СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная общеобразовательная программа для обучающегося 7 класса ( надомное обучение )

Нажмите, чтобы узнать подробности

АОП разработана с учетом индивидуальнх особенностей детей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная общеобразовательная программа для обучающегося 7 класса ( надомное обучение )»




ОБЛАСТНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУРСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»




«Согласовано» «Утверждено» на заседании МС

Родитель: Председатель МС:

__________ Ротмистровская Л.И.

___________

Дата: 1.09.2018 год Дата: 1.09. 2018 год



«Утверждено»

Директор ________ Сеин П.В.

Дата: 1.09.2018 год





Адаптированная основная общеобразовательная программа

на 2018 – 2019 уч. г.

обучающегося 7 Б класса









Ответственный за реализацию программы

Кийко Ирина Андреевна

Курск 2018





Пояснительная записка

Адаптированная основная общеобразовательная программа составлена на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, М., «Владос», 2011г., т.к. она наиболее приемлема для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и рассчитана на один учебный год. Программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности обучающегося, способствует его умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающемуся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы ему для социальной адаптации.

В основу адаптированной программы легла следующая нормативно-правовая база:

ОКОУ «Курская школа» в своей деятельности руководствуется Федеральным Законом от 29 декабря 2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ), Конвенцией о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, вступила в силу 2 сентября 1990 года), Федеральным Законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Законом Курской области от 17 февраля 2000 г. № 13-ЗКО «Об образовании в Курской области» (в редакции от 30.12.2004) № 92-ЗКО, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Примерной адаптированной основной образовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Примерной адаптированной основной образовательной программой начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития; Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010; Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными актами в области защиты прав ребенка, законами и иными нормативно-правовыми актами Курской области, решениями и приказами соответствующих органов управления образованием, Ус­тавом и локальными актами Школы.

Цели программы:

  • введение обучающегося в культуру общества;

  • развитие личности ребёнка на основе освоения универсальных способов деятельности;

  • обретение духовно-нравственного опыта и социальной компетентности в условиях усвоения системы знаний, умений и навыков;

  • создание условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование компетентностей в любой предметной области познания.

Задачи программы:

Задачи адаптированной программы определяют направления учебно-воспитательной и коррекционной работы с ребенком.

• продолжить работу по коррекции недостатков развития познавательной деятельности обучающегося путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у него правильного восприятия

• развивать у обучающегося аналитико-синтетическую деятельность, деятельность сравнения и обобщения; совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении работы;

• развивать у обучающегося эстетические чувства, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочное суждение о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

• расширять и уточнять словарный запас обучающейся за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь;

• развивать у обучающейся целенаправленную деятельность, аккуратность, настойчивость и самостоятельность в работе; содействовать нравственному и трудовому воспитанию.

Коррекционная работа включает следующие направления:

- коррекция - развитие памяти;

- коррекция - развитие внимания;

- развитие пространственных представлений и ориентации.

• Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления.

• Развитие основных мыслительных операций:

- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;

- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.

Программа для 7 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания в предыдущих классах. Письмо и развитие речи (2ч. в неделю, 65часов в год), чтение и развитие речи (2ч. в неделю, 64часов в год), математика (2 часа в неделю, 65 часа в учебный год), биология 1 час в неделю(33 часа учебного времени),, география 1 час в неделю(33 часа учебного времени), история России 1час в неделю (33часа учебного времени), история города Курска и Курского края– 1 час в неделю(33 часа учебного времени). Обучающийся должен получить достаточно прочные знания по предметам, быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

В процессе изучения грамматики и правописания у школьника развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. На уроках чтения и развития речи совершенствуются навыки плавного слогового чтения, последовательность пересказывания текста. На уроках математики развиваются устные и письменные вычислительные навыки, расширяют знания по геометрическому материалу. Уроки биологии и географии готовят обучающегося к усвоению систематических биологических и географических знаний, уроки истории знакомят с прошлым нашей Родины, обществознания - дают возможность человеку и ребёнку знать свои права в современном обществе, социально - бытовая ориентировка - сформировать экономико – бытовые навыки и навыки самообслуживания, адаптировать в социуме, трудовое обучение – развивать трудовые навыки.

Основной формой организации обучения школьника является урок.

Технологии обучения:

●проблемное обучение

●создание занимательных ситуаций

●познавательные игры

●работа со схемами-опорами

  • самостоятельная работа

●элементы интерактивных технологий в виде дидактических игр

●практические методы учения

●технологии сотрудничества

Содержание обучения по предметам имеет практическую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего речевого развития и нравственного воспитания ребёнка в процессе овладения учебным предметом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у обучающегося специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Обучение школьника носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут школьнику адаптироваться в обществе. Данная рабочая программа составлена на один учебный год.

Графические навыки: обучающийся Фомин Иван писать самостоятельно может, но пишет, не видя строку, нарушая все правила орфографического режима. В силу своих психофизических особенностей и заболевания (инвалид детства), работает в тетради только с помощью учителя.

Основное оборудование.

• Раздаточный дидактический материал

ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

- итоговая контрольная работа по письму и развитию речи, по математике

Ученик должен получить достаточно прочные навыки письма на основе изучения элементарного курса грамматики, научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме, выполнять вычисления в пределах 10000, владеть географическими и биологическими терминами, ориентироваться в исторических датах и событиях, быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Данная программа представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения. Программа является адаптированной. Программа детализирует и раскрывает содержание образования, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающегося средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предметов, которые определены программой.

















Сформированность учебных навыков

Сформированность учебных навыков на уроках чтения и развития речи.

Чтение послоговое, медленный темп. Речь непонятна для слухового восприятия. Может пересказать небольшой по объёму текст, выделить главную мысль в небольшом в произведении. Доступно чтение по ролям отрывков после тщательной разъяснительной работы учителя. Переносный смысл фраз не понимает, может объяснить смысл некоторых общеупотребимых пословиц.

Сформированность учебных навыков по письму и развитию речи.

Тимур не пишет самостоятельно. Мелкая моторика неловкая, неточная; пишет небрежно, неаккуратно, Почерк неровный, нарушает графический контур букв, интервал при письме. При самостоятельном выполнении заданий допускает ошибки, так как не следит за качеством работы. При списывании часты ошибки из-за слабой концентрации внимания, быстрой утомляемости, слабой переключаемости. Овладел умением правильно по вопросам определять части речи, делать по опорным схемам фонетический разбор односложных слов.

Сформированность учебных навыков по математике.

На уроках математики испытывает большие затруднения. У мальчика не сформировано умение планировать свои действия, мышление конкретное наглядное. Мыслительные процессы тугоподвижные. Вычислительные навыки развиты очень слабо, считает только на конкретном материале, с калькулятором или другого наглядного материала, иногда забывает названия чисел, какое действие выполняет. Задачи самостоятельно решать не может, т. к. не может наглядно представить словесно сформулированные задания, краткую запись не записывает. Знает числовой ряд от 1 до 20, может самостоятельно записать, прочитать числа, числовой ряд от 1 до 100 может читать числа. Задания на построение Тимур выполняет с трудом, так как у него нарушена моторика кисти рук. Геометрические фигуры мальчик различает плохо, путает их названия, чертит с помощью учителя. В тетрадях пишет неаккуратно, списывает с большим количеством ошибок. На уроках неусидчив, часто отвлекается. Несформированность мыслительных операций, пониженная работоспособность способствуют быстрой утомляемости.



Сформированность учебных навыков по географии.

Учебно-познавательный интерес отсутствует, реакция на новизну снижена, Работает под полным контролем учителя. Затрудняется в определении страниц учебника. Речевые навыки сформированы частично. Часто учебный материал предлагается на невербальном уровне: картинка, рисунки, схемы, образцы. Круг представления и понятий географического характера значительно сужен. Способность к восприятию учебного материала крайне низкая. На достаточно хорошем уровне усвоены темы». Растительный мир», «Животный мир» каждой из изученных природных зон. Испытывает трудности в изучении тем: «Географическое положение», Поверхность и полезные ископаемые», «Климат и особенности природы», «Население и его занятия». Причинно-следственные зависимости географического характера в разделе «Природные зоны России» самостоятельно не устанавливает. Трудными в освоении являются темы «Климат и особенности природы», «Географическое положение», «Поверхность и полезные ископаемые», «Водоемы». В таких темах как «Растительный мир», «Животный мир» ориентируется хорошо, с опорой на рисунки и фотографии. Крайне слабо распознает географические объекты и явления по существенному признаку, второстепенные признаки самостоятельно не определяет, картографические навыки сформированы не полностью, соотнесение словесного описания и картографического образа производит со значительной помощью учителя. Географические объекты и явления по словесному описанию самостоятельно не распознает. Словарный запас крайне беден.

Сформированность учебных навыков по истории России.

Учебные навыки по предмету сформированы слабо. Понимает и выполняет лишь простейшие инструкции учителя. Навык работы с учебником сформирован частично. Главную мысль прочитанного выделяет только с помощью учителя. Лентой времени самостоятельно пользоваться не умеет, показать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий не может.

Установление причины и следствия важнейших исторических событий на основе учебного материала возможно только с помощью учителя. Познавательный интерес неустойчив.



УЧЕБНЫЙ ПЛАН

областного казённого специального (коррекционного)

образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

на 2016-2017 учебный год



ПРЕДМЕТЫ

7

кл.

















ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ


1

Письмо и развитие речи

2

2

Чтение и развитие речи

2

3

Математика

2

4

Биология

1

5

География

1

6

История России

1

7

8

9

10

История г.Курска и Курского Края

ИЗО

СБО

Трудовое обучение

1

1

1

2





ИТОГО: максимальная нагрузка


14























Образовательный компонент





























Письмо и развитие речи, чтение и развитие речи

Адаптированная общеобразовательная программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требования к уровню подготовки обучающегося; перечень контрольно-измерительных материалов. Программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи является компенсаторно-адаптационной. Программа детализирует и раскрывает содержание образования, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающегося средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены программой.

Цель программы - ориентация педагогического процесса на преобразование всех сторон личности ребенка, на коррекцию и компенсацию важных психических свойств и качеств.

Задачи программы :

• корригировать недостатки развития познавательной деятельности обучающейся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у неё правильного восприятия;

• развивать у обучающейся аналитико-синтетической деятельность, деятельность сравнения и обобщения; совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении работы;

• формировать элементарные знания основ и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;

• развивать у обучающегося эстетические чувства, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочное суждение о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

• расширять и уточнять словарный запас ребенка за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь;

• развивать у школьника аккуратность, настойчивость и самостоятельность в работе; содействовать нравственному и трудовому воспитанию.



Адаптированная общеобразовательная программа составлена таким образом, чтобы помочь усвоить определённый объём знаний по письму и развитию речи ребёнку, который не справляются с базовой программой коррекционной школы в силу своего психофизического развития. Внимание рассеянное, память очень слабая. Иван запоминает правила механически, не может объяснить выбор орфограмм, работает по образцу или при непосредственной пошаговой помощи учителя. Производит фонетический разбор слов(несложные случаи), устанавливает связь слов в предложении, с трудом называет части речи, испытывает значительные трудности в построении и распространении предложений.

Содержание программы по письму и развитию речи

В начале учебного года повторяется материал, пройденный в предшествующий период обучения .

Звуки и буквы

В 7 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Обучающиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

Слово. С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов различных по произношении, сходных по правописанию (подбор гнезд родственных слов) и др.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим обучающимся для выработки практических навыков устной и письменной речи - обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространения и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному изложению событий. Подготовительные упражнения - ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работы с деформированным текстом создают основу, позволяющую обучающемуся 7 класса овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме ( при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).

Графические навыки у обучающихся формируются главным образом во 2-4 классах, хотя внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах.

Повторение

Простое и сложное предложения. Простые предложения с одно­родными членами. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но. Сложные предложения с союзами и, а, но.

Слово

Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Единооб­разное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е.



Части речи

Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного — род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.

Правописание родовых и падежных окончаний имен прилага­тельных в единственном и множественном числе.

Местоимение. Понятие о местоимении Склонение личных местоимений. Значение местоимений в речи.

Глагол. Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее) и числам.

Неопределенная частица не с глаголами.

Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица -шь, -шься.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Глаголы на -ся (-сь).

Предложение

Простое предложение. Предложения распространённые и нераспространённые. Главные и второстепенные члены предложения.

Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах

Обращение. Знаки препинания при обращении.

Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Связная речь

Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий.

Сочинения по картинам русских и отечественных художников

Сочинение по личным наблюдениям, на материале экскурсий.

Составление рассказа по опорным словам.

Деловое письмо, объяснительная записка, заявление, расписка, доверенность.

Повторение пройденного за год.

Словарь

Антракт, аппарат, бассейн, беречь, бригада, бутерброд, велосипед, гардероб, гастроном, государство, делегат, документ, кабинет, километр, лекарство, литература, манекен, мастер, масштаб, материк, милиция, монтаж, мороженое, мотор, насекомое, население, независимость, паспорт, патриот, планета, платформа, почерк, почтальон, программа, продавец, процент, революция, республика, рецепт, Россия, сантиметр, слесарь, спектакль, стадион, стеречь, температура, токарь, тренер, тренировать, тротуар, универмаг, хирург, хозяйство, центнер, чемодан, экзамен, электричество (57 слов).

Планируемый уровень знаний обучающегося на конец года:

знать

• главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;

• название частей речи, их значение;

• наиболее распространенные правила правописания слов.



уметь :

• писать под диктовку текст, применять правила проверки напи­сания слов;

• разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;

• различать части речи;

• строить простое распространенное предложение, простое пред­ложение с однородными членами, сложное предложение;

• писать изложение и сочинение;

• оформлять деловые бумаги; уметь пользоваться словарём

В соответствии с учебным планом, годовым календарным графиком программа рассчитана на 65 учебных часа (обучение учителем) , 176часов вынесены для самостоятельного обучения («Повторение» -16 часов, «Слово» -20 часов, , « Состав слова»-30 часов,, «Имя существительное» - 25 часов, « Имя прилагательное» -25 ч, «Местоимение -20ч., «Предложение» - 20 часов, « Повторение» - 20 часов).

Учебно-тематическое планирование уроков по письму и развитию речи в 7 классе (2 часа в неделю, обучение на дому)

Разделы (темы)

Кол-во часов

Сам.

Изуч

Контрольные работы

Работы по развитию устной и

письменной связной речи

I.

Повторение

6

16

К. р. (диктант) по теме «Предложение»

Изложен. по картине Бельского

«Новые хозяева»

II.

Слово

9

20

Сам.работа «Гласные и согласные в корне слова»



Состав слова


30

Контр.работа (диктант) по теме «Слово»

Работа с деформированным

текстом

III

Имя

существительное

16

25

Контр.работа (диктант) «Склонение существительных ед. числа». Сам.работа по теме «Имя существительное»


Сочинение «Поздняя осень».

IV

Имя

прилагательное

7

25

Контр.работа (диктант) «Имя прилагательное» Сам. работа «Склонение имен прилагательных ед. ч.»

Контр.работа (диктант) по теме «Склонение имён прилагательных мн. ч.»



V

Местоимение

11

20

Контр.работа по теме «Личные местоимения»


VII

Предложение

14

20

Контр.работа (диктант) по теме «Предложение»

Изложение по отрывку из .

произведения М.Горького

«Детство»

VIII

Повторение

3

20

Итоговая контрольная работа


ИТОГО часов

65

176






































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ ПИСЬМА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 7 КЛАССЕ (2 часа в

неделю, обучение на дому.


п/п

ТЕМА

I четверть

Дата

1

Повторение. Простое предложение .Главные члены предложения

04.09

2

Простое предложение с однородными членами. Перечисление без союзов , перечисление с одиночным союзом и, а, но

05.09

3

Сложное предложение.

11.09

4

Р.р. Изложение по картине Н.П. Богданова-Бельского «Новые хозяева».

12.09


5

Обобщающий урок по теме «Предложение».

18.09

6

Контрольная работа по теме «Предложение». Анализ контрольной работы и работа над ошибками

19.09

7

Состав слова. Корень. Однокоренные слова

25.09

8

Состав слова. Окончание.

26.09

9

Состав слова. Приставка, суффикс.

02.10

10

Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов.

03.10

11

Самостоятельная работа по теме «Состав слова».

09.10

12

Р.р. Работа с деформированным текстом.

10.10

13

Правописание безударных гласных в корне слова.

16.10

14

Контрольная работа по теме «Слово». Работа над ошибками

17.10

15

Правописание звонких и глухих согласных.

23.10


16

Обобщающий урок по теме «Гласные и согласные в корне слова».

24.10


II четверть


1

Части речи. Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительно­го.

07.11

2

Одушевленные и неодушевленные имена существительные Собственные и нарицательные имена существительные.

13.11

3

Род имен существительных. Существительные мужского и женского рода с шипящей на конце

14.11

4

Падежи имен существительных. Падежные окончания имен

существительных.

20.11

5

1 склонение имен существительных.

21.11

6

2 склонение имен существительных.

27.11

7

3 склонение имен существительных.

28.11

8

Обобщающий урок по теме «Склонение имён существительных единственного числа».

04.12

9

Контрольная работа по теме «Склонение существительных единственного числа». Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

05.12

10

Падежные окончания имен существительных во множествен­ном числе.

11.12

11

Родительный падеж имен существительных во множествен­ном числе.

12.12

12

Морфологический разбор имен существительных.

18.12

13

Контрольная работа по теме «Имя существительное». Работа над ошибками.

19.12

14

Повторение по теме «Имя существительное»

25.12

15

Повторение по теме «Имя существительное»

26.12



IIIчетверть


1

Имя прилагательное как часть речи

15.01

2

Правописание безударных окончаний имен прилагательных женского рода.

16.01

3

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода.

22.01

4

Самостоятельная работа по теме «Склонение имён прилагательных единственного числа».

23.01

5

Склонение имен прилагательных во множественном числе.

29.01

6

Правописание падежных окончаний имен прилагательных множественного числа.

30.01


7

Обобщающий урок по теме «Склонение имен прилагатель­ных».

05.02

8

Контрольная работа по теме «Склонение имен прилагатель­ных». Анализ контрольной работы и работа над ошибками

06.02


9

Местоимение как часть речи. Личные местоимения единственного и множественного числа

12.02


10

Склонение местоимений 1 лица единственного числа

13.02

11

Склонение личных местоимений 1 лица множественного числа

19.02


12

Склонение личных местоимений 2 лица единственного числа

20.02

13

Склонение личных местоимений 2 лица множественного числа лица

26.02


14

Склонение личных местоимений 3 лица единственного числа

27.02

15

Склонение личных местоимений 3 лица множественного числа

05.03

16

Правописание личных местоимений с предлогами. Обобщающий урок по теме «Личные местоимения».

06.03


17

Контрольная работа по теме «Личные местоимения». Анализ контрольной работы и работа над ошибками

12.03


18

Глагол. Изменение глаголов по временам.

13.03

19

Изменение глаголов по временам.

19.03

20

Р.р. Сочинение по картине В.М. Васнецова «После побоища».


20.03


IV четверть


1

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

02.04

2

Предложения распространенные и нераспространенные. Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложения.

03.04

3

Сложные предложения без союзов

09.04

4

Сложные предложения с союзами и, а, но

10.04

5

Упражнения в различении простого и сложного предложения.

16.04

6

Однородные члены предложения с союзами и без союзов.

17.04

7

Р.р. Изложение по отрывку из произведения М.Горького

«Детство» (с. 245).

23.04


8

Однородные члены предложения с повторяющимся союзом и.

24.04

9

Упражнение в постановке знаков препинания при однородных членах предложения

28.04

10

Контрольная работа по теме «Предложение» Анализ контрольной работы и работа над ошибками

07.05

11

Понятие об обращении. Обращение в начале предложения.

08.05

12

Итоговая контрольная работа. Работа над ошибками

14.05

13

Обращение в середине и в конце предложения.

15.05


14

Повторение . Состав слова .

21.05

15

Правописание гласных и согласных в корне слова.



22.05

16

Правописание гласных и согласных в корне слова.

28.05

17

Повторение. Части речи

29.05
















































ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ В 7 КЛАССЕ

На уроках чтения в 7 классе продолжается формирование у обучающегося техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все обучающиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимания содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ним требуется большая методическая вариативность.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателей они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях обучающиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором Для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно, последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев. Давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания обучающихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.



Содержание учебного материала по чтению и развитию речи в 7 классе


Перечень разделов программы

-Из произведений русской литературы XIX века –21час

-Из произведений русской литературы ХХ века - 34 часов

-Устное народное творчество – 8 часов

-Внеклассное чтение - 3 часа


В соответствии с учебным планом, годовым календарным графиком программа рассчитана на 66 учебных часв (обучение учителем) , 75 часов вынесены для самостоятельного обучения («УНТ» -10 часов, «Из произведений русской литературы XIX века» -20 часов, «Из произведений русской литературы ХХ века – 40ч.», внеклассное чтение – 5ч.

Доступные художественные произведения и отрывки из художе­ственных произведений классиков русской и отечественной лите­ратуры. Краткие сведения об их жизни и творчестве.

Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, былины. Литературные сказки.

Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.

На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.

Произведения А.С. Пушкина, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, А.Н. Толстого, В.Г. Короленко, А.П. Чехова.

Произведения A.M. Горького, Н.А. Островского, А.Т. Твардовс­кого, С.Я. Маршака, СВ. Михалкова, Н.П. Кончаловской, К.Г. Паустовского, К.М. Симонова, А. Рыбакова, А.Г. Алексина, Е.И. Носо­ва, Ч.И. Айтматова, Р.П. Погодина.


. Проверка техники чтения обучающегося 2 раза в год.

Выделение главной мысли произведения. Называние главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их по­ступков, подтверждение своего заключения словами текста. Состав­ление характеристики героя с помощью учителя.

Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану.

Выделение в тексте метких выражений, художественных опре­делений и сравнений.

Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изме­нением лица рассказчика.

Заучивание наизусть стихотворений.

Внеклассное чтение

Знание основных сведений из жизни писателей.

Чтение книг из школьной и районной библиотек. Самостоятель­ное чтение статей в газетах и детских журналах.

Обсуждение прочитанных книг, статей. Составление отзывов.

Умение передать главную мысль произведения, оценить поступ­ки действующих лиц.

Литература для внеклассного чтения

Бианки В.В. «Бешеный бельчонок», «Приказ на снегу», «Лупленый Бочок»,

Жюлъ Верн «Дети капитана Гранта».

Сурков А.А. Стихотворения из цикла «Победители» («В громе яростных битв», «Под вечер в гестапо ее привели», «Утро в окопе», «Песня о слепом ба­янисте» Защитник Сталинграда»).



Учебно-тематическое планирование уроков чтения и развития речи в классе (66 ч.)

Разделы (темы)

Кол-во часов

Примечания

I

Устное народное творчество

Сам.изуч.

8

10


II.

Из произведений русской литературы XIX века

Сам.изуч.

21

20


III.

Из произведений русской литературы ХХвека

Сам. изучение

32

40


V

Внеклассное чтение

Сам. изучение

3

5


Всего уроков 64

Сам.изуч. 75















1


Устное народное творчество. Сказки.


03.09

2

Русская народная сказка „Сивка- бурка", знакомство с героями.

05.09

3

Русская народная сказка „Журавль и Цапля", взаимоотношение героев.

10.09

4

Русская народная сказка „Журавль и Цапля", взаимоотношение героев.

12.09

5

Русская народная сказка „Умный мужик". Народная мудрость в сказке.

17.09

6

Былина „Три поездки Ильи Муромца".Сходство былины со сказаой.

19.09

7

Народные песни

24.09

8

Жанры народного творчества. Пословицы. Загадки

26.09


Из произведений русской литературы 19 века


9

А.С.Пушкин. „Сказка о царе Салтане..."Первичное знакомство с героями и событиями

01.10

10

А.С.Пушкин.„Сказка о царе Салтане..."Добро и зло в сказке.

03.10

11

А.С.Пушкин.„Зимний вечер".Образные средства языка.

08.10

12


А.С.Пушкин.„У Лукоморья".Любовь автора к родной земле.

10.10


13

М.Ю.Лермонтов.„Бородино".Описание батальных сцен.

15.10

14

И.А.Крылов.„Кукушка и петух".Высмеивание автором людских пороков.

17.10

15

И.А.Крылов.„Волк и журавль." Олицетворение человеческой жадности.

22.10

16

И.А.Крылов.„Слон и моська."Основная мысль басни.

24.10


II четверть

















1

Н.А.Некрасов.„Генерал Топтыгин." . Обучение выразительному чтению.

07.11

2

Л.Н.Толстой.„Кавказский пленник ".Первичное знакомство с героями и событиями.

12.11

3

Л.Н.Толстой.„Кавказский пленник ".Жизнь и быт татарского народа.

14.11

4

Л.Н.Толстой.„Кавказский пленник".Нравственные качества героев.

19.11

5

Л.Н.Толстой.„Кавказский пленник".Неудачный побег.Обучение подробному

пересказу.

21.11

6

Л.Н.Толстой.„Кавказский пленник".Сопоставительная характеристика Жилина и Костылина.

26.11

7

Л.Н.Толстой.„Кавказский пленник'' .Характеристика Дины, главная мысль произведения.

28.11

8

А.П.Чехов. „Хамелеон".Знакомство с героями.

03.12

9

А.П.Чехов.„Хамелеон".Обучение чтению по ролям.

05.12

10

В.Г.Короленко.„Дети подземелья".Знакомство с героями и событиями.

10.12

12

В.Г.Короленко.„Дети подземелья".Сравнительная характеристика Сони и Маруси

12.12

13

В.Г.Короленко.„Дети подземелья".Обучение краткому пересказу

17.12


Из произведений русской литературы 20 века.


14

А.М.Горький.„Детство".Жизнь в доме деда.

19.12

15

А.М.Горький.„Детство". Обучение пересказу по плану

24.12

16

А.М.Горький «Детство». Образ Алёши.

26.12


III четверть


1

А.М.Горький.„В людях". Нравственные качества хозяев Алеши.

14.01

2

А.М.Горький.„В людях ".Описание жизни Алеши у чертежника

16.01

3

М.В.Исаковский.„Детство".Образные средства языка.

21.01

4

М.В.Исаковский.„Ветер". Олицетворение в стихотворении.

23.01

5

М.В.Исаковский.„Весна". Весеннее пробуждение земли.

28.01

6

К.Г.Паустовский.„Последний черт". Отзывы читателей о деде Митрии.

30.01

7

К.Г.Паустовский.„Последний черт".Тема родины и человека в рассказе.

04.02

8

М.М.Зощенко.„Великие путешественники". Комичные ситуации в рассказе.

06.02

9

М.М.Зощенко.„Великие путешественники". Обучение подробному пересказу.

11.02

10

К.М.Симонов.„Сын артиллериста". Описание военных действий.

13.02

11

К.М.Симонов.„Сын артиллериста". Нравственный подвиг советских солдат.

18.02

12

В.Бианки Рассказы

20.02

13

В.П.Катаев.„Флаг".Подвиг русских моряков-защитников крепости.

25.02

14

Н.И.Рыленков.„Деревья". Роль природы в жизни человека.

27.02

15

Н.И.Рыленков.„Весна без вещуньи-кукушки. Народные приметы в стихотворении.

04.03

16

Н.И.Рыленков.„Все в тающей дымке". Обучение чтению наизусть.

06.03

17

". Ж.Верн «Дети капитана Гранта». Первичное знакомство с рассказом.

11.03

18


Ж.Верн «Дети капитана Гранта». Составление плана пересказа

13.03

19

А.П.Гайдар «Судьба барабанщика».

18.03

20

А.П.Гайдар «Судьба барабанщика». Составление подробного плана пересказа


20.03


IV четверть




1

Ю.И.Коваль. „Капитан Клюквин". Составление характеристики клеста по плану.


03.04

2

Ю.И.Коваль.„капитан Клюквин ".Краткий пересказ по плану.

08.04

3

Ю.И.Коваль.„Картофельная собака".Комизм в поведении собаки.

10.04

4

Ю.И.Коваль.„Картофельная собака". Обучение чтению по ролям.

15.04

5

Ю.И.Коваль.„Картофельная собака".Краткий пересказ части.

17.04

6

Ю.И.Коваль „Картофельная собака". Великий артист Тузик.

22.04

7

Ю.Я.Яковлев„Багульник". Знакомство с героями.

24.04

8

Ю.Я.Яковлев„Багульник'' .Характеристика Косты по плану.

29.04

9

Р.П.Погодин.„Время говорит-пора" .Нравственное поведение Глухова.

06.05

10

Р.П.Погодин„Время говорит- пора" .Жизнь Володи с отцом.

13.05

11

Р.П.Погодин„Время говорит-пора'' .Обучение выразительному чтению.

15.05

12

А.Г.Алексин„29 февраля". Знакомство с героями и событиями.

20.05

13

А.Г.Алексин„29 февраля".Нравственная оценка поступков героев.

22.05

14

К.Я. Ваншенкин « Мальчишка»

27.05

15

К.Я. Ваншенкин «Снежки»

29.05






ЛИТЕРАТУРА

  1. Аксенова А.К.. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М., ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 1999.

  2. Аксенова А.К., Якубовская Э.В.. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М., 1991.

  3. Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. Учебник чтения для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Изд. «Просвещение», 2005 год.

  4. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. – М., 1988.

  5. Воронкова В.В., Петрова В.Г.. К вопросу о дифференциации учащихся вспомогательной школы при обучении русскому языку.

  6. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочие тетради по русскому языку 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - М.: Просвещение, 2004 г. ( №1 (Состав слова), №2 (Имя существительное), №3(Имя прилагательное), №4 (Глагол)

  7. Гнездилов М.Ф.. Методика русского языка во вспомогательной школе. Москва, 1965 г.

  8. Гнездилов М.Ф.. Методика русского языка во вспомогательной школе. Часть вторая – чтение. Москва, 1965 г.

  9. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. VIII вида. 5-9 классы под ред. В.В.Воронковой \Сборник 1 .- М.: ВЛАДОС, 2000 год

  10. Психологический анализ дифференцированного подхода при обучении/ Под ред. В.Г. Петровой. – М., 1993.

  11. Якубовская Э.В. Учебник русского языка для 6 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2006 год.































БИОЛОГИЯ

Адаптированная образовательная программа по биологии представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требования к уровню подготовки обучающегося. Программа детализирует и раскрывает содержание образования, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающегося средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения биологии, которые определены программой.

Цель обучения предмету:

изучение элементарных сведений, доступных школьнику с ограниченными возможностями здоровья, о неживой природе. Обучающийся знакомится с отличительными признаками неживой природы. Особое внимание уделяю экологическим проблемам, связанных с загрязнением окружающей среды.

Задачи:

1.сообщение обучающемуся сведений о строении и жизни растений;

2.проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов), бережного отношения к природе;

3. первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними.

Преподавание биологии в коррекционной школе направляю на коррекцию недостатков интеллектуального развития обучающегося. В процессе знакомства с живой природой развиваю у обучающегося наблюдательность, речь, мышление, учу устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимосвязь живых организмов с неживой природой, взаимосвязь человека с живой природой, влияние на нее.

Планируемый уровень подготовки обучающегося;

• знать строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков;

• знать некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;

• находить разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.

• уметь отличать цветковые растения от других групп (мхов, голосеменных);

• приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);

• различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);

• выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);

• различать грибы и растения.

7 класс

РАСТЕНИЯ. ГРИБЫ И БАКТЕРИИ

(34ч; 1 ч. в неделю)

Введение (2 ч.)

Многообразие живой природы. Значение растений в природе.

РАСТЕНИЯ

Общее знакомство с цветковыми растениями (9 ч.)

Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.

Подземные и наземные органы цветкового растения

Корни и корневые системы. Значение корня в жизни растения. Стебель. Значение стебля в жизни растения. Разнообразие стеблей.

Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Листопад и его значение. Значение листьев в жизни растения.

Цветок. Строение цветка (на примере цветка вишни). Распространение плодов и семян.

Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.

Демонстрация опытов:

1. Условия, необходимые для прорастания семян.

Практические работы:

Органы цветкового растения.

Определение всхожести семян.

Многообразие цветковых растений (покрытосеменных) (13 ч.)

Злаки. Пшеница, рожь. Особенности внешнего строения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.

Лилейные. Лук, чеснок. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).

Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.

Практические работы:

Строение луковицы.

Крестоцветные. Капуста и др.

Пасленовые. Картофель, томат-помидор.

Бобовые. Горох. Бобы.

Маревые. Свекла столовая. Свекла сахарная.

Тыквенные. Огурец. Тыква.

Розоцветные. Яблоня, груша. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.

Сложноцветные. Подсолнечник. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком.

Практические работы:

Строение клубня картофеля.

Многообразие бесцветковых растений (3 ч.)

Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Сравнение сосны и ели. Использование древесины в народном хозяйстве.

Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.

Охрана растительного мира (1ч.)

Бактерии (1 ч.)

Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.

Грибы (1 ч.)

Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора и обработки съедобных грибов.

Повторение (3 ч.

Учебно-тематическое планирование

уроков по биологии в 7 классе

(33 ч.)

Разделы (темы)

Кол-во часов

Практические и лабораторные работы, экскурсии

1.

Введение

Самостоятельное изучение

2 ч.

2 ч.


2.

Общее знакомство с цветковыми растениями

Самостоятельное изучение


9 ч.





10 ч.

Практическая работа:

Органы цветкового растения.

Строение цветка.

Практическая работа «Определение всхожести семян». Правила заделки семян в почву.

3.

Многообразие цветковых растений

13 ч.



13 ч.

Практическая работа:

Строение луковицы.

Самостоятельное изучение


Строение клубня картофеля.


4.

Многообразие бесцветковых растений

Самостоятельное изучение

3 ч.



3 ч.


5

Охрана растительного мира

Самостоятельное изучение

1 ч.



1ч.


6.

Бактерии

Самостоятельное изучение

1 ч.

1 ч.


7.

Грибы

Самостоятельное изучение

1 ч.

1 ч.


8.

Повторение

Самостоятельное изучение

3 ч.

3 ч.



Итого:

67



Обучение учителем

33



Самостоятельное изучение

34




7 класс

РАСТЕНИЯ, ГРИБЫ И БАКТЕРИИ

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата


Введение

2 ч.




1.

Многообразие живой природы.


04.09

2.

Значение растений в природе.


11.09


Общее знакомство с цветковыми растениями

9 ч.




1.

Общее понятие об органах цветкового растения. Практическая работа «Органы цветкового растения».

1ч.

18.09


Подземные и наземные органы цветкового растения




Корни и корневые системы

1ч.




1.

Значение корня в жизни растения.


25.09


Стебель

2ч.




1-

Значение стебля в жизни растения:


02.09

2.

Разнообразие стеблей.


09.09


Лист


2ч.


1.

Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок).


16.09

2.

Листопад и его значение. Значение листьев в жизни растения.


23.09


Цветок


2ч.


1.

Строение цветка (на примере цветка вишни). Практическая работа «Строение цветка».


13.11

2.

Распространение плодов и семян.


20.11


Семя растения

1ч.




1.

Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Практическая работа «Определение всхожести семян». Правила заделки семян в почву.


27.11


Многообразие цветковых растений (покрытосеменных)

13 ч.







Злаки

2ч.




1.

Пшеница.


04.12

2.

Рожь.


11.12


Лилейные

2ч.


1.

Лук. Общая характеристика.


18.12

2.

Чеснок. Общая характеристика.


25.12

1.

Крестоцветные (капуста и др.).

1ч.

15.01

2.

Пасленовые:

а) Картофель. Практическая работа «Строение клубня картофеля».

б) Томат-помидор. Практическая работа «Выращивание рассады».

2ч.



22.01



29.01

3.

Бобовые:

а) Горох

1ч.

05.02

4.

Маревые. Свекла столовая. Свекла сахарная

1ч.

12.02

5.

Тыквенные. Огурец. Тыква.

1ч.

19.02

7.

Розоцветные:

а) Яблоня.

б) Груша.

2ч.



26.02

05.03

8.

Сложноцветные:

а) Подсолнечник.

1ч.

12.03


Многообразие бесцветковых растений

6 ч.



Голосеменные



1.

Сосна и ель — хвойные деревья.

1ч.

19.03

2.

Использование древесины в народном хозяйстве.

1ч.

02.04

3.

Мхи.

1ч.

09.04

4.

Охрана растительного мира.

1 ч.

16.04

5.

Бактерии.

2 ч.

23.04

28.04


Повторение

3ч.

07.05

14.05

21.05



















ГЕОГРАФИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Адаптированная образовательная программа по географии представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требования к уровню подготовки обучающегося. Программа детализирует и раскрывает содержание образования, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающегося средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения социально-бытовой ориентировки, которые определены программой.

Цель программы - дать научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.

Задачи.

Образовательные

  • Дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России, зарубежных стран, своего края.

  • Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов.

  • Помочь усвоить правила поведения в природе.



Воспитательные

  • Содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.

  • Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.



Коррекционно - развивающие

  • Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.

  • Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.

  • Расширять лексический запас. Развивать связную речь.


География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития обучающегося, ребенка с ограниченными возможностями здоровья: он учится ана­лизировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию абстрактного мыш­ления. Систематическая словарная работа на уроках географии рас­ширяет словарный запас ребенка, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи. Изучение географии нашей страны расширяет кругозор обучающегося об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи. Программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционная работа включает следующие направления:

- коррекция - развитие памяти;

- коррекция - развитие внимания;

- развитие пространственных представлений и ориентации.

• Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления.

• Развитие основных мыслительных операций:

- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;

- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.

Адаптированная программа составлена таким образом, что изучаемый материал опирается на ранее усвоенные сведения, а также подготавливает детей к изучению последующих тем.

Данная рабочая программа составлена на один учебный год.

Ситуациям, с которыми им предстоит встретиться и которые им придется решать. Все это невозможно без оснащения их определенным багажом знаний и умений, необходимых для первоначальной успешной интеграции в социум.

Элементарный курс социально-бытовой ориентировки направлен на коррекцию высших психических функций обучающихся с целью практической подготовки учащегося с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду.

Основной формой организации обучения на уроках социально-бытовой ориентировки учащихся является урок.

Технологии обучения:

●перспективно-опережающее обучение

●проблемное обучение

●тестирование и программированные опросы

●создание занимательных ситуаций

●дифференцируемые задания

●познавательные игры

●информационно-коммуникативные технологии

●эвристические беседы

●работа со схемами-опорами

●самостоятельная работа

●личностно ориентированная коллективная творческая деятельность

●элементы технологии уровневой дифференциации

●элементы технологии коммуникативного обучения

●элементы технологии совместной продуктивной деятельности

●элементы интерактивных технологий в виде дидактических игр

●практические методы учения

●технологии сотрудничества

В соответствии с учебным планом, годовым календарным графиком программа рассчитана на 33 учебных часа (обучение учителем) , 33часа вынесены для самостоятельного обучения («Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика)» -5ч, «Размещение природных зон на территории России»-1ч., «Природные зоны России» - 27 ч, «Повторение»-1ч.).

Планируемый уровень подготовки обучающегося:

планируемый уровень подготовки учащегося на конец учебного года

Планируемый уровень знаний:

  • положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;

  • пояса освещенности, в которых расположена наша страна;

  • природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря;

  • природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;

  • типичных представителей животного и растительного мира в каждой природной зоне;

  • хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне;

  • экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;

  • правила поведения в природе;

  • расположение географических объектов на территории России, указанных в рабочей программе.

  • положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе; пояса освещенности, в которых расположена наша страна; природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря;

  • природные условия и богатства России, возможности исполь­зования их человеком;

  • типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;

  • основное население и его занятия в каждой природной зоне и в своей области;

  • особенности географического положения своей местности и ее природы;

  • основные мероприятия по охране природы в России, в своей области; правила поведения в природе;

  • расположение географических объектов на территории России, указанных в программе.


Планируемый уровень умений:

  • показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте, карте природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;

  • показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;

  • устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;

  • делать несложные макеты изучаемых природных зон;

  • показывать границы России на глобусе, карте полушарий, фи­зической карте и природных зон России, давать элементарное опи­сание природы по зонам, пользуясь планом и картами;

  • показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их на­звания на контурную карту;

  • устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;

  • выполнять простейшие зарисовки географических объектов; делать несложные макеты изучаемых природных зон; принимать простейшие меры по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе.



Учебно – тематическое планирование в 7 классе ( обучение на дому)

( 34 часа)

Разделы (темы)

Кол-во часов

Контрольные, самостоятельные, практические, лабораторные работы, экскурсии

Примечания

I.

Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика)

6

  • Обозначение границ России на контурной карте полушарий.

  • Вычерчивание простейших схем структуры народного хозяйства.

  • Заполнение таблицы «Различия в природе и хозяйстве европейской и азиатской частей России».





Размещение природных зон на территории России

1

II.

Природные зоны России

27

(по теме «Природные зоны России»)

  • Работа с физической картой и картой природных зон России.

  • Нанесение на контурные карты изученных объектов и надпи­сывание их названий.

  • Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.

  • Изготовление из бумаги условных знаков полезных ископа­емых для работы с магнитной картой (природных зон России).

  • Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих понять причинно-следственные зависимости.

  • Изготовление несложных макетов по различным природным зонам.

Итоговая контрольная работа «Природные зоны России»



Зона арктических пустынь

3

Зона тундры

4

Лесная зона

9

Зона степей

4

Зона полупустынь и пустынь

3

Зона субтропиков

1

Высотная поясность в горах

2

 Итого часов:

33ч.





























Календарно – тематическое планирование уроков географии

7 класс (обучение на дому)

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) – 6 часов

1

Географическое положение России на карте мира Европейская и Азиатская части России

1

01.09

2

Административное деление России Разнообразие рельефа

1

08.09

3

Полезные ископаемые, их основные месторождения Климат России

1

15.09

4

Водные ресурсы России, их использование Население России. Народы России

1

22.09

5

Промышленность Сельское хозяйство Транспорт.

1

29.09

6

Экономическое развитие европейской и азиатской частей России

1

06.10

Природные зоны России – 27 часов

7

Размещение природных зон на территории России Карта природных зон

1

13.10

Зона арктических пустынь – 3 часов

8

Положение на карте

1

20.10

9

Климат Растительный и животный мир


1

27.10



10


2четверть


Население и его основные занятия Северный морской путь


1


10.11

Зона тундры – 4 часа

11

Положение на карте. Рельеф, полезные ископаемые Климат. Водоемы тундры

1

17.11

12

Растительный мир Животный мир

1

24.11

13

Хозяйство. Население и его основные занятия Города: Мурманск, Нарьян-Мар, Воркута, Норильск

1

01.12

14

Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры

1

08.12

Лесная зона – 9 часов

15

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые Климат

1

15.12

16

Реки, озера, каналы Растительный мир. Хвойные леса (тайга)

1

22.12

17

Смешанные и лиственные леса Животный мир Пушные звери

1

29.12


18

3 четверть

Значение леса Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промышленность и хозяйство Центральной России


1


19.01

19

Города Центральной России Особенности развития хозяйства Северо – Западной России

1

26.01

20

Города Северо – Западной России: Санкт – Петербург, Архангельск Новгород, Псков, Калининград

1

02.02

21

Западная Сибирь Восточная Сибирь Дальний Восток

1

09.02

22

Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса

1

16.02

23

Обобщающий урок по лесной зоне

1

02.03

Зона степей –4 часа

24

Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки

1

16.03

25

Растительный мир Животный мир

1

23.03

26

Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск Города степной зоны : Самара, Саратов, Волгоград

1

06.04


4 четверть

Зона полупустынь и пустынь -3 часа



27

Охрана природы зоны степей

1

13.04


28

Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые Климат. Реки

1

20.04

29

Растительный мир Животный мир

1

27.04

30

Города зоны полупустынь и пустынь

1

04.05

Зона субтропиков – 1 часа

31

Положение на карте. Особенности природы Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города – курорты (Сочи, Туапсе, Анапа, Геленджик). Город Новороссийск

1

11.05

Высотная поясность в горах – 2 часа

32

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа

1

18.05

33

Города и экологические проблемы Урала Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города

1

25.05


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География. 6 класс, М., «Просвещение», 2008 г.

  2. Т.М. Лифанова Рабочая тетрадь по начальному курсу физической географии 6 класс, М.Просвещение, 2001 г.

  3. Т.М. Лифанова, Н.Б. Пшеничная «Знаешь ли ты географию». Программированные задания 6 класс, М., Просвещ.,2002 г.

  4. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина География России 7 кл., М., Просвещ.,2004 г.

  5. Т.М. Лифанова Рабочая тетрадь по физической географии России. 7 класс М., Просвещение, 2000 г.





История России

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в общество.

В курсе «Истории России» материал сосредоточен на крупных исторических событиях, жизни, быте людей данной эпохи, даётся отчётливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий способствует лучшему запоминанию их последовательности.

На уроках истории используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с историческими картами, схемами, «Лентой времени», просмотр и разбор кинофильмов. Живое слово играет ведущую роль в обучении истории Применение многообразных наглядных средств формирует у ученика умение представлять себе, как жили люди в определённую историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов – важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.

Введение. Что такое история. Что изучает история. Как пользоваться книгой по истории. Как и по каким источникам мы узнаём о жизни людей в прошлом. Устные, вещественные и письменные памятники истории. Наша Родина – Россия. Кто живёт рядом и вокруг России. Наша страна на карте. Государственные символы России. Глава нашей страны. Как изучается родословная людей. Родословная моей семьи. Счёт лет в истории. «Лента времени».

История нашей страны древнейшего периода. Кто такие восточные славяне. Легендарная история происхождения славян и земли русской. Роды и племена восточных славян и их старейшины. Как жили наши предки – восточные славяне в далёком прошлом. Славянская семья и славянский посёлок. Хозяйство, основные занятия и быт восточных славян. Обычаи и верования, мудрецы и старцы-предсказатели. Соседи восточных славян, торговые отношения с ними. Славянские воины и богатыри. Оружие и доспехи. Дружинники. Объединение восточных славян под властью Рюрика.

Киевская Русь. Образование государства восточных славян – Киевской Руси или Древней Руси. Первые русские князья: Олег, Игорь, Святослав. Княгиня Ольга. Княжеская дружина и укрепление единой верховной власти князя. С кем воевала Киевская Русь: древляне, печенеги, хазары, греки. Крещение Руси при князе Владимире и воеводе Добрыне. Образование Русской Церкви под управлением патриарха Константинополя. Священники и проповедники, Святые люди и подвижники. Образование первых русских монастырей. Былины – источник знаний о Киевской Руси. Гусляры-сказочники и их былины. Былинные богатыри – спасители земли русской. Культура и искусство Древней Руси. Древнерусские ремесленники, иконописцы, белокаменное строительство, образование и грамотность. Летописи и летописцы. «Повесть временных лет».

Повторение

Планируемый уровень знаний на конец года: какие исторические даты называются точными, приблизительными.

Планируемый уровень умений на конец года: пользоваться учебником, ориентироваться в иллюстрациях, повторять за учителем исторический материал с опорой на наглядность.

Учебно-тематическое планирование уроков по истории (33ч)

Разделы (темы)

Кол-во часов

Контрольные, самостоятельные, практические работы.

Часы самостоятельной работы обучающегося

Введение

10


20

История нашей страны древнейшего периода

8


16

Киевская Русь

14


28

Повторение

1


2

 ИТОГО часов

33


66


История России (1ч/нед)

п\п

Тема урока

Дата


1 четверть


Введение. Что такое история. Что изучает история.

05.09

Как пользоваться книгой по истории.

12.09

Устные, вещественные и письменные памятники истории.

19.09

Наша Родина – Россия.

26.09

Кто живёт рядом и вокруг России. Наша страна на карте.

03.10

Государственные символы России.

10.10

Глава нашей страны.

17.10

Как изучается родословная людей.

24.10


2четверть


Родословная моей семьи.

07.11

Счёт лет в истории. «Лента времени».

14.11

История нашей страны древнейшего периода. Кто такие восточные славяне.

21.11

Легендарная история происхождения славян и земли русской.

28.11

Роды и племена восточных славян и их старейшины.

05.12

Славянская семья и славянский посёлок.

12.12

Хозяйство, основные занятия и быт восточных славян.

19.12

Обычаи и верования, мудрецы и старцы-предсказатели.

26.12


3четверть


Соседи восточных славян, торговые отношения с ними.

16.01

Славянские воины и богатыри. Оружие и доспехи. Дружинники.

23.01

Объединение восточных славян под властью Рюрика.

30.01

Образование государства восточных славян – Киевской Руси или Древней Руси.

06.02

Первые русские князья: Олег, Игорь, Святослав. Княгиня Ольга.

13.02

Княжеская дружина и укрепление единой верховной власти князя.

20.02

С кем воевала Киевская Русь: древляне, печенеги, хазары, греки.

27.02

Крещение Руси при князе Владимире и воеводе Добрыне. Образование Русской Церкви.

06.03

9.

Священники и проповедники, Святые люди и подвижники.

Образование первых русских монастырей.

13.03

10

Былины – источник знаний о Киевской Руси.

20.03


4четверть


Гусляры-сказочники и их былины. Былинные богатыри – спасители земли русской.

03.04

Культура и искусство Древней Руси.

10.04

Древнерусские ремесленники, иконописцы, белокаменное строительство.

17.04

Белокаменное строительство.

24.04

Образование и грамотность.

8.05

Летописи и летописцы. «Повесть временных лет».

15.05

Повторение.

22.05









































История Курского края и города Курска

Курский край и город Курск являются частью системы исторического образования. Данный курс рассчитан на 32 часа в год из расчёта 1 час в неделю.

Цели программы: формирование у учащегося целостных представлений о Курском крае; развитие личности учащегося, приобщение к национальной и региональной культуре.

Образовательные задачи: расширить представления о своей семье, их участии в жизни родного края; формировать знания о географическом положении родного края, его традициях и обычиях, духовной жизни курян; познакомить с жизнью и деятельностью знаменитых земляков; формировать умение описывать достопримечательности и памятники родного края.

Коррекционно-развивающие задачи: корригировать и развивать процессы мышления, памяти, воображения, расширять лексический запас, формировать связную речь.

Воспитательные задачи: воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, гордость за принадлежность к своей нации; воспитание учащегося на положительном примере жизни и деятельности знаменитых земляков, понимание ценности и значимости каждой человеческой жизни; воспитание бережного отношения к традициям края, родной природе.

Основная форма организации учебного процесса – комбинированный урок. Дополнительным источником знаний по предмету являются экскурсии. На всех уроках используется разнообразный наглядный материал.

Исходя из особенностей учащегося, применяются элементы проблемного обучения, которые способствуют созданию мотивации. Сделать учебный процесс более увлекательным и интересным помогают игровые технологии. Их можно использовать в качестве урока-путешествия. Дидактические игры на уроках пополняют, углубляют и расширяют знания, вызывают положительные эмоции, способствуют самоутверждению ребёнка. Улучшить качество обучения, повысить мотивацию помогает внедрение ИКТ. Одно из ведущих мест в процессе обучения занимают личностно-ориентированные технологии, которые предоставляют возможность реализоваться опираясь на свой опыт, способности, интересы, ценностные ориентиры. При этом очень важен здоровьесберегающий компонент.

Программа. Введение. Что изучает история Курского края и города Курска. История Курского края и города Курска – часть истории России. История семьи – часть истории Курского края и города Курска. Источники и методы изучения родного края. Название населённого пункта в котором мы живём, что оно означает. Понятия «краеведение», «краевед». Семья как источник краеведения. Архивные и музейные фонды - источник краеведения.

Мой дом, моя семья. Моя фамилия, имя, отчество. Дом, в котором я живу. Члены моей семьи, их имена и отчества. Профессии родителей. Старшие и младшие в семье. Отношение членов семьи друг к другу, уважение старших. Обязанности в семье. Семейный досуг. Семейные традиции. Понятия «род», «предки», «потомки», «родословная», «генеалогическое древо». Родословная и генеалогическое древо моей семьи.

Географическое положение, природа нашего края. Знакомство с картой области. Территория, положение на карте России. Соседи нашего края. Ландшафт и водные ресурсы. Климатические особенности. Растительный и животный мир. Экологические проблемы. Природные памятники и их охрана. Заповедник. Красная книга области.

Традиции и обряды земли родной. Быт курян. Состав семьи. Внутреннее убранство избы. Посуда, столовые приборы. Русские печи и бани. Традиционная одежда курян. Особо почитаемые праздники на Курской земле. Старинные песни, хороводы, частушки, прибаутки. Понятия «обряд», «традиция». Коренская ярмарка и крестный ход с иконой Божией Матери «Знамение».

Таланты Курского края. Известные писатели и поэты, актёры, художники и музыканты. Имена людей в названиях улиц, зданий.

Духовная жизнь курян. Феодосий Печерский – православный монах, святой Русской церкви, почитаемый в лике преподобного, основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русских землях. Серафим Саровский – чудотворец, святой Русской церкви, почитаемый в лике преподобного. Храмы нашего края. Иконописная школа Курской Православной духовной семинарии.

Итоговое повторение.

Планируемый уровень на конец года: знать историю своей семьи, название нашего края, уметь кратко описывать памятные события и известных земляков.

Учебно-тематическое планирование уроков по истории Курского края и города Курска (33ч)

Разделы (темы)

Кол-во часов

Контрольные, самостоятельные, практические, работы, экскурсии

Часы самостоятельной работы обучающегося

1.

Введение.

3


6

2.

Мой дом, моя семья.

3


6

3.

Географическое положение, природа нашего края.

6


12

4.

Традиции и обряды земли родной.

7


14

5.

Таланты Курского края.

9


18

6.

Духовная жизнь курян.

4

Экскурсия в храм.

8

7.

Итоговое повторение.

1


2


Итого

33


66























История Курского края и города Курска(1ч/нед)

п\п

Тема урока

Дата


1 четверть


Что изучает История Курского края и города Курска.

04.09

Музеи и архивы края – хранители истории края.

11.09

Моя малая родина.

18.09

Моя семья. История моей семьи.

25.09

Занятия моих предков.

02.10

Мой город, моя улица, мой дом.

09.10

Географическое положение нашего края.

16.10

Климатические особенности.

23.10

Ландшафт и водные ресурсы.

27.10


2четверть


Растительный и животный мир

13.11

Заповедник «Стрелецкая степь».

20.11

Красная книга области.

27.11

Быт курян.

04.12

Внутреннее убранство избы.

11.12

Традиционная одежда курян.

18.12

Праздники на Курской земле Старинные песни, хороводы, частушки, прибаутки.

22.12


3четверть


Игры наших предков.

15.01

Обряды земли Курской.

22.01

Коренская ярмарка.

29.01

Крестный ход с иконой Божией Матери «Знамение».

05.02

Слово об А.А. Фете.

12.02

Писатель Е.И. Носов.

19.02

Н.Н. Асеев.

26.02

Актёр М.С. Щепкин

05.03

Певица Надежда Плевицкая

12.03

Г. И. Шелихов –«Колумб Российский».

19.03


4четверть


Композитор Г.В. Свиридов.

02.04

Художник Александр Дейнека.

09.04

Скульптор Вячеслав Клыков.

16.04

Феодосий Печерский – родоначальник российской духовности.

23.04

Преподобный Серафим Саровский – чудотворец.

28.04

Коренная Пустынь – духовный символ России.

07.05

Икона Курского края. Экскурсия в храм.

14.05

Итоговое повторение.

21.05




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!