Администрация Бутурлинского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кочуновская основная общеобразовательная школа
Приложение к ООП ООО
Принято Утверждено
На заседании педагогического совета Директор _________Рыжичкина Е.А.
Протокол от __________№______ Приказ от_________ №_____
Адаптированная рабочая программа
по предмету «Математика»
обучающихся по АООП УО
(интеллектуальными нарушениями)
3-4 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с адаптированной основной образовательной программой образования обучающихся МБОУ «Кочуновская ООШ» с интеллектуальными нарушениями (вариант 1) ориентирована на «Математика. 3-4 класс в 2-х частях: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы» Т. В. Алышева, Москва «Просвещение», 2019 г.
Составитель:
Н.В.Жулянова ,
учитель начальных классов,
I квалификационная категория.
Кочуново
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Математика» в 3-4 классах.
Планируемые результаты обучения в 3 классе.
Учащиеся должны знать:
числовой ряд 1- 100 в прямом и обратном порядке;
смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления;
таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления;
порядок действий в примерах в 23 арифметических действия;
единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения изученных мер;
порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года.
Учащиеся должны уметь:
считать, присчитывать, отсчитывать по единице и равными числовыми группами по 2. 5. 4, в пределах 100;
откладывать на счетах любые числа в пределах 100;
складывать и вычитать числа и пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений.
использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление;
различать числа, полученные при счете и измерении;
записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см, пользоваться различными табелями-календарями, отрывными календарями;
определять время по часам (время прошедшее, будущее);
находить точку пересечения линий;
чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.
Примечания.
Продолжать решить примеры на сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток с подробной записью.
Обязательно знание только таблицы умножения числа 2, получение частных от деления на 2 путем использования таблицы умножения.
Достаточно умения определять время по часам только одним способом, пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году.
Исключаются арифметические задачи в два действия, одно из которых – умножение или деление.
Учащиеся будут иметь представление:
о названии и последовательности чисел в пределах 1000
о таблице умножения и деления в пределах 100
об устных приёмах четырех арифметических действия в пределах 100
о письменных приёмах в пределах 1000
о нахождении периметра и площади прямоугольника
Планируемые результаты обучения в 4 классе.
Обучающиеся должны знать:
различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 100;
таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10. Правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0; деления 0 и деления на 1, на 10;
название компонентов умножения и деления;
меры длины, массы и их соотношения;
меры времени и их соотношения;
различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;
название элементов четырехугольников.
Обучающиеся должны уметь:
выполнять устные и письменные вычисления сложения и вычитания чисел в пределах 100;
практически пользоваться переместительным свойством умножения;
определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
решать, составлять, иллюстрировать все изученные арифметические задачи;
самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия;
различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;
вычислять длину ломаной;
узнавать, называть, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;
чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге.
Примечания.
1. Необязательно знание наизусть таблиц умножения, но обязательно умение пользоваться данными таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного
2. Узнавание, моделирование взаимного положения фигур без вычерчивания.
3. Определение времени по часам хотя бы одним способом.
4. Решение составных задач с помощью учителя.
5. Черчение прямоугольника (квадрата) на нелинованной бумаге с помощью учителя.
Дополнение к рабочей программе по математике
ОВЗ проявляется в замедлении темпа психического развития, обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая утомляемость, преобладание игровых интересов. В одних случаях (различные виды инфантилизма) у детей преобладает задержка развития эмоционально-волевой сферы. В других случаях ОВЗ преимущественно проявляется в замедлении развития познавательной деятельности, поэтому в данной программе сохраняется основное содержание образования по математике, но дополняется своеобразием, предусматривающим коррекционную направленность обучения.
Основной задачей обучения математике таких учащихся является обеспечение прочных и сознательных знаний и умений, необходимых учащимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности.
Важнейшими коррекционными задачами курса математики являются: развитие логического мышления и речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда — планирование работы, поиск рациональных путей ее выполнения, осуществление самоконтроля. Школьники должны научиться грамотно и аккуратно делать записи, уметь объяснить их.
Дети с ОВЗ из-за особенностей своего психического развития трудно усваивают программу учебного предмета по математике. Исключаются задания повышенной сложности; теоретический материал преподносится в процессе решения задач и выполнения заданий наглядно-практического характера, учебный материал дается небольшими дозами, включается ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Учащиеся должны уметь показать и объяснить все, что они делают, решают, рисуют, чертят, собирают. Домашнее задание - дифференцированное, в соответствии с индивидуальными возможностями.
Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики, строится в соответствии со следующими основными положениями:
Восполнение пробелов начального школьного развития детей путем обогащения чувственного опыта, организации предметнопрактической деятельности
Пропедевтический характер обучения: подбор заданий, подготавливающих учащихся к восприятию новых тем
Дифференцированный подход к детям – с учетом сформированности знаний, умений и навыков, осуществляемый при выделении следующих этапов работы: выполнение действий в материализованной форме, в речевом плане без наглядной опоры, в умственном плане
Формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления
Развитие общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной деятельности: развитие зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций
Активизация речи детей в единстве с их мышлением
Выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предмету
Формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля
Любой учебный материал нужно использовать для формирования у детей различных приемов мыслительной деятельности, для коррекции недостатков их развития. В зависимости от задач каждого конкретного урока математики учитель может подбирать самые разные методы преподнесения материала. Но в работе с детьми, испытывающими трудности в обучении, предпочтение следует отдавать коррекционным методам, которые способствуют развитию познавательной активности учащихся, их мышления и речи.
СОДЕРЖАНИЕ учебного предмета в 3 классе.
1. Повторение
Второй десяток. Нумерация чисел в пределах 20. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода и с переходом через разряд. Четные - нечетные, однозначные - двузначные числа. Решение простых задач на нахождение суммы и разности. Единицы времени: час, сутки. Единицы длинны: 1 см, 1 дм. Меры емкости: 1 л. Меры массы: 1 кг. Измерение и построение отрезка заданной длины. Углы и их виды. Построение по опорным точкам квадрата, прямоугольника, треугольника с помощью линейки.
2. Умножение и деление чисел
Понятие умножения. Название компонентов умножения. Знак умножения. Таблица умножений чисел 2, 3, 4, 5, 6 (в пределах 20). Деление. Знак деления. Название компонентов деления. Таблица деления на 2, 3, 4, 5, 6 ( в пределах 20). Взаимосвязь таблицы умножения и деления. Деление на равные части и по содержанию.
3. Нумерация чисел в пределах 100. Получение ряда круглых десятков, сложение и вычитание круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц. Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы. Числовой ряд 1 – 100, присчитывание, отсчитывание по 1, по 2, равными группами по 5, по 4. понятие разряда. Разрядная таблица. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные и нечетные.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд ( 60 + 7; 60 + 17; 61 + 7; 61 + 27; 61 + 9; 61 + 29; 92 + 8; 61 + 39) и соответствующие случаи вычитания.
Нуль в качестве компонента сложения и вычитания.
Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых, замена его арифметическим действием умножения. Знак умножения (х). Запись и чтение действия умножения. Название компонентов и результата умножения в речи учителя.
Таблица умножения числа 2.
Деление на равные части. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей. (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Знак деления (:). Чтение действия деления. Таблица деления на 2. Название компонентов и результата деления в речи учителя.
Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6 и деления на 3, 4, 5, 6 равных частей в пределах 20. Взаимосвязь таблиц умножения и деления.
Соотношение: 1р. = 100к.
Скобки. Действия I и II ступени.
Единица (мера) длины – метр. Обозначение: 1м. Соотношения: 1 м = 10дм, 1 м = 100 см. Числа, получаемые при счете и при измерении одной, двумя мерами (рубли с копейками, метры с сантиметрами).
Единицы (меры) времени – минута, месяц, год. Обозначение : 1 мин., 1 мес., 1 год. Соотношения: 1 ч = 60 мин. 1 сут. = 24 ч, 1 мес. = 30 или 31 сут., 1 год = 12 мес. Порядок месяцев. Календарь. Определение времени по часам с точностью до 5 мин. (10 ч 25 мин и без 15 мин 11ч).
Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части и по содержанию).
Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.
Составные арифметические задачи в два действия: сложения, вычитания, умножения, деления.
Построение отрезка такой же длины, больше (меньше) данного.
Пересечение линий. Точка пересечения.
Окружность, круг. Циркуль, центр, радиус. Построение окружности с помощью циркуля.
Четырехугольник. Прямоугольник и квадрат.
Многоугольник, вершины, углы, стороны.
СОДЕРЖАНИЕ учебного предмета в 4 классе.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (все случаи).
Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.
Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7.
Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления.
Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10.
Названия компонентов умножения и деления в речи учащихся.
Единица (мера) длины миллиметр. Обозначение: 1 мм. Соотношение: 1 см = 10-мм.
Единица (мера) времени секунда. Обозначение: 1 с. Соотношение: 1 мин = 60 с. Секундная стрелка. Секундомер.
Определение времени по часам с точностью до 1 мин (5 ч 18 мин, без 13 мин 6 ч, 18 мин 9-го). Двойное обозначение времени.
Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.
Зависимость между стоимостью, ценой, количеством, все случаи.
Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.
Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга.
Ломаные линии — замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника — замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков.
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения).
Прямоугольник и квадрат. Квадрат как частный случай прямоугольника.
Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника.
Название сторон прямоугольника: основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая), противоположные, смежные стороны.
Тематическое планирование в 3 классе
№п/п | Тема | Количество часов |
1 | Второй десяток | 85 ч |
2 | Линии | 2ч |
3 | Числа, полученные при измерении величин | 4ч |
4 | Пересечение линий | 1ч |
5 | Сложение и вычитание без перехода через десяток | 5ч |
6 | Точка пересечения линий | 1ч |
7 | Сложение с переходом через десяток | 4ч |
8 | Углы | 1ч |
9 | Вычитание с переходом через десяток | 4ч |
10 | Четырехугоьники | 1ч |
11 | Скобки. Порядок действий в примерах со скобками. | 3ч |
12 | Меры времени | 2ч |
13 | Треугольники | 1ч |
14 | Умножение и деление числа 2 | 15ч |
15 | Многоугольники | 1ч |
16 | Умножение и деление числа 3 | 6ч |
17 | Умножение и деление числа 4 | 6ч |
18 | Умножение и деление числа 5 и 6 | 9ч |
19 | Последовательность месяцев в году | 1ч |
20 | Умножение и деление чисел (все случаи) | 4ч |
21 | Шар, круг, окружность | 2ч |
22 | Сотня | 71ч |
23 | Итоговое повторение | 14ч |
Тематическое планирование в 4 классе
№п/п | Тема | Количество часов |
1 | Нумерация. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд | 10ч |
2 | Меры длины: см, м, мм | 9ч |
3 | Умножение и деление | 7ч |
4 | Меры массы: кг, ц | 4ч |
5 | Сложение и вычитание в пределах 100 | 12ч |
6 | Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд | 13ч |
7 | Умножение и деление | 92ч |
8 | Все действия в пределах 100 | 23ч |
10