Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
на 2022 – 2023 уч. год
Предмет: русский язык
Класс: 8
Количество часов за учебный год: 34
Количество часов в неделю: 1
Учебник: Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.. – М.: Просвещение, 2020
Составитель: Викторова С.Г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому, составлена на основе :
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку
- Примерной программы основного общего образования по русскому языку для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений
--Авторской программы для 5 – 9 классов под редакцией М.Т.Баранов, Т А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.. – М.: Просвещение, 2020
-АОП ООО МОБУ СОШ №2 с Бакалы для обучающихся с задержкой психического развития (Приказ № 1599)
-Учебный план МОБУ СОШ на 2022-2023
-Рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии( ПМПК)
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:
-активизация познавательной деятельности учащихся;
- повышение уровня их умственного развития;
- нормализация учебной деятельности;
-коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
-социально-трудовая адаптация.
Среди коррекционных задач особо выделяются и следующие:
- развивать познавательную активность детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);
- развивать общеинтеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;
- осуществлять нормализацию учебной деятельности, воспитывать навыки самоконтроля, самооценки;
- развивать словарь, устную монологическую речь детей в единстве с обогащением ребенка знаниями и представлениями об окружающей действительности;
- осуществлять психокоррекцию поведения ребенка;
- проводить социальную профилактику, формировать навыки общения, правильного поведения.
Особенности использования педагогических технологий
Психологические особенности школьников классов с задержкой психического развития:
замедленный темп формирования обобщённых знаний,
интеллектуальная пассивность детей,
повышенная утомляемость в процессе интеллектуальной деятельности.
С учётом этих особенностей, в школе намечены пути обучения:
обучение в несколько замедленном темпе (особенно на начальном этапе изучения нового материала)
обучение с более широкой наглядной и словесной конкретизацией общих положений
обучение с большим количеством упражнений, выполнение которых опирается на прямой показ приёмов решения
постепенное сокращение помощи со стороны
постепенное повышение трудности заданий
постоянное уделение внимания мотивационно-занимательной стороне обучения, стимулирующей развитие познавательных интересов
При определении методик обучения особое внимание уделяется повышению уровня интеллектуального развития учащихся. Характерной особенностью учебно-воспитательного процесса в этих классах является не пассивное приспособление к слабым сторонам психики детей, а принцип активного воздействия на их умственное развитие в целях максимального использования потенциальных возможностей каждого.
В целях успешного решения задач обучения в этих классах активно используются организационно-педагогические технологии:
1) Сочетание индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися а уроке и на уроке коррекции, с целью устранения причин, вызывающих трудность в обучении, оказание индивидуальной помощи учащимся,
2) Коммуникативно-диалоговая технология в целях развития коммуникативной культуры, развития речи, памяти и т.д.
3) Из предметных технологий используются в основном игровая технология для развития познавательных интересов учащихся в соответствии с возрастными особенностями детей.
Цели обучения русскому языку
Целями и задачами изучения русского языка в основной школе являются:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, воспринимающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения учащийся получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационные(умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
- части речи, использование их в речи;
- наиболее распространенные правила правописания слов.
Учащиеся должны уметь:
- оформлять все виды деловых бумаг, предусмотренных программой, это стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.
- пользоваться школьным орфографическим словарем.
- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение русского языка в 8 классе отводится 34 час; 1 часа в неделю
Календарно-тематическое планирование
№ | тема урока | Дата по плану | Дата по факту | примечание |
1 | Русский язык в современном мире | 06.09 | | |
2 | Комплексное повторение. Пунктуация и орфография | 13.09 | | |
3 | Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий | 20.09 | | |
4 | Основные единицы синтаксиса | 27.09 | | |
5 | Текст как единица синтаксиса | 04.10 | | |
6 | Предложение как единица синтаксиса | 11.10 | 18.11 | |
7 | Словосочетание как единица синтаксиса | 18.10 | | |
8 | Простое предложение. Грамматическая основа предложения | 25.10 | | |
9 | Порядок слов в предложении. Интонация | | | |
10 | Двусоставные предложения. Главные члены предложения. Подлежащее | | | |
11 | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое | | | |
12 | Составное глагольное сказуемое | | | |
13 | Составное именное сказуемое | | | |
14 | Тире между подлежащим и сказуемым | | | |
15 | Второстепенные члены предложения. Роль второстепенных членов предложения. Дополнение | | | |
16 | Дополнение. Определение | | | |
17 | Обстоятельство | | | |
18 | Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения | | | |
19 | Назывные предложения | | | |
20 | Определённо-личные предложения | | | |
21 | Неопределённо-личные предложения | | | |
22 | Безличные предложения | | | |
23 | Понятие об однородных членах предложения | | | |
24 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | | | |
25 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложения с однородными членами | | | |
26 | Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение | | | |
27 | Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении | | | |
28 | Вставные слова, словосочетания, предложения | | | |
29 | Междометия в предложении | | | |
30 | Чужая речь. Понятие о чужой речи | | | |
31 | Прямая и косвенная речь | | | |
32 | Диалог | | | |
33 | Рассказ | | | |
34 | Повторение и систематизация изученного в 8 классе | | | |