муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа имени Мичурина Даниловского района Ярославской области
Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью)
Содержание:
Пояснительная записка стр.
Адресность программы стр.
Учебный план стр.
Учебно-методический комплекс стр.
Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы стр.
Формы аттестации, контроля и учета достижений обучающихся
стр.
Возможные варианты выбора образовательных программ.. стр.
1. Пояснительная записка
Адаптированная общеобразовательная программа разработана на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями); Базисного учебного плана специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида, утвержденного Минобразованием России (приказ от 10.04.02 № 29/ 2065 - и); в соответствии с постановлением от 10 июля 2015 года N 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; на основе авторских программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.
Классы-комплекты для детей с ограниченными возможностями здоровья (легкой умственной отсталостью) в образовательном учреждении созданы для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в обществе.
Психолого-медико-педагогическое сопровождение образовательного процесса:
- организация образовательной деятельности с учетом отклонений в развитии;
- создание щадящего режима образовательной деятельности (соблюдение санитарно-гигиенических норм, использование специальных методов и средств обучения);
- обеспечение необходимого сопровождения с последующим анализом динамики развития;
- осуществление коррекционно-развивающей работы посредством систематического проведения коррекционных занятий по развитию познавательной деятельности, социально-педагогической реабилитации.
Образовательная программа школы выступает как средство удовлетворения потребностей:
а) ученика, поскольку является средством осуществления его личностных запросов. В этом аспекте ОП реализует право ребенка на сохранение своей индивидуальности, зафиксированное в ст. 8 «Конвенции о правах ребенка»;
б) родителей (законных представителей), поскольку является «гарантией наилучшего обеспечения интересов ребенка» (ст.3 «Конвенции о правах ребенка»);
в) учителя, как гарантия права на самореализацию и неповторимый стиль профессиональной деятельности, как право проектирования учебной программы, выбора диагностических методик и инновационных технологий;
г) школы, поскольку дает ей право на свою неповторимость;
д) общества, поскольку будущее общества определяется здоровым развитием ребенка.
Зачисление в классы производится на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, а также только с согласия родителей (лиц, их заменяющих) на основании заявления.
Наполняемость классов до 12 человек. Распорядок дня для обучающихся в этих классах предусматривает учебные занятия в первую смену, 2-разовое питание, режим группы продленного дня, необходимые оздоровительные мероприятия.
Коррекционно-развивающий процесс регламентируется Типовым базисным планом образовательного учреждения с коррекционными классами, утвержденными для них программами Министерства образования РФ. Обучение организуется как по специальным учебникам для этих классов.
Основными задачами АОП для детей с легкой умственной отталостью являются:
активизация познавательной деятельности учащихся;
повышение уровня их умственного развития;
нормализация учебной деятельности;
коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
социально-трудовая адаптация.
Для учащихся, не усваивающих учебную программу на уроке, организуются индивидуальные и групповые коррекционные занятия.
В классах работают учителя, воспитатели и специалисты (психолог, социальный педагог), имеющие опыт работы в образовательном учреждении и прошедшие специальную подготовку.
Сроки реализации АОП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет 9 лет. В реализации АОП выделено два этапа:
I этап — 1-4 классы;
II этап — 5-9 классы.
Цель I-го этапа состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
II этап направлен на расширение, углубление и систематизацию знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение первоначальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
3. Учебный план.
Данный учебный план составлен для детей с умственной отсталостью.
В соответствии с требованиями СанПиНа в расписании имеется 2 большие перемены по 20 минут. Перед началом учебных занятий для детей с умственной отсталостью предусмотрен завтрак.
Учебный план реализуется в процессе пятидневной учебной недели. Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливается в соответствии с годовым учебным календарным графиком, утвержденным директором школы.
Учебный план включает в себя общеобразовательные предметы, содержание которых адаптировано к возможностям обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии, а также специфические коррекционные предметы, индивидуальные и групповые занятия.
Специфика учебных дисциплин:
практическая направленность на приобретение жизненно необходимых адаптивных умений и навыков;
учебный материал связан с реальной жизнью ребёнка;
усиленное использование межпредметных связей.
Учебный план содержит:
учебные предметы;
специальные коррекционные занятия (по СБО, развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности);
индивидуальные и групповые коррекционные занятия с психологом.
Характеристика предметов учебного плана
«Общеобразовательные курсы» – образовательная область, включает основные предметы учебного плана, формирующие личность, способную существовать в социуме, это «Чтение и развитие речи», «Письмо и развитие речи».
А также необходимый предмет для развития памяти, пространственного мышления, логики - «Математика».
В 5-ом классе в образовательной области «Природа» ведется курс «Природоведение». Эта же образовательная область предполагает введение в 6 классе биологии и географии.
В образовательной области «Обществознание»: «История Отечества» представлена в 7-9 классах, «Обществознание» - в 8-9кл.
В целях развития творческих способностей детей и их эстетического вкуса в образовательной области «Искусство» вводятся такие предметы, как «Изобразительное искусство» и «Музыка и пение». Предмет «Изобразительное искусство» способствует коррекции недостатков познавательной деятельность школьников путём систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов и их положения в пространстве.
Предмет «Музыка и пение» направлен на коррекцию отклонений в интеллектуальном развитии и нарушений звукопроизносительной стороны речи.
«Физкультура»: для совершенствования физического развития.
«Трудовая подготовка» является приоритетным в обучении детей с умственной отсталостью. Трудовое обучение направлено на формирование у учащихся трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, овладение ими знаниями о самостоятельной жизни, практическое обучение жизненно необходимым умениям и навыкам.
Обучение труду в начальных классах, обучающихся по общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью осуществляется в рамках предмета «Трудовое обучение». 1-4 классы -ручной труд, который даёт возможность обучающимся овладеть элементарными приёмами труда, формирует у них общетрудовые умения и навыки, самостоятельность, положительную мотивацию к трудовой деятельности.
В предметной области «Трудовая подготовка» в рамках дисциплины «Профессионально-трудовое обучение» в 5-9 классах ведутся модули: сельскохозяйственный труд, швейное дело и токарное дело». Обучающиеся занимаются на уроках профессионально-трудового обучения по индивидуальному графику: 5-9 классы - девочки, 5-9 классы – мальчики.
Трудовая подготовка также предполагает прохождение трудовой практики на пришкольном сельскохозяйственном участке по окончании учебного года (май-июнь) в количестве 10-20 дней.
Коррекционная подготовка осуществляется в направлениях: коррекционные курсы (развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, социально-бытовая ориентировка) и обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия.
Целью учебного предмета «Развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» является общеречевая подготовка детей с нарушением интеллекта как показателя их общего развития.
Учебный предмет «Социально-бытовая ориентировка» направлен на формирование у учащихся социального поведения, расширение социальных контактов, умение адекватно общаться, на формирование навыков самообслуживания и сохранения своего здоровья.
Образовательная область «Коррекционные курсы» включает в себя предметы, направленные на исправление дефектов общего и речевого развития детей, развитие их познавательной деятельности, формирование и развитие у учащихся навыков самообслуживания и социально-бытового ориентирования (по рекомендациям ПМПК).
Коррекционные занятия, включенные в учебный план, способствуют формированию навыков принятия самостоятельного решения и повышают социальную защищенность, но не входят в предельно допустимую нагрузку обучающегося при 5-дневной учебной неделе.
Учебный план для детей с умственной отсталостью
Образовательные области | Учебные предметы | Классы | Всего часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Общеобразовательные курсы | Чтение и развитие речи | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 35 |
Письмо и развитие речи | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 41 |
Математика | 5 | 5 | 6 | 6 | 6 | 6 | 5 | 5 | 4 | 48 |
Природа | Природоведение | | | | | 2 | | | | | 2 |
Биология | | | | | | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
География | | | | | | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Обществознание | История Отечества | | | | | | | 2 | 2 | 2 | 6 |
Обществознание | | | | | | | | 1 | 1 | 2 |
Искусство | Изобразительное искусство | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | 7 |
Музыка и пение | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | 8 |
Физкультура | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 17 |
Трудоваяподготовка | Трудовое обучение | 1 | 2 | 2 | 2 | | | | | | 7 |
Профессионально-трудовое обучение | | | | | 6 | 6 | 6 | 7 | 7 | 32 |
Трудовая практика (в днях) | | | | | 10 | 10 | 10 | 20 | 20 | 70 |
Коррекционная подготовка. Коррекционные курсы | Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | | | 4 |
Ритмика | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | | | 4 |
Социально-бытовая ориентировка | | | | | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 9 |
Итого обязательная нагрузка учащегося | 21 | 23 | 23 | 23 | 28 | 30 | 30 | 31 | 29 | 238 |
Предельно допустимая нагрузка обучающегося при 5-дневной учебной неделе | 21 | 23 | 23 | 23 | 29 | 30 | 32 | 33 | 33 | 247 |
Коррекционная подготовка. Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия | Индивидуальные и групповые коррекционные занятия*: - логопедические - ЛФК - развитие психомоторики и сенсорных процессов | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | | | 11 |
Общее количество часов: | 23 | 25 | 25 | 25 | 30 | 31 | 33 | 33 | 33 | 258 |
Максимальная нагрузка | 24 | 25 | 27 | 28 | 31 | 35 | 37 | 38 | 38 | 283 |
* Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся как в первой, так и во второй половине дня. Их продолжительность 15-25 минут.
4. Учебно-методический комплекс.
Предметы в соответ-ствии с учебным планом | Название программы (наименование, автор, год издания) | Уровень учебной программы (базовый, углубленный, коррекционный) | Вид учебной программы (типовая, скорректированная, модифицированная, авторская, экспериментальная, рабочая учебная программа), кем рекомендована / допущена | Причины корректи-ровки | Учебники, пособия для обучающихся (наименование, автор, год издания) | Соответствие федеральному перечню учебников (указать год утверждения перечня) |
1) Чтение и развитие речи | Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 1-4 классы Чтение М.: «Просвещение» 2008 Под редакцией Воронковой В.В. | коррекционный | Допущено Министерством образования и науки РФ | | Воронкова В.В, Коломыткина И.В. Букварь (для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида). 1 класс. – М., Просвещение 2007 | |
Воронкова В.В., Пушкова И.Е. Чтение 2 кл М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007 |
Смирнова З.Н., Гусева Г.М., Чтение 3 кл, М.: Просвещение 2009 |
Смирнова З.Н., Гусева Г.М. Книга для чтения 4 кл, М.: Просвещение 2001 |
| Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. Книга для чтения учебник для 6 класса вспомогательной школы М.: Просвещение 1994 (Рекомендовано Министерством образования РФ) |
2) Письмо и развитие речи | Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 1-4 кл Письмо М.: «Просвещение» 2008 Под редакцией Воронковой В.В. | коррекционный | Допущено Министерством образования и науки РФ | | | |
3) Математика | Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 1-4 кл М.: «Просвещение» 2008 Под редакцией Воронковой В.В. Математика Перова М.Н., Эк В.В. | коррекционный | Допущено Министерством образования и науки РФ | | Хилько А. А. Математика (учебник для вспомогательной школы). 1 класс. – М., Просвещение 1992 | |
Хилько А. А. Математика (учебник для вспомогательной школы). 2 класс. – М., Просвещение1993 |
Эк В. В. Математика (Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида). 3 класс. – М., Просвещение2002 |
Перова М. Н. Математика Допущено Министерством образования и науки РФ 4 класс. – М., Просвещение2002 |
Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 5-9 классы в 2 сборниках Математика Авторы: Перова М.Н., Эк В.В., Алышева Т.В., М.: ВЛАДОС 2010 Допущено Министерством образования и науки РФ | Допущено Министерством образования и науки РФ | Капустина Г.М., Овчинникова Ф.З., Яшкова Л.С. Математика учебник для 6 класса вспомогательной школы М.: Просвещение 1994 (Рекомендовано Министерством образования РФ) |
4)Биология | Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 5-9 классы в 2 сборниках Естествознание (биология) Авторы: Сивоглазов В.И., Шевырёва Т.В., Кмычук Л.В., Воронкова В.В., М.: ВЛАДОС 2010 | | Допущено Министерством образования и науки РФ | | Никишов А.И., Арсиневич Н.И. Естествознание. Неживая природа учебник для 6 класса вспомогательной школы М.: Просвещение 1993 (Рекомендовано Главным управлением организационно-педагогического обеспечения ОУ Министерства образования РФ) | |
5)География | Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 5-9 классы в 2 сборниках География Автор: Лифанова Т.М. М.: ВЛАДОС 2010 | | Допущено Министерством образования и науки РФ | | Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География 6 класс (Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида). М.: Просвещение 2008 (Рекомендовано Министерством образования и науки РФ) | |
6) Изобразительное искусство | Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 1-4 кл М.: «Просвещение» 2008 Под редакцией Воронковой В.В. «Изобразительное искусство» Грошенков И.А. | коррекционный | Допущено Министерством образования и науки РФ | | | |
Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 5-9 классы в 2 сборниках Изобразительное искусство Автор: Грошенков И.А. М.: ВЛАДОС 2010 | Допущено Министерством образования и науки РФ |
7) Музыка и пение | Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 1-4 кл М.: «Просвещение» 2008 Под редакцией Воронковой В.В. «Музыка и пение» Евтушенко И.В. | коррекционный | Допущено Министерством образования и науки РФ | | | |
Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 5-9 классы в 2 сборниках Музыка Автор: Евтушенко И.В. М.:ВЛАДОС 2010 | Допущено Министерством образования и науки РФ |
8) Физическая культура | Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 1-4 кл М.: «Просвещение» 2008 Под редакцией Воронковой В.В. «Физическое воспитание» Белов В.М., Кувшинов В.С., Мозговой В.М. | коррекционный | Допущено Министерством образования и науки РФ | | | |
Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 5-9 классы в 2 сборниках Физическое воспитание Автор: Мозговой В.М. М.:ВЛАДОС 2010 | Допущено Министерством образования и науки РФ |
9) Трудовое обучение | Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 1-4 кл М.: «Просвещение» 2008 Под редакцией Воронковой В.В. «Трудовое обучение» 1-3 кл., Павлова Н.Н.,4 кл., Мирский С.Л. | коррекционный | Допущено Министерством образования и науки РФ | | Кузнецова Л.А., Ручной труд 1 кл., учебник по трудовому обучению для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида). СПб филиал издательства «Просвещение» 2006 | |
| |
10) Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности | Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 1-4 кл М.: «Просвещение» 2008 Под редакцией Воронковой В.В. «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности («Окружающий мир») | коррекционный | | | Худенко Е.Д., Кремнева С.Н. Развитие речи (Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида) 1 кл., М.: АРКТИ 2003г. | |
Худенко Е.Д., Кремнева С.Н. Развитие речи (Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида) 2 кл., М.: АРКТИ 2003г. |
Худенко Е.Д. Терехова И.А., Знакомство с окружающим миром (Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида) 3 кл. М.: АРКТИ 2006 |
Худенко Е.Д. Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром (Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида) 4 кл. М.: АРКТИ 2004 |
11) СБО | Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 5-9 классы в 2 сборниках Социально-бытовая ориентировка Автор: Казакова С.А., Воронкова В.В., М.:ВЛАДОС 2010 | | Допущено Министерством образования и науки РФ | | | |
12) Ритмика | Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 1-4 кл М.: «Просвещение» 2008 Под редакцией Воронковой В.В. «Ритмика» Айдарбекова А.А. | коррекционный | Допущено Министерством образования и науки РФ | | | |
Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.
Задачами ПМПк образовательного учреждения являются:
- выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;
- профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
- выявление резервных возможностей развития;
- определение характера, продолжительности и эффективности социальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;
- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.
Диагностическая работа проводится учителями, психологом, логопедом, социальным педагогом в соответствии с планом работы.
ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННЫХ КУРСОВ
Логопедические занятия
Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи; формировании навыков вербальной коммуникации.
Основными направлениями логопедической работы является:
диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
диагностика и коррекция лексической стороны речи;
диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной функции речи;
коррекция нарушений чтения и письма;
расширение представлений об окружающей действительности;
развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
Психокоррекционные занятия
Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения.
Основные направления работы:
диагностика и развитие познавательной сферы (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности);
диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы (гармонизация пихоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля);
диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);
формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения).
Программа психокоррекционных занятий
Цель– создание социально-психологических условий для полноценного психического и личностного развития обучающихся и их успешного обучения.
Коррекция познавательной, эмоционально-волевой сфера и личностных качеств.
Задачи коррекционной занятий:
Выявление уровня развития высших психических функций, запаса общих представлений об окружающем, коэффициента интеллекта, индивидуально-типологических свойств личности;
Развитие всех психических процессов (восприятия, мышления, памяти, свойств внимания, воображения), мелкой моторики;
Формирование положительной мотивации к обучению;
Развитие личностных особенностей (эмоционально-волевой сферы, навыков коммуникации, повышение самооценки, предупреждение агрессивности;
Создание благоприятного психологического климата;
Формирование положительных межличностных взаимоотношений между детьми;
Развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям
Оснащение коммуникативными навыками и обучение способам выражения эмоций;
Определение динамики развития обучающегося;
Психологическое просвещение педагогов и родителей
Формы работы по реализации программы:
Индивидуальная
Подгрупповая (2-4 чел.)
Групповая (6-8 чел.)
Условия реализации программы
Содержание программы предполагается реализовывать в объеме 34 занятия за 1 год обучения (1 час в неделю). Каждая встреча рассчитана на 40 минут.
Реализация программы.
Сбор данных о ребенке через изучение медицинской и педагогической документации. Заполнение индивидуальной карты ребенка.
Выявление коэффициента интеллекта и уровня развития всех психических функций через диагностическое обследование.
Коррекция всех психических процессов, мелкой моторики и личностных особенностей через коррекционные игры и упражнения.
В процессе работы с учащимися реализуются:
Учебно-методические пособия: мозайки, пазлы, шнуровки, разрезные картинки, конструкторы, логическое домино, массажные мячи и мн.др;
Собственные разработки групповых занятий по сюжетам сказок «Колобок», «Путешествие зайки в лесу», «Путешествие в сказку» и др.,
Элементы игровой терапии из сборника Х.Кэдьюсон, Ч.Шефер «Практикум по игровой психотерапии, М.А.Панфилова «Игротерапия общения»,
Пальчиковая гимнастика из сборников В.Егоровой «Расскажи стихи руками»
Арт – методы (изобразительная деятельность выступает инструментом коммуникации, позволяя ребенку восполнить дефицит общения и построить более гармоничные взаимоотношения с миром. Работа с изобразительными материалами снимает эмоциональное напряжение)
Определение динамики развития ребенка проводится ежегодно.
Психологическое просвещение педагогов и родителей проводится через консультирование, ознакомление с результатами обследования, коррекционных занятий, выступления на педсоветах, МО.
Содержание программы.
Структура занятий включает в себя введение в занятие, основную часть, обсуждение занятия и релаксационные упражнения. Каждое занятие традиционно начинается с процедуры приветствия. Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона. Используются дыхательные упражнения, разминка, упражнения на активизацию умственной деятельности. Далее происходит обсуждение результатов домашнего задания и припоминание содержания прошлого занятия, а также оценка в баллах своего настроения.
Завершает вступительный этап подвижная коммуникативная игра, которая проводиться с целью повышения энергетического ресурса группы, формирование эмоционально положительного настроя на продолжение занятия, а также способствует развитию коллективных форм взаимодействия, проявляющихся в доброжелательном отношении к одноклассникам, умении подчинять свои действия внешним требованиям.
Основной этап занятия носит коррекционно-развивающий характер и нацелен на формирование и развитие основных функций, необходимых при усвоении учебного материала: развитии концентрации, устойчивости и распределения внимания, тренировки памяти, развитии пространственных представлений, речи и мышления. Используется совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия.
Задания и упражнения на развитие речевой и мыслительной деятельности объединены не случайно. Логическое мышление речевое, в нем слово является и основой, и средством, и результатом этого процесса. Развитие логического мышления во многом зависит от уровня развития речи детей, а формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) определяется степенью участия речи в процессе мыслительной деятельности. Задания и упражнения данного блока проводятся в устной форме, но требуют большого количества стимульного материала (карточки с картинками, словами, репродукции и т.д.) и очень часто сопровождаются процессом рисования.
Завершает основной этап процедура домашнего задания.
Чаще всего - это небольшие творческие работы. Домашнее задание помогает не только закреплению полученных знаний, но и дает возможность ребенку заявить о себе.
Заключительный этап включает в себя подведение итогов, обсуждение результатов работы и тех трудностей, которые возникли у детей при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопросы, чем они занимались и чему научились на данном занятии.
Завершает занятие игра, как правило, малоподвижная. Ее целью является развитие рефлексии, проявляющейся в осмыслении собственных действий и состояний, самопознании внутреннего мира, а также в формировании позитивного образа «Я». Каждый участник группы перед прощанием должен получить «поглаживание» либо со стороны одноклассников и психолога, либо самостоятельно заявив о своих достоинствах и успехах. Основная ее задача - получение детьми позитивного опыта общения, создание положительного самовосприятия, независимо от реальных успехов ребенка в учебной деятельности и повышение настроения в конце занятия.
Упражнения для разминки и релаксации могут варьироваться в зависимости от психоэмоционального состояния обучающихся и группы в целом.
В программу включены многофункциональные упражнения, которые могут оказывать различное воздействие:
- беседы, опросы, наблюдения;
- словесные игры;
- игровой тренинг (психоигры, предметные игры);
- система упражнений по развитию познавательных процессов;
- элементы арттерапии, сказкотерапии.
Тематика развивающих занятий для детей с умственной отсталостью легкой степени включает 4 основных блока:
Развитие и коррекция познавательной сферы:
- развитие внимания, памяти, мышления;
- приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;
- становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения;
- расширение словарного запаса.
2. Самопознание. Что я знаю о себе:
- формирование способности к самопознанию; зачем нужно знать себя, свое тело, свой внутренний мир;
- умение определять личностные качества свои и других людей;
- формирование адекватной самооценки;
- достоинства и недостатки;
- навыки осуществления контроля за своей деятельностью, овладение контрольно-оценочными действиями;
3. Развитие коммуникативных навыков. Я и другие:
- становление умения владеть средствами общения;
- формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;
- формирование коллективного обсуждения заданий;
- установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику;
- способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я».
4. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы:
- чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние;
- формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния;
- отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых;
- понятие группового давления и принятие собственного решения;
- формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения;
- поиск компромиссов, умение противостоять групповому давлению;
№ п/п | Наименование разделов программы | Количество часов |
1 | Обследование детей: комплектование групп для коррекционных занятий | 1 |
2 | Развитие и коррекция познавательной сферы | 9 |
3 | Самопознание. Что я знаю о себе | 7 |
4 | Развитие коммуникативных навыков. Я и другие | 8 |
5 | Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы | 9 |
| Итого часов: | 34 |
Содержание программы.
Обследование детей: комплектование групп для коррекционных занятий (1 часа).
Развитие и коррекция познавательной сферы (9 часов).
Увеличение объема внимания и наблюдательности. Увеличение уровня распределения внимания. Усиление концентрации и устойчивости внимания. Тренировка переключения внимания. Развитие слуховой памяти. Зрительная память. Ассоциативная память. Развитие мыслительных навыков: классификация, обобщение, причинно-следственные отношения.
Самопознание (7 часов).
Зачем нужно знать себя? Я глазами других. Самооценка. Ярмарка достоинств. Уверенное и неуверенное поведение.
Развитие и совершенствование коммуникативных навыков (8 часов).
Общение в жизни человека. Барьеры общения. Учимся слушать друг друга. Пойми меня. Критика. Комплименты или лесть. Вежливость. Зачем нужен этикет. Умение вести беседу.
Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы (9 часов).
Чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния. Понятие зависимости, понятия: «соблазн», «вредные привычки». Химические и эмоциональные зависимости. Отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых. Понятие группового давления и принятие собственного решения. Формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения. Понятие насилия и права защищать свои границы. Понятие «конфликт», отработка умения выхода из конфликтных ситуаций. Коррекция агрессивности обучающихся.
Планируемый результат:
-Повышение продуктивности внимания;
- Развитие мышления, памяти;
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие навыков совместной деятельности;
- Гармонизация эмоционального состояния ребенка;
- Развитие адекватной самооценки;
- Развитие коммуникативных умений и навыков;
- Развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками занятий;
- Гармонизация психоэмоционального состояния;
- Овладение методам саморегуляции;
- Социализация и адаптация в современном обществе.
Обучающиеся должны уметь:
- признавать собственные ошибки;
- сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;
- выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;
- анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
- контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
- работать самостоятельно в парах, в группах
- адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;
- уметь отстаивать свое мнение;
- уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.
Раздел программы | Тема урока | Задачи | Домашнее задание | Наглядность и оборудование | Понятийный аспект |
Обследование детей: комплектование групп для коррекционных занятий | Диагностика | 1. Определение уровня сформированности познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы; 2. комплектование групп для коррекционных занятий; 3. воспитание положительного отношения к занятиям | | | |
Развитие и коррекция познавательной сферы | Увеличение объема внимания и наблюдательности | 1. Увеличение объема внимания учащихся; 2. коррекция внимания и развитие наблюдательности; 3. воспитание внимательного отношения к окружающему миру | Выполнить упражнение «Кто больше увидит и запомнит» | Сюжетные картинки, поле расчерченное на клетки, «лабиринты», пуговицы | Внимание, наблюдательность |
Увеличение уровня распределения внимания | 1. Увеличение уровня распределения внимания; 2. коррекция избирательности внимания; 3. воспитание настойчивости и выдержки | Закрепить упражнение «Обратный счет» | Бумага, карандаши | Распределение внимания |
Усиление концентрации и устойчивости внимания | 1. Усиление концентрации и устойчивости внимания; 2. развитие умения регулировать свои действия; 3. воспитание потребности в самоорганизации (аккуратности, настойчивости). | Упражнение «Выполни по образцу» | Образцы рисунков, бумага, карандаши, сюжетные картинки | Концентрация внимания, устойчивость |
Тренировка переключения внимания | 1. Формирование способности к переключению внимания, вхождения в деятельность; 2. развитие адекватных представлений о своих возможностях; 3. формирование умения доводить начатое дело до конца. | Работа с красно-черной таблицей | Красно-черная таблица | Переключение внимания |
Развитие слуховой памяти | 1. Обучение приемам запоминания; 2. развитие и коррекция слуховой памяти; 3. воспитание настойчивости и выдержки. | Запомнить «звуки леса» | Небольшой рассказ | Слуховая память |
Развитие зрительной памяти | 1. Тренировка кратковременной зрительной памяти; 2. развитие и коррекция зрительного восприятия и памяти; 3. воспитание внимательного отношения к окружающему миру. | Ответить на вопрос «Зачем нам нужна зрительная память?» | Репродукция картины в жанре бытовой живописи | Зрительная память |
Развитие ассоциативной памяти | 1.Развитие ассоциативной памяти; 2. формирование полноты воспроизведения словесного материала; 3. воспитание личностных мотивов запоминания, умение обучающихся создавать установку на длительное запоминание. | Составить ассоциативный ряд для запоминания | Карточки с заданиями | Ассоциации |
Развитие мыслительных навыков: классификация,обобщение | 1. Формированиемыслительных навыков: классификация; обобщение; 2. развитие интересов и познавательной активности; 3. коррекция тактильно-двигательного восприятия; 4. воспитание положительного отношения к учебе; 5. воспитание самоконтроля, трудолюбия. | Придумать несколько предметов, относящихся к одному классу. Найти общий признак объектов и дать обобщенное название | Карточки с объектами для классификации Карточки с заданиями | Мышление, классификация обобщение |
Причинно-следственные отношения | 1.Формирование способности понимать связи событий и строить последовательность причинно-следственных отношений; 2. развитие стремления применять полученные знания в повседневной жизни; 3. воспитание интереса к различным видам деятельности | Найдите причину заданных событий | Карточки с заданиями | Причина, следствие |
Самопознание. Что я знаю о себе | Зачем нужно знать себя? | 1. Формирование мотивации к самопознанию; 2. развитие самодеятельности, активизация процесса познания себя и окружающего мира; 3. воспитание самостоятельности, самоконтроля | Выполнить рисунок «Я в лучах солнца» | Тетради, карандаши | Самопознание |
Мое тело | 1. Закрепление знаний о своем теле; 2. формирование и закрепление представлений о гендерных различиях; 3. воспитание внимательного отношения к окружающим | Рассказ «Как должен выглядеть мальчик и как девочка» | Фотографии мальчиков и девочек | Тело, противоположности |
Мой волшебный мир | 1.Формирование способности познавать свой внутренний мир; 2. развитие навыков самопознания; 3. гармонизация эмоционального состояния | Ответьте на вопрос «Какой Я?» | Карточки с различными качествами характера | Внутренний мир |
Самоценность | 1. Формирование понятия о самоценности собственного «Я»; 2. развитие представлений о своих возможностях, умений адекватно оценивать себя; 3. воспитание уверенности в себе | Ответьте на вопросы | Тетради, карандаши, листы формата А 4 | Самооценка |
Мои достижения | 1. Формирование умения преодолевать барьеры на пути самокритики; 2. продолжение развития навыков самоанализа и самооценки; 3. воспитание самостоятельности, рассудительности. | Напишите, какие достоинства вы бы хотели приобрести | Листы с надписями «Продаю», «Покупаю» | Достоинства, недостатки |
Буду делать хорошо и не буду плохо | 1. Формирование навыка уверенного поведения; 2. развитие умения регулировать свои действия; 3. воспитание умения прогнозировать собственную деятельность. | Подумайте, какие люди вам больше нравятся | Мяч, бланки с тестом, листы бумаги | Уверенность, неуверенность, сильная личность |
Развитие коммуникативных навыков. Я и другие | Взаимодействие | 1. Дать представление о значении совместной работы в жизни человека; 2. развитие навыков общения; 3. воспитание общительности, чуткости | Повторить, что такое взаимодействие | Тетради, ручки, листочки для записей | Совместная работа, взаимодействие |
Как мы видим друг друга | 1.Формирование умения видеть положительные качества у других людей; 2. развитие и коррекция представлений о личности, индивидуальных особенностях и способностях человека; 3.воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки | Назовите положительные качества своего друга | Карточки с положительными и отрицательными качествами | Личностные качества |
Я глазами других | 1. Формирование способности к самопознанию; 2. развитие способности принимать друг друга; 3. воспитание уважения друг к другу | Закончите предложения | Тетради, карандаши, мяч | Самоанализ |
Дружба начинается с улыбки | 1.Формирование наблюдательности и умения слушать другого; 2. развитие умения вступления в контакт. 3. воспитание уважения друг к другу, способности услышать другого человека | Подумайте с какими людьми вам нравится общаться | Тетради для записей, бланк теста «Умеешь ли ты слушать?» | Умение слушать, умение слышать |
Разговор взглядов. Пойми меня | 1.Формирование умения понимать друг друга; 2. коррекция форм общения, обогащение его содержания; 3. воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу | Подумайте, какие у вас существуют трудности в общении | Бланки с пословицами для каждого обучающегося | Понимание |
Умеем ли мы вежливо общаться? | 1. Дать обучающимся определение понятия «вежливость»; 2. помощь в осмыслении своего отношения к окружающим; 3. воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу | Проанализируйте, часто ли вы бываете вежливы | Тетради с записями | Вежливость |
Поведение в общественных местах | 1.Формирование положительного отношения к общепринятым нормам поведения; 2. развитие умения регулировать свои действия; 3. воспитание навыков культурного поведения | Повторить правила этикета | Атрибуты для игры «День рождения», карточки с названием ролей | Этикет, правила поведения |
Урок мудрости (уважение к старшим) | 1.Формирование навыка ведения беседы; 2. развитие умения вступлению в контакт, поведению в ситуации общения, особенностям диалогической речи; 3. воспитание потребности в самоорганизации | Придумайте тему беседы и побеседуйте с другом | Карточки с заданиями по культуре беседы | Беседа, диалог |
Восприятие мира (наши органы чувств). Что такое эмоции | 1. Расширение знания обучающихся о чувствах и эмоциях, пополнение арсенала лексических единиц, связанных со сферой чувств; 2. коррекция и развитие эмоционально-чувственной сферы подростков; 3. воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу | Закрепить основные понятия | Пиктограммы с изображением различных эмоций | Чувства, эмоции |
Чувства и поступки | 1. Формирование умения выражать свои чувства; 2. развитие эмоциональных и волевых процессов; 3. воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки | Подготовить рассказ «Как я злюсь» | Тетради, ручки, цветные карандаши, бумага формата А | Агрессия, обида, выражение |
Стресс | 1. Формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния; 2. развитие осознанности своего психоэмоционального состояния; 3. формирование потребности в саморегуляции (самоконтроле) | Понаблюдать за сменой настроения (от чего зависит) | Тетрадь для записей, ручка | Настроение, эмоциональное состояние |
Почему некоторые привычки бывают вредными | 1. Ознакомление с понятиями «вредные привычки»; 2. развитие представлений об опасности вредных привычек, определение характера и методов борьбы с опасностью; 3. воспитание ответственности, самоконтроля | Попробуйте избавиться от вредных привычек | Тетради, ручки, ватман, маркер | Вредная привычка, соблазн, зависимость |
Умей выбирать | 1. Формирование представлений об ответственности и доверии; 2. коррекция существующего опыта ответственности; 3. воспитание самоконтроля, рассудительности | Ответить на вопрос: «Легко ли быть ответственным?» | Тетрадь для записей, ручка | Ответственность, доверие |
Я отвечаю за свое решение | 1. Формирование навыков противостояния групповому давлению; 2. развитие способности принимать собственное решение; 3. воспитание нравственных качеств, самостоятельности | Можете ли вы противостоять мнению коллектива? | Тетрадь для записей, ручка | Групповое давление, собственное решение |
Хозяин своего «Я» | 1. Формирование умения контролировать свое поведение; 2. развитие способности управлять собственными поступками; 3. воспитание взаимопонимания, дружелюбия. | Повторить способы защиты прав | Тетрадь для записей, ручка | Права, границы, насилие |
Понятие «конфликт», мое поведение в трудных ситуациях | 1. Ознакомление с понятием «конфликт», выработка умения предотвращать конфликт; 2. развитие умения выходить из проблемной ситуации; 3. воспитание рассудительности, терпимости, самоконтроля | Зафиксируйте ситуацию, когда удалось предотвратить конфликт | Тетради, бланки теста «Конфликтный ли ты человек?» | Конфликт, конфликтная ситуация |
Надо ли уметь сдерживать себя? | 1. Формирование умения контролировать свои агрессивные устремления; 2. коррекция агрессивного поведения, выработка приемлемых способов разрядки гнева; 3. воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки | Повторить упражнение «Злые кошки» | Текст «Притчи о змее», релаксационная музыка | Агрессия, агрессивное поведение |
Приложение
Карта психологического обследования ребенка.
Ф.И.О. _________________________________________________________
Дата рождения___________________ Возраст___________
Дата обследования_______________________________________________________
Результат.
Общая осведомленность.
Свои фамилия Имя Отчество
ФИО родителей:
Сколько лет Дата рождения Дом.адрес
Сведения о семье, друзьях.
Знание времен года:
Основные приметы: лето-
осень-
зима-
весна-
Дни недели:
Части суток:
Месяцы:
Счет: прямой от 1 до 10 обратный от 10 до 1
Восприятие.
Складывание разрезных картинок:
«Матрешка» из 4 равных частей «Домик» из 4 неравных частей
Наложенные изображения из 6 предметов:
Знание цветов: крас, син, зел, жел, корич, чер, бел,
Знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник
Память
Слуховая:
1 Дерево
2. Кошка
3. Стол
4. Молоко
5. Школа
6. Машина
7. Лето
Вывод: из 7 слов запоминает при 1-ом воспроизведении слов
при 3-ем воспроизведении слов
Динамика запоминания равномерная
Уровень развития слуховой памяти__________________
Зрительная: Из 7 картинок правильно воспроизвел -
Уровень развития зрительной памяти________________
Ассоциативная: из 10-ти пар воспроизводит -
Механическая: в прямом порядке – 3,8,6 4,1,7,5 2,7,3,5,8
в обратном - 2,5 3,6,1 7,3,9,2
Мышление
Обобщение: игрушки овощи
одежда фрукты
обувь ягоды
посуда дом.животные
мебель дикие животные
Исключение - «Четвертый лишний»: На наглядном материале:
Серия сюжетных картинок: верно, неверно
порядок раскладывания -
Сходство – отличие понятий:
| сходство | отличие |
1. апельсин - солнце | | |
2. девочка - кукла | | |
Определение понятий: что такое стол
шапка
подушка
Вербальные аналогии:
1. Коза – козленок 2. Больница – врач 3. Охотник - ружье
Кошка - Школа - Рыбак -
Невербальные аналогии: из трех вариантов верно -
Методика «Домик». Исследование предпосылок учебной деятельности. Умение ориентироваться в работе на образец, развитие сенсомоторной координации.
Допущено ошибок - ____________уровень.
Графический диктант
Умение выполнять задания по словесной инструкции взрослого
Умение выполнять задание по заданному образцу
Методика исследования интеллекта Векслера. Коэффициент интеллекта: -вербальный равен баллов
невербальный равен баллов
общий баллов, что соответствует____________________________________
Низкие результаты в субтестах:
Вывод:
Рекомендации:
психолог _________________
Программа коррекционной работы
Цель коррекционной работы
Целью программы коррекционной работы является обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Коррекционная работа представляет собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной деятельности, направленного на освоение ими АООП, преодоление и/или ослабление имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии.
Задачи коррекционной работы:
― выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;
― осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
― организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости);
― реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
― оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным, правовым, медицинским и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
Принципы коррекционной работы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Специфика организации коррекционной работы
с обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится:
― в рамках образовательной деятельности через содержание и организацию образовательной деятельности (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);
― в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционно-развивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой);
― в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.
Характеристика основных направлений коррекционной работы
Основными направлениями коррекционной работы являются:
1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной общеобразовательной программы.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
1) психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:
― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;
― развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
― определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;
2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АОП;
3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.
В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы:
― сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),
― психолого-педагогический эксперимент,
― наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,
― беседы с учащимися, учителями и родителями,
― изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.
― оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).
2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.
Коррекционно-развивающая работа включает:
― составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося (совместно с педагогами),
― формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся,
― организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие,
― разработку оптимальных для развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) групповых и индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями,
― организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся,
― развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения,
― социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:
― занятия индивидуальные и групповые,
― игры, упражнения, этюды,
― психокоррекционные методики и технологии,
― беседы с учащимися,
― организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).
3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
― психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся,
― консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении общеобразовательной программы.
В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы:
беседа, семинар, лекция, консультация, тренинг,
анкетирование педагогов, родителей,
разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
Психологическое консультирование основывается на принципах анонимности, доброжелательного и безоценочного отношения к консультируемому, ориентации на его нормы и ценности, включенности консультируемого в процесс консультирования.
4. Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др.
Информационно-просветительскаяработа включает:
― проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей,
― оформление информационных стендов, печатных и других материалов,
― психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности,
― психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.
5. Социально-педагогическое сопровождение представляет собой взаимодействие социального педагога и воспитанника и/или его родителей, направленное на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки.
Социально-педагогическое сопровождение включает:
― разработку и реализацию программы социально-педагогического сопровождения учащихся, направленную на их социальную интеграцию в общество,
― взаимодействие с социальными партнерами и общественными организациями в интересах учащегося и его семьи.
В процессе информационно-просветительской исоциально-педагогическойработы используются следующие формы и методы работы:
― индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги,
― лекции для родителей,
― анкетирование педагогов, родителей,
― разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
Механизмы реализации программы коррекционной работы
Взаимодействие специалистов общеобразовательной организации в процессе реализации адаптированной основной общеобразовательной программы – один из основных механизмов реализации программы коррекционной работы.
Взаимодействие специалистов требует:
― создания программы взаимодействия всех специалистов в рамках реализации коррекционной работы,
― осуществления совместного многоаспектного анализа эмоционально-волевой, личностной, коммуникативной, двигательной и познавательной сфер учащихся с целью определения имеющихся проблем,
― разработки и реализации комплексных индивидуальных и групповых программ коррекции эмоционально-волевой, личностной, коммуникативной, двигательной и познавательной сфер учащихся.
Взаимодействие специалистов общеобразовательной организации с организациями и органами государственной власти, связанными с решением вопросов образования, охраны здоровья социальной защиты и поддержки, трудоустройства и др. обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Социальное партнерство – современный механизм, который основан на взаимодействии общеобразовательной организации с организациями культуры, общественными организациями и другими институтами общества.
Социальное партнерство включает сотрудничество (на основе заключенных договоров):
― с организациями дополнительного образования культуры, физической культуры и спорта в решении вопросов развития, социализации, здоровьесбережения, социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
― со средствами массовой информации в решении вопросов формирования отношения общества к лицам с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
― с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и другими негосударственными организациями в решении вопросов социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
― с родителями учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в решении вопросов их развития, социализации, здоровьесбережения, социальной адаптации и интеграции в общество.
Диагностический модуль
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.
Задачи (направления деятель ности) | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, мероприятия | Сроки (периодичность в течение года) | Ответстве нные |
Медицинская диагностика |
Определить состояние физического и психического здоровья детей. | Выявление состояния физического и психического здоровья детей. | Изучение истории развития ребенка, беседа с родителями, наблюдение классного руководителя, анализ работ обучающихся | сентябрь | Классный руководитель Медицинский работник |
Психолого-педагогическая диагностика |
Первичная диагностика для выявления группы «риска» | Создание банка данных обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи Формирование характеристики образовательной ситуации в ОО | Наблюдение, логопедическое и психологическое обследование; анкетирование родителей, беседы с педагогами | сентябрь | Классный руководитель Педагог-психолог логопед |
Углубленная диагностика детей с ОВЗ, детей-инвалидов | Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических "портретов" детей | Диагностирование.Заполнение диагностических документов специалистами (Речевой карты, протокола обследования) | сентябрь | Педагог-психолог логопед |
Проанализировать причины возникновения трудностей в обучении. Выявить резервные возможности | Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося | Разработка коррекционной программы | До 10.10 | Педагог-психолог логопед |
Социально – педагогическая диагностика |
Определить уровень организованности ребенка, особенности эмоционально-волевой и личностной сферы; уровень знаний по предметам | Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам. Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.) | Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики. | Сентябрь - октябрь | Классный руководитель Педагог-психолог Социальный педагог Педагог-предметник |
Коррекционно-развивающий модуль
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Задачи (направления) деятельности | Планируемые результаты. | Виды и формы деятельности, мероприятия. | Сроки (периодичность в течение года) | Ответственные |
Психолого-педагогическая работа |
Обеспечить педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов | Планы, программы | Разработать индивидуальную программу по предмету. Разработать воспитательную программу работы с классом и индивидуальную воспитательную программу для детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Разработать план работы с родителями по формированию толерантных отношений между участниками образовательных отношений. Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника. | сентябрь | Заместитель директора по УВР Учителя-предметники, классный руководитель, социальный педагог |
Обеспечить психологическое и логопедическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов | Позитивная динамика развиваемых параметров | 1.Формирование групп для коррекционной работы. 2.Составление расписания занятий. 3. Проведение коррекционных занятий. 4. Отслеживание динамики развития ребенка | До 10.10 10.10-15.05 | Педагог-психолог логопед |
Лечебно – профилактическая работа |
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов | | Разработка рекомендаций для педагогов, учителя, и родителей по работе с детьми с ОВЗ. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательную деятельность. Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни. Реализация профилактических образовательных программ | В течение года | Заместитель директора по УВР Классный руководитель Педагог-психолог логопед Медицинский работник |
Консультативный модуль
Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся
Задачи (направления) деятельности | Планируемые результаты. | Виды и формы деятельности, мероприятия. | Сроки (периодичность в течение года) | Ответственные |
Консультирование педагогических работников по вопросам инклюзивного образования | 1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. 2. Разработка плана консультативной работы с ребенком, родителями, классом, работниками школы | Индивидуальные, групповые, тематические консультации | По отдельному плану-графику | Специалисты ПМПК логопед Педагог – психолог Социальный педагог Заместитель директора по УВР |
Консультирование учащихся по выявленных проблемам, оказание превентивной помощи | 1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. 2. Разработка плана консультативной работы с учащимся | Индивидуальные, групповые, тематические консультации | По отдельному плану-графику | Специалисты ПМПК Логопед Педагог – психолог Социальный педагог Заместитель директора по УВР |
Консультирование родителей (законных представителей) по вопросам инклюзивного образования, выбора стратегии воспитания, психолого-физиологическим особенностям детей | 1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. 2. Разработка плана консультативной работы с родителями (законными представителями) | Индивидуальные, групповые, тематические консультации | По отдельному плану-графику | Специалисты ПМПК логопед Педагог – психолог Социальный педагог Заместитель директора по УВР |
Информационно – просветительский модуль
Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательных отношений
Задачи (направления) деятельности | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, мероприятия | Сроки (периодичность в течение года) | Ответственные |
Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам | Организация работы семинаров, тренингов… по вопросам инклюзивного образования | Информационные мероприятия | По отдельному плану-графику | Специалисты ПМПК логопед Педагог – психолог Социальный педагог Заместитель директора по УВР |
Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей | Организация методических мероприятий по вопросам инклюзивного образования | Информационные мероприятия | По отдельному плану-графику | Специалисты ПМПК Логопед Педагог – психолог Социальный педагог Заместитель директора по УВР другие организации |
Этапы реализации программы
Название этапа | Направление деятельности | Планируемые результаты |
1. Этап сбора и анализа информации | Информационно-аналитическая | Оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы школы. |
2. Этап планирования, организации, координации | Организационно-исполнительская | Особым образом организованная образовательнаядеятельность, имеющая коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ОВЗ при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей. |
3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды | Контрольно-диагностическая | Констатация соответствия созданных условий особым образовательным потребностям ребёнка. |
4. Этап регуляции и корректировки | Регулятивно-корректировочная | Внесение необходимых изменений в образовательную деятельность и процесс сопровождения детей с ОВЗ, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы. |
Комплекс психодиагностических методик
Название методики, автор | Цель проведения |
1. Методики по изучению особенностей мотивационной сферы. Рисуночные тесты. |
«Что мне нравится в школе» Н. Г. Лусканова | изучение мотивационной сферы |
2. Методики по изучению особенностей личностной сферы. |
«Какой Я» Р.С. Немов | изучение особенностей самооценки |
«Несуществующее животное» М.З. Дукаревич | изучение личностных особенностей. |
«Выбери нужное лицо» Р. Темм, М. Дорки, В. Амен». | изучение уровня тревожности. |
3. Методики по изучению особенностей познавательной сферы: |
«Исключение слов» | исследование вербально-логического мышления. |
«Назови одним словом» | исследование уровня обобщения. |
«Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия. | оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания. |
«Запомни и нарисуй» | оценка зрительной памяти. |
«Пиктограммы» А.Р. Лурия | изучение особенностей памяти. |
«Корректурные пробы» Бурдона | изучение устойчивости внимания. |
«Понимание переносного смысла пословиц» Б. В. Зейгарник | исследование особенностей мышления, его уровня, целенаправленности и критичности |
Тест Торренса «Закончи рисунок» | исследование мышления: гибкости, беглости, оригинальности. |
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) | определение интересов и склонностей. |
Опросник «Чувства в школе» И.К.Левченко | определение эмоционального состояния на уроках |
Социометрия ( Дж.Морено) | определение статуса в коллективе сверстников |
Методика «Составь расписание» | выявление интереса и предпочтения к изучению школьных предметов |
Методика Голланда Опросник профессиональных склонностей Йоваши | оказание помощи учащимся в выборе профиля дальнейшего обучения и выборе профессии |
Диагностика адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене | определение уровня адаптации к среднему звену |
Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних классах школы (Ч.Д.Спилбергер). | изучение мотивации и эмоционального отношения к учению |
Проективная методика «Дом, дерево,человек». | выявление проблем в развитии детей с целью их дальнейшей коррекции |
Оценка способов реагирования на конфликтную ситуацию | выявление реакции на конфликт |
Шкала социально-психологической адаптации (9 класс) | изучение социальной адаптации девятиклассников |
29