Данная рабочая программа составлена на основе « Программы по географии специальных ( коррекционных ) образовательных учреждений 8 вида»
Автор программы : Т .М. Лифанова
Программа имеет гриф « Допущено Министерством образования Российской Федерации ».
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности у/о детей ;они учатся анализировать , сравнивать изучаемые объекты и явления , понимать причинно-следственные связи зависимости
Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом , помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи .
В 6 классе « Начальный курс физической географии « учащиеся учатся ориентироваться на местности , знакомятся с физической картой России , с её географическим положением , границами ,формами поверхности , водоёмами . Этот раздел предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о земной поверхности и водоёмах своей местности .
Изучение своей местности помогает сформировать более чёткие представления о природных объектах и явлениях , облегчает овладение многими географическими знаниями , позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью , включит уч-ся в решение доступных для них проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству . Важно , чтобы учащиеся овладели культурой поведения в природе , научились быстро ориентироваться и правильно вести себя во время стихийных бедствий .
Корректировка плана осуществляется за счёт объединения некоторых изучаемых родственных тем урока, сокращения самостоятельных и контрольных работ методом тестирования .
3 Тематическое планирование.
№ урока по теме | ДАТА | Факт. дата прове-дения | Тема урока
| Цели (задачи) Урока дидактические | Тип (вид) урока | Методы и приёмы | Работа по группам | Оборудование Дидактичес кий материал |
1 | | | 1четверть Введение . Что –изучает география? География -наука о природе Земли , населении его хозяйственной деятельности . | Дать объяснение значения география. Познакомить с именами первых путешественников и значением кругосветных путешествий . | Сообщение новых знаний | Рассказ учителя, фронтальная работа ,работа с литературой , иллюстрациями . | Подбор материала феф-но . | Тексты . Иллюстрации, д\тетради ИКТ |
2
| | | Наблюдения за изменениями высоты солнца и погоды . Признаки времён года . | Дать понятие сутки и значение слова метеорология. Познакомить с названиями частей суток Формировать навыки наблюдения за происходящим и изменениями в природе . | Комбинированный | Рассказ учителя , фронтальная работа ,работа с литературой , иллюстрациями Зарисовка положения солнца относительно частей суток. | Краткое описание сезонных изменений в природе . | Глобус , иллюстрации , д/тетради . ИКТ |
3
| | | Явления природы : ветер, дождь , гроза . Меры предосторожности . Географический диктант. | Формировать представление о явлениях природы и мерах предосторожности . | Комбинированный | Рассказ учителя, частично поисковый анализ . | Описание явлений природы и угроза жизни. | Иллюстрации , д\тетради с заданиями. ИКТ |
4 | | | Географические сведения о своей местности и труде населения. | Дать представление о местности на которой живём и труде населения. | Экскурсия на территорию школы. | Рассказ учителя . фронтальная и инд. работа , беседа с опорой на знания уч-ся | Оформление материала экскурсии . | |
5 | | | Обобщающий урок . тестирование | Проверка и контроль полученных знаний, выявление пробелов и последующее устранение. | Обобщение и систематизация знаний. | | | ИКТ; индив.карточки |
6 | | | Ориентирование на местности . Горизонт . Линия горизонта . | Дать понятие горизонт. Формировать представление о линии горизонта . | Сообщение новых знаний . | Рассказ учителя работа с иллюстрациями . | Зарисовка . | д/тетради . ИКТ |
7
| | | Стороны горизонта | Дать представление о сторонах горизонта их названии , расположении . | Сообщение новых знаний . | Рассказ учителя | Рисование схемы сторон горизонта. | д/тетради . ИКТ |
8
| | | Компас и правила пользования им . | Дать понятие о компасе его значении , строении.Учить пользоваться данным прибором . | Сообщение новых знаний . | Рассказ учителя . | Определе- ние сторон горизонта П/Р | ИКТ |
9 | | | Ориентирование по местным признакам природы | Познакомить с возможными видами ориентирования по местным признакам | Комбинированный . | Рассказ учителя с опорой на знания уч-ся, работа с текстом учебника | Определе-ние основных сторон горизонта по местным признакам | Д\тетради. ил-ции. ИКТ | Задания в дид. тетрадях выполняются диф-но. |
10
| | | Обобщающий урок . | Проверка и контроль полученных знаний, выявление пробелов и последующее устранение. | Обобщение и систематизация знаний. | | | | |
11
| | | ФОРМЫ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ. Равнины ,холмы. | Дать понятие об основных формах поверхности Земли. | Комбинированный | Рассказ учителя, частично поисковый . Фронтальная и индивидуальная работа , анализ. | Определение форм поверхностей Земли на физ.карте. | Дид. тетради . Ил-ции. ИКТ . | |
12 | | | Овраги и их образование. | Дать представление об оврагах ,их образовании и приносимом вреде , способах борьбы с образованием. | Сообщение новых знаний | Рассказ учителя фронтальная и инд. работа по карточкам .по иллюстрациям. | Зарисовка с подписью частей оврага. | Иллюстрации ,дид. тетради с заданиями. | |
13 | | | Горы . Землетрясения Извержения вулканов. | Дать представление о горах их высотности , значении и опасности явлений природы. | Сообщение новых знаний | Рассказ учителя ,частично поисковый . фронтальная и индивидуальная работа ,анализ. | Определение высоты гор на физ.карте, работа с таблицами. | ИКТ дид.тетради. | |
14
| | | Выполнение практических заданий в дидактических тетрадях | Закрепление пройденного материала,выявление пробелов и последующее устранение. | | | П/Р- | Дид. тетради | |
15
| | | Обобщающий урок. | Проверка и закрепление полученных знаний, выявление пробелов и последующее устранение. | Обобщение и систематизация знаний. | | | Карточки, ИКТ, сообщения- рисунки. | |
16 | | | Контрольный урок за четверть . Тестирование | Проверка и контроль полученных знаний. | Урок контроля знаний | | | | |
1 | | | II четверть ВОДА НА ЗЕМЛЕ Вода в природе | Дать представление о водных ресурсах России , круговороте воды в природе. | Сообщение новых знаний | Рассказ учителя,работа скартой,беседа с использованием материалов учебника. | Работа с таблицами | Дид. тетради ,карточки с заданиями. | |
2 | | | Родник и его образование | Дать понятие о значении и образовании родников.Познакомить с видами слоёв почвы. | Сообщение новых знаний. | Рассказ учителя, частично поисковый . Фронтальная работа со схемой образования родника. | Зарисовка схемы образования родника. | Ил-ции д\тетради | |
3 | | |
Колодец ,водопровод. | Дать понятие о колодце и водопроводе и их предназначении т\б при пользовании колодцем , экономичное отношение к воде. | Сообщение новых знаний | Рассказ учителя, частично поисковый . Ф\р и И\работа . | Зарисовка схемы строения колодца, водопровода | Дид. тетради ,карточки с заданиями. | |
4 | | |
Части реки. Равнинные и горные реки |
Дать представление о реке и её частях; разновидностях рек. Формировать умения находить, называть и показывать на физической карте. |
Сообщение новых знаний |
Рассказ учителя, работа с картой ,с иллюстрациями | Зарисовка схемы строения реки . | П/Р–
опреде- ление раз- новиднос- тей рек, работа с картой. | Кро-ссворды, ребусы, к/к |
5 | | | Как люди используют реки. | Дать понятие о хозяйственном значении рек . Значение слова –орошение. | Комбинированный. | Рассказ учителя, частично поисковый . Фронтальная и индивидуальная работа ,анализ | Работа со схемой «Использование рек». | Зарисовка в тетради схемы | |
6 | | | Озёра. Водохранилища. Пруды. | Дать понятие об озёрах их разновидностях ,значении в жизнедеятельности людей. | Сообщение новых знаний . | Рассказ с опорой на имеющиеся знания учащихся, работа с картой. | Работа со схемой « Польза и вред водохрани-лища» | Запись схемы | |
7 |
| | Болота , их осушение. | Дать понятие о болоте ,его значении и образовании, опасности . | Сообщение новых знаний . | Работа со схемой образования болота. | Зарисовка схемы образования болота | ИКТ ,дид. тетради. | |
8 |
| |
Океаны и моря. | Дать понятие определения океана и моря ,видах морей, опасностях возникающих на водоёмах. | Сообщение новых знаний | Работа со схемой «Виды морей» ,с текстом учебника , ,картой. | Нахождение океанов и морей на карте и определение их вида | Зарисовка схемы « Виды морей» ИКТ | |
9 | | | Острова и полуострова . Географ. диктант | Формировать представление об островах и полуостровах, умение находить называть и показывать на карте. | Сообщение новых знаний | Рассказ учителя ,работа с картой . | Зарисовка схемы «Берег моря» П/Р-отметить острова и п-ва на к/к | Физ. карта, К/К.дид. тетради. | |
10
| | | Водоёмы в вашей местности . Охрана вод от загрязнения . | Познакомить уч-ся с крупными водоёмами нашей местности их значении в жизнедеятельности местного населения. Экологические проблемы. | Комбинированный | Рассказ учителя с опорой на знания уч-ся , фронтальная и инд. работа с картой ХМАО | П/Р.-нахожде-ние на физ. карте р. Обь и выделение на К/К | Карта ,К/К. | |
11 | | | Обобщающий урок . Тестирование. | Проверка и контроль полученных знаний, выявление пробелов и последующее устранение. | Обобщение и систематизация знаний. | | | | |
12 | | | ПЛАН И КАРТА Рисунок и план предмета. | Дать понятие плана предмета и рисунка, их отличие . | Сообщение новых знаний | Рассказ учителя, частично поисковый . Фронтальная и индивидуальная работа . | Работа с видом местности и планом местности –отличия. | Зарисовка условных знаков к плану. ИКТ | |
13 | | | План и масштаб. | Дать представление о масштабе, его применении , вычислении масштаба. | Сообщение нового материала. | Рассказ учителя частично -поисковый, фронтальная и индивидуальная работа ,анализ | п/р –черчение плана предметоввычисление масштаба . | ИКТ | |
14
| | | План класса | Формирование умений применять полученные знания при выполнении заданий. | Закрепление полученных знаний | фронтальная и инд.работы, выполнение чертежа. | П/Рвычерчивание плана класса по индив. заданиям. | Дид. тетради. | |
15 |
| | План школьного участка . | Формирование умений применять полученные знания при выполнении заданий. Показать отличия от плана класса и участка. | Закрепление полученных знаний | фронтальная и инд.работы, выполнение задания | П/Рвычерчива-ние условных обозначений по индив. заданиям | Дид. тетради. | |
16
| | | Контрольный урок . Тестирование
| Проверка и контроль полученных знаний, выявление пробелов и последующее устранение. | Урок контроля знаний. | | | | |
1 четверть .
ТЕМА : План и карта .
ТЕМА : Формы поверхности Земли .
Тема Вода на Земле .
Растворение морской соли и сравнение её по вкусу с пресной водой.
Очистка воды фильтрованием .