МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГБОУ Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат №2
«Согласовано» Руководитель МО________ Решетникова И.М. _______________2023г | «Согласовано» Зам. директора по УВР Осколкова Л.А.________ ________________2023 г | «Утверждаю» Директор ГБОУ СКОШИ №2 Аюшеев А.Н. _____________ 2023г |
Адаптированная основная
общеобразовательная программа
I вариант
4 «а» | Предмет | Количество часов |
Чтение | 136 |
Учитель: Цырендоржиева С.Ц
г. Улан-Удэ
2023г
Чтение
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Чтение» составлена в соответствии с Адаптированной Основной Общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «СКОШИ №2» на 2023-2024 учебный год и на основании следующих нормативных документов:
1. Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «об образовании Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1599от 19.12 2014г
3.Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1 или 2) утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
4. Учебного плана АООП (вариант1) на 2023-2024 учебный год ГБОУ «СКОШИ №2»
5. СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Программа по чтению направлена на развитие речемыслительных способностей обучающихся, формирование нравственных позиций поведения и всестороннее развитие и социализацию личности, учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталого ребенка. Программа предполагает реализацию дифференцированного и деятельностного подхода к обучению и воспитанию ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель предмета: формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями коммуникативно – речевых умений, способствующее их адаптации в современном обществе, коррекция недостатков речевого опыта обучающихся.
Задачи:
1.Воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу.
2.Формирование техники чтения: от правильного, выразительного и осмысленного чтения доступных их пониманию текстов с постепенным переходом на более совершенные способы чтения.
3.Формирование у детей навыков сознательного чтения.
4.Развитие коммуникативных умений (формирование практико-ориентированных навыков, прежде всего общения).
5. Воспитание нравственных, эстетических ценностей.
Предмет имеет коррекционную направленность. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, своеобразием их общего и речевого развития, неполноценности их психического развития.
Основными направлениями коррекционной работы являются:
1.Совершенствование движений и сенсомоторное развитие:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений;
-развитие артикуляционной моторики.
2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие слухового внимания и памяти.
3.Развитие основных мыслительных операций:
-умение работать со словесной и письменной инструкциями, алгоритмом;
- умение планировать деятельность;
- умение систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения;
-умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.
4.Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления;
5. Коррекция недостатков речевого развития:
-развитие речи, владение техникой речи;
-уточнение и обогащение словаря.
6.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
-расширение представлений об окружающем мире.
Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по данному предмету, является развитие речи школьников, особенно её коммуникативной функции.
Во начальных классах закладываются основы формирования навыков чтения и развития связной речи в процессе выполнения различных упражнений. Наличие пропедевтических периодов в младших классах подготавливает обучающихся к беглому, осознанному чтению произведений в старших классах, обеспечивает коррекцию недостатков речевого опыта детей, в том числе исправление различных нарушений речи.
В программе выделены разделы «Чтение», «Развитие речи», «Внеклассное чтение». Содержание этих разделов реализуется при изучении каждой лексической темы.
В основе расположения произведений лежит тематический принцип. В каждом последующем году продолжается и расширяется предложенная тематика. Тем самым обеспечивается концентричность расположения учебного материала, создающая условия для регулярного повторения усвоенных тем. В содержание материала включены лексические темы, которые в каждом классе сквозные, и имеют лишь различие в названиях. Они составляют один из разделов программы и являются основой разработки для тематического планирования. После изложения программного материала в конце каждого класса обозначены требования к умениям обучающихся. Разграничиваются умения, которыми обучающиеся могут овладеть и самостоятельно применять в учебной и практической деятельности (достаточный уровень), и умения, которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости (минимальный уровень). В этой связи некоторые задания выполняются с помощью учителя, с опорой на различные виды наглядности.
В рабочей программе по чтению в 4 классе увеличено количество часов на изучение предмета за счет одного часа из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Это обусловлено следующими причинами:
1.Изучение русского языка, требующего усвоения правил русской (родной) фонетики, орфоэпии, представляет для умственно отсталых обучающихся наибольшую трудность.
2.Короткий период дошкольной речевой практики обучающихся не позволяет достичь им необходимого уровня речевого развития, который обеспечивает успешное освоение знаний в области языка.
3. Низкий уровень общего развития, мыслительной деятельности, познавательной активности обучающихся данного класса.
Увеличение количества часов в предметной области «Язык и речевая практика» направлено на восполнение пробелов в знаниях обучающихся по предмету «Чтение», их систематизацию; достижение ими необходимого для продолжения образования уровня читательской, коммуникативной компетентностей и общего речевого развития.
Программа адресована обучающимся 4 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Срок реализации рабочей программы по чтению – 1 год.
2. Общая характеристика учебного предмета
Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Его направленность на социализацию личности умственно отсталого ребёнка, на формирование нравственных позиций поведения ещё раз подчёркивает практическую значимость обучения чтению обучающихся с нарушениями интеллекта.
Обучение чтению в 4 классе решает следующие задачи:
- совершенствование техники чтения, в частности навыка правильного чтения и подготовка к овладению навыком беглого чтения;
- совершенствование навыка выразительного чтения;
- формирование навыка осознанного чтения.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, так как в силу особенностей психического развития умственно отсталые школьники овладевают им с большим трудом, что затрудняет понимание прочитанного.
Беглое чтение формируется постепенно. В 4 классе этот навык совершенствуется. Слова, сложные по слоговой структуре, также включаются в этап речевой зарядки. Продолжается работа по обучению чтению про себя.
Совершенствуется навык выразительного чтения. Работа над темпом и мелодикой речи, над тоном и силой голоса связывается с определением характера персонажей, их возраста, ситуации, в которой они находятся.
Формирование навыка осознанного чтения осуществляется одновременно в трёх направлениях: работа над словом; уяснение смысловых отношений в тексте; понимание основной мысли и подтекста. Работа над словом начинается с разбора значения неизвестных малоупотребительных слов, а затем, в процессе анализа произведения, значение объясняется своими словами. Смысловые отношения внутри части текста уясняются на основе использования приёма словесного иллюстрирования, которому необходимо научить умственно отсталых обучающихся. В 4 классе продолжается работа по составлению различных видов плана. Составляются картинные планы к прочитанным произведениям, а также вводится словесно – логический план, который составляется под руководством учителя. Понимание основной мысли художественного произведения, как и в предыдущие годы, связано с разбором выводов, с анализом названий текстов, соотнесением содержания произведения со смыслом предварительно разобранной пословицы. С 4 класса вводится работа по чтению научно-популярных статей.
Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, план (картинный, коллективно составленный).
В процессе внеклассного чтения формируется читательская самостоятельность обучающихся. У детей идет развитие интереса к чтению, они знакомятся с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, что способствует формированию умения выбирать книгу по интересу, читательской культуры, развитию желания посещать библиотеку.
Предмет позволяет осуществлять межпредметные связи. Обучение чтению идет параллельно на уроках русского языка и речевой практики и в тесной взаимосвязи с ними: формируется внимание к слову, как основной единице языка, что создает основу для расширения словарного запаса; развиваются навыки диалогического общения, когда обучающиеся учатся не только отвечать на вопросы, но и задавать их.
Основной формой организации процесса обучения является урок.
Процесс обучения чтению предполагает использование следующих методов, типов уроков, форм проведения уроков и элементов образовательных технологий:
а) общепедагогические методы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения, игры.
б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения:
- задания по степени нарастающей трудности;
- специальные коррекционные упражнения;
- задания с опорой на несколько анализаторов;
- методы стимулирования.
Основные типы уроков:
урок изучения нового материала;
урок закрепления и применения знаний;
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
урок контроля знаний и умений.
Основным типом урока является комбинированный.
Нетрадиционные формы уроков:
интегрированный,
урок-игра,
урок-викторина,
урок – путешествие;
урок – драматизация;
урок – праздник.
Виды и формы организации работы на уроке:
Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода, а также используются:
групповая;
работа в парах;
индивидуальная работа.
Элементы образовательных технологий:
здоровьесберегающая технология;
технология игрового обучения;
информационно-коммуникационные технологии;
технология проблемного обучения.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Чтение» входит в обязательную часть предметной области «Язык и речевая практика». В соответствии с учебным планом ГБОУ «СКОШИ №2»рабочая программа в 4 классе рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю):
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам.
Личностные результаты:
Обучающиеся научатся осознавать себя как гражданина России, уважительно и бережно относиться к защитникам Отечества, к людям труда, к младшим и старшим, окружающей природе;
У обучающихся будут сформированы:
любовь к большой и малой Родине, представления о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны; о духовных традициях русского народа;
- понятия об устной речи как показателе индивидуальной культуры человека;
- практическое осмысление и принятие различных социальных ролей (ученик, сын (дочь), воспитанник, одноклассник и др.);
- принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через знакомство с нормами этикета и правилами культурного поведения: первоначальные представления о нравственном смысле некоторых понятий (доброта, сострадание, уважение к старшим) и некоторые другие;
- овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 4-го года обучения);
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 4-го года обучения).
- интерес к языковой и речевой деятельности;
2) Предметные результаты по учебному предмету «Чтение»
на конец обучения в 4 классе:
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
Обучающиеся научатся: • осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами; • пересказывать содержание прочитанного текста по вопросам; • участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; • выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений и 1 басню. | Получат возможность научиться: • читать текст вслух целыми словами после предварительного анализа (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи; • отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту; • определять основную мысль текста после его предварительного анализа; • читать текст про себя с выполнением заданий учителя; • определять главных действующих лиц произведения, давать элементарную оценку их поступков; • читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора); • пересказывать текст по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию; - рассказывать наизусть 7-8 стихотворений и 2 басни |
Личностные базовые учебные действия:
У обучающихся будут сформированы:
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- сознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
5. Содержание учебного предмета
Чтение. Содержание чтения: произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, игровые песенки.
Небольшие рассказы, стихотворения русских и зарубежных авторов о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и др.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведения о добре и зле. Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки. Навык чтения. Правильность чтения. Чтение без искажения звуко-слогового состава слов с правильной постановкой ударения. Орфоэпическое чтение двухсложных и трёхсложных слов с усвоенными слоговыми структурами. Орфографическое чтение малознакомых слов, сложных по звуко-слоговой структуре (со стечением более трёхсогласных). Беглость чтения. Чтение целыми словами после предварительной подготовки. Чтение про себя с выполнением заданий учителя.
Осознанность чтения. Установление причинно-следственных связей между событиями и поступками героев. Определение эмоционального состояния героев и выбор слов и предложений, характеризующих его. Определение отношения автора к героям и событиям. Элементарная оценка характера героев и их поступков с опорой на содержание текста, вопросы учителя, личный опыт. Объяснение нравственного смысла поступков героев. Коллективная работа по определению идеи произведения (основной мысли) с опорой на вопросы учителя. Толкование смысла пословиц и поговорок. Сравнение произведений, одинаковых по теме, поступкам героев, идее произведения. Подбор к иллюстрации подходящего отрывка из рассказа.
Выразительность чтения. Определение настроения автора, подтверждение вывода строчками из стихотворения. Определение собственного эмоционального отношения к художественным образам, воссозданным в лирических стихотворениях. Эмоциональная оценка содержания теста (с помощью ответов на вопрос: «Какое настроение возникает, когда читаешь стихотворение? Почему?»). Чтение текста с интонацией и паузами, соответствующими знакам препинания. Определение подходящего тона голоса для передачи эмоционального содержания текста. Нахождение в тексте ремарок автора для выбора соответствующего тона голоса и темпа речи. Чтение по ролям. Драматизация текста.
Развитие речи. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством учителя. Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений; объяснение их значения с опорой на материал учебника, на дополнительный иллюстративный материал; обращение за помощью в их толковании к учителю или одноклассникам. Нахождение в тексте ответов на вопросы учителя или на вопросы, представленные в учебнике. Элементарные рассуждения на материале прочитанных произведений. Определение эмоционального состояния героев произведения. Коллективное деление текста на части с помощью готового плана. Подбор заголовков, представленных в учебнике или данных учителем, к иллюстрациям или отдельным частям текста. Прогнозирование содержания рассказа по иллюстрации и вопросам. Составление описаний с опорой на иллюстративный материал. Составление рассказа на тему, близкую теме прочитанного произведения. Подробный пересказ текста своими словами. Пересказ текста с опорой на картинный план. Работа с картинными и словесно- логическими планами. Выборочный пересказ с использованием слов и выражений авторского текста. Восстановление содержания прочитанного произведения по опорным словам. Составление рассказа по картинке. Продолжение рассказа по аналогии. Определение черт характера персонажа. Элементарная оценка нравственного смысла поступка персонажа.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей на основе рекомендаций, представленных в учебнике, уголке внеклассного чтения и т. д. Регулярное посещение школьной библиотеки. Называние автора и заглавия прочитанной книги; ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы по содержанию самостоятельно прочитанного произведения; пересказ отдельных эпизодов. Отчёт о прочитанной книге.
6.Система оценки достижений предметных результатов
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
В 4 классе осуществляется текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.
Текущий контроль.
Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.
Текущая проверка по чтению проводится на материале изучаемых программных произведений на каждом уроке в основном в форме индивидуального или фронтального устного опроса:
чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно); выразительное чтение, чтение наизусть.
Также используются самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно – тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме творческой работы, которая проводится в рамках нетрадиционных уроков: уроки – праздники, уроки – драматизации, уроки – путешествия.
Итоговый контроль проводится в конце учебных четвертей и в конце года в форме проверки техники чтения и осознанности прочитанного.
Для проверки навыков чтения подбираются незнакомые, но доступные тексты. Их объём и словарь соответствуют индивидуальным возможностям обучающихся.
В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
При оценке предметных результатов обучающихся учитываются индивидуальные особенности интеллектуального развития, состояние их эмоционально-волевой сферы. Ученику с низким уровнем интеллектуального развития предлагается более лёгкий вариант задания.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
7. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Школьная жизнь | 12 |
2 | Время листьям опадать | 16 |
3 | Делу- время, потехе -час | 6 |
4 | В мире животных | 13 |
5 | Жизнь дана на добрые дела | 10 |
6 | Зима наступила | 21 |
7 | Веселые истории | 9 |
8 | Полюбуйся, весна наступает | 14 |
9 | В мире волшебной сказки | 11 |
10 | Родная земля | 10 |
11 | Пришло лето | 14 |
| Всего | 136 |
8.Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Основные виды учебной деятельности | Дата |
пл | фак |
| Школьная жизнь | 11 | | | |
1 | Снова в школу. По Н. Носову | 1 | Рассматривание иллюстрации. Составление небольшого | | |
2 | Жил-был Учитель. Э. Мошковская | 1 | Чтение .Ответы на вопросы по содержанию | | |
3 | Чему учат в школе. М. Пляцковский | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. | | |
4 | Поздравление. По Ю. Ермолаеву | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. | | |
5 | Как Маруся дежурила. По Е. Шварцу | 1 | Прогнозирование содержания текста по его названию. Нахождение в тексте ответов на вопросы | | |
6 | Шум и Шумок. По Е. Ильиной | 1 | Чтение. Пересказ текста по картинному плану. | | |
7 | Почему сороконожки опоздали на урок. В. Орлов | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. | | |
8 | Три желания Вити. По Л.Каминскому | 1 | Установление причинно-следственных связей между поступками героев. | | |
9 | Читалочка. В. Берестов | 1 | Чтение трудных по структуре слов | | |
10 | Зарубите на носу. По М. Бартеневу | 1 | Чтение .Пересказ отрывка из текста | | |
11 | Загадки на тему «Школьная жизнь» | 1 | Чтение. Отгадывание. Зарисовка. | | |
| Время листьям опадать | 16 | | | |
12 | Жёлтой краской кто-то… Н. Антонова | 1 | Чтение. Ответы на вопросы | | |
13 | Осенняя сказка. По Н. Абрамцевой | 1 | Деление текста на части по представленному плану. Рассказывание сказки | | |
14 | Подарки осени. Е. Благинина | 1 | Чтение трудных слов. Ответы на вопросы | | |
15 | Лесные подарки. По Л. Воронковой | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Пересказ текста на основе картинного плана. | | |
16 | Лес осенью. А. Твардовский | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Словесное рисование. | | |
17 | В осеннем лесу. По В. Путилиной | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Объяснение слов и образных выражений | | |
18 | Славная осень!.. Н. Некрасов | 1 | Объяснение слова с опорой на материал учебника и текст стихотворения. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального настроя произведения. Выразительное чтение. Заучивание наизусть | | |
19 | Отчего Осень грустна. По Э. Шиму | 1 | Ответы своими словами на вопросы по содержанию текста. Объяснение переносного значения образных выражений. Ответы на вопросы словами текста. | | |
20 | Осень. К. Бальмонт | 1 | Объяснение значения слова с опорой на материал учебника и текст. Определение настроения автора; подтверждение вывода строчками из стихотворения. | | |
21 | Три сойки. По Ю. Ковалю | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Объяснение слова с опорой на материал учебника и текст. | | |
22 | Холодная зимовка. По Н. Сладкову | 1 | Узнавание и называние птиц, изображённых на иллюстрации. Подбор названий к предметным картинкам с опорой на текст. Формулировка вопросов, обращённых к учителю. Ответы на вопросы словами текста. | | |
23 | Скучная картина!.. А. Плещеев | 1 | Объяснение значения слова с опорой на материал учебника и текст. Графическое рисование картин природы, изображённых в стихотворении. Заучивание наизусть | | |
24 | Сказка про маленького жучка. По О. Иваненко | 1 | Ответы на вопросы своими словами. Выбор отрывков текста, соответствующих содержанию вопроса. | | |
25 | Пчёлы и мухи. По К. Ушинскому | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Объяснение образных выражений. Чтение по ролям. | | |
26 | Время листьям опадать... По Г. Граубину | 1 | Ответы на вопросы своими словами. Полный подробный пересказ текста своими словами | | |
27 | Загадки на тему «Осень» | 1 | Соотнесение иллюстративного материала (предметных картинок) и содержания загадок. | | |
| Делу – время, потехе - час | 7 | | | |
28 | Пекла кошка пирожки… Русская потешка | 1 | Объяснение значения слова с опорой на материал учебника. Выразительное чтение по ролям. Заучивание наизусть. | | |
29 | Сенокос. Чешская потешка | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Самостоятельный рассказ по картинке. | | |
30 | Карусели. По Л. Пантелееву | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Прогнозирование содержания рассказа по иллюстрации и вопросам. | | |
31 | Прятки. По Н.Носову | 1 | Ответы на вопросы словами из текста. Соотнесение иллюстрации со смыслом прочитанной части рассказа. Пересказ текста по картинному плану. | | |
32 | Считалки | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. | | |
33 | Жмурки. По М. Булатову | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Объяснение слов с опорой на текст. Ответы на вопросы словами текста. | | |
34 | Обобщающий урок по теме «Делу – время, потехе - час». | 1 | Определение общей темы произведений, представленных в разделе. Понимание и объяснение (с помощью учителя) значения слов «потешки», «считалки», «загадки»; формулировка уточняющих вопросов, Инсценировка игр. | | |
| В мире животных | 13 | | |
35 | Бодливая корова. По К. Ушинскому | 1 | Называние животных, изображённых на иллюстрации. Составление рассказа по иллюстрации и вопросам учебника. | | |
36 | Упрямый котёнок. По В. Бирюкову | 1 | Выявление с опорой на текст и вопросы учителя нравственного смысла понятия «упрямство». Коллективное определение идеи (основной мысли) текста; подтверждение ответов примерами из текста. | | |
37 | Пушок. По В. Гаранжину | 1 | Выбор из текста отрывков, подтверждающих суждение. Пересказ текста с опорой на картинный и словесно - логический виды планов. | | |
38 | Томка. По Е. Чарушину | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Сравнение черт характера отдельных персонажей.. | | |
39 | Охотник и собаки. По Б. Житкову | 1 | Установление причинно-следственных связей между событиями и поступками героев. | | |
40 | Чук заболел. По Л. Матвеевой | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. | | |
41 | Хитрый бурундук. Г.Снегирёв. | 1 | Объяснение значения слова с опорой на материал учебника и иллюстрацию. Ответы на вопросы словами из текста. | | |
42 | Барсучья кладовая. По А. Баркову | 1 | Ответы на вопросы словами из текста. отрывков, подходящих по смыслу к иллюстрации | | |
43 | Гостья. По А. Дорохову | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами Определение идеи произведения (основной мысли). | | |
44 | Игрушки лисят. Г. Корольков | 1 | Ответы на вопросы словами из текста. Установление причинно-следственных связей между событиями и поступками героев. | | |
45 | Лиса. По Ю. Дмитриеву | 1 | Ответы на вопросы словами из текста. Доказательство суждений примерами из текста.. | | |
46 | Загадки о животных | 1 | Выбор загадок по заданию; объяснение своего выбора. Объяснение новых слов и образных выражений. Графическое иллюстрирование | | |
47 | Повторительно обобщающий урок по теме «В мире животных» | 1 | Определение общей темы раздела с опорой на темы отдельных произведений. Ориентировка в учебнике с помощью оглавления. Составление рассказов о домашних питомцах | | |
| Жизнь дана на добрые дела | 8 | | | |
48 | Миша-мастер. Г. Ладонщиков | 1 | Установление причинно-следственных связей между событиями и поступками героев. Формулировка элементарных умозаключений и выводов | | |
49 | Пичугин мост. По Е. Пермяку | 1 | Объяснение слова с опорой на материал учебника и иллюстрацию. Ответы на вопросы словами из текста. Коллективное определение идеи (основной мысли) текста. | | |
50 | Михаськин сад. В. Хомченко | 1 | Словесное рисование. Формулировка элементарных рассуждений; Коллективное деление текста на части на основе готового плана. Пересказ текста по плану. | | |
51 | Когда люди радуются. По С. Баруздину | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы словами из текста. Объяснение образного выражения. | | |
52 | Про каникулы и полезные дела. По Ю. Ермолаеву | 1 | Установление причинно-следственных связей между событиями и поступками героев. Определение черт характера персонажа с опорой на текст. Сравнение поступков двух героев. Коллективное определение идеи (основной мысли) текста. | | |
53 | Котёнок. Е. Благинина | 1 | Выбор отрывков из стихотворения для сравнительного описания. Элементарная оценка поступка героини. Подбор отрывков из текста к иллюстрациям. Нахождение в тексте слов, характеризующих разные состояния животного. Выразительное чтение. | | |
54 | Птичка. В. Голявкин | 1 | Установление причинно-следственных связей между событиями и поступками героев. Определение (с помощью учителя) нравственного смысла поступка героя. | | |
55 | Повторительно обобщающий урок по теме «Жизнь дана на добрые дела» | 1 | Ориентировка в учебнике с помощью оглавления. Участие в обсуждении проблемной ситуации с опорой на личный опыт. Сравнение произведений, близких по тематике | | |
| Зима наступила | 24 | | | |
56 | Снег идёт. По Л. Воронковой | 1 | Выбор к иллюстрации подходящего заголовка. Составление рассказа по сюжетной картинке. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Выбор из текста образных сравнений и определений. Ответы на вопросы словами из текста. Графическое иллюстрирование. | | |
57-58 | Снегурочка. А. Слащёв | 2 | Объяснение образных выражений (фразеологизмов). Понимание нравственного смысла выражения (выбор одного правильного ответа из двух предложенных). | | |
59 | Зима. И. Суриков | 1 | Толкование образных выражений своими словами. Словесное рисование Выразительное чтение | | |
60 | Декабрь. С.Маршак | 1 | Объяснение значения слова с опорой на материал учебника и иллюстрацию. Узнавание объектов по образным сравнениям. Словесное рисование. Заучивание наизусть. | | |
61-62 | Ёлка. По В. Сутееву | 2 | Пересказ отдельных частей текста с опорой на картинный и словесно-логический планы. | | |
63 | Вечер под Рождество. По Л. Клавдиной | 1 | Установление причинно-следственных связей между событиями и поступками героев. Ответы на вопросы словами из текста. Понимание мотивов поступков героев. | | |
64 | Где лежало «спасибо»? Р. Тимершин | 1 | Объяснение образных выражений. Понимание нравственного смысла поступка героя. Выразительное чтение стихотворения с интонацией, соответствующей знакам препинания. | | |
65-66 | На горке. По Н. Носову | 2 | Определение отношения автора к героям и событиям. Элементарная оценка героев и их поступков с опорой на текст произведения и вопросы учителя. Объяснение нравственного смысла поступков героев. Пересказ рассказа по картинкам. Рекомендации по выбору книг Н. Носова в школьной библиотеке. | | |
67-68 | Лисичка- сестричка и волк. Русская народная сказка | 2 | Объяснение слов и образных выражений с опорой на иллюстрации и текст. Объяснение поступков героев и мотивов, их вызвавших. Определение основных черт характера героев. Рассказывание сказки по картинному плану. | | |
69 | Как Солнце с Морозом поссорились. А. Бродский | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы словами из текста. Установление причинно-следственных связей между событиями и поступками героев. | | |
70 | Зимняя сказка. П. Головкин | 1 | Объяснение образных выражений текста. Объяснение поступков героев и мотивов, их вызвавших. Коллективное определение основной мысли сказки. Восстановление деформированного картинного плана. Рассказывание сказки по картинному плану. | | |
71-72 | Митины друзья. Г. Скребицкий | 2 | Объяснение слова с опорой на текст, иллюстрации к тексту и личный опыт. Установление причинно-следственных связей между событиями и поступками героев. Составление рассказа с опорой на иллюстрацию. | | |
73 | Снежная шапка. В. Бирюков | 1 | Узнавание объектов по образным сравнениям, используемым в стихотворении. Выразительное чтение. Графическое иллюстрирование. | | |
74 | В шубах и шапках. По А. Тумбасову | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Объяснение слова с опорой на материал учебника. Нахождение в тексте образных сравнений. Объяснение образных сравнений, использованных в тексте. Выбор заголовка к тексту из нескольких предложенных. | | |
75 | Не ветер бушует над бором… Н. Некрасов | 1 | Объяснение слова с опорой на материал учебника. Нахождение образных сравнений в тексте стихотворения. Словесное описание образа мороза- воеводы. Заучивание стихотворения наизусть. | | |
76 | Находчивый медведь. По В. Бианки | 1 | Установление причинно-следственных связей между поступками героя. Элементарные рассуждения на основе анализа прочитанного текста. Словесное рисование. Объяснение смысла выражения, использованного в тексте. | | |
77 | Зимние приметы. По А. Спирину | 1 | Объяснение слов «примета», «народная примета» с опорой на текст научно-популярной статьи. Ответы на вопросы к тексту своими словами и словами автора. | | |
78 | Загадка. Е Благинина, А. Рождественская, Е. Тараховская. | 1 | Узнавание объектов по образным сравнениям, используемым в загадках. Выразительное чтение. Графическое иллюстрирование. Разгадывание загадки. | | |
79 | Повторительно – обобщающий урок по теме «Зима наступила» | 1 | Свободные высказывания о зимних праздниках на основе личного опыта. Подбор слов, обозначающих признак и действие предмета, образных сравнений с использованием прочитанных произведений.). Объяснение смысла пословицы; сопоставление смысла пословицы с содержанием прочитанного рассказа; его пересказ. | | |
| Весёлые истории | 11 | | | |
80-81 | Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову | 2 | Подбор к иллюстрации подходящего отрывка из рассказа. Составление рассказа по картинке. Установление причинно-следственных связей между событиями и поступками героев. Анализ содержания иллюстрации с опорой на текст и вопросы. Рассматривание иллюстраций к другим частям книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». | | |
82 | Одни неприятности. Г. Остер | 1 | Установление причинно-следственных связей между событиями и поступками героев. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального содержания текста. | | |
83 | Однажды утром. М. Пляцковский | 1 | Определение отношения к поведению и поступкам главного героя. Словесное рисование. Выборочный пересказ с опорой на иллюстрацию. Пересказ текста на основе готового плана. | | |
84 | Почему комары кусаются. В. Бирюков | 1 | Объяснение слова с опорой на иллюстрацию.. Восстановление деформированного картинного плана. Полный подробный пересказ. | | |
85 | Вот какой рассеянный. (Отрывок) С.Маршак | 1 | Объяснение слова с опорой на материал учебника. Составление рассказа с опорой на иллюстрацию. | | |
86 | Две лишние коробки. По О. Кургузову | 1 | Установление причинно-следственных связей между событиями и поступками героев. Установление мотивов поступков героев. Словесное рисование. | | |
87 | Отвечайте, правда ли? Г. Чичинадзе | 1 | Рассматривание иллюстраций. Выбор из текста отрывков, подходящих по смыслу к иллюстрации. Объяснение некоторых отрывков из стихотворения. | | |
88 | Повторительно – обобщающий урок по теме «Весёлые истории» | 1 | Воспроизведение текстов прочитанных произведений по вопросам, иллюстрациям, опорным словам. | | |
| Полюбуйся, весна наступает… | 14 | | | |
89 | Март. В. Алфёров | 1 | Установление смысловых связей между отдельными предметами и объектами, изображёнными на иллюстрации. Составление рассказа по сюжетной картинке. Объяснение образных выражений текста. Эмоциональная оценка теста. | | |
90-91 | Восьмое Марта. По М. Фроловой | 2 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Установление причинно- следственных связей между событиями и поступками героев. Выбор из текста отрывков, подходящих к иллюстрации. Рисование открыток на заданную тему: работа в парах и малой группе. | | |
92 | Бабушка - забота. Е. Благинина | 1 | Ответы на вопросы по содержанию текста. Понимание нравственного смысла понятий «забота o близких», «внимание к близким». | | |
93 | Бабушкина вешалка. По А. Соколовскому | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Установление причинно- следственных связей между событиями и поступками героев. Понимание мотивов поступков героя. Выявление собственного отношения к поступку героя. | | |
94 | Последняя льдина. По В. Бианки | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Объяснение значения отдельных слов и смысла образных выражений с опорой на текст и имеющиеся представления. Установление причинно-следственных связей между названием текста и его содержанием. | | |
95 | Весна. А. Плещеев | 1 | Заучивание стихотворения наизусть. | | |
96 | Скворцы прилетели. По А. Баркову | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Нахождение в тексте рассказа образных сравнений. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста. Пересказ текста по иллюстрациям | | |
97 | Всему свой срок. По Э. Шиму | 1 | Объяснение смысла образных выражений своими словами. Выбор из текста отрывков, подходящих по смыслу к иллюстрациям. | | |
98 | Полюбуйся, весна наступает… И. Никитин | 1 | Определение настроения автора; подтверждение вывода строчками из стихотворения. Объяснение смысла образных выражений своими словами. Выразительное чтение. Заучивание стихотворения наизусть. | | |
99 | Весенний вечер. По Ю. Ковалю | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Составление рассказов-описаний. | | |
100 | Опасная красавица. По Ю. Дмитриеву | 1 | Описание растения на основе иллюстрации и прочитанного текста. Объяснение слова с опорой на текст. Формулировка элементарных суждений и доказательств. | | |
101 | Загадки. | 1 | Отгадывание загадок. Нахождение и объяснение образных сравнений в текстах загадок. | | |
102 | Повторительно – обобщающий урок по теме «Полюбуйся, весна наступает…» | 1 | Ориентировка в учебнике по оглавлению. Соотнесение названия раздела с текстом стихотворения, включённого в его содержание. Соотнесение текста прочитанных произведений с народными приметами. | | |
| В мире волшебной сказки | 10 | | | |
103-104 | Хаврошечка. Русская народная сказка. | 2 | Ответы на вопросы словами текста. Объяснение отдельных выражений сказки. Элементарная оценка поступков героев. Определение основных черт героев с опорой на вопросы. | | |
105-106 | Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке. Русская народная сказка. | 2 | Объяснение слова с опорой на материал учебника и иллюстрацию. Рассказывание сказки по частям с опорой на серию сюжетных картинок. . Определение основных черт характера героев. Элементарная оценка поступков героев. Определение волшебного и реального в сказке. | | |
107 | У лукоморья дуб зелёный… А. Пушкин | 1 | Объяснение слова с опорой на материал учебника. Словесное рисование. Составление рассказа по иллюстрации. Заучивание стихотворения наизусть | | |
108-109 | Подарки феи. По Ш. Перро | 2 | Ответы на вопросы словами текста. Сравнение поступков героев. Сравнение основных черт характера героев. Определение волшебного и реального в сказке. и словесно-логическому плану | | |
110 | Горшочек каши. Братья Гримм | 1 | Формулировка элементарных суждений и доказательств. Определение волшебного и реального в сказке. Выборочный пересказ. Подбор отрывков из текста, соответствующих сюжетным картинкам. | | |
111 | Наши сказки. По В. Порудоминскому | 1 | Установление причинно-следственных связей. Ответы на вопросы словами текста | | |
112 | Повторительно – обобщающий урок по теме «В мире волшебной сказки» | 1 | Определение характеров героев прочитанных сказок. Определение собственного отношения к героям сказок и их поступкам. Обсуждение в парах (малых группах) отношения к героям и их поступкам. | | |
| Родная земля | 10 | | | |
113 | Царь-колокол. М. Ильин | 1 | Рассматривание иллюстрации; ответы на вопросы по её содержанию. Знание названия страны, в которой мы живём, столицы, главной площади столицы. Ответы на вопросы словами из текста. Установление причинно-следственных связей между событиями, описанными в тексте. | | |
114 | Город на Неве. С. Васильева | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Рассматривание иллюстраций. Соотнесение иллюстраций с отрывками из текста. | | |
115 | Где всего прекрасней на земле. Д. Павлычко | 1 | Нахождение в стихотворении образных сравнений, их объяснение. Объяснение значения слов с опорой на текст стихотворения. | | |
116 | Сочинение на тему. С. Вербова | 1 | Понимание нравственного смысла понятий «Родина» и «любовь к Родине» с опорой на содержание рассказа. Объяснение смысла пословиц о Родине | | |
117 | Какое это слово? По Л. Кассилю | 1 | Ответы на вопросы словами из текста. Уяснение нравственного смысла понятия «мир» и образного выражения «мирное небо». | | |
118 | Главное Дело. По Б. Никольскому | 1 | Установление причинно-следственных связей между событиями, описанными в тексте. Уяснение нравственного смысла понятия «защитник Родины». | | |
119 | Защита. А. Усачёв | 1 | Ответы на вопросы словами из текста. Уяснение значения слов «Родина», «Отчизна». Формулирование элементарных суждений и умозаключений | | |
120 | Никто не знает, но помнят все. По Л. Кассилю | 1 | Ответы на вопросы по содержанию словами из текста. Объяснение смысла выражения «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен» с опорой на вопросы и текст рассказа. Объяснение значения слова «подвиг» и выражения «защитник Родины». | | |
121 | День Победы. Т. Белозёров | 1 | Свободные рассказы о праздновании 9 Мая; значении этого праздника в жизни россиян. | | |
122 | Повторительно – обобщающий урок по теме «Родная земля» | 1 | Воспроизведение содержания прочитанных текстов на основе вопросов. Формулирование элементарных суждений и умозаключений по содержанию прочитанного произведения с опорой на начало предложения. Объяснение смысла пословицы. | | |
| Лето пришло | 12 | | | |
123 | Ливень. С. Козлов | 1 | Рассматривание сюжетной картинки; определение её содержания; определение и объяснение эмоционального состояния отдельных объектов, изображённых на картинке.. Выразительное чтение диалогов. | | |
124 | Тучка. Г. Граубин | 1 | Объяснение смысла образного выражения. Установление причинно-следственных связей между событиями стихотворения. Заучивание наизусть. | | |
125-126 | Хитрый одуванчик. Н. Павлова | 2 | Выборочный пересказ. Сравнительное описание на основе иллюстраций. Формулирование элементарных суждений и умозаключений. | | |
127 | Одуванчик. Е. Благинина | 1 | Нахождение в тексте определений, характеризующих описываемый в стихотворении цветок; объяснение их смысла Выразительное чтение. | | |
128 | Встреча со змеёй. По А. Дорохову | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы словами из текста; объяснение отдельных выражений. Описание персонажей рассказа с опорой на иллюстрацию и текст. Деление текста на части по предложенному плану. Полный подробный пересказ. | | |
129 | Контроль техники чтения в рамках промежуточной аттестации | 1 | | | |
130 | Летний снег. А. Бродский | 1 | Объяснение образного сравнения, использованного в стихотворении. Выразительное чтение стихотворения с интонацией, соответствующей знакам препинания. | | |
131 | После зимы будет лето. В. Голявкин | 1 | Определение черт характера главного героя рассказа. Элементарная оценка поведения главного героя рассказа; выявление собственного отношения к его поведению. | | |
132 | Хозяюшка. О. Тарнопольская | 1 | Нахождение в тексте слов, характеризующих признаки предмета-отгадки. Формулирование элементарных умозаключений, связанных с объяснением названия текста («Почему так названа загадка?»). | | |
133 | Летние приметы. По А. Спирину | 1 | Объяснение значения слов «примета», «примечать». Соотнесение примет с поведением птиц в природе | | |
134-136 | Повторительно – обобщающие уроки по теме «Лето пришло» | 2 | Определение названия прочитанной сказки путем отгадывания загадки; воспроизведение текста сказки; графическое иллюстрирование. Воспроизведение известных примет по памяти или с опорой на прочитанные тексты; объяснение значения примет в жизни человека. | | |
9. Материально – техническое обеспечение
Средства обучения и воспитания учебного предмета «Чтение» включают:
Учебно-методический комплект:
1. Ильина С.Ю. «Чтение» 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2020.
2. Ильина С.Ю., Богданова А.А., Головкина Т.М. Методические рекомендации. Чтение. 2-4 классы. Учебное пособие для учителей, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – М.: Просвещение, 2018.
Методическая литература для учителя:
1. Аксёнова А. К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе»: