МБОУ Загустайская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № _____ от «___» __________ 2018 г. | Согласовано с Методсоветом Протокол № _____ от «___» __________ 2018 г. | «Утверждаю» Директор школы: __________/Бальчинова М.Н./ Приказ № _____ от «___» __________ 2018 г. |
Адаптированная рабочая программа
по технологии вида 7 (2)
для учащихся с задержкой психического развития, 2 класс
Составила:
учитель начальных классов
Цоктоева Т.А.
Тохой
2018-2019 год
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по технологии для учащихся с задержкой психического развития разработана на основе Рабочая программа по русскому языку для II класса составлена на основе:
- закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – ООП), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576;
- письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- Уставом МБОУ Загустайская средняя общеобразовательная школа
Программа предназначена для учащихся 2 «а» класса Калмынина Д и Мясникова М, которые в 2018 году по решению РПМПК признаны учащимися с ЗПР, которым необходимо индивидуальное обучение с полным включением.
Рабочая адаптированная образовательная программа адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуется уровнем развития несколько ниже возрастной нормы.
В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности учащихся с ЗПР и специфика усвоения ими учебного материала. Обучающемуся ребенку по программе задержка психического развития очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия, и ориентировка в пространстве. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанным и с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно - логическое мышление.
Программа строит обучение детей с задержкой психического развития на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса.
Цели и задачи изучения предмета:
Основные задачи и цели обучения технологии данной категории детей соответствуют задачам и целям обучения технологии в общеобразовательной школе:
Цели изучения технологии в начальной школе:
- овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями;
- освоение продуктивной проектной деятельности;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Задачи:
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
Коррекционные задачи:
- коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности детей с ОВЗ;
- повышение познавательной активности
- формирование личностных качеств (наблюдательность, целенаправленность, самостоятельность)
Методы обучения:
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.
Место курса в учебном плане:
В федеральном базисном плане на изучение технологии во втором классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.
Результаты освоения курса
Предметные результаты:
формирование навыков самообслуживания, овладение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
формирование умений работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и т.д.); выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств;
формирование организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.)
приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п./п. | Название разделов | Количество часов | Практические работы | Проекты |
1 | Давайте познакомимся | 1 | | |
2 | Человек и земля | 23 | 4 | 2 |
3 | Человек и вода | 3 | | 1 |
4 | Человек и воздух | 3 | | |
5 | Человек и информация | 4 | 2 | |
| Итого | 34 | 6 | 3 |
Планируемые предметные результаты
Обучающийся научится:
воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека - создателя и хранителя этнокультурного наследия (на примере народных традиционных ремесел России) в различных сферах на Земле, в Воздухе, на Воде, в Информационном пространстве ;
называть основные виды профессиональной (ремесленнической) деятельности человека: гончар, пекарь, корзинщик, плотник, резчик по дереву и т.д.
организовывать рабочее место с помощью учителя для работы с материалами: бумагой, пластичными материалами, природными материалами (крупами, яичной скорлупой, желудями, скорлупой от орехов, каштанами, ракушки), тканью, ниткам, фольгой;
с инструментами: ножницами, стеки, швейной иглой, циркулем;
соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия;
различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы;
при помощи учителя проводить анализ простейших предметов быта по используемому материалу, назначению;
объяснять значение понятия «технология», как процесс изготовления изделия на основе эффективного использования различных материалов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности человека;
называть традиционные для своего края народные промыслы и ремесла;
осмыслить значимость сохранения этнокультурного наследия России.
познакомиться с видами декоративно-прикладного искусства (хохломской росписью, Городецкой росписью, дымковской игрушкой), их особенностями, историей возникновения и развития, способом создания.
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Учащиеся будут знать (на уровне представлений):
элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия);
гармонии предметов и окружающей среды;
профессиях мастеров родного края;
характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
Учащиеся будут уметь:
самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на технологическую карту в предложенных ситуациях и на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять — своё или другое, высказанное в ходе обсуждения;
применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
2. Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности.
Учащиеся будут знать:
обобщённые названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка;
названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
происхождение натуральных тканей и их виды;
способы соединения деталей из разных материалов, изученные соединительные материалы;
основные характеристики и различие простейшего чертежа и эскиза;
линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью чертёжных инструментов;
названия, устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль).
Учащиеся будут уметь:
читать простейшие чертежи (эскизы);
выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз);
оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и её вариантами;
решать несложные конструкторско-технологические задачи;
справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
3. Конструирование и моделирование.
Учащиеся будут знать:
Учащиеся будут уметь:
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединение известными способами.
4. Использование информационных технологий.
Учащиеся будут знать о:
Ученик научится:
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
• называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные народные промыслы и ремесла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;
• понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
• анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
• организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
• на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;
• применять приёмы безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла);
• выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
3. Конструирование и моделирование
• анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
• решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи (в том числе в интерактивных средах на компьютере);
• изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям (в том числе в интерактивных средах на компьютере).
4. Практика работы на компьютере
• соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
• использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
• создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.
Содержание курса
Основные содержательные линии определены стандартом начального образования и представлены 5 разделами:
«Давай познакомимся»
Как работать с учебником. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью; условными обозначениями; критериями оценки изделия по разным основаниям. Материалы и инструменты. Рубрика «Вопросы юного технолога»
«Человек и земля»
Земледелие. Деятельность человека на земле. Способы её обработки, значение овощных культур для человека. Наблюдение за ростом растений. («Выращивание лука», «Семейка грибов на поляне», «Деревня»).
Посуда. Материалы, используемые для изготовления различных видов посуды. Глина, пластилин, тестопластика, технология изготовления посуды различными способами. («Игрушки из теста», «Корзина с цветами»). Создание проекта «Праздничный стол»
Народные промыслы Знакомство с различными народными промыслами, технологией изготовления, материалами хохломской росписи, дымковской игрушки, городецкой росписи. История матрешки; способы росписи матрешек (семеновская, вятская, загорская (сергиево-посадская), полховско-майдановская, авторская). Изготовление изделий в технике народных промыслов.
Домашние животные и птицы Значение лошади для человека. Закрепление навыков разметки по шаблону. Природные материалы для изготовления изделий: пшено, фасоль, семена и др. («Лошадка», «Курочка из крупы», «Деревенский двор»). Свойства природных материалов. Разметка при помощи кальки. Самостоятельное составление плана.
Новый год История возникновения елочных игрушек и традиции празднования Нового года. Приёмы изготовления изделий из яичной скорлупы. («Новогодняя маска», «Игрушка из яиц»)
Строительство Особенности деревянного зодчества. Конструкция деревенской избы. Выполнение работы в технике полуобъёмная пластика, свойства яичной скорлупы и технология работы с ней. («Изба», «Крепость»).
В доме Традиции оформления русской избы, правила приёма гостей. Утварь, значение русской печи, материалы и приспособления, используемые в работе печника. Изготовление модели печи из пластичного материала. Ткачество. Структура тканей, переплетение нитей. Мебель, традиционная для русской избы. Конструирование мебели из картона. («Домовой», «Убранство избы», «Коврик», «Стол и скамья»).
Народный костюм Национальный костюм и особенности его украшения. Создание национального костюма. Изучаем виды швов и стежков. Тамбурный стежок. («Русская красавица», «Костюмы для Арюны и Алдара», «Кошелек», «Салфетка»
«Человек и вода» Значение рыболовства для человека. Участие в проекте «Аквариум». («Золотая рыбка», «Русалка»).
«Человек и воздух» Использование силы ветра человеком. («Птица счастья», «Использование ветра», «Флюгер»)
«Человек и информация» Книгопечатание («Книжка-ширма»). Поиск информации в Интернете. Практическая работа «Ищем информацию в Интернете»
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема |
план | факт |
Раздел «Давайте познакомимся» - 1 час |
1 | 6.09 | 8.09 | Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником. |
Раздел «Человек и земля» - 23 часа |
2 | 13.09 | 15.09 | Земледелие ПР № 1:«Выращивание лука» |
3 | 20.09 | 22.09 | Посуда Композиция из картона и ниток «Корзина с цветами». |
4 | 27.09 | 29.09 | Работа с пластилином ПР № 2:«Съедобные и несъедобные грибы». «Плоды лесные и садовые». |
5 | 4.10 | 6.10 | Тестопластика Магнит из теста |
6 | 11.10 | 13.10 | Посуда. Работа с пластичными материалами (глина или пластилин) Проект «Праздничный стол» |
7 | 18.10 | 20.10 | Народные промыслы. Хохлома. Работа с папье-маше Миска «Золотая хохлома» в технике папье-маше |
8 | 25.10 | 27.10 | Народные промыслы. Городец. Работа с бумагой. Аппликационные работы. Разделочная доска «Городецкая роспись» |
9 | 1.11 | 3.11 | Народные промыслы. Дымково. Работа с пластилином Дымковская игрушка |
10 | 15.11 | 17.11 | Народные промыслы. Матрешка. Работа с текстильными материалами (апплицирование) Матрешка из картона и ткани |
11 | 22.11 | 24.11 | Работа с пластичными материалами (пластилин). Рельефные работы. Пейзаж «Деревня» |
12 | 29.11 | 1.12 | Человек и лошадь. Работа с картоном. Конструирование. ПР № 3: «Домашние животные» Игрушка «Лошадка» |
13 | 6.12 | 8.12 | Домашние птицы. Работа с природными материалами. Мозаика. Композиция «Курочка из крупы» |
14 | 13.12 | 15.12 | Работа с бумагой. Конструирование. Проект «Деревенский двор» |
15 | 20.12 | 22.12 | Строительство. Работа с бумагой. Полуобъемная пластика. Композиция «Изба» |
16 | 27.12 | 29.12 | В доме. Работа с волокнистыми материалами. Помпон. ПР № 4: «Наш дом». Домовой |
17 | 17.01 | 12.01 | Работа с различными материалами. Ёлочные игрушки из яиц |
18 | 24.01 | 19.01 | Внутреннее убранство избы. Работа с пластичными материалами (пластилин, глина). Лепка. Композиция «Русская печь» |
19 | 31.01 | 26.01 | Внутреннее убранство избы. Работа с бумагой. Плетение. Коврик |
20 | 7.02 | 16.02 | Внутреннее убранство избы. Работа с картоном. Конструирование. Стол и скамья. |
21 | 14.02 | 16.02 | Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. Композиция «Русская красавица». |
22 | 21.02 | 23.02 | Народный костюм. Работа с бумагой. Аппликационные работы. Костюмы Арюны и Алдара. |
23 | 28.02 | 23.02 | Работа с ткаными материалами. Шитье. Кошелек |
24 | 7.03 | 2.03 | Работа с ткаными материалами. Вышивание. Салфетка |
Раздел «Человек и вода» – 3 часа |
25 | 14.03 | 9.03 | Рыболовство. Работа с волокнистыми материалами. Изонить. Композиция «Золотая рыбка» |
26 | 21.03 | 16.03 | Работа с бумагой. Аппликационные работы. Проект «Аквариум» |
27 | 4.04 | 23.03 | Работа с бумагой и волокнистыми материалами. Композиция «Русалка» |
Раздел «Человек и воздух» – 3 часа |
28 | 11.04 | 6.04 | Птица счастья. Работа с бумагой. Складывание. Оригами «Птица счастья» |
29 | 18.04 | 13.04 | Использование ветра. Работа с бумагой. Моделирование. Ветряная мельница |
30 | 25.04 | 20.04 | Использование ветра. Работа с фольгой. Флюгер |
Раздел «Человек и информация» - 4 часа |
31 | 2.05 | 27.04, 4.05 | Ищем клад. Работа с глиной. Рельефные работы Композиция «Карта на глиняной дощечке» |
32 | 16.05 | 11.05 | Книгопечатание. Работа с бумагой и картоном. Книжка – ширма |
33 | 23.05 | 18.05 | Способы поиска информации. Поиск информации в Интернете, правила набора текста. ПР № 5: «Ищем информацию в Интернете». |
34 | 30.05 | 25.05 | Конференция для обучающихся «Что я узнал во 2 классе?» |