Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Калманская средняя общеобразовательная школа им. Г.А.Ударцева
с.Калманка Калманского района
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Педагогический совет приказ от 30.08.2019 № 151
Протокол № 1 от 28.08.2019 Директор МБОУ Калманская СОШ
________Н.А. Анищенко
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
7, 8, 9 класс
на 2019-2020 учебные годы
| | Составитель: Здерева Елена Григорьевна, учитель биологии и химии, высшая категория |
Калманка
2019
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Биология» для7-9 класса составлена в соответствии с нормативно-правовых документов:
Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
Закона РФ от 18.07.1996 «Об образовании лиц с ОВЗ»
Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 г. №1599 2Об утверждении федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями).
СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 10.06.2015 г. №26
Адаптированной образовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью МБОУ Калманская СОШ им.Г.А.Ударцева
• Авторской программы по учебному предмету «Биология» Т.В.Шевыревой, Е.Н.Соломиной, входящей в Рабочие программы по учебным предметам ФГОс образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями 5-9 класс.М.: Просвещение-2018 г.
Программа по биологии продолжает вводный курс «Природоведение», при изучении которого учащиеся в 5-х и 6-х классах получили элементарную естественнонаучную подготовку. Основными целями рабочей программы по биологии являются:
- обеспечение целостности биологического курса,
- привитие правильного поведения обучающихся в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
- формирование элементарного понимания причинно-следственных связей и отношений, временных и пространственных представлений;
- формирование у обучающихся базовых учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) средствами предмета;
- воспитание любви и бережного отношения к природе, чувства ответственности за ее сохранность.
Изучение биологического материала в 7-9 классах позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового воспитания детей и подростков.
Основные задачи изучения биологии:
- сформировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;
- показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, вырабатывать умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских и экологических проблем;
- сформировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому воспитанию подростков, помочь усвоить правила здорового образа жизни;
- развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции.
Общая характеристика учебного предмета.
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплектом:
1. Учебник: «Биология. Растения. Грибы. Бактерии» для учащихся 7 класса специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида; автор: З.А. Клепинина, М.:«Просвещение. Московский учебник»,2009 г.
2. Учебник «Биология. Животные» для учащихся 8 класса специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида; авторы: А.И.Никишов, А.В.Теремов, М.: «Просвещение. Московский учебник», 2008
3. Учебник «Биология. Человек» для учащихся 9 класса специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида; авторы: Е.Н.Соломина, Т.В. Шевырёва. М.: «Просвещение», 2010
Курс «Биология» состоит из трех разделов: «Растения. Грибы. Бактерии», «Животные», «Человек».
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий
Курс биологии начинается с раздела «Растения» (7 класс), в котором обучающиеся знакомятся с общими признаками растений и изучают отдельные группы растений в соответствии с биологической классификацией растительного мира.
В разделе «Животные» (8 класс) большое внимание уделяется установлению причинно-следственных зависимостей между средой обитания и особенностями жизни животных, демонстрации единства формы и функции, взаимосвязи между живой и неживой природой, формированию практических умений (уход за животными, соблюдение санитарно-гигиенических правил).
В разделе «Человек» (9 класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) воспринимать человека как часть живой природы.
В программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Обучающиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа по биологии рассчитана на 68 часов (34 учебные недели),
2 часа в неделю.
Учебный предмет «Биология. Растения. Грибы. Бактерии» - 7 класс, «Биология. Животные» - 8 класс, «Биология. Человек» - 9 класс входят в предметную область «Естествознание» и относятся к обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
Количество часов в неделю | 2 часа | 2 часа | 2 часа |
Итого в год | 68 часов | 66 часов8 | 68 часов |
С целью формирования у учащихся мотивации к изучению предмета в программе отведено время на организацию тематических экскурсий, проведение опытов.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты:
• Осознание необходимости охраны природы;
• Установление взаимосвязи между экологически грамотным поведением в природе и сохранением многообразия мира растений;
• Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни (соблюдать правила выполнения проведения простейших опытов по изучению растений, грибов, бактерий, правила поведения в природе и бережного отношения к растительным организмам);
• Овладение правилами личной и общественной гигиены в повседневной жизни;
• Формирование эстетических потребностей (умение видеть красоту, гармонию окружающей природы);
• Формирование готовности к самостоятельной жизни;
• Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях (в классе и на пришкольном участке);
• Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия при выполнении практических и лабораторных работ в классе и на пришкольном участке.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, готовность их применения.
АООГТ определяет следующие уровни овладения предметными результатами:
Минимальный уровень
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
- отнесение изученных объектов к определенным группам (осина - лиственное дерево леса);
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);
- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;
- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
- выполнение несложных заданий под контролем учителя;
- адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.
Достаточный уровень
- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
- знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации
- называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
- выделение существенных признаков групп объектов; знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;
- участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
- выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
- совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
- выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
- осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
Дифференцированный уровень включает учащихся, имеющих в силу своего психофизического состояния значительные трудности по усвоению учебного материала:
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- представления о назначении изученных объектов;
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (например – растения, животные);
- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни (под контролем взрослого);
- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
- выполнение несложных заданий под контролем учителя.
Содержание учебного предмета
7 класс «Биология. Растения. Грибы. Бактерии»
Тема 1. Растения вокруг нас (2ч)
Разнообразие растений: дикорастущие, культурные. Классификация растений по различным признакам. Значение растений для природы и человека. Охрана растений.
Практические работы: 1. Осенняя перекопка почвы.
Тема 2. Общее знакомство с цветковыми растениями (23ч)
Общее знакомство с цветковыми растениями. Строение растения. Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.
Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Виды опыления: самоопыление, перекрестное опыление. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Размножение и распространение плодов и семян. Приспособления у плодов и семян к распространению.
Семя растения. Внешний вид и строение семени (на примерах фасоли и пшеницы). Условия, необходимые для прорастания семян: влага, воздух, тепло. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
Корень. Виды корней (главный, боковые, придаточные). Получение новых растений из черенков. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование (сетчатое, параллельное, дуговое). Листья простые и сложные. Органические вещества в составе растения (сахар, жир, крахмал, белки, витамины). Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение.
Стебель. Строение стебля на примере любого дерева. Значение стебля в жизни растения — доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей, признаки различия стеблей растений.
Растение — целостный организм. Взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания.
Демонстрация опытов:
условия, необходимые для прорастания семян;
испарение воды листьями;
дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).
передвижение минеральных веществ и воды по древесине.
Лабораторные работы: 1. Строение цветкового растения. 2. Строение цветка. 3. Внешний вид семени фасоли. 4. Строение семени фасоли. 5. Строение зерновки пшеницы. 6. Определение всхожести семян.
Практические работы: 2. Подготовка сада к зиме.
Тема 3. Многообразие растительного мира (35ч)
Деление растений на группы по различным признакам.
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Строение тела мха. Размножение мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника. Строение папоротника. Размножение папоротников. Образование каменного угля из древних папоротников.
Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве.
Покрытосеменные, или цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами). Деление цветковых растений на однодольные (на примере пшеницы) и двудольные (на примере фасоли). Основные признаки и характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).
Однодольные растения.
Злаковые. Общие признаки злаковых. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза как представители хлебных злаковых культур. Выращивание: подготовка почвы, посев, уход, уборка урожая. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.
Лилейные. Общие признаки лилейных. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище). Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан). Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком. Ландыш как представитель дикорастущих лилейных растений.
Двудольные растения.
Пасленовые. Общие признаки пасленовых. Черный паслен – травянистое дикорастущее растение семейства пасленовых, Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов) – овощные и технические пасленовые. Выращивание картофеля. Цветочно-декоративные пасленовые: петунья, душистый табак.
Бобовые. Общие признаки бобовых. Горох и бобы (фасоль, соя — для южных районов) – пищевые бобовые растения. Клевер, люпин — кормовые травы.
Розоцветные. Общие признаки розоцветных. Растения группы розоцветных: яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника, персик и абрикос — для южных районов. Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.
Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. Особенности внешнего строения сложноцветных. Подсолнечник – ценное масличное растение. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка и георгин — многолетние цветочные растение.
Обобщение. Растение — живой организм. Обобщение материала о растениях.
Лабораторные работы: 7. Строение луковицы. 8. Строение клубня картофеля.
Практические работы: 3. Перевалка и пересадка комнатных растений. 4. Весенняя обработка почвы.
Тема 4. Бактерии (1ч)
Общее понятие. Классификация бактерий. Значение в природе и жизни человека.
Тема 5. Грибы (3ч)
Шляпочные грибы – многолетние организмы. Расположение грибницы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Размножение грибов. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора грибов.
Итоговый урок (1 час)
Обобщающее занятие по результатам различных групп растений, грибов, бактерий: общие признаки изученных групп, признаки сходства и различия.
Содержание учебного предмета
8 класс «Животные»
Введение. Многообразие животного мира. (2ч)
Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.
Беспозвоночные животные. Характеристика подтипа.(1ч) Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).
Черви (2ч)
Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Насекомые (11ч)
Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.
Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.
Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.
Демонстрация коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о насекомых.
Позвоночные животные. Характеристика подтипа. (1ч)
Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
Рыбы (11ч)
Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.
Демонстрация скелета рыбы, фильмов о рыбах.
Земноводные (5ч)
Общие признаки земноводных. Среда обитания. Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки. Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению. Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных. Демонстрация влажного препарата лягушки.
Пресмыкающиеся (4ч)
Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни. Демонстрация влажных препаратов. Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
Птицы (11ч)
Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Питание птиц. Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж). Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел). Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси). Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей). Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц. Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство. Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах.
Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.
Млекопитающие или звери (13ч).
Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.
Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком.
Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.
Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.
Грызуны. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.
Значение кролиководства в народном хозяйстве.
Хищные звери. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.
Пушные хищные звери. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.
Ластоногие. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.
Китообразные. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.
Приматы. Общая характеристика.
Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их.
Сельскохозяйственные животные (4ч)
Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.
Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров.
Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.
Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.
Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.
Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.
Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.
Лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. Содержание лошадей. Выращивание жеребят.
Итоговый урок (1ч). Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.
Содержание учебного предмета
9 класс «Человек»
Введение(2ч)
Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).
Общий обзор организма человека (2ч)
Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).
Демонстрация торса человека.
Опора тела и движение. (14ч)
Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы; свойства декальцинированных и прокаленных костей.
Кровь и кровообращение. (8ч)
Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (а через кровеносную систему — на весь организм). Демонстрация муляжа сердца млекопитающего.
Лабораторные работы:
Микроскопическое строение крови.
Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег).
Дыхание. (5ч)
Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.
Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.
Пищеварение. (13ч)
Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений.
Демонстрация опытов:
Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.
Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.
Действие слюны на крахмал.
Действие желудочного сока на белки.
Мочевыделительная система, её значение. (2ч)
Почки Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа. (5ч)
Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.
Нервная система. (7ч)
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.
Органы чувств. (7ч)
Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа Зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса. Демонстрация влажного препарата «Глаз крупного млекопитающего», моделей глазного яблока и уха. Охрана здоровья человека в Российской Федерации
Охрана здоровья. (1ч)
Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.
Структура курса
7 класс «Биология. Растения. Грибы. Бактерии»
№ | Тема раздела | Итого: |
1 | Введение | 1ч. |
2 | Растения вокруг нас | 3ч. |
3 | Знакомство с цветковыми растениями | 1ч. |
4 | Цветок. Плод | 5ч. |
5 | Семя | 4ч. |
6 | Корень | 3ч. |
7 | Лист | 5ч. |
8 | Стебель | 3ч. |
9 | Растение – целостный организм | 1ч. |
10 | Многообразие покрытосеменных растений | 38ч. |
11 | Многообразие бактерий и грибов | 3ч. |
12 | Итоговый урок | 1ч |
| Итого: | 68ч. |
Структура курса
8 класс «Животные»
Рабочая программа по биологии рассчитана на 66 часов (33 учебные недели),
2 часа в неделю.
№ | Тема раздела | Итого: |
1 | Введение | 2ч. |
2 | Беспозвоночные животные. Характеристика подтипа. | 1ч. |
3 | Черви | 1ч. |
4 | Насекомые | 8ч. |
5 | Рыбы | 7ч. |
6 | Земноводные | 3ч. |
7 | Пресмыкающиеся | 3ч. |
8 | Птицы | 12ч. |
9 | Млекопитающие, или звери | 17ч. |
10 | Сельскохозяйственные животные | 14ч |
| Итого: | 68ч. |
Структура курса
9 класс «Человек»
Рабочая программа по биологии рассчитана на 66 (33учебные недели) часов,
2 часа в неделю.
№ | Тема раздела | Итого: |
1 | Введение | 2ч. |
2 | Общий обзор организма человека | 2ч. |
3 | Опора тела и движение | 14ч. |
4 | Кровь и кровообращение | 8ч. |
5 | Дыхательная система | 5ч. |
6 | Пищеварительная система | 13ч. |
7 | Выделительная система | 2ч. |
8 | Кожа | 6ч. |
9 | Нервная система | 7ч. |
10 | Органы чувств | 7ч. |
11 | Охрана здоровья | 1ч. |
12 | Итоговый урок | 1ч |
| ИТОГО | 68ч. |
Календарно тематическое планирование
7 класс «Биология. Растения. Грибы. Бактерии»
№ урока | Тема урока | Дата проведения |
план | факт |
1 | О чем расскажет учебник.. | | |
2 | Разнообразие растений. | | |
3 | Значение растений | | |
4 | Охрана растений. | | |
5 | Строение растения. Лабораторная работа № 1 «Строение цветкового растения». | | |
6 | Цветок. Строение цветка. Лабораторная работа № 2 «Строение цветка». | | |
7 | Виды соцветий. | | |
8 | Опыление цветков. | | |
9 | Плоды. Разнообразие плодов. | | |
10 | Размножение растений семенами. Распространение плодов и семян. | | |
11 | Семя. Внешний вид и строение семени фасоли. Лабораторная работа № 3 «Внешний вид семени фасоли». Лабораторная работа № 4 «Строение семени фасоли». | | |
12 | Строение семени пшеницы. Лабораторная работа № 5 « Строение зерновки пшеницы». | | |
13 | Условия прорастания семян. | | |
14 | Определение всхожести семян. Лабораторная работа № 6 «Определение всхожести семян». Правила заделки семян в почву. | | |
15 | Корень. Виды корней. | | |
16 | Корневые системы. Значение корня. | | |
17 | Видоизменения корней. | | |
18 | Лист. Внешнее строение листа. | | |
19 | Из каких веществ состоит растение. Образование органических веществ в растении. | | |
20 | Испарение воды листьями. | | |
21 | Дыхание растений. | | |
22 | Листопад и его значение. | | |
23 | Стебель. Строение стебля. | | |
24 | Значение стебля в жизни растения. | | |
25 | Разнообразие стеблей. | | |
26 | Растение – целостный организм. Взаимосвязь частей растения. Связь растения со средой обитания. | | |
27 | Деление растений на группы. | | |
28 | Мхи. | | |
29 | Папоротники. | | |
30 | Голосеменные. Хвойные растения. | | |
31 | Покрытосеменные, или цветковые. Деление цветковых на классы. | | |
32 | Однодольные покрытосеменные растения. Злаковые. Общие признаки злаковых. | | |
33 | Хлебные злаковые культуры. | | |
34 | Выращивание зерновых | | |
35 | Использование злаков в народном хозяйстве. | | |
36 | Лилейные. Общие признаки лилейных. | | |
37 | Цветочно-декоративные лилейные. | | |
38 | Овощные лилейные. Лабораторная работа № 7 «Строение луковицы». | | |
39 | Дикорастущие лилейные. Ландыш. | | |
40 | Двудольные покрытосеменные растения. Пасленовые. Общие признаки пасленовых. Дикорастущие пасленовые. Паслен. | | |
41 | Овощные и технические пасленовые. Картофель. Лаб. раб. № 8 «Строение клубня картофеля». Выращивание картофеля. | | |
42 | Овощные пасленовые. Томат. | | |
43 | Овощные пасленовые. Баклажан и перец. | | |
44 | Цветочно-декоративные пасленовые. | | |
45 | Бобовые. Общие признаки бобовых. | | |
46 | Пищевые бобовые растения. | | |
47 | Фасоль и соя – южные бобовые культуры. | | |
48 | Кормовые бобовые растения. | | |
49 | Розоцветные. Общие признаки розоцветных. | | |
50 | Шиповник – растение группы розоцветных. | | |
51 | Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня. | | |
52 | Плодово-ягодные розоцветные. Груша. | | |
53 | Плодово-ягодные розоцветные. Вишня. | | |
54 | Плодово-ягодные розоцветные. Малина. | | |
55 | Плодово-ягодные розоцветные. Земляника. | | |
56 | Персик и абрикос – южные плодовые розоцветные культуры. | | |
57 | Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. | | |
58 | Пищевые сложноцветные растения. Подсолнечник. | | |
59 | Календула и бархатцы – однолетние цветочно-декоративные сложноцветные. | | |
60 | Маргаритка и георгин - многолетние цветочно-декоративные сложноцветные. | | |
61 | Перевалка комнатных растений. | | |
62 | Пересадка комнатных растений. | | |
63 | Осенние работы на пришкольном участке. | | |
64 | Весенние работы на пришкольном участке. | | |
65 | Растения – живой организм | | |
66 | Бактерии. | | |
67 | Строение грибов. | | |
68 | Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы. | | |
Календарно тематическое планирование
8 класс «Животные»
№ урока | Тема урока | Дата |
план | факт |
1 | Многообразие животного мира | | |
2 | Значение животных и их охрана | | |
3 | Общие признаки беспозвоночных животных. Общие признаки червей. Дождевой червь | | |
4 | Круглые и плоские черви – паразиты человека | | |
5 | Общие признаки насекомых. Внешнее строение и образ жизни насекомых | | |
6 | Бабочка – капустница | | |
7 | Яблонная плодожорка | | |
8 | Майский жук | | |
9 | Комнатная муха | | |
10 | Медоносная пчела | | |
11 | Тутовый шелкопряд | | |
12 | Беспозвоночные животные | | |
13 | Общие признаки позвоночных животных. Общие признаки рыб. Внешнее строение и скелет рыб. | | |
14 | Внутреннее строение рыб. Органы дыхания и кровообращения рыб. Нервная система рыб. | | |
15 | Размножение рыб. | | |
16 | Речные рыбы. | | |
17 | Морские рыбы. | | |
18 | Рыболовство и рыбоводство. | | |
19 | Рациональное использование и охрана рыб. | | |
20 | Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение лягушки. | | |
21 | Внутреннее строение земноводных | | |
22 | Размножение и развитие лягушки | | |
23 | Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся. | | |
24 | Внутреннее строение пресмыкающихся | | |
25 | Размножение и развитие пресмыкающихся | | |
26 | Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения птиц. | | |
27 | Особенности скелета птиц. | | |
28 | Особенности внутреннего строения птиц. | | |
29 | Размножение и развитие птиц. | | |
30 | Птицы, кормящиеся в воздухе. | | |
31 | Птицы леса. | | |
32 | Хищные птицы. | | |
33 | Птицы пресных водоемов и болот. | | |
34 | Птицы, обитающие вблизи жилья человека. | | |
35 | Домашние куры, утки и гуси. | | |
36 | Птицеводство. | | |
37 | Птицы. | | |
38 | Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение млекопитающих. | | |
39 | Особенности скелета и нервной системы млекопитающих. | | |
40 | Внутренние органы млекопитающих. | | |
41 | Грызуны. | | |
42 | Значение грызунов в природе и жизни человека. | | |
43 | Зайцеобразные. | | |
44 | Разведение домашних кроликов. | | |
45 | Хищные звери. | | |
46 | Дикие пушные хищные звери. | | |
47 | Разведение норки на зверофермах. | | |
48 | Домашние хищные звери. | | |
49 | Ластоногие. | | |
50 | Китообразные. | | |
51 | Парнокопытные. | | |
52 | Непарнокопытные. | | |
53 | Приматы. | | |
54 | Млекопитающие. | | |
55 | Корова. | | |
56 | Содержание и выращивание коров на фермах. | | |
57 | Выращивание телят. | | |
58 | Овцы. | | |
59 | Содержание овец и выращивание ягнят. | | |
60 | Верблюды. | | |
61 | Северные олени. | | |
62 | Домашние свиньи. | | |
63 | Содержание свиней на свиноводческих фермах. | | |
64 | Выращивание поросят. | | |
65 | Домашние лошади. | | |
66 | Содержание лошадей и выращивание жеребят. | | |
67 | Уход за животными на животноводческой ферме, пришкольном участке, живом уголке. | | |
68 | Экскурсия в зоопарк. | | |
Календарно тематическое планирование
9 класс «Человек»
№ урока | Тема урока | Дата |
план | факт |
1 | Науки об организме человека. | | |
2 | Место человека в живой природе. | | |
3 | Строение клеток и тканей человека. | | |
4 | Органы и системы органов. | | |
5 | Скелет человека, его значение. Основные части скелета. | | |
6 | Состав и строение костей. | | |
7 | Соединение костей. | | |
8 | Череп. | | |
9 | Скелет туловища. | | |
10 | Скелет верхних конечностей. | | |
11 | Скелет нижних конечностей. | | |
12 | Первая помощь при травах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. | | |
13 | Строение и значение мышц. | | |
14 | Основные группы мышц человека. | | |
15 | Работа мышц. Физическое утомление. | | |
16 | Предупреждение искривление позвоночника. Плоскостопие. | | |
17 | Значение опорно-двигательной системы. Значение физических упражнений в ее формировании. | | |
18 | Обобщение по теме: «Опорно-двигательная система». | | |
19 | Значение крови и кровообращения. | | |
20 | Состав крови. | | |
21 | Сосуды – органы кровообращения. | | |
22 | Органы кровообращения. Сердце и его строение. | | |
23 | Большой и малый круги кровообращения. | | |
24 | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. | | |
25 | Первая помощь при кровотечениях. | | |
26 | Обобщение по теме: «Кровь. Кровообращение». | | |
27 | Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания. | | |
28 | Газообмен в легких и тканях. | | |
29 | Гигиена дыхания | | |
30 | Болезни органов дыхания и их предупреждение. | | |
31 | Обобщение по теме: «Дыхательная система». | | |
32 | Значение питания. Пищевые продукты. | | |
33 | Питательные вещества. | | |
34 | Витамины. | | |
35 | Органы пищеварения. | | |
36 | Ротовая полость. Зубы. | | |
37 | Изменение пищи в желудке. | | |
38 | Изменение пищи в кишечнике. Печень. | | |
39 | Гигиена питания. | | |
40 | Уход за зубами и ротовой полостью. | | |
41 | Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. | | |
42 | Предупреждение инфекционных заболеваний пищеварения и глистных заражений. | | |
43 | Пищевые отравления. | | |
44 | Обобщение по теме: «Пищеварительная система». | | |
45 | Почки – органы выделения. | | |
46 | Предупреждение заболеваний почек. | | |
47 | Кожа и ее роль в жизни человека. | | |
48 | Уход за кожей. | | |
49 | Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями. | | |
50 | Закаливание. | | |
51 | Первая помощь при тепловых и солнечных ударах. | | |
52 | Первая помощь при ожогах и обморожении. | | |
53 | Спинной и головной мозг: строение и функции. | | |
54 | Нервы. | | |
55 | Значение нервной системы. | | |
56 | Режим дня, гигиена труда | | |
57 | Сон и его значение. | | |
58 | Влияние спиртных напитков и курения на нервную систему. | | |
59 | Обобщение по теме: «Нервная система». | | |
60 | Органы зрения. | | |
61 | Гигиена зрения. | | |
62 | Орган слуха. | | |
63 | Гигиена слуха. | | |
64 | Орган обоняния. | | |
65 | Орган вкуса. Орган осязания. | | |
66 | Обобщение по теме: «Органы чувства». | | |
| Заболевания и повреждения глаз. | | |
67 | Охрана здоровья человека. | | |
68 | Система учреждений здравоохранения российской Федерации. | | |