СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа по здоровьесбережению "Быть здоровым здорово"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все организации здравоохранения признают, что здоровье - состояние полного физического и психического благополучия, движение по созидательному пути к самореализации.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по здоровьесбережению "Быть здоровым здорово"»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Колушкинская специальная школа-интернат»


Рассмотрено на заседании МО Согласовано на заседании МС Утверждаю директор школы

воспитателей Протокол №__ от _________

Протокол № __ от _______ Зам. по ВР ______ _____________

Руководитель МО ________ (Олифер Л.П.) Землянская Л. Г







Быть здоровым - здорово!







Составили: воспитатели Везоргина Л.Н. Малышева Е.А. Холопова О.Н. Звычайная Е. В.










Пояснительная записка.


В современных условиях сложилась новая педагогическая ситуация, связанная с качественным измене­нием психофизиологического состояния детей, что требует нового решения. Поэтому проблему коррекции и устранения нарушений необходимо рассматривать с пози­ции оздоровления и обогащения за счет правильно организо­ванной коррекционно-развивающей среды.

Все организации здравоохранения признают, что здоровье - состояние полного физического и психического благополучия, движение по созидательному пути к самореализации. К показа­телям здоровья относят благополучие:

  • физическое (соматическое);

  • душевное (эмоциональное);

  • духовное (познавательное).

Здоровье определяется как жизнерадостность, устойчивость к патологическим, болезненным и экстремальным воздействи­ям, высокий уровень выносливости и работоспособности. Сле­довательно, проблема здоровья не только медицинская, но и педагогическая.

Укреплять и сохранять здоровье детей необходимо не толь­ко с помощью системы лечебных медицинских мероприятий, но и разумной организацией их жизни, особенно в группах нашего ОУ.

К факторам благоприятной жизнедеятельнос­ти детей относят:

  • правильное чередование различных видов деятельности;

  • обеспечение рациональной двигательной активности;

  • регуляцию психофизических и эмоциональных нагрузок;

  • формирование прочных навыков здорового образа жиз­ни (использование не медикаментозных методов оздоровле­ния, а правильного питания, закаливания, физической куль­туры, создания эмоционального комфорта и т.д.).

Задача ОУ - вселить в ребенка веру в себя, свои силы, научить максималь­но реализовывать свои физические и духовные возможности, гармонично войти в жизнь и чувствовать себя здоровым в пол­ном смысле слова.

Для этого необходимо создавать условия, т.е. благоприят­ную социально-педагогическую, коррекционно-развивающую среду, включающую специально организованное предметно-игровое пространство и условия для эмоционального, позна­вательного, коммуникативного развития, а также развития всех видов деятельности, лечебно-профилактических мер и рационального питания.

Здоровье школьника в настоящее время отнесено к приори­тетным направлениям государственной политики в области обра­зования. Об этом сказано в Законе РФ «Об образовании», кото­рый гласит: образовательное учреждение гарантирует охрану и укрепление здоровья воспитанникам и создает условия для фор­мирования физического, психического и духовного здоровья.

Если учесть, что охрана здоровья ребенка опирается на его развитие, то необходимо создавать оздоровительно-развиваю­щие доступные и эффективные программы для воспитанни­ков коррекционных учреждений, посредством которых мож­но определить индивидуальный коррекционное–развивающее-оздоровительный подход к каждому ребенку.



Цели:

- Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

- Формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления

здоровья и навыков здорового образа жизни.

- Создание в школе организационно - педагогических, материально - технических,

санитарно - гигиенических и других условий здоровьесбережения.

- Представление всех возможностей школы для формирования психически

здорового, социально-адаптивного, физически развитого выпускника.

Коррекционные:

- Создание целостной системы работы, направленной на коррекцию и

нормализацию нарушенных функций.


Задачи:

- Создать информационный банк о состоянии здоровья школьников.

- Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

- Повышение квалификации педагогов в вопросах развития и охраны здоровья

ребёнка.

-Формировать у школьников через цикл учебных дисциплин и внеурочную

деятельность системы знаний о здоровьесбережении, мотивации на сохранение

здоровья.

- Формирование здоровых взаимоотношений с окружающим миром, обществом

и самим собой.

Коррекционные:

-Использовать специальные упражнения, направленных на нормализацию

мышечного тонуса, развитие статической выносливости.

-Формировать быстроту реакции на словесные инструкции.


Нормативно-правовая и документальная основа.

  • Конституция РФ.

  • Конвенция о правах ребенка.

  • Закон об образовании.

  • ФГОС начального общего образования второго поколения.

  • СанПин.

Педагогические средства.

  • Диагностика состояния здоровья.

  • Санитарно-просветительская работа: стенды, круглые столы, конференции.

  • Методические рекомендации по формированию у учащихся гигиенических навыков.

  • Воспитательные мероприятия, формирующие основы здорового образа жизни.

  • Дни Здоровья.

  • Школьные плановые соревнования; программы спортивно-массовой и оздоровительной работы.

Участниками программы являются:

- учащиеся;

- педагоги;

- врач и медсестра (закрепленные за школой);

- родители.



Сроки и этапы реализации программы:


1 этап – подготовительный (1 год):


  • анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к 

вредным привычкам;

  • изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение;

  • разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.

2 этап – апробационый( 1 год):


  • внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее

эффективных;

  • систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ;

  • выполнение оздоровительных мероприятий.


3 этап -  контрольно-обобщающий (1год):

  • сбор и анализ результатов выполнения программы;

  • коррекции деятельности.

 

Модель личности ученика:


По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам школы необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей.


Для этого нами создана прогнозируемая модель личности ученика:


  • Физически, нравственно, духовно здоровая личность.

  • Образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума.

  • Осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности, как условий благополучного существования человека.

  • Правильная организация своей жизнедеятельности.

  • Стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности.

  • Устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями.

  • Потребность в самостоятельной двигательной активности.

  • Самоконтроль, личностное саморазвитие.

  • Творческая продуктивность.


Данная программа конкретизируется в виде плана работы, в течение которого решаются следующие вопросы:

  • четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;

  • гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;

  • планомерная организация питания учащихся;

  • совершенствование здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания;

  • привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся

Основные направления программы:


  • создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей;

  • обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи;

  • введение в содержание воспитания и образования детей занятий о своём здоровье и навыков ценностного отношения к нему;

  • обеспечение двигательной активности детей;

  • пропаганда здорового образа жизни (тематические беседы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции;

  • пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки окружающего мира, физической культуры, мероприятия по экологии);

  • широкое привлечение учащихся и их родителей к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы;

  • развитие школьной здоровьесберегающей инфраструктуры.


Наши действия.


В рамках данных направлений мы должны осуществлять следующие простые и вместе с тем очень важные действия:

  • Убеждать учащихся и ежедневно контролировать выполнение утренней гимнастики, соблюдение режима труда и отдыха школьника.

  • Во время учебного дня в школе проводить динамические паузы, подвижные игры.

  • Задавать посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.

  • Следить за сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.

  • Проводить ежедневную влажную уборку, проветривание комнат, спален , озеленять помещения комнатными растениями.

  • Еженедельно проводить генеральную уборку помещений, спален.

  • Обеспечивать каждого учащегося горячим питанием в столовой.

  • Следить за условиями теплового режима, освещённости помещений.

  • Привлекать учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях.

  • В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проводить беседы, воспитательные часы с учётом возрастных особенностей детей.

  • Способствовать созданию комфортной атмосферы в коллективах.

Разнообразные формы работы:



1.Учет состояния детей:


  • анализ медицинских карт;

  • определение группы здоровья;

  • учет посещаемости занятий;





  • контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.





2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

  • организация работы спортивных секций, кружков.

  • проведение дополнительных уроков физической культуры;

  • динамические паузы;

  • организация спортивных перемен;

  • дни здоровья;

  • физкульминутки для учащихся.





3.Урочная и внеурочная работа:

  • открытые занятия и уроки;



  • открытые классные и общешкольные

мероприятия физкультурно-

оздоровительной направленности;


  • спортивные кружки и секции:

баскетбол, волейбол, футбол,

легкая атлетика, шашки и шахматы,

настольный теннис, плавание,

и др.

Ожидаемые конечные результаты программы:


Учащиеся и выпускники школы

должны знать:

Главная ценность жизни есть здоровье, за которое отвечает сам человек.

О необходимости регулярных профилактических осмотров с целью предупреждения и распознавания заболеваний на ранней стадии.

О заболеваниях, передающихся половым путем и способах их предупреждения.

должны уметь:

Противостоять физическим и интеллектуальным перегрузкам.

Оказать первую доврачебную помощь пострадавшим.

Обеспечить адекватные физиологические потребности и индивидуальные особенности питания.

Контролировать собственные поведенческие реакции, а также нести персональную ответственность за собственное поведение и здоровье.

Вести себя в эпидемиологически неблагоприятных условиях.

Иметь устойчивую мотивацию на достаточный уровень двигательной активности, а также закаливание.

Регулярно проходить профилактические осмотры по рекомендации врачей.

Использовать минимальный арсенал лекарственных препаратов, которые применяют без назначения врача.

должны иметь:

Потребность соблюдения правил личной гигиены.

Устойчивую положительную мотивацию на достаточный уровень двигательной активности и закаливание организма.

Навыки позитивного отношения к людям.

Сформированную точку зрения на вредные привычки (табак, алкоголь, наркотики, психотропные вещества).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс


Я – мальчик.

Я – девочка.

Как я подрос.

Мои чувства.

Скелет человека.

Строение сердца.

Кто всему голова.

Как устроен глаз.

Как устроено ухо.

Мое здоровье - моя программа.

2 класс

Давайте познакомимся.

Клетка - основа жизни.

«Я». Каким я был.

Какой я сейчас (рост, вес, характер).

Мое настроение.

Почему я не падаю?

Моя красивая осанка.

Зачем человек ест.

Красивые зубы - красивая улыбка.

Я и мое здоровье.

3 класс

Я и мир.

Я и мой класс.

Я и моя школа.

Я и мое здоровье.

Мое дыхание.

Как правильно питаться.

Попытайся не болеть.

Кто нас лечит.

Осторожно - лекарство.

Я люблю физкультуру.

4 класс

Я учусь творить свое здоровье.

Решение и здоровье.

Наши легкие?

Полезная пища, вредная пища.

Чем и как можно отравиться?

Мой сон.

Движение – это жизнь.

Если хочешь быть здоров – закаляйся.

Бой с микробами.

Как справиться с инфекцией.

5 класс

Понятие о здоровье и факторах на него влияющих.

Познай самого себя.

Содержи свое тело в чистоте.

Содержи свой мир в чистоте.

Правильно питайся.

Здоровье и болезни.

Нужные и ненужные лекарства.

Иммунизация.

Двигательная активность.

Пассивное курение.

6 класс

Здоровье и выбор здорового образа жизни.

Влияние социальной среды на развитие и здоровье подростка.

Личная гигиена.

Свет мой, зеркальце, скажи…(уход за кожей лица).

Аллергия.

Гигиена зрения.

Гиподинамия.

Здоровая пища.

Витамины и здоровый организм.

Компьютер и его влияние на здоровье подростка.

7 класс

Я расту, я меняюсь (физиологические и психические процессы в различные периоды взросления и полового созревания).

Особенности психического развития в подростковом возрасте.

Состояние тревожности. Преодоление тревожности.

Виды взаимоотношений между людьми.

Манипулирование человеком и давление на него.

Здоровье человека и влияющие на него факторы. Загрязнение окружающей среды.

Режим дня и здоровье подростка.

Утомление и переутомление. Причины переутомления и его профилактика.

Правильное питание - залог здоровья.

Вред курения.

8 класс

Факторы, разрушающие здоровье.

Психологическая уравновешенность и ее значение для подростка.

Стресс и его влияние на человека.

Практическое занятие «Защититесь от стресса».

Возможен ли сегодня здоровый образ жизни.

Алкоголю – скажем, нет!

Спорту скажем - привет!

Полноценное питание

Школьное питание.

Рациональный режим.

9 класс

Путь, ведущий к здоровью.

Советы гигиены.

Полезное питание.

Разговоры о модных диетах.

Физическая активность. Зимние радости.

Чистый воздух-основа жизни.

Хорошее настроение.

«Нет»- вредным привычкам. Профилактика курения.

Профилактика алкоголизма.

Профилактика наркомании.



Литература


1. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье / Н.М. Амосов // Физкультура и спорт. – 1987. – С.64.



2. Розанова Т.В. Развитие способностей у детей в процессе обучения/ Т.В. Розанова // Педагогика.- 1991.


3. Васильева О.С. Здоровый образ жизни – стереотипные представления и реальная ситуация здоровья/ О.С.Васильева, Журавлева Е.В.// Педагогика здоровья.- 1999.-№2.-С.6.


4. Горячев В.В. Здоровье детей – категория педагогическая. / В.В.Горячев //

Воспитание школьников.- 2001. - №7.


5. Смирнов А. Здоровье и здоровый образ жизни / А.Смирнов// Основы безопасности и жизнедеятельности. - 2000.-№ 1.