СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа "Изобразительное искусство" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

       Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат» на 2021-2022 учебный год;

- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3.Учебный план АООП (вариант 1) на 2021-2022 учебный год ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат»

4.СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа "Изобразительное искусство" 2 класс»





Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат» на 2021-2022 учебный год;

- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3.Учебный план АООП (вариант 1) на 2021-2022 учебный год ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат»

4.СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Программа по изобразительному искусству составлена с учетом особенностей познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способствует формированию личности и воспитанию положительных навыков и привычек.

Основная цель предмета – осуществление комплексного подхода к развитию личности младших школьников с интеллектуальными нарушениями, путем коррекции и развития сенсомоторной сферы, высших психических функций, обогащения чувственного опыта в процессе занятий изобразительной деятельностью.

Для достижения поставленной цели на уроках изобразительного искусства решаются следующие задачи:

1.Формирование навыков и приемов работы в разных видах изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация);

2. Развитие интереса к изобразительной деятельности, эстетических чувств и понимание красоты окружающего мира в процессе знакомства с произведениями декоративно-прикладного и народного искусства.

3.Развитие познавательной активности.

4.Формирование у обучающихся приемов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения.

5.Формирование умения следовать инструкции при выполнении работ, а также умения работать самостоятельно.

6.Развитие навыков коллективной работы для получения результата общей деятельности.

7.Коррекция недостатков психической деятельности и развитие речи обучающихся.

8.Воспитание положительных качеств личности (настойчивость, стремление к познанию, доброжелательность).

9.Воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других.

Предмет имеет коррекционную направленность.

Основными направлениями коррекционной работы являются:

1.Совершенствование движений и сенсомоторное развитие:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие пространственных представлений;

-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук (правильное удержание карандаша и кисточки, нажима и темпа движения, прекращения движения в нужной точке; сохранение направления движения).

2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительной памяти и внимания;

- развитие слухового внимания и памяти.

3.Развитие основных мыслительных операций и речи:

-умение работать со словесной и письменной инструкциями, алгоритмом;

-обогащение словаря за счет введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и качества.

- умение планировать деятельность;

- умение систематизировать естествоведческий материал, давать простейшие объяснения;

-умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.

4. Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления;

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

Содержание программы отражено в разделах: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи»; «Обучение восприятию произведений искусства» и распределено последовательно с постепенным усложнением.

Программой предусмотрены следующие виды работы:

-рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.

-лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;

-выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;

-проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

Подбираемый материал для демонстрации доступен пониманию обучающихся по содержанию и отвечает их инте­ресам.

В программе предложен ре­чевой материал в виде отдельных слов, словосочетаний и фраз, который зак­репляется в практической деятельности и в беседах по изобразительному искусству.

После изложения программного материала в конце каждого класса определен обязательный базовый уровень знаний. Разграничиваются умения, которыми обучающиеся могут овладеть и самостоятельно применять в учебной и практической деятельности (достаточный уровень), и умения которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости (минимальный уровень).

Программа адресована обучающимся 2 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Срок реализации рабочей программы по изобразительному искусству– 1 год.

Общая характеристика учебного предмета

Изобразительное искусство как учебный предмет имеет большое значение в развитии детей с интеллектуальными нарушениями. Обучающиеся не только рисуют, но и составляют аппликацию, лепят. На уроках они знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства, с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников.

В подготовительном периоде обучения выделяются спе­циальные разделы пропедевтической и коррекционной работы, направленной на развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук, формирование познавательной деятельности, навыков работы с худо­жественными материалами и др.

Работа с натурой в лепке, при составлении аппликации, в рисовании является ведущей. Обучающиеся учатся приемам обследования изображаемых предметов. Рисованию с натуры предшествуют наблюдения изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После изучения предмета обучающиеся передают его изображение в рисунке так, как видят его со своего места.

При обучении рисованию с натуры используется метод сравнения. Работа над аппликацией предлагается в разных вариантах:

а) составление “подвижной аппликации” - целого изображения из частей (например, человечка, лошадки из частей, составляющих их тело) или композиции из готовых изображений или силуэтов (напри­мер, дом, около дома - дерево, за домом - забор, перед забором - машина). В “подвижной аппликации" части целого объекта или ком­позиции не приклеиваются на изобразительную плоскость (лист бу­маги). Предоставляется возможность передвигать их, показывая: дви­жение объекта; рациональное размещение, планирование при состав­лении композиции (например, передвигать ноги у человечка, пока­зывая, что он то стоит, то идет; показывать правильное и ошибоч­ное расположение силуэта объекта (или объектов) относительно изоб­разительной плоскости: в центре листа, сбоку, слишком высоко или низко;

б) составление и фиксирование частей аппликации с помощью клея при создании целого изображения или композиции (элементы апп­ликации готовятся или учителем, или учащимся).

Наряду с формированием практических умений у обучающихся развивается цветовоcприятие, умение устанавливать связи между свойствами предметов и cенсорными эталонами и т.д. На уроках используются игровые формы, проблемные ситуации.

В композиционной деятельности ведется работа над развитием умений устанавливать пространственные и смысловые связи. С этой це­лью используются методики работы с “подвижной аппликацией”, с правильными и ошибочными изобра­жениями, а также шаблоны, зрительные опоры в виде точек, кото­рые заранее проставляются учителем в альбоме.

Работа над декоративной композицией в полосе при составлении узора позволяет развить у детей чувство ритма при чередовании формы, цве­та, величины элементов.

Работа над тематической композицией начинается с формирования графических образов объектов. Прежде всего, это дерево, дом, чело­век.

Обучающиеся рассматривают предмет, который они собираются нарисовать, выделяют главные признаки предмета: его форму, цвет, величину; расположение предмета в про­странстве; соотносят выделенные части в отношении друг друга и по отношению к целому. Ведущими видами работы в этом направлении является лепка-аппликация - рисунок в названной последовательности. В лепке ребенок воссоздает объемные части и соединяет их в целое объемное изображение. Аппликация является переходным этапом от объемного к плоскостному изображению – рисунку. Знакомство детей со свойствами цвета (цветовым тоном, светлотой, насыщенностью) происходит в практической деятельности. Здесь главную роль играет демонстрация приемов, раскрывающих свойства цвета.

Во 2 классе рассматриваются 1-2 объекта произведений искусства. Сначала дети называют на картине предметы и их признаки, затем устанавливают временные, причинно – следственные связи, понимают содержание, сходство с реальностью, высказывают свое отношение к изображенному. Ведется работа над пониманием видов и жанров изобразительного искусства. Ра­бота над развитием речи обучающихся проводится 1 раз в месяц, в конце четверти и в конце учебного года. На уроке, для проверки накопленного лексического материала, отводится по 10-15 мин.

Основной формой организации процесса обучения изобразительному искусству является урок.

Во 2 классе уроки решают следующие задачи:

а) обучение композиционной деятельности:

-совершенствование умения в размещении рисунка, аппликации на изобразительной плоскости;

-научить способам построения рисунка;

-развитие умения устанавливать смысловые связи в рисунке;

- формирование умений планировать деятельность и выделять этапы очередности.

б) развитие умения воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию:

-формирование умений проводить линии в разных направлениях;

- научить приему изображения геометрических форм с использованием приема «дорисовывание изображения»;

- развитие умения анализировать форму предметов;

- формирование представлений и развитие умения изображать деревья, человека, жилые дома городского типа.

в) развитие восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи:

-совершенствование умений в узнавании и назывании локального цвета предмета;

-научить приемам составления зеленого, оранжевого, фиолетового, коричневого цветов при работе с акварелью;

- совершенствование умения работать цветными карандашами и краской;

- закрепление приема работы «примакивание».

г) обучение восприятию произведений искусства:

-формирование умений высказывать свое отношение к изображенному с опорой на вопросы и план.

Для достижения планируемых результатов предполагается использование разнообразных методов, типов уроков, форм проведения уроков и элементов образовательных технологий.

Методы и приемы обучения изобразительному искусству:

Общепедагогические:

-практическая работа, упражнения, игры;

-наблюдение, иллюстрация, демонстрация;

- беседа, объяснение, работа с учебником.

Приемы:

-сравнение, нахождение сходства и различия, выявление существенных признаков;

-классификация и дифференциация и др.

Основные типы уроков:

урок изучения нового материала;

урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный.

Нетрадиционные формы уроков:

интегрированный,

урок-игра,

урок - экскурсия,

урок – путешествие;

урок с элементами исследования.

Формы работы на уроке:

Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Обязательным требованием к каждому уроку является практическая работа. Обучающиеся, нуждающиеся в дифференцированной помощи со стороны учителя, участвуют во фронтальной работе со всеми обучающимися класса, а самостоятельно выполняют более облегченные варианты практической работы, используют шаблоны.

Элементы образовательных технологий:

технология исследовательской направленности;

здоровьесберегающая технология ;

игровые технологии;

информационно-коммуникационные технологии;

технология проблемного обучения;

технологии разноуровнего и дифференцированного подхода;

приёмы рефлексивных технологий.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство». В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат» рабочая программа во 2 классе рассчитана на 34 ч. в год (1ч. в неделю).

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам.

1.Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

–адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях, насущно необходимом жизнеобеспечении;

–способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

– владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни:умение пользоваться окружающими в быту вещами и предметами; умение ориентироваться в пространстве школы (расписание, кабинеты, места общего пользования); умение включаться в разнообразные школьные дела, принимать в них посильное участие;

– владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

–осмысление и дифференциация картины мира, ее временно пространственной организации: а) умение передать свои впечатления, делиться своими воспоминаниями, перенимать жизненный опыт других людей, используя вербальные и невербальные возможности; б) умение осваивать места за пределами дома и школы, накапливать и упорядочивать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира; в) умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни в семье и в школе; г) умение активно взаимодействовать с миром, накапливать опыт освоения нового при помощи экскурсий, путешествий;

– осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей: умение выражать свои чувства соответственно ситуации социального контакта; знание правил поведения с учителями и учениками в школе.


2.Предметные результаты по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец обучения во 2 классе:

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

Обучающиеся овладеют знаниями:

- о работе художника и её особенностях;

- композиции изображения на листе бумаги;

-некоторых характерных признаков деревьев разных пород (береза, ель, сосна);

- значений новых слов.

Обучающиеся овладеют умениями:

- рисовать простым карандашом волнистые, ломаные, прямые линии в разных направлениях с помощью учителя, опорных точек;

- рисовать предметы простой формы с помощью опорных точек, шаблона;

- изображать фигуру человека в лепке и в рисунке под руководством учителя;

- рисовать деревья сразу кистью с помощью учителя;

- изображать дома городского и деревенского типа с опорой на образец, используя помощь учителя;

-выполнять в технике аппликации узоры в полосе, достигая ритма повторением и чередованием формы или цвета с помощью учителя;

- складывать аппликацию, лепить и рисовать в соответствии с предложенным порядком действий с помощью учителя.



Обучающиеся получат возможность овладеть знаниями:

- о работе художника и её особенностях;

- композиции изображения на листе бумаги;

- характерных признаков деревьев разных пород (береза, ель, сосна);

- значений новых слов.

Обучающиеся получат возможность овладеть умениями:

- рисовать простым карандашом волнистые, ломаные, прямые линии в разных направлениях самостоятельно;

- рисовать предметы простой формы самостоятельно от руки;

- изображать фигуру человека в лепке и в рисунке самостоятельно;

- рисовать деревья сразу кистью самостоятельно, передавая отличительные признаки и учитывая строение;

- изображать дома городского и деревенского типа с опорой на образец самостоятельно;

-самостоятельно выполнять в технике аппликации узоры в полосе, достигая ритма повторением и чередованием формы или цвета;

-самостоятельно складывать аппликацию, лепить и рисовать в соответствии с предложенным порядком действий.


3.Формирование базовых учебных действий

Личностные базовые учебные действия:

У обучающихся будут сформированы:

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,

-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

Регулятивные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать

предложенному плану и работать в общем темпе;

-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои

действия и действия одноклассников;

-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,

-принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-устанавливать видо - родовые отношения предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

-читать;

-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-обращаться за помощью и принимать помощь;

-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Содержание учебного предмета

Обучение композиционной деятельности (9ч).

Коллективное составление композиции из вылепленных человечков: «Хоровод», из наклеенных на общий фон аппликаций: «Весёлые Петрушки», «Игрушки на полке».

Рисование на темы: «Утки на реке», «Осень в лесу», «Снеговик во дворе», «Деревья весной» (гуашью на соответствующем фоне).

Выполнение аппликаций: «Ваза с цветами» (цветы дорисовываются карандашом), «Узор в полосе из листьев цветов» («Красивый коврик»).

Выполнение барельефа «Ветка с вишнями» и его зарисовка.

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию (16ч).

Лепка, объёмное изображение человека в одежде: женщина в длинной юбке, в кофте, в фартуке, в головном уборе (после демонстрации дымковской игрушки «Барыня»); игрушки: «Котёнок», «Снеговик» (пластилин или глина, стека), «Птичка зарянка».

Аппликация: «Петрушка», «Сказочная птица» – для праздника птиц. (Составление целого изображения из заранее вырезанных частей: кругов, овалов, округлых деталей, соответствующих определённой форме части тела изображаемого объекта.)

Проведение прямых, волнистых, ломаных и зигзагообразных линий карандашом в заданиях: «Сломанный телевизор», «Волны на море», «Забор», «Лес вдали», «Динозaвp» (дорисовывание ломаными линиями спины, хвоста, зубов в изображении), изображение с натуры 2 сосудов, сходных по форме, но отличающихся пропорциями и размерами (различные кружки, бутылки) – работа простым карандашом или фломастером.

Зарисовка с натуры вылепленного из пластилина человека: «Женщина» или «Мама»; зарисовка выполненной ранее аппликации: «Петрушка», «Сказочная птица» и др. (по выбору учителя).

Рисование по памяти выполненных ранее изображений (работа карандашом) (по выбору учителя): «Берёза, ель, сосна. Деревья осенью и зимой», «Дом в деревне», «Дом в городе» (по выбору учащихся).

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи (9ч).

Рисование сразу кистью: деревья: сосна, ель; «Волны на море», «Кораблик плывёт по воде».

Роспись игрушек, выполненных на уроках изобразительного искусства (вариант работы: роспись силуэтных изображений, вырезанных учителем из бумаги): «Человек в одежде», «Мама в новом платье», «Птичка», «Котёнок» и др. (по выбору учителя).

Раскрашивание нарисованных с натуры фруктов, овощей, цветов, грибов, листьев несложной формы (акации, клевера и т. п.) на тонированной бумаге.

Работа красками в сравнении: «Солнышко светит, белые облака» – «Серая туча, идёт дождь», сопоставление радостных и мрачных цветов «графический диктант» гуашью по тонированной бумаге голубым и серым цветом.

Обучение восприятию произведений искусства.

Беседа по плану:

1. Кто написал картину?

2. Что изображено на картине?

3. Нравится ли вам картина? Объясните почему.

4. Какое настроение (грустное, весёлое, спокойное) создаёт эта картина?

Для демонстрации используются произведения живописи и книжной графики: картины И. Левитана, А. Саврасова, И. Шишкина, иллюстрации к сказкам Ю. Васнецова, В. Конашевича, Е. Рачёва и др., доступные пониманию учащихся (по выбору учителя).

Работа над развитием речи

Во 2 классе закрепляется речевой материал 1 класса. Новые слова, словосочетания:

- гуашь, фон, акварель, берёза, ель, сосна; одежда; кончик кисти;

- смешивать краски;

- круглый, квадратный, треугольный.

Новые фразы:

- Смешай краски. Примакивай кистью вот так.

- Картину нарисовал художник. Что он нарисовал?

Какое время года? Почему?

Система оценки достижений предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля.

Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и эле­ментарные по содержанию знания и умения выполняют коррекцион­но-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

В течение первого полугодия II-го класса используется качественная оценка, направленная на поощрение и стимулирование работы обучающегося без фиксирования балльной отметкой в Классном журнале. В это время контроль знаний, умений и навыков осуществляется через мониторинговые исследования по всем предметам с целью выявления уровня сформированности предметных результатов. Во 2 классе проводится мониторинг в начале года (вводный), в конце 1 полугодия, а также итоговый (по результатам промежуточной аттестации обучающихся) в форме творческой работы. Данные мониторинга заносятся в диагностическую карту обучающегося, выявляется динамика формирования знаний, умений и навыков по предмету.

Со второго полугодия 2 класса осуществляется текущий и итоговый контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.

Текущий контроль

Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.

Текущая проверка по предмету «Изобразительное искусство» проводится в следующих формах:

-фронтальный опрос;

-творческие и практические работы;

Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной аттестации в форме творческой работы.

При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы.

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником в ходе выполнения творческих, самостоятельных, практических работ и тестах, соотносятся с оценками:

- «очень хорошо» (отлично), если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;

- «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

- удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.

При оценке устных ответов по предмету используется традиционная система отметок по 5-балльной шкале: (минимальный балл – 2, максимальный балл – 5), притом

2 балла «плохо», обучающийся не приступал к выполнению задания;

3 балла «удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

4 балла «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

5 баллов «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

Знания и умения обучающихся по изобразительному искусству оцениваются     по результатам выполнения практических, творческих работ.

«5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы, обучающийся умеет применить полученные знания в практической деятельности; верно передает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

«4» -выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но обучающийся допускает неточности в выполнении работы, гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

«3» - выставляется за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов) и, если работа требует корректировки со стороны учителя; предлагаемые действия выполняет с ошибками, работает с помощью и под постоянным контролем педагога.

«2» - не выставляется.

При оценке итоговых предметных результатов из всего спектра оценок выбираются такие, которые стимулируют учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывают положительное влияние на формирование жизненных компетенций.








Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы.

Литература для учителя:

- Грошенков И.А. Уроки рисования в I – VI классах вспомогательной школы. Издание 3-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1975.

- Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 стр.

- Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе.

- Кузин В.С., Кубышкин Э.И. «Изобразительное искусство». Издательский дом « Дрофа», 1995 г.

- Карпенко М.Т. «Сборник загадок» (пособие для учителя ) Москва «Просвещение», 1988 г.

- Смирнова А.Н. «Коррекционно – воспитательная работа учителя вспомогательной школы.» М. Просвещение, 1982 г.

- Картины художников

И. Куинджи «Березовая роща»

А. Пластов «Сенокос»

И. Левитан «Март»

А. Саврасов «Грачи прилетели»

К. Юона «Конец зимы», «Полдень»

Левитан «Золотая осень»

И. Хруцкой «Цветы и плоды»

М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина «И учеба, и игра изобразительное искусство», Ярославль, Академия развития 2001 год.

Серия книг «Школа рисования», «Мир книги», Москва 2005 год.

И.А.Грошенков «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии», ООО издательство «Школьная пресса».

Е. А. Коростина «Изобразительное искусство», издательство «Учитель – АСТ» Волгоград 2002 год.

В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина «Изобразительное искусство», издательский дом «Дрофа» 1995 год.

Плакаты, наглядность, презентации к уроку.

Интернет ресурсы:

http://www.solnet.ee/index.htmlеjournal.edusite.ru/p84aa1.html

http://mirdetok.tomsk.ru/tgl.net.ru/wiki/index.php/Ресур

http://www.uroki.net/docnach.htmnsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshc...

Литература для учащихся:

Каменева, Е. Какого цвета радуга / Е. Каменева. - М.: Детская литература, 1984.Туберовская, О. М.

В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. - Л. : Детская литература, 1973. Энциклопедический словарь юного художника. - М. : Педагогика, 1983.

Литература для родителей:

Ходушина, Н. П. Ребенок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей! - СПб., 1995.

Т. А. Копцева «Природа и художник» М. 2000.

В. С. Горичева «Сказку сделаем из глины, снега, из теста, пластилина» Яр-ль. 1998.

Г. Г. Григорьева «Изобразительная деятельность дошкольников» М., 1997.

.Г. С. Швайко «Занятия по ИЗО в д/с» М., 2001

И. А. Курочкина «Знакомим с натюрмортом» С-П., 1999. п-ма «Детство»

Т. Н. Доронова «Природа, искусство, изобразительная деятельность» п-ма «Радуга» М.

Календарно- тематическое планирование

Содержание программного материала

Кол-во часов

Дата

1-я четверть (9 ч)

1

Вспомним лето. Ветка с вишнями. Рисование и лепка



2

Рисунок. Съедобные грибы.



3

Лепка. Корзина с разными съедобными грибами



4

Беседа о художниках и их картинах



5

Фон темный, светлый. Рисунок зайца



6

Краски: гуашь и акварель. Рисунок. Листок дерева



7

Рабочее место для рисования красками акварель. Рисование фона. Небо



8

Главные и составные цвета. Рисунок. Туча



9.

Рисунок. Фрукты на столе



2-я четверть (7 ч)

10

Рисование фигуры человека по шаблону



11

Беседа о художниках и их картинах. Лепка человека



12

Рисунок. «Мама в новом платье»



13

Лепка. Снеговик. Рисунок. «Снеговики во дворе»



14

Панорама «В лесу зимой». Работа с бумагой и ножницами. Аппликация и рисунок



15

Рисунок. Петрушка



16

Аппликация «Хоровод»



3-я четверть (10 ч)

17.

Разные породы собак. Лепка «Собака»



18.

Рисунок «Собака» (1 ч)



19.

Разные породы кошек. Лепка «Кошка»



20.

Рисунок «Кошка»



21.

Аппликация «Мишка»



22.

Дымковская игрушка. Лепим «Барыню»



23.

Рисунок «Птичка- зарянка»



24.

Аппликация «Скворечник на березе»



25.

Аппликация «Ваза»



26.

Рисунок. «Ваза»



4-я четверть (9 ч)

27.

Поговорим о цветах. Цветы в работах известных художников



29.

Аппликация. «Подснежник»



30.

Рисунок «Ваза с цветами»



31.

Аппликация «Ваза с цветами»



32.

Рисунок «Кактус»



33.

Открытки к праздникам весны. Рисунок «Открытка к празднику»



34.

Рисунок по описанию «В парке весной»









Поурочное планирование по предмету «Рисование»


Тема

Содержание работы /

Материалы и инструменты

Характеристика видов деятельности учащихся

2 класс (34 ч)

1-я четверть (9 ч)

Блок 1. «Вспоминаем лето красное. Здравствуй, золотая осень!»

Блок 2. «Что нужно знать о цвете и изображении в картине?»

1. Вспомним лето. Ветка с вишнями. Рисование и лепка

Задание: рисование и лепка ветки с вишнями. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, образец; картон, пластилин, стека, образец.

Характеризовать красоту природы, осеннее состояние природы. Характеризовать особенности красоты осенних листьев, ягод вишни, учитывая их цвет и форму.

Изображать и лепить ветку с ягодами, глядя на предложенный учителем образец. Овладевать живописными навыками работы акварелью, используя помощь учителя.

Использовать выразительные средства живописи и возможности лепки для

создания образа вишни на ветке.

Овладевать навыками работы в технике лепки. Работать максимально самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю

2. Рисунок. Съедобные грибы.

Задание: рисование летней полянки и растущих на ней разных грибов. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, образец.

Воспринимать и эстетически оценивать красоту природы в осеннее время года, внимательно слушать рассказ учителя.

Изображать грибы, учитывая характерные особенности их формы. Изображать живописными средствами осеннее состояние природы. Овладевать живописными навыками работы гуашью. Работать максимально самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю.

Овладевать навыками сравнения, учиться сравнивать свою работу с оригиналом (образцом).

Знать названия съедобных грибов.

Посмотреть на работу своего товарища, сравнить свою работу с работой других

3. Лепка. Корзина с разными съедобными грибами

Задание: лепка корзины с разными съедобными грибами. Материалы и инструменты: картон, пластилин, стека, образцы корзины и

гриба.

Уметь различать грибы, разные по цвету и форме.

Понимать, что такое простая и сложная форма.

Изображать пластичными средствами разные грибы и корзину. Если работу выполнить трудно, обратиться за помощью к учителю.

Овладевать навыками работы с пластичным материалом. Получать опыт эстетических впечатлений от красоты природы. Сравнивать свою работу с работами одноклассников

4. Беседа о художниках и их картинах

Задание: составить рассказ по картине известного художника. Рассказать о характере, настроении в картине. Что хотел рассказать художник?

Материалы и инструменты: иллюстрация картины известного художника

Понимать, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

Рассматривать и сравнивать картины разных художников, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.)

Усвоить понятие «пейзаж».

Знать имена знаменитых художников.

Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников

5. Фон темный, светлый. Рисунок зайца

Задание: рассмотреть фон и изображение в картинке, нарисовать зайца на фоне зелёной елки. Материалы и инструменты: акварель, кисти (белка

№ 2, белка № 4, бумага,

образец)

Закреплять навыки работы от общего к частному.

Объяснять, чем внешне отличаются зайки летом и зимой. Усвоить такие понятия, как «контраст», «фон», «изображение». Анализировать форму частей, соблюдать пропорции.

Развивать навыки работы в технике рисунка.

Оценивать критически свою работу, сравнивая её с другими работами. Овладевать живописными навыками работы в технике акварели. Работать самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю

6. Краски: гуашь и акварель. Рисунок. Листок дерева

Задание: рисование листа дерева.

Материалы и инструменты: бумага, гуашь, акварельные краски, кисти для акварели и гуаши, образец

Усвоить, чем краска акварель отличается от краски гуашь.

Знать правила работы с гуашью и акварелью.

Научиться правильно смешивать краски во время работы.

Сравнивать форму листа дерева с другими формами.

Находить природные узоры и более мелкие формы.

Изображать предмет, максимально копируя форму, созданную природой. При возникновении трудностей обращаться за помощью к учителю.

Понимать простые основы симметрии.

Видеть ритмические повторы узоров в природе.

Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы.

Оценивать свою работу

7. Рабочее место для рисования красками акварель. Рисование фона. Небо

Задание: рисование фона. Небо.

Материалы и инструменты: бумага, акварельные краски, палитра, пробник, кисти для акварели, образец

Уметь располагать правильно лист при работе с акварелью.

Ориентироваться на плоскости листа с учетом полученных знаний и рекомендаций учителя.

Усвоить и закрепить понятия (пробник, палитра, валик, просохший рисунок, яркость тона, блеклость, яркость).

Практика совместной деятельности.

Овладевать живописными навыками работы в технике акварели.

Усвоить понятия: главные и составные цвета.

Освоить практику получения составных цветов.

Работать самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю

8. Главные и составные цвета. Рисунок. Туча


Задание: рисунок. Туча. Материалы и инструменты: бумага, акварель, кисти, образец

Воспринимать и эстетически оценивать красоту природы в разное время года и разную погоду.

Изображать живописными средствами состояние природы.

Характеризовать значимость влияния погоды на настроение человека.

Овладевать живописными навыками работы гуашью. Работать самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю

9. Рисунок. Фрукты на столе

Задание: рисование фруктов, лежащих на столе. Материалы и инструменты: акварельные краски,

бумага, образец

Уметь различать фрукты и овощи, разные по цвету и форме.

Изображать живописными средствами разные фрукты. Если работу выполнить трудно, обратиться за помощью к учителю.

Овладевать живописными навыками работы акварелью.

Сравнивать свою работу с работами одноклассников

2-я четверть (7 ч)

Блок 3. «Человек, как ты его видишь? Фигура человека в движении».

Блок 4. «Наступила красавица-зима. Зимние игры в праздники»

10. Рисование фигуры человека по шаблону


Материалы и инструменты: бумага белая, ножницы, клей, цветные карандаши,

фломастеры

Обращаться к учителю, если необходима помощь.

Работать как индивидуально, так и в группе.

Закреплять навыки работы от общего к частному. Анализировать форму частей, соблюдать пропорции.

Оценивать критически свою работу, сравнивая её с другими работами

11. Беседа о художниках и их картинах. Лепка человека

Задание: лепка фигуры человека. Материалы и инструменты: картон, пластилин, иллюстрации картин известных художников

с портретами людей

Знать имена знаменитых художников.

Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников.

Развивать навыки работы с целым куском пластилина.

Овладевать приёмами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление).

Создавать изображение в технике лепки с передачей пропорций.

Оценивать свою деятельность

12. Рисунок. «Мама в новом платье»

Задание: рисование рисунка «Мама в новом платье». Материалы и инструменты: бумага белая, цветные карандаши,

фломастеры

Овладевать навыками изображения фигуры человека.

Выполнять творческое задание согласно условиям.

Анализировать последовательность выполнения рисунка, учитывая пропорции фигуры.

Создавать композицию рисунка самостоятельно. Подбирать необходимые цвета для выполнения работы. Усвоить понятия (гардероб, верхняя одежда, портрет).

Участвовать в подведении итогов творческой работы.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их деятельности

13. Лепка. Снеговик. Рисунок. «Снеговики во дворе»

Задание: лепка. Снеговик. Рисунок. Снеговики во дворе.

Материалы и инструменты: картон, пластилин, стека, игрушка-снеговик, дощечки для лепки, альбом для рисования,

цветные карандаши

Изображать предметы, предложенные учителем.

Уметь находить центр композиции.

Уметь создавать предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.

Слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

Продолжать знакомиться с предметами круглой формы.

Проявлять интерес к лепке, рисунку.

Изображать пластичными средствами снеговика с метлой. Если работу выполнить трудно, обратиться за помощью к учителю.

Овладевать навыками работы с пластичным материалом

14. Панорама «В лесу зимой». Работа с бумагой и ножницами. Аппликация и рисунок


Задание: панорама «В лесу зимой». Работа с бумагой и ножницами. Аппликация и рисунок. Материалы и инструменты: бумага (обычная и цветная),

кисть, акварель, образцы изображений, ножницы

Характеризовать красоту природы, зимнее состояние природы. Изображать характерные особенности зимнего леса, глядя на предложенный учителем образец.

Использовать выразительные средства живописи и возможности аппликации для создания образов зимней природы, елок.

Усвоить такие понятия, как «сугробы», «заснеженные ели», «бурелом».

Овладевать живописными навыками работы акварелью, в технике аппликации, используя помощь учителя.

Работать как индивидуально, так и в группе

15. Рисунок. Петрушка

Задание: рисунок

«Петрушка». Материалы и инструменты: бумага белая, акварель, кисти

Участвовать в обсуждении особенностей работы по созданию рисунка кукольного персонажа — Петрушки.

Создавать графическими средствами эмоционально-выразительный эскиз сказочного героя — Петрушки.

Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние персонажа.

Выполнять рисунок на заданную тему.

Выражать в творческой работе своё отношение к персонажу.

Участвовать в коллективной работе над рисунком.

Обсуждать и оценивать творческую работу в коллективе

16. Аппликация «Хоровод»

Задание: аппликация.

«Хоровод». Материалы и инструменты: бумага белая и цветная, ножницы, клей

Развивать декоративное чувство при рассматривании цвета, при совмещении материалов.

Видеть характер формы декоративных элементов.

Овладеть навыками работы в аппликации. Участвовать в создании коллективных работ. Понимать роль цвета в создании аппликации.

Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании нарядов для пляшущих возле елки детей.

Оценивать свою деятельность.

Формировать навыки совместной работы

3-я четверть (10 ч)

Блок 5. «Любимые домашние животные. Какие они?»

Блок 6. «Дымковская игрушка. Кто и как её делает?»

Блок 7. «Птицы в природе и в изображении в лепке и аппликации».

Блок 8. «Форма разных предметов. Рассматривай, любуйся, изображай»

17. Разные породы собак. Лепка «Собака»

Задание: Лепка «Собака». Материалы и инструменты: картон, пластилин, стека, образец

Развивать навыки работы с целым куском пластилина.

Развивать навыки работы в технике лепки.

Продолжать овладевать навыками изображения в объеме (скульптура).

Знать, как называются разные части тела у собаки.

Овладевать приёмами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление, примазывание).

Закреплять навыки работы от общего к частному.

Оценивать критически свою работу, сравнивая её с другими работами.

Выполнять работу, если не получается, посмотреть, как делают другие

18. Рисунок «Собака» (1 ч)

Задание: рисунок

«Собака».

Материалы и инструменты: бумага белая, акварель, кисти

Объяснять значение понятий «анималистический жанр» и «художник- анималист».

Участвовать в обсуждении роли животных в жизни человека, художественных выразительных средств, используемых художниками для передачи образа животных в различных материалах.

Выполнять наброски животных с натуры, по памяти и представлению.

Выражать в художественно-творческой деятельности своё эмоционально- ценностное отношение к образу животного.

Следовать в своей работе условиям творческого задания.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Сопоставлять изображения животных, выполненных художниками в разных материалах и техниках.

Находить общее и различное.

Участвовать в подведении итогов творческой работы.

Приводить примеры скульптурного изображения домашних или диких животных в своем городе

19. Разные породы кошек. Лепка «Кошка»


Задание: лепка «Кошка».

Материалы и инструменты: картон, пластилин, стека, образец

Развивать навыки работы в технике лепки.

Развивать навыки работы с целым куском пластилина.

Продолжать овладевать навыками изображения в объеме (скульптура).

Знать, как называются разные части тела у кошки.

Овладевать приёмами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление, примазывание).

Оценивать критически свою работу, сравнивая её с другими работами.

Выполнять работу, если не получается, посмотреть, как делают другие

20. Рисунок «Кошка»


Задание: рисунок

«Кошка». Материалы и инструменты: бумага белая, акварель, кисти

Объяснять значение понятий «анималистический жанр» и «художник-

анималист».

Участвовать в обсуждении роли животных в жизни человека, художественных выразительных средств, используемых художниками для передачи образа животных в различных материалах.

Выполнять наброски животных с натуры, по памяти и представлению.

Выражать в художественно-творческой деятельности своё эмоционально- ценностное отношение к образу животного.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Сопоставлять изображения животных, выполненных художниками в разных материалах и техниках.

Следовать в своей работе условиям творческого задания.

Находить общее и различное.

Участвовать в подведении итогов творческой работы.

Приводить примеры скульптурного изображения домашних или диких животных в своем городе

21. Аппликация «Мишка»

Задание: изображение мишки (аппликация), (техника аппликации с графической дорисовкой). Материалы и

инструменты: шаблон, цветная бумага, кисть, клей, ножницы, цветные карандаши, фломастеры

Овладевать техникой и способами аппликации.

Создавать и изображать на плоскости средствами аппликации и графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный образ (мишка).

Продолжать овладевать навыками работы карандашами, кистью, ножницами.

Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью цветового пятна (цветная бумага).

Продолжать осваивать приёмы работы графическими материалами.

Соблюдать принцип систематичности и последовательности в работе — от простого к сложному.

Наблюдать за работой одноклассников

22. Дымковская игрушка. Лепим «Барыню»

Задание: дымковская игрушка. Лепка «Барыня». Материалы и инструменты: пластилин, стека, образец

Познакомиться с происхождением промысла народной дымковской игрушки, элементами её росписи.

Учиться лепить и украшать дымковские игрушки с помощью цветного пластилина.

Познакомиться с техникой создания узора дымковской росписи с помощью печаток, тычков ватными палочками.

Развивать чувство ритма, цвета.

Выражать в художественно-творческой деятельности своё эмоционально- ценностное отношение к народному промыслу, интерес к народной игрушке. Продолжаем совершенствовать свои умения в технике лепки.

Развивать навыки работы с целым куском пластилина.

Продолжать овладевать навыками изображения в объеме (скульптура)

23. Рисунок «Птичка- зарянка»

Задание: рисунок

«Птичка- зарянка».

Материалы и

инструменты: бумага белая, акварель, кисти

Понимать, как прекрасен и многолик мир птиц.

Овладевать навыками поэтапного выполнения работы — от простого к сложному.

Изображать живописными средствами птицу с присущей ей расцветкой.

Овладевать живописными навыками работы акварелью. Изображать предмет (птицу-зарянку), максимально копируя форму предложенного учителем образца.

Понимать простые основы геометрии, симметрию.

Оценивать свою деятельность

24. Аппликация

«Скворечник на березе»

Задание: аппликация

«Скворечник на березе». Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей

Характеризовать красоту природы, весеннее состояние природы.

Характеризовать особенности красоты белоствольных берез с молодыми зелёными листочками.

Рассматривать и сравнивать реальные скворечники разных форм.

Овладевать навыками конструирования из бумаги.

Анализировать различные предметы (здания) с точки зрения строения их формы, их конструкции.

Составлять и конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, треугольников) изображения березы и скворечника в технике аппликации.

Оценивать свою деятельность

25. Аппликация «Ваза»

Задание: аппликация

«Ваза». Материалы и инструменты: бумага

(обычная и цветная), карандаши, ножницы, образец, шаблон

Понимать выразительные возможности цветной бумаги, используя её в технике аппликации.

Развивать наблюдательность.

Понимать значение слова «функциональность».

Уметь пользоваться шаблоном.

Получать опыт эстетических впечатлений. Осваивать приёмы работы в технике аппликации. Овладевать приёмами работы с бумагой.

Закреплять навыки работы от общего к частному.

Сравнивать свою работу с работой других

26. Рисунок. «Ваза»

Задание: рисунок.

«Ваза». Материалы и инструменты: лист белой бумаги прямоугольной формы, трафареты, карандаши. Образцы форм. Рисуем

самостоятельно

Использовать образец для создания целой формы изображаемого предмета — вазы.

Посмотреть, как использует образец твой товарищ.

Соотносить простую и сложную форму с опытом зрительных впечатлений.

Видеть в сложной форме составляющие — простые формы.

Воспринимать и анализировать форму предмета. Если самостоятельно провести анализ сложно, обратиться за помощью к учителю.

Создавать изображения на основе простых и сложных форм

4-я четверть (9 ч)

Блок 9. «Красивые разные цветы».

Блок 10. «Праздники 1 мая и 9 мая. Открытки к праздникам весны»

27. Поговорим о цветах. Цветы в работах

известных художников

Задание: познакомиться творчеством художников, изображающих цветы. Материалы и инструменты: иллюстрации картин известных художников, изображающих цветы

Рассматривать картины художников, изображающих цветы.

Сопоставлять техники, манеры и приёмы выполнения работ различными художниками.

Рассказывать о цветах, изображаемых на картинах, знать названия цветов. Высказывать суждение о разнообразии приёмов и манер, техник при выполнении работ.

Объяснять смысл понятия «графика».

Определять, какие цвета использовал художник для выполнения работы.

Учиться создавать образ (образ формы) и необходимый цвет в процессе создания образа (конкретного цветка)

29. Аппликация.

«Подснежник»

Задание: аппликация

«Подснежник». Материалы и инструменты: бумага

(обычная и цветная),

Цветные карандаши, ножницы

Воспринимать и эстетически оценивать красоту природы.

Знать первые весенние цветы.

Изображать средствами аппликации первый нежный весенний цветок. Характеризовать значимость влияния погоды на настроение человека. Овладевать живописными навыками работы в технике аппликации.

Внимательно слушать рассказ учителя.

Работать максимально самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю

30. Рисунок «Ваза с цветами»

Задание: рисунок «Ваза с цветами». Материалы и инструменты: бумага, кисти, акварельные краски, гуашь, образец

Выполнять эскиз рисунка вазы с цветами.

Определять, какие цвета (темные и светлые, теплые и холодные, контрастные и сближенные) подойдут для передачи структуры материала для вазы (стекло) и букета цветов.

Прорисовывать детали рисунка кистью гуашью, а фон — акварельными красками.

Участвовать в подведении итогов творческой работы.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

31. Аппликация «Ваза с цветами»

Задание: аппликация из цветной бумаги «Ваза с цветами».

Материалы и инструменты: бумага (обычная и цветная), клей, ножницы, образец

Понимать выразительные возможности цветной бумаги, используя её в технике аппликации.

Осваивать приёмы аппликации.

Изображать, соблюдая правила композиции.

Развивать навыки работы в технике аппликации.

Создавать и изображать на плоскости средствами аппликации заданный образ (ваза с цветами).

Закреплять навыки работы от общего к частному

32. Рисунок «Кактус»

Задание: рисунок

«Кактус». Материалы и инструменты: бумага, кисти, акварельные краски, образец

Выполнять эскиз рисунка кактуса в горшке.

Определять, какие цвета (темные и светлые, теплые и холодные, контрастные и сближенные) подойдут для передачи структуры материала для горшка (глина) и кактуса.

Соблюдать пропорции в процессе рисования.

Прорисовывать детали рисунка кистью акварельными красками.

Участвовать в подведении итогов творческой работы.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

33. Открытки к праздникам весны. Рисунок «Открытка к празднику»

Задание: создание эскиза открытки.

Материалы и инструменты: плотная бумага маленького формата, кисти,

Акварельные краски,

образец

Создавать открытку к определенному событию (весенний праздник). Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения. Определять, какие цвета (темные и светлые, теплые и холодные, контрастные и сближенные) подойдут для передачи темы весны в открытке.

Закреплять умение выделять главное в рисунке цветом и размером.

Прорисовывать детали рисунка кистью акварельными красками.

Работать максимально самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю

34. Рисунок по описанию

«В парке весной»

Задание: создание рисунка по описанию.

«В парке весной».

Материалы и инструменты: бумага, кисти, акварельные краски, образец

Выполнять многофигурную композицию «В парке весной» согласно условиям. Выделять характерные наиболее яркие черты в поведении и внешности людей. Выражать в творческой работе своё отношение к весне, весеннему настроению.

Закреплять умение выделять главное в рисунке цветом и размером.

Участвовать в подведении итогов творческих работ.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
















Диагностика

В системе обучения и воспитания обучающихся специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида важное значение имеют уроки изобразительного искусства. Задача учителя состоит не в том, чтобы научить рисовать, сколько в том, чтобы в процессе занятий преодолеть или сгладить присущее обучающимся недостатки.

Особенность восприятия и передачи формы изображаемых предметов (определение формы предмета, величины, строение, цвета).

Отражение в рисунках пространственных отношений предметов (композиция- расположение, соединение частей в единое целое).

Цвет в рисунках обучающихся (использование цветов и оттенков, их сочетание)

Понимание различного вида инструкций (объяснения, указания, рекомендации).

Осуществление контроля за своей работы (восприятие, представление).

Самооценка результатов изодеятельности (установление и устранение допущенных ошибок).

 

Карта определения сформированности изобразительных умений и навыков обучающихся.

Расположение на листе;

Рисование с натуры;

Рисование по представлению;

Смешивание красок;

Смешивание цветов и оттенков;

Применение цвета (орнамент в полосе, квадрате, круге и т.д);

Копирование элементов, дорисовывание.


п\п

Фамилия, имя

Расположение на листе

Рисование с натуры

Рисование по представлению

Смешивание красок

Смешивание цветов и оттенков

Копирование элементов, дорисовывание

1

полуг.

2

полуг.

1

полуг.

2

полуг.

1

полуг.

2

полуг.

1

полуг.

2

полуг.

1

полуг.

2

полуг.

1

полуг.

2

полуг.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 















Примечание:

«В» - высокий уровень развития

«С» - средний уровень развития

«Н» - низкий уровень развития

Уровни освоения программы по изобразительной деятельности.

Высокий. Ребенок обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности и произведениях искусства, испытывает удовольствие и радость от встречи с ним. Видит общие, типичные, характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов и явлений действительности. Видит и понимает разнообразные эмоциональные проявления в окружающем мире, а также в художественных образах, за внешним выражением переживаний видит внутреннее состояние, настроение, сопереживает им. Знает различные виды и жанры изобразительного искусства, видит их особенности; рассказывает о профессиях художника, скульптора, графика, декоратора, архитектора, об особенностях их творческого труда. Ниже высокого

Средний. Ребенок проявляет интерес и потребность в общении с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, испытывает радость от встречи с ним. Видит характерные признаки объектов и явлений окружающего мира. Различает виды искусства по их жанрам, средствам выразительности. Имеет представление о творческом труде художников, скульпторов, графиков, видит особенности творческой манеры некоторых из них. Может самостоятельно и целенаправленно рассматривать произведения искусства, соотносить воспринятое со своим опытом, чувствами и представлениями. Общается по поводу воспринятого со сверстниками, взрослыми. Использует в собственной деятельности средства выразительности, навыки и умения для создания выразительного образа. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.

Выше или ниже среднего.

Низкий. Ребенок проявляет интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, замечает общие и характерные признаки предметов, живых объектов и явлений. Видит и понимает эмоциональные состояния (наиболее ярко выраженные] окружающих, а также художественных образов, сопереживает им. Виды, жанры и средства выразительности изобразительного искусства не выделяет. Понимает, для чего предназначено искусство, как относятся к нему люди; соотносит воспринятое с личным опытом. При активном побуждении взрослого может общаться по поводу воспринятого, эмоционально, образно высказывать свои суждения. Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями, но пользуется ими еще недостаточно осознанно и самостоятельно. Творчество не проявляет. Выше низкого.

Анализ процесса изобразительной деятельности.

1.Характер линии

а) характер линии:

слитная;

линия прерывистая;

дрожащая (жесткая, грубая);

б) нажим:

средний;

сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);

слабый (иногда еле видный);

в) раскрашивание (размах):

мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;

крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;

беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;

г) регуляция силы нажима:

регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;

не всегда регулирует силу нажима и размах;

не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.

2.Регуляция деятельности

а) отношение к оценке взрослого:

адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности;

эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при критике – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);

безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребёнком созданного им изображения:

адекватна;

неадекватна (завышенная, заниженная);

отсутствует;

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребёнок относится:

к предложенному заданию;

к процессу деятельности;

к продукту собственной деятельности.

3.Уровень самостоятельности:

выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;

необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

4.Творчество:

а) самостоятельность замысла;

б) оригинальность изображения;

в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нём показателям носит не количественный, а качественный характер и даётся в описательной форме.

 Заключение

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

Изобразительная деятельность – это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью.

Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.

Очень важны условия, при которых ребенок эмоционально реагирует на  краски, цвет, формы, выбирая их по своему желанию. Благодаря воспитанию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринимать окружающую

действительность, что способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов.

Занятия показали, что у детей есть огромный интерес и желание, но необходимо постоянно заниматься с детьми для повышения уровня способностей, иначе эти способности могут угаснуть.

 















































Карта определения сформированности изобразительных умений и навыков обучающихся 2 класса 2018-2018 учебного года.

п\п

Фамилия, имя

Расположение на листе

Рисование с натуры

Рисование по представлению

Смешивание красок

Смешивание цветов и оттенков

Копирование элементов, дорисовывание

1

полуг.

2

полуг.

1

полуг.

2

полуг.

1

полуг.

2

полуг.

1

полуг.

2

полуг.

1

полуг.

2

полуг.

1

полуг.

2

полуг.

1


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4














5














6














7














8














9














10














11














12















Примечание:

«В» - высокий уровень развития

«С» - средний уровень развития

«Н» - низкий уровень развития





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!