СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс, 7 вид

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коргонская средняя общеобразовательная школа»




Рассмотрена: Согласовано: Утверждено:

Руководитель ШМО Заместитель директора по Директор МБОУ

_____ / Ж. М. Серебренникова/ УВР «Коргонская СОШ» «Коргонская СОШ»

Протокол №____ _______/И. А. Дремова/ _______/А. В. Серебренников/

от «___» _________ 2016г. «___» ________ 2016г. Приказ №_____

от «___» ________2016г.



Адаптированная рабочая программа

для обучающегося с рекомендациями обучения по программе специальной

(коррекционной) общеобразовательной школы VII вида

в условиях общеобразовательного класса



Наименование учебного предмета: Биология


Образовательная область: естествознание


Класс: 9


Уровень общего образования: базовый


Срок реализации программы, учебный год: 2016-2017 г.


Учитель: Садоева Татьяна Григорьевна


Рабочая программа составлена на основе: Примерной программы по биологии в соответствии с государственными стандартами 2004 года и Программы для общеобразовательных учреждений по биологии для 9-го класса «Введение в общую экологию» авторов А. А. Каменского, В. В. Криксунова, В. В. Пасечника.- М.:Дрофа, 2001


Учебник: Каменский, А. А., Криксунов, Е. А., Пасечник, В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учебн. Для 9 кл. общеобразовател. учебных заведений. – 2-е изд. –М.: Дрофа, 2001.-301с.






с. Коргон, 2016 год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативные документы

Настоящая программа по биологии для 9 класса создана на основе следующих документов:

-Примерной программы по биологии для 9 класса, разработанной в соответствии с государственными стандартами 2004 года;

- Примерные программы основного общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 г. №03-1263) в соответствии с рабочей программой по биологии к учебникам для 5-11 классов (авторы В. В. Пасечник);

- Положения о рабочей программе МБОУ «Коргонская СОШ»

Учебно-методический комплект

- Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2000 г.;

Вклад учебного предмета в общее образование

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Цели учебного предмета «Биология»

Изучение биологии в 9 классе должно быть направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.



Особенности обучающегося.

В 9 классе обучается один ребенок с ОВЗ (7 вид).

Ребенок на уроках биологии активен, работает с таблицами, переписывает, читает самостоятельно, при выполнении теста или во время обобщающих уроках работает самостоятельно. На более трудные вопросы консультируется с учителем и со сверстниками. На уроках проводится постоянно беседы с решением проблемных ситуаций, с поисковыми заданиями, описание. Наблюдается помощь со стороны сверстников на уроках.

Детям с ОВЗ свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо развивать устойчивое внимание. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Обязателен положительный итог работы.

Поэтому дети с ЗПР, при создании им определенных образовательных условий, способны овладеть программой основной общеобразовательной школы и в большинстве случаев продолжить образование.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение биологии в 9 классе - 68 часов, т.е. 2 часа в неделю.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения предмета учащиеся 9 классов должны: знать/понимать

• особенности жизни как формы существования материи;

• роль в физических и химических процессах в живых системах различного уровня организации; • фундаментальное понятие биологии;

• сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

• основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;

• основные области применения биологических знаний в практике СХ, в ряде отраслей промышленности при охране окружающей среды и здоровья человека.

Уметь:

− приводить примеры усложнения растений и животных в процессе эволюции;

− природных и искусственных сообществ;

− изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания; − наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных.

Перечень контрольно-измерительных материалов

Григорян, И. Р. Контрольно-измерительные материалы. Биология: 9 класс. – М.:ВАКО, 2010.-112с



  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В 9 КЛАССЕ

Введение (3 часа)

Биология как наука и методы ее использования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

Тема 1.1. Молекулярный уровень (9 часов)

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

Тема 1.2. Клеточный уровень (10 часов)

Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты и эукариоты. Автотрофы и гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов. Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрации: модели клетки, микропрепараты митоза в клетках корешков лука, микропрепараты хромосом.

Лабораторная работа:

Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.

Тема: 1.3. Организменный уровень (14 часов)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.

Демонстрация: микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных, формы изменчивости организмов.

Лабораторная работа:

Выявление изменчивости организмов.

Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (3 часа)

вид, его критерии. Структура вида. Популяция - форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

Демонстрации: гербарий, коллекции, модели, муляжи живых растений и животных.

Лабораторная работа:

Изучение морфологического критерия вида

Тема 1.5. Экосистемный уровень (4 часов)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Демонстрация: коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоцнозах, модели экосистем, пищевые цепи и сети, симбиоз, паразитизм.

Практические работы: Составление схем передачи веществ и энергии , выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме, изучение и описание экосистемы своей местности.

Экскурсия: Биогеоценоз

Тема 1.6. Биосферный уровень (4 часа)

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

Демонстрация: модели-аппликации «Биосфера и человек», границы биосферы.

Тема 1.7. Эволюция (8 часов)

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрации: окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных. Модели-аппликации

Лабораторная работа :

Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

Тема 1.8. Возникновение и развитие жизни на Земле (5 часов)

Тема 1.9. Организм и среда (4 часа)

Тема 1.10. Биосфера и человек (4 часа)














Учебно-тематический план

п/п

Разделы

программы

Количество

часов

Количество контрольных работ

1

Введение

3


2

Молекулярный уровень

9

1

3

Клеточный уровень

10

1

4

Организменный уровень

14

1

5

Популяционно-видовой уровень

3


6

Экосистемный уровень

4


7

Биосферный уровень

4

1

8

Основы учения об эволюции

8

1

9

Возникновение и развитие жизни на Земле

5

1

10

Организм и среда

4


11

Биосфера и человек

4

2



3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

(№ урока в теме)

Кол-во часов

Тема урока

Тип урока

Результат обучения

Формы контроля

Домашнее задание

Дата по плану

По факту


ВВЕДЕНИЕ (3 часа)

1

(1)

1

Биология - наука о жизни. Инструктаж по ТБ.


Знать:

что современная биология — комплексная наука;

уровни организации жизни приводить примеры;

о роли биотехнологии

Вводная беседа

Прочитать § 1

02.09


2

(2)

1

Методы исследования в биологии


Знать:

основные методы изучения живой природы, приводить примеры; основополагающий принцип в науке

Иметь представление об основных этапах научного исследования

Устный журнал

§ 2

Ответить на вопросы с. 9

05.09


3

(3)

1

Сущность жизни и свойства живого


Знать:

современные научные представления о сущности жизни; общие признаки живого организма.

Приводить примеры решения важнейших практических задач в жизни человека с помощью биологических наук.

Иметь представление об отличительных признаках живого и неживого, приводить примеры

Беседа с поисковыми заданиями

Прочитать § 3


09.09


ГЛАВА 1. МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ (9 часов)

4

(1)

1

Молекулярный уровень. Общая характеристика


Уметь: называть элементы, преобладающие в составе живых организмов , перечислять их свойства и значение.

Знать: процессы и механизмы, происходящие в живом организме на молекулярном уровне

Беседа с элементами поисковой работы

§ 1.1.

Ответить на вопросы с. 18


12.09


5

(2)

1

Углеводы


Знать и называть вещества, входящие в состав углеводов. Знать их основные функции в организме; классификацию; общую формулу углеводов.

Уметь приводить примеры

Урок презентация

Прочитать § 1.2.

Приготовить сообщение «Значение липидов»

16.09


6

(3)

1

Липиды


Иметь представление о составе, строении липидов. Знать их функции

Рассказ с демонстрацией

Прочитать § 1.3.

19.09


7

(4)

1

Состав и строение белков.

Функции белков


Знать состав и строение, уровни организации белковой молекулы, свойства белковых молекул, функции белков в организме.

Обосновывать взаимосвязь и зависимость функций белков от их строения

Рассказ с демонстрацией

Прочитать § 1.4.

1.5, сделать модель молекулы белка

23.09


8

(5)

1

Нуклеиновые кислоты


Знать типы нуклеиновых кислот, функции ДНК и РНК, типы РНК и строение нуклеотидов.

Обосновывать взаимосвязь и зависимость функций белков от их строения

Рассказ с демонстрацией опытов

Ответить на вопросы с. 32 § 1.6.



26.09


9

(6)

1

АТФ и другие органические соединения клетки


Иметь представление о строении молекулы АТФ, ее функции; о роли витаминов в организме

Знать классификацию витаминов; приводить примеры авитаминозов

Рассказ с демонстрацией опытов

Прочитать § 1.7.

30.09


10

(7)


1

Биологические катализаторы


Знать свойства ферментов и механизм катализа. Объяснять роль ферментов в организме. Иметь представление о коферменте

Рассказ с демонстрацией опытов

§ 1.8.

Приготовить сообщение про вирусные болезни

03.10


11

(8)


1

Вирусы


Знать особенности строения и функционирования вирусов; способы борьбы со СПИДом; об особенностях различных вирусных заболеваний

Рассказ с демонстрацией опытов

Прочитать § 1.9.


07.10


12

(9)

1

Обобщающий урок по теме:«Молекулярный уровень организации живой природы»

Знать особенности молекулярного уровня жизни

Обобщающая беседа

Изучить краткое содержание главы

10.10

ГЛАВА 2. КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ (10 часов)

13

(1)



1

Основные положения клеточной теории


Знать основные положения клеточной теории, авторов клеточной теории.

Обосновывать значение создания клеточной теории для развития биологии.

Сравнивать строение прокариот и эукариот

Беседа с поисковыми заданиями

Прочитать § 2.1.

14.10


14

(2)


1

Клеточная мембрана. Ядро. Хромосомный набор клетки


Знать строение и функции наружной мембраны клетки, способы проникновения веществ в клетку. Знать строение и функции ядра; механизм фаго- и и пиноцитоза, объяснять их значение

Беседа с решением проблемных ситуаций

Прочитать § 2.2

2.3.

Ответить на вопросы с. 49

17.10


15

(3)


1

ЭПС. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии.



Знать строение ЭПС, рибосом, лизосом и др. органоидов, перечислять их функции

Знать виды пластид.

Уметь: обосновывать наличие большего количества митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами

Беседа с решением проблемных ситуаций

Прочитать § 2.4.

2.5.

21.10


16

(4)


1

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

Различия в строении клеток эукариот и прокариот

Иметь представление о строении клеточного центра и органоидов движения

Знать функции клеточного центра и органоидов движения, их отличия

Беседа с решением проблемных ситуаций

Выписать новые понятия § 2.6

2.7, заполнить таблицу

24.10


17

(5)


1

Ассимиляция и диссимиляция.

Метаболизм. Энергетический обмен в клетке

Уметь описывать особенности обмена веществ и превращение энергии в клетке; знать этапы энергетического обмена

Иметь представление об образовании АТФ в ходе энергетического в клетке

Беседа с решением проблемных ситуаций

Прочитать § 2.8

2.9

Ответить на вопросы с. 61, 64

28.10


18

(6)


1

Типы питания клетки


Знать характеристику автотрофных и гетеротрофных организмов, особенности их питания; особенности процессов фото- и хемосинтеза; о способах питания.

Объяснять роль световой и темновой фаз фотосинтеза

Рассказ – описание

Прочитать § 2.10.

2.11.

2.12, таблица

31.10

19-20

(7-8)

2

Синтез белков в клетке


Иметь представление о генетическом коде. Знать сущность процессов транскрипции и трансляции. Уметь обосновывать роль ферментов в синтезе белка, матричную функцию ДНК, смысл избыточности генетического кода

Рассказ – описание

Прочитать § 2.13.

Ответить на вопросы с. 76

11.11

14.11


21

(9)

1

Деление клетки. Митоз


Знать механизм деления клетки, способы размножения организмов и способы деления клетки.

Обосновывать биологический смысл митоза

Рассказ – описание

Прочитать § 2.14.

18.11


22

(10)

1

Урок обобщение

по теме «Клеточный уровень организации живого»

Знать особенности клеточного уровня живого

Обобщающая беседа

Прочитать краткое содержание главы

21.11


ГЛАВА 3. ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ (14 часов)

23

(1)

1

Размножение организмов


Знать виды бесполого размножения, биологическую роль размножения, сущность полового размножения и его виды. Иметь представление о строении сперматозоида и яйцеклетки. Уметь осуществлять сравнительную характеристику бесполого и полового размножения

Рассказ – описание

Изучить § 3.1.

25.11


24

(2)

1

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение


Иметь представление о стадиях гаметогенеза; знать сущность и стадии мейоза; сущность процесса оплодотворения.

Уметь находить отличия в процессах формирования мужских и женских гамет.

Беседа с поисковыми заданиями

Изучить § 3.2.

3.3

Изучить схему с. 47

28.11


25

(3)


1

Индивидуальное развитие организмов

Биогенетический закон


Знать периоды онтогенеза.

Сравнивать прямое и непрямое постэмбриональное развитие организмов. Уметь формулировать биогенетический закон; обосновывать значение биогенетического закона

Беседа с поисковыми заданиями

Изучить § 3.4.

Ответить на вопросы с. 99

02.12


26

(4)


1

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем.


Знать предмет изучения генетики; генети ческие символы, понятия; суть правила единообразия гибридов 1-го поколения.

Давать цитологическое обоснование закономерностям наследования.

Уметь решать задачи на моногибридное скрещивание

Беседа с поисковыми заданиями

Прочитать § 3.5.

Ответить на вопросы с. 104

05.12

27

(5)

1

Неполное доминирование.

Анализирующее скрещивание


Знать генетические термины и понятия, законы наследственности.

Уметь обосновать практическое значение применения метода анализирующего скрещивания; решать задачи на неполное доминирование и анализирующее скрещивание

Беседа с практическими заданиями

Изучить § 3.6., решить задачу


09.12


28

(6)


1

Дигибридное скрещивание


Знать генетические термины и понятия.

Уметь объяснять, что гибридное скрещивание является материальным носителем наследственности.

Иметь представление о независимом наследовании признаков.

Уметь решать задачи на дигибридное скрещивание

Беседа с практическими заданиями

Прочитать § 3.7.

Решение задач

12.12


29

(7)

1

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана


Знать законы наследственности, сущность закона Т. Моргана.

Уметь обосновывать биологическое значение перекреста хромосом; обосновывать механизм сцепленного наследования признаков, называть его причины.

Беседа с практическими заданиями

Прочитать § 3.8.

Ответить на вопросы с. 112

16.12


30

(8)


1

Взаимодействие генов


Знать законы наследственности, иметь представление о различных видах взаимодействия.

Уметь решать задачи на различного вида взаимодействия неаллельных генов

Беседа с практическими заданиями

Изучить § 3.9.

19.12


31

(9)

1

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

Знать группы хромосом механизм наследования признаков, сцепленных с полом.

Уметь приводить примеры признаков, сцепленных с полом; решать задачи

Беседа с практическими заданиями

Прочитать § 3.10


23.12


32

(10)


1

Модификационная изменчивость


Знать определение наследственности и изменчивости; обосновывать влияние генотипа и условий среды на формирование фенотипа.

Иметь представление о норме реакции организма на внешние условия

Беседа с практическими заданиями

Прочитать § 3.11.

26.12


33

(11)


1

Мутационная изменчивость


Знать формы изменчивости; виды мутаций

Уметь выделять основные различия между модификациями и мутациями; сравнивать мутации различных видов

Беседа с практическими заданиями

Прочитать § 3.12.

13.01


34

(12)

1

Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова


Знать, что такое селекция, ее задачи и значение. Обосновывать общебиологические свойства, лежащие в основе возникновения новых сортов культурных растений и пород животных.

Уметь приводить примеры использования учеными в селекционной работе закона гомологических рядов наследственной изменчивости.

Беседа описание

Ответить на вопросы с. 126

§ 3.13.


16.01


35

(13)

1

Основные методы селекции растений, животных


Знать основные методы селекции.

Уметь обосновывать виды гибридизации, явление гетерозиса.

Иметь представление о методике, позволяющей преодолеть стерильность межвидовых гибридов. Приводить примеры селекционных работ

Беседа с моделированием объектов и ситуаций

Повторить § 3.14. таблица

20.01


36

(14)

1

Урок обобщение

по теме «Организменный уровень организации живого»

Знать особенности организменного уровня

Тестирование

Изучить краткое содержание главы

23.01


ГЛАВА 4. ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ УРОВЕНЬ (3 часа)

37

(1)

1

Вид. Критерии вида.


Знать основную систематическую единицу в биологии , определение понятия «вид». Определять критерии вида. Уметь обосновывать биологические механизмы, препятствующие обмену генов между видами.

Рассказ – описание с составлением характеристики объекта по плану

Прочитать § 4.1

27.01


38

(2)

1

Популяция - форма существования вида и единица эволюции.

Экология популяций.


Знать элементарную единицу эволюции (популяцию).

Уметь обосновывать роль популяций в экологических системах; проводить сравнительную характеристику организменного и популяционно-видового уровней организации живой природы

Самостоятельная работа

Ответить на вопросы с. 141 § 4.2.


30.01


39

(3)

1

Биологическая классификация


Знать основные систематические категории; признаки царств живой природы.

Уметь определять таксономическую принадлежность растений и животных

Текущий кон Беседа с поисковыми заданиями

Прочитать § 4.3.

03.02

ГЛАВА 5. ЭКОСИСТЕМНЫЙ УРОВЕНЬ (4 часа)

40

(1)

1

Сообщество, экосистема, биогеоценоз


Знать природные сообщества, их основные свойства и задачи, важнейшие компоненты экосистем и их классификацию, границы биогеоценоза.

Уметь объяснять роль регуляторов в поддержании устойчивости экосистемы

Беседа с поисковыми заданиями

Ответить на вопросы с. 149 § 5.1


06.02


41

(2)

1

Состав и структура сообщества


Знать морфологическую и пространственную структуру сообщества; значение видового разнообразия как показателя состояния сообщества; трофическую структуру сообщества и классификацию групп организмов.

Иметь представление о связи биогеоценозов с географической зональностью

Беседа с поисковыми заданиями

Прочитать § 5.2., задание в тетради

10.02


42

(3)

1

Потоки вещества и энергии в экосистеме


Знать характеристику потоков энергии и вещества в экосистемах, количественных изменений энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям.

Уметь обосновывать непрерывный приток веществ извне как необходимое условие функционирования экосистемы.

Беседа с поисковыми заданиями

Ответить на вопросы с. 163

§ 5.3, 5.4.


13.02


43

(4)

1

Саморазвитие экосистема


Знать характеристику экологической сукцессии , ее природы и механизмов; стадии сукцессии.

Уметь находить сходства и различия в функционировании наземных и водных экосистем. Иметь представление об общем дыхании сообщества

Беседа с поисковыми заданиями

Ответить на вопросы с. 170 § 5.5


17.02


ГЛАВА 6. БИОСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ (4 часа)

44

(1)

1

Биосфера. Среды жизни.


Знать среды жизни живых организмов; особенности, характеризующие различные среды жизни; приспособления живых организмов к жизни в определенной среде.

Рассказ – описание с составлением характеристики объекта по плану

Изучить § 6.1.

20.02


45

(2)

1

Средообразующая деятельность организмов


Знать особенности воздействия живых организмов на среду обитания. Уметь приводить примеры

Рассказ – описание с составлением характеристики объекта по плану

Ответить на вопросы с. 180 § 6.2.


24.02

46

(3)

1

Круговорот веществ в биосфере


Знать общую характеристику круговорота веществ в природе, его значение; последствия нарушения круговорота веществ в биосфере.

Уметь обосновывать роль живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов

Тесамостоятельная работа

Прочитать § 6.3.

27.02


47

(4)

1

Урок обобщение

по теме «Биосферный уровень организации живого»

Знать особенности биосферного уровня жизни

Тестирование

Приготовить сообщение про Ж.Б.Ломарка, Ч. Дарвина

03.03


ГЛАВА 7. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ (8 часов)

48

(1)


1

Развитие эволюционного учения


Знать основные положения теории Ч. Дарвина.

Уметь обосновывать роль Ч. Дарвина в развитии эволюционных идей; сравнивать эволюционные теории Ламарка и Дарвина, выделять основную заслугу Ч.Дарвина.

Беседа с поисковыми заданиями

Ответить на вопросы с. 193 § 7.1


06.03


49

(2)

1

Изменчивость организмов


Знать основную характеристику различных видов изменчивости, и их роли в эволюции. Иметь представление о генофонде популяции; о дрейфе генов

Беседа с поисковыми заданиями

Прочитать § 7.2.

10.03


50

(3)

1

Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения

Знать какие гены называются рецессивными, а какие доминантными.

Беседа с поисковыми заданиями

Прочитать § 7.3.

13.03


51

(4)

1

Борьба за существование. Естественный отбор


Знать характеристику борьбы за существование, их формы, роль естественного отбора и его формы.

Уметь обосновывать адаптацию как результат действия естественного отбора

Беседа с поисковыми заданиями

Прочитать

§ 7.4

7.5.

17.03



52

(5)



1


Видообразование



Знать характеристику понятия «микроэволюция», основные формы видообразования, приводить примеры.

Знать формы отбора.

Умение приводить примеры различных видов растений и животных , возникающих в результате хромосомных перестроек


Беседа с поисковыми заданиями


Ответить на вопросы с. 217

§ 7.6.

7.7


20.03

53

(6)

1

Макроэволюция


Знать основные таксономические группы, что такое макроэволюция; процессы являющиеся движущими силами макроэволюции.

Иметь представления о главных направлениях эволюции

Беседа с поисковыми заданиями

Прочитать § 7.8.

31.03


54

(7)

1

Основные закономерности эволюции


Знать типы эволюционных изменений; главные линии эволюции. Уметь обосновывать разницу понятий «параллелизм» и «конвергенция»; проводить сравнение двух линий эволюции

Беседа с поисковыми заданиями

Прочитать § 7.9

03.04


55

(8)

1

Семинарское занятие по теме «Основы учения об эволюции»

Знать особенности учения об эволюции

Обобщающая беседа

Прочитать краткое содержание главы

07.04


ГЛАВА 8. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (5 часов)

56

(1)

1

Гипотезы возникновения жизни


Знать основные гипотезы возникновения жизни (креационизм; гипотеза самопроизвольного зарождения жизни; гипотеза панспермии, гипотеза биохимической эволюции)

Устный журнал

Ответить на вопросы с. 232

Сообщения «Гипотезы происхождения жизни» § 8.1.

10.04


57

(2)

1

Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблем

Знать гипотезу абиогенного зарождения жизни и ее экспериментальное подтверждение. Знать основные этапы зарождения жизни на Земле

Устный журнал

Прочитать § 8.2.- 8.4.

14.04


58

(3)

1

Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое


Иметь представление о делении истории Земли на эры, периоды и эпохи. Знать характеристику состояния органического мира на протяжении архейской эры

Беседа с практическими упражнениями

Прочитать § 8.5.

8.6.


17.04


59

(4)

1

Развитие жизни в мезозое и кайнозое


Знать характеристику состояния органического мира в мезозое, основные ароморфозы и идиоадаптации. Знать характеристику развития жизни в кайнозое Уметь обосновать и приводить примеры сменам господствующих групп растений и животных

Беседа с практическими упражнениями

Прочитать § 8.7.

8.8.

21.04


60

(5)

1

Обобщающий урок по теме возникновение и развитие жизни на Земле

Знать особенности возникновения жизни на Земле

Тестирование

Прочитать § 8.9.

24.04


ГЛАВА 9. ОРГАНИЗМ И СРЕДА (4 часа)

61

(1)

1

Экологические факторы. Условия среды. Общие закономерности влияния экологических факторов на организма



Знать особенности абиотических, биотических и антропогенных факторов; их влияние на живые организмы. Основные понятия: толерантность, экотипы, лимитирующие факторы.

Уметь называть загрязняющие вещества. Приводить примеры влияния факторов на живые организмы

Беседа с решением проблемных ситуаций

Ответить на вопросы с. 267

§ 9.2. § 9.1.


28.04


62

(2)


1

Экологические ресурсы.


Уметь объяснять, что представляет собой экологические ресурсы, энергетические ресурсы, пищевые ресурсы. Определять жизненные формы организмов. Знать морфологические приспособления к жизни у различных организмов

Беседа с решением проблемных ситуаций

Ответить на вопросы с. 272

§ 9.3.


01.05


63

(3)

1

Адаптация организмов к различным условиям существования


Беседа с решением проблемных ситуаций

Ответить на вопросы

§ 9.4.

05.05


64

(4)

1

Межвидовые отношения организмов


Знать понятия: нейтрализм, аменсализм, комменсализм, симбиоз, мутуализм, конкуренция, хищничество, паразитизм

Беседа с решением проблемных ситуаций

Прочитать § 9.5.

08.05


ГЛАВА 10. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК (4 часа)

65

(1)

1

Эволюция биосферы


Уметь объяснять вклад В.И. Вернадского в развитие биологии .Знать роль человека в биосфере

Самостоятельная работа

Ответить на вопросы с. 293

§ 10.1.


12.05

66

(2)

1

Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования


Знать глобальные экологические проблемы, стоящие перед человечеством; природные ресурсы

Уметь объяснять влияние человека на природу. Знать возобновимые и невозобновимые ресурсы

Беседа с решением проблемных ситуаций

Ответить на вопросы с. 299

§ 10.2.

§ 10.3.


15.05


67

(3)

1

Зачет по темам «Организм и среда», «Биосфера и человек »

Тестирование

Тестирование

Подготовка к итоговому уроку

19.05


68

(4)

1

Обобщение и систематизация знаний за курс биологии 9 класса

Итоговое тестирование

Итоговое тестирование


22.05


4. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Контрольно-измерительные и дидактические материалы

- Кириленко А. А., Колесников С. И. Биология. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9.-Изд. 4-е.- Ростов н/Д:Легион, 2013.-320с.

- Сухова Т. С. Тесты по биологии. 6-11 кл.: Учебно-метод. Пособие. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 80с.

Информационно-методическое обеспечение

- Биология 9 класс. Введение в общую биологию и экологию. Учебник для общеобразовательных учреждений. Каменский, А.А., Криксунова, Е.А., Пасечник, В.В., Дрофа, 2006 г.

- Рабочая тетрадь к учебнику. Биология. Введение в общую биологию и экологию. Пасечник, В.В., Швецов, Г.Г., Дрофа, 2006 г.

Наглядные пособия:

- Таблицы: Строение ДНК И РНК, строение клетки, типы скрещивания, биосфера

Электронные ресурсы

- http://xn--e1aybc9b.hoplas.ru/ тесты по различным темам

- http://bio.xn--c1ada6bq3a2b.xn--p1ai/ решу ЕГЭ (ОГЭ). По биологии. онлайн

- http://biouroki.ru/test/12.html тесты по биологии

- http://distant-lessons.ru/katalog-zadanij-ege-po-temam тесты по биологии по темам

- http://www.youtube.com/watch?v=RpYIty-UUFk&download=dm видео о мароэволюции

- https://olimpiada.ru/activity/77/tasks олимпиада по биологии

- http://www.youtube.com/watch?v=DP2xA_om9x0 видео уроки