Пояснительная записка
к адаптированной рабочей программе по изобразительному искусству в 6 классе
Настоящая программа по изобразительному искусству для 5-7 класса создана на основе нормативных документов, обеспечивающих реализацию программы ФГОС:
- Закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;
- Федеральный закон государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден МОиН РФ приказом № 1897 от 17 декабря 2010 года;
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.2821-10; зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03. 2011. Регистрационный № 19993;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010.№1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Примерные программы по учебным предмета «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.
В основе данной рабочей программы использована программа общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство. 5-7 классы» автор: Неменский, Б. М. Изобразительное искусство : 5 классы : рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М. :Просвещение, 2011.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников: Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 6 класс / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. — М., 2012. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 6 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011.
В структуру курса изобразительного искусства для слабовидящих положены те же темы, что и в программе для общеобразовательной школы. Но содержание программного материала по данным темам упрощается, исходя из учёта особенностей и возможностей слабовидящего ребенка. Количество часов вариативно в зависимости от конкретных условий. Такое распределение часов обеспечивает не только сообщение учащемуся знаний, но и усвоение им способа применения полученных знаний.
Для слабовидящих учащихся изучение изобразительного искусства – важная и необходимая часть школьного образования. Обучение таких детей изобразительному искусству носит коррекционную, коррекционно-развивающую и воспитательную направленность, содействует коррекции недостатков зрительного восприятия детей путём системы знаний по совершенствованию восприятия формы, строения, величины предметов, их цвета, положения в пространстве, развивает образное мышление, воображение, эмоциональное восприятие мира, развивает аналитические способности и память, развивает коммуникативные навыки.
Адаптированная программа по изобразительному искусству для слабовидящих детей преследует цель:
-научить детей навыкам рисования с натуры, по памяти, по представлению;
-помочь овладению знаниями элементарных основ искусства;
-развить у детей изобразительные способности, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, понимание прекрасного и любовь к искусству..
С этим связаны содержание обучения, изобразительные технические средства.
Программа направлена на обеспечение равных возможностей и качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель, задачи, принципы
Цель:
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
создание коррекционно-развивающих условий, способствующих максимальному развитию личности, удовлетворению образовательных и творческих потребностей каждого ребёнка; сохранению и поддержанию его физического и психического здоровья, адаптации детей с глубокими нарушениями зрения к новым социальным условиям.
Задачи:
дидактические:
дать знания элементарных основ искусства;
познакомить детей с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры и прикладного искусства с учётом осязательного восприятия и формирования представлений детей при отсутствии зрения;
развивать у детей изобразительные способности, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление;
вырабатывать (совершенствовать, овладевать) навыки (-ами) рисования с натуры, по памяти, по представлению;
совершенствовать навыки лепки.
воспитательные:
содействовать воспитанию эстетического отношения к произведениям традиционной культуры через знакомство с особенностями системы художественных средств народного искусства, с его символическим языком, с его универсальным объяснением мира; любви к Отечеству, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов мира;
развивать коммуникативные качества и активную жизненную позицию учащихся; развивать умение выносить собственную нравственно-эстетическую оценку произведениям изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства;
формировать любовь к Отечеству, интерес к культурно-историческим традициям русского и других народов мира.
коррекционные:
обучать целенаправленному обследованию и наблюдению предметов с помощью осязания, слуха и остаточного зрения; выработать умения сравнивать предметы между собой, развивать понимание детьми формы, строение предметов;
развивать избирательность восприятия, т.е. выделять среди многообразия объектов только определенный объект, на который направлено наше внимание;
овладевать умением читать рельефные рисунки и соотносить их с натурой;
формировать у учащихся умение и навыки графического изображения с натуры, по представлению, по памяти;
уточнять и пополнять опыт чувственной ориентации, с привлечением накопленного сенсорного опыта и применения ранее приобретенных знаний и навыков.
Место учебного предмета в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 6 классе для детей с ОВЗ (в частности слабовидящих) отводится 0,25часа, занятия (уроки) проводятся 1 раз в 4 недели. ( 9 часов в год).
Предполагаемые результаты реализации программы
Личностные результаты:
умение дискутировать, аргументировать свои высказывания;
умение вести диалог по проблеме;
умение положительно оценивать результаты своих творческих работ;
умение формировать эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира.
Метапредметные результаты:
умение понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
умение воспроизводить учебную задачу в ходе урока по просьбе учителя;
умение планировать свои высказывания, сохраняя логику в начале и в конце высказывания;
умение работать с информацией;
умение осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и консультативно с помощью учителя;
умение фиксировать в конце урока удовлетворённость (неудовлетворённость) своей работой на уроке, позитивно относиться к своим успехам (неуспехам);
умение понимать и применять полученную информацию при выполнении задания творческого характера;
умение анализировать предметы и явления окружающего мира с выделением отличительных признаков;
умение устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
умение проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий;
умение включаться в диалог с учителем;
умение формулировать ответы на вопросы;
Предметные результаты:
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающегося, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретения опыта работы с различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ;
формирование основ художественной культуры обучающегося как части его общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
развитие наблюдательности, зрительной памяти, ассоциативного мышления, способности к сопереживанию, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства.
Принципы:
Организация образования слабовидящих детей опирается на ряд принципов, определяющих его специфику:
принцип коррекционно-развивающей направленности процесса обучения и воспитания детей с патологией зрения, который предусматривает отбор специальных методов и приёмов педагогического воздействия на личность обучающегося, направленных на преодоление недостатков ее развития;
принцип индивидуально-дифференцированного обучения и воспитания, диктующий необходимость учёта индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития слепых и слабовидящих школьников в осуществлении педагогической деятельности;
принцип комплексного подхода в реализации образовательным учреждением своих функций.
Содержание
адаптированной рабочей программы по изобразительному искусству для 6 класса
Раздел 1 ПОНИМАНИЕ КРАСОТЫ ЧЕЛОВЕКА (1 час)
Тема. Великие скульпторы
Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
Планируемые результаты: УУД
Личностные:
Знакомиться с великими произведениями портретного искусства разных эпох и формировать представления о месте и значении портретного образа человека в искусстве.
Получать представление об изменчивости образа человека в истории.
Формировать представление об истории портрета в русском искусстве, называть имена нескольких великих художников-портретистов.
Понимать и объяснять, что при передаче художником внешнего сходства в художественном портрете
присутствует выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника.
Уметь различать виды портрета(парадный и лирический портрет).
Рассказывать о своих художественных впечатлениях.
Метапредметные:
Приобретать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица.
Понимать и объяснять роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника.
Овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы.
Приобретать навыки создания портрета в рисунке и средствами аппликации
Предметные:
Приобретать представления о способах объемного изображения головы человека.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра
Раздел 2 ЦЕННОСТЬ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (2 часа)
Тема. Процесс создания картины
Картина— основа мастерства художника. Творческие задачи картины.
Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.
Тема. Сюжетная композиция (живописные решения)
Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.
Планируемые результаты: УУД
Личностные:
Называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства.
Характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей.
Объяснять роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации общения людей, в создании среды материального окружения, в развитии культуры и представлений человека о самом себе.
Приобретать представление об изобразительном искусстве как о сфере художественного познания и создания образной картины мира.
Рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях и культуре, о творческой активности зрителя.
Характеризовать и объяснять восприятие произведений как творческую деятельность.
Уметь определять, к какому виду искусства относится рассматриваемое произведение.
Понимать, что восприятие произведения искусства — творческая деятельность на основе зрительской культуры, т. е. определенных знаний и умений.
Метапредметные:
Иметь представление и высказываться о роли художественного материала в построении художественного образа.
Характеризовать выразительные особенности различных художественных материалов при создании художественного образа.
Называть и давать характеристики основным графическим и живописным материалам.
Приобретать навыки работы графическими и живописными материалами в процессе создания творческой работы.
Развивать композиционные навыки, чувство ритма, вкус в работе с художественными материалами.
Предметные:
Приобретать представление о рисунке как виде художественного творчества.
Различать виды рисунка по их целям и художественным задачам.
Участвовать в обсуждении выразительности и художественности различных видов рисунков мастеров.
Овладевать навыками размещения рисунка в листе.
Овладевать навыками работы с графическими материалами в процессе выполнения творческих заданий.
Раздел 3 ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ (4 часа)
Тема. Художник - выразитель идей, мыслей, чувств людей своего времени
Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?
Тема. Графические серии
Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.
Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.
Тема. Историческая тема в живописи
Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве XIX—XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.
Планируемые результаты: УУД
Личностные:
Характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях.
Объяснять понятия: цветовые отношения, теплые и холодные цвета, цветовой контраст, локальный цвет, сложный цвет.
Различать и называть теплые и холодные оттенки цвета.
Объяснять понятие «колорит».
Развивать навык колористического восприятия художественных произведений, умение любоваться красотой цвета в произведениях искусства и в реальной жизни.
Приобретать творческий опыт в процессе создания
красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием.
Овладевать навыками живописного изображения.
Метапредметные:
Формировать представления о различных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве разных эпох.
Узнавать о разных способах изображения предметов (знаковых, плоских, символических, объемных и т. д.) в зависимости от целей художественного изображения.
Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь).
Осваивать простые композиционные умения организации
Предметные:
Уметь выделять композиционный центр в собственном изображении.
Получать навыки художественного изображения способом аппликации.
Развивать вкус, эстетические представления в процессе соотношения цветовых пятен и фактур на этапе создания практической творческой работы.
Раздел 4 ИСКУССТВО БОРЬБЫ ЗА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ (2 часа)
Тема. Плакат
Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл
Тема. Праздник искусства
Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства.
Уровни понимания произведения искусства. Понимание искусства — труд души.
Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.
Планируемые результаты: УУД
Личностные:
Знакомиться с примерами портретных изображений великих мастеров скульптуры, приобретать опыт восприятия скульптурного портрета.
Получать знания о великих русских скульпторах-портретистах.
Приобретать опыт и навыки лепки портретного изображения головы человека.
Получать представление о выразительных средствах скульптурного образа.
Учиться по-новому видеть индивидуальность человека (видеть как художник-скульптор).
Метапредметные:
Приобретать интерес к изображениям человека как способу нового понимания и видения человека,
окружающих людей.
Развивать художественное видение, наблюдательность, умение замечать индивидуальные особенности и характер человека.
Получать представления о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в решении образа человека.
Овладевать новыми умениями в рисунке.
Выполнять наброски и зарисовки близких людей, передавать индивидуальные особенности человека в портрете.
Предметные:
Получать представления о задачах изображения человека в европейском искусстве XX века.
Узнавать и называть основные вехи в истории развития портрета в
отечественном искусстве XX века.
Приводить примеры известных портретов отечественных художников.
Рассказывать о содержании и композиционных средствах его выражения в портрете.
Интересоваться, будучи художником, личностью человека и его судьбой
\
Учебно-тематическое планирование
адаптированной рабочей программы по изобразительному искусству в 6 классе:
№п/п | Тема разделов | Количество часов | Тема и содержание урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
1 | ПОНИМАНИЕ КРАСОТЫ ЧЕЛОВЕКА | 1 | Великие скульпторы Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. | работа с великими произведениями портретного искусства разных эпох Рассказ о своих художественных впечатлениях. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра |
2
| ЦЕННОСТЬ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ | 2 | Процесс создания картины Картина— основа мастерства художника. Творческие задачи картины. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности. | Развивать композиционные навыки, чувство ритма, вкус в работе с художественными материалами. Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы. |
3 | | Сюжетная композиция (живописные решения) Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.
| Развивать композиционные навыки, чувство ритма, вкус в работе с художественными материалами. Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы. Овладевать навыками размещения рисунка в листе. |
|
4 | ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ | 4 | Художник - выразитель идей, мыслей, чувств людей своего времени Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение? | Учиться понимать взаимосвязь исторического и мифологического жанров в изобразительном искусстве. Рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального сознания и образа национальной истории. изобразительного искусства с содержанием произведения, с выражением идеалов эпохи. Участвовать в беседах и дискуссиях о современном искусстве. |
5 | | Графические серии Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски. | Приобретать навыки самостоятельного сбора материала и его освоения для воплощения своего проекта. Осознавать и объяснять связь изобразительно - выразительных средств изобразительного искусства с содержанием произведения, с выражением идеалов эпохи. |
6 |
7 | Историческая тема в живописи Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве XIX—XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.
| Участвовать в беседах и дискуссиях о современном искусстве.
|
| |
8 | ИСКУССТВО БОРЬБЫ ЗА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ | 2 | Плакат Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл | Понимать разницу между реальностью и художественным образом, значение и условность художественного образа. Получать представления об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. Формировать навыки работы с художественными материалами в работе над собственным замыслом. |
9 | Праздник искусства Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства. Уровни понимания произведения искусства. Понимание искусства — труд души. Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника. | Называть имена крупнейших художников и их произведения в истории мирового и русского искусства. Характеризовать роль музеев в сохранении культурного наследия.Объяснять культуростроительную роль музеев. |
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству на 6 класс
№п/п | Темы разделов и уроков | Количество часов | Вид контроля | Планируемые результаты | Дата по плану | Дата фактическая |
| | | | личностные | предметные | метапредметные | | |
ПОНИМАНИЕ КРАСОТЫ ЧЕЛОВЕКА (1 час) |
1 | Великие скульпторы | 1 | Стартовый | Осмысленное восприятие визуальных образов реальности. | Эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни. | Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой личностно значимой ценности. | 25.10 | |
ЦЕННОСТЬ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (2 часа) |
2 | Процесс создания картины | 1 | Текущий | Освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей. | Восприятие мира, человека с эстетических позиций. | Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в её архитектуре. | 30.10 | |
3 | Сюжетная композиция | 1 | Текущий | Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать явления окружающего мира. | Понимание роли и места искусства в жизни человека и общества. | Воспитание уважения к искусству в национальных образах предметно-материальной среды и понимание красоты человеком. | 27.11 | |
ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ (4 часа) |
4 | Художник – выразитель идей, мыслей, чувств людей своего времени | 1 | Текущий | Развитие способности воспринимать, анализировать и наблюдать реальный мир. | Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности. | Получения опыта восприятия произведений искусства как основы формирования навыков. | 25.12 | |
5 | Графические серии | 1 | Текущий | Воспитание художественного вкуса, овладение основами культуры практической творческой работы, различными художественными материалами. | Восприятие и интерпретация темы и содержание произведений изобразительного искусства | Умение эстетически подходить к любому виду деятельности. | 22.01 | |
6 | Творчество В.И. Сурикова | 1 | Текущий | Воспитание художественного вкуса, эстетически воспринимать народное творчество. | Умение находить необходимую информацию по культуре в книгах по искусству | Развитие фантазии, воображения. Умение воспринимать культуру своего народа | 19.02 | |
7 | Художественный совет | 1 | Рубежный | Способность наблюдать реальный мир, анализировать идеальный образ русского народа. | Активное отношение к традициям культуры. | Уважение к искусству и культуре своей Родины. | 19.03 | |
ИСКУССТВО БОРЬБЫ ЗА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ (2 часа) |
8 | Плакат | 1 | Текущий | Овладение практической творческой работы, так же различными художественными материалами и инструментами. | Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности. | Развитие фантазии, воображения, визуальной памяти. | 16.04 | |
9 | Книга по искусству | 1 | Итоговый | Овладение средствами художественного изображения. | Восприятие мира, окружающих явлений с эстетических позиций. | Формирование художественного восприятия мира. | 14.05 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В 6 КЛАССЕ
Основная литература:
- Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М 2010 г. (разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ);
- Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2011.
- Изобразительное искусство. 5-8 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.неменского / авт.-сост. Л.В.Шампарова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 55 с..
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с..
Дополнительная литература.
а) дополнительная литература для учителя:
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
-б) дополнительная литература для учащихся:
Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.
Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.
Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1) Компьютер.
2) Интерактивная доска
3) Демонстрационные материалы
Информационно-коммуникативные средства:
1.Тематические презентации
2.Интернет- ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.