Пояснительная записка.
Интерес к проблеме изучения родного края, своей семьи продиктован потребностями современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества, что особенно актуально для детей с интеллектуальными нарушениями.
Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, эстетического, интеллектуального, трудового, личностного развития ребенка. Знакомство с прошлым и настоящим и предполагаемым будущем своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьника мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие, - гордость за это.
Краеведение помогает реализовывать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе РФ «Об образовании»:
- Воспитание гражданственности и любви к Родине;
- Содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами;
- Формирование у учащихся научной основы понимания мира, адекватной современному уровню знаний;
- Защита самой системой образования национальных культур и региональных традиций в условиях многонационального государства.
Именно поэтому в современных условиях необходимо усилить внимание к краеведению как методу патриотического воспитания.
Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – родным и знакомым, сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, окружающим людям, с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживания красоты родных мест.
По мере своего развития ребенок постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу класса, школы, народу.
Краеведческая работа наглядно показывает учащимся насколько прошлое и настоящее своего края увлекательно и интересно. А главное – все это здесь, рядом с нами. Не нужно ехать за сотни километров, нужно только внимательно посмотреть вокруг, изучить окружающее. И это помогает учащимся углубить и расширить свои знания, полюбить школу, свой населенный пункт и гордиться ими. А из этой любви развивается более глубокая любовь к своей великой Родине. Изучение родного края, района, населенного пункта, где человек родился и вырос, пробуждает гордость за свою малую Родину, желание сделать свой край процветающим, формирует чувство хозяина.
Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.
Данный курс составлен для учащихся 4-9 классов и рассчитан на 68 часов в год (два часа в неделю).
Основные цели :
1. Образовательные: расширение кругозора, расширение познавательной деятельности, формирование межпредметных компетенций школьника, развитие общеучебных умений и навыков.
2. Воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности.
3. Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации краеведческой деятельности.
4. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, толерантности, публичному выступлению.
Основные цели данного курса реализуются через систему следующих задач:
- Познакомить учащихся с основами краеведения;
- Научить из большого объема информации выбирать главное, оформлять готовый материал.
- Научить составлять родословные своей семьи;
- Познакомить с историей родной школы;
- Интересно и доступно познакомить учащихся с разносторонними знаниями о родном селе (историческими, географическими, этнографическими, экономическими, социологическими, экологическими и т.д.);
- Научить ориентироваться в пространстве.
- Развивать картографические умения, навыки ведения визуальных наблюдений, умений анализировать результаты наблюдений, пользоваться источниками географического и краеведческого содержания;
- Развивать основы пространственного мышления, предполагающего осмысление территориальной взаимообусловленности явлений;
- Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению своего края;
- Способствовать воспитанию природо- и культуроохранного, экологического сознания;
- Создавать объективную основу патриотизма и любви к малой Родине.
- Создавать ситуацию комфорта, творчества, толерантности.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Содержание занятия. Форма проведения | Кол-во часов | Дата занятия |
1 | Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях. | Беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно? | 1 | |
| Раздел 1 «Музейное дело» | | |
2 | Школьный музей. Фонды музея и их значение. | Школьный музей. Фонды музея и их значение. | 1 | |
3 | Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. | Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. | 1 | |
4-5 | Знакомство с экспонатами школьного музея | Школьный музей как источник изучения родного села | 2 | |
6 | История образования школьного музея. | История образования школьного музея. Выпускники школы. | 1 | |
7 | Работа музея. | Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая) | 1 | |
8-9 | Работа экскурсовода | Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая) | 2 | |
10-12 | Как вести занятия по экспозициям школьного музея | Практическое занятие.Составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов. | 3 | |
13 | Экскурсия в школьный музей учащихся 1-4 классов. | Практическое занятие | 1 | |
14-17 | Работа по реставрации альбомов. | Практические занятия | 4 | |
| Раздел 2 «Моя родословная» | | |
18 | Наука генеалогия | Беседа о науке генеалогии | 1 | |
19 | Моя семья. Семейные традиции. | Практическая деятельность по составлению родословной: день рождение семьи. Где работают мои родители. | 1 | |
20 | Фамилии нашего села | Сбор материала о распространённых фамилиях. | 1 | |
21-24 | Конкурс исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа» | Работа по изучению биографии своих предков. | 4 | |
25-28 | Словарь фамилий | Составление красочного словаря фамилий и их происхождение | 4 | |
| Раздел 3 « Топонимика окрестностей села» | | |
29-30 | Названия окрестностей села | Сбор названий окрестностей села | 2 | |
31 | Мой двор, моя улица. | Беседа. Составление небольших рассказов о своем дворе | 1 | |
32-33 | Улицы села | Сбор материала о названиях улиц | 2 | |
34-37 | Конкурс “картографов” | Составление картысела с названиями дорог, мест | 4 | |
38-39 | Фотовыставка “Любимое село” | Сбор фотографий с видами села | 2 | |
| Раздел 4 «Малая родина – моё село» | | |
40 | Записи историко-краеведческих наблюдений | Порядок ведения дневника исторических событий. | 1 | |
41-42 | Моя школа – мой дом. | Беседа о своей школе, история школы. Составление летописи. | 2 | |
43-45 | Учителя нашей школы | Сбор материала об учителях школы | 3 | |
46-48 | Учителя-ветераны | Сбор материала об учителях-ветеранах | 3 | |
49-50 | Село в годы войны | Беседа о военном времени | 2 | |
51 | Герой – это слово особое… | Обработка материала о А. П. Горелове | 1 | |
52-54 | “Они отстояли победу” | Красочное оформление материала о ветеранах | 3 | |
55-56 | Чтобы помнили (о ветеранах войны) | Красочное оформление материала о ветеранах | 2 | |
57-58 | Сбор материала о женщинах, участницах войны | Оформление материала | 2 | |
59-60 | Встреча с детьми войны | Опросить жителей села о периоде войны. | 2 | |
61-65 | По волнам памяти | Составление буклетов и презентаций по афганской войне | 5 | |
66-67 | День открытых дверей школьного музея. | Обзорная экскурсия для гостей. | 2 | |
68 | Итоговое занятие | | 1 | |
Список литературы
Книга. Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2001 год.
Книга. Музей и дети. Изд. Академия, М. 2000 год.
Книга Музей воспитывает юных, изд. Просвещение, 1988 год.
Книга. Методика историко-краеведческой работы в школе. Изд. Просвещение, М. 1982 год.
Учительская газета, № 15, 2006 год.
Учительская газета, № 21, 2006 год.
Журнал “Классный руководитель”, № 2, 2005 год.
Журнал “Классный руководитель”, № 1, 2006 год.
Журнал “Воспитание школьников”, № 3, 1999 год.
Журнал “Воспитание школьников”, № 2, 2006 год.