Пояснительная записка
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования обучающегося с ЗПР и призвана способствовать развитию универсальных учебных действий, обеспечивающих обучающимся умение учиться. Это достигается как в процессе освоения обучающимися с ЗПР конкретных предметных знаний, умений и навыков в рамках отдельных учебных дисциплин, так и в процессе формирования социальных (жизненных) компетенций. Рабочая программа разработана с учетом :
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями);
основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 24» г.Чебоксары
примерной образовательной программы по литературному чтению
учебного плана МБОУ «СОШ № 24» г.Чебоксары
календарного учебного графика МБОУ «СОШ№24» г.Чебоксары на 2016-2017 учебный год
санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189)
Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации Организацией АООП НОО обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
• достижение планируемых результатов освоения АООП НОО, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
• обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
• обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
• участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города).
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
-формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
-введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
-формирование эстетического вкуса;
-развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
-приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Формы и методы, технологии обучения.
Для достижения поставленных в программе задач используются различные формы, методы, технологии обучения: урок повторения изученного материала, урок контроля знаний, комбинированный урок, урок закрепления полученных знаний, уроки-викторины. Формы обучения: беседа, дискуссия¸ работа в парах, работа в группах, проектная деятельность. В данной образовательной системе успешно реализуется технологии проблемно-диалогического обучения, продуктивного чтения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом начального общего образования курс литературного чтения изучается в 3 классе по 3 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 105 часов.
Отличительная особенность.
Примерная программа рассчитана на 3 часа в неделю( 105 ч.). Рабочая программа составлена на основе примерной программы с расчётом 3 часа в неделю(105ч) .
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом начального общего образования курс окружающего мира изучается в 3 классе по 2 часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 70 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы.
Отличительная особенность. Рабочая программа составлена на основе примерной программы с расчётом 1 час в две недели (17 ч.)
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования обучающегося с ЗПР и призвана способствовать развитию универсальных учебных действий, обеспечивающих обучающимся умение учиться. Это достигается как в процессе освоения обучающимися с ЗПР конкретных предметных знаний, умений и навыков в рамках отдельных учебных дисциплин, так и в процессе формирования социальных (жизненных) компетенций.
Форма промежуточной аттестации обучающихся согласно учебному плану
школы – тестовое задание.
Сроки реализации программы: 2016 -2017 учебный год.
Раздел 1. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Взаимосвязь результатов освоения предмета можно системно представить в виде схемы.
Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать:
1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.
Метапредметные результаты освоения АООП НОО включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты освоения АООП НОО должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты освоения АООП НОО с учетом специфики содержания предметных областей включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР предметные результаты должны отражать:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения;
формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
формирование потребности в систематическом чтении;
выбор с помощью взрослого интересующей литературы.
Раздел 2. Содержание учебного предмета.
Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
Круг детского чтения.
Техника чтения.
Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
Литературоведческая пропедевтика.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
3-й класс – 105 ч (3 часа в неделю)
Прощание с летом (5 ч).
Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.
Летние путешествия и приключения (16 ч).
Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.
Природа летом (7 ч).
Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.
Уроки и переменки (11 ч).
Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.
«Глухая пора листопада…» (6 ч).
Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.
«И кот ученый свои мне сказки говорил…» (11 ч).
Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.
«Поет зима, аукает…» (9 ч).
Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней природы, её красках и звуках, о новогоднем празднике.
Животные в нашем доме (6 ч).
Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.
Мы с мамой и папой (9 ч).
Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.
«Наполним музыкой сердца…» (6 ч).
Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека.
День смеха (3 ч).
Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора.
«О весна, без конца и без краю…» (5 ч).
Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.
День Победы (4 ч).
Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.
Родная земля (7ч).
Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.
Техника чтения
На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:
способ чтения – чтение целыми словами;
правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Раздел 3. Тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе
*
(105 часов – 3 часа в неделю) № п/п | Тема | Кол. час | Дата | Примечание |
| Раздел 1. «Прощание с летом» (5 часов) | | | |
1 | Инструктаж по ТБ. Знакомство с учебником. Г. Сапгир «Нарисованное солнце» и Ю. Ким «Светлый день» | 1 | | |
2 | Чем можно гордиться? ( В. Драгунский «Англичанин Павля») | 1 | | |
3-4 | «Взрослая» жизнь дяди Федора, Матроскина и Шарика. (Главы из повести Э.Успенского «Дядя Федор, пес и кот») | 2 | | |
5 | Лето волшебное и разное (Стихотворения К.Бальмонта и Б. Заходера.) | 1 | | |
| Раздел 2. «Летние путешествия и приключения» (16 часов) | | | |
6 | Стихотворение Ю.Кима «Отважный охотник» | 1 | | |
7-8 | Приключения изыскателей. (Главы 1и 3 из повести С.Голицына «Сорок изыскателей») | 2 | | |
9-10 | Какие они - настоящие изыскатели? Глава 4. | 2 | | |
11 | Повесть о летних путешествиях. (И.Дик «В дебрях Кара- Бумбы») | 1 | | |
12-13 | Во что верят и играют мальчишки? (Марк Твен «Приключения Тома Сойера») | 2 | | |
14 | Игра становилась жизнью. (А.Гайдар «Тимур и его команда»). Внеклассное чтение. | 1 | | |
15 | Как слава пришла к А.Гайдару. Б.Емельянов «Игра» | 1 | | |
16-17 | Превращение кота Ворюги в кота Милиционера. (К.Паустовский «Кот –ворюга») | 2 | | |
18-19 | Необычная жизнь обычных жильцов старого дома. (К.Паустовский «Жильцы старого дома») | 2 | | |
20 | Обобщение по теме. Проверочная работа №1. | 1 | | |
21 | Обучающее сочинение. | 1 | | |
| Раздел 3. «Природа летом» (7 часов) | | | |
22 | С.Есенин «С добрым утром», Б.Пастернак «За поворотом» | 1 | | |
23 | Краски и звуки лета. (Чехов «Степь», М.Пришвин «Золотой луг») | 1 | | |
24 | Отчего так хорошо ранним летним утром? (Главы по А.Толстому «Детство Никиты») | 1 | | |
25 | Спасительная сила летней грозы. (А.Толстой «Детство Никиты») | 1 | | |
26 | Картины летнего дня. (И.Тургенев «Голуби», И.Бунин «Розы» | 1 | | |
27 | Урок-практикум по развитию читательских умений. Б.Бианки «Неслышимка» (работа в тетради) | 1 | | |
28 | Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 3. | 1 | | |
| Раздел 4. «Уроки и переменки» (11 часов) | | | |
29-30 | Необычная школа. (Э.Успенский «Школа клоунов») | 2 | | |
31 | Урок-практикум по развитию читательских умений. Б.Заходер «Перемена» (работа в тетради) | 1 | | |
32-33 | Легко ли быть Песталоцци? (Г.Куликов «Как я влиял на Севку») | 2 | | |
34 | Путь в страну невыученных уроков. (Л. Гераскина «В стране невыученных уроков») | 1 | | |
35-36 | Испытания для Виктора Перестукина. (Л. Гераскина «В стране невыученных уроков») | 2 | | |
37 | Стихи О.Григорьева о ребятах и секретах роста. | 1 | | |
38 | Обобщение по разделу. Проверочная работа по раз.4 | 1 | | |
39 | Книги о сверстниках, о школе. Вн/чтение | 1 | | |
| Раздел 5. «Глухая пора листопада» ( 6 часов) | | | |
40 | Такая разная осень. (Стихи об осени А.Пушкина, К.Бальмонта, Ф.Тютчева) | 1 | | |
41 | Что заслуживает описания? (К.Паустовский «Мой дом») | 1 | | |
42 | Стихи о «близости снега». (Г.Сапгир. Д.Самойлов.) | 1 | | |
43 | Как происходит зима. (К.Паустовский «Прощание с летом» Б.Пастернак «Иней» | 1 | | |
44 | Обобщение по разделу. Проверочная работа по раз.5 | 1 | | |
45 | Знакомство с современными детскими журналами. В/Чтение | 1 | | |
| Раздел 6. «И кот ученый свои мне сказки говорил» (11 часов) | | | |
46 | Стихи Г.Сапгира «Леса-чудеса», В. Берестова «Сказка» | 1 | | |
47 | «Сказка ложь - да в ней намек…» (Русская народная сказка «Кот и лиса») | 1 | | |
48 | Какие еще бывают сказки? («Никита-Кожемяка» и «Как мужик гусей делил?») Проверка уровня развития читательских умений. | 1 | | |
49 | Мир волшебной сказки. (Б.Гребенщиков «Город», арабская сказка Синдбад-Мореход») | 1 | | |
50 | За что награждают в сказках? (Ш.Перро «Ослиная шкура») | 1 | | |
51 | Может ли оловянный солдатик быть стойким? (Г.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» | 1 | | |
52 | Уроки сказочной повести. (А.Волков «Волшебник изумрудного города») | 1 | | |
53 | Сказка для театра. (С.Маршак «Сказка про козла» | 1 | | |
54 | Обобщение по разделу. В.Высоцкий «Песня Керролла». Проверочная работа по разделу 6. | 1 | | |
55 | Внеклассное чтение. | 1 | | |
56 | Обучающее сочинение | 1 | | |
| Раздел 7. «Поет зима аукает» (9 часов) | | | |
57 | Звуки и краски зимы. (С.Есенин о зиме.) | 1 | | |
58 | Подарки зимы. (Стихи Бальмонта и И.Бродского) | 1 | | |
59 | В ожидании новогоднего чуда.(Стихи Ю.Мориц и А.Барто.) | 1 | | |
60 | Урок-практикум по развитию читательских умений. (В.Драгунский «Кот в сапогах») работа в тетради. | 1 | | |
61 | Зимние впечатления. (Стихи Б.Пастернака, А Башлачева, Д.Самойлова.) | 1 | | |
62 | Суровые законы жизни зимнего леса. (А.Бианки «По следам» | 1 | | |
63 | Обобщение. Проверочная работа по разделу 7. | 1 | | |
64 | Обучающее сочинение. | 1 | | |
65 | Внеклассное чтение по разделу 7. | 1 | | |
| Раздел 8. «Животные в нашем доме» (6 часов) | | | |
66 | Стихи В.Берестова и Г.Сапгира. | 1 | | |
67 | У каждого свое место в природе (Мамин-Сибиряк «Медведко» | 1 | | |
68 | Замечательные собаки.(Ю.Коринец «Чанг и Ханг», В.Драгунский «Дымка и Антон») | 1 | | |
69 | Каждый ли клест может стать капитаном? (Ю.Коваль «Капитан Клюквин» | 1 | | |
70 | Удивительные пони Ю.Мориц. | 1 | | |
71 | Обобщение по разделу. Проверочная работа по раз.8 | 1 | | |
| Раздел 9. «Мы с мамой и папой» (9 часов) | | | |
72 | Стихи Э.Успенского. | 1 | | |
73 | Мечты о взрослой жизни. (В.Драгунский) | 1 | | |
74 | Подарки – это серьезное дело.(Ю.Коринец, А.Барто) | 1 | | |
75 | Во что нельзя «играть» (И.Дик «Красные яблоки) | 1 | | |
76 | Что такое взаимопонимание? (В,Драгунский «Девочка на шаре») | 1 | | |
77 | Хорошо, когда рядом – папа! (С.Маршак «Хороший день») | 1 | | |
78 | Когда мама сердится…(В.Драгунский «Тайное всегда становится явным») | 1 | | |
79 | Внеклассное чтение по разделам 8 и 9 или творческая работа-сочинение о своей семье. | 1 | | |
80 | Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 9. | 1 | | |
| Раздел 10. «Наполним музыкой сердца» (6 часов) | | | |
81 | Стихи О.Мандельштама и И.Тургенева | 1 | | |
82-83 | Как рождается музыка. (К,Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 2 | | |
84 | Сказка о маленьком Моцарте.(Г.Цыферов «Тайна запечного сверчка» | 1 | | |
85-86 | Какими бывают встречи с писателями? (В.Драгунский «Независимый Горбушка» | 2 | | |
| Раздел 11. «День смеха» (3 часа) | | | |
87 | Стихи Г.Сапгира. | 1 | | |
88 | Легко ли смеяться над собой? (В.Драгунский «Надо иметь чувство юмора» | 1 | | |
89 | Веселые стихи. (О.Григорьев, Ю.Мориц) | 1 | | |
| Раздел 12. «О весна, без конца и без краю…» (5 часов) | | | |
90 | Как приходит весна. Стихи А.Макаревича, Ф.Тютчева, А.Блока. | 1 | | |
91 | Озорные стихи о весне. Маяковский, О.Мандельштам, Саша Черный. | 1 | | |
92 | Проверка уровня развития читательских умений. А. Толстой, «детство Никиты» | 1 | | |
93 | Картины весны. (Б.Окуджава «Весна») | 1 | | |
94 | Обобщение по разделам 11 и 12. Проверочная работа. | 1 | | |
| Раздел 13. «День Победы» (4 часа) | | | |
95 | А.Ахматова «Памяти друга» | 1 | | |
96 | Трудная тема – война. (В.Драгунский «Арбузный переулок») | 1 | | |
97 | Стихи о войне. В.Высоцкий, Б.Окуджава, А.Твардовский. | 1 | | |
98 | Внеклассное чтение по разделу 13. | 1 | | |
| Раздел 14. «Родная земля» ( 7 часов) | | | |
99 | К.Паустовский «Бескорыстие» | 1 | | |
100 | Что такое Родина? (Б.Окуджава, Г.Цыферов «Ты, Россия моя») | 1 | | |
101 | Заключительный урок. С.Козлов, Г.Цыферов «Где живет солнце?» | 1 | | |
102 | Заключительный урок внеклассного чтения. Итоговый контроль. | 1 | | |
103-105 | Резервные уроки | 3 | | |