ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Рабочая программа для 4 класса
(индивидуальное обучение для детей с ОВЗ VII вида).
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для индивидуального обучения для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Для реализации рабочей программы используются УМК:
А.А. Плешков, М.Ю. Новицкая, учебник «Окружающий мир» 4 класс в 2-ух частях. «Просвещение» 2013 год.
А.А. Плешков, М.Ю. Новицкая, рабочая тетрадь «Окружающий мир» 4 класс в 2-ух частях. «Просвещение» 2017 год.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом рабочая программа предмета «Окружающий мир» в 4 классе составлена из расчета 0,5 часа в неделю, (30 учебных недель, т.к. обучающийся приступил к занятиям 08.10.2018г.).
Особенности реализации программы по окружающему миру для детей с ОВЗ
Данная рабочая программа разработана для учащегося 4 класса, который находится на индивидуальном обучении по заключению ПМПК и нуждается в индивидуальном обучении, в связи с чем изменено количество часов данного предмета. Программа включает в себя все разделы учебного курса по окружающему миру для 4 класса и реализуется в течение года.
Образование детей с ОВЗ не сопоставимо по конечному результату с образованием здоровых сверстников. В структуре содержания его «академический» компонент редуцирован в пользу расширения области развития жизненной компетенции. Обязательной является организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей, при необходимости индивидуализируется и содержание основной программы обучения.
Программа скорректирована на основе общеобразовательной программы по окружающему миру (Автор: Плешаков А.А.).
Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью и истощаемостью. Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.
Процесс освоения программ осуществляется с учетом особенностей учебной деятельности и поведения детей данных типов, их склонностей и интересов, с целью развития навыков самостоятельной работы с учебником справочной и художественной литературой.
Образовательная программа индивидуального обучения рекомендуется учащимся с ослабленным здоровьем по направлениям клинико-экспертной комиссии медицинского учреждения и рассчитана на работу с одним учеником.
Учебные занятия с детьми проводятся 1 раз в 2 недели, по индивидуальному расписанию.
Цель данной программы: комплексное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Учебный предмет «Окружающий мир» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной деятельности.
Содержание курса
Отбор содержания курса «окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира;
- идея целостности мира;
- идея уважения к миру.
Курс «Окружающий мир» (окружающий мир и история) для 4 класса в равной мере интегрирует природоведческие, обществоведческие, исторические знания, представляет младшим школьникам естественно-научный и социально-гуманитарный материал, необходимый для формирования целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. В рамках предмета, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решаются задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Планируемые результаты
По окончании 4 класса, обучающийся получит возможность научиться:
— узнавать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн);
— находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион, его главный город;
— называть факторы, объединяющие граждан России в единый российский народ (общее историческое прошлое, общероссийская культура, государственный русский язык, общий труд на благо Отечества);
— приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией, а также конкретные примеры прав и обязанностей граждан (в пределах нескольких ста- тей Главы 2);
— приводить конкретные примеры прав ребёнка; — называть элементы государственного устройства России как независимой демократической республики и высшую силу власти в ней
— многонациональный народ;
— называть имя действующего Президента РФ и его полномочия как главы государственной власти;
—— показывать на карте границы России, её крайние точки, местоположение географических объектов, заданных в учебниках;
— показывать на карте и называть государства, сопредельные России;
— характеризовать растительный и животный мир основных природных зон России, а также особенности хозяйственно-бытовой жизни людей на этих территориях;
— знать об экологических проблемах России и предложениях экологов по охране природы;
— располагать дату изучаемого события на схеме «Река времени»;
— отличать подлинные исторические события от вымысла в народных преданиях и легендах;
—— называть дату (век) Крещения Руси; —— называть города, положившие начало Золотому кольцу, и показывать их на карте;
— называть важнейшие деяния соотечественников в допетровский период российской истории (книгопечатание, ис- следование земель и строительство новых городов на востоке России, преодоление последствий Смутного времени);
— перечислять основные преобразования в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I;
— называть важнейшие события и героев Отечественной войны 1812 г. (Бородинская битва, пожар Москвы; всенародное сопротивление захватчикам);
— называть памятники и памятные места Москвы и России, связанные с событиями и героями Отечественной войны 1812 г. (по выбору, в том числе в своём крае);
— характеризовать развитие промышленности в XIX в. (в том числе и в своём крае);
— характеризовать в общих чертах развитие театрального, музыкального, изобразительного искусства и литературы России в XIX в.; называть имена выдающихся отечественных музыкантов, художников, писателей; перечислять названия важнейших российских театров и художественных (галерей) музеев, рассказывать о них (по выбору);
— называть основные исторические события начала XX в., в том числе на примерах памяти об этих событиях в своём крае (Первая мировая война, Октябрьский переворот 1917 г., Гражданская война);
— характеризовать жизнь и созидательную деятельность соотечественников в СССР до Великой Отечественной войны, в том числе в своём крае*;
— называть основные этапы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (начало войны, блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курская битва, окончание войны, День Победы);
— характеризовать основные особенности труда людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.;
— называть реликвии Великой Отечественной войны 1941— 1945 гг. (в том числе своей семьи) как живые свидетельства человеческих судеб и истории народа;
— характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в послевоенные годы восстановления разрушенного войной народного хозяйства;
— характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в 50—70-е гг. XX в. (наука, промышленность, исследования космоса, искусство и спорт)*;
— характеризовать особенности жизни страны в 90-е гг. XX в. и первое десятилетие XXI в.;
— называть яркие явления в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира;
— приводить положительные примеры развития творческих способностей и лучших человеческих качеств своих современ- ников, проявивших себя в самых разных видах деятельности, в том числе в своём крае (городе, селе).
Обучающийся научится:
характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);
определять тип справочной и научно-познавательной литературы;
работать с планом местности и его видами, с масштабом;
ориентироваться относительно сторон света;
показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам;
перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой;
перечислять правила ответственного туризма;
перечислять правила пользования личным и общественным транспортом;
определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», полиции, пожарной части;
приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества;
характеризовать строение Солнечной системы и названия планет;
характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере;
показывать на карте водные объекты;
характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;
характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека;
характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве;
приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения;
перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека;
различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных;
характеризовать природные сообщества на примере леса;
характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого;
характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей;
определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах;
определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;
определять значение своего имени;
характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов;
характеризовать основные правила гигиены;
характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире;
оказывать себе и другим людям первую помощь;
перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье;
определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности;
толковать смысл эмблемы Всемирного наследия;
узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца;
определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России;
характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности перечисленных зарубежных города и стран, узнавать их на фотографиях; составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий.
Формы проведения уроков
Формы: урок.
Типы уроков:
- урок изучение нового материала;
- урок рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений)
- урок закрепление изученного материала;
- комбинированный урок;
- урок контроля умений и навыков.
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесные, наглядные, практические.
Индуктивные, дедуктивные.
Репродуктивные, проблемно-поисковые.
Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
Стимулирование и мотивация интереса к учению.
Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устного контроля и самоконтроля.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты | Дата |
предметные | метапредметные | личностные | По плану | По факту |
1 | Общество – это мы! Российский народ | Понимание факторов, объединяющих граждан России в один российский народ; уважительное отношение к России в мировой истории | -систематизация уже имеющихся представлений о необходимости объединения людей в сообщества; -приведение примеров распределения обязанностей и разделения труда в сообществах наших предков и в современных сообществах; -выявление общего и различного (на основе материала 2 и 3 классов); -характеристика общих целей и интересов различных сообществ и общественных групп; -определение сообществ, в которые человек входит в течение жизни | -формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностых ориенаций | | |
2 | Конституция России. Права ребёнка. ПДД «Юный пешеход» | Освоение прав и обязанностей гражданина России; приведение конкретных примеров свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией; освоение прав и обязанностей ребёнка | -работа с информацией из текста; -правильно строить речевое высказывание; -составлять рассказ о правах ребёнка по фотографиям; -соотносить внутренний смысл статей Федерального закона о правах ребёнка с нравственным отношением к детям, выработанным в культуре народов России | -формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий | | |
3 | Государственное устройство России. Российский союз равных. | Освоение особенностей государственного устройства России и положений ее Конституции; умение объяснять, в чём состоит роль Президента и трёх ветвей власти в России | -планировать свои действия в новой для себя роли во время дидактической деловой игры — Президент, Председатель Правительства, Депутат; -анализировать качества характера, которыми должен обладать Президент; взаимодействовать со сверстниками и взрослыми при создании проекта; -составлять рассказ о природных и культурных достопримечательности | -проявлять интерес к познанию мира; -проявлять уважительное отношение к государственной символике, к историческому прошлому страны | | |
4 | Государственная граница России. Путешествие за границу России. | Освоение особенностей субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе; развитие умений презентовать заочное путешествие в одну из республик: показывать ее положение на карте; называть и показывать столицу; составлять рассказ о природных и культурных достопримечательностях; объяснять символический смысл герба и флага | -составлять по образцу, данному в учебнике, рассказ о стране ближнего зарубежья (по выбору); -определять по карте , с какими государствами Россия граничит на суше и на море | -формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России | | |
5 | Сокровища России и их хранители. Творческий союз. | Освоение особенностей субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе; развитие умений презентовать заочное путешествие в одну из республик: показывать ее положение на карте; называть и показывать столицу; составлять рассказ о природных и культурных достопримечательностях; объяснять символический смысл герба и флага | -составлять рассказ об известном человеке своего края по образцу; -извлекать информацию из таблиц, фотографий; -искать в дополнитель-ных источниках информации пословицы и поговорки; -анализировать содержание пословиц и поговорок; -строить речевое высказывание через обсуждение темы; -работать в группе; -высказывать суждения о диалоге культур народов России как способе их взаимного культурного и духовного обогащения | -формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностых ориенаций | | |
6 | Обобщение по разделу «Мы – граждане единого Отечества» Итоговый тест по разделу | Освоение произведений писателей своего края; умение называть имена их авторов; рассказывать о выдающихся художниках, музыкантах, учёных – уроженцах своего края по образцу рассказов учебника | – групповая деятельность (выполнение проектной работы) | -формирование интереса к изучению языка, уважительного отношения к многообразию культур народов России | | |
7 | По равнинам и горам В поисках подземных кладовых. Проверочная работа по теме «По равнинам и горам». | Освоение форм земной поверхности: равнины, горы, низменности, возвышенности, холмы, балки, овраги; развитие умений показывать равнины и горы на карте, характеризовать крупнейшие равнины и горы России, сравнивать формы земной поверхности: холм и гору, балку и овраг | -моделировать формы земной поверхности, используя пластилин (влажный песок, глину). В ходе практической работы -изучать образцы полезных ископаемых, -описывать их по приведенному в учебнике плану, -извлекать информацию из разных источников, в том числе из атласа-определителя | -формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов | | |
8 | Наши реки. Озёра – краса Земли. По морским просторам. | Знакомство с реками России, их значение в жизни людей, обозначение их на карте; развитие умения показывать на карте крупные и наиболее известные реки нашей страны Знакомство с озёрами России, их значение в жизни людей, обозначение их на карте; развитие умения показывать на карте крупнейшие и наиболее известные озёра нашей страны | -работая в паре, находить на физической карте России озёра и моря, упомянутые в тексте и представленные на фотографиях в учебнике; -соотносить моря с океана-ми, -прослеживать по карте связь Балтийского, Черного и Азовского морей с Атлантическим океаном; -сравнивать Белое и Черное моря (на основании информации в учебнике) | -формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы | | |
9 | С севера на юг. В ледяной пустыне. В холодной тундре. Среди лесов. Тест по теме «В ледяной пустыне» | Освоение природных зон России: общее представление, основные природные зоны, порядок их смены в направлении с севера на юг; развитие умения показывать их на карте природных зон России. Освоение природных условий, растительного и животного мира арктических пустынь; развитие умения устанавливать кологические связи в зоне арктических пустынь Освоение природных условий, растительного и животного мира зоны тундры и зоны лесов; развитие умения находить на карте природных зон России зону тундры и зону лесов, рассказывать по карте о зонах | -устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и природными условиями зоны арктических пустынь; -работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром зоны арктических пустынь; -выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, -осуществлять самопроверку по тексту учебника | -формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов | | |
10 | В широкой степи. В жаркой пустыне. | Освоение природных условий, растительного и животного мира степей и пустынь; развитие умения находить на карте природных зон России степи и пустыни, рассказывать по карте об этих зонах | -работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром степей. В ходе прак-тической работы в группах -знакомиться по гербарным образцам с растениями степей, -выявлять признаки приспособленности этих растений к условиям жизни в степи; -сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры; | -формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов | | |
11 | У теплого моря. Мы – дети родной земли Проверочная работа по теме «Природные зоны России» | освоение Черноморского побережья Кавказа,как субтропической зоны, её природных условий, растительного и животного мира ; развитие умения устанавливать экологические связи в природе этих мест | В ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями Черноморского побережья Кавказа. Работая в паре, использовать рисунок и текст учебника для характеристики растительного и животного мира Черноморского побережья Кавказа | -формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов | | |
12 | В содружестве с природой. Как сберечь природу России. Обобщение по разделу «По родным просторам» | освоение особенностей кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов Сибири, различия бытового уклада, основных занятий и обычаев в соответствии с характерными чертами природных зон их традиционного обитания; развитие умения показать на карте места традиционного проживания некоторых народов России | По образцу учебника рассказывать о древних занятиях одного из народов России (по выбору) с использованием материалов устного изобразительно-прикладного народного творчества и дополнительных источников информации; Работая в группах, знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы в разных природных зонах | -формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов | | |
Знакомство с заповедниками и национальными парками России, расположенных в различных природных зонах; развитие умения определять их вклад в охрану природы страны. Обобщение знаний и умений по разделу | Работая в группах, знакомиться по материалам учебника и интернета с заповедниками и национальными парками России, обитающими в разных природных зонах; -готовить сообщение классу, -презентовать его | -формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностых ориенаций | | |
13 | Наследница Киевской Руси. Начало Московского царства. | Освоение роли княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого в развитии древнерусской культуры и государственности развитие умения рассказывать о роли князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского в расширении границ Древнерусского государства на северовосток, в становлении и развитии Владимирско-Суздальской Руси Освоение роли князя Александра Невского, князя Даниила Московского и его потомков в борьбе за независимость и объединение разрозненных княжеств вокруг Москвы | -составление схемы родственных отношений древнерусских князей; -объяснение важности преемственности в их государственных поступках; -нахождение на карте названия городов, положивших начало Золотому кольцу; -характеризовать преемственность топонимики и важнейших архитектурных сооружений Владимира | -формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов | | |
14 | Подвижники Руси и землепроходцы. На пути к единству. «Жизнь – Отечеству, честь – никому!» Отечественная война 1812 года | Освоение роли соотечественников в XVI – XVII вв., развитии самых разных направлений деятельного творчества людей: летописание, книгопечатание, открытие новых земель, строительство новых городов, забота о благоустройстве материальной и духовной жизни человека; развитие умения рассказывать о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества, о князе Дмитрии Пожарском гражданине Козьме Минине как выдающихся носителей базовых национальных ценностей | -рассказывать об основании сибирских городов (по выбору); -высказывать мотивированное суждение о роли общего летописания и книгопечатания. | -формирование лучших человеческих качеств, проявляющихся в конкретных делах и поступках соотечественников | | |
Освоение преобразований в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I, создание отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования; развитие умения рассказывать о Санкт-Петербурге – новой столице обновлённой России, обосновывать значительность деятельности М.В. Ломоносова, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова | -характеризо-вать преобразования в жизни страны в после-петровскую эпоху; -обосновывать значительность деятельности М.В. Ломоносова, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова; -приводить примеры сохранения памяти о них в России и за рубежом; -обсуждать социальную значимость названных понятий | -формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов | | |
Освоение знаний об Отечественной войне 1812 г., её ходе и народном характере, о М.И. Кутузове как национальном полководце; развитие умения приводить примеры сохранения памяти об Отечественной войне 1812 г. за рубежом, сопровождать рассказ фотографиями, рисунками, поэтическими произведениями русских писателей или собственного сочинения | -работать с информацией; -выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания; -выполнять учебное действие в соответствии с планом; -формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины | -формирование уважительного отношения к истории | | |
15 | Век бед и побед. «Вставай, страна огромная!» | Освоение материала о СССР в период до начала Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.: промышленное строительство, развитие науки и техники, коллективизация, ликвидация безграмотности и создание системы образования, создание письменности для более чем сорока народов; успехи СССР на Все-мирной выставке в Париже 1937 г.; развитие умения характеризовать особенности развития страны; по возможности составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период | -характеризовать особенности развития страны; -составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период | -развитие самостоятельности и личной ответственности за информационную деятельность; -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения | | |
Освоение достижений СССР в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте в 1950 – 1970-х гг.; развитие умения приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период | -характеризоватьсозидательную деятельность страны в 50 – 70-е гг. XX в.; -рассказывать о земляках – тружениках второй половины XX в., в том числе о членах своей семьи | -формирование уважительного отношения к истории | | |
16 | Итоговая комплексная работа | Обобщение знаний и умений по разделу | -обобщить и проверить знания и умения за учебный год | -развитие самостоятельности и личной ответственности за информационную деятельность; -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения | | |
Методические материалы и литература:
Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками 4 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений./ М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова, Ю.В. Саркисян и др., изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2016.
Учебник по окружающему миру для 4 класса, в 2-х частях, автор А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2013.
Электронной приложение к учебнику окружающий мир для 4 класса, автор А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2013
Рабочие тетради к учебнику окружающий мир для 4 класса, в 2-х частях, автор А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2013
Интернет-ресурсы:
Единая коллекция ЦОР. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru