СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 1 класс (первый год обучения) для обучающихся с РАС вариант 8.2

Нажмите, чтобы узнать подробности

АРП по окружающему миру 1 класс для обучающихся с ОВЗ РАС вариант 8.2

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 1 класс (первый год обучения) для обучающихся с РАС вариант 8.2»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Никольская средняя общеобразовательная школа им. А.С. Жадова»

Свердловского района Орловской области



УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от «____» _______________ 2020 года протокол № 1

Председатель ______________ Мартынова Н.Н.





АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

для 1 класса (первый год обучения)

Всего - 66 ч в год, 2 ч. в неделю


Программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ), а именно - детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), и требованиями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с РАС, вариант 8.2



Срок реализации: 1 учебный год

Возрастная категория: 1 класс

Составитель: Савенок М.И

учитель начальных классов


2020 г.






Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 8.2 для детей с РАС), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Адаптированной основной общеобразовательной программы ОУ.

Программа отражает содержание обучения предмету «Окружающий мир» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с РАС.

Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и естествознание» несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, познавательные интересы и способности, создаются условия для самопознания и саморазвития. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью. У обучающихся с РАС, которым рекомендовано обучение по варианту программы 8.2, мал запас дошкольных знаний и умений, недостаточен практический опыт, даже если они уже неоднократно встречались с теми или иными объектами и явлениями. Вместе с тем эмоциональная окрашенность большинства тем, изучаемых в рамках предмета, яркость иллюстраций учебников и пособий, возможность видеосопровождения и наличие компьютерных программ, которые можно использовать в качестве обучающих, делает этот учебный предмет потенциально привлекательным для детей.

Общая цель учебного предмета «Окружающий мир» заключается в формировании начальных знаний о природе и обществе – предпосылок для изучения широкого спектра учебных предметов в основной школе.


В соответствии с ПрАООп определяются общие задачи предмета:

  • сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  • сформировать начальные знания о предметах и явлениях окружающего мира, заложить основы экологической грамотности, создать условия для усвоения элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • способствовать усвоению простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;

  • развивать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми, что происходит за счет развития познавательной деятельности обучающихся с РАС как основы компенсации, коррекции и профилактики усугубления имеющихся трудностей развития, обучения и социализации;

  • способствовать и специально обучать переносу сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью, их своевременной актуализации.


В 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

  • формирование первоначальных знаний о Родине;

  • ознакомление с понятием безопасного поведения;

  • формирование представлений о многообразии растений и грибов, животном мире, основных потребностях растений и животных в тепле, свете, влаге, питании, что становится возможным только при наличии помощи в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, соотнесении их с практическими (жизненными) задачами;

  • закрепление знаний о временах года и их основных признаках, сезонных изменениях и природных явлениях с обучением переносу сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

  • формирование любознательности, интереса к окружающему предметному и социальному миру, бережного отношения к нему, познавательной мотивации.


Общая характеристика и

коррекционно-развивающее значение учебного предмета

Обучение в 1 классе по варианту программы 8.2 во многом представляет собой коррекцию недостатков предшествующего развития и формирование устойчивых предпосылок для дальнейшего накопления и систематизации знаний об окружающем предметном и социальном мире. Обучающиеся с РАС преимущественно не умеют:

  • вести отдельные наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира, не могут вспомнить и словесно обозначить даже то, что они многократно видели;

  • задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях;

  • целенаправленно сравнивать предметы, объекты, явления;

  • выделять существенные и не существенные признаки в различных объектах и явлениях окружающей действительности.

Результатом невыраженности познавательного интереса к окружающему предметному и социальному миру, а также перечисленных недостатков познавательной (аналитико-синтетической) деятельности становится малый объем знаний и представлений, их неточность, низкая дифференцированность. Поэтому учебный предмет «Окружающий мир» имеет основное значение для формирования сферы жизненной компетенции

Обучаясь в 1 классе, дети получают первый опыт систематизации и обобщения различных представлений о явлениях окружающего мира. Поэтому содержание учебного материала максимально приближено к практическому опыту их взаимодействия с окружающей природной и социальной действительностью. Существенную пользу в усвоении предметного содержания могут сыграть IT-технологии, в частности компьютерные инструменты педагога, позволяющие диагностировать и расширять представления об окружающем мире в контексте формирования сферы жизненной компетенции обучающихся детей. При изучении программного материала учебник не используется. В 1 классе можно в определенной мере ориентироваться на пособия для дошкольников, однако следует избегать формирования представлений, которые нельзя подкрепить чувственным опытом.

Начало программы представляет раздел, позволяющий обучающимся стать более социально адаптированными: в начале обучения наиболее целесообразным представляется предусмотренное ПрАООП формирование знаний о правилах школьной жизни: поведения на уроках, взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Рассматриваются вопросы дружбы, культуры поведения, на доступном уровне обсуждается ценность здоровья и здорового образа жизни. Рассматривается безопасность по дороге в школу. В ходе экскурсии и во взаимодействии с родителями отрабатывается безопасный маршрут из школы домой. Рассматриваются правила безопасного поведения при нахождении в школьном здании.

Параллельно первоклассников учат ориентироваться в пространстве школьного здания, актуализируют использование лексики, отражающей пространственные отношения (вверху, внизу, под, над, слева, справа, между и пр.).

В сентябре или октябре необходима экскурсия, позволяющая обратить внимание обучающихся на изменения в природе. В их лексику включаются новые понятия: листопад, перелетные птицы и т.п. Экскурсии целесообразно проводить в соответствии с природными изменениями в месте проживания обучающегося, обращая его внимание на смену времен года в родном крае. Обычно в образовательной организации в той или иной форме проводится праздник осени, Соответственно плану работы ОО следует координировать подготовку к этому празднику, а также ко дню Учителя. На уроках по предмету «Окружающий мир» следует уточнить детские знания о профессии учителя.

Беседы с обучающимися, актуализацию детского опыта, систематизацию несовершенных и разрозненных представлений необходимо проводить на каждом уроке. Уже в первой четверти целесообразно уделить особое внимание правилам поведения на дороге, при этом совершенно необходимо учитывать конкретные особенности движения автотранспорта в месте проживания ребенка и около его школы. Если ребенок проживает в городе, то обсуждаются и вопросы пользования городским транспортом: посадки, перехода улицы при выходе из автотранспорта.

Не менее важной темой является противопожарная безопасность. Обсуждается правильное поведение при возгорании, телефоны экстренной помощи. Аналогично следует обратить особое внимание на правила обращения с электроприборами, пользования розетками, выключателями, электроплитой, чайником, микроволновой печью.

Во второй четверти основной акцент сделан на знакомстве с растениями и развитии способностей обучающихся анализировать предметы окружающего мира (цвет, форма, величина). Знакомство с грибами оправдывается окончанием заготовки грибов, что позволяет обратиться к детскому опыту. Овощи и фрукты предоставляют богатые возможности подобного анализа (геометрические формы рассматриваются на материале упаковок). Необходимым элементов уроков становится расширение чувственного опыта детей, знакомство не только с изображениями, но и с реальными фруктами и овощами, их вкусом, а также раскрашивание изображений. Совершенно необходимо активизировать перцептивный анализ и сравнение (угадывание объектов на ощупь, прикладывании их друг к другу и т.п.). Полезной оказывается аппликация, в т.ч. синтез изображений овощей и фруктов из отдельных частей.

Изучение темы «Человек» проводится в русле раздела «Человек и природа». Обсуждаются различия между мальчиками и девочками, возрастные изменения: ребенок, взрослый, пожилой человек. Человеческое тело изучается для уточнения пространственных представлений, т.к. обычно их несовершенство выявляется отчетливо. Обсуждаются вопросы здоровья, необходимость соблюдения правил гигиены (мыть руки, чистить зубы), а также безопасности (одежда в соответствии с сезоном и погодой, индивидуальная посуда, расческа и т.п.). К теме сохранения здоровья рекомендуется возвращаться неоднократно, в т.ч. в контексте профилактики простудных заболеваний. Здесь же впервые поднимается тема ограниченных возможностей здоровья и на доступном уровне рассказывается о том, что у детей бывают ограниченные возможности здоровья и они нуждаются в заботливом и внимательном отношении.

Конец второй четверти предполагает подготовку к новогоднему празднику, поэтому урок по предмету «Окружающий мир» может познакомить обучающихся с еловым деревом. Вместе с тем следует отметить, что первоочередным требованием к учителю является максимальная практическая направленность предмета, поэтому отсутствие возможностей продемонстрировать детям какой-либо объект позволяет заменять тему урока.

В третьей четверти основное содержание образования по предмету заключается в знакомстве с сезонными изменениями в природе и миром животных. Обсуждаются темы зимней погоды, вводится новая лексика. Обращается внимание на труд людей зимой, зимние забавы, зимние виды спорта. На уроках по-прежнему следует уделять повышенное внимание продуктивной деятельности (раскрашиванию, рисованию, лепке), а также развитию мыслительных операций. Животные ранжируются по размерам, окраске. Поднимаются вопросы помощи животным зимой. К концу четверти вновь обсуждаются сезонные изменения в природе.

Четвертая четверть знакомит детей с общественным устройством страны. Обсуждаются темы Россия, столица, Москва, в ходе экскурсий и бесед происходит знакомство с малой Родиной-местом проживания обучающихся. Поскольку в связи с сезонными изменениями активность обучающихся обычно возрастает, необходимо снова вернуться к тематике безопасного поведения. Изучается название водоема, имеющегося в месте проживания ребенка, рассматриваются правила поведения на воде (они также должны учитывать конкретные условия водоема). Рассматривается труд людей весной, появление перелетных птиц, выращивание рассады и высаживание растений и т.п.

Таким образом, все предметное содержание, предусмотренное программой, предполагает в первую очередь коррекционно-развивающий эффект.

Формируется информационно-содержательный компонент познавательной деятельности, совершенствуется аналитико-синтетическая деятельность, улучшаются возможности связного высказывания. Таким образом, осуществляется накопление первоначальных знаний, умений, необходимых для успешного освоения дальнейшей программы обучения.

Коррекционно-развивающее значение предмета обеспечивается организацией процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающихся с РАС, пошаговым предъявлением материала, опорой на практический опыт и непосредственные впечатления, многократным повторением, обучением переносу усвоенных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью, а также упрощением системы учебно-познавательных задач, решаемых в ходе обучения предмету.

Учебный предмет «Окружающий мир» призван не только расширить кругозор обучающихся, он способствует их социализации за счет улучшения житейской компетентности, преодоления познавательной инактивности.



Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы

В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Окружающий мир» имеет важное значение. Содержание предмета «Окружающий мир» формирует у детей умения вести реальные наблюдения предметами и явлениями окружающей действительности, рассказывать о проведенных наблюдениях, сравнивать и устанавливать общие и отличительные признаки предметов, делать выводы под руководством учителя.

Темы по программе относительно самостоятельны, но имеют пролонгированный характер для изучения в последующих классах. Дети знакомятся с разнообразием свойств предметов, у них формируются пространственные представления, уточняется система сенсорных эталонов (цвета, формы, величины). Для более прочного усвоения подобных знаний программа предусматривает задания, требующие практических действий (дорисуй, вырежи, соотнеси, раскрась).

Для более прочного и осознанного усвоения изучаемого материала используются приемы накладывания предметов друг на друга при ознакомлении с формой, прикладывании их друг к другу при знакомстве с величиной и прикладывании к образцам при распознавании цвета. Деятельность такого типа компенсирует предшествующие недостатки восприятия, выступающего в качестве основы мыслительной деятельности.

На основе наблюдений и экскурсий в природу школьники знакомятся с сезонными изменениями в жизни природы и человека. Так не только уточняются представления об окружающем, но и корригируется речевая деятельность (учебное высказывание).

В процессе наблюдений в природе и выполнения практических работ в тетрадях школьники уточняют и систематизируют знания о растениях и животных, учатся распознавать и правильно определять их видовую принадлежность. Помимо этого проводятся упражнения на классификацию, сериацию изучаемых природных объектов. Это способствует коррекции несовершенства мыслительных операций, стимулирует познавательную активность.

Задания на изготовление аппликаций, вылепливание из пластилина, раскрашивание развивают ручную умелость, формируют эстетические чувства. Так реализуется связь предмета «Окружающий мир» с предметами «Технология» и «Изобразительное искусство».

Изучение предмета «Окружающий мир» связано с программой формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, а также программой духовно-нравственного развития (воспитания) поскольку с их помощью решаются общие задачи социализации ребенка.

Практическая ориентация изучаемой тематики способствует формированию сферы жизненной компетенции, что является одной из важнейших задач всей программы коррекционной работы.


Место предмета в учебном плане

Предмет «Окружающий мир» является обязательным. На его реализацию в форме урока отводится 2 часа в неделю, при 33 неделях обучения, итого 66 уроков в учебном году. В соответствии с ПрАООП длительность уроков в первом полугодии составляет 35 минут, во втором – 40 минут.




Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета

Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и естествознание» по окончании обучения в начальной школе в соответствии с ПрАООП позволяет получить:

Личностные результаты:

  • осознание себя как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;

  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур;

  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов  России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;

  • осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);

  • готовность к  бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям;

  • личностная ответственность за сохранность объектов природы, необходимых для будущего  России;

  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества;

  • установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.


Метапредметные результаты складываются из познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), которые в рамках изучения предмета «Окружающий мир» конкретизируются следующим образом.

Познавательные УУД позволяют:

  • анализировать и сравнивать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков и классифицировать их;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.

Регулятивные УУД позволяют:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

  • планировать свои действия в течение урока;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Коммуникативные УУД позволяют:

  • формулировать ответы на вопросы;

  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. 


Результаты формирования сферы жизненной компетенции в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и конкретизацией в ПрАООП НОО обучающихся с РАС должны проявиться в перечисленных ниже знаниях и умениях.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении проявляется:

  • в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;

  • в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю.

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляется в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется:

  • в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;

  • в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;

  • в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других;

  • в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;

  • в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;

  • в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;

  • в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;

  • в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;

  • в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;

  • в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.

В соответствии с ПрАООП для перечисленных показателей рекомендовано использовать шкалу, понятную всем членам экспертной группы: 0 баллов – нет продвижения; 1 балл – минимальное продвижение; 2 балла – среднее продвижение; 3 балла – значительное продвижение.

Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в ПрАООП как:

1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

2) расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

3) усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;

4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.


Планируемые результаты изучения учебного предмета

По итогам обучения в 1 классе можно определенным образом оценить успешность их достижения, хотя какие-либо выводы делать преждевременно.

В конце 1 класса обучающемуся доступно:

  • знание названий страны, места своего проживания, столицы, фамилии Президента;

  • знание названия места проживания, водоема в месте проживания,

  • умение определять пол и возраст человека;

  • знание основных правил гигиены;

  • знание простейших правил поведения в общественном транспорте, противопожарной безопасности, безопасности на воде, на льду, на скользкой дороге, представление о существовании ядовитых грибов и растений, знаний о предупреждении простудных заболеваний, номеров телефонов экстренной помощи;

  • различение грибов, расширение перечня названий овощей и фруктов (10-12),;

  • закрепление знаний о временах года (последовательность) и их основных признаках, сезонных изменениях и природных явлениях (прилет и отлет птиц, появление и исчезновение листвы, снега, дождь).


Решение об итогах освоения программы и переводе школьника в следующий класс принимается ПМПк образовательного учреждения на основе выводов о достижении планируемых предметных результатов. Недостаточная успешность овладения учебным предметом «Окружающий мир» фактически не бывает изолированной. Трудности же освоения учебных предметов, относящихся к разным предметным областям, могут служить основанием повторного обследования обучающегося в ПМПК для уточнения его образовательных потребностей.


Основное содержание учебного предмета

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Расположение предметов в пространстве (право, лево, верх, низ и пр.).Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц.Погода, её составляющие.

Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Растения, их разнообразие.Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к дикорастущим растениям, уход за комнатными и культурными растениям.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Дикие и домашние животные. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Человек — часть природы. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Человек. Ребенок, взрослый, пожилой человек. Мужчины и женщины, мальчики и девочки. Общее представление о строении тела человека. Гигиена: уход за кожей, ногтями, волосами, зубами. Понимание состояния своего здоровья, личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Человек и общество

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Школьные праздники и торжественные даты. День учителя. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Культура поведения в школе и других общественных местах. Профессии людей. Значение труда в жизни человека и общества. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Новый год, Рождество,

Наша Родина — Россия, Российская Федерация.

Президент Российской Федерации — глава государства.

Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название,

Правила безопасной жизни

Номера телефонов экстренной помощи. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Правило безопасного поведения в общественных местах. Правила взаимодействия с незнакомыми людьми.

Ценность здоровья и здорового образа жизни.








«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

_____________ (Гордеева Е.Е.)

«_____» ___________ 2020 г.



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Никольская средняя общеобразовательная школа им. А.С. Жадова»

Свердловского района Орловской области





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по окружающему миру

Класс 1 (первый год обучения)

Учитель: Савенок М.И.

Количество часов:

Всего 66 часов; в неделю 2 часа.

Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса (первый год обучения) на 2020-2021 учебный год составлено в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ, а именно – детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), вариант 8.2, Требованиями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с РАС, вариант 8.2.

Календарно-тематическое планирование рассчитано на 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.

Из 66 часов отводится на:

- проверочные тематические работы – 4 ч.

- экскурсии – 2 ч.


Методическое обеспечение:

В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется использовать следующие научно-методические разработки и пособия:


Основная литература

Гризик Т.И. Узнаю мир. Развивающая книга для детей 5-6 лет.

Гризик Т.И., Лаврова Т.В. Узнаю мир. Развивающая книга для детей 6-8 лет.

Плешаков А.А. Зеленая тропинка.

Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с.


Дополнительная литература

Как сделать видимыми скрытые проблемы в развитии ребенка: метод. пособие к специализир. комп. программе «Мир за твоим окном» / О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Е. Л. Гончарова. Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Полиграф Сервис, 2008. – 144 с.

Компьютерный инструмент педагога для оценки представлений о мире в контексте формирования жизненной компетенции ребенка [Текст] / М. Р. Хайдарпашич // Дефектология. - 2013. -№1.-С. 55-67.

Кукушкина О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение  к журналу «Вестник образования. – 2003. – № 3.

Хайдарпашич М. Р. Изучение представлений о временах года при помощи компьютерной программы «Лента времени» [Текст] / М. Р. Хайдарпашич // Дефектология. - 2007. -№ 2. - С. 58-66.



Тема урока

Примерное содержание уроков

Кол-во часов

Дата

Примечание

план

факт

Человек и общество (4 ч.)

1

Мы теперь ученики.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке.

1

1.09



2

Правила вежливого поведения.

Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых.

1

4.09



3

Культура поведения в школе.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками.

1

8.09



4

Наши одноклассники.

Культура поведения в школе и других общественных местах. Ценность здоровья и здорового образа жизни.

1

11.09



Правила безопасной жизни (3 ч.)

5

Экскурсия «Дорога в школу»


Правила поведения по дороге в школу. Места, требующие особого внимания (переход улицы). Отработка безопасного маршрута от

школы домой.

1

15.09



6

Правила безопасного поведения в школе.

Лестницы, школьная столовая, раздевалка. Ориентировка в пространстве.

1

18.09



7

Расположение предметов в пространстве (право, лево, верх, низ).

Ориентировка в пространстве.

1

22.09



Человек и природа (3 ч.)

8

Явления природы: листопад, увядание, заморозки, ледостав.

Осенние изменения в природе. Осенние листья.

1

25.09



9

Перелеты птиц.

Наблюдение за осенними изменениями.

1

29.09



10

Смена времен года в родном крае.

Уборка урожая.

Что люди делают осенью.

Актуализация детского опыта.

Беседа о смене времен года, признаках ранней и поздней осени, приближении зимы.

1

2.10



Человек и общество (2 ч.)

11

Школьные праздники и торжественные даты.


1

6.10



12

День учителя. Праздник Осени.


1

9.10



Правила безопасной жизни (4 часа)

13

Правила поведение на дороге.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.

Внимание к движущимся автомобилям. Задний ход автомобиля. Городской общественный транспорт. Поведение при посадке и высадке из городского транспорта.

1

13.10



14

Пожар. Правила противопожарной безопасности.

Опасность открытого огня. Элементарные правила противопожарной безопасности. Пожарная охрана. Правильное поведение при обнаружении возгорания. Телефон экстренной помощи.


1

16.10



15

Электричество. Правила обращения с электроприборами.

Розетки. Выключатели. Бытовые электроприборы. Правила пользования плитой, микроволновой печью.

1

20.10



16

Повторение по темам: «Человек и общество», «Человек и природа», «Правила безопасной жизни».


1

23.10



17

Проверочная работа по темам: «Человек и общество», «Человек и природа», «Правила безопасной жизни».


1

27.10



Человек и природа. Чудесный мир растений и грибов (11 часов).

18

Живая и неживая природа

Природа-то, что не создано человеком. Живая природа: растения и животные.


1

6.11



19

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Грибы – не растения. Разнообразие грибов, их распознавание на рисунках, муляжах.

1

10.11



20

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Съедобные и ядовитые грибы, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Беседа о детском опыте сбора грибов.

1

13.11



21

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Лепка грибов. Раскрашивание изображений грибов. Отношение человека к грибам: каким оно должно быть?

1

17.11



22

Растения. Фрукты. Признаки предметов: цвет, форма, сравнительные размеры.

Растения, их разнообразие. Яблоко, груша, персик, абрикос, лимон, апельсин, ананас, грейпфрут, гранат, банан. Их распознавание на рисунках, муляжах.

1

20.11



23

Растения. Фрукты. Признаки предметов: цвет, форма, сравнительные размеры.

Беседа о детском опыте. Угадывание загадок о фруктах. Обсуждение цвета фруктов. Рисование и раскрашивание фруктов.

1

24.11



24

Растения. Фрукты. Признаки предметов: цвет, форма, сравнительные размеры.


Знакомство с вкусовыми характеристиками фруктов и фруктовых соков. Ранжирование фруктов по форме (круг, овал). Места хранения фруктов (коробки, контейнеры). Их форма: квадрат, прямоугольник.


1

27.11



25

Овощи.

Картофель, капуста, свекла, морковь, горох, лук, чеснок, огурец, помидор.

1

1.12



26

Овощи.

Лепка овощей.

1

4.12



27

Овощи.

Раскрашивание овощей. Кулинарные блюда из овощей.

1

8.12



28

Повторение по темам: «Грибы», «Фрукты», «Овощи».

Вырезка фрагментов рисунков и составление картин по темам «Овощи», «Фрукты». Цвета овощей. Ранжирование по цвету. Игры на угадывание по расположению в пространстве.

1

11.12



Человек (6 ч.)

29

Человек-часть природы.

Человек. Ребенок, взрослый, пожилой человек. Мужчины и женщины, мальчики и девочки.

1

15.12



30

Человек-часть природы.

Общее представление о строении тела человека (голова, туловище, руки, ноги, кисти, ступни). Верх-низ, право-лево. Гигиена: уход за кожей, ногтями, волосами, зубами

1

18.12



31

Человек-часть природы.

Понимание состояния своего здоровья, личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

1

22.12



32

Новогодняя елка. Новый год.

Елка – дерево. Ствол, ветви, иглы. Рисование новогодней елки. Расположение игрушек на елке (лево-право, верх-низ).

1

25.12



33

Рождество.


1

12.01



34

Повторение по теме «Человек».


1

15.01



Человек и природа. Сезонные изменения в природе (4 ч.)

35

Зимняя погода.


Снегопад, метель. Снежинки-замерзшие капельки воды. Короткий день. Мороз. Погода в стихах русских поэтов. Зарисовывание зимней погоды.

1

19.01



36

Зимняя одежда: шуба, шапка, варежки, теплая обувь.

Беседа о детском опыте.

Рисование и раскрашивание зимней одежды. Предупреждение простудных заболеваний.

1

22.01



37

Правила безопасности на зимних улицах.

Снегопад. Гололед. Сосульки и сползание снега с крыш. Труд дворников.

1

26.01



38

Зимние занятия.

Зимние виды спорта: Правила безопасности при катании с горок, на лыжах, коньках. Рисование лыж, коньков.

1

29.01



Животные и птицы зимой (6 ч.)

39

Природные дома зверей.

Дупло, нора, берлога. Заяц, белка. Угадывание загадок. Прочтение рассказов.

1

2.02



40

Смена окраски у зверей.

Знакомство с чучелами (при наличии возможности). Рисование, раскрашивание зайца и белки.

1

5.02



41

Зимняя спячка. Звери, впадающее и не впадающие в спячку.

Лепка.

Медведь, медвежья берлога. Угадывание загадок. Прочтение рассказов.

1

9.02



42

Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности.

Волк, лиса, олень, лось. Раскрашивание рисунков. Жизнь животных, не впадающих в спячку, зимой.


1

12.02



43

Птицы зимой.

Воробьи, синицы, голуби, вороны, сороки. Распознавание птиц на картинках.

1

26.02



44

Потребность птиц в подкормке.

Подкармливание птиц. Беседа о детском опыте. Наблюдение за поведением воробьев, галок, ворон и других птиц ближайшего природного окружения (особенности передвижения, питания, издаваемых звуков, взаимоотношений с другими птицами). Разнообразие птиц, сравнение их по размерам и окраске. Расположение изображений птиц в порядке увеличения (уменьшения) размеров.

1

2.03



Домашние животные (6 ч.)

45

Домашний скот.

Лошадь, корова, овца, коза, свинья – домашний скот. Распознавание домашних животных на картинках.

1

5.03



46

Домашний скот.

Детеныши домашних животных. Чтение рассказов.

1

9.03



47

Домашний скот.

Уход людей за домашними животными. Расположение изображений перечисленных животных в порядке увеличения (уменьшения) размеров. Беседа о детском опыте.

1

12.03



48

Домашние птицы.


Петух, курица, утка, гусь, индюк – домашние птицы. Польза домашних птиц.

1

16.03



49

Домашние птицы.

Чтение рассказов. Уход людей за домашними птицами. Птенцы домашних птиц.

1

19.03



50

Домашние птицы.

Раскрашивание изображений. Беседа о детском опыте.

1

2.04



Сезонные изменения в природе (4 ч.)

51

Признаки весны. Экскурсия.

Таяние снега. Проталины.

1

6.04



52

Таяние льда на реках.

Изменение внешнего вида людей, улиц. Предупреждение простудных заболеваний. Правила безопасности на водоемах. Чтение рассказов.


1

9.04

13.04

Отсутствовал, уплотнение тем

53

Изменения в лесу. Линька животных.

Пробуждение животных и природы от зимней спячки. Изменение окраса животных.

1

13.04



54

Обобщающий урок по темам четверти.


1

16.04



Человек и общество (5 ч.)

55

Наша Родина



Наша страна-Россия. Демонстрация слайд-шоу1 с фотографиями красивых мест нашей страны (Олимпийский город Сочи, Родина деда Мороза – Великий Устюг, сады Придонья, Байкал-жемчужина Сибири, Санкт-Петербург – северная столица). Параллельно обозначается воздушный, железнодорожный, водный транспорт. Вокзал, аэропорт .Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.

1

20.04



56

Москва – столица нашей Родины.


Москва. Рассказ о Москве. Демонстрация слайд-шоу (Кремль, Красная площадь, Москва-река, улицы и парки Москвы).

1

23.04



57

Президент Российской Федерации.



Фамилия и функции Президента. Большой Кремлевский Дворец. Закрепление сведений о Москве.

1

27.04



58

Моя малая Родина.

Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название.

Название своего населенного пункта. Беседа о месте проживания детей.

1

30.04



59

Экскурсия: «Моё село.


Экскурсия с целью ознакомления с ближайшими окрестностями школы: названиями улиц, общественными учреждениями (магазин, почта, поликлиника), остановками общественного транспорта (при наличии).

1

4.05

30.04

уплотнение

Правила безопасной жизни (3 ч.)

60

Основные правила безопасности при обращении с водой.

Водоемы. Водоемы родного края. (название, краткая характеристика на основе наблюдений). Правила безопасного поведения на водоемах в разное время года. Температура воды. Правила обращения с водопроводными кранами и горячей водой.

1

7.05

11.05


61

Правила безопасного поведения в общественных местах (магазин, кинотеатр).

Правила безопасного поведения в общественных местах (магазин, кинотеатр).



1

11.05

11.05

уплотнение

62

Правила безопасности на улице и при общении с незнакомыми людьми.

Правила безопасности на улице и при общении с незнакомыми людьми.


1

14.05



Человек и природа (4 ч.)

63

Первые лесные растения весны.

Дикорастущие, культурные и комнатные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к дикорастущим растениям.

1

18.05



64

Труд людей весной: посадка рассады, огородов, цветов.

Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Уход за комнатными и культурными растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

1

21.05



65

К нам прилетели перелетные птицы.

Наблюдение сезонных изменений в природе.

Различное отношение человека к природе. На основе наблюдения примеров положительного и отрицательного отношения. Оценка поведения человека в природе (собственного и окружающих), простейшие правила поведения.

1

25.05



66

Итоговая контрольная работа.


1

28.05




1 В соответствии с гигиеническими нормами, приведенными в СанПин.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!