12.2012г.
-
2. СанПиН 2.4.2.3286 – 15, утверждённый главным государственным санитарным врачом Российской Федерации ( Постановление от 10 июля 2015 года № 26)
-
АООП образования обучающихся с средней умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями ) ( вариант 2 )
-
Учебного плана МБОУ «Первомайская сош»
Программа «Природоведение» автор Н. Т.М. Лифановой, Е.Н.Соломиной, сборник программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида , издательство «Просвещение», 2015год, под редакцией Воронковой.
Цель: изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, о природных сообществах, об организме человека и охране его здоровья.
Основными задачами курса «Природоведение» являются:
-
сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;
-
демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
-
формирование специальных и обще-учебных умений и навыков;
-
воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
-
воспитание социально значимых качеств личности.
Образовательно-коррекционные:
1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека.
2. Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.
3. Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.
4. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.
Воспитательно-коррекционные:
1. Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным.
2. Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке.
3. Формирование здорового образа жизни.
4. Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.
5. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие и коррекция познавательной деятельности
2. Развитие и коррекция устной и письменной речи.
3. Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы на уроках природоведения.
Рабочая программа составлена для индивидуального обучения на дому (при котором отводится только 17 часа в год), то количество часов на изучение отдельных тем значительно сокращено.
2. Результаты освоения учебного предмета
узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;
контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
осознавать свою неразрывную связь с природой;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
3.Содержание учебного предмета
- Растительный мир
· Животный мир
· Объекты природы
· Временные представления
«Растительный мир»: узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок). Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека.
«Животный мир»: знание строения домашнего (дикого) животного, птицы, насекомого. Знание основных признаков животного, птицы, насекомого, рыбы. Знание питания животных, птиц, насекомых.
«Объекты природы»: Узнавание Солнца, Луны, небесных тел. Знание значения солнца, луны в жизни человека и в природе. Узнавание глобуса – модели Земли. Знание значения воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба. Узнавание (различение) суши (водоема), леса. Узнавание воды, огня. Знание свойств воды, огня. Знание значения воды, огня в природе и жизни человека.
«Временные представления»: сутки, неделя, год, временные явления природы.
Направления деятельности обучающихся:
· виды деятельности со словесной (знаковой) основой: работа с учебником, слушание объяснения учителя, беседа.
· виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: наблюдение за различными объектами, объяснение наблюдаемых объектов, просмотр мультимедийных презентаций.
· виды деятельности с практической (опытной) основой: выполнение практических работ, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры.
4.Тематическое планирование по предмету «Окружающий природный мир» 7 класс
№ п/п | Содержание программного материала | Кол-во часов |
1. | Раздел: Растительный мир. Многообразие растений (дерево, куст, трава) | 1 |
2. | Различение частей растений (корень, ствол, ветка, стебель, лист, цветок). Знание значения частей растения | 1 |
3. | Знание значения растений в природе и в жизни человека | 1 |
4 | Раздел: Животный мир. Основные признаки животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. (домашние и дикие животные) | 1 |
5 | Домашние животные (корова). Внешний вид. Чем питается. Корова. Какую пользу приносит человеку. Разведение коров | 1 |
6 | Различение диких животных. Дикие животные. Лиса. Внешний вид. Повадки. Питание. Польза.Подготовка диких животных к зиме. | 1 |
7 | Насекомые (жук, муравей). Внешний вид, где живут, приносимые вред или польза. Знание строения насекомого | 1 |
8 | Способы передвижения насекомых. | 1 |
9 | Раздел: Объекты природы. Формы земной поверхности. | 1 |
10 | Лес. Соблюдения правил поведения в лесу. Листопад. | 1 |
11 | Различение растений леса. Различение животных леса. | 1 |
12 | Луг. Узнавание луга. Значение луга в природе и жизни человека. Узнавание луговых цветов. Узнавание животных луга. | 1 |
13. | Знание свойств воды. Значение воды в природе и жизни человека. | 1 |
14. | Огонь. Значение огня в жизни человека. Знание свойств огня (полезные свойства и отрицательные свойства). Соблюдение правил обращения с огнем. | 1 |
15. | Раздел: Временные представления. Сутки. Различение частей суток. Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Месяцы. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. | 1 |
16 | Итоговая контрольная работа. | 1 |
17 | Анализ контрольной работы. Соотнесение месяцев с временами года. Времена года по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. | 1 |
Приложение к тематическому планированию по окружающему природному миру 7 класса с учетом программы воспитания
№ п\п | Название раздела | Модуль школьный урок рабочей программы воспитания |
1 | Раздел: Растительный мир | установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности |
2 | Раздел: Животный мир. | личный пример добропорядочности и уважения друг к другу |
3 | Раздел: Объекты природы | инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся, включение в урок игровых процедур |
4 | Раздел: Временные представления. | инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся |