СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа по изобразительному искусству. н/о

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по изобразительному искусству. н/о»

Пояснительная записка


Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 4 класс разработана на основе:

- Федерального Государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (Вариант 1);

- Федерального перечня учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в ОО;

- Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования учащихся с умственной отсталостью (Вариант 1) МКОУ «Тальменская СОШ №2»;

- Учебного плана начального общего образования «Анисимовская СОШ» филиал МКОУ «Тальменская СОШ №2» на 2021-2022 учебный год;

- Учебного плана адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (Вариант 1);

- Положения о рабочей программе учебных предметов, коррекционных курсов в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Тальменская СОШ №2».


Коррекционные цели и задачи учебного предмета

  • воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию, доброжелательности и др.);

  • воспитание интереса к знаниям изобразительной деятельностью;

  • развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира;

  • развитие познавательной активности, формирование у школьников приемов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения;

  • формирование практических умений в разных видах художественно-изобразительной деятельности (в рисовании, аппликации, лепке);

  • воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно;

  • формирование умения работать коллективно, выполняя определенный этап работы в цепи заданий для получения результата общей деятельности.


Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Рисование» имеет исключительно важное значение для развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).

На уроках дети не только рисуют, но и составляют аппликацию, лепят. Они знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников. Рисование как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки рисования при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, воспитанию у него положительных навыков и привычек.


Основные направления коррекционной работы:

1. развитие зрительного восприятия и узнавания;

2. развитие пространственных представлений и ориентации;

3. развитие основных мыслительных операций;

4. развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

5. коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

6. обогащение словаря.

Программой предусмотрены следующие виды работы:

  • рисование с натуры и по образцу (готовому изображению), по памяти, по представлению и по воображению; рисование на заданные темы, декоративное рисование;

  • лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, по воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;

  • выполнение аппликаций без фиксации изображений на изобразительной плоскости («подвижная аппликация); с фиксацией изображения на изобразительной плоскости с помощью клея с натуры и по образцу, по представлению, по воображению; выполнение сюжетного и декоративного изображения в технике аппликации;

  • проведение беседы с обучающимися о содержании рассматриваемой репродукции с картины художника, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного творчества.


Описание места учебного предмета

Учебный предмет «Рисование» относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В 4 классе (надомное обучение) из учебного плана выделено 0, 25 часа в неделю, 8,5 часа в год.


Личностные и предметные результаты освоения учебного курса

Личностные результаты включают овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.

Личностные результаты:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, художественную культуру России;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре, в том числе наследию в области изобразительного искусства других народов;

3) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире средствами изобразительного искусства;

4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия на уроках рисования;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности на уроках рисования;

6) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях на уроках рисования;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств средствами изобразительного искусства;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей средствами изобразительного искусства;

9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;


Предметные результаты.

При освоении учебного предмета «Рисование» предметной области «Искусство» обучающиеся 4 класса с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) должны достигать следующих предметных результатов:

1) формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач;

2) развитие художественного вкуса: умения отличать "красивое" от "некрасивого"; понимание красоты как ценности;

3) воспитание потребности в художественном творчестве.

Обучающиеся должны знать:

  • материал для развития речи, изучавшийся на уроках изобразительного искусства;

  • способы работы по мокрой и сухой бумаге;

  • названия жанров живописи (пейзаж, натюрморт, портрет, рисунок на тему из жизни);

  • названия некоторых национальных промыслов (Гжель, Каргополь, Дымково, Городец);

  • явления осевой и центральной симметрии, существующие в природе

Обучающиеся должны уметь:

  • рисовать с натуры (рассматривать предмет, находить его форму, выделять части, видеть пропорции);

  • рисовать по памяти после проведённых наблюдений;

  • выбирать для рисунка лист бумаги нужной формы, размера;

  • применять осевую линию при рисовании симметричных предметов;

  • сочинять узор, используя ритм формы, цвета элементов узора и симметрию в его композиции;

  • осветлять и затемнять краски, используя белила и чёрную краску;

  • закрашивать силуэт краской, разведённой до нужной консистенции;

  • рисовать по мокрой и по сухой бумаге, используя приёмы этой работы с краской и кистью;

  • в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей.


Содержание учебного предмета

Обучение композиционной деятельности

Совершенствование умений передавать глубину пространства посредством:

• уменьшения величины удалённых предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя;

• загораживания одних предметов другими. Планы в пространстве: передний, задний, средний (использование макета и панно «В деревне» с изображённым пейзажем на переднем, заднем и среднем планах, с вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев, разных по величине).

Обучение приёму построения сюжетной и декоративной композиции с использованием симметричного расположения её частей (элементов), позволяющему достигать равновесия на изобразительной плоскости.

Обучение приёму построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной симметрии.

Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения: избушка на курьих ножках; деревья в сказочном лесу с глазами из двух дупел, с сучьями и ветками, похожими на руки, и т. п.

Примерные задания

Рисование с натуры: «Ваза с цветами» (натюрморт); «Веточка мимозы в стакане» (композиция в прямоугольном формате); «Мой портрет (Это - Я)».

Рисование на темы: «Грузовик и автобус едут по улице города» (на фоне домов и деревьев); «В деревне» (дома, деревья на двух-трёх планах); «Деревья осенью. Дует ветер»; «Ребята катаются с горы»; «Елки в зимнем лесу. 3айки в лесу. Следы на снегу» (пейзаж с двумя-тремя планами); «Новогодняя ёлка. Снегурочка. Дед Мороз у ёлки (возможно сочетание с аппликацией).

Декоративное рисование: «Полотенце», «Платочек». Узоры в полосе и в квадрате (элементы узора - листья, цветы, уточки и др.; ритм формы и цвета в узоре, учёт явления центральной симметрии в квадрате).

Декоративная лепка (барельеф на пластине): «Кувшин в виде поющего петуха» (по образцу); «Избушка Бабы-яги» (барельеф на пластине или на картоне; пластилин); «Портрет человека (голова)» (способом «налепа» частей головы и лица на пластину; пластилин).

Аппликация: «Улица города: дома, деревья, машины» (на цветном фоне, цветная бумага). (Планы в композиции с загораживанием одних предметов другими.) Коллективная работа с помощью педагога.

Аппликация: «Фантастическая (сказочная) птица» (Используются заготовленные учителем части этих объектов из цветной бумаги, жёлтый, светло-фиолетовый или сиреневый фон).

Развитие у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

3акрепление умений обследовать предметы с целью их изображения. Совершенствование умения изображать предметы с натуры и по памяти, правильно передавать в изображении их форму, конструкцию и пропорции.

При объяснении использовать поэтапный показ способа изображения («графический диктант», процесс лепки, работа над аппликацией).

3акрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в ветреную погоду). Развитие умения видеть и передавать в лепке и рисунке изгибы и «узор» ветвей.

Развитие умения изображать человека. Фигура человека в статике и в динамике (человек делает зарядку, идёт и др.) в соответствии с изобразительными возможностями детей, с использованием помощи со стороны педагога. Портрет человека.

Формирование умения отражать в изображении форму и части головы человека, черты лица.

Формирование умений передавать форму, строение и пропорции фигуры животного в лепке, аппликации и затем в рисунке.

Закрепление приёмов исполнения косовской и городецкой росписи посуды.

Использование приёмов работы кончиком кисти и всей кистью, «примакивания».

3акрепление представления о явлении центральной симметрии в природе: составление узора в круге и овале с учётом центральной симметрии (элементы узора - геометрические и стилизованные формы растительного и животного мира).

Составление целого изображения (реального, сказочного) из частей.

Формы организации учебного занятия (уроки-практикумы) и примерные задания

Лепка: барельеф на картоне «Дерево на ветру»; игрушка «Лошадка» (по образцу каргопольской игрушки); «3айка», «Котик», «Петушок» и др. (по выбору учащихся).

Лепка с натуры предметов симметричной формы: «Бабочка», «Стрекоза», «Божья коровка», «Майский жук» (по выбору учащихся, с помощью учителя) (наложение вылепленных из пластилина частей на нарисованный на картоне контур насекомого). «Фигура человека в статической позе». «Голова женщины», «Голова мужчины» (по выбору учащихся).

Аппликация: «Овальная или круглая салфетка». Составление узора в круге и овале из вырезанных учащимися из цветной бумаги больших и маленьких кругов, силуэтов цветов, листьев, насекомых, вырезанных из бумаги, сложенной вдвое или гармошкой.

Аппликация с дорисовыванием: «Чебурашка», «Неваляшка», «Мишка» (из кругов и овалов, вырезанных учащимися из цветной бумаги). Дорисовывание глаз, носа и других элементов выполняется фломастером.

Работа в технике аппликации над образцом дерева. Составление целого изображения берёзы, сосны, ели способом обрыва кусков бумаги формы ствола, веток, кроны в виде цветного пятна (лапы ели, сосны) (бумага соответствующего цвета).

Рисование с натуры листьев деревьев и кустарников слабо расчленённой формы в осенней окраске (лист сирени, берёзы, осины, дуба и т. п.) и раскрашивание их в технике «по-мокрому».

Рисование по памяти и на основе представлений (после лепки и работы над аппликацией над образом деревьев): «Берёза, сосна, ель» (пастель; цветная гуашь и кисть).

Зарисовка простым карандашом с последующим раскрашиванием фломастерами или гуашью выполненного рисунка «Чебурашка», «Неваляшка» или «Мишка» (по выбору учащихся).

Рисование фигуры человека, головы мужчины и женщины (после выполнения лепки и аппликации на ту же тему) (простой карандаш).

Выполнение несложных элементов росписи гжельской посуды (карандаш).

Рисование с натуры и затем по памяти предметов: «Вазы разной формы», «Кувшин», «Чайник», «Машинка - игрушка» (простой карандаш) (по выбору учащихся).

Развитие у обучающихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи

3акрепление представлений о цвете, красках и приёмах работы красками и кистью.

Совершенствование приёмов осветления цвета с помощью белил или разведения краски водой; затемнения цвета с помощью чёрной краски, получения некоторых оттенков (светло-зелёный, жёлто-зелёный, тёмно-зелёный и т. п.).

Использование получаемых осветлённых и затемнённых красок в сюжетных рисунках, в декоративном рисовании.

Приёмы работы акварельными красками: работа синей краской по мокрой бумаге («по-мокрому») при изображении неба, красной и оранжевой красками - при изображении солнца и его лучей.

Подбор цветовых сочетаний при изображении красок осени, зимы, лета (с помощью учителя).

Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов (с помощью учителя): добрые и злые образы (например, Царевна Лебедь и Баба-яга), при использовании ярких и тусклых цветов.

Совершенствование умений раскрашивания силуэта изображения, не выходя за его пределы, работая по сухой бумаге («по-сухому»).

Формы организации учебного занятия (уроки-практикумы) и примерные задания

Раскрашивание осенних листьев акварелью по мокрой бумаге.

Рисование сразу кистью по тонированной бумаге (по памяти после наблюдения): «Праздничный салют» (по чёрной, тёмно-синей бумаге гуашью, восковыми мелками). «Солнечный день» (акварель, работа по мокрой и по сухой бумаге). «Сказочные цветы».

Рисование сразу кистью (или по нарисованному карандашом рисунку) элементов росписи посуды Гжели (синяя и голубая гуашь, осветлённая белилами).

Раскрашивание работ, нарисованных карандашом: насекомых, игрушек («Чебурашка» и др.), «Мужчина и женщина» (акварель, гуашь, кисть) и др.

«Деревья в осенней окраске» (акварель в технике «по-мокрому»).


Обучение восприятию произведений искусства

Формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) представлений о работе художников и скульпторов, о мастерах народных промыслов. Беседы на темы:

1. Как и о чём создаются картины. Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, гуашь, акварель, пастель, сангина, карандаши, тушь и др.).

2. Как и о чём создаются скульптуры. Скульптурные изображения (статуя, бюст, группа из нескольких фигур статуэтка). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, металл, например сталь; гипс, глина, пластилин и др.).

Для демонстрации можно использовать произведения живописи и графики: И. Остроухова, В. Поленова, К. Юона, И. Левитана, Ф. Васильева, М. Сарьяна, В. Фирсова и др. (по выбору учителя).

Произведения скульптуры: В. Ватагина, А. Опекушина, В. Мухиной и др. (по выбору учителя).

Инструменты художников и скульпторов (фотографии).

Предметы декоративно-прикладного искусства: Хохломы, Городца, Дымково.


Работа над развитием речи

Закрепление речевого материала 1, 2, 3 классов.
Новые слова, словосочетания:

  • искусство, красота; художник, картина, натура; пейзаж, натюрморт, портрет; картина о жизни (сюжет); пастель, сангина; тушь, перо; палитра;

  • скульптор, скульптура, гранит, гипс, сталь, металл, статуя, бюст, скульптурная группа из нескольких фигур, статуэтка; форма, размер, цвет;

  • радостный, мрачный, сказочный, волшебный;

  • смешное, страшное, доброе, злое (в произведениях искусства, в жизни);

  • рисунок с натуры, рисунок по памяти; работать кончиком (корпусом) кисти;

  • рисовать акварелью по мокрой (по сухой) бумаге;

  • красота природы, красота человека (животного); части предмета, умелый мастер, русский народный узор, народное искусство, каргопольские, дымковские игрушки, узоры Гжели.

Новые фразы:

  • Рисуй с натуры, Рисуй, чтобы было похоже. Рисуй предмет так, как его видишь.

  • Расположи рисунок на листе бумаги так, чтобы было красиво (рисунок в центре листа, не большой и не маленький).

  • Рисуй по памяти (как запомнил).

  • Рисуй сразу кистью краской, пятном, кончиком кисти.

  • Я расположил рисунок посередине (у края) листа бумаги. Я рисую с натуры (по памяти).

  • Я рисую предмет так, как его вижу. Я рисую пейзаж (натюрморт, портрет).

  • Мне нравится этот рисунок: яркие краски, красивые деревья и т.п.





Тематическое планирование

(вариант: 0, 5 ч в неделю, 8,5 ч)


п/п

Кол-во часов

Тема

Виды учебной деятельности учащихся

1

1

Грибная поляна в лесу. Дети собирают грибы. Обрывная аппликация с дорисовыванием.

Что изображают художники? Как они изображают? Что они видят, чем любуются? Беседа о художниках и их картинах.


Аппликация с дорисовыванием, рисование с натуры.

Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на планшете.

Участие в беседе с учителем.

Выполнение игровых упражнений и практических заданий.

2

1

Нарисуй предмет похоже, как его видишь (с натуры). Рисование с натуры, по памяти. Неваляшка.


Рисование с натуры (развитие умений рассматривать предмет, находить его форму, выделять части, видеть пропорции).

Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на планшете.

Участие в беседе с учителем.

Выполнение игровых упражнений и практических заданий.

3

1

Ʌистья осенью.Веточка с листьями, освещенная солнцем. Веточка с листьями в тени Рисование.



Рисование красками и кистью по мокрой бумаге, рисование по памяти после проведенных наблюдений.

Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на планшете.

Участие в беседе с учителем.

Выполнение игровых упражнений.

4

1

Нарисуй деревья, которые расположены от тебя близко, подальше и совсем далеко.

Нарисуй домики, которые расположены от тебя так же: близко, подальше, далеко. Рисование.


Рисование по памяти после проведенных наблюдений.

Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на планшете.

Участие в беседе с учителем.

Выполнение игровых упражнений.

5

1

Нарисуй то, что стоит на столе (по выбору). Нарисуй похоже. Это натюрморт.

Беседа о творчестве художников. Портрет человека.


Рисование с натуры (развитие умений рассматривать предмет, находить его форму, выделять части, видеть пропорции).

Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на планшете.

Участие в беседе с учителем.

Выполнение игровых упражнений и практических заданий.


6

1

Изображать человека, чтобы получилось похоже. Рассмотри натуру. Дорисуй картинки.

Портрет моей(моего) подруги, (друга). Ʌепка и рисование.


Лепка с натуры (развитие умений рассматривать предмет, находить его форму, выделять части, видеть пропорции).

Работа с наглядным и дидактическим материалом.

Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на планшете.

7

1

Беседа. Художники о тех, кто защищает Родину.

Нарисуй шлем, щит, копье. Или самого богатыря. Рисование.


Рисование с натуры (развитие умений рассматривать предмет, находить его форму, выделять части, видеть пропорции).

Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на планшете.

Участие в беседе с учителем.

8

1

Беседа о художниках и их картинах. Художники, которые рисуют море.

Нарисуй море. Рисование.


Участие в беседе с учителем.

Просмотр аудиовизуального материала (видеофильма или видеоролика).

Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на планшете. Выполнение практических заданий, упражнений.

9

1

Беседа. Народное искусство. Гжель.

Украшать изображение росписью. Роспись вазы (чашки, блюда).


Рисование, знакомство с декоративно-прикладным искусством, национальными промыслами (гжельской росписью посуды).

Просмотр аудиовизуального материала (видеофильма или видеоролика).

Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на планшете.

Выполнение практических заданий, упражнений.

Итого: 8, 5ч






Описание материально – технического обеспечения


Учебно – методическоеи материально – техническоеобеспечение образовательного процесса, реализуемого на основе примерной рабочей программы порисованию для 4 класса по достижению планируемых результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1), представлено следующими объектами и средствами:

  1. Учебно-методическое обеспечение

– Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М – во просвещения Российской Федерации, - 4-е изд. – М.: Просвещение, 2021.-365с.

- Изобразительное искусство. Методические рекомендации. 1–4 классы : учеб.пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / [М. Ю. Рау, М. А. Овчинникова, М. А. Зыкова, Т. А. Соловьева]. – М. : Просвещение, 2020. – 200 с.

- Изобразительное искусство. 4 кл.: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/М.Ю. Рау, М.А. Зыкова – М.: Просвещение, 2020, -95 .


2. Технические средства:

- персональный компьютер(ноутбук, планшет).

3. Учебно-практическое оборудование:

- компьютерные презентации PowerPoint по темам программы;

- видеофильмы по темам программы;

- дидактический материал и демонстрационные таблицы;

- комплекты репродукций.









Лист изменений и дополнений


п/п

Дата внесения изменений

Характеристика изменения

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись сотрудника, внесшего изменение




























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!