СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа по математике 5 класс (4 часа в неделю)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа расчитана на учебник Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. / М.Н. Перова, Г.М. Капустина

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по математике 5 класс (4 часа в неделю)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗАМИШЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА В.В.ШЕМАХОВА»


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Замишевская СОШ»



_______________ Р.К.Комиссаров

 

«30» августа 2022 года







АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО КУРСА

математика

для учащихся 5 класса







Составила: учитель математики

первой квалификационной категории

МБОУ «Замишевская СОШ»

М.В. Шупикова




Рассмотрено на заседании

МО учителей естественно-научного цикла

Протокол № 1 от

«30» августа 2022 года


Руководитель МО_____________А.А.Россенков

«Согласовано»

Зам. директора по УР

 

______________ Д.В. Маковенко


«30» августа 2022 года




2022 год

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией В.В.Воронковой Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – 224 с. и ориентирована на учебник «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перовой, Г. М. Капустиной, Москва «Просвещение», 2019.

Программа рассчитана на 140 часа, 4 часа в неделю.


Учебно-методический комплект:

    1. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой 2011. – 224 с..

    2. Учебник «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перовой, Г. М. Капустиной, Москва «Просвещение», 2019.


Задачи преподавания математики:

  • дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятель­ность;

  • использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

  • развивать речь учащихся, обогащая ее математической терми­нологией;

  • воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятель­ность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Задачи обучения:

  • приобретение знаний о нумерации в пределах 1000 и арифметических действиях в данном пределе, об образовании, сравнении обыкновенных дробей и их видах, о задачах на кратное и разностное сравнение, нахождение периметра многоугольника, о единицах измерения длины массы, времени;

  • овладение способами деятельностей, способами индивидуальной, фронтальной, групповой деятельности;

  • освоение компетенций: коммуникативной, ценностно-ориентированной и учебно-познавательной.

Цели обучения математике:

  • развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжение образования;

  • освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

  • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.


В данной программе представлено содержание изучаемого мате­матического материала в 5 классе специальной VIII вида (коррекционном). В программу включены темы, являющиеся новыми для данного года обучения, а так же повторение воп­росов, изученных ранее, решение задач указанных в программе предшествующих лет обучения.

Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.

В 5 классах школьники знакомятся с нумерацией в пределах 1000. Выполняют операции сложения и вычитания чисел в пределах 1000, письменное умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

Устное решение примеров и простых задач с целыми числами в 5 классе дополняется введением примеров и задач с обыкновенными дробями. А так же решение простых арифметических задач на нахождение части числа, неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на сравнение (отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?», «Во сколько раз больше (меньше)?»

Умение хорошо считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических упражнений. Упражнения по устному счету должны быть разнообразными по содержанию и интересными по изложению. Учитель постоянно учитывает, что учащиеся с трудом понимают и запоминают задания на слух. В связи с этим на занятиях устным счетом учитель ведет запись на доске, применяет в работе таблицы, использует наглядные пособия, дидактический материал.

При обучении письменным вычислениям необходимо добиваться четкости и точности в записях арифметических действий, правильности вычислений и умений проверять решения. Обязательной должна стать на уроке работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя, сопровождающаяся выполнением письменных вычислений.

Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные письменные работы учащихся.

Систематический и регулярный опрос учащихся является обязательным видом работы на уроках математики.

При изучении дробей необходимо организовать с учащимися большое число практических работ, результатом которых является получение дробей.

На решение арифметических задач необходимо отводить не менее половины учебного времени, уделяя большое внимание самостоятельной работе, осуществляя при этом дифференцированный и индивидуальный подход. Наряду с решением готовых текстовых задач учитель учит преобразованию и составлению задач, т.е. творческой работе над ней. При подборе задач учитель не ограничивается только материалом учебника.

Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. Из числа уроков математики выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера. В 5 классе учащиеся повторяют геометрический материал, изученный в начальной школе (Виды линий. Виды углов. Прямоугольник (квадрат) элементы и их свойства). Все чертежные работы выполняются с помощью инструментов на нелинованной бумаге.

Последовательность и содержание изложения планирования представляют определенную систему, где каждая тема служит продолжением изучения предыдущей и служит основанием для построения последующей.


Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

- класс единиц, разряды в классе единиц;

- десятичный состав чисел в пределах 1000;

- единицы измерения длины, массы времени, их соотношения;

- римские цифры;

- дроби, их виды;

- виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.


Учащиеся должны уметь:

- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 устно (все случаи);

- читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000;

- считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 1000;

- выполнять сравнение чисел (больше, меньше, равно) в пределах 1000;

- выполнять устно (без перехода через разряд) и письменно (с переходом через разряд) сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с последующей проверкой);

- выполнять умножение чисел 10, 100; деление на 10,100 без остатка и с остатком;

- выполнять преобразование чисел, полученных при измерении стоимости длины, массы в пределах 1000;

- умножать и делить на однозначное число (письменно);

-получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;

- решать простые задачи на сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?», на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; составные задачи в три арифметических действия;

- уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;

- различать радиус и диаметр,

-вычислять периметр многоугольника.


Формы и средства контроля

п/п

Контрольные работы

1.

Арифметические действия в пределах 100

2.

Сложение и вычитание в пределах 1000 без перехода через разряд

3.

Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд

4.

Арифметические действия в пределах 1000.

5.

Умножение двузначного и трёхзначного числа на однозначное число

6.

Деление двузначного и трёхзначного числа на однозначное число

7.

Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд

8.

Сложение и вычитание в пределах 1000, их проверка.

9

Умножение и деление чисел в пределах 1000, их проверка.

10

Все действия в пределах 1000. Итоговая контрольная работа


Содержание программы

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд приемами устных вычислений. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания.

Нумерация чисел в пределах 1000. Получение круглых сотен в пределах 1 000, сложение и вычитание круглых сотен. Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц, из сотен и десятков, из сотен и единиц. Разложение трехзначных чи­сел на сотни, десятки, единицы.

Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц.

Счет до 1000 и от 1000 разрядными единицами и числовыми груп­пами по 2,20,200; по 5,50,500; по 25,250 устно, письменно, с исполь­зованием счетов. Изображение трехзначных чисел на калькуляторе.

Округление чисел до десятков, сотен, знак ≈.

Сравнение (отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?», «Во сколько раз больше (меньше)?» (легкие случаи).

Определение количества разрядных единиц и общего количе­ства сотен, десятков, единиц в числе.

Единицы измерения длины, массы: километр, грамм, тонна (1 км, 1 г, 1 т), соотношения: 1 м = 1 000 мм, 1 км = 1 000 м, 1 кг = 1 000 г, 1 т = 1 000 кг, 1 т = 10 ц. Денежные купюры, размен, замена несколь­ких купюр одной.

Единицы измерения времени: год (1 год) соотношение: 1 год = = 365, 366 сут. Високосный год.

Сложение и вычитание чисел, полученных при измере­нии одной, двумя мерами длины, стоимости устно (55 см ± 19 см; 55 см ± 45 см; 1м — 45 см; 8м55см±3м19 см; 8 м 55 см ± 19 см; 4м55см±3м;8м±19 см; 8 м ± 4 м 45 см).

Римские цифры. Обозначение чисел I—XII.

Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 устно и письменно, их проверка.

Умножение чисел 10 и 100, деление на 10 и 100 без остатка и с остатком.

Преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.

Умножение и деление круглых десятков, сотен на одно­значное число (40 • 2; 400 • 2; 420 • 2; 40 : 2; 300 : 3; 480 : 4; 450 : 5), полных двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд (24 • 2; 243 • 2; 48 : 4; 488 : 4 и т. п.) устно.

Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд письменно, их проверка.

Получение одной, нескольких долей предмета, числа.

Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравне­ние долей, дробей с одинаковыми числителями или зна­менателями. Количество долей в одной целой. Сравнение обыкно­венных дробей с единицей. Виды дробей.

Простые арифметические задачи на нахождение части числа, неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; на сравнение (отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?», «Во сколько раз больше (меньше)?». Составные задачи, ре­шаемые в 2-3 арифметических действия.

Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника.

Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые сто­роны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сто­рон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помо­щью циркуля и линейки.

Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Обозначение R и D.

Масштаб: 1: 2; 1:5; 1: 10; 1: 100.

Буквы латинского алфавита: A, B, C, D, E, K, M, O, P, S.




Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

Нумерация в п Нумерация в пределах 100

1


Разряды

1


Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд

1


Все действия в пределах 100

1


Нахождение неизвестных компонентов сложения

1


Нахождение неизвестного уменьшаемого

1


Нахождение неизвестного вычитаемого

1


Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания

1


Устное сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах 100

1


Устное сложение и вычитание

1


Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд в пределах 100

1


Контрольная работа №1 по теме «Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд в пределах 100»

1


Работа над ошибками. Решение задач по теме «Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд в пределах 100»

1


Тысяча.

Нумерация чисел в пределах 1000

1


Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц

1


Счет в пределах 1000 числовыми группами по 2, 20, 200

1


Счет в пределах 1000 числовыми группами по 5, 50, 500; по 25, 250

1


Изображение трехзначных чисел на калькуляторе

1


Округление чисел до десятков, сотен

1


Сравнение чисел

1


Римские числа. Обозначение чисел I-XII

1


Денежные купюры. Размен, замена нескольких купюр одной.

1


Единицы измерения длины: километр. Таблица мер длины.

1


Единицы измерения массы: грамм, тонна. Таблица мер массы.

1


Устное сложение чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины, стоимости.

1


Устное вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины, стоимости.

1


Сложение круглых сотен и десятков.

1


Вычитание круглых сотен и десятков.

1


Сложение чисел без перехода через разряд в пределах 1000.

1


Решение задач на сложение чисел без перехода через разряд в пределах 1000.

1


Вычитание чисел без перехода через разряд в пределах 1000.

1


Решение задач на вычитание чисел без перехода через разряд в пределах 1000.

1


Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд в пределах 1000»

1


Работа над ошибками. Решение задач по теме «Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд в пределах 1000»

1


Повторение по теме «Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд в пределах 1000»

1


Сложение, вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами

1


Сложение чисел без перехода через разряд в пределах 1000.

1


Вычитание чисел без перехода через разряд в пределах 1000

1


Геометрический материал

Линия, отрезок, луч.

1


Углы.

1


Прямоугольник, квадрат.

1


Периметр. Нахождение периметра многоугольника. Практическое занятие по измерению периметра помещения

1


Треугольник. Стороны треугольника. Основание, боковые.

1


Классификация треугольников по видам углов.

1


Задачи на классификацию треугольников по длинам сторон.

1


Решение задач на сложение и вычитание чисел без перехода через разряд в пределах 1000.

1


Разностное сравнение чисел.

1


Кратное сравнение чисел.

1


Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд.

Сложение с переходом через разряд.

1


Решение задач на сложение с переходом через разряд.

1


Вычитание с переходом через разряд.

1


Решение задач на вычитание с переходом через разряд.

1


Сложение и вычитание с переходом через разряд.

1


Решение задач на сложение и вычитание с переходом через разряд.

1


Контрольная работа №3 по теме «Сложение и вычитание с переходом через разряд»

1


Работа над ошибками. Доля числа

1


Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа.

1


Количество одной доли в одной целой.

1


Сравнение долей.

1


Обыкновенные дроби.

Понятие дроби. Образование дробей

1


Обыкновенные дроби, числитель и знаменатель дроби.

1


Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.

1


Сравнение дробей с одинаковыми числителями.

1


Сравнение обыкновенных дробей с единицей.

1


Виды дробей.

1


Свойства дробей.

1


Контрольная работа №4 по теме «Обыкновенные дроби»

1


Работа над ошибками. Решение задач по теме «Обыкновенные дроби»

1


Геометрический материал.

Разностное сравнение чисел.

1


Кратное сравнение чисел.

1


Различия треугольников по видам углов.

1


Различия треугольника по длинам сторон.

1


Умножение чисел 10,100. Умножение и деление на 10 и 100.

Умножение чисел 10

1


Умножение чисел 100.

1


Деление чисел на 10.

1


Деление чисел на 100.

1


Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы.

Замена крупных мер мелкими.

1


Свойства замены крупных мер мелкими.

1


Преобразование чисел, полученных при измерении.

1


Контрольная работа №5 по теме «Умножение двузначного и трёхзначного числа на однозначное число»

1


Работа над ошибками. Решение задач по теме «Умножение двузначного и трёхзначного числа на однозначное число»

1


Меры времени. Год.

1


Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число

Умножение круглых десятков на однозначное число.

1


Умножение круглых десятков на однозначное число.

1


Деление круглых десятков на однозначное число.

1


Умножение и деление круглых десятков на однозначное число.

1


Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число.

1


Умножение и деление двухзначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд

Умножение круглых сотен на однозначное число

1


Деление круглых сотен на однозначное число

1


Деление двухзначных чисел на однозначное без перехода через разряд

1


Деление двухзначного чисел на однозначное без перехода через разряд с остатком

1


Умножение и деление двухзначных чисел без перехода через разряд.

1


Умножение на однозначное число без перехода через разряд (70*3,210/3)

1


Деление на однозначное число без перехода через разряд.

1


Решение задач на деление на однозначное число без перехода через разряд

1


Проверка умножения.

1


Проверка деления.

1


Контрольная работа №6 по теме «Деление двузначного и трёхзначного числа на однозначное число»

1


Работа над ошибками. Решение задач по теме «Деление двузначного и трёхзначного числа на однозначное число»

1


Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд (письменное умножение и деление).

Умножение двузначных чисел на однозначное.

1


Решение задач по теме «Умножение двузначного числа на однозначное.»

1


Умножение трехзначного числа на однозначное.

1


Решение задач по теме «Умножение трехзначного числа на однозначное».

1


Контрольная работа №7 по теме «Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд»

1


Работа над ошибками. Решение задач по теме «Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд»

1


Геометрический материал.

Построение треугольников по трем сторонам.

1


Круг, окружность.

1


Линии в круге. Радиус. Диаметр. Хорда.

1


Масштаб 1:2;1:5.

1


Масштаб 1:10;1:100.

1


Деление двузначных чисел на однозначное с переходом через разряд(34/2).

1


Деление двузначных чисел на однозначное с переходом через разряд(462/2, 186/3).

1


Деление двузначных чисел на однозначное с переходом через разряд(632/4).

1


Деление двузначных чисел на однозначное с переходом через разряд(525/5, 306/3).

1


Решение задач на кратное и разностное сравнение.

1


Кратное и разностное сравнение.

1


Решение задач на умножение и деление на однозначное число с переходом через разряд.

1


Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины и стоимости.

1


Умножение и деление на однозначное число с переходом через разряд.

1


Решение задач на умножение и деление на однозначное число с переходом через разряд.

1


Контрольная работа №8 по теме «Сложение и вычитание в пределах 1000, их проверка»

1


Работа над ошибками. Решение задач по теме «Сложение и вычитание в пределах 1000, их проверка»

1


Все действия в пределах 1000 (Повторение).

Числовой ряд. Разрядные единицы.

1


Сложение и вычитание в пределах 1000.

1


Все действия в пределах 1000.

1


Решение задач на встречное движение.

1


Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины и стоимости.

1


Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания.

1


Меры времени.

1


Контрольная работа №9 по теме «Умножение и деление чисел в пределах 1000, их проверка»

1


Умножение и деление на однозначное число с переходом через разряд.

1


Решение задач на умножение и деление на однозначное число с переходом через разряд.

1


Решение задач в два действия

1


Все действия в пределах 1000.

1


Решение задач на все действия в пределах 1000.

1


Контрольная работа №10 по теме «Все действия в пределах 1000».

1


Геометрический материал

Геометрические фигуры. Прямоугольник (квадрат).

1


Вычисление периметра прямоугольника (квадрата).

1


Куб, брус, шар. Практическая работа «Куб, брус, шар»

1


Построение треугольников

1



Перечень контрольных работ

Контрольная работа №1

«Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд в пределах 100»


Контрольная работа №2

«Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд в пределах 1000»

Контрольная работа №3

«Сложение и вычитание с переходом через разряд»



Контрольная работа №4 по теме «Обыкновенные дроби»


Контрольная работа №5

«Умножение двузначного и трёхзначного числа на однозначное число»


Контрольная работа №6

«Деление двузначного и трёхзначного числа на однозначное число»


Контрольная работа №7

«Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд»


Контрольная работа №8

«Сложение и вычитание в пределах 1000, их проверка»


Контрольная работа №9

«Умножение и деление чисел в пределах 1000, их проверка»


Контрольная работа №10 по теме «Все действия в пределах 1000».