Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2010. – 255 с.: ил.
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
В процессе изучения чтения в 5 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.
Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).
Чтение «про себя» с выполнением заданий.
Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.
Ответы на вопросы к тексту.
Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.
Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.
Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найди ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.
Заучивание наизусть стихотворений.
Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, анализ учётных листов по внеклассному чтению, по усмотрению учителя.
Урок внеклассного чтения проводится 1 раз в месяц.
- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;
- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.
- наизусть 6-8 стихотворений.
- читать правильно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;
- отвечать на вопросы учителя.
- наизусть 3-5 стихотворений.
№ п/п | Дата | Кол-во часов | Тема урока | Коррекционная работа |
1 | | 1 | Считалки. Заклички-приговорки. Потешки. | Развивать устную связную речь, через работу над закличками, приговорками. |
2 | | 1 | Пословицы и поговорки. | Развивать память, внимание, мышление. |
3 | | 1 | Загадки. | Коррекция умения рассказывать считалки, потешки. |
4 | | 1 | Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество» | Заучивать пословицы, поговорки и загадки. |
5 | | 1 | «Никита Кожемяка» (Русская сказка) | Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
6 | | 1 | Внеклассное чтение «Русские народные сказки» | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
7 | | 1 | «Как наказали медведя» (Тофаларская сказка) | Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно. |
8 | | 1 | «Золотые руки» (Башкирская сказка) | Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
9 | | 1 | «Морозко» (Русская сказка) | Развивать умения пересказывать отрывки из текста. |
10 | | 1 | «Два Мороза» (Русская сказка) | Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи. |
11 | | 1 | «Три дочери» (Татарская сказка) | Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
12 | | 1 | Внеклассное чтение «Сказки народов мира» | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
13-15 | | 3 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов. |
16 - 20 | | 5 | По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка» |
21 | | 1 | Обобщающий урок по теме «Сказки» | Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно. |
22 | | 1 | Лето. Г. Скребицкий «Июнь» | Соблюдение пунктуации. |
23 | | 1 | И. Суриков «Ярко солнце светит…» | Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. |
24-27 | | 4 | А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки) | Развивать связную речь. |
28 | | 1 | А. Прокофьев «Берёзка» | Расширять словарный запас. |
29 | | 1 | Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…» | Соблюдение пунктуации. |
30 | | 1 | Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Лето» | Развивать познавательную деятельность |
31 | | 1 | Осень. По Г. Скребицкому «Сентябрь» | Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
32 | | 1 | По И. Соколову-Микитову «Золотая осень» | Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
33 | | 1 | К. Бальмонт «Осень» | Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно. |
34 | | 1 | По Г. Скребицкому «Добро пожаловать!» | Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов. |
35 | | 1 | По В. Астафьеву «Осенние грусти…» |
36 | | 1 | И. Бунин «Первый снег» | Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. |
37 | | 1 | Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Осень» | Развивать познавательную деятельность |
38 | | 1 | Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Золотой луг» | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
39 -40 | | 2 | Ю. Яковлев «Колючка» | Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи. |
41 | | 1 | Ю. Яковлев «Рыцарь Вася» |
42 | | 1 | Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок) | Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно. |
43 | | 1 | В. Медведев «Фосфорический» мальчик» |
44 46 | | 3 | Л. Воронкова «Дорогой подарок» | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
47 | | 1 | Я. Аким «Твой друг» |
48 | | 1 | Обобщающий урок по теме «О друзьях-товарищах» | Развивать познавательную деятельность |
49 | | 1 | Внеклассное чтение Н.Носов «Фантазёры» | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
50 | | 1 | И. Крылов «Ворона и Лисица» | Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. |
51 | | 1 | И. Крылов «Щука и Кот» |
52 | | 1 | И. Крылов «Квартет» | Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
53 | | 1 | Обобщающий урок по теме «Басни И. Крылова» | Развивать познавательную деятельность |
54 | | 1 | Н. Хмелик «Будущий олимпиец» | Развивать связную речь через пересказ. |
55 | | 1 | О. Бондарчук «Слепой домик» | Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов. |
56-59 | | 4 | В. Осеева «Бабка» |
60-61 | | 2 | А. Платонов «Сухой хлеб» |
62 | | 1 | В. Распутин «Люся» (отрывок из повести «Последний срок» | Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно. |
63 | | 1 | В. Брюсов «Труд» | |
64 | | 1 | Р. Рождественский «Огромное небо» | Развивать связную речь через пересказ. |
65 | | 1 | Обобщающий урок по теме «Спешите делать добро» | Развивать познавательную деятельность |
66 | | 1 | Внеклассное чтение Б.С. Житков «На льдине» | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
67 | | 1 | Зима. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…» | Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. |
68 | | 1 | Г. Скребицкий «Декабрь» |
69 | | 1 | К. Бальмонт «К зиме» | Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления. |
70 - 71 | | 2 | Г. Скребицкий «Всяк по-своему» |
72 | | 1 | С. Есенин «Поёт зима – аукает…» | Развивать связную речь через заучивание. |
73 | | 1 | С. Есенин «Берёза» | Развивать адекватную самооценку, навыки самостоятельной работы. |
74 | | 1 | А. Пушкин «Зимняя дорога» |
75 | | 1 | Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Зима» | Развивать познавательную деятельность |
76 | | 1 | Весна. Г. Скребицкий «Март» | Развивать связную речь. |
77 | | 1 | А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…» | Расширять словарный запас. |
79 | | 1 | Внеклассное чтение М.М. Пришвин «В краю дедушки Мазая» | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
80 | | 1 | Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» (отрывки) | Развивать артикуляционный аппарат. |
81 | | 1 | Г. Скребицкий «Весна - красна» | Развивать связную речь через заучивание. |
82 | | 1 | Г. Скребицкий «Грачи прилетели» | Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. |
83 | | 1 | Г. Скребицкий «Заветный кораблик» | Совершенствовать словесную систему мышления. |
84 | | 1 | Г. Скребицкий «В весеннем лесу» | Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления. |
85 | | 1 | А. Толстой «Весенние ручьи» (отрывки из повести «Детство Никиты») |
86 | | 1 | А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» | Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. |
87 | | 1 | А. Блок «Ворона» | Развивать связную речь через заучивание. |
88 | | 1 | Е. Серова «Подснежник» | Развивать внимание, воображение, память. через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления. |
89 | | 1 | И. Соколов – Микитов «Весна» |
90 | | 1 | И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном…» | Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. |
91 | | 1 | С. Есенин «Черёмуха» |
92 | | 1 | Я. Аким «Весна, Весною, о весне» | Развивать артикуляционный аппарат. |
93 | | 1 | Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Весна» | Развивать познавательную деятельность |
94 | | 1 | Внеклассное чтение Б.С. Житков «Наводнение» | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
95-96 | | 2 | Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывки из повести «Детство Тёмы») | Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. |
97- 99 | | 3 | А. Толстой «Желтухин» (отрывки из повести «Детство Никиты») | Развивать связную речь через пересказ. |
100 | | 1 | К. Паустовский «Кот Ворюга» | Развивать зрительное восприятие, память. |
101 - 103 | | 3 | Б. Житков «Про обезьянку» | Развивать адекватную самооценку, навыки самостоятельной работы. |
104 | | 1 | Э. Асадов «Дачники» |
105 | | 1 | Э. Асадов «Дачники» | Развивать внимание, воображение, память. |
106 | | 1 | Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны» | Расширять словарный запас. |
107 | | 1 | С. Михалков «Будь человеком» | Развивать связную речь через пересказ. |
108 | | 1 | Обобщающий урок по теме «О животных» | Развивать познавательную деятельность |
109 | | 1 | Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Ярик» | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
110 | | 1 | По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Москва собирает войско» | Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. |
111 | | 1 | По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Куликовская битва» | Развитие волевых качеств, познавательных интересов. |
112 | | 1 | По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Слава героям» | Развитие волевых качеств, познавательных интересов. |
113 | | 1 | По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года. Бородино. Ключи Конец похода» | Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. |
114 | | 1 | Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») | Развивать диалогическую речь. |
115 - 118 | | 4 | А. Куприн «Белый пудель» (отрывок) | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
119 | | 1 | По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью!» | Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. |
120 | | 1 | Ю Коринец «У могилы неизвестного солдата» | Развитие волевых качеств, познавательных интересов. |
121 | | 1 | Внеклассное чтение Л.Н. Толстой «Прыжок» | Развивать диалогическую речь. |
122 | | 1 | Обобщающий урок по теме «Из прошлого нашего народа» | Развивать познавательную деятельность |
123 -124 | | 2 | В.Гюго «Гаврош» (отрывки) | Развивать связную речь. |
125-130 | | 5 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки) | Развитие волевых качеств, познавательных интересов. |
131-132 | | 2 | С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. |
133-134 | | 2 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывки) |
135 | | 1 | Обобщающий урок по теме | Развивать познавательную деятельность |
136 | | 1 | Внеклассное чтение В.А. Осеева «Волшебное слово» | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |