СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа деятельности школьного музея.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная программа деятельности школьного музея.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа деятельности школьного музея.»



      Пояснительная записка.

Интерес к проблеме изучения родного края, своей семьи продиктован потребностями современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества, что особенно актуально для детей с интеллектуальными нарушениями.

Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, эстетического, интеллектуального, трудового, личностного развития ребенка. Знакомство с прошлым и настоящим и предполагаемым будущем своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьника мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие, - гордость за это.

Краеведение помогает реализовывать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе РФ «Об образовании»:

-    Воспитание гражданственности и любви к Родине;

-    Содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами;

-    Формирование у учащихся научной основы понимания мира, адекватной современному уровню знаний;

-    Защита самой системой образования национальных культур и региональных традиций в условиях многонационального государства.

Именно поэтому в современных условиях необходимо усилить внимание к краеведению как методу патриотического воспитания.

Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – родным и знакомым, сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, окружающим людям, с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживания красоты родных мест.

По мере своего развития ребенок постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу класса, школы, народу.

Краеведческая работа наглядно показывает учащимся насколько прошлое и настоящее своего края увлекательно и интересно. А главное – все это здесь, рядом с нами. Не нужно ехать за сотни километров, нужно только внимательно посмотреть вокруг, изучить окружающее. И  это помогает учащимся углубить и расширить свои знания, полюбить школу, свой населенный пункт и гордиться ими. А из этой любви развивается более глубокая любовь к своей великой Родине. Изучение родного края, района, населенного пункта, где человек родился и вырос, пробуждает гордость за свою малую Родину, желание сделать свой край процветающим, формирует чувство хозяина.

Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.

 

Данный курс составлен для учащихся 4-9 классов и рассчитан на 68 часов в год          (два часа в неделю).

















Основные цели :

1.     Образовательные: расширение кругозора, расширение познавательной деятельности, формирование межпредметных компетенций школьника, развитие общеучебных умений и навыков.

2.     Воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности.

3.     Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации краеведческой деятельности.

4.     Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, толерантности, публичному выступлению.

 

Основные цели данного курса реализуются через систему следующих задач:

-    Познакомить учащихся с основами краеведения;

-    Научить из большого объема информации выбирать главное, оформлять готовый материал.

-    Научить составлять родословные своей семьи;

-    Познакомить с историей родной школы;

-    Интересно и доступно познакомить учащихся с разносторонними знаниями о родном селе (историческими, географическими, этнографическими, экономическими, социологическими, экологическими и т.д.);

-    Научить ориентироваться в пространстве.

-    Развивать картографические умения, навыки ведения визуальных наблюдений, умений анализировать результаты наблюдений, пользоваться источниками географического и краеведческого содержания;

-    Развивать основы пространственного мышления, предполагающего осмысление территориальной взаимообусловленности явлений;

-    Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению своего края;

-    Способствовать воспитанию природо- и культуроохранного, экологического сознания;

-    Создавать объективную основу патриотизма и любви к малой Родине.

-    Создавать ситуацию комфорта, творчества, толерантности.

































Календарно-тематическое планирование

 

п/п

Тема

Содержание занятия. Форма проведения

Кол-во

часов

Дата занятия

1

Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях.

Беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно?

1

 

 

 

Раздел 1 «Музейное дело»

 

 

 

2

Школьный музей. Фонды музея и их значение.

Школьный музей. Фонды музея и их значение.

1

 

3

Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках.

Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках.

1

 

4-5

Знакомство с экспонатами школьного музея

Школьный музей как источник изучения родного села

2

 

6

История образования школьного музея.

История образования школьного музея. Выпускники школы.

1

 

7

Работа музея.

Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая)

1

 

8-9

Работа экскурсовода

Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая)

 

2

 

10-12

Как вести занятия по экспозициям школьного музея

Практическое занятие.Составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов.

3

 

13

Экскурсия в школьный музей учащихся 1-4 классов.

 

Практическое занятие

1

 

14-17

Работа по реставрации альбомов.

Практические занятия

4

 

 

 

Раздел 2 «Моя родословная»

 

 

 

18

Наука генеалогия           

 

                                                          

Беседа  о  науке генеалогии

1

 

19

Моя семья. Семейные традиции.

Практическая деятельность по составлению родословной: день рождение семьи. Где работают мои родители.

1

 

20

Фамилии нашего села

 

 

Сбор материала о распространённых фамилиях.

1

 

21-24

Конкурс исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа»

Работа  по изучению биографии своих предков.

4

 

25-28

Словарь фамилий

Составление красочного словаря фамилий и их происхождение

4

 

 

 

Раздел 3 « Топонимика окрестностей села»

 

 

 

29-30

Названия окрестностей села

Сбор названий окрестностей села

2

 

31

Мой двор, моя улица.

Беседа. Составление небольших рассказов о своем дворе

1

 

32-33

Улицы села

Сбор материала о названиях улиц

2

 

34-37

Конкурс “картографов”        

Составление картысела с названиями дорог, мест

    4

 

38-39

Фотовыставка         “Любимое село”

Сбор фотографий с видами села

2

 

 

 

Раздел 4  «Малая родина – моё село»

 

 

 

40

Записи историко-краеведческих наблюдений

Порядок ведения дневника исторических событий.

1

 

41-42

Моя школа  – мой дом.

Беседа о своей школе, история школы. Составление летописи.

2

 

43-45

Учителя нашей школы

Сбор материала об учителях школы

3

 

46-48

Учителя-ветераны

Сбор материала об учителях-ветеранах

3

 

49-50

Село в годы войны

Беседа о военном времени

2

 

51

Герой – это слово особое…

Обработка материала о А. П. Горелове

1

 

52-54

“Они отстояли победу”

Красочное оформление  материала о ветеранах

3

 

55-56

Чтобы помнили (о ветеранах войны)

Красочное оформление  материала о ветеранах

2

 

57-58

Сбор материала о женщинах, участницах войны

Оформление  материала

2

 

59-60

Встреча с детьми войны

Опросить жителей села о периоде войны.

2

 

61-65

По волнам памяти

Составление буклетов и презентаций по афганской войне

5

 

66-67

День открытых дверей школьного музея.

Обзорная экскурсия для гостей.

2

 

68

Итоговое занятие

 

 

1

 

                                              























Список литературы

  1. Книга. Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2001 год.

  2. Книга. Музей и дети. Изд. Академия, М. 2000 год.

  3. Книга Музей воспитывает юных, изд. Просвещение, 1988 год.

  4. Книга. Методика историко-краеведческой работы в школе. Изд. Просвещение, М. 1982 год.

  5. Учительская газета, № 15, 2006 год.

  6. Учительская газета, № 21, 2006 год.

  7. Журнал “Классный руководитель”, № 2, 2005 год.

  8. Журнал “Классный руководитель”, № 1, 2006 год.

  9. Журнал “Воспитание школьников”, № 3, 1999 год.

  10.  Журнал “Воспитание школьников”, № 2, 2006 год.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!