Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Орлинская средняя общеобразовательная школа »
«Рассмотрена» «Согласована» «Утверждаю»
На заседании МО учителей Заместитель директора по УВР Директор школы
предметников
______ З.А.Бушкина ________ _______ Горлова И.А.
Протокол № ____ от « » августа 2018г Приказ № от
« » августа 2018 г. « » августа 2018 г
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» 6 класс
по адаптированной программе для детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) на 2018 - 2019 учебный год
(Всего 204 часа 6 часов в неделю)
Разработана Кикоть Тамарой Петровной,
учителем математики
2018-2019 учебный год
1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа разработана с целью освоения содержания учебного предмета «Математика» для обучающихся с умственной отсталостью.
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и дополнениями);
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой.
Данная рабочая программа рассчитана на 204 часа (6 часов в неделю). Учебно-методический комплекс:
Предлагаемая программа ориентирована на учебник «Математика» для 6 класса по адаптированной программе для детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) под ред. М.Н. Перовой, Г. М. Капустиной, Москва «Просвещение», 2016.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» разработана с учетом особенностей психофизического развития учащихся, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию. С учетом индивидуальных особенностей обучающихся выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, продуманы возможные формы контроля, сформулированы ожидаемые результаты обучения. При составлении программы учитывались следующие особенности учащегося: неустойчивое внимание, малый объем памяти, затруднения при воспроизведении материала, несформированность операций анализа, синтеза, сравнения.
Математика для обучающихся с умственной отсталостью является одним из основных учебных предметов. Готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально - трудовыми навыками. Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение математике носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками. Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными. Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Цели обучения математике:
• создание условий для подготовки учащейся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками;
развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжение образования;
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи
Образовательные:
дать учащейся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
• использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащиейся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
приобретение знаний о нумерации в пределах 1000 и арифметических действиях в данном пределе, об образовании, сравнении обыкновенных дробей и их видах, о задачах на кратное и разностное сравнение, нахождение периметра многоугольника, о единицах измерения длины массы, времени;
овладение способами деятельностей, способами индивидуальной, фронтальной, групповой деятельности;
освоение компетенций: коммуникативной, ценностно-ориентированной и учебно-познавательной.
Коррекционно-развивающие:
развивать речь учащейся, обогащая ее математической терминологией;
развивать пространственные представления учащейся;
развивать память, воображение, мышление;
развивать устойчивый интерес к знаниям.
Воспитательные:
воспитывать у учащейся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие абстрактных математических понятий;
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
развитие речи и обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Предложенная рабочая программа рассчитана на учащихся, обучающихся по индивидуальной адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью, обучающихся по решению ПМПК на индивидуальном /домашнем обучении.
Особенностями детей с умственной отсталостью являются:
сниженные познавательные интересы, познавательная пассивность;
затруднена целенаправленная деятельность и саморегуляция/самоконтроль деятельности, присутствует необходимость в регуляции со стороны;
нарушены процессы восприятия (затруднено целенаправленное восприятие), внимания (низкая продуктивность, трудности переключения), памяти (характерен низкий объем памяти) и мышления (уровень развития мышления, зона актуального развития, на 2-3 года ниже возрастной нормы);
характерен медленный темп деятельности;
повышена утомляемость, быстрая истощаемость;
зона ближайшего развития короче относительно нормы;
характерно запаздывание личностного развития (инфантильность, безответственность и пр.), что проявляется в наивности, излишней доверчивости, обидчивости, повышенной потребности в похвале, одобрении;
в поведении могут иногда проявляться: гиперактивность, тревога, агрессия и т.п..
Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков в развитии, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников и связь с реальной жизнью.
Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью на ступени основного общего образования заключаются в:
продолжении получения специальной помощи средствами образования на этапе основного общего образования;
учете замедленного темпа усвоения учебного материала, трудностей понимания и репрезентации изучаемого, особенно в рамках предметных областей «Математика и информатика»;
учете эмоциональной нестабильности учащихся, легкости возникновения у них особых психических состояний, затрудняющих объективную оценку имеющихся знаний, что требует организации текущей и итоговой государственной аттестации в иных формах;
особой установке педагогов на обеспечение комфортного самоощущения обучающихся с умственной отсталостью в условиях инклюзии, использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
комплексном сопровождении, гарантирующем:
поддержание оптимального функционального состояния ЦНС в период подростковой гормональной перестройки,
систематическую помощь в преодолении отдельных дисфункций, затрудняющих овладение адаптированной основной общеобразовательной программой основного общего образования (предшествующих и недостаточно компенсированных недостатков овладения чтением, письмом, счетными навыками, а также аналогичных недостатков связного высказывания, произвольной памяти и внимания, зрительно- моторной координации, пространственных и временных представлений),
инициацию преодоления потенциально дезадаптивных личностных черт и особенностей поведения, трудностей продуктивной коммуникации со взрослыми и сверстниками, инфантильной, негативистической и потребительской установок (формированию коммуникативной (конфликтной) и житейской компетентности, типичной для нормально развивающегося школьника определенного пола и возраста),
особое внимание к формированию морально-нравственной и мотивационно-потребностной сфер личности, формирование предпосылок.
Программа носит комплексный характер и обеспечивает:
психолого-педагогическую поддержку обучающегося с умственной отсталостью, особенно попавшего в трудную жизненную ситуацию;
выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающегося с умственной отсталостью в единстве урочной и внеурочной деятельности, в совместной педагогической работе специалистов системы общего и специального образования, семьи и других
4
институтов общества; интеграцию этой категории обучающихся в образовательной организации;
оказание в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии комплексной, индивидуально ориентированной, с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития,
психолого-медико-педагогической поддержки и сопровождения в условиях образовательного процесса;
создание специальных условий для обучения и воспитания обучающегося с умственной отсталостью, в том числе соблюдение максимально допустимого уровня нагрузки на учащегося.
Специальные условия обучения и воспитания заключаются в:
соблюдении допустимого уровня нагрузки, определяемого с помощью консультантов в области специального (дефектологического) образования и (или) медицинских работников;
обеспечении постоянного контроля за усвоением учебных знаний для профилактики пробелов в них вместе с щадящей системой оценивания;
организации систематической помощи в усвоении учебных предметов, требующих высокой степени сформированности абстрактно - логического мышления, в том числе с использованием специальных пособий и дидактических материалов;
изменением обычного для основного общего образования соотношения словесных, наглядных и практических методов обучения и воспитания;
разрешением пользоваться дополнительными техническими средствами при решении учебно-познавательных задач;
ориентацией при оценке результатов обучения на индивидуальную динамику освоения изучаемого предмета. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания программы и
коррекцию недостатков развития обучающихся с умственной отсталостью и способствует формированию у них учебных действий. В процессе обучения математике одним из направлений работы является коррекция высших психических функций обучающихся, развитие эмоционально - волевой и личностной сферы ребёнка и психокоррекция его поведения.
Важнейшее условие правильного построения учебного процесса - это доступность и эффективность обучения для каждого учащегося, что достигается выделения в каждой теме главного, и дифференциацией материала, отработкой на практике полученных знаний.
При организации учебных занятий с обучающимися с умственной отсталостью необходимо:
Осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и т.д.).
Использовать методы обучения, которые активизируют познавательную деятельность детей, развивают их речь и формируют необходимые навыки.
Корректировать деятельность обучающихся.
Соблюдать повторность обучения на всех этапах урока.
Проявлять особый педагогический такт. Постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.
Оптимальные условия для организации деятельности обучающихся на уроке заключается в:
рациональной дозировке на уроке содержания учебного материала;
выборе цели и средств ее достижения;
регулирование действий учеников;
побуждение обучающихся к деятельности на уроке;
развитие интереса к уроку;
чередование труда и отдыха.
Основными формами организации учебно-познавательной деятельности обучающихся являются:
объяснение нового материала с опорой на практические задания, на разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, памятки, опорные таблицы и т.д.;
закрепление изученного материала с использованием разноуровневого вариативного дидактического материала, предполагающего дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса и позволяющего постоянно осуществлять многократность повторения изученного;
обобщение и систематизация пройденного материала с использованием математических игр;
контроль полученных знаний и умений с использованием разноуровневых самостоятельных и контрольных работ, тестовых заданий.
Основные технологии:
проблемное обучение (постановка проблемной ситуации);
проектное обучение (создание слайдов, презентаций, краткосрочных проектов);
технологию дифференциации обучения (индивидуальные и разноуровневые задания);
технологии развития критического мышления через чтение и письмо;
игровые технологии (игровая форма работы на разных этапах урока);
технология интеграции уроков математики с другими предметами (установка межпредметных связей);
информационно-коммуникационные технологии;
технология сотрудничества и взаимопомощи (групповая работа, работа в парах);
технология использования занимательных и творческих заданий;
здоровьесберегающие технологии.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
устный счет;
беседа (диалог);
работа с книгой;
практическая деятельность: выполнение заданий по нумерации решение арифметических задач и задач с практическим содержанием;
, на сравнение, заданий вычислительного характера по алгоритмам,
самостоятельная работа по разноуровневым карточкам;
измерительные и графические работы.
Методология преподавания математики
При обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики используются следующие методы обучения:
объяснительно-иллюстративный метод, при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют материал в памяти;
репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации);
метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения);
частично - поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы).
Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики, должна строиться в соответствии со следующими основными положениями:
восполнение пробелов начального школьного математического развития детей путем обогащения чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности;
пропедевтический характер обучения: подбор заданий, подготавливающих учащихся к восприятию новых тем;
дифференцированный подход к детям - с учетом сформированности знаний, умений и навыков, осуществляемый при выделении следующих этапов работы: выполнение действий в материализованной форме, в речевом плане без наглядной опоры, в умственном плане;
формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления;
развитие общеинтеллектуальных умений и навыков - активизация познавательной деятельности: развитие зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций;
активизация речи детей в единстве с их мышлением;
выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предмету;
формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля.
Некоторые учащиеся незначительно, но постоянно отстают от одноклассников в усвоении математических знаний. Учитывая особенности этой группы школьников, настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала.
В программу включены темы, являющиеся новыми для данного года обучения. Повторение вопросов, изученных ранее, решение задач указанных в программе предшествующих лет обучения.
Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.
В 6 классе учащийся познакомится с многозначными числами в пределах 1 000 000 и операциями над числами в пределах 10 000, а так же решение примеров и задач с обыкновенными дробями. Для решения примеров на сложение и вычитание обыкновенных дробей берутся дроби с небольшими знаменателями.
Умение хорошо считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических упражнений. Упражнения по устному счету должны быть разнообразными по содержанию и интересными по изложению. Учитель постоянно учитывает, что учащийся с трудом понимает и запоминает задания на слух. В связи с этим на занятиях устным счетом необходимо вести запись цветными маркерами, применять в работе таблицы, использовать наглядные пособия, дидактический материал.
При обучении письменным вычислениям необходимо добиваться четкости и точности в записях арифметических действий, правильности вычислений и умений проверять решения. Обязательной должна стать на уроке работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя, сопровождающаяся выполнением письменных вычислений.
Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные письменные работы.
Систематический и регулярный опрос является обязательным видом работы на уроках математики.
При изучении дробей необходимо организовать с учащимся большое число практических работ, результатом которых является получение дробей и смешанных чисел.
На решение арифметических задач необходимо отводить не менее половины учебного времени, уделяя большое внимание самостоятельной работе. Наряду с решением готовых текстовых задач учитель учит преобразованию и составлению задач, т.е. творческой работе над ней. При подборе задач учитель не ограничивается только материалом учебника.
Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. На уроках геометрии учащийся учится распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Он знакомится со свойствами фигур, овладевает элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретает практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера. В 6 классе учащийся повторяет материал, изученный ранее: виды линий, построение треугольников по трем заданным сторонам, периметр, окружность, линии в круге, масштаб. Все чертежные работы выполняются с помощью инструментов на нелинованной бумаге.
2. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения математики в 6 классе обучающиеся должны ЗНАТЬ:
десятичный состав чисел в предел 1 000 000; разряды и классы;
основное свойство обыкновенных дробей;
зависимость между расстоянием, скоростью и временем;
различные случаи взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве;
свойства граней и ребер куба и бруса. УМЕТЬ:
устно складывать и вычитать круглые числа; читать, записывать под диктовку, откладывать на счетах, калькуляторе, сравнивать (больше, меньше) числа в пределах 1 000 000;
чертить нумерационную таблицу: обозначать разряды и классы; вписывать в нее числа; сравнивать; записывать числа, внесенные в таблицу, вне ее;
округлять числа до любого заданного разряда в пределах 1 000 000;
складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное число и круглые десятки числа в пределах 10 000, выполнять деление с остатком;
выполнять проверку арифметических действий; выполнять письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины и массы;
сравнивать смешанные числа;
заменять мелкие доли крупными, неправильные дроби целыми или смешанными числами;
складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями;
решать простые задачи на нахождение дроби от числа, разностное и кратное сравнение чисел, решать и составлять составные задачи на встречное движение двух тел;
чертить перпендикулярные прямые, параллельные прямые, на заданном расстоянии;
чертить высоту в треугольнике;
выделять, называть, пересчитывать элементы куба, бруса. Примечание
ОБЯЗАТЕЛЬНО:
уметь читать, записывать под диктовку, сравнивать (больше, меньше) в пределах 1 000 000;
округлять числа до заданного разряда;
складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное число и круглые десятки числа в пределах 10 000;
выполнять устное сложение и вычитание чисел в предела 100;
письменно складывать, вычитать числа, полученные при измерении, единицами стоимости, длины, массы;
читать, записывать под диктовку обыкновенные дроби и смешанные числа, знать виды обыкновенных дробей, сравнивать их с единицей;
узнавать случаи взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве; выделять, называть, элементы куба, бруса, их свойства.
3. Содержание учебного предмета
Нумерация (повторение) (11 часов).
Вводный инструктаж. Нумерация, образование, запись. Название чисел в пределах 1000. Определение количества разрядных единиц и общего количества единиц, десятки сотен в числах. Счет разрядными единицами. Решение заданий на счет разрядными единицами. Разложение чисел на разрядные слагаемые. Решение заданий на разложение чисел на разрядные слагаемые. Числа простые и составные. Применение простых и составных чисел при решении заданий. Обобщающий урок по теме «Нумерация в пределах 1000». Взаимное положение прямых на плоскости.
Арифметические действия с целыми числами в пределах 1000 (17 часов).
Сложение в пределах 1000, округление до десятков и сотен. Вычитание в пределах 1000, округление до десятков и сотен. Порядок действия в примерах без скобок. Порядок действия в примерах со скобками. Нахождение неизвестных компонентов сложения. Нахождение неизвестных компонентов вычитания. Табличное умножение. Табличное деление. Умножение на однозначное число. Деление на однозначное число. Решение задач на нахождение части числа. Составление и решение примеров по тексту. Решение текстовых задач на приведение к единице. Контрольная работа № 1 по теме «Сложение и вычитание чисел c переходом через разряд в пределах 1000».
Получение чисел при измерении. Преобразование чисел, полученных при измерении в более мелкие меры. Применение преобразования чисел, полученных при измерении в более мелкие меры, при решении заданий.
Нумерация многозначных чисел (1миллион) (9 часов).
Чтение и запись чисел в пределах 1 миллиона. Разрядная таблица. Разложение пятизначных чисел на разрядные слагаемые. Разложение
шестизначных чисел на разрядные слагаемые.
Контрольная работа № 2 «Нумерация многозначных чисел»
Округление чисел до десятых сотен. Округление чисел до десятков, сотен, единиц тысяч. Применение округления чисел при решении заданий. Римская нумерация.
Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000 (14 часов).
Сложение и вычитание круглых сотен. Решение составных арифметических задач на нахождение массы. Сложение многозначных чисел. Сложение трех слагаемых. Вычитание чисел в столбик. Сложение с переходом через разряд. Вычитание целых чисел. Вычитание чисел в столбик (в уменьшаемом есть нули). Порядок действий в примерах без скобок. Вычитание целых чисел из круглых тысяч. Проверка сложения вычитанием. Проверка вычитания сложением. Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого. Контрольная работа № 3 по теме: «Сложение и вычитание в пределах 10 000». Решение заданий по теме «Сложение и вычитание в пределах 10 000».
Геометрический материал (3 часа).
Взаимное положение прямых на плоскости. Пересекающиеся прямые (в том числе перпендикулярные). Не пересекающие прямые (параллельные прямые). Вычерчивание прямых (пересекающие, не пересекающие). Высота треугольника.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении (7 часов).
Сложение чисел полученных при измерении (соотношение 10 и 100). Вычитание чисел, полученных при измерении (соотношение 10 и 100). Сложение чисел полученных при измерении (соотношение1000). Вычитание чисел, полученных при измерении (соотношение1000). Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. Сложение и вычитание мер времени (минута, час, сутки). Решение заданий по теме «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении».
Обыкновенные дроби. Преобразование дробей (7 часов).
Чтение и запись обыкновенных дробей. Числитель и знаменатель дроби. Образование смешанного числа. Сравнение смешанных чисел. Основное свойство дроби. Замена неправильной дроби смешанным числом. Нахождение части от числа. Нахождение нескольких частей от числа. Контрольная работа № 4 по теме: «Обыкновенные дроби».
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями (17 часов).
Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей (с сокращением). Вычитание обыкновенной дроби из целого числа. Вычитание дроби из нескольких целых. Сложение смешанных чисел. Вычитание смешанных чисел. Вычитание смешанного числа из целого. Сложение и вычитание смешанного числа с целым. Порядок действий в примерах с обыкновенными дробями. Вычитание дроби из смешанного числа. Вычитание дроби из смешанного числа (когда из числителя числитель не вычитается). Вычитание смешанного числа из смешанного (когда из числителя числитель не вычитается). Сложение и вычитание смешанных чисел. Порядок действий в примерах с дробями без скобок. Порядок действий в примерах с дробями со скобками.
Контрольная работа № 5 по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».
Решение заданий по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».
Скорость. Время. Расстояние (5 часов).
Зависимость: скорость, время, расстояние (путь). Вычисление пути по скорости и времени. Вычисление скорости по времени и пути. Встречное движение. Решение задач. Решение задач на встречное движение.
Масштаб. Положение в пространстве (6 часов).
Масштаб 1:1000. Масштаб 1:10000. Масштаб 2:1; 10:1. Положение в пространстве: горизонтальное, вертикальное, наклонное. Уровень и отвес. Решение заданий по теме «Масштаб. Положение в пространстве».
Умножение многозначных чисел на однозначные число и круглые десятки (16 часов).
Правило умножения многозначных чисел на однозначные. Умножение многозначных чисел на однозначные. Порядок действий в примерах без скобок. Порядок действий в примерах со скобками. Решение задач на нахождение суммы. Поочередное умножение на однозначное число. Решение задач на умножение многозначных чисел на однозначные. Умножение на однозначное число. Умножение на однозначное число (нули на конце множителя). Умножение на однозначное число наиболее удобным способом. Порядок действий в примерах без скобок (умножение и вычитание).
Порядок действий (умножение со сложением). Порядок действий (умножение, сложение и вычитание). Умножение на круглые десятки. Решение заданий на умножение на круглые десятки.
Контрольная работа № 6 по теме: «Умножение многозначных чисел на однозначное число».
Деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки (34 часа).
Деление на однозначное число. Деление четырехзначных чисел на однозначное число. Деление на однозначное число с проверкой. Порядок действий в примерах. Порядок действий в примерах с умножением и делением. Правило деления на однозначное число. Деление на однозначное число. Деление на однозначное число (нуль в частном). Деление на однозначное число с проверкой. Прямая пропорциональная зависимость. Решение задач на прямую пропорциональную зависимость.
Контрольная работа № 7 на тему: «Деление многозначных чисел на однозначное число».
Решение заданий по теме «Деление на однозначное число». Деление на однозначное число (делимое оканчивается нулями). Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа. Решение задач на нахождение дроби от числа. Применение деления на однозначное число при решении заданий. Деление II ступени. Порядок действий в примерах с делением II ступени. Деление II ступени на однозначное число с проверкой. Применение пропорциональной зависимости при решении задач. Решение задач на пропорциональную зависимость. Решение примеров в два действия. Решение примеров в три действия. Решение задач на нахождение части числа. Решение задач на встречное движение. Действия II ступени. Деление на круглые десятки. Деление с остатком. Решение заданий по теме «Умножение и деление на однозначное число и круглые десятки». Применение деления с остатком при решении заданий. Деление с проверкой. Умножение и деление на однозначное число с проверкой. Умножение и деление на круглые десятки.
Геометрический материал (10 часов).
Многоугольники. Вычисление периметра многоугольников. Высота треугольника, квадрата, прямоугольника. Куб, брус, шар - геометрические тела. Куб - элементы куба. Брус. Элементы бруса. Геометрические фигуры на плоскости. Ломаная прямая линия и вычисление ее длины. Построение треугольников по длинам сторон. Вычисление периметра треугольника. Решение заданий по теме «Построение треугольников по длинам сторон. Вычисление периметра треугольника».
Таблица классов и разрядов. Разложение чисел на разрядные слагаемые. Округление чисел до указанного разряда. Сложение и вычитание целых чисел с проверкой. Увеличение и уменьшение чисел на несколько единиц. Нахождение неизвестных компонентов в сложении и вычитании. Умножение на однозначное число с проверкой. Деление на однозначное число с проверкой. Порядок действий. Порядок действий II ступени. Контрольная работа № 8 по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000».
Взаимное положение прямых на плоскости. Взаимно-параллельные прямые. Масштаб. Вычисление периметра многоугольников. Ломаная линия и вычисление ее длины. Построение треугольников по длинам сторон. Высота треугольника. Куб, элемента куба. Брус, элементы бруса. Геометрия в нашей жизни. Составление примеров по тексту и их решение. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. Порядок действий в примерах с обыкновенными дробями. Порядок действий в примерах со скобками. Порядок действий в примерах без скобок. Нахождение части от числа. Решение задач на нахождение части от числа. Решение задач на нахождение остатка. Решение задач на нахождение суммы. Решение задач на встречное движение Преобразование, сложение и вычитание обыкновенных дробей Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Правило умножения многозначных чисел на однозначные. Умножение многозначных чисел на однозначные. Правило деления на однозначное число. Деление на однозначное число.
Контрольная работа №9 по теме «Арифметические действия с числами в пределах 10 000».
Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа. Решение задач на нахождение дроби от числа. Применение пропорциональной зависимости при решении задач. Решение задач на пропорциональную зависимость. Контрольная работа №10 «Итоговая контрольная работа»
Применение деления с остатком при решении заданий. Деление с проверкой. Умножение и деление на однозначное число с проверкой. Умножение и деление на круглые десятки. Решение примеров и задач с неизвестными числами.
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
№ раздела темы | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Из них К/Р |
1 | Нумерация (повторение) | 11 | - |
2 | Арифметические действия с целыми числами в пределах 1000. | 17 | 1 |
3 | Нумерация многозначных чисел (1миллион). | 9 | 1 |
4 | Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000. | 14 | 1 |
5 | Геометрический материал | 3 | - |
6 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении | 7 | 1 |
7 | Обыкновенные дроби. Преобразование дробей | 7 | 1 |
8 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 17 | 1 |
9 | Скорость. Время. Расстояние | 5 | - |
10 | Масштаб. Положение в пространстве. | 6 | - |
11 | Умножение многозначных чисел на однозначные число и круглые десятки | 16 | 1 |
12 | Деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки | 34 | - |
13 | Геометрический материал | 10 | - |
| | | |
| | | |
14 | Повторение. | 48 | 3 |
| ИТОГО: | 204 | 10 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол- | Повторение | Дата |
п/п | | во | | проведения |
| | часов | | по плану | по факту |
1. Нумерация (повторение) (11 часов). |
1 | Вводный инструктаж. Нумерация, образование, запись. | 1 | Нумерация, образование, запись. | | |
2 | Название чисел в пределах 1000. | 1 | Нумерация, образование, запись. | | |
3 | Определение количества разрядных единиц и общего количества единиц, десятки сотен в числах. | 1 | Название чисел в пределах 1000. | | |
4 | Счет разрядными единицами. | 1 | Название чисел в пределах 1000. | | |
5 | Решение заданий на счет разрядными единицами. | 1 | Определение количества разрядных единиц и общего количества единиц, десятки сотен в числах. | | |
6 | Разложение чисел на разрядные слагаемые. | 1 | Определение количества разрядных единиц и общего количества единиц, десятки сотен | | |
| | | в числах. | | |
7 | Решение заданий на разложение чисел на разрядные слагаемые. | 1 | Счет разрядными единицами. | | |
8 | Числа простые и составные. | 1 | Счет разрядными единицами. | | |
9 | Применение простых и составных чисел при решении заданий. | 1 | Решение заданий на счет разрядными единицами. | | |
10 | Обобщающий урок по теме «Нумерация в пределах 1000». | 1 | Решение заданий на счет разрядными единицами. | | |
11 | Взаимное положение прямых на плоскости. | 1 | Разложение чисел на разрядные слагаемые. | | |
2. Арифметические действия с целыми числами в пределах 1000 (17 часов). |
12 | Сложение в пределах 1000, округление до десятков и сотен. | 1 | Решение заданий на разложение чисел на разрядные слагаемые. | | |
13 | Вычитание в пределах 1000, округление до десятков и сотен. | 1 | Решение заданий на разложение чисел на разрядные слагаемые. | | |
14 | Порядок действия в примерах без скобок. | 1 | Числа простые и составные. | | |
15 | Порядок действия в примерах со скобками. | 1 | Числа простые и составные. | | |
16 | Нахождение неизвестных компонентов сложения. | 1 | Применение простых и составных чисел при решении заданий. | | |
17 | Нахождение неизвестных компонентов вычитания. | 1 | Применение простых и составных чисел при решении заданий. | | |
18 | Табличное умножение. | 1 | Взаимное положение прямых на плоскости. | | |
19 | Табличное деление. | 1 | Взаимное положение прямых на плоскости. | | |
20 | Умножение на однозначное число. | 1 | Сложение в пределах 1000, округление до десятков и сотен. | | |
21 | Деление на однозначное число. | 1 | Сложение в пределах 1000, округление до десятков и сотен. | | |
22 | Решение задач на нахождение части числа. | 1 | Вычитание в пределах 1000, округление до десятков и сотен. | | |
23 | Составление и решение примеров по тексту. | 1 | Вычитание в пределах 1000, округление до десятков и сотен. | | |
24 | Решение текстовых задач на приведение к единице. | 1 | Порядок действия в примерах без скобок. | | |
25 | Контрольная работа № 1 по теме «Сложение и вычитание чисел c переходом через разряд в пределах 1000». | 1 | Порядок действия в примерах без скобок. | | |
26 | Получение чисел при измерении. | 1 | Порядок действия в примерах со скобками. | | |
27 | Преобразование чисел, полученных при измерении в более мелкие меры. | 1 | Порядок действия в примерах со скобками. | | |
28 | Применение преобразования чисел, полученных при измерении в | 1 | Порядок действия в примерах со скобками. | | |
| более мелкие меры, при решении заданий. | | | | |
3. Нумерация многозначных чисел (1миллион) (9 часов). |
29 | Чтение и запись чисел в пределах 1 миллиона. | 1 | Нахождение неизвестных компонентов сложения. | | |
30 | Разрядная таблица. | 1 | Нахождение неизвестных компонентов сложения. | | |
31 | Разложение пятизначных чисел на разрядные слагаемые. | 1 | Нахождение неизвестных компонентов вычитания. | | |
32 | Разложение шестизначных чисел на разрядные слагаемые. | 1 | Нахождение неизвестных компонентов вычитания. | | |
33 | Контрольная работа № 2 «Нумерация многозначных чисел» | 1 | Табличное умножение. | | |
34 | Округление чисел до десятых сотен. | 1 | Табличное умножение. | | |
35 | Округление чисел до десятков, сотен, единиц тысяч. | 1 | Табличное деление. | | |
36 | Применение округления чисел при решении заданий. | 1 | Табличное деление. | | |
37 | Римская нумерация. | 1 | Табличное деление. | | |
4. Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000 (14 часов). |
38 | Сложение и вычитание круглых сотен. | 1 | Умножение на однозначное число. | | |
39 | Решение составных арифметических задач на нахождение массы. | 1 | Умножение на однозначное число. | | |
40 | Сложение многозначных чисел. | 1 | Деление на однозначное число. | | |
41 | Сложение трех слагаемых. | 1 | Деление на однозначное число. | | |
42 | Вычитание чисел в столбик. | 1 | Решение задач на нахождение части числа. | | |
43 | Сложение с переходом через разряд. | 1 | Решение задач на нахождение части числа. | | |
44 | Вычитание целых чисел. | 1 | Составление и решение примеров по тексту. | | |
45 | Вычитание чисел в столбик (в уменьшаемом есть нули). | 1 | Составление и решение примеров по тексту. | | |
46 | Порядок действий в примерах без скобок. | 1 | Решение текстовых задач на приведение к единице. | | |
47 | Вычитание целых чисел из круглых тысяч. Проверка сложения вычитанием. | 1 | Решение текстовых задач на приведение к единице. | | |
48 | Проверка вычитания сложением. | 1 | Получение чисел при измерении. | | |
49 | Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого. | 1 | Получение чисел при измерении. | | |
50 | Контрольная работа № 3 по теме: «Сложение и вычитание в пределах 10 000». | 1 | Преобразование чисел, полученных при измерении в более мелкие меры. | | |
51 | Решение заданий по теме «Сложение и вычитание в пределах 10 000». | 1 | Преобразование чисел, полученных при измерении в более мелкие меры. | | |
5. Геометрический материал (3 часа). |
52 | Взаимное положение прямых на плоскости. Пересекающиеся прямые (в том числе перпендикулярные). | 1 | Применение преобразования чисел, полученных при измерении в более мелкие меры, при решении задний. | | |
53 | Не пересекающие прямые (параллельные прямые). Вычерчивание прямых (пересекающие, не пересекающие). | 1 | Применение преобразования чисел, полученных при измерении в более мелкие меры, при решении задний. | | |
54 | Высота треугольника. | 1 | Применение преобразования чисел, полученных при измерении в более мелкие меры, при решении задний. | | |
6. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении (7 часов). |
55 | Сложение чисел полученных при измерении (соотношение 10 и 100). | 1 | Чтение и запись чисел в пределах 1 миллиона. | | |
56 | Вычитание чисел, полученных при измерении (соотношение 10 и 100). | 1 | Чтение и запись чисел в пределах 1 миллиона. | | |
57 | Сложение чисел полученных при измерении (соотношение1000). | 1 | Разрядная таблица. | | |
58 | Вычитание чисел, полученных при измерении (соотношение1000). | 1 | Разрядная таблица. | | |
59 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. | 1 | Разложение пятизначных чисел на разрядные слагаемые. | | |
60 | Сложение и вычитание мер времени (минута, час, сутки). | 1 | Разложение пятизначных чисел на разрядные слагаемые. | | |
61 | Решение заданий по теме «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении». | 1 | Разложение шестизначных чисел на разрядные слагаемые. | | |
7. Обыкновенные дроби. Преобразование дробей (7 часов). |
62 | Чтение и запись обыкновенных дробей. Числитель и знаменатель дроби. | 1 | Округление чисел до десятых сотен. | | |
63 | Образование смешанного числа. Сравнение смешанных чисел. | 1 | Округление чисел до десятых сотен. | | |
64 | Основное свойство дроби. | 1 | Округление чисел до десятков, сотен, единиц тысяч. | | |
65 | Замена неправильной дроби смешанным числом. | 1 | Округление чисел до десятков, сотен, единиц тысяч. | | |
66 | Нахождение части от числа. | 1 | Применение округления чисел при решении заданий. | | |
67 | Нахождение нескольких частей от числа. | 1 | Применение округления чисел при решении заданий. | | |
68 | Контрольная работа № 4 по теме: «Обыкновенные дроби». | 1 | Римская нумерация. | | |
8. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями (17 часов). |
69 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей. | 1 | Сложение и вычитание круглых сотен. | | |
70 | Сложение и вычитание дробей (с сокращением). | 1 | Решение составных арифметических задач на нахождение массы. | | |
71 | Вычитание обыкновенной дроби из целого числа. | 1 | Сложение многозначных чисел. | | |
72 | Вычитание дроби из нескольких целых. | 1 | Сложение трех слагаемых. | | |
73 | Сложение смешанных чисел. | 1 | Вычитание чисел в столбик. | | |
74 | Вычитание смешанных чисел. | 1 | Сложение с переходом через разряд. | | |
75 | Вычитание смешанного числа из целого. | 1 | Вычитание целых чисел. | | |
76 | Сложение и вычитание смешанного числа с целым. | 1 | Вычитание чисел в столбик (в уменьшаемом есть нули). | | |
77 | Порядок действий в примерах с обыкновенными дробями. | 1 | Порядок действий в примерах без скобок. | | |
78 | Вычитание дроби из смешанного числа. | 1 | Вычитание целых чисел из круглых тысяч. | | |
| | Проверка сложения вычитанием. | | |
79 | Вычитание дроби из смешанного числа (когда из числителя | 1 | Проверка вычитания сложением. | | |
| числитель не вычитается). | | | |
80 | Вычитание смешанного числа из смешанного (когда из числителя числитель не вычитается). | 1 | Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого. | | |
81 | Сложение и вычитание смешанных чисел. | 1 | Решение заданий по теме «Сложение и | | |
| | вычитание в пределах 10 000». | | |
82 | Порядок действий в примерах с дробями без скобок. | 1 | Решение заданий по теме «Сложение и вычитание в пределах 10 000». | | |
83 | Порядок действий в примерах с дробями со скобками. | 1 | Решение заданий по теме «Сложение и вычитание в пределах 10 000». | | |
84 | Контрольная работа № 5 по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями». | 1 | Решение заданий по теме «Сложение и вычитание в пределах 10 000». | | |
85 | Решение заданий по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями». | 1 | Решение заданий по теме «Сложение и вычитание в пределах 10 000». | | |
9. Скорость. Время. Расстояние (5 часов). |
86 | Зависимость: скорость, время, расстояние (путь). | 1 | Взаимное положение прямых на плоскости. Пересекающиеся прямые (в том числе перпендикулярные). | | |
87 | Вычисление пути по скорости и времени. | 1 | Не пересекающие прямые (параллельные | | |
| | | прямые). Вычерчивание прямых (пересекающие, не пересекающие). | | |
88 | Вычисление скорости по времени и пути. | 1 | Высота треугольника. | | |
89 | Встречное движение. Решение задач. | 1 | Высота треугольника. | | |
90 | Решение задач на встречное движение. | 1 | Высота треугольника. | | |
10. Масштаб. Положение в пространстве (6 часов). |
91 | Масштаб 1:1000. | 1 | Сложение чисел полученных при измерении (соотношение 10 и 100). | | |
92 | Масштаб 1:10000. | 1 | Вычитание чисел, полученных при измерении (соотношение 10 и 100). | | |
93 | Масштаб 2:1; 10:1. | 1 | Сложение чисел полученных при измерении (соотношение1000). | | |
94 | Положение в пространстве: горизонтальное, вертикальное, наклонное. | 1 | Вычитание чисел, полученных при измерении (соотношение1000). | | |
95 | Уровень и отвес. | 1 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. | | |
96 | Решение заданий по теме «Масштаб. Положение в пространстве». | 1 | Сложение и вычитание мер времени (минута, час, сутки). | | |
11. Умножение многозначных чисел на однозначные число и круглые десятки (16 часов). |
97 | Правило умножения многозначных чисел на однозначные. | 1 | Чтение и запись обыкновенных дробей. Числитель и знаменатель дроби. | | |
98 | Умножение многозначных чисел на однозначные. | 1 | Образование смешанного числа. Сравнение смешанных чисел. | | |
99 | Порядок действий в примерах без скобок. | 1 | Основное свойство дроби. | | |
100 | Порядок действий в примерах со скобками. | 1 | Замена неправильной дроби смешанным числом. | | |
101 | Решение задач на нахождение суммы. | 1 | Нахождение части от числа. | | |
102 | Поочередное умножение на однозначное число. | 1 | Нахождение нескольких частей от числа. | | |
103 | Решение задач на умножение многозначных чисел на однозначные. | 1 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей. | | |
104 | Умножение на однозначное число. | 1 | Сложение и вычитание дробей (с сокращением). | | |
105 | Умножение на однозначное число (нули на конце множителя). | 1 | Вычитание обыкновенной дроби из целого числа. | | |
106 | Умножение на однозначное число наиболее удобным способом. | 1 | Вычитание дроби из нескольких целых. | | |
107 | Порядок действий в примерах без скобок (умножение и вычитание). | 1 | Сложение смешанных чисел. | | | |
108 | Порядок действий (умножение со сложением). | 1 | Вычитание смешанных чисел. | | |
109 | Порядок действий (умножение, сложение и вычитание). | 1 | Вычитание смешанного числа из целого. | | |
110 | Умножение на круглые десятки. | 1 | Сложение и вычитание смешанного числа с целым. | | |
111 | Решение заданий на умножение на круглые десятки. | 1 | Порядок действий в примерах с обыкновенными дробями. | | |
112 | Контрольная работа № 6 по теме: «Умножение многозначных чисел на однозначное число». | 1 | Вычитание дроби из смешанного числа. | | |
12. Деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки (34 часа). | |
113 | Деление на однозначное число. | 1 | Вычитание смешанного числа из смешанного (когда из числителя числитель не вычитается). | | | |
114 | Деление четырехзначных чисел на однозначное число | 1 | Сложение и вычитание смешанных чисел. | | |
115 | Деление на однозначное число с проверкой. | 1 | Порядок действий в примерах с дробями без скобок. | | |
116 | Порядок действий в примерах. | 1 | Порядок действий в примерах с дробями со скобками. | | |
117 | Порядок действий в примерах с умножением и делением. | 1 | Зависимость: скорость, время, расстояние (путь). | | |
118 | Правило деления на однозначное число. | 1 | Вычисление пути по скорости и времени. | | |
119 | Деление на однозначное число. | 1 | Вычисление скорости по времени и пути. | | |
120 | Деление на однозначное число (нуль в частном). | 1 | Встречное движение. Решение задач. | | |
121 | Деление на однозначное число с проверкой. | 1 | Решение задач на встречное движение. | | |
122 | Прямая пропорциональная зависимость. | 1 | Решение задач на встречное движение. | | |
123 | Решение задач на прямую пропорциональную зависимость. | 1 | Решение задач на встречное движение. | | |
124 | Контрольная работа № 7 на тему: «Деление многозначных чисел на однозначное число». | 1 | Решение задач на встречное движение. | | |
125 | Решение заданий по теме «Деление на однозначное число». | 1 | Масштаб 1:1000. | | |
126 | Деление на однозначное число (делимое оканчивается нулями). | 1 | Масштаб 1:10000. | | |
127 | Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа. | 1 | Масштаб 2:1; 10:1. | | |
128 | Решение задач на нахождение дроби от числа. | 1 | Положение в пространстве: горизонтальное, вертикальное, наклонное. | | |
129 | Применение деления на однозначное число при решении заданий. | 1 | Уровень и отвес. | | |
130 | Деление II ступени. | 1 | Решение заданий по теме «Масштаб. Положение в пространстве». | | |
131 | Порядок действий в примерах с делением II ступени. | 1 | Правило умножения многозначных чисел на однозначные. | | |
132 | Деление II ступени на однозначное число с проверкой. | 1 | Умножение многозначных чисел на однозначные. | | |
133 | Применение пропорциональной зависимости при решении задач. | 1 | Порядок действий в примерах без скобок. | | |
134 | Решение задач на пропорциональную зависимость. | 1 | Порядок действий в примерах со скобками. | | |
135 | Решение примеров в два действия. | 1 | Решение задач на нахождение суммы. | | |
136 | Решение примеров в три действия. | 1 | Поочередное умножение на однозначное число. | | |
137 | Решение задач на нахождение части числа. | 1 | Решение задач на умножение многозначных чисел на однозначные. | | |
138 | Решение задач на встречное движение. | 1 | Умножение на однозначное число. | | |
139 | Действия II ступени. | 1 | Умножение на однозначное число (нули на конце множителя). | | |
140 | Деление на круглые десятки. | 1 | Умножение на однозначное число наиболее удобным способом. | | |
141 | Деление с остатком. | 1 | Порядок действий в примерах без скобок (умножение и вычитание). | | |
142 | Решение заданий по теме «Умножение и деление на однозначное число и круглые десятки». | 1 | Порядок действий (умножение со сложением). | | |
143 | Применение деления с остатком при решении заданий. | 1 | Порядок действий (умножение, сложение и вычитание). | | |
144 | Деление с проверкой. | 1 | Умножение на круглые десятки. | | |
145 | Умножение и деление на однозначное число с проверкой. | 1 | Решение заданий на умножение на круглые десятки. | | |
146 | Умножение и деление на круглые десятки. | 1 | Умножение чисел | | |
13. Геометрический материал (10 часов). |
147 | Многоугольники. Вычисление периметра многоугольников. | 1 | Деление на однозначное число. | | |
148 | Высота треугольника, квадрата, прямоугольника. | 1 | Деление четырехзначных чисел на однозначное число | | |
149 | Куб, брус, шар - геометрические тела. | 1 | Деление на однозначное число с проверкой. | | |
150 | Куб - элементы куба. | 1 | Порядок действий в примерах. | | |
151 | Брус. Элементы бруса. | 1 | Порядок действий в примерах с умножением и делением. | | |
152 | Геометрические фигуры на плоскости. | 1 | Правило деления на однозначное число. | | |
153 | Ломаная прямая линия и вычисление ее длины. | 1 | Деление на однозначное число. | | |
154 | Построение треугольников по длинам сторон. | 1 | Деление на однозначное число (нуль в частном). | | |
155 | Вычисление периметра треугольника. | 1 | Деление на однозначное число с проверкой. | | |
156 | Решение заданий по теме «Построение треугольников по длинам сторон. Вычисление периметра треугольника». | 1 | Прямая пропорциональная зависимость. | | |
14. Повторение (48 часов). |
157 | Таблица классов и разрядов. | 1 | Таблица классов и разрядов. | | |
158 | Разложение чисел на разрядные слагаемые. | 1 | Разложение чисел на разрядные слагаемые. | | |
159 | Округление чисел до указанного разряда. | 1 | Округление чисел до указанного разряда. | | |
160 | Сложение и вычитание целых чисел с проверкой. | 1 | Сложение и вычитание целых чисел с проверкой. | | |
161 | Увеличение и уменьшение чисел на несколько единиц. | 1 | Увеличение и уменьшение чисел на несколько единиц. | | |
162 | Нахождение неизвестных компонентов в сложении и вычитании. | 1 | Нахождение неизвестных компонентов в сложении и вычитании. | | |
163 | Умножение на однозначное число с проверкой. | 1 | Умножение на однозначное число с проверкой. | | |
164 | Деление на однозначное число с проверкой. | 1 | Деление на однозначное число с проверкой. | | |
165 | Порядок действий. | 1 | Порядок действий. | | |
166 | Порядок действий II ступени. | 1 | Порядок действий II ступени. | | |
167 | Контрольная работа № 8 по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000». | 1 | Способы решения задач. | | |
168 | Взаимное положение прямых на плоскости. | 1 | Взаимное положение прямых на плоскости. | | |
169 | Взаимно-параллельные прямые. | 1 | Взаимно-параллельные прямые. | | |
170 | Масштаб. | 1 | Масштаб. | | |
171 | Вычисление периметра многоугольников. | 1 | Вычисление периметра многоугольников. | | |
172 | Ломаная линия и вычисление ее длины. | 1 | Ломаная линия и вычисление ее длины. | | |
173 | Построение треугольников по длинам сторон. | 1 | Построение треугольников по длинам сторон. | | |
174 | Высота треугольника. | 1 | Высота треугольника. | | |
15 | Куб, элемента куба. | 1 | Куб, элемента куба. | | |
176 | Брус, элементы бруса. | 1 | Брус, элементы бруса. | | |
177 | Геометрия в нашей жизни. | 1 | Геометрия в нашей жизни. | | |
178 | Составление примеров по тексту и их решение. | 1 | Составление примеров по тексту и их решение. | | |
179 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. | 1 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. | | |
180 | Порядок действий в примерах с обыкновенными дробями. | 1 | Порядок действий в примерах с обыкновенными дробями. | | |
181 | Порядок действий в примерах со скобками. | 1 | Порядок действий в примерах со скобками. | | |
182 | Порядок действий в примерах без скобок. | 1 | Порядок действий в примерах без скобок. | | |
183 | Нахождение части от числа. | 1 | Нахождение части от числа. | | |
184 | Решение задач на нахождение части от числа. | 1 | Решение задач на нахождение части от числа. | | |
185 | Решение задач на нахождение остатка. | 1 | Решение задач на нахождение остатка. | | |
186 | Решение задач на нахождение суммы. | 1 | Решение задач на нахождение суммы. | | |
187 | Решение задач на встречное движение | 1 | Решение задач на встречное движение | | |
188 | Преобразование, сложение и вычитание обыкновенных дробей | 1 | Преобразование, сложение и вычитание обыкновенных дробей | | |
189 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей | 1 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей | | |
190 | Правило умножения многозначных чисел на однозначные. | 1 | Правило умножения многозначных чисел на однозначные. | | |
191 | Умножение многозначных чисел на однозначные. | 1 | Умножение многозначных чисел на однозначные. | | |
192 | Правило деления на однозначное число. | 1 | Правило деления на однозначное число. | | |
193 | Деление на однозначное число. | 1 | Деление на однозначное число. | | |
194 | Контрольная работа №9 по теме «Арифметические действия с числами в пределах 10 000». | 1 | Действия с дробями. | | |
195 | Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа. | 1 | Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа. | | |
196 | Решение задач на нахождение дроби от числа. | 1 | Решение задач на нахождение дроби от числа. | | |
197 | Применение пропорциональной зависимости при решении задач. | 1 | Применение пропорциональной зависимости при решении задач. | | |
198 | Решение задач на пропорциональную зависимость. | 1 | Решение задач на пропорциональную зависимость. | | |
199 | Контрольная работа №10 «Итоговая контрольная работа» | 1 | Решение задач на пропорциональную зависимость. | | |
200 | Применение деления с остатком при решении заданий. | 1 | Применение деления с остатком при решении заданий. | | |
201 | Деление с проверкой. | 1 | Деление с проверкой. | | |
202 | Умножение и деление на однозначное число с проверкой. | 1 | Умножение и деление на однозначное число с проверкой. | | |
203 | Умножение и деление на круглые десятки. | 1 | Умножение и деление на круглые десятки. | | |
204 | Решение примеров и задач с неизвестными числами. | 1 | Решение примеров и задач с неизвестными числами. | | |
6. Оценочные материалы 6.1. Критерии и нормы оценки знаний обучающегося с умственной отсталостью
Знания и умения учащихся по математике оцениваются по результатам текущих и итоговых письменных работ.
Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т. д.), либо комбинированными,— это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала. Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся требовалось в VI классе 35 — 40 мин. Причем за указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но и успеть ее проверить.
В комбинированную контрольную работу могут быть включены; 1—3 простые задачи, или 1—3 простые задачи и составная, или 2 составные задачи, примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий) математический диктант, сравнение чисел, математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.
При оценки письменных работ учащихся по математике грубыми ошибками следует считать; неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил и неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.
Негрубыми ошибками считаются ошибки допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов, действий, величин и др.).
Оценка комбинированных письменных работ учащихся
Отметка «5» ставится, если: работа выполнена полностью; в решении нет математических ошибок (возможна одна неточ ность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если: работа выполнена полностью, но допущена одна ошибка или два-три недочета в примерах или в задаче, ри сунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если: допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в решениях примеров и задач, рисунках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которыгх не предусматривается решение задач:
Оценка «5» ставится, если все задания выполнены правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1—2 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если допущены 1—2 грубые ошибки или 3—4 негрубые.
Оценка «2» ставится, если допущены 3—4 грубые шибки и ряд негрубых.
При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием (решение задач на вычисление градусной меры углов, площадей, объемов и т. д., задач на измерение и построение и др.): Оценка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1— 2 негрубые ошибки при решении задач на вычисление или измерение, а построение выполнено недостаточно точно.
Оценка «3» ставится, если не решена одна из двух-трех данных задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; если построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении геометрических фигур буквами.
Оценка «2» ставится, если не решены две задачи на вычисление, получен неверный результат при измерении или нарушена последовательность построения геометрических фигур.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится ученику, если он; а) дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями; б) умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения; в) умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления; г) правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости их пространстве, д) правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но: а) при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; б) при вычислениях,
26
в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов; в) при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий; г) с незначительной по мощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу; д) выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.
Все недочеты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя, сосредоточивающего внимание ученика на существенных особенностях задания, приемах его выполнения, способах объяснения. Если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка «5».
Оценка «З» ставится ученику, если он: а) при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила может их применять; б) производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий; в) понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя; г) узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя; д) правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы демонстрации приёмов ее выполнения. Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает, незнание большей части программного материала не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся.
6.2. График проведения контрольных работ:
№ п/п | Тема | Форма проведения | Дата |
1 | «Сложение и вычитание чисел c переходом через разряд в пределах 1000» | Письменная работа | |
2 | «Нумерация многозначных чисел» | Письменная работа | |
3 | «Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000» | Письменная работа | |
4 | «Обыкновенные дроби» | Письменная работа | |
5 | «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» | Письменная работа | |
6 | «Умножение многозначных чисел на однозначное число» | Письменная работа | |
7 | «Деление многозначных чисел на однозначное число» | Письменная работа | |
8 | «Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000» | Письменная работа | |
9 | «Арифметические действия с числами в пределах 10 000» | Письменная работа | |
10 | «Итоговая контрольная работа» | Письменная работа | |
6.3. Контрольные работы:
Контрольная работа №1 «Сложение и вычитание чисел c переходом через разряд в пределах 1000»
вариант
В первый день автомобиль проехал 322 км, во второй на 137 км меньше, чем в первый, а в третий на 75 км больше, чем во второй день. Сколько километров проехал автомобиль за три дня?
456+345
227+(1000-679)
601-(296+145)
В летнем лагере за первую смену отдохнуло 326 человек, во вторую на 76 человек больше, чем в первую смену, а в третью на 129 человек меньше, чем во вторую. Сколько человек отдохнуло в летнем лагере за три смены?
182+549
431+(1000-894)
812-(435+178)
Контрольная работа №2 «Нумерация многозначных чисел»
Вариант 1
В спортивном лагере отдыхают 160 детей. 56 детей пошли в поход. Сколько детей осталось в лагере?
89348 10463 790415
60454 293194
Вариант 2
Привезли 210 саженцев клена. После посадки осталось 56 саженцев. Сколько саженцев клена уже посадили?
348726 90724
60454 293194
Контрольная работа №3 «Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000»
I вариант
В школьном саду собрали яблок 2 480 кг, груш - на 685 кг больше, чем яблок, а слив - на 340 кг меньше, чем груш. Сколько всего килограммов фруктов собрали в саду? • Решите примеры. 5307 - 1 693 + 3 245
356 + 1 644 (проверить вычитанием)
045 - 2 423 (проверить сложением)
II вариант
На птицефабрике было 3 360 гусей, уток на 960 больше, чем гусей, а кур на 345 меньше, чем уток. Сколько птицы было на птицефабрике?
267 - 1 733 + 3 101
2 348 + 3 456 (проверить вычитанием)
154 - 2 445 (проверить сложением)
Контрольная работа №4 «Обыкновенные дроби»
вариант
В овощной магазин привезли 1350 ц моркови, свеклы на 235 ц больше, чем моркови, а капусты на 308 ц меньше, чем свеклы. Сколько центнеров овощей привезли в магазин?
9
4
12 30 21
5 4
В июне за городом отдыхало 2205 детей, в июле на 126 детей больше, чем в июне, а в августе на 347 детей меньше, чем в июле. Сколько детей отдохнуло за городом за три месяца?
9
4
5 7 15 40 14
5 2
Контрольная работа №5 «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»
вариант
Масса трех щук составляет 10 кг. Масса первой щуки составляет 2 3_ кг, а масса второй - на 3 1 кг больше
25 25
первой. Чему равна масса третьей щуки?
2 1 .... 5 1 4 3 .... 4 3
4 8 10
4 .... 1 3 3 5 .... 7 5
5 9 9
8 - 7 3 4 5 + 3
8 8 7 5 - 2 9 5 4 + 3 8
16 16 9 9
вариант
В овощную палатку приве ли 1 3_ ц моркови, и 1 ц свеклы. К вечеру продали 2 ц привезенных овощей.
5 5 5
Сколько центнеров овощей осталось в палатке?
1 .... 1 1 3 1 .... 3 1 5 5 10 6
2 1 .... 2 3 4 4
2 2 .... 3 2 3 3
7 - 1 1 1 + 2 7
4 10 10
5 3 - 2 1 8 2 + 2 7
4 4 9 9
Контрольная работа №6 «Умножение многозначных чисел на однозначное число»
I вариант
Школа закупила 583 билета в театр, билетов в цирк в 2 раза больше и 105 билетов на концерт. Сколько билетов закупила школа?
2 804 • 3 (484 + 1 278)• 5
1 152 • 4 (6 304 - 5 840) • 3
II вариант
Магазин продал 164 пары женской обуви, детской в 2 раза больше и 234 пары мужской обуви. Сколько всего пар обуви продал магазин?
1 901 • 3 (1 287 + 2 300) • 2
1 483 • 2 (4 700 - 3 942) • 4
Контрольная работа №7 «Деление многозначных чисел на однозначное число»
вариант
В швейной мастерской было 1 263 м полотна. Из третьей части всего полотна сшили несколько комплектов постельного белья. Сколько метров полотна осталось?
3054 : 2
С опытного участка собрали 1230 кг овощей. Половину всех овощей отправили в магазин. Сколько килограммов овощей осталось?
1275 : 3 7130 : 5
Контрольная работа №8 «Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000»
вариант
На трех теплоходах плыло 1425 туристов. На одном теплоходе 518 туристов, на другом - 487 туристов. Сколько туристов плыло на третьем теплоходе?
х-356=474
На фабрике изготовили 6450 м искусственного шелка, а натурального на 4890 м меньше. Сколько метров шелка изготовили на фабрике?
х-2448=4089
Контрольная работа №9 «Арифметические действия с числами в пределах 10 000»
вариант
С одного участка собрали 1 350 кг клубники, с другого - в 2 раза больше, чем с первого, а с третьего участка - в 3 раза меньше, чем со второго. Сколько килограммов клубники собрали с трех участков?
9 216 : 4 (2 180 + 1 320) • 2
1 631 • 2 (2 575 - 2 347) : 4
С опытного участка собрали 1 230 кг картофеля, капусты в 5 раз меньше, чем картофеля, а моркови в 2 раза больше, чем капусты. Сколько килограммов овощей собрали с опытного участка?
5 146 : 2 (1 278 + 484)• 5
1 580 • 3 (7 201 - 6 598) : 9
Контрольная работа №10 «Итоговая контрольная работа»
Реши задачу:
Из двух городов навстречу друг другу выехали две машины. Скорость одной 75 км/час, а скорость другой 82 км/час. Машины встретились через 4 часа. Каково расстояние между городами?
Выполни действия:
75 кг 40г - 27кг 90г = 10000 - 6348 + 596 = 8136 : 9 x 6 = 8км 158м + 6км 842м = 12x 50 - 1960: 40 =
3. Стороны прямоугольника 4 см и 3 см. Начерти такой прямоугольник и найди его периметр.