СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа для слабовидящих

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа направлена на обеспечение равных возможностей и качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящих)

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа для слабовидящих»

Пояснительная записка

к адаптированной рабочей программе по изобразительному искусству в 6 классе

Настоящая программа по изобразительному искусству для 5-7 класса создана на основе нормативных документов, обеспечивающих реализацию программы ФГОС:
- Закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;
- Федеральный закон государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден МОиН РФ приказом № 1897 от 17 декабря 2010 года;

- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.2821-10; зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03. 2011. Регистрационный № 19993;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010.№1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Примерные программы по учебным предмета «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.

  • Учебный план МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» на 2017 – 2018 учебный год.

В основе данной рабочей программы использована программа общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство. 5-7 классы» автор: Неменский, Б. М. Изобразительное искусство : 5 классы : рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М. :Просвещение, 2011.

Рабочая программа ориентирована на использование учебников: Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-при­кладное искусство в жизни человека. 6 класс / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. — М., 2012. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 6 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011.

В структуру курса изобразительного искусства для слабовидящих положены те же темы, что и в программе для общеобразовательной школы. Но содержание программного материала по данным темам упрощается, исходя из учёта особенностей и возможностей слабовидящего ребенка. Количество часов вариативно в зависимости от конкретных условий. Такое распределение часов обеспечивает не только сообщение учащемуся знаний, но и усвоение им способа применения полученных знаний.

Для слабовидящих учащихся изучение изобразительного искусства – важная и необходимая часть школьного образования. Обучение таких детей изобразительному искусству носит коррекционную, коррекционно-развивающую и воспитательную направленность, содействует коррекции недостатков зрительного восприятия детей путём системы знаний по совершенствованию восприятия формы, строения, величины предметов, их цвета, положения в пространстве, развивает образное мышление, воображение, эмоциональное восприятие мира, развивает аналитические способности и память, развивает коммуникативные навыки.

Адаптированная программа по изобразительному искусству для слабовидящих детей преследует цель:

-научить детей навыкам рисования с натуры, по памяти, по представлению;

-помочь овладению знаниями элементарных основ искусства;

-развить у детей изобразительные способности, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, понимание прекрасного и любовь к искусству..

С этим связаны содержание обучения, изобразительные технические средства.

Программа направлена на обеспечение равных возможностей и качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель, задачи, принципы

Цель:

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

  • создание коррекционно-развивающих условий, способствующих максимальному развитию личности, удовлетворению образовательных и творческих потребностей каждого ребёнка; сохранению и поддержанию его физического и психического здоровья, адаптации детей с глубокими нарушениями зрения к новым социальным условиям.


Задачи:

дидактические:

  • дать знания элементарных основ искусства;

  • познакомить детей с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры и прикладного искусства с учётом осязательного восприятия и формирования представлений детей при отсутствии зрения;

  • развивать у детей изобразительные способности, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление;

  • вырабатывать (совершенствовать, овладевать) навыки (-ами) рисования с натуры, по памяти, по представлению;

  • совершенствовать навыки лепки.


воспитательные:

  • содействовать воспитанию эстетического отношения к произведениям традиционной культуры через знакомство с особенностями системы художественных средств народного искусства, с его символическим языком, с его универсальным объяснением мира; любви к Отечеству, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов мира;

  • развивать коммуникативные качества и активную жизненную позицию учащихся; развивать умение выносить собственную нравственно-эстетическую оценку произведениям изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства;

  • формировать любовь к Отечеству, интерес к культурно-историческим традициям русского и других народов мира.


коррекционные:

  • обучать целенаправленному обследованию и наблюдению предметов с помощью осязания, слуха и остаточного зрения; выработать умения сравнивать предметы между собой, развивать понимание детьми формы, строение предметов;

  • развивать избирательность восприятия, т.е. выделять среди многообразия объектов только определенный объект, на который направлено наше внимание;

  • овладевать умением читать рельефные рисунки и соотносить их с натурой;

  • формировать у учащихся умение и навыки графического изображения с натуры, по представлению, по памяти;

  • уточнять и пополнять опыт чувственной ориентации, с привлечением накопленного сенсорного опыта и применения ранее приобретенных знаний и навыков.


Место учебного предмета в учебном плане

В федеральном базисном  учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 6 классе для детей с ОВЗ (в частности слабовидящих) отводится 0,25часа, занятия (уроки) проводятся 1 раз в 4 недели. ( 9 часов в год).


Предполагаемые результаты реализации программы

Личностные результаты:


  1. умение дискутировать, аргументировать свои высказывания;

  2. умение вести диалог по проблеме;

  3. умение положительно оценивать результаты своих творческих работ;

  4. умение формировать эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира.

Метапредметные результаты:

  1. умение понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;


  1. умение воспроизводить учебную задачу в ходе урока по просьбе учителя;

  2. умение планировать свои высказывания, сохраняя логику в начале и в конце высказывания;

  3. умение работать с информацией;

  4. умение осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и консультативно с помощью учителя;

  5. умение фиксировать в конце урока удовлетворённость (неудовлетворённость) своей работой на уроке, позитивно относиться к своим успехам (неуспехам);

  6. умение понимать и применять полученную информацию при выполнении задания творческого характера;

  7. умение анализировать предметы и явления окружающего мира с выделением отличительных признаков;

  8. умение устанавливать элементарные причинно-следственные связи;

  9. умение проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий;

  10. умение включаться в диалог с учителем;

  11. умение формулировать ответы на вопросы;

Предметные результаты:

  1. осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  2. развитие индивидуальных творческих способностей обучающегося, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

  3. развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  4. приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

  5. приобретения опыта работы с различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ;

  6. формирование основ художественной культуры обучающегося как части его общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;

  7. развитие наблюдательности, зрительной памяти, ассоциативного мышления, способности к сопереживанию, художественного вкуса и творческого воображения;

  8. развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства.

Принципы:

Организация образования слабовидящих детей опирается на ряд принципов, определяющих его специфику:

  • принцип коррекционно-развивающей направленности процесса обучения и воспитания детей с патологией зрения, который предусматривает отбор специальных методов и приёмов педагогического воздействия на личность обучающегося, направленных на преодоление недостатков ее развития;

  • принцип индивидуально-дифференцированного обучения и воспитания, диктующий необходимость учёта индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития слепых и слабовидящих школьников в осуществлении педагогической деятельности;

  • принцип комплексного подхода в реализации образовательным учреждением своих функций.






Содержание

адаптированной рабочей программы по изобразительному искусству для 6 класса

Раздел 1 ПОНИМАНИЕ КРАСОТЫ ЧЕЛОВЕКА (1 час)

Тема. Великие скульпторы

Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные воз­можности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

Планируемые результаты: УУД

Личностные:

Знакомиться с великими произве­дениями портретного искусства разных эпох и формировать представления о месте и значении портретного обра­за человека в искусстве.

Получать представление об из­менчивости образа человека в истории.

Формировать представление об истории портрета в русском искусстве, называть имена нескольких великих художников-портретистов.

Понимать и объяснять, что при передаче художником внешнего сход­ства в художественном портрете

при­сутствует выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника.

Уметь различать виды портрета(парадный и лирический портрет).

Рассказывать о своих художествен­ных впечатлениях.

Метапредметные:

Приобретать представления о кон­струкции, пластическом строении голо­вы человека и пропорциях лица.

Понимать и объяснять роль про­порций в выражении характера модели и отражении замысла художника.

Овладевать первичными навыками изображения головы человека в про­цессе творческой работы.

Приобретать навыки создания портрета в рисунке и средствами ап­пликации

Предметные:

Приобретать представления о способах объемного изображения головы человека.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра

Раздел 2 ЦЕННОСТЬ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (2 часа)

Тема. Процесс создания картины

Картина— основа мастерства художника. Творческие задачи картины.

Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисов­ка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самосто­ятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.

Тема. Сюжетная композиция (живописные решения)

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.

Планируемые результаты: УУД

Личностные:

Называть пространственные и вре­менные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства.

Характеризовать три группы про­странственных искусств: изобразитель­ные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей.

Объяснять роль изобразительных искусств в повседневной жизни челове­ка, в организации общения людей, в создании среды материального окруже­ния, в развитии культуры и представ­лений человека о самом себе.

Приобретать представление об изобразительном искусстве как о сфере художественного познания и создания образной картины мира.

Рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях и культуре, о творческой активности зрителя.

Характеризовать и объяснять восприятие произведений как творческую деятельность.

Уметь определять, к какому виду искусства относится рассматриваемое произведение.

Понимать, что восприятие произве­дения искусства — творческая деятель­ность на основе зрительской культуры, т. е. определенных знаний и умений.

Метапредметные:

Иметь представление и высказы­ваться о роли художественного мате­риала в построении художественного образа.

Характеризовать выразительные особенности различных художествен­ных материалов при создании художе­ственного образа.

Называть и давать характеристи­ки основным графическим и живопис­ным материалам.

Приобретать навыки работы гра­фическими и живописными материала­ми в процессе создания творческой ра­боты.

Развивать композиционные навы­ки, чувство ритма, вкус в работе с ху­дожественными материалами.

Предметные:

Приобретать представление о ри­сунке как виде художественного твор­чества.

Различать виды рисунка по их це­лям и художественным задачам.

Участвовать в обсуждении вырази­тельности и художественности различ­ных видов рисунков мастеров.

Овладевать навыками размещения рисунка в листе.

Овладевать навыками работы с графическими материалами в процессе выполнения творческих заданий.

Раздел 3 ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ (4 часа)

Тема. Художник - выразитель идей, мыслей, чувств людей своего времени

Беседа. Во все времена человек создавал изображения окру­жающего его мира. Изображение как познание окружающего ми­ра и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творчес­кой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображе­ния в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произве­дения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?

Тема. Графические серии

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образ­ный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и по­кой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художни­ком своих переживаний и представлений об окружающем его ми­ре. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.

Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.

Тема. Историческая тема в живописи

Цвет в живописи и богатство его выразительных возможно­стей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живопи­си (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состоя­ния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Предметный мир в изобразительном искус­стве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художни­ка, его представлений и представлений людей его эпохи об ок­ружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его разви­тие. Натюрморт в искусстве XIX—XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.

Планируемые результаты: УУД

Личностные:

Характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произ­ведениях.

Объяснять понятия: цветовые от­ношения, теплые и холодные цвета, цветовой контраст, локальный цвет, сложный цвет.

Различать и называть теплые и хо­лодные оттенки цвета.

Объяснять понятие «колорит».

Развивать навык колористического восприятия художественных произведе­ний, умение любоваться красотой цве­та в произведениях искусства и в ре­альной жизни.

Приобретать творческий опыт в процессе создания

красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием.

Овладевать навыками живописного изображения.

Метапредметные:

Формировать представления о раз­личных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве разных эпох.

Узнавать о разных способах изображения предметов (знаковых, плоских, символических, объемных и т. д.) в зависимости от целей художественного изображения.

Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь).

Осваивать простые композиционные умения организации

Предметные:

Уметь выделять композиционный центр в собственном изображении.

Получать навыки художественного изображения способом аппликации.

Развивать вкус, эстетические пред­ставления в процессе соотношения цветовых пятен и фактур на этапе соз­дания практической творческой работы.


Раздел 4 ИСКУССТВО БОРЬБЫ ЗА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ (2 часа)


Тема. Плакат

Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определен­ными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусст­ве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюже­том. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древ­ней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины прост­ранства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобрази­тельная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл

Тема. Праздник искусства

Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изоб­разительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-вырази­тельного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства.

Уровни понимания произведения искусства. Понимание искус­ства — труд души.

Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуаль­ность художника.

Планируемые результаты: УУД

Личностные:

Знакомиться с примерами портретных изображений великих мастеров скульптуры, приобретать опыт восприятия скульптурного портрета.

Получать знания о великих русских скульпторах-портретистах.

Приобретать опыт и навыки лепки портретного изображения головы человека.

Получать представление о выразительных средствах скульптурного образа.

Учиться по-новому видеть инди­видуальность человека (видеть как ху­дожник-скульптор).

Метапредметные:

Приобретать интерес к изображе­ниям человека как способу нового по­нимания и видения человека,

окружа­ющих людей.

Развивать художественное видение, наблюдательность, умение замечать индивидуальные особенности и характер человека.

Получать представления о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в решении образа человека.

Овладевать новыми умениями в рисунке.

Выполнять наброски и зарисовки близких людей, передавать индивидуальные особенности человека в портрете.

Предметные:

Получать представления о задачах изображения человека в европейском искусстве XX века.

Узнавать и называть основные вехи в истории развития портрета в

отечественном искусстве XX века.

Приводить примеры известных портретов отечественных художников.

Рассказывать о содержании и ком­позиционных средствах его выражения в портрете.

Интересоваться, будучи художни­ком, личностью человека и его судь­бой























\

Учебно-тематическое планирование

адаптированной рабочей программы по изобразительному искусству в 6 классе:


п/п

Тема разделов

Количество

часов

Тема и содержание урока

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

1

ПОНИМАНИЕ КРАСОТЫ ЧЕЛОВЕКА


1

Великие скульпторы Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные воз­можности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.


работа с великими произве­дениями портретного искусства разных эпох Рассказ о своих художествен­ных впечатлениях.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра


2




























ЦЕННОСТЬ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ


2

Процесс создания картины Картина— основа мастерства художника. Творческие задачи картины.

Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисов­ка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самосто­ятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.

Развивать композиционные навыки, чувство ритма, вкус в работе с художественными материалами.

Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы.

3


Сюжетная композиция (живописные решения) Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.




Развивать композиционные навыки, чувство ритма, вкус в работе с художественными материалами.

Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы.

Овладевать навыками размещения рисунка в листе.



4

ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ


4

Художник - выразитель идей, мыслей, чувств людей своего времени Беседа. Во все времена человек создавал изображения окру­жающего его мира. Изображение как познание окружающего ми­ра и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творчес­кой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображе­ния в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произве­дения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?

Учиться понимать взаимосвязь исторического и мифологического жанров в изобразительном искусстве.

Рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального сознания и образа национальной истории.

изобразительного искусства с содержанием произведения, с выражением идеалов эпохи.

Участвовать в беседах и дискуссиях о современном искусстве.

5


Графические серии Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образ­ный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и по­кой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художни­ком своих переживаний и представлений об окружающем его ми­ре. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.

Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.


Приобретать навыки самостоятельного сбора материала и его освоения для воплощения своего проекта.

Осознавать и объяснять связь изобразительно - выразительных средств изобразительного искусства с содержанием произведения, с выражением идеалов эпохи.


6

7

Историческая тема в живописи Цвет в живописи и богатство его выразительных возможно­стей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живопи­си (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состоя­ния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Предметный мир в изобразительном искус­стве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художни­ка, его представлений и представлений людей его эпохи об ок­ружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его разви­тие. Натюрморт в искусстве XIX—XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.




Участвовать в беседах и дискуссиях о современном искусстве.







8

ИСКУССТВО БОРЬБЫ ЗА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ


2

Плакат Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определен­ными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусст­ве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюже­том. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древ­ней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины прост­ранства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобрази­тельная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл

Понимать разницу между реальностью и художественным образом, значение и условность художественного образа.

Получать представления об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. Формировать навыки работы с художественными материалами в работе над собственным замыслом.

9

Праздник искусства Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изоб­разительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-вырази­тельного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства.

Уровни понимания произведения искусства. Понимание искус­ства — труд души.

Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуаль­ность художника.

Называть имена крупнейших художников и их произведения в истории мирового и русского искусства.

Характеризовать роль музеев в сохранении культурного наследия.Объяснять культуростроительную роль музеев.
















Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству на 6 класс

№п/п

Темы разделов и уроков

Количество часов

Вид контроля

Планируемые результаты

Дата по плану

Дата фактическая





личностные

предметные

метапредметные



ПОНИМАНИЕ КРАСОТЫ ЧЕЛОВЕКА (1 час)

1

Великие скульпторы


1

Стартовый


Осмысленное восприятие визуальных образов реальности.

Эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни.

Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой личностно значимой ценности.

25.10


ЦЕННОСТЬ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (2 часа)

2

Процесс создания картины


1

Текущий


Освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей.

Восприятие мира, человека с эстетических позиций.

Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в её архитектуре.

30.10


3

Сюжетная композиция


1

Текущий


Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать явления окружающего мира.

Понимание роли и места искусства в жизни человека и общества.

Воспитание уважения к искусству в национальных образах предметно-материальной среды и понимание красоты человеком.

27.11


ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ (4 часа)

4

Художник – выразитель идей, мыслей, чувств людей своего времени


1

Текущий


Развитие способности воспринимать, анализировать и наблюдать реальный мир.

Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности.

Получения опыта восприятия произведений искусства как основы формирования навыков.

25.12


5

Графические серии

1

Текущий


Воспитание художественного вкуса, овладение основами культуры практической творческой работы, различными художественными материалами.

Восприятие и интерпретация темы и содержание произведений изобразительного искусства

Умение эстетически подходить к любому виду деятельности.

22.01


6

Творчество В.И. Сурикова


1

Текущий


Воспитание художественного вкуса, эстетически воспринимать народное творчество.

Умение находить необходимую информацию по культуре в книгах по искусству

Развитие фантазии, воображения. Умение воспринимать культуру своего народа

19.02


7

Художественный совет


1

Рубежный


Способность наблюдать реальный мир, анализировать идеальный образ русского народа.

Активное отношение к традициям культуры.

Уважение к искусству и культуре своей Родины.

19.03


ИСКУССТВО БОРЬБЫ ЗА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ (2 часа)

8

Плакат

1

Текущий


Овладение практической творческой работы, так же различными художественными материалами и инструментами.

Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности.

Развитие фантазии, воображения, визуальной памяти.

16.04


9

Книга по искусству


1

Итоговый


Овладение средствами художественного изображения.

Восприятие мира, окружающих явлений с эстетических позиций.

Формирование художественного восприятия мира.

14.05



























УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В 6 КЛАССЕ

Основная литература:

- Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М 2010 г. (разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ);

- Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. -  М.: Просвещение, 2011.  

- Изобразительное искусство. 5-8 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.неменского / авт.-сост. Л.В.Шампарова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 55 с..

- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с..

Дополнительная литература.

а) дополнительная литература для учителя:

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

           Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.

      Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

      Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

      Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

-б) дополнительная литература для учащихся:

Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.

Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.

Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1) Компьютер.

2) Интерактивная доска

3) Демонстрационные материалы

Информационно-коммуникативные средства:

1.Тематические презентации

2.Интернет- ресурсы:

http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.