СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа для 1 класса по изобразительному искусству

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа»

Приложение к ООП НОО ЗПР


муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

начальная общеобразовательная школа № 53















Адаптированная рабочая программа

по изобразительному искусству

для обучающихся с ЗПР

Вариант 7.2

для 1 класса

на 2019 - 2020 учебный год




(УМК: Б. М. Неменский)













г. Калининград, 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) МАОУ НОШ № 53, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России с учётом авторской программы академика РАО Б. М. Неменского, с использованием УМК Б. М. Неменского, входящего в состав образовательной системы «Школа России».

Предмет «Изобразительное искусство» направлен на формирование навыков преобразовательной деятельности, усвоение социального и культурного опыта, а также на коррекцию недостатков познавательной деятельности, регуляции, совершенствование общей и мелкой моторики, коммуникативных навыков получающих образование в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2).

Программа адресована обучающимся, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы. Отставание может проявляться в целом или локально

в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального

эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.

Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и учебным планом МАОУ НОШ № 53. Программа отражает содержание обучения предмету «Изобразительное искусство» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.

Общая цель изучения предмета «Изобразительное искусство» заключается:

  • в создании условий, обеспечивающих усвоение изобразительного, творческого, социального и культурного опыта учащимися с ЗПР для успешной социализации в обществе;

  • в приобретении первоначального опыта изобразительной деятельности на основе овладения знаниями в области искусства, изобразительными умениями и проектной деятельностью;

  • в формировании позитивного эмоционально-ценностного отношения к искусству и людям творческих профессий.

Общие задачи курса:

  • формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;

  • формирование эстетических чувств, умений видеть и понимать красивое, дифференцировать «красивое» от «некрасивого», умения высказывать оценочные суждения о произведениях искусства;

  • формирование умения выражать собственные мысли и чувства от воспринятого, делиться впечатлениями, достаточно адекватно используя терминологическую и тематическую лексику;

  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, рисунке, живописи, скульптуре, дизайна и др.), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

  • воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства;

  • формирование умения воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение;

  • овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства.

В 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

  • получение первоначальных представлений об изобразительном искусстве;

  • формирование умений видеть и понимать красивое, дифференцировать «красивое» от «некрасивого»;

  • формирование умения выражать собственные мысли и чувства от воспринятого, делиться впечатлениями;

  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (овладение приемами работы красками, карандашами), а также в специфических формах художественной деятельности (украшение, декоративно-прикладное творчество);

  • воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства (умение видеть и анализировать изображенное );

  • формирование умения воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение.

Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение

учебного предмета

Предмет «Изобразительное искусство» является неотъемлемой частью образования младших школьников с ЗПР и имеет важное коррекционно-развивающее значение. Творчество художников выступает как мощное средство эстетического воспитания. Изобразительная деятельность способствует коррекции недостатков аналитико-синтетической деятельности мышления, позволяет совершенствовать произвольную регуляцию деятельности, речевое планирование, а также преодолевать несовершенство ручной моторики, пространственных представлений, зрительно-моторной координации. Собственная изобразительная деятельность позволяет ребенку выражать свои эмоции и чувства, овладевать навыками символизации, что поднимает психическое развитие на качественно новую ступень.

Предмет «Изобразительное искусство» в образовании обучающихся с ЗПР тесно связан с другими образовательными областями и является одним из основных средств реализации деятельностного подхода как процесса организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающего овладение ими содержанием образования.

Уроки изобразительного искусства при правильной их организации способствуют формированию личности ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек, вносят свой вклад в формирование универсальных учебных действий (УУД) и сферы жизненной компетенции. Вместе с тем учителю следует очень вдумчиво подходить к подбору содержания, поскольку познавательные ограничения обучающихся требуют перемещения акцентов на эмоциональное восприятие произведений искусства.

Учитывая специфику восприятия и усвоения учебного материала учащимися с ЗПР (уменьшенный по сравнению с нормой возраста объем восприятия и обработки информации; затруднения при анализе образца, изображения; снижение работоспособности, отсутствие интереса к деятельности; трудности при планировании и реализации замысла (нарушение последовательности, пропуск операций, повторение пунктов плана), сниженный темп деятельности, неудовлетворительная сформированность базовых мыслительных операций, функций самоконтроля, недостатки пространственных ориентировок, моторных функций), необходимо уточнять и конкретизировать бо́льшую часть самостоятельной работы обучающихся.

Особенностью преподавания основ изобразительной деятельности является первоначальное обучение элементарным способам действия (штрихи, мазки, приемы, ориентировка на плоскости), затем выполнение более сложных работ. В целях закрепления знаний, умений и навыков, полученных на одном уроке, учебный материал должен предполагать возможность повторения на последующих двух или трёх уроках.

В 1 классе уточняются представления детей о свойствах предметов (цвет, форма, величина) и способах их преобразования. Учебный материал по предмету способствует усвоению таких тем, как «Измерение», «Единицы измерения», «Геометрические фигуры и их свойства», «Симметрия» и др., т. е. имеется связь с учебным предметом «Математика».

Занятия по предмету «Изобразительное искусство» облегчают применение изобразительной деятельности на психокоррекционных занятиях.

Согласно учебному плану школы на изучение предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе отводится — 109 ч, из них в 1-м классе - 25ч.

1. Планируемые результаты освоения программы

Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимся с ЗПР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.

Личностные результаты

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты

К концу обучения в 1 классе ученик научится:

  • характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • рассуждатьо многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображать в творческих работах особенности художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • выражать в изобразительной деятельности своё отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

  • приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Ученик получит возможность научиться:

  • основам трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;

  • участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

  • первичным навыкам художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

  • использовать воображение;

  • элементарным навыкам художественного восприятия различных видов искусства;

  • анализа произведения искусства;

  • первичным навыкам изображения предметного мира, изображения растений и животных.

2. Содержание учебного предмета

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8ч).

Изображения всюду вокруг нас.

Мастер Изображения учит видеть.

Изображать можно пятном.

Изображать можно в объеме.

Изображать можно линией.

Разноцветные краски.

Изображать можно и то, что невидимо.

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (7ч).

Мир полон украшений.

Красоту надо уметь замечать.

Узоры, которые создали люди.

Как украшает себя человек.

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (5ч)

Постройки в нашей жизни.

Дома бывают разными.

Домики, которые построила природа.

Дом снаружи и внутри.

Строим город.

Все имеет свое строение.

Строим вещи.

Город, в котором мы живем (обобщение темы).

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (4ч).

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

«Сказочная страна». Создание панно.

«Праздник весны». Конструирование из бумаги.

Урок любования. Умение видеть.

Здравствуй, лето! (обобщение темы).

Резервный урок (1 ч)

Промежуточная аттестация. Творческая работа.

3. Тематическое планирование


№ п/п

Раздел программы

Кол-во часов

Содержание деятельности

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. (8 ч)

1.

Изображения всюду вокруг нас.

1

Сравнивать по форме различные листья. Использовать этот опыт в изображении разных по форме деревьев. Изображать на плоскости заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья). Создавать изображения на основе пятна, методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы). Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином). Изображать методом смешивания и наложения цветных пятен красочный коврик. Проба красок. Ритмическое заполнение листа (создание красочного коврика). Учиться быть художниками, учиться быть зрителями.

2.

Мастер Изображения учит видеть.

1

3.

Изображать можно пятном.

1

4.

Изображать можно в объеме.

1

5.

Изображать можно линией.


1

6.

Разноцветные краски.


1

7.

Изображать можно и то, что невидимо.

1

8.

Художники и зрители (обобщение темы).








1

Ты украшаешь. (7 ч)

9.

Мир полон украшений.


1

Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).

Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу). Развивать наблюдательность, опыт эстетических впечатлений от красоты природы.

Знакомиться с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками. Развивать навык работы красками, цветом. Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.

Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. Изображать (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

10.

Красоту надо уметь замечать.

1

11.

Красоту надо уметь замечать.

1

12.

Красоту надо уметь замечать.

1

13.

Как украшает себя человек.


1

14.

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

1

15.

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

1

Ты строишь. (5 ч)

16.

Постройки в нашей жизни.


1

Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. Понимать выразительность пропорций и конструкцию формы, анализировать форму, конструкцию, пропорции дома.

Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.

Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм.

Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.

17.

Дома бывают разными.


1

18.

Домики, которые построила природа

1

19.

Дом снаружи и внутри.


1

20.

Все имеет свое строение.

Город, в котором мы живем (обобщение темы).


1

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. (4 ч)

21.

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

1

Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы).

Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного).

Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками.

Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел.

22.

«Сказочная страна». Создание панно.

1

23.

«Праздник весны». Конструирование из бумаги.

1

24.

Урок любования. Умение видеть.

Здравствуй, лето! (обобщение темы).


1

Резервный урок (1 ч)

25.

Промежуточная аттестация.

1

Творческая работа.


Итого

25 ч
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!