1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе основной примерной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2013 г. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года), Примерной программой по русскому языку для начальной школы .
При составлении рабочей программы учитель руководствовался следующими нормативными документами:
1. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).
2. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.).
2. Конституция Российской Федерации (1993 года).
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
4. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (с изменениями от 22.12.2008 г.).
5. Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, раздел Концепция развития образования РФ до 2020г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р).
6. ФГОС начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373).
8. ФГОС общего образования обучающихся с умственной отсталостью (проект).
9. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).
10. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 № 48».
12. Концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/ Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. от 10.05.2010г.
13. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
14. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», которые введены в действия 29 декабря 2010 года Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года.
15. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
16. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013г.
17. Программы специальных (коррекционных) образовательных Учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов (Н. Н. Павлова) под редакцией В.В.Воронковой, (допущено Министерством образования и науки Российской Федерации) Москва, «Просвещение», 2010г.
Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 г. Белая Калитва, Ростовской области;
Общеобразовательная программа МБОУ СОШ №1 на 2016-2017 уч. год;
Учебный план МБОУ СОШ №1 на 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей с ОВЗ.
Основной целью курса являются формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.
Задачи:
Обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.
Заложить основы для овладения устной и письменной речи.
Формировать основные орфографические и пунктуационные навыки.
Развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.
Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
развитие навыков каллиграфии;
развитие фонетико-фонематических представлений;
формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
развитие высших психических функций;
развитие речи, владение техникой речи;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Процесс усвоения понятий является одновременно процессом речевого и умственного развития учащихся. Развиваются умения анализировать, сравнивать, классифицировать языковой материал, применять его в речевой практике.
Конечным результатом изучения языка является применение изучаемых языковых знаний в речевой практике, т. е. в процессе общения (коммуникации).
Предложение, части речи, каждая морфема изучается для того, чтобы повысился уровень речевого общения учащихся, возросла возможность грамматически правильного и точного выражения своих мыслей.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа (34 учебные недели – 3 часа в неделю).
2. Планируемые результаты освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Результаты изучения предмета. УУД по русскому языку
Личностнымирезультатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемнодиалогическая технология.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
Обучающийся научится:
- составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
анализировать слова по звуковому составу;
различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
списывать текст целыми словами;
писать под диктовку текст (20—25 слов), включающий изученные орфограммы.
Обучающийся получит возможность иметь представление:
О главных и второстепенных членах предложения
О предложениях различных по составу и эмоциональной окраске.
О значимых частях слова: корне, суффиксе, приставке и окончании ;о разборе слов по составу.
О чередовании согласных и беглых гласных в слове
О различии приставок и предлогов
О лексическом значении, грамматических признаках имени существительного, прилагательного, глагола.
3. Содержание учебного курса «Русский язык»
ПОВТОРЕНИЕ
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
ЗВУКИ И БУКВЫ
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.
Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.
Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.
Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы).
СЛОВО
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
называние признака (качества) данного предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?;
нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;
подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);
согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от,под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).
Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком?о чем?), творительного падежа (кем? чем?).
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.
Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно).
Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя.
Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.
УСТНАЯ РЕЧЬ
Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и.
Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок).
Повторение пройденного за год.
*В содержание программы внесены дополнения тем из примерных программ
по учебным предметам. Эти темы взяты в порядке ознакомления, в связи с психологическими особенностями детей с ОВЗ. Более подробное изучение будет продолжено в 4 классе.
Синтаксис и пунктуация.
Виды предложений по цели высказывания (повествовательное, восклицательное, побудительное) и по интонации (восклицательное, невосклицательное). Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании.
Состав слова.
Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный.
Части речи.
Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Род имен существительных. Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. . Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.
Технологии обучения
технология развивающего обучения - под развивающим обучением понимается новый, активно - деятельностный способ (тип) обучения. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума. В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют ускоряют развитие наследственных данных. Цель: высокое общее развитие личности. Развитие – это процесс физического и психического изменение индивида во времени, предполагающий совершенствование, переход от меньшего к большему, от простого к сложному, от низшего к высшему.
- технология игрового обучения;
- здоровье - сберегающие технологии - цель здоровье сберегающих образовательно-воспитательных технологий - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Применительно к надомному обучению это:
- защитно - профилактические ( ограничение предельного уровня учебной нагрузки);
- компенсаторно-нейтрализующие (физкультпаузы, эмоциональные разрядки);
- информационно-обучающие. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.
4.Календарно-тематическое планирование уроков
№ | Кол-во часов | Тема урока | Дата | контроль |
факт | коррек. |
Предложение ( повторение) – 5ч |
1 | 1ч | Предложение. Дополнение предложений подходящими по смыслу словами. | 05.09 | | |
2 | 1ч | Работа с деформированным предложением.Составление предложений по опорным картинкам | 06.09 | | |
3 | 1ч | Расчленение сплошного текста на предложения. | 07.09 | | |
4 | 1ч | Контрольный диктант по теме: «Предложение». | 12.09 | | диктант |
5 | 1 x | Работа над ошибками | 13.09 | | |
Звуки и буквы – 11 ч |
6 | 1ч | Определение звуков и букв.Слова сходные по звучанию. Сходные по буквам слова. | 14.09 | | |
7 | 1ч | Алфавит (порядок букв в русском языке). Расположение слов в алфавитном порядке. Знакомство с книгой «Орфографический словарь для школьников». | 19.09 | | Сам. Работа |
8 | 1ч | Гласные и согласные звуки и буквы. Сопоставление гласных и согласных звуков. | 20.09 | | |
9 | 1ч | Гласные и согласные звуки и буквы. Сопоставление гласных и согласных звуков. | 21.09 | | |
10 | 1ч | Слогообразующая роль гласных. | 26.09 | | |
11-12 | 2ч | Деление слов на слоги. Определение количества слогов в слове. | 27.09 28.09 | | |
14 | 1ч | Гласные буквы И, Е, Ю, Я. | 03.10 | | |
15 | 1ч | Гласные буквы И, Е, Ю, Я. | 04.10 | | Сам.работа |
16-18 | 3ч | Повторение изученного по теме «Звуки и буквы» | 05.10 10.10 11.10 | | |
19 | 1ч | Контрольный диктант по теме: « Гласные и согласные звуки и буквы» | 12.10 | | диктант |
20 | 1 ч | Работа над ошибками | 17.10 | | |
Слово –54 часа |
21 | 2ч | Ударение в словах-омографах (замок – замок).Постановка ударения в двусложных и трёхсложных словах. | 18.10 | | |
22 | 1ч | Слог как часть слова. Слогообразующая роль гласных.Деление слов на слоги. | 19.10 | | Тест |
23-24 | 2ч | Правило переноса, где слог – гласная буква. | 24.10 25.10 | | |
25 | 1 ч | Правило переноса, где слог – гласная буква. | 26.10 | | Сам.работа |
26 | 1ч | Контрольный диктант по теме: «Перенос слов при письме». | 31.10 | | диктант |
27 | 1ч | Работа над ошибками | 01.11 | | |
28 | 1ч | Составление рассказа по картинке. | 02.11 | | |
29-30 | 2ч | Твердые и мягкие согласные (понятие). | 14.11 15.11 | | |
31-32 | 2ч | Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости гласными е, ё, ю, я, и. | 16.11 21.11 | | |
33 | 1ч | Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости гласными е, ё, ю, я, и. | 22.11 | | Тест |
34 | 1ч | Мягкий знак на конце и середине слова. Образование слов с мягким знаком. | 23.11 | | |
35 | 1 ч | Мягкость согласных перед гласными и, ю, я, е, ё и буквой ь. | 28.11 | | |
36 | 1 ч | Мягкость согласных перед гласными и, ю, я, е, ё и буквой ь. | 29.11 | | |
37 | 1ч | Контрольный диктант по теме: «Гласные после шипящих». | 30.11 | | диктант |
38 | 1ч | Работа над ошибками | 05.12 | | |
39 | 1ч | Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне. | 06.12 | | |
40 | 1ч | Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне. | 07.12 | | Сам.работа |
41-42 | 2ч | Парные звонкие и глухие согласные. | 12.12 13.12 | | |
43 | 1ч | Различие слов с парными звонкими и глухими согласными Ж-Ш, З-С, В-Ф. | 14.12 | | |
44 | 1ч | Различие слов с парными звонкими и глухими согласными Б-П, Д –Т, К-Г. | 19.12 | | |
45 | 1ч | Парные звонкие и глухие согласные в середине слова. | 20.12 | | |
46 | 1ч | Парные звонкие и глухие согласные в середине слова. | 21.12 | | |
47-48 | 2ч | Звонкие и глухие согласные на конце слова. | 26.12 27.12 | | |
49 | 1ч | Проверка написания путём изменения формы слова (гриб-грибы). | 28.12 | | Сам. Работа |
50 | 1ч | Проверка написания путём изменения формы слова (гриб-грибы). | 11.01 | | |
51 | 1ч | Контрольный диктант по теме: «Звонкие и глухие согласные на конце слова». | 16.01 | | Диктант |
52 | 1ч | Работа над ошибками. | 17.01 | | |
53 | 1ч | Составление рассказа по вопросам. | 18.01 | | |
54-55 | 2ч | Понятие о разделительном мягком знаке. | 23.01 24.01 | | |
56 | 1ч | Разделительный мягкий знак в словах, обозначающих много предметов. | 25.01 | | тест |
57 | 1ч | Разделительный мягкий знак в словах, обозначающих много предметов. | 30.01 | | |
58 | 1ч | Разделительный мягкий знак в словах, обозначающих много предметов. | 31.01 | | |
59 | 1ч | Контрольный диктант по теме:«Разделительный мягкий знак ». | 01.02 | | Диктант |
60 | 1ч | Работа над ошибками | 06.02 | | |
61-62 | 2ч | Слова, обозначающие названия предметов. | 07.02 08.02 | | |
63 | 1ч | Классификация слов и постановка вопросов к словам кто это? Что это? | 13.02 | | |
64 | 1ч | Изменение слов, обозначающих названия предметов, по вопросам. | 14.02 | | Сам. Работа |
65 | 1ч | Изменение слов, обозначающих названия предметов, по вопросам. | 15.02 | | |
66-67 | 2ч | Большая буква в названиях городов, сел, деревень, улиц. | 20.02 21.02 | | |
68 | 1ч | Контрольный диктант по теме: «Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц». | 22.02 | | Диктант |
69 | 1ч | Работа над ошибками | 27.02 | | |
70-71 | 2ч | Понятия о словах, обозначающих действие, умение находить их в тексте. | 28.02 01.03 | | |
72 | 1ч | Вопросы: что сделал? Что сделает? Постановка вопросов. | 06.03 | | |
73 | 1ч | Вопросы: что сделал? Что сделает? Постановка вопросов | 07.03 | | Сам. Работа |
74 | 1ч | Изменение слов, обозначающих действия, по числам. | 13.03 | | |
75 | 1ч | Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий. | 14.03 | | |
76 | 1ч | Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий. | 15.03 | | |
77 | 1ч | Согласование со словом, обозначающим предмет и действие предмета. | 20.03 | | |
78 | 1ч | Согласование со словом, обозначающим предмет и действие предмета. | 21.03 | | |
79 | 1ч | Понятия о словах, которые обозначают названия признаков. | 03.04 | | |
80 | 1ч | Подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков. | 04.04 | | |
81 | 1ч | Сравнивание двух предметов по их качествам(снег белый, а уголь чёрный) | 05.04 | | |
82 | 1ч | Подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков. | 10.04 | | |
83 | 1ч | Контрольный диктант по теме: «Слова, обозначающие названия признаков». | 11.04 | | Диктант |
84 | 1ч | Работа над ошибками. | 12.04 | | |
Предложение – 17ч |
85 | 1ч | Понятие о предлоге. Правописание предлогов. | 17.04 | | |
86 | 1ч | Составление предложений по деформированному тексту. | 18.04 | | Сам. Работа |
87 | 1ч | Дописывание предложений. Подбор нужных предлогов. | 19.04 | | |
88 | 1ч | Правильное употребление предлогов в предложениях. | 24.04 | | |
89 | 1ч | Правильное употребление предлогов в предложениях. | 25.04 | | |
90 | 1ч | Правописание предлогов со словами. | 26.04 | | |
91 | 1ч | Контрольный диктант по теме: «Предлоги». | 02.05 | | Диктант |
92 | 1ч | Работа над ошибками. | 03.05 | | |
93 | 1ч | Согласование слов в предложении. Составление предложений с употреблением родительного (Кого?Чего?) падежа | 10.05 | | |
94 | 1ч | Составление предложений с употреблением винительного (Кого?Что?) падежа | 15.05 | | Тест |
95 | 1ч | Составление предложений с употреблением дательного(Кому? Чему?) падежа. | 16.05 | | |
96 | 1ч | Составление предложений с употреблением творительного(Кем? Чем?) падежа | 17.05 | | |
97 | 1ч | Составление предложений с употреблением творительного(Кем? Чем?) падежа | 22.05 | | |
99 | 1ч | Составление предложений с употреблением предложного ( О ком? О чём?) падежа | 23.05 | | |
100 | 1ч | Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска) | 24.05 | | |
Самостоятельная работа учащихся:
Одной из важнейших составляющих организации обучения на дому является самостоятельная работа учащегося на дому, выполняемая по заданию учителя под его руководством, в том числе с использованием дистанционных технологий.
Содержание самостоятельной работы учащегося на дому направлено на расширение и углубление практических знаний и умений по информатике, на усвоение межпредметных связей.
5.Календарно-тематическое планирование самостоятельной работы по русскому языку
№ | Кол-во часов | Тема урока | Дата |
Предложение ( повторение) – 5ч |
1 | 1ч | Предложение. Дополнение предложений подходящими по смыслу словами. | 05.09 |
2 | 1ч | Работа с деформированным предложением.Составление предложений по опорным картинкам | 06.09 |
3 | 1ч | Контрольный диктант по теме: «Предложение». | 12.09 |
4 | 1 x | Работа над ошибками | 13.09 |
Звуки и буквы – 11 ч |
5 | 1ч | Алфавит (порядок букв в русском языке). Расположение слов в алфавитном порядке. Знакомство с книгой «Орфографический словарь для школьников». | 19.09 |
6 | 1ч | Гласные и согласные звуки и буквы. Сопоставление гласных и согласных звуков. | 20.09 |
7 | 1ч | Слогообразующая роль гласных. | 26.09 |
8 | 1ч | Деление слов на слоги. Определение количества слогов в слове. | 27.09 |
9 | 1ч | Гласные буквы И, Е, Ю, Я. | 03.10 |
10 | 1ч | Гласные буквы И, Е, Ю, Я. | 04.10 |
11-12 | 2ч | Повторение изученного по теме «Звуки и буквы» | 10.10 11.10 |
13 | 1ч | Контрольный диктант по теме: « Гласные и согласные звуки и буквы» | 12.10 |
14 | 1 ч | Работа над ошибками | 17.10 |
Слово –54 часа |
15 | 1ч | Слог как часть слова. Слогообразующая роль гласных.Деление слов на слоги. | 19.10 |
1617 | 2ч | Правило переноса, где слог – гласная буква. | 24.10 25.10 |
18 | 1ч | Перенос слов при письме». | 31.10 |
19 | 1ч | Работа над ошибками | 01.11 |
2021 | 2ч | Твердые и мягкие согласные (понятие). | 14.11 15.11 |
22 | 1ч | Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости гласными е, ё, ю, я, и. | 21.11 |
23 | 1ч | Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости гласными е, ё, ю, я, и. | 22.11 |
24 | 1 ч | Мягкость согласных перед гласными и, ю, я, е, ё и буквой ь. | 28.11 |
25 | 1 ч | Мягкость согласных перед гласными и, ю, я, е, ё и буквой ь. | 29.11 |
26 | 1ч | Работа над ошибками | 05.12 |
27 | 1ч | Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне. | 06.12 |
2829 | 2ч | Парные звонкие и глухие согласные. | 12.12 13.12 |
30 | 1ч | Различие слов с парными звонкими и глухими согласными Б-П, Д –Т, К-Г. | 19.12 |
31 | 1ч | Парные звонкие и глухие согласные в середине слова. | 20.12 |
3233 | 2ч | Звонкие и глухие согласные на конце слова. | 26.12 27.12 |
34 | 1ч | Проверка написания путём изменения формы слова (гриб-грибы). | 11.01 |
35 | 1ч | Работа над ошибками. | 17.01 |
3637 | 2ч | Понятие о разделительном мягком знаке. | 23.01 24.01 |
38 | 1ч | Разделительный мягкий знак в словах, обозначающих много предметов. | 30.01 |
39 | 1ч | Разделительный мягкий знак в словах, обозначающих много предметов. | 31.01 |
40 | 1ч | Работа над ошибками | 06.02 |
4142 | 2ч | Слова, обозначающие названия предметов. | 07.02 08.02 |
43 | 1ч | Классификация слов и постановка вопросов к словам кто это? Что это? | 13.02 |
44 | 1ч | Изменение слов, обозначающих названия предметов, по вопросам. | 14.02 |
4546 | 2ч | Большая буква в названиях городов, сел, деревень, улиц. | 20.02 21.02 |
47 | 1ч | Работа над ошибками | 27.02 |
4849 | 2ч | Понятия о словах, обозначающих действие, умение находить их в тексте. | 28.02 01.03 |
50 | 1ч | Вопросы: что сделал? Что сделает? Постановка вопросов. | 06.03 |
51 | 1ч | Изменение слов, обозначающих действия, по числам. | 13.03 |
52 | 1ч | Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий. | 14.03 |
53 | 1ч | Согласование со словом, обозначающим предмет и действие предмета. | 20.03 |
54 | 1ч | Согласование со словом, обозначающим предмет и действие предмета. | 21.03 |
55 | 1ч | Понятия о словах, которые обозначают названия признаков. | 03.04 |
56 | 1ч | Подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков. | 04.04 |
57 | 1ч | Подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков. | 10.04 |
58 | 1ч | Работа над ошибками. | 12.04 |
Предложение – 17ч |
59 | 1ч | Понятие о предлоге. Правописание предлогов. | 17.04 |
60 | 1ч | Дописывание предложений. Подбор нужных предлогов. | 19.04 |
61 | 1ч | Правильное употребление предлогов в предложениях. | 24.04 |
62 | 1ч | Правильное употребление предлогов в предложениях. | 25.04 |
63 | 1ч | Правописание предлогов со словами. | 26.04 |
64 | 1ч | Работа над ошибками. | 03.05 |
65 | 1ч | Согласование слов в предложении. Составление предложений с употреблением родительного (Кого?Чего?) падежа | 10.05 |
66 | 1ч | Составление предложений с употреблением дательного(Кому? Чему?) падежа. | 16.05 |
67 | 1ч | Составление предложений с употреблением творительного(Кем? Чем?) падежа | 17.05 |
68 | 1ч | Составление предложений с употреблением творительного(Кем? Чем?) падежа | 22.05 |
Контроль и оценка предметных результатов обучающихся:
четверть | количество | Вид контроля тема |
1 четверть | 1 1 | Проверочная работа по теме «Повторение» Контрольный диктант за 1 четверть Проверочная работа по теме «Слог как часть слова» Проверочная работа по теме « Согласные твёрдые и мягкие»Контрольный диктант за 2 четверть. Проверочная работа по теме «Разделительный ь знак» Проверочная работа по теме»Названия предметов» Контрольный диктант за 3 четверть Проверочная работа по теме « Названия признаков» Контрольный диктант за год. Словарный диктант за год. |
2 четверть | 2 1 |
3 четверть | 1 1 |
4 четверть | 1 1 1 1 |
6. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения
Основная литература
Пособие:« Русский язык.» Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва «Просвещение» А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская., 2012 г.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В. Воронковой 6 издание «Просвещение» 2013г
Список дополнительной литературы
Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1991.
Волина В.В. «Великая грамматика», М., 1994.
Воронкова В.В. Обучение грамоте учащихся младших классов вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1981.
Дмитриева О.И., Казакова О.В. «Поурочные разработки по русскому языку». М.; Вако, 2007.
Журжина Ш.В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку. М., 1987.
Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990.
Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1982.
Пикунова Л. И. Русский язык: Материалы для проведения контрольных и проверочных работ 1-4 кл. – М.: Просвещение, 2001
Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. М., 1992.
Якубовская Э.В. Сборник диктантов. – М.: Просвещение, 1980
Предлагаемая программа ориентирована на учебник А.К.Аксеновой, Э.В.Якубовской «Русский язык». Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2006г.