СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку (надомное обучение)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающего 8 класса (N.), учебный план которого реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями), обучающегося на дому,  разработана на основе...

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку (надомное обучение)»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 62 IIIIV ВИДА»



«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

_______ /Соболеева М.С./

«__26_» _августа_________ 2020 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ________/Доржиев Б.Д./

«__26__» августа______2020 г.










АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




п о предмету (курсу и т.д.) русский язык

К ласс 8, VIII вид (вариант 1)

К оличество часов по программе 68 часов

С рок реализации программы 2020-2021 учебный год

У читель Дашинова Ирина Петровна



С программой ознакомлен(а):

«__» _________ 2020__ ______________/ __________________________/

Подпись ФИО родителя (законного представителя)








г. Улан-Удэ


I.Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающего 8 класса (N.), учебный план которого реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями), обучающегося на дому,  разработана на основе:

1. Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ;

2.Приказа МО РФ от 10.04.2002г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;

3.Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.03.1997г. № 288;

4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, Москва «ВЛАДОС» 2013г.;

5. Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 "О направлении методических рекомендаций";

6. Учебного плана ГБОУ С(К)ОШИ № 62 III-IV вида на 2020-2021 учебный год;

7. Устава школы;

8. Годового календарного учебного графика на 2020-2021 учебный год;

Обучение ведется по учебнику «Русский язык для 8 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида». Авторы учебника: Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская.

Программа по русскому языку  составлена с учётом интеллектуальных, психологических и физических особенностей обучающегося (N) D:ЧАЗН……….,интеллектуальные нарушения. Индивидуальные особенности обучающегося: низкий уровень наглядно-образного мышления, низкий уровень развития памяти, испытывает затруднения при запоминании и воспроизведении информации. Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и включает следующие направления деятельности:

– анализ и подбор содержания;

– изменение структуры и временных рамок;

– использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности.

Адаптированная рабочая программа обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося на дому (N). У детей с умственной отсталостью отмечается замедленный темп восприятия. Умственно отсталым детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картинку, текст и т. п.). Такие дети с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п. Отличительной чертой мышления умственно отсталых детей является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. У умственно отсталых детей более чем у их нормальных сверстников, выражены недостатки внимания:

• малая устойчивость,

• трудности распределения внимания,

• замедленная переключаемость.

Исходя из особенностей обучающегося, обозначены следующие направления коррекционной работы на уроках:

  • расширение кругозора;

  • повышение их адаптивных возможностей благодаря улучшению социальной ориентировки;

  • обогащение жизненного опыта путем организации не­посредственных наблюдений в обществе, в процессе предметно-практической и продуктивной деятельности;

  • систематизация знаний и представлений, способствующая повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему

  • усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;

  • уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной монологической речи;

  • улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности;

  • активизация умственной деятельности (навыков планомерно­го и соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика);

Учебный предмет « Русский язык» (68 часов, 2 часа в неделю) входит в обязательную часть учебного плана образовательной области «Филология)». В учебном плане на изучение

«Русского языка» отводится 2 часа в неделю. Программа рассчита­на на 68 часов (34 учебные недели). Индивидуализация планирования связана:

  • с невозможностью ученика работать в классе в связи со спецификой заболевания,

  • со спецификой заболевания (быстрая утомляемость, особенности памяти и внимания, низкий темп деятельности),

  • со спецификой работы на уроке.

В данной программе, в целях принятия мер по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учтены Методические рекомендации (Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций») для учета и использования в работе программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. При реализации данной рабочей программы, в случае перехода на дистанционное обучение, предусмотрена корректировка (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) календарно-тематического планирования с целью обеспечения освоения обучающимся образовательной программы в полном объёме. Темы для самостоятельного изучения, некоторые темы по развитию речи , представляющие трудности в освоении данным обучающимся заменены на уроки повторения и закрепления ранее изученных тем. По темам и заданиям, вызвавшим затруднения у обучающегося при самостоятельном изучении, учителем проводятся опосредованные (дистанционные) индивидуальные консультации, а также после выхода с дистанционного обучения пробелы устраняются через индивидуальную работу с обучающимся при непосредственном учебном взаимодействии. Предусмотрено сокращение времени проведения урока до 30 минут. Учебные занятия, консультации проводятся с использованием различных электронных образовательных ресурсов:

-e-mail;

-видеоконференции;

-Интернет-уроки;

-образовательные платформы: ,ЯКласс, Московская Электронная Школа, Российская Электронная Школа, Инфоурок, Учи.ру, «Просвещение» и др.;

- дистанционной поддержки: skype, Zoom,WhatsApp, Viber и др.;

В обучении с применением ДОТ используются следующие организационные формы учебной деятельности: урок, видео урок, лекция, консультация, практическое занятие. Самостоятельная работа может включать следующие организационные формы (элементы) дистанционного обучения: работа с электронным учебником, просмотр видео-лекций, прослушивание аудиофайлов, компьютерное тестирование, изучение печатных и других учебных и методических материалов и др.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности учащегося, способствует его умственному развитию. Она направлена на разностороннее развитие личности учащегося, способствует его умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащемуся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим ему для социальной адаптации. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего речевого развития и нравственного воспитания детей, обучающихся по программе 8 вида в процессе овладения учебным предметом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у учащегося специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; - совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

-освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;

- формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Исходя из целей преподавания русского языка, определены задачи обучения предмету детей с отклонениями в развитии:

1. Научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст.

2. Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию.

3. Повысить уровень общего развития учащихся.

4. Научить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

5. Развивать нравственные качества школьников.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В процессе обучения учащиеся получают возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Формы контроля: знания и умения учащегося оцениваются по результатам опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.

Основные направления коррекционной работы

- коррекция грамматического строя речи;
- коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность);
- коррекция связной речи и мыслительных операций (следую, пишу, проверяю);
- коррекция слухового восприятия;
- коррекция волевых усилий при выполнении заданий;
- коррекция на установление смысловых связей;
- коррекция диалогической речи;
- коррекция долговременной памяти (воспоминание, пояснение, вывод). Следование речевой инструкции.
-коррекция поведения (адекватная реакция).

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Основные требования к знаниям и умениям учащегося 8 класса.

Учащийся должен знать:

  •  главные и второстепенные члены предложения;

  • названия частей речи, их значение;

  • наиболее распространённые правила правописания слов.

Уметь:

  • писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным разбором;

  •  исправлять текст;

  • принимать участие в составлении плана, отборе речевого материала для создания текста;

  • разбирать слова по составу;

  • подбирать однокоренные слова с помощью учителя;

  • различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя, правильно употреблять их в предложении;

  •  решать орфографические задачи, опираясь на таблицу, или с помощью учителя.

























II.Содержание программы

Повторение темы «Предложение» (2 часа, 1 РР).Повторение изученного по теме «Предложение» в 5-7 классах. Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами И, А, НО и без союзов. Знать строение предложения. Уметь ставить знаки препинания в конце предложения в зависимости от цели высказывания и эмоциональной окрашенности речи. Уметь отличать простое предложение от сложного, выделять основу предложения, находить в предложении однородные члены. Знать правила постановки знаков препинания в простом предложении при однородных членах и в сложном предложении. Уметь разбирать простое предложение по членам предложения.

Развитие речи: знать, что такое деловое письмо, уметь написать объяснительную записку; знать основные части текста (вступление, главная часть, заключение).

Состав слова (8 часов, 1проверочная работа(контрольное списывание), 1 РР).Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу. Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. Уметь подбирать проверочные слова при написании проверяемых безударных гласных в корнях слов, сомнительных согласных на конце слова, непроизносимых согласных в корнях слов. Уметь отличать предлоги от приставок, правильно писать предлоги и приставки со словами. Знать написание наиболее распространенных предлогов и приставок. Уметь объяснять значение слов путем подбора однокоренных слов. Уметь разбирать слова по составу.

Развитие речи: обучение написанию сочинения по личным впечатлениям (по опорным словам); уметь дать ответы на вопросы по картине.


Части речи (2 часа).Повторение изученного об основных частях речи в 5-7 классах –имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, служебных частях речи. Грамматические признаки частей речи, их значение, роль в речи и предложении. Уметь отличать части речи друг от друга. Обучение морфологическому разбору основных частей речи.

Имя существительное (7 часов, 1 диктант, 1 РР).Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имен существительных. Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные. Знать и уметь определять склонения, род, число, падежи имен существительных.

Развитие речи: умение подробно пересказать текст по данным вопросам.

Имя прилагательное (9 часов, 1 РР).Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже; правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на –ий, -ья, -ье,их склонение и правописание.

Развитие речи: обучение написанию сочинения по данному началу на основе личного опыта; знать, что такое деловое письмо, уметь написать автобиографию; написание изложения по коллективно составленному плану с творческим заданием(оценкой описываемых событий).

Местоимение (5 часов, 1 диктант).Знать личные местоимения. Уметь отличать личные местоимения от существительных. Роль местоимений в речи. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Личные местоимения единственного и множественного числа. 1, 2, 3 лицо местоимений. Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями.

Глагол (21 час, 1 диктант, 3 РР). Значение глагола в речи, роль в предложении. Основные грамматические категории имени глагола. Неопределенная форма глагола на –ть, -чь, -ти. Различение глаголов с –ться и –тся. Изменение глаголов по временам, по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов Iи IIспряжения (на материале наиболее употребительных слов). Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения, способы проверки. Правописание НЕ с глаголами.

Развитие речи: обучение написанию сочинения (описание) по вопросам, данным к репродукции с картины; написание краткого изложения текста по данным вопросам, написание изложения по составленному плану с изменением лица; знать, что такое деловое письмо, уметь написать заявление и заполнить анкету.

Предложение (9 часов, 1 РР).Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении. Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Распространенные однородные члены предложения. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом И, с союзами А, НО, повторяющимся союзом И. Знаки препинания при однородных членах предложения. Сложные предложения с союзами И, А, НО и без союзов. Обращение. Знаки препинания при обращении. Развитие речи: написание изложения (подробный пересказ главной части текста по опорным словосочетаниям).

Повторение пройденного за год (5 часов, 1 диктант, 1 РР). Основные орфограммы в корнях и приставках слов. Правописание сомнительных и непроизносимых согласных. Правописание личных окончаний глаголов, безударных падежных окончаний существительных и прилагательных. Основные правила постановки знаков препинания в простом и сложном предложении. Занимательные задания по русскому языку различного уровня сложности.

Развитие речи: обучение написанию сочинения-рассуждения (на школьный конкурс на определенную тему).

















III.Учебно-тематический план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1

Предложение. Повторение изученного в 5-7 классах

2

2

Состав слова

8

3

Части речи

2

4

Имя существительное

7

5

Имя прилагательное

9

6

Местоимение

5

7

Глагол

21

8

Предложение

9

9

Повторение за курс 8 класса

5

10

Контрольные работы (диктанты, контрольное списывание)

4

11

Уроки развития речи

10

Итого: 68 часов



































IV.Календарно-тематическое планирование

Количество часов в год: 68 (2часа в неделю)

урока

Дата проведения

по плану

Дата проведения

факт.

Тема урока

Цели урока

Коррекционная основа урока

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V-VII КЛАССАХ (2 часа)

1



Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях.

Вспомнить основные различия простых и сложных предложений. Систематизировать знания о прямом и обратном порядке слов.

Коррекция внимания и мышления через составление предложений по данным схемам.

2 РР



Развитие речи. Деловые бумаги. Объяснительная записка.

Познакомить уч-ся с эпистолярным жанром (без терминологии) и особенностями написания объяснительной записки. Написать текст объяснительной записки.

Коррекция недостатков речевого развития и мышления через работу по отбору лексического материала.

СОСТАВ СЛОВА (8 часов)

3



Однокоренные слова. Подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи.

Уточнить представление о признаках родственных слов. Формировать умение выделять корень в словах.

Коррекция грамматического строя речи через правильное образование однокоренных слов разными способами.

4



Разбор слова по составу.

Углубить и закрепить знания учащегося о словообразовательном разборе. Закрепить навык словообразовательного разбора, навык разбора слова по составу.

Коррекция речевых нарушений через закрепление навыка выполнения словообразовательного разбора с рассуждением вслух.

5



Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

Познакомить с основными способами образования слов в русском языке. Дать понятие об исходном слове. Формирование умения определять способ образования слов.

Коррекция грамматического строя речи путѐм построения высказывания о способе образования слова.

6



Приставка и предлог. Отличие приставки от предлога.

Развивать умение различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и правильно писать.

Коррекция словесно логического мышления путѐм отработки образца рассуждения на тему«Приставка и предлог».

7



Сложные слова.

Познакомить со сложными словами.

Развитие умения осуществлять анализ и синтез предложенного языкового материала.

8



Повторение раздела «Состав слова»

Обобщить и систематизировать знания уч-ся по теме «Словообразование». Совершенствовать навык р-ра слов по составу и словообразовательного разбора. Вспомнить и практически отработать правила написаниясложносокращѐнных слов, букв Ы-И после приставок, корней с чередованием.

Коррекция недостатков речевого развития путѐм выполнения упражнений аналитико-синтетического характера по данной теме.

9 К.р



Проверочная работа по теме « Состав слова»

Выявить слабо усвоенный материал, наметить основные направления в работе по устранению пробелов в ЗУН по данному разделу


10 РР



Развитие речи. Деловые бумаги. Автобиография.

Познакомить учащегося с новым видом деловых бумаг –автобиографией. Научить писать автобиографию. Помочь составить текст автобиографии.

Коррекция мышления через внимание к худ детали. Коррекция смыслового восприятия через работу над содержанием текста автобиографии.

ЧАСТИ РЕЧИ (2 часа)

11

12



Имя существительное, имя прилагательное, глагол, личные местоимения. Их дифференциация в предложении..

Ознакомить учащегося с частями речи и их особенностями. Дифференциация частей речи в предложении.

Коррекция образного мышления через работу над семантикой существительных с абстрактным значением, прилагательных.

Коррекция внимания и речи путѐм выполнения заданий на определение синтаксической роли существительных, прилагательных и их грамматических признаков.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (7 часов)

13



Имена существительные собственные и нарицательные.

Дать представление о делении существительных на собственные и нарицательные. Учить распознавать собственные и нарицательные существительные, правильно писать собственные наименования.

Корр. мышления путѐм развития умения самостоятельно анализировать учебный материал и самостоятельно делать выводы. Формирование языковых обобщений.

14



Правописание существительных единственного числа с шипящей на конце.

Совершенствовать навыки правописания существительных единственного числа с шипящей на конце

Коррекция внимания и смысловой памяти методом работы над орфографическим правилом и его применением на практике.

15



Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе.

Учить различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения. Формировать навык правописания окончаний существительных.

Корр грамм строя речи уч-ся путѐм отработки навыка написания падежных окончаний сущных ед. и мн. числа. Корр. словеснологич. мышления через выполнение упр. сравнительно сопоставит. плана.

16



Правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе.


Познакомить с особенностями окончаний имён существительных в именительном падеже множественного числа. Отрабатывать навык правописания окончаний имён существительных множественного числа, их правильного употребления.

Коррекция мышления и речи путём формирования умения осуществлять языковые обобщения.


17 РР



Развитие речи. Сочинение по данному плану «Лес».

Вспомнить особенности описания как типа текста. Развитие умения последовательно излагать материал, правильно его отбирать.

Коррекция речевого недоразвития через работу над анализом речевого материала и его обобщением.

18 Кр



Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Проверить знания учащегося по теме «Имя существительное». Выявить слабо усвоенный материал.


19



Работа над ошибками.

Проанализировать типичные ошибки, допущенные учащимся в работе. Помочь разобрать ошибки. Выполнить работу над ошибками.

Коррекция мыслительных процессов через нахождение и анализ собственных ошибок. Коррекция самостоятельности учебной деятельности.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (9 часов)

20



Основные грамматические признаки имени прилагательного..

Вспомнить основные знания об имени прилагательном, полученные ранее. Закрепить навык нахождения имѐн прил-ных и определения их морф. признаков. Развитие умения подбирать синонимы к прил-ным; обосновывать выбор падежных окончаний прил-ных; использовать в речи фразеолог. обороты, в состав которых входят имена прилагательные.

Коррекция монологической речи методом развѐрнутого ответа на вопросы учителя по теме урока.

21



Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.

Развитие умения определять синтаксическую роль прилагательных в предложении. Развитие навыка использования имѐн прилагательных в речи. Показать связь имени прилагательного с именем существительным.

Корр. речевой патологии через обогащение речи учащегося именами прилагательными.

22



Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

Формирование умения находить данную орфограмму и объяснять свой выбор.

Коррекция словесно-логического мышления путём отработки образца рассуждения на тему «Правописание родовых окончаний имен прилагательных».

23



Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.


Формирование умения находить данную орфограмму и объяснять свой выбор.


Коррекция словесно-логического мышления путём отработки образца рассуждения на тему «Правописание

родовых окончаний имен прилагательных»

24 РР



Развитие речи. Изложение«Дятел».

Закрепить понятие «подробное изложение».Подготовить уч-ся к подробному изложению повествовательного текста. Развивать умение отбирать материал в соответствии с темой.

Корр. контрольно-оценочных действий путѐм привлечения внимания учащегося к особенностям собств.речи в процессе работы над отбором лексич. материала.

25



Притяжательные прилагательные.

Дать понятие о притяжательных прилагательных, их значении и грамматических признаках. Развитие умения правильно образовывать, писать и употреблять притяжательные прилагательные в речи, а также уметь отличать их от относительных и качественных прилагательных.

Коррекция речевой патологии методом составления предложений с использованием притяжательных прилагательных.

26



Склонение прилагательных мужского и среднего рода на –ий, -ье.

Познакомить учащегося со склонением прилагательных мужского и среднего рода на –ий, -ье.

Корр. монолог. речи через развёрнутые ответы на вопросы лингвист х-ра.

27



Склонение прилагательных во множественном числе на –ьи.

Познакомить учащегося со склонением прилагательных во множественном числа на –ья.

Коррекция речевого недоразвития через обучение связному высказыванию на лингвистическую тему.

28



Повторение изученного по теме «Имя прилагательное».

Подвести итоги изучения темы «Имя прилагательное». Вспомнить основные орфограммы и их графическое обозначение. Закрепить навык нахождения прилагательных на изученные правила.

Коррекция памяти и логического мышления путѐм выполнения упр-ий комплексного х-ра.

ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ (5часов)

29



Местоимение. Значение личных местоимений.

Дать понятие о местоимении как части речи, о роли местоимения как средстве связи предложений в тексте, о синтаксической функции местоимений. Развитие умения находить местоимения в тексте, определять их синтаксическую роль.

Коррекция внимания и речи через выполнение заданий на нахождение местоимений в тексте и определение их синтаксической роли.

30



Лицо и число местоимений.

Познакомить с лицом и числом местоимений. Научить определять род и число у местоимений.

Коррекция грамматического строя речи через построение предложений с личными местоимениями, употреблёнными в различных падежных формах.


31



Склонение местоимений.

Познакомить учащегося со склонением местоимений. Научить определять склонение местоимений.

Корр. логического мышления путём развития умения рассуждать на лингвист. тему и делать выводы.

32



Правописание местоимений с предлогами.

Формировать навык раздельного написания местоимений с предлогами.

Корр. мыслит процессов путём отбора материала, выделения смысловых пунктов и составления связного ответа по теме урока.

33 РР



Развитие речи. Сочинение по данному плану «Находка».

Подготовить уч-ся к написанию «выдуманного» рассказа. Создать рассказ, написанный на основе творч.воображения Способствовать развитию творческого воображения учащегося. Развитие умения осмысливать границы темы сочинения, раскрывать тему

Корр. мышления через внимание к худ. детали. Корр. смыслового восприятия.

ГЛАГОЛ (21 час)

34



Глагол. Значение глагола. Основные признаки глагола.

Повторить знания о глаголе, полученные в 5 классе. Вспомнить грамматические признаки глагола как части речи. Закрепить навык выделения глагола в тексте. Закрепить умение правильно выбирать орф-мы в написании безуд. личных оконч. глаг; определять его синт. роль и роль в речи.

Коррекция мыслительных процессов путѐм дифференциации языковых явлений и установления между ними взаимосвязи

35



Неопределённая форма глагола.

Уточнить представления учащегося о неопределённой форме глагола как начальной. Развивать умение правильно ставить вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? Развивать умение правильно употреблять в речи глаголы неопределённой формы

Коррекция устной речи путём составления высказывания на грамматическую тему.

36



Правописание шипящих на конце слова.

Совершенствовать умение правописания шипящих на конце слова.

Коррекция памяти и логического мышления путём выполнения упражнений комплексного х-ра (по определению типов орфограмм и их графическому обозначению)

37



Изменение глаголов по временам.

Развивать умение различать временные формы глагола.

Узнать, как образуются временные формы от глаголов совершенного и несовершенного вида.

Коррекция внимания и мышления


38



Прошедшее время глагола. Род и число.

Отрабатывать умение определять род и число глаголов прошедшего времени. Способ образования и изменения глаголов прошедшего времени. Совершенствовать умение правописания гласных перед суффиксом –Л-.

Коррекция недостатков устной речи через выполнение упр-ий, связанных со стилистическими особенностями использования глаголов пов. наклонения в речи.

39



Правописание не с глаголами.

Научить применять правило написания НЕ с глаголами. Закрепить разграничение раздельного и слитного написания НЕ с глаголами.

Коррекция памяти и логического мышления путём выполнения упражнений комплексного х-ра (по определению типов орфограмм и их графическому обозначению).

40



Изменение глаголов по лицам и числам

Вспомнить категорию лица и числа глаголов. Развивать умение изменять глаголы по лицам и правильно употреблять глаголы в собственной речи.

Коррекция мышления через вы-полнение упражнений, направленных на определение лица и числа глаголов.

41



Глаголы 3-го лица. Глаголы на –ться и –тся.

Выяснить условия выбора –ТСЯ и –ТЬСЯ. Научить владеть способом действия при выборе написания. Правильно употреблять в речи глаголы данных форм

Коррекция речевого недоразви-тия и абстрактного мышления через составление предложений с глаголами на –ТЬСЯ и -ТСЯ

42



Обобщение изученного по теме «Глагол».

Обобщить и систематизировать знания уч-ся о глаголе. Соверш-ие навыка правильного их употребления в речи, определения синт.роли и морф. признаков.

Коррекция грамматического строя языка через выполнение упражнений аналитико-синтетического характера.

43 РР



Развитие речи. Сочинение о своём дне рождения.

Подготовить уч-ся к написанию «выдуманного» рассказа. Создать рассказ, написанный на основе творч.воображения Способствовать развитию творческого воображения учащегося. Развитие умения осмысливать границы темы сочинения, раскрывать тему

Корр мышления через внимание к худ детали. Корр. Смыслового восприятия через работу над содержанием текста сочинения.

44



Глаголы I и IIспряжения.

Познакомить с окончаниями глаголов I и IIспряжения.

Коррекция недостатков речевого развития через выполнение упражнений, связанных с работой над семантикой глаголов

45



Правописание личных окончаний глаголов.

Закрепить знания учащегося о личных окончаниях глаголов I и IIспряжения.

.Коррекция памяти и логического мышления путём выполнения упражнений комплексного х-ра (по определению типов орфограмм и их графическому обозначению)

46



Различие глаголов I и IIспряжения.

Совершенствовать умение различать глаголы I и IIспряжения.

Коррекция грамматического строя языка через выполнение упражнений аналитико-синтетического характера.

47



Закрепление темы «Правописание окончаний глаголов».

Обобщить и систематизировать знания и умения по теме «Правописания личных окончаний глаголов».

Коррекция памяти и логического мышления путём выполнения упражнений комплексного х-ра (по определению типов орфограмм и их графическому обозначению).

48



Морфологический разбор глагола.

Познакомить с порядком морфологического разбора глагола; научить определять его морфологические признаки.

Коррекция устной речи путѐм составления высказывания на грамматическую тему

49РР



Развитие речи. Открытое письмо.

Познакомить уч-ся с эпистолярным жанром (без терминологии) и особенностями написания письма. Написать текст письма.

Коррекция недостатков речевого развития и мышления через работу по отбору лексического материала.

50



Способы проверки безударных окончаний.

Познакомить со способами проверки безударных окончаний.

Корр мышления путём развития умения проводить сравнительно-сопоставительный анализ изучаемого материала (упражнения на обоснование и выбор гласной в окончанииглагола)

51



Повторение по теме «Правописание глагола».

Обобщить и систематизировать знания уч-ся о глаголе. Соверш-ие навыка правильного их употребления в речи, определения синт роли и морф. признаков.

Коррекция грамматического строя языка через выполнение упражнений аналитико-синтетического характера

52 Кд



Контрольный диктант по теме «Глагол».

Проверить знания учащегося по теме «Глагол». Выявить слабо усвоенный материал.


53



Работа над ошибками.

Проанализировать ошибки, допущенные в работе. Выполнить работу над ошибками. Развитие навыка осуществления анализа собственных ошибок и их исправления

Коррекция мышления через на-хождение и анализ собственных ошибок. Коррекция самостояте-льности учебной деятельности.

54РР



Развитие речи. Деловые бумаги. Анкета.

Познакомить учащегося с новым видом деловых бумаг –анкетой. Научить составлять анкету.

Корр.мышления через внимание к худ. детали. Корр.смыслового восприятия через работу над содержанием анкеты.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ (9 часов)

55



Простое предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.

Обобщить и систематизировать знания уч-ся о строении и роли предложений в тексте. Формирование умений осознавать предложение как основную единицу языка, единицу общения; предложение как ср-во выраж.мысли, чувства.

Коррекция грамматического строя речи через составление предложений и употребление предложений с различной эмоциональной окраской в речи.

56



Главные и второстепенные члены предложения.

Закрепить знания о главных и второстепенных членах предложения.

Корр. интонац стороны речи уч-ся через работу над произнесением различных по цели высказывания предложений.

57



Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах.

Обобщить сведения об однородных членах предложения, полученные учащимся в 5-7-х классах. Формировать умение правильно ставить знаки препинания в предложении с однородными членами, соблюдать перечислительную интонацию в этих предложениях.

Коррекция логического мышления и памяти путѐм выполнения упражнений комплексного характера.

58



Обращение. Знаки препинания при обращении.

Повторить и закрепить знания уч-ся об обращении. Познакомить со способами выражения обращения, его стилистическими особенностями. Формировать умение находить обращение в тексте, правильно ставить знаки препинания, употреблять в речи с учетом речевой ситуации.

Коррекция интонационной стороны речи уч-ся путем работы над соблюдением звательной интонации при произнесении предложений с прямой речью.

59



Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложения

Совершенствовать знания учащегося о видах предложения по интонации. Повторить типы предложения по цели высказывания, интонации. Отрабатывать умение ставить знаки препинания в конце предложения.

Корр. мышления путём анализа смысл. отношений между членами прост. предл.

60



Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Закрепить знания о знаках препинания в сложном предложении с союзами И, А, НО. Учить отличать сложные предложения от простых предложений с однородными членами предложения.

Корр. монологической речи уч-ся путем развернутого ответа на вопросы учителя. Корр интонационной стороны речи через работу над выр.чтением предл-ий.

61



Сложные предложения с союзами что, чтобы, потому что, когда и союзным словом который.

Постановка знаков препинания перед этими словами. Закрепить знания учащегося о знаках препинания в сложном предложении с союзами что, чтобы, потому что, когд аи союзным словом который. Учить отличать сложные предложения от простых предложений с однородными членами предложения.

Корр монологической речи уч-ся путем развернутого ответа на вопросы учителя. Корр. интонационной стороны речи через работу над выр.чтением предл-ий

62



Повторение изученного по теме «Предложение».

Обобщить и систематизировать знания и умения по теме «Предложение». Совершенствовать умения правильно составлять предложения.

Коррекция грамматического строя речи через построение связного высказывания по теме урока (синт. р-р предложений)

63 РР



Развитие речи. Деловые бумаги. Объявление.

Познакомить учащегося с новым видом деловых бумаг –объявлением. Научить писать объявление. Помочь составить текст объявления.

Корр.мышления через внимание к худ детали. Корр.смыслового восприятия через работу над содержанием текста заметки.

ПОВТОРЕНИЕ (5 часов)

64



Простое предложение.

Обобщить и систематизировать знания уч-ся о строении и роли предложений в тексте. Формирование умений осознавать предложение как основную единицу языка, единицу общения; предложение как ср-во выраж. мысли, чувства и пр.

Коррекция грамматического строя речи через составление предложений и употребление предложений с различной эмоциональной окраской в речи.

65 Кд



Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в конце года».

Проверить знания и навыки учащегося, приобретенные за год обучения.


66



Работа над ошибками.

Проанализировать основные ошибки, допущенные в работе. Выполнить работу над ошибками. Развитие навыка осуществления анализа собственных ошибок и их исправления.

Коррекция мышления через на-хождение и анализ собственных ошибок.

67РР



Развитие речи. Сочинение «Кем я хочу быть и почему?»

Совершенствовать навыки лингвистического анализа, письменного изложения текста. Развивать творческие способности.

Коррекция мышления через развитие внимания к художественной детали.

68



Подведение итогов за год.


Подвести итоги изучения курса русского языка 8 класса по всем разделам. Проверить степень усвоенности .


Коррекция познавательной дея-тельности через выполнение заданий учебного материала и умение им пользоваться прак-тически.























V. Учебно-методическое обеспечение

1. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах коррекционных образовательных учреждений VIII вида Методическое пособие для учителя. М.: Просвещение 2002 г;

2. Аксёнова А. К.. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.:«ВЛАДОС»1999г.;

3. Барская Н.М. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы.-М.: Просвещение, 1992;

4. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык. Учебник для 8 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение 2008;

5.Гапонова, Т. И. Тексты контрольных работ и грамматических заданий по русскому языку для учащихся 5 – 9 классов специальных (коррекционных) учреждений / Т. И. Гапонова. – Хабаровск: ХК ИППК, 2001.