СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа общеобразовательная программа для детей ОВЗ умственная отсталость

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа общеобразовательная программа для детей ОВЗ умственная отсталость»


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа имени Мичурина Даниловского района Ярославской области








Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью)







































Содержание:



  1. Пояснительная записка стр.


  1. Адресность программы стр.

  2. Учебный план стр.

  3. Учебно-методический комплекс стр.

  4. Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы стр.


  1. Формы аттестации, контроля и учета достижений обучающихся


стр.


  1. Возможные варианты выбора образовательных программ.. стр.



































1. Пояснительная записка

Адаптированная общеобразовательная программа разработана на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями); Базисного учебного плана специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида, утвержденного Минобразованием России (приказ от 10.04.02 № 29/ 2065 - и); в соответствии с постановлением от 10 июля 2015 года N 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; на основе авторских программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.


Классы-комплекты для детей с ограниченными возможностями здоровья (легкой умственной отсталостью) в образовательном учреждении созданы для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в обществе.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение образовательного процесса:

- организация образовательной деятельности с учетом отклонений в развитии;

- создание щадящего режима образовательной деятельности (соблюдение санитарно-гигиенических норм, использование специальных методов и средств обучения);

- обеспечение необходимого сопровождения с последующим анализом динамики развития;

- осуществление коррекционно-развивающей работы посредством систематического проведения коррекционных занятий по развитию познавательной деятельности, социально-педагогической реабилитации.


Образовательная программа школы выступает как средство удовлетворения потребностей:

а) ученика, поскольку является средством осуществления его личностных запросов. В этом аспекте ОП реализует право ребенка на сохранение своей индивидуальности, зафиксированное в ст. 8 «Конвенции о правах ребенка»;

б) родителей (законных представителей), поскольку является «гарантией наилучшего обеспечения интересов ребенка» (ст.3 «Конвенции о правах ребенка»);

в) учителя, как гарантия права на самореализацию и неповторимый стиль профессиональной деятельности, как право проектирования учебной программы, выбора диагностических методик и инновационных технологий;

г) школы, поскольку дает ей право на свою неповторимость;

д) общества, поскольку будущее общества определяется здоровым развитием ребенка.


Зачисление в классы производится на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, а также только с согласия родителей (лиц, их заменяющих) на основании заявления.

Наполняемость классов до 12 человек. Распорядок дня для обучающихся в этих классах предусматривает учебные занятия в первую смену, 2-разовое питание, режим группы продленного дня, необходимые оздоровительные мероприятия.

Коррекционно-развивающий процесс регламентируется Типовым базисным планом образовательного учреждения с коррекционными классами, утвержденными для них программами Министерства образования РФ. Обучение организуется как по специальным учебникам для этих классов.

Основными задачами АОП для детей с легкой умственной отталостью являются:

  • активизация познавательной деятельности учащихся;

  • повышение уровня их умственного развития;

  • нормализация учебной деятельности;

  • коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;

  • социально-трудовая адаптация.

Для учащихся, не усваивающих учебную программу на уроке, организуются индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

В классах работают учителя, воспитатели и специалисты (психолог, социальный педагог), имеющие опыт работы в образовательном учреждении и прошедшие специальную подготовку.


Сроки реализации АОП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет 9 лет. В реализации АОП выделено два этапа:

I этап — 1-4 классы;

II этап — 5-9 классы.

Цель I-го этапа состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.

II этап направлен на расширение, углубление и систематизацию знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение первоначальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.





3. Учебный план.


Данный учебный план составлен для детей с умственной отсталостью.

В соответствии с требованиями СанПиНа в расписании имеется 2 большие перемены по 20 минут. Перед началом учебных занятий для детей с умственной отсталостью предусмотрен завтрак.

Учебный план реализуется в процессе пятидневной учебной недели. Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливается в соответствии с годовым учебным календарным графиком, утвержденным директором школы.

Учебный план включает в себя общеобразовательные предметы, содержание которых адаптировано к возможностям обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии, а также специфические коррекционные предметы, индивидуальные и групповые занятия.


Специфика учебных дисциплин:

  • практическая направленность на приобретение жизненно необходимых адаптивных умений и навыков;

  • учебный материал связан с реальной жизнью ребёнка;

  • усиленное использование межпредметных связей.

Учебный план содержит:

  • учебные предметы;

  • специальные коррекционные занятия (по СБО, развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности);

  • индивидуальные и групповые коррекционные занятия с психологом.




Характеристика предметов учебного плана

«Общеобразовательные курсы» – образовательная область, включает основные предметы учебного плана, формирующие личность, способную существовать в социуме, это «Чтение и развитие речи», «Письмо и развитие речи».

А также необходимый предмет для развития памяти, пространственного мышления, логики - «Математика».

В 5-ом классе в образовательной области «Природа» ведется курс «Природоведение». Эта же образовательная область предполагает введение в 6 классе биологии и географии. 

В образовательной области «Обществознание»: «История Отечества» представлена в 7-9 классах, «Обществознание» - в 8-9кл.

В целях развития творческих способностей детей и их эстетического вкуса в образовательной области «Искусство» вводятся такие предметы, как «Изобразительное искусство» и «Музыка и пение». Предмет «Изобразительное искусство» способствует коррекции недостатков познавательной деятельность школьников путём систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов и их положения в пространстве.

Предмет «Музыка и пение» направлен на коррекцию отклонений в интеллектуальном развитии и нарушений звукопроизносительной стороны речи.

«Физкультура»: для совершенствования физического развития.

«Трудовая подготовка» является приоритетным в обучении детей с умственной отсталостью. Трудовое обучение направлено на формирование у учащихся трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, овладение ими знаниями о самостоятельной жизни, практическое обучение жизненно необходимым умениям и навыкам.

Обучение труду в начальных классах, обучающихся по общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью осуществляется в рамках предмета «Трудовое обучение». 1-4 классы -ручной труд, который даёт возможность обучающимся овладеть элементарными приёмами труда, формирует у них общетрудовые умения и навыки, самостоятельность, положительную мотивацию к трудовой деятельности.

В предметной области «Трудовая подготовка» в рамках дисциплины «Профессионально-трудовое обучение» в 5-9 классах ведутся модули: сельскохозяйственный труд, швейное дело и токарное дело». Обучающиеся занимаются на уроках профессионально-трудового обучения по индивидуальному графику: 5-9 классы - девочки, 5-9 классы – мальчики.

Трудовая подготовка также предполагает прохождение трудовой практики на пришкольном сельскохозяйственном участке по окончании учебного года (май-июнь) в количестве 10-20 дней.

Коррекционная подготовка осуществляется в направлениях: коррекционные курсы (развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, социально-бытовая ориентировка) и обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

Целью учебного предмета «Развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» является общеречевая подготовка детей с нарушением интеллекта как показателя их общего развития.

Учебный предмет «Социально-бытовая ориентировка» направлен на формирование у учащихся социального поведения, расширение социальных контактов, умение адекватно общаться, на формирование навыков самообслуживания и сохранения своего здоровья.

Образовательная область «Коррекционные курсы» включает в себя предметы, направленные на   исправление дефектов общего и речевого развития детей, развитие их познавательной деятельности, формирование и развитие у учащихся навыков самообслуживания и социально-бытового ориентирования (по рекомендациям ПМПК).

Коррекционные занятия, включенные в учебный план, способствуют формированию навыков принятия самостоятельного решения и повышают социальную защищенность, но не входят в предельно допустимую нагрузку обучающегося при 5-дневной учебной неделе.

Учебный план для детей с умственной отсталостью

Образовательные области


Учебные предметы

Классы

Всего часов


1


2


3


4


5


6


7


8


9


Общеобразовательные курсы

Чтение и развитие речи

5

5

4

4

4

4

3

3

3

35

Письмо и развитие речи

5

5

5

5

5

4

4

4

4

41

Математика

5

5

6

6

6

6

5

5

4

48

Природа

Природоведение





2





2

Биология






2

2

2

2

8

География






2

2

2

2

8

Обществознание

История Отечества







2

2

2

6

Обществознание








1

1

2

Искусство

Изобразительное искусство

1

1

1

1

1

1

1



7

Музыка и пение

1

1

1

1

1

1

1

1


8

Физкультура

1

2

2

2

2

2

2

2

2

17

Трудоваяподготовка

Трудовое обучение

1

2

2

2






7

Профессионально-трудовое обучение





6

6

6

7

7

32

Трудовая практика (в днях)





10

10

10

20

20

70

Коррекционная подготовка. Коррекционные курсы

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

1

1

1

1






4

Ритмика

1

1

1

1






4

Социально-бытовая ориентировка





1

2

2

2

2

9

Итого обязательная нагрузка учащегося

21

23

23

23

28

30

30

31

29

238

Предельно допустимая нагрузка обучающегося при 5-дневной учебной неделе


21


23


23


23


29


30


32


33


33

247

Коррекционная подготовка. Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия*:

- логопедические

- ЛФК

- развитие психомоторики и сенсорных процессов

2

2

2


2





1





1





1



11

Общее количество часов:

23

25

25

25

30

31

33

33

33

258

Максимальная нагрузка

24

25

27

28

31

35

37

38

38

283


* Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся как в первой, так и во второй половине дня. Их продолжительность 15-25 минут.

4. Учебно-методический комплекс.

Предметы в соответ-ствии с учебным планом

Название программы (наименование, автор, год издания)

Уровень учебной программы (базовый, углубленный, коррекционный)

Вид учебной программы (типовая, скорректированная, модифицированная, авторская, экспериментальная, рабочая учебная программа),

кем рекомендована / допущена

Причины корректи-ровки

Учебники, пособия для обучающихся (наименование, автор, год издания)

Соответствие федеральному перечню учебников (указать год утверждения перечня)

1) Чтение и развитие речи

Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 1-4 классы

Чтение

М.: «Просвещение» 2008

Под редакцией Воронковой В.В.






коррекционный


Допущено Министерством образования и науки РФ


Воронкова В.В, Коломыткина И.В. Букварь (для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида). 1 класс. –

М., Просвещение 2007


Воронкова В.В., Пушкова И.Е.

Чтение 2 кл М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007

Смирнова З.Н., Гусева Г.М., Чтение 3 кл, М.: Просвещение 2009

Смирнова З.Н., Гусева Г.М.

Книга для чтения 4 кл, М.: Просвещение 2001


Бгажнокова И.М., Погостина Е.С.

Книга для чтения учебник для 6 класса вспомогательной школы

М.: Просвещение 1994

(Рекомендовано Министерством образования РФ)

2) Письмо и развитие речи

Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 1-4 кл

Письмо

М.: «Просвещение» 2008

Под редакцией Воронковой В.В.

коррекционный

Допущено Министерством образования и науки РФ




3) Математика

Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 1-4 кл

М.: «Просвещение» 2008

Под редакцией Воронковой В.В.

Математика

Перова М.Н.,

Эк В.В.



коррекционный

Допущено Министерством образования и науки РФ


Хилько А. А. Математика (учебник для вспомогательной школы). 1 класс. – М., Просвещение 1992


Хилько А. А. Математика (учебник для вспомогательной школы). 2 класс. – М., Просвещение1993

Эк В. В. Математика (Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида). 3 класс. – М., Просвещение2002

Перова М. Н. Математика Допущено Министерством образования и науки РФ 4 класс. – М., Просвещение2002

Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 5-9 классы в 2 сборниках

Математика Авторы: Перова М.Н.,

Эк В.В.,

Алышева Т.В.,

М.: ВЛАДОС 2010

Допущено Министерством образования и науки РФ



Допущено Министерством образования и науки РФ


Капустина Г.М., Овчинникова Ф.З., Яшкова Л.С. Математика учебник для 6 класса вспомогательной школы М.: Просвещение 1994

(Рекомендовано Министерством образования РФ)

4)Биология

Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 5-9 классы в 2 сборниках

Естествознание (биология)

Авторы:

Сивоглазов В.И., Шевырёва Т.В., Кмычук Л.В., Воронкова В.В.,

М.: ВЛАДОС 2010



Допущено Министерством образования и науки РФ



Никишов А.И., Арсиневич Н.И.

Естествознание. Неживая природа учебник для 6 класса вспомогательной школы

М.: Просвещение 1993

(Рекомендовано Главным управлением организационно-педагогического обеспечения ОУ Министерства образования РФ)


5)География

Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 5-9 классы в 2 сборниках

География Автор: Лифанова Т.М.

М.: ВЛАДОС 2010



Допущено Министерством образования и науки РФ



Лифанова Т.М., Соломина Е.Н.

География 6 класс (Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида).

М.: Просвещение 2008 (Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)


6) Изобразительное искусство

Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 1-4 кл

М.: «Просвещение» 2008

Под редакцией Воронковой В.В.

«Изобразительное искусство» Грошенков И.А.

коррекционный

Допущено Министерством образования и науки РФ




Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 5-9 классы в 2 сборниках

Изобразительное искусство

Автор: Грошенков И.А.

М.: ВЛАДОС 2010


Допущено Министерством образования и науки РФ

7) Музыка и пение

Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 1-4 кл

М.: «Просвещение» 2008

Под редакцией Воронковой В.В.

«Музыка и пение» Евтушенко И.В.



коррекционный

Допущено Министерством образования и науки РФ




Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 5-9 классы в 2 сборниках

Музыка

Автор: Евтушенко И.В.

М.:ВЛАДОС 2010


Допущено Министерством образования и науки РФ

8) Физическая культура

Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 1-4 кл

М.: «Просвещение» 2008

Под редакцией Воронковой В.В.

«Физическое воспитание» Белов В.М.,

Кувшинов В.С., Мозговой В.М.

коррекционный

Допущено Министерством образования и науки РФ




Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 5-9 классы в 2 сборниках

Физическое воспитание

Автор: Мозговой В.М.

М.:ВЛАДОС 2010


Допущено Министерством образования и науки РФ

9) Трудовое обучение

Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 1-4 кл

М.: «Просвещение» 2008

Под редакцией Воронковой В.В.

«Трудовое обучение»

1-3 кл., Павлова Н.Н.,4 кл., Мирский С.Л.

коррекционный

Допущено Министерством образования и науки РФ


Кузнецова Л.А., Ручной труд 1 кл., учебник по трудовому обучению для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида).

СПб филиал издательства «Просвещение» 2006




10) Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений

окружающей действительности

Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 1-4 кл

М.: «Просвещение» 2008

Под редакцией Воронковой В.В.

«Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности («Окружающий мир»)


коррекционный



Худенко Е.Д., Кремнева С.Н. Развитие речи (Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида) 1 кл., М.: АРКТИ 2003г.



Худенко Е.Д., Кремнева С.Н. Развитие речи (Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида) 2 кл., М.: АРКТИ 2003г.


Худенко Е.Д.

Терехова И.А., Знакомство с окружающим миром

(Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида) 3 кл.

М.: АРКТИ 2006

Худенко Е.Д.

Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром

(Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида) 4 кл.

М.: АРКТИ 2004

11) СБО

Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 5-9 классы в 2 сборниках

Социально-бытовая ориентировка

Автор: Казакова С.А., Воронкова В.В.,

М.:ВЛАДОС 2010



Допущено Министерством образования и науки РФ




12) Ритмика

Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 1-4 кл

М.: «Просвещение» 2008

Под редакцией Воронковой В.В.

«Ритмика»

Айдарбекова А.А.

коррекционный

Допущено Министерством образования и науки РФ








Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

Задачами ПМПк образовательного учреждения являются:

  • - выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;

  • - профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;

  • - выявление резервных возможностей развития;

  • - определение характера, продолжительности и эффективности социальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;

  • - подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.

  • Диагностическая работа проводится учителями, психологом, логопедом, социальным педагогом в соответствии с планом работы.


ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННЫХ КУРСОВ

Логопедические занятия

Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи; формировании навыков вербальной коммуникации.

Основными направлениями логопедической работы является:

диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);

диагностика и коррекция лексической стороны речи;

диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);

коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной функции речи;

коррекция нарушений чтения и письма;

расширение представлений об окружающей действительности;

развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).

Психокоррекционные занятия

Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения.

Основные направления работы:

диагностика и развитие познавательной сферы (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности);

диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы (гармонизация пихоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля);

диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);

формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения).




Программа психокоррекционных занятий

Цель– создание социально-психологических условий для полноценного психического и личностного развития обучающихся и их успешного обучения.

Коррекция познавательной, эмоционально-волевой сфера и личностных качеств.


Задачи коррекционной занятий:


      1. Выявление уровня развития высших психических функций, запаса общих представлений об окружающем, коэффициента интеллекта, индивидуально-типологических свойств личности;

      2. Развитие всех психических процессов (восприятия, мышления, памяти, свойств внимания, воображения), мелкой моторики;

      3. Формирование положительной мотивации к обучению;

      4. Развитие личностных особенностей (эмоционально-волевой сферы, навыков коммуникации, повышение самооценки, предупреждение агрессивности;

      5. Создание благоприятного психологического климата;

      6. Формирование положительных межличностных взаимоотношений между детьми;

      7. Развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям

      8. Оснащение коммуникативными навыками и обучение способам выражения эмоций;

      9. Определение динамики развития обучающегося;

      10. Психологическое просвещение педагогов и родителей


Формы работы по реализации программы:

  • Индивидуальная

  • Подгрупповая (2-4 чел.)

  • Групповая (6-8 чел.)


Условия реализации программы

Содержание программы предполагается реализовывать в объеме 34 занятия за 1 год обучения (1 час в неделю). Каждая встреча рассчитана на 40 минут.


Реализация программы.

  1. Сбор данных о ребенке через изучение медицинской и педагогической документации. Заполнение индивидуальной карты ребенка.

  2. Выявление коэффициента интеллекта и уровня развития всех психических функций через диагностическое обследование.

  3. Коррекция всех психических процессов, мелкой моторики и личностных особенностей через коррекционные игры и упражнения.

В процессе работы с учащимися реализуются:

  • Учебно-методические пособия: мозайки, пазлы, шнуровки, разрезные картинки, конструкторы, логическое домино, массажные мячи и мн.др;

  • Собственные разработки групповых занятий по сюжетам сказок «Колобок», «Путешествие зайки в лесу», «Путешествие в сказку» и др.,

  • Элементы игровой терапии из сборника Х.Кэдьюсон, Ч.Шефер «Практикум по игровой психотерапии, М.А.Панфилова «Игротерапия общения»,

  • Пальчиковая гимнастика из сборников В.Егоровой «Расскажи стихи руками»

  • Арт – методы (изобразительная деятельность выступает инструментом коммуникации, позволяя ребенку восполнить дефицит общения и построить более гармоничные взаимоотношения с миром. Работа с изобразительными материалами снимает эмоциональное напряжение)

  1. Определение динамики развития ребенка проводится ежегодно.

  2. Психологическое просвещение педагогов и родителей проводится через консультирование, ознакомление с результатами обследования, коррекционных занятий, выступления на педсоветах, МО.



Содержание программы.

Структура занятий включает в себя введение в занятие, основную часть, обсуждение занятия и релаксационные упражнения. Каждое занятие традиционно начинается с процедуры приветствия. Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона. Используются дыхательные упражнения, разминка, упражнения на активизацию умственной деятельности. Далее происходит обсуждение результатов домашнего задания и припоминание содержания прошлого занятия, а также оценка в баллах своего настроения.

Завершает вступительный этап подвижная коммуникативная игра, которая проводиться с целью повышения энергетического ресурса группы, формирование эмоционально положительного настроя на продолжение занятия, а также способствует развитию коллективных форм взаимодействия, проявляющихся в доброжелательном отношении к одноклассникам, умении подчинять свои действия внешним требованиям.

Основной этап занятия носит коррекционно-развивающий характер и нацелен на формирование и развитие основных функций, необходимых при усвоении учебного материала: развитии концентрации, устойчивости и распределения внимания, тренировки памяти, развитии пространственных представлений, речи и мышления. Используется совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия.

Задания и упражнения на развитие речевой и мыслительной деятельности объединены не случайно. Логическое мышление речевое, в нем слово является и основой, и средством, и результатом этого процесса. Развитие логического мышления во многом зависит от уровня развития речи детей, а формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) определяется степенью участия речи в процессе мыслительной деятельности. Задания и упражнения данного блока проводятся в устной форме, но требуют большого количества стимульного материала (карточки с картинками, словами, репродукции и т.д.) и очень часто сопровождаются процессом рисования.

Завершает основной этап процедура домашнего задания.

Чаще всего - это небольшие творческие работы. Домашнее задание помогает не только закреплению полученных знаний, но и дает возможность ребенку заявить о себе.

Заключительный этап включает в себя подведение итогов, обсуждение результатов работы и тех трудностей, которые возникли у детей при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопросы, чем они занимались и чему научились на данном занятии.

Завершает занятие игра, как правило, малоподвижная. Ее целью является развитие рефлексии, проявляющейся в осмыслении собственных действий и состояний, самопознании внутреннего мира, а также в формировании позитивного образа «Я». Каждый участник группы перед прощанием должен получить «поглаживание» либо со стороны одноклассников и психолога, либо самостоятельно заявив о своих достоинствах и успехах. Основная ее задача - получение детьми позитивного опыта общения, создание положительного самовосприятия, независимо от реальных успехов ребенка в учебной деятельности и повышение настроения в конце занятия.

Упражнения для разминки и релаксации могут варьироваться в зависимости от психоэмоционального состояния обучающихся и группы в целом.

В программу включены многофункциональные упражнения, которые могут оказывать различное воздействие:

- беседы, опросы, наблюдения;

- словесные игры;

- игровой тренинг (психоигры, предметные игры);

- система упражнений по развитию познавательных процессов;

- элементы арттерапии, сказкотерапии.


Тематика развивающих занятий для детей с умственной отсталостью легкой степени включает 4 основных блока:

  1. Развитие и коррекция познавательной сферы:

- развитие внимания, памяти, мышления;

- приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;

- становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения;

- расширение словарного запаса.

2. Самопознание. Что я знаю о себе:

- формирование способности к самопознанию; зачем нужно знать себя, свое тело, свой внутренний мир;

- умение определять личностные качества свои и других людей;

- формирование адекватной самооценки;

- достоинства и недостатки;

- навыки осуществления контроля за своей деятельностью, овладение контрольно-оценочными действиями;

3. Развитие коммуникативных навыков. Я и другие:

- становление умения владеть средствами общения;

- формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;

- формирование коллективного обсуждения заданий;

- установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику;

- способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я».

4. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы:

- чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние;

- формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния;

- отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых;

- понятие группового давления и принятие собственного решения;

- формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения;

- поиск компромиссов, умение противостоять групповому давлению;

  • коррекция агрессивности обучающихся.



п/п

Наименование разделов программы

Количество часов

1

Обследование детей: комплектование групп для коррекционных занятий

1

2

Развитие и коррекция познавательной сферы

9

3

Самопознание. Что я знаю о себе

7

4

Развитие коммуникативных навыков. Я и другие

8

5

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы

9


Итого часов:

34


Содержание программы.


  1. Обследование детей: комплектование групп для коррекционных занятий (1 часа).

  2. Развитие и коррекция познавательной сферы (9 часов).

Увеличение объема внимания и наблюдательности. Увеличение уровня распределения внимания. Усиление концентрации и устойчивости внимания. Тренировка переключения внимания. Развитие слуховой памяти. Зрительная память. Ассоциативная память. Развитие мыслительных навыков: классификация, обобщение, причинно-следственные отношения.

  1. Самопознание (7 часов).

Зачем нужно знать себя? Я глазами других. Самооценка. Ярмарка достоинств. Уверенное и неуверенное поведение.

  1. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков (8 часов).

Общение в жизни человека. Барьеры общения. Учимся слушать друг друга. Пойми меня. Критика. Комплименты или лесть. Вежливость. Зачем нужен этикет. Умение вести беседу.

  1. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы (9 часов).

Чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния. Понятие зависимости, понятия: «соблазн», «вредные привычки». Химические и эмоциональные зависимости. Отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых. Понятие группового давления и принятие собственного решения. Формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения. Понятие насилия и права защищать свои границы. Понятие «конфликт», отработка умения выхода из конфликтных ситуаций. Коррекция агрессивности обучающихся.


Планируемый результат:

-Повышение продуктивности внимания;

- Развитие мышления, памяти;

- Развитие мелкой моторики;

- Развитие навыков совместной деятельности;

- Гармонизация эмоционального состояния ребенка;

- Развитие адекватной самооценки;

- Развитие коммуникативных умений и навыков;

- Развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками занятий;

- Гармонизация психоэмоционального состояния;

- Овладение методам саморегуляции;

- Социализация и адаптация в современном обществе.


Обучающиеся должны уметь:

- признавать собственные ошибки;

- сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;

- выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;

- анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;

- контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;

- работать самостоятельно в парах, в группах

- адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;

- уметь отстаивать свое мнение;

- уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.

Раздел программы

Тема урока

Задачи

Домашнее задание

Наглядность и оборудование

Понятийный аспект

Обследование детей: комплектование групп для коррекционных занятий

Диагностика

1. Определение уровня сформированности познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы;

2. комплектование групп для коррекционных занятий;

3. воспитание положительного отношения к занятиям




Развитие и коррекция познавательной сферы

Увеличение объема внимания и наблюдательности

1. Увеличение объема внимания учащихся;

2. коррекция внимания и развитие наблюдательности;

3. воспитание внимательного отношения к окружающему миру

Выполнить упражнение «Кто больше увидит и запомнит»

Сюжетные картинки, поле расчерченное на клетки, «лабиринты», пуговицы

Внимание, наблюдательность

Увеличение уровня распределения внимания

1. Увеличение уровня распределения внимания;

2. коррекция избирательности  внимания;

3. воспитание настойчивости и выдержки

Закрепить упражнение «Обратный счет»

Бумага, карандаши

Распределение внимания

Усиление концентрации и устойчивости внимания

1. Усиление концентрации и устойчивости внимания;

2. развитие умения регулировать свои действия;

3. воспитание потребности в самоорганизации (аккуратности, настойчивости).

Упражнение «Выполни по образцу»

Образцы рисунков, бумага, карандаши, сюжетные картинки

Концентрация внимания, устойчивость

Тренировка переключения внимания

1. Формирование способности к переключению внимания, вхождения в деятельность;

2. развитие адекватных представлений о своих возможностях;

3. формирование умения доводить начатое дело до конца.

Работа с красно-черной таблицей

Красно-черная таблица

Переключение внимания

Развитие слуховой памяти

1. Обучение приемам запоминания;

2. развитие и коррекция слуховой памяти;

3. воспитание настойчивости и выдержки.

Запомнить «звуки леса»

Небольшой рассказ

Слуховая память

Развитие зрительной памяти

1. Тренировка кратковременной зрительной памяти;

2. развитие и коррекция зрительного восприятия и памяти;

3. воспитание внимательного отношения к окружающему миру.

Ответить на вопрос «Зачем нам нужна зрительная память?»

Репродукция картины в жанре бытовой живописи

Зрительная память

Развитие ассоциативной памяти

1.Развитие ассоциативной памяти;

2. формирование полноты воспроизведения словесного материала;

3. воспитание личностных мотивов запоминания,  умение обучающихся создавать установку на длительное запоминание.

Составить ассоциативный ряд для запоминания

Карточки с заданиями

Ассоциации

Развитие мыслительных навыков: классификация,обобщение

1. Формированиемыслительных навыков: классификация; обобщение;

2. развитие интересов и познавательной активности;

3. коррекция тактильно-двигательного восприятия;

4. воспитание положительного отношения к учебе;

5. воспитание самоконтроля, трудолюбия.

Придумать несколько предметов, относящихся к одному классу. Найти общий признак объектов и дать обобщенное название

Карточки с объектами для классификации Карточки с заданиями

Мышление, классификация обобщение

Причинно-следственные отношения

1.Формирование способности понимать связи событий и строить последовательность причинно-следственных отношений;

2. развитие стремления применять полученные знания в повседневной жизни;

3. воспитание интереса к различным видам деятельности

Найдите причину заданных событий

Карточки с заданиями

Причина, следствие

Самопознание. Что я знаю о себе

Зачем нужно знать себя?

1. Формирование мотивации к самопознанию;

2. развитие самодеятельности, активизация процесса познания себя и окружающего мира;

3. воспитание самостоятельности, самоконтроля

Выполнить рисунок «Я в лучах солнца»

Тетради, карандаши

Самопознание

Мое тело

1. Закрепление знаний о своем теле; 

2. формирование и закрепление представлений о гендерных различиях;

3. воспитание внимательного отношения к окружающим

Рассказ «Как должен выглядеть мальчик и как девочка»

Фотографии мальчиков и девочек

Тело, противоположности

Мой волшебный мир

1.Формирование способности познавать свой внутренний мир;

2. развитие навыков самопознания;

3. гармонизация эмоционального состояния

Ответьте на вопрос «Какой Я?»

Карточки с различными качествами характера

Внутренний мир

Самоценность

1. Формирование понятия о самоценности собственного «Я»;

2.  развитие представлений о своих возможностях, умений адекватно оценивать себя;

3. воспитание уверенности в себе

Ответьте на вопросы

Тетради, карандаши, листы формата А 4

Самооценка

Мои достижения

1. Формирование умения преодолевать барьеры на пути самокритики;

2. продолжение развития навыков самоанализа и самооценки;

3. воспитание самостоятельности, рассудительности.

Напишите, какие достоинства вы бы хотели приобрести

Листы с надписями «Продаю», «Покупаю»

Достоинства, недостатки

Буду делать хорошо и не буду плохо

1. Формирование навыка уверенного поведения;

2. развитие умения регулировать свои действия;

3. воспитание умения прогнозировать собственную деятельность.

Подумайте, какие люди вам больше нравятся

Мяч, бланки с тестом, листы бумаги

Уверенность, неуверенность, сильная личность

Развитие коммуникативных навыков. Я и другие

Взаимодействие

1. Дать  представление о значении совместной работы в жизни человека;

2. развитие навыков общения;

3. воспитание общительности, чуткости

Повторить, что такое взаимодействие

Тетради, ручки, листочки для записей

Совместная работа, взаимодействие

Как мы видим друг друга

1.Формирование умения видеть положительные качества у других людей;

2. развитие и коррекция представлений о личности, индивидуальных особенностях и способностях человека;

3.воспитание  чувства личной ответственности за свои дела и поступки

Назовите положительные качества своего друга

Карточки с положительными и отрицательными качествами

Личностные качества

Я глазами других

1. Формирование способности к самопознанию;

2. развитие способности принимать друг друга;

3. воспитание уважения друг к другу

Закончите предложения

Тетради, карандаши, мяч

Самоанализ

Дружба начинается с улыбки

1.Формирование наблюдательности  и умения слушать  другого;

2. развитие умения вступления в контакт.

3. воспитание уважения друг к другу, способности услышать другого человека

Подумайте с какими людьми вам нравится общаться

Тетради для записей, бланк теста «Умеешь ли ты слушать?»

Умение слушать,  умение слышать

Разговор взглядов. Пойми меня

1.Формирование умения понимать друг друга;

2. коррекция форм общения, обогащение его содержания;

3. воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу

Подумайте, какие у вас существуют трудности в общении

Бланки с пословицами для каждого обучающегося

Понимание

Умеем ли мы вежливо общаться?

1. Дать обучающимся определение понятия «вежливость»;

2. помощь в осмыслении своего отношения к окружающим;

3. воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу

Проанализируйте, часто ли вы бываете вежливы

Тетради с записями

Вежливость

Поведение в общественных местах

1.Формирование положительного отношения к  общепринятым нормам поведения;

2. развитие умения регулировать свои действия;

3. воспитание навыков культурного поведения

Повторить правила этикета

Атрибуты для игры «День рождения», карточки с названием ролей

Этикет, правила поведения

Урок мудрости (уважение к старшим)

1.Формирование навыка ведения беседы;

2. развитие умения вступлению в контакт, поведению в ситуации общения, особенностям  диалогической речи;

3. воспитание потребности в самоорганизации

Придумайте тему беседы и побеседуйте с другом

Карточки с заданиями по культуре беседы

Беседа, диалог

Восприятие мира (наши органы чувств). Что такое эмоции

1. Расширение знания обучающихся о чувствах и эмоциях, пополнение арсенала лексических единиц, связанных со сферой чувств;

2. коррекция и развитие эмоционально-чувственной сферы подростков;

3. воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу

Закрепить основные понятия

Пиктограммы с изображением различных эмоций

Чувства, эмоции

Чувства и поступки

1. Формирование умения выражать свои чувства;

2. развитие эмоциональных и волевых процессов;

3. воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки

Подготовить рассказ «Как я злюсь»

Тетради, ручки, цветные карандаши, бумага формата А

Агрессия, обида, выражение

Стресс

1. Формирование умения  идентифицировать собственные эмоциональные состояния;

2. развитие  осознанности своего психоэмоционального состояния;

3. формирование потребности в саморегуляции (самоконтроле)

Понаблюдать за сменой настроения (от чего зависит)

Тетрадь для записей, ручка

Настроение, эмоциональное состояние

Почему некоторые привычки бывают вредными

1. Ознакомление с понятиями «вредные привычки»;

2. развитие представлений  об опасности вредных привычек, определение характера и методов борьбы с опасностью;

3. воспитание ответственности, самоконтроля

Попробуйте избавиться от вредных привычек

Тетради, ручки, ватман, маркер

Вредная привычка, соблазн, зависимость

Умей выбирать

1. Формирование представлений об ответственности и доверии;

2. коррекция существующего опыта ответственности;

3. воспитание самоконтроля, рассудительности

Ответить на вопрос: «Легко ли быть ответственным?»

Тетрадь для записей, ручка

Ответственность, доверие

Я отвечаю за свое решение

1. Формирование навыков противостояния групповому давлению;

2. развитие способности принимать собственное решение;

3. воспитание нравственных качеств, самостоятельности

Можете ли вы противостоять мнению коллектива?

Тетрадь для записей, ручка

Групповое давление, собственное решение

Хозяин своего «Я»

1. Формирование  умения контролировать свое поведение;

2. развитие способности управлять собственными поступками;

3. воспитание взаимопонимания, дружелюбия.

Повторить способы защиты прав

Тетрадь для записей, ручка

Права, границы, насилие

Понятие «конфликт», мое поведение в трудных ситуациях

1. Ознакомление с понятием «конфликт», выработка умения предотвращать конфликт;

2. развитие умения выходить из проблемной ситуации;

3. воспитание рассудительности, терпимости, самоконтроля

Зафиксируйте ситуацию, когда удалось предотвратить конфликт

Тетради, бланки теста «Конфликтный ли ты человек?»

Конфликт, конфликтная ситуация

Надо ли уметь сдерживать себя?

1. Формирование умения контролировать свои агрессивные устремления;

2. коррекция агрессивного поведения, выработка приемлемых способов разрядки гнева;

3. воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки

Повторить упражнение «Злые кошки»

Текст «Притчи о змее», релаксационная музыка

Агрессия, агрессивное поведение










Приложение

Карта психологического обследования ребенка.


Ф.И.О. _________________________________________________________

Дата рождения___________________ Возраст___________

Дата обследования_______________________________________________________

Результат.

Общая осведомленность.


Свои фамилия Имя Отчество

ФИО родителей:

Сколько лет Дата рождения Дом.адрес

Сведения о семье, друзьях.


Знание времен года:

Основные приметы: лето-

осень-

зима-

весна-

Дни недели:

Части суток:

Месяцы:

Счет: прямой от 1 до 10 обратный от 10 до 1


Восприятие.


Складывание разрезных картинок:

«Матрешка» из 4 равных частей «Домик» из 4 неравных частей

Наложенные изображения из 6 предметов:

Знание цветов: крас, син, зел, жел, корич, чер, бел,

Знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник


Память

Слуховая:

1 Дерево

2. Кошка

3. Стол

4. Молоко

5. Школа

6. Машина

7. Лето


Вывод: из 7 слов запоминает при 1-ом воспроизведении слов

при 3-ем воспроизведении слов

Динамика запоминания равномерная

Уровень развития слуховой памяти__________________


Зрительная: Из 7 картинок правильно воспроизвел -

Уровень развития зрительной памяти________________


Ассоциативная: из 10-ти пар воспроизводит -

Механическая: в прямом порядке – 3,8,6 4,1,7,5 2,7,3,5,8

в обратном - 2,5 3,6,1 7,3,9,2


Мышление

Обобщение: игрушки овощи

одежда фрукты

обувь ягоды

посуда дом.животные

мебель дикие животные

Исключение - «Четвертый лишний»: На наглядном материале:




Серия сюжетных картинок: верно, неверно

порядок раскладывания -



Сходство – отличие понятий:


сходство

отличие

1. апельсин - солнце



2. девочка - кукла



Определение понятий: что такое стол

шапка

подушка


Вербальные аналогии:

1. Коза – козленок 2. Больница – врач 3. Охотник - ружье

Кошка - Школа - Рыбак -

Невербальные аналогии: из трех вариантов верно -


Методика «Домик». Исследование предпосылок учебной деятельности. Умение ориентироваться в работе на образец, развитие сенсомоторной координации.

Допущено ошибок - ____________уровень.


Графический диктант

  • Умение выполнять задания по словесной инструкции взрослого

  • Умение выполнять задание по заданному образцу


Методика исследования интеллекта Векслера. Коэффициент интеллекта: -вербальный равен баллов

  • невербальный равен баллов

  • общий баллов, что соответствует____________________________________

Низкие результаты в субтестах:


Вывод:

Рекомендации:

психолог _________________






Программа коррекционной работы

Цель коррекционной работы

Целью программы коррекционной работы является обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Коррекционная работа представляет собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной деятельности, направленного на освоение ими АООП, преодоление и/или ослабление имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии.

Задачи коррекционной работы:

― выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;

― осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педа­го­ги­че­с­кой помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей пси­хо­физического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

― организация ин­ди­ви­ду­аль­ных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических осо­бе­нностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости);

― реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

― оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной от­с­та­ло­стью (интеллектуальными нарушениями) консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, со­ци­аль­ным, правовым, медицинским и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обу­че­ни­ем.

Принципы коррекционной работы:

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет от­но­ше­ние работников организации, которые призваны оказывать каждому обу­ча­ю­щемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов кор­рек­ци­онной работы: цели и задач, направлений осуществления и со­держания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ кор­ре­к­ци­он­ной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и воз­мо­ж­но­с­тей психофизического развития.

Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обе­с­пе­чи­ва­ю­щий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в де­ятельности по комплексному решению задач коррекционной работы.

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важ­ного уча­с­т­ни­ка коррекционной работы, оказывающего существенное вли­яние на процесс раз­ви­тия ребенка и успешность его интеграции в общество.

Специфика организации коррекционной работы

с обучающимися с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится:

― в рамках образовательной деятельности через содержание и ор­га­ни­зацию образовательной деятельности (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);

― в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционно-развивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой);

― в рамках психологического и социально-педагогического со­про­вож­дения обучающихся.

Характеристика основных направлений коррекционной работы

Основными направлениями коррекционной работы являются:

1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной общеобразовательной программы.

Проведение диагностической работы предполагает осуществление:

1) психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:

― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;

― развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

― определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;

2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АОП;

3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы:

― сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),

― психолого-педагогический эксперимент,

― наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,

― беседы с учащимися, учителями и родителями,

― изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.

― оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.

Коррекционно-развивающая работа включает:

― составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося (совместно с педагогами),

― формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся,

― организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие,

― разработку оптимальных для развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) групповых и индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями,

― организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся,

― развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения,

― социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:

― занятия индивидуальные и групповые,

― игры, упражнения, этюды,

― психокоррекционные методики и технологии,

― беседы с учащимися,

― организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).

3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

Консультативная работа включает:

― психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся,

― консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении общеобразовательной программы.

В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы:

беседа, семинар, лекция, консультация, тренинг,

анкетирование педагогов, родителей,

разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.

Психологическое консультирование основывается на принципах анонимности, доброжелательного и безоценочного отношения к консультируемому, ориентации на его нормы и ценности, включенности консультируемого в процесс консультирования.

4. Информационно-просветительская работа предполагает осу­щес­т­в­ле­ние разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др.

Информационно-просветительскаяработа включает:

― проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей,

― оформление информационных стендов, печатных и других материалов,

― психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности,

― психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.

5. Социально-педагогическое сопровождение представляет собой взаимодействие социального педагога и воспитанника и/или его родителей, направленное на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки.

Социально-педагогическое сопровождение включает:

― разработку и реализацию программы социально-педагогического сопровождения учащихся, направленную на их социальную интеграцию в общество,

― взаимодействие с социальными партнерами и общественными организациями в интересах учащегося и его семьи.

В процессе информационно-просветительской исоциально-педагогическойработы используются следующие формы и методы работы:

― индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги,

― лекции для родителей,

― анкетирование педагогов, родителей,

― разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.

Механизмы реализации программы коррекционной работы

Взаимодействие специалистов общеобразовательной организации в про­це­с­се реализации адаптированной основной общеобразовательной программыодин из основных механизмов реализации программы коррекционной работы.

Взаимодействие специалистов требует:

― создания программы взаимодействия всех специалистов в рамках реализации коррекционной работы,

― осуществления совместного многоаспектного анализа эмоционально-волевой, личностной, коммуникативной, двигательной и познавательной сфер учащихся с целью определения имеющихся проблем,

― разработки и реализации комплексных индивидуальных и групповых программ коррекции эмоционально-волевой, личностной, коммуникативной, двигательной и познавательной сфер учащихся.

Взаимодействие специалистов общеобразовательной организации с организациями и органами государственной власти, связанными с решением вопросов образования, охраны здоровья социальной защиты и поддержки, трудоустройства и др. обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Социальное партнерство – современный механизм, который основан на взаимодействии общеобразовательной организации с организациями культуры, общественными организациями и другими институтами общества.

Социальное партнерство включает сотрудничество (на основе заключенных договоров):

― с организациями дополнительного образования культуры, физической культуры и спорта в решении вопросов развития, социализации, здо­ро­вье­сбережения, социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

― со средствами массовой информации в решении вопросов формирования отношения общества к лицам с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

― с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и другими негосударственными организациями в решении вопросов социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

― с родителями учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в решении вопросов их развития, социализации, здоровьесбережения, социальной адаптации и интеграции в общество.



Диагностический модуль

Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.



Задачи

(направления деятель

ности)

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности,

мероприятия


Сроки

(периодичность в течение года)

Ответстве

нные

Медицинская диагностика

Определить состояние физического и психического здоровья детей.


Выявление состояния физического и психического здоровья детей.


Изучение истории развития ребенка, беседа с родителями,

наблюдение классного руководителя,

анализ работ обучающихся

сентябрь

Классный руководитель

Медицинский работник


Психолого-педагогическая диагностика

Первичная диагностика для выявления группы «риска»

Создание банка данных обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи

Формирование характеристики образовательной ситуации в ОО

Наблюдение, логопедическое и психологическое обследование;

анкетирование родителей, беседы с педагогами

сентябрь

Классный руководитель

Педагог-психолог

логопед

Углубленная диагностика детей с ОВЗ, детей-инвалидов


Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических "портретов" детей

Диагностирование.Заполнение диагностических документов специалистами (Речевой карты, протокола обследования)

сентябрь

Педагог-психолог

логопед


Проанализировать причины возникновения трудностей в обучении.

Выявить резервные возможности

Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося

Разработка коррекционной программы

До 10.10

Педагог-психолог

логопед


Социально – педагогическая диагностика

Определить уровень организованности ребенка, особенности эмоционально-волевой и личностной сферы; уровень знаний по предметам


Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам.

Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.)

Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики.

Сентябрь - октябрь


Классный руководитель

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагог-предметник

Коррекционно-развивающий модуль

Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Задачи (направления) деятельности


Планируемые результаты.


Виды и формы деятельности, мероприятия.


Сроки (периодичность в течение года)


Ответственные


Психолого-педагогическая работа

Обеспечить педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов

Планы, программы


Разработать индивидуальную программу по предмету.

Разработать воспитательную программу работы с классом и индивидуальную воспитательную программу для детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

Разработать план работы с родителями по формированию толерантных отношений между участниками образовательных отношений.

Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника.

сентябрь

Заместитель

директора по УВР

Учителя-предметники, классный руководитель, социальный педагог

Обеспечить психологическое и логопедическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов

Позитивная динамика развиваемых параметров

1.Формирование групп для коррекционной работы.

2.Составление расписания занятий.

3. Проведение коррекционных занятий.

4. Отслеживание динамики развития ребенка

До 10.10



10.10-15.05

Педагог-психолог

логопед


Лечебно – профилактическая работа

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов




Разработка рекомендаций для педагогов, учителя, и родителей по работе с детьми с ОВЗ.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательную деятельность. Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни.

Реализация профилактических образовательных программ


В течение года

Заместитель

директора по УВР

Классный руководитель

Педагог-психолог

логопед

Медицинский работник




Консультативный модуль

Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся

Задачи (направления) деятельности


Планируемые результаты.


Виды и формы деятельности, мероприятия.


Сроки (периодичность в течение года)


Ответственные


Консультирование педагогических работников по вопросам инклюзивного образования

1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.

2. Разработка плана консультативной работы с ребенком, родителями, классом, работниками школы

Индивидуальные, групповые, тематические консультации


По отдельному плану-графику

Специалисты ПМПК

логопед

Педагог – психолог

Социальный педагог

Заместитель директора

по УВР

Консультирование учащихся по выявленных проблемам, оказание превентивной помощи

1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.

2. Разработка плана консультативной работы с учащимся

Индивидуальные, групповые, тематические консультации


По отдельному плану-графику

Специалисты ПМПК

Логопед

Педагог – психолог

Социальный педагог

Заместитель директора

по УВР

Консультирование родителей (законных представителей) по вопросам инклюзивного образования, выбора стратегии воспитания, психолого-физиологическим особенностям детей

1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.

2. Разработка плана консультативной работы с родителями (законными представителями)

Индивидуальные, групповые, тематические консультации


По отдельному плану-графику

Специалисты ПМПК

логопед

Педагог – психолог

Социальный педагог

Заместитель директора

по УВР

Информационно – просветительский модуль

Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательных отношений

Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности, мероприятия

Сроки (периодичность в течение года)

Ответственные


Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам


Организация работы семинаров, тренингов… по вопросам инклюзивного образования

Информационные мероприятия

По отдельному плану-графику

Специалисты ПМПК

логопед

Педагог – психолог

Социальный педагог

Заместитель директора

по УВР

Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей

Организация методических мероприятий по вопросам инклюзивного образования

Информационные мероприятия

По отдельному плану-графику






Специалисты ПМПК

Логопед

Педагог – психолог

Социальный педагог

Заместитель директора

по УВР

другие организации


Этапы реализации программы


Название этапа


Направление деятельности

Планируемые результаты

1. Этап сбора и анализа информации

Информационно-аналитическая

Оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы школы.

2. Этап планирования, организации, координации

Организационно-исполнительская

Особым образом организованная образовательнаядеятельность, имеющая коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ОВЗ при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды

Контрольно-диагностическая

Констатация соответствия созданных условий особым образовательным потребностям ребёнка.

4. Этап регуляции и корректировки

Регулятивно-корректировочная

Внесение необходимых изменений в образовательную деятельность и процесс сопровождения детей с ОВЗ, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.












Комплекс психодиагностических методик



Название методики, автор

Цель проведения

1. Методики по изучению особенностей мотивационной сферы. Рисуночные тесты.

«Что мне нравится в школе»

Н. Г. Лусканова

изучение мотивационной сферы

2. Методики по изучению особенностей личностной сферы.

«Какой Я» Р.С. Немов

изучение особенностей самооценки

«Несуществующее животное» М.З. Дукаревич

изучение личностных особенностей.

«Выбери нужное лицо» Р. Темм, М. Дорки, В. Амен».

изучение уровня тревожности.

3. Методики по изучению особенностей познавательной сферы:

«Исключение слов»


исследование вербально-логического мышления.

«Назови одним словом»

исследование уровня обобщения.

«Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия.

оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

«Запомни и нарисуй»


оценка зрительной памяти.

«Пиктограммы» А.Р. Лурия

изучение особенностей памяти.

«Корректурные пробы» Бурдона


изучение устойчивости внимания.

«Понимание переносного смысла пословиц» Б. В. Зейгарник

исследование особенностей мышления, его уровня, целенаправленности и критичности

Тест Торренса «Закончи рисунок»


исследование мышления: гибкости, беглости, оригинальности.

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)

определение интересов и склонностей.

Опросник «Чувства в школе» И.К.Левченко

определение эмоционального состояния на уроках

Социометрия ( Дж.Морено)

определение статуса в коллективе сверстников

Методика «Составь расписание»

выявление интереса и предпочтения к изучению школьных предметов

Методика Голланда

Опросник профессиональных склонностей Йоваши

оказание помощи учащимся в выборе профиля дальнейшего обучения и выборе профессии

Диагностика адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене

определение уровня адаптации к среднему звену

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних классах школы (Ч.Д.Спилбергер).

изучение мотивации и эмоционального отношения к учению

Проективная методика «Дом, дерево,человек».

выявление проблем в развитии детей с целью их дальнейшей коррекции

Оценка способов реагирования на конфликтную ситуацию

выявление реакции на конфликт

Шкала социально-психологической адаптации (9 класс)

изучение социальной адаптации девятиклассников








29



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!