СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по предмету «Профильный труд» 5 б класс

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана на обучающихся учащихся   с умеренной, тяжелой степенью умственной отсталости, ТМНР, РАС с недостаточной общеобразовательной подготовкой, имеющих тотальное поражение головного мозга, ограниченные возможности здоровья.

При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, затруднения при воспроизведении материала,

несформированость мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения, плохо развитые навыки чтения, устной и письменной речи, моторные навыки.

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по предмету «Профильный труд» 5 б класс»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ДОНЕЦКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»







РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО с методическим советом директор школы-интерната

учителей трудового обучения и СБО школы-интерната ____________ Н.В. Лобанова

Протокол №1 от 27.08.2020 г Протокол №1 от 27.08.2020 г. « 31 » августа 2020 г.




АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА


по предмету «Профильный труд»

5 б класс






Составитель Е.Е.Мелякова






2020 - 2021 учебный год

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по профильному труду разработана на основе:

  • Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон), представленными в статье 28 Закона «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»;

  • АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) ГКОУ РО Донецкой школы – интерната

  • Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);

  • Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
    (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»

  • адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития ( вариант 2);

  • программа обучения глубоко умственно отсталых детей ( НИИ Дефектологии АПН СССР),-М.,1983 г.

  • программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой ( Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011 г) в соответствии с Законом «Об образовании» ,Федеральным Государственным образовательным стандартом обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Цель программы: дать ряд бытовых навыков детям с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, ТМНР, РАС, по возможности обучить основам швейного дела.

Задачи программы:

  • формировать знания о свойствах и качествах ниток и тканей;

  • учитывать свойства материала при работе с тканью.

  • обогащать чувственный опыт детей: узнавать на ощупь предметы, их качества в процессе перцептивных действий;

  • совершенствовать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;

  • стимулировать межанализаторное взаимодействие (рече -двигательную, зрительно-двигательную координацию и др.);

  • развивать познавательную функцию рук: координацию движения обеих рук со зрительным прослеживанием (захват, удержание, приближение, удаление);

  • стимулировать речевую активность детей в процессе выполнения заданий с текстильными материалами;

  • стимулировать мыслительные операции в процессе актуализации знаний.

  • формировать у школьников интерес и положительное отношение к трудовым навыкам;

  • формировать умение адекватно, бережно и осторожно работать с инструментами и текстильными материалами;

2.Общая характеристика учебного предмета

Программа рассчитана на обучающихся учащихся с умеренной, тяжелой степенью умственной отсталости, ТМНР, РАС с недостаточной общеобразовательной подготовкой, имеющих тотальное поражение головного мозга, ограниченные возможности здоровья.

При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, затруднения при воспроизведении материала,

несформированость мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения, плохо развитые навыки чтения, устной и письменной речи, моторные навыки.

Процесс обучения таких учеников имеет коррекционно – развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт учеников, связь изучаемого материала с реальной жизнью.

По всем разделам программы возможны дополнительные варианты изготовления изделий из ниток и ткани, кройки и шитья некоторых изделий, а также их замена на усмотрение учителя. Для детей неспособных работать ножницами, выкройки даются готовые.

Контрольные работы составляются учителем, с учётом индивидуальных психофизиологических особенностей детей, объёма изученного материала, с опорой на разработанное тематическое планирование.

На каждом из уроков проводится работа, направленная на коррекцию мелкой моторики рук, глазомера, зрительного восприятия, умения ориентироваться на плоскости куска ткани, пространственной ориентировки, на коррекцию речи учащихся. При сообщении детям новых сведений о нитках, тканях, их свойствах уточняется и расширяется кругозор детей, формируется познавательный интерес к урокам ремесла. На уроках кройки и шитья различных изделий рекомендуется использовать швы «вперёд иголка» с последующим выворачиванием изделия на лицевую сторону, либо шов «через край» в качестве соединительного и украшающего шва. Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к дальнейшему труду, который будет осуществляться в последующих классах.

Особенности психофизического развития данной категории детей являются причиной того, что на первых порах обучения ученики нуждаются в значительной помощи учителя и ещё не могут самостоятельно выполнять многие трудовые задания. Однако помощь педагога на разных этапах обучения должна варьироваться и постепенно уменьшаться.

Основное содержание подготовки состоит в том, чтобы в процессе обучения сформировать у детей умения выполнять отдельные трудовые приемы, дать определённую сумму специальных знаний. На уроках труда учителю следует выявлять возможности каждого ученика обучению и соответствующим образом ориентировать его. При обучении труду также необходимо систематически осуществлять эстетическое воспитание. Помочь детям понять и почувствовать красоту изделий, красоту материала, отличать аккуратные работы от плохих, некачественно сделанных работ. Учителю нужно в каждом конкретном случае определить, на чём именно заострить внимание учащихся.

Содержание учебного предмета.

Программой предусмотрены следующие разделы:

  • Урок – беседа.

  • Работа с нитками.

  • Шитьё по проколам.

  • Работа с тканью, изготовление изделий.

  • Вышивание на ткани.

  • Мелкий ремонт одежды.

  • Изготовление бахромы.

  • Аппликация из ткани на бархатной бумаге или на ткани.

Урок – беседа: особенности уроков труда, требования поведения учащихся на уроках, соблюдение порядка на рабочем месте; правила безопасности при работе, санитарно-гигиенические требования; некоторые профессии, особенности их труда; свойствами особенности нитей и тканей.

Работа с нитками, изготовление изделий: применение ниток, свойства и особенности ниток, организацию рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками; отрывание и отрезание нитки. Наматывание нитки на катушку, связывание нитки узлом, изготавление коллекции ниток.

Шитьё по проколам; свойства ниток, инструменты для работы с нитками и их назначение: ножницы, иглы (короткие и длинные, толстые и тонкие), хранение игл (игольница, подушечка для игл), правила безопасной работы; вдевание нитки в иголку; закрепление нитки в начале и в конце строчки; шитье швом «игла вверх-вниз»; пришивание пуговицы с 2-мя отверстиями на картон; вышивание швом «вперёд иголка» простых узоры по намеченной линии.

Работа с тканью, изготовление изделий: нитки, ткани, их свойства, назначение, инструменты, применяемые при работе, правила безопасной работы; разметка ткани по шаблону, резание ткань ножницами по намеченной линии, изготавление коллекцию тканей, изготовление простые изделия по инструкции учителя.

Вышивание на ткани. лицевые и изнаночные стороны тканей; назначение ручных стежков; соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с текстильными материалами; шитье швом «вперёд иголка» на ткани, вышивание простейших фигур на ткани швом «вперёд иголка».

Мелкий ремонт одежды. ремонт одежды, назначение; соблюдение санитарно-гигиенических требований. : Пришивание пуговицы на ткань с 2-мя дырочками, Пришивание одного лоскута ткани к другому швом «вперёд иголка».

Изготовление бахромы.применение и назначение тканей, свойства и особенности ткани: толстые, тонкие, прочные, гладкие, шероховатые, имеют различную окраску; свойства и особенности ниток: толстые, тонкие, рвутся; инструменты; организацию рабочего места. изготавление бахромы по краю прочной ткани.

Аппликация из ниток и ткани на бархатной бумаге. применение и назначение аппликаций; применение и назначение тканей, свойства и особенности тканей; инструменты; организацию рабочего места. разметка ткани по шаблону; вырезание из ткани фигур по прямой линии; аппликация из кусочков ткани по образцу учителя; аппликацию из ниток по инструкции и образцу учителя.

3.Описание места учебного предмета в учебном плане:

Класс 5 класс

Количество часов в неделю 2 часа

Итого в год 76 часов


4.Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Личностные результаты:

  • овладение начальными навыками адаптации в классе;

  • развитие мотивов учебной деятельности;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Предметные результаты:

иметь представления о:

- свойствах и особенностях некоторых ниток и ткани;

- применении и назначении ниток, тканей;

- лицевой и изнаночной сторонах ткани;

- инструментах для работы с нитками и тканью, их назначение;

- правилах безопасности при работе с иглами и ножницами;

- назначении ручных стежков, их видах.

уметь:

- организовывать своё рабочее место, соблюдать санитарно-гигиенические требования;

- контролировать правильность выполнения изделия (с помощью учителя);

- вдевать нитку в иголку, завязывать узелок на конце нитки, правильно держать ножницы, иглу;

- пришивать пуговицу с 2-мя, 4-мя дырочками;

- выполнять несколько видов швов самостоятельно и с частичной помощью учителя;

- пришивать один лоскут ткани к другому;

- составлять выкройку по трафарету;

- выполнять несложную вышивку узора на ткани, изученными швами;

- изготавливать цветы из ленты и ткани при частичной помощи учителя;

5. Система оценки планируемых результатов освоения программы учебного предмета

Минимальный уровень БУД

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Иметь представление о нитях и тканях и их свойствах.

Правила работы ножницами. Правила пользования иглой.

Наматывание нитки на катушку.

Вдевание нитки в иголку (с помощью учителя)

Связывание ниток узлом.

Закрепление нитки в начале и конце строчки

Шитье швом « вперед иголка» по намеченной линии.

Пришивание пуговиц с 2-мя дырочками.

Резание ткани ножницами по намеченной линии.

Сшивание двух лоскутов ткани швом « иголка вперед» (с помощью учителя)

Изготовление бахромы (с помощью учителя).

Выполнение аппликации (с помощью учителя)





Достаточный уровень БУД

Подготовка рабочего места.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Знать виды нитей (хлопок, шерсть)

Знать виды тканей (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые) и их свойства

Правила работы ножницами. Правила пользования иглой.

Наматывание нитки на катушку

Вдевание нитки в иголку

Связывание ниток узлом.

Закрепление нитки в начале и конце строчки

Шитье швом « вперед иголка» по намеченной линии.

Вышивание простейших фигур на ткани швом « иголка вперед»

Пришивание пуговиц с 2-мя дырочками.

Резание ткани ножницами по намеченной линии.

Вырезание геометрических фигур из ткани (круг, треугольник, квадрат)

Сшивание двух лоскутов ткани швом « иголка вперед»

Изготовление бахромы

Выполнение аппликации (с минимальной помощью учителя)



Ф. И. учащегося

Критерии оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

н. г.

к. г.

н. г.

к. г.

н. г.

к. г.

н. г.

к. г.

н. г.

к. г.

н. г.

к. г.

н. г.

к. г.

н. г.

к. г.

н. г.

к. г.

н. г.

к. г.

н. г.

к. г.











































































































































н. г. – начало года;

к. г. – конец года.

Критерии:

1б. – отсутствие сформированных критериев;

2б. – слабо сформированные критерии;

3б. – неустойчиво сформированные критерии;

4б. – сформированные критерии;

5б. – самостоятельно использует полученные знания, умения, навыки в жизни.

Уровни оценивания:

Базовый (Б)– 55 – 45 баллов;

Минимально-необходимый (М Н) – 44 – 34 баллов;

Низкий (Н) – 33 – 23 баллов;

Несформированный (Н Ф)– 22 и ниже.

Условные обозначения:

1 – знание свойств и особенностей ниток: тонкие, толстые; разрываются, разрезаются, связываются;

2 – знание инструментов для работы с нитками и их назначение: ножницы, иглы (короткие и длинные, толстые и тонкие), хранение игл (игольница, подушечка для игл;

3 – знание правила безопасности при работе с иглами и ножницами;

4 – умение организовывать своё рабочее место, соблюдать санитарно-гигиенические требования;

5 – умение отрывать (тонкие), разрезать, связывать нитки;

6 – умение правильно держать иглу;

7 – умение с частичной помощью учителя называть операции, материалы, инструменты;

8 – умение пришивать пуговицу с 2-мя дырочками на картон;

9 – умение выполнять шов «вперёд иголка» по проколам;

10 – умение наматывать нитки на катушку;

11 – умение пришивать один лоскут ткани к другому швом «вперёд иголка».


6. Учебно-методическое обеспечение и материально-техническое оснащение учебного предмета.

1. Программы специальных ( коррекционных) общеобразовательных учреждений VШ вида под редакцией В.В. Воронковой. 2. Дидактический материал по трудовому обучению: 1- 4 классы. Пособие для учащихся. / И. Г. Майорова, В. И. Романина. – М.: Просвещение, 1979. 3. Дидактический материал по обслуживающему труду: 1 – 4 классы. Пособие для учителя./ А. Я. Лабзина, Е. В. Васильченко, Н. В. Савельева. – М.: Просвещение, 1973.

4. Методическое руководство к учебникам «Ручной труд» для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителей и родителей/ Л. А. Кузнецова. – Санкт-Петербург: филиал изд-ва Просвещение, 2006.

5. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный. 1-4 классы. /под редак. В. В. Воронковой. . – М.: Просвещение, 2001.

6. Ручной труд. Учебники по трудовому обучению для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./ Л. А. Кузнецова. – Санкт-Петербург: филиал изд-ва Просвещение, 2006.

7. Самоделки из текстильных материалов. Книга для учителя. / Г. И. Перевертень. – М.: Просвещение, 1990.

8.Нитки швейные, вязальные, вышивальные, ткань.

9.Ножницы, иглы ручные,

7. Тематическое планирование учебного предмета

Разделы и темы

Часы

Содержание, виды деятельности

1

Урок – беседа.

2

Особенности уроков труда, требования поведения учащихся на уроках, соблюдение порядка на рабочем месте; правила безопасности при работе, санитарно-гигиенические требования; некоторые профессии, особенности их труда; свойствами особенности нитей и тканей.

Отвечать на вопросы учителя; называть особенности тканей, ниток, характеризовать их с помощью учителя.

2

Работа с нитками, изготовление изделий.

22

Применение ниток, свойства и особенности ниток, организацию рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками.

Отрывать и отрезать нитки. Наматывать нитки на катушку, связывать нитки узлом, изготавливать коллекцию ниток.

3

Шитьё по проколам.

8

Свойства ниток, инструменты для работы с нитками и их назначение: ножницы, иглы (короткие и длинные, толстые и тонкие), хранение игл (игольница, подушечка для игл), правила безопасной работы.

Вдевать нитки в иголку; закреплять нитки в начале и в конце строчки; шить швом «игла вверх-вниз»; пришивать пуговицы с 2-мя дырочками на картон; вышивать швом «вперёд иголка» простые узоры по намеченной линии.

4

Работа с тканью, изготовление изделий.

16

Нитки, ткани, их свойства, назначение, инструменты, применяемые при работе, правила безопасной работы.

Производить разметку ткани по шаблону, резать ткань ножницами по намеченной линии, изготавливать коллекцию тканей, изготовлять простые изделия по инструкции учителя.

5

Вышивание на ткани.

18

Лицевые и изнаночные стороны тканей; назначение ручных стежков; соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с текстильными материалами.

Вышивать швом «вперёд иголка» на ткани, вышивать простейшие фигуры на ткани швом «вперёд иголка».

6

Мелкий ремонт одежды.

4

Одежду для людей, виды, назначение; ремонт одежды, назначение; соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Пришивание пуговицы на ткань с 2-мя дырочками, Пришивание одного лоскута ткани к другому швом «вперёд иголка».

7

Изготовление бахромы.

2

Применение и назначение тканей, свойства и особенности ткани: толстые, тонкие, прочные, гладкие, шероховатые, имеют различную окраску; свойства и особенности ниток: толстые, тонкие, рвутся; инструменты; организацию рабочего места.

Изготавливать бахрому по краю прочной ткани.

8

Аппликация из ниток и ткани на бархатной бумаге.

6

Применение и назначение аппликаций; применение и назначение тканей, свойства и особенности тканей; инструменты; организацию рабочего места.

Делать разметку ткани по шаблону; вырезание из ткани фигур по прямой линии; делать аппликацию из кусочков ткани по образцу учителя; аппликацию из ниток по инструкции и образцу учителя.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!