СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для ЗПР

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для ЗПР, 1класс

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для ЗПР»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский



«РАССМОТРЕНО»

На заседании кафедры


«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор гимназии:


Протокол №_______от


«___» 2017 г.

Руководитель

кафедры: ____________

Зам. директора по УВР:


Лодягина И.В. ________ _____________________

« »________2017 г.


Быданов В.А.__________


приказ № ______от

«___» _______2017 г.


Родитель:

______________________

«__» августа 2017 г








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«изобразительное искусство»

обучающихся 1 класса

с задержкой психического развития

на 2017/2018 учебный год

для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы

обучающихся с задержкой психического развития

(вариант 7.1)





Составила:

Аглиуллина Гузель Рамилевна,

Учитель начальных классов



г. Советский, 2017







СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

1. 1. Нормативная база.

1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью .

1.3. Цель курса

1.4. Задачи курса

1.5. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимся.

1.6. Описание места учебного предмета в учебном плане.


2. Содержательный раздел

2.1. Содержание учебного курса

2.2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

2.3. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов.


3. Организационный раздел

3.1. Учебный план.

3.2. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся .

3.3. Система условий реализации адаптированной программы по предмету .























1.1.Пояснительная записка

1.1. Нормативно-правовая база для разработки программы

Федерального уровня:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- письмо Минобрнауки России от 07.09.2015 № 07–2846 о принятии Межведомственного комплексного плана по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2016–2017 годы;

- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №1993).


Регионального уровня:

-приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24.03.2015 № 345; - Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 №2181-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»;

- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26 июня 2015г. №6681 «О направлении Инструктивно-методического письма об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2015-2016 учебном году»;

- приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты Мансийского АО - Югры от 3 июля 2016 г. "Об утверждении примерных учебных планов общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинскихорганизациях»;

- приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.08.2015г. №1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий»

Уровень общеобразовательной организации:

- Приказ МБОУ гимназии г. Советский от 24.04.2015г. №134 "О внедрении инклюзивного образования и создании специальных условий для получения общего образования детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ гимназии г. Советский"

-Локальные нормативные акты, регламентирующие образовательные отношения.

- Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1)(Приказ от 01.09.2016 № 288)

-Базовый учебный план МБОУ гимназии г. Советский







Изобразительная деятельность единственная область творчества, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима.

В 1 классе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Занимаясь на уроках изобразительной деятельностью, учащиеся имеют возможность выражать свои впечатления, свое понимание и эмоциональное отношение к окружающей их жизни в художественном творчестве.

Изобразительное искусство в силу своей конкретности и наглядности оказывает большое влияние на детей, дает возможность знакомить их с новыми явлениями в общественной жизни, природе, быту, обогащает представления.

Обучение техническим навыкам вплетено в процесс игры: через игровые задания и упражнения акцентируется внимание учащихся на ключевых понятиях, отрабатываются основные технические приемы изобразительной деятельности.

У детей  с ЗПР вербальное мышление развивается достаточно удовлетворительно, а наглядно-образное мышление недостаточно выражено. Дополнительно нарушаются пространственные и временные представления. Дети способны к абстрагированию и обобщению. Они могут выделять сюжетную линию в рассказе, складывать правильно последовательные картинки, однако наглядно-действенное мышление у них нарушено. Из-за этого они с трудом рисуют, плохо ориентируются в пространстве. На занятиях по рисованию, можно значительно снизить эти проявления у детей в школьном возрасте.

Занятия по рисованию можно проводить в такой последовательности (по Э. С. Калижнюк): на листе бумаги для рисования в левом углу нужно поставить какой-нибудь значок, у детей вырабатываются движения слева направо. Для этого сначала дети тренируют руку не на листе бумаги, а проводят воображаемую линию рукой в воздухе. Также можно использовать такой прием, при котором изображения рисуют красками и карандашами, необходимо все время делать опору на правую руку. При неправильном  рисовании необходимо производить сравнение с правильным изображением и проводить сознательный разбор.

Рисование – графически живописный способ изображения предметов и явлений, основой которого являются колорит, форма, композиция. Наблюдая предмет дети учатся передавать в рисунке его характерные свойства, создают художественный образ, отображают сюжет, усваивают элементы узора (в декоративном рисовании), постепенно приобретают навыки техники рисования. При этом у ребенка развивается координация движений рук, самоконтроль.

Восприятие произведения изобразительного искусства рассматривается целостно, то есть охватывает сразу не только содержание, но и средства, использованные художником для воплощения образа.







1.2.Характеристика

ученика 1 « Б» класса МБОУ гимназия г.Советский

Иванова Ивана Ивановича

Год рождения:   08.09.2009 г

        Проживает по адресу: г.Советский, Киевская 3 .   Причина показа на ПМПК – не усвоение  программного материала  ( русский язык, математика )

             Обучается по программе «Школа России»  До поступления в школу Иван посещал  детский сад « Улыбка». Степень  подготовленности в школу была слабой( знал несколько букв, совершенно была не развита мелкая моторика) Воспитывается  в неполной семье, мама- Иванова Альбина Владимировна, домохозяйка, проживают в квартире.

            Период адаптации проходил медленно и тяжело. У мальчика недостаточно полный объем знаний об окружающем мире. Знает сведения о себе, но не знает, имя и отчество мамы, дедушки.  Испытывает трудности в установлении  простых причинно - следственных отношений между явлениями действительности. Общая мотивация социальная. Учебно-познавательная мотивация развита слабо. На уроках низкая активность внимания, быстро переключается, устает. Воспринимает учебную инструкцию, но работать по ней самостоятельно не может, приходится несколько раз  повторять инструкцию.   Не может найти и исправить самостоятельно ошибку в своей работе. Ване  трудно   высказать своё элементарное суждение, делать простой логический вывод. Слабо развита мелкая  моторика рук, испытывал трудности при ориентировании в тетрадях по письму и математике.  Долго не мог запомнить графическое написание отдельных букв, приходилось отрабатывать дополнительно. Трудно давался перевод печатной буквы в письменную.  Режим дня не соблюдает, очень много времени проводит на улице или  у телевизора. Навыки самообслуживания  развиты слабо: учебные вещи постоянно разбросаны,  не научился  убирать рабочее место после уроков технологии и ИЗО, в портфеле  беспорядок, готовится к уроку только после напоминаний учителя. Постоянно  забывает тетради, учебники. Темп деятельности быстрый, но не осмыслен. На уроках спокоен, в ходе урока  не участвует, не может ответить на поставленные вопросы, молчит или смотрит по сторонам.  Испытывает трудности  в переходе  с устных  форм работы на письменные. Не понимает учебной задачи. Способность к волевому усилию снижена, часто не доводит начатое до конца. Тетради ведет небрежно, до сих пор не может правильно оформлять запись в тетрадях. У мальчика недостаточно сформированы умения и навыки  для усвоения учебного материала.      

                По математике  знает состав чисел  первого десятка, знает таблицу сложения чисел  с переходом через разряд, умеет сравнивать однозначные и двузначные числа, называет последующее и предыдущее число.  Быстро запоминает цифры. Знает геометрические фигуры, научился чертить отрезки заданной длины.  На устном счете поднимает руку. Устно решает простые задачи, но испытывает  большие трудности  в оформлении задачи в тетрадь (не видит  части  и целое задачи, оформляет запись механически).

  По математике  не  усвоил:  названия компонентов  при сложении и вычитании, не понимает решение уравнений, пытается делать, но все делает механически, не может  решать составные задачи, задачи в косвенной форме, не может переводить  дециметры в сантиметры.    Математические  диктанты  и контрольные  работы самостоятельно выполнять не может.

                 По русскому  языку не может дать характеристику  согласных звуков (парные, звонкие, глухие, твердые мягкие) Искажает написание букв, долгое  время  не мог писать  слова и буквы  на строчке  самостоятельно. Не может самостоятельно делить слова на слоги, выполнять перенос слов , пользуясь правилом. При списывании  пропускает буквы и слова, не соблюдает начало и конец предложений ,  имена собственные пишет  с маленькой буквы, допускает ошибки на сочетания жи-ши,  ча – ща, чу- щу,чк, чн. При письме под диктовку не соблюдает границы предложений, допускает ошибки на  сочетания ча-ща, чу – щу, жи- ши , в словах пропускает гласные буквы.. Не может выполнять звуко – буквенный  анализ, выделять в словах общую часть( корень)  Всю работу выполняет механически.

Техника чтения – 25 слов, при чтении искажает слова, не дочитывает окончания.  Стихи наизусть  учит с большим трудом, быстро забывает. Не может исключить героев, которых нет в рассказе. Из списка прочитанных произведений  по изученному разделу не может выделить рассказы, стихотворения, сказки. Словарный запас ограничен.

                По окружающему  миру знает название  времен года , отличительные   их признаки, домашних и диких животных . Легко даются  темы , которые связаны с бытовыми особенностями. Не может  самостоятельно назвать дикорастущие и культурные растения.  Не может назвать отличительные признаки живых организмов,  выделить в  предложенном тексте садовые , полевые и огородные культуры. С  самостоятельными работами  не справляется. После разбора ошибок совместно с учителем, выполняя, второй вариант работу делает механически.

            Испытывает трудности при осмыслении учебного материала. Ваня посещает    группу продленного дня, занимается с учителем  дополнительно,  положительные моменты были, когда учился запоминать буквы, сливать слоги, читать слова, переводить печатные буквы в письменные. Спокоен. Хорошие взаимоотношения с одноклассниками. Соблюдает правила поведения на  уроке и перемене. С взрослыми  тактичен, вежлив.

            

















































1.3.Цель курса «Изобразительное искусство» :

-обучение детей с задержкой психического развития в соответствии с образовательными стандартами начального общего образования по изобразительному искусству на доступном для них материале .



1.4.Задачи курса:

Коррекционно – образовательные задачи:

-формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;

-формирование его духовно-нравственное развития и овладения практическими умениями ;

Коррекционно – развивающие задачи:

-обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к изучение мира искусств;

-воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства;

Коррекционно-воспитательные задачи:

-формирование эстетических чувств, умений видеть и понимать красивое, дифференцировать «красивое» от «некрасивого»;

-формирование умения высказывать оценочные суждения о произведениях искусства.















1.5.Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения.

Программа отражает содержание обучения предмету «Изобразительное искусство» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2. образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.

Предмет «Изобразительное искусство» направлен на формирование навыков преобразовательной деятельности, усвоение социального и культурного опыта, а также на коррекцию недостатков познавательной деятельности, регуляции, совершенствование общей и мелкой моторики, коммуникативных навыков получающих образование в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ (вариант 7.2.).



Основные характеристики управленческого компонента технологии коррекционно-развивающего обучения:

способы трансляции учебной информации;

содержание педагогических действий;

контакты учителя с учащимися при решении учебной проблемы;

реализация обратных связей;

прогнозирование своих действий на учеников;

педагогическая оценка процесса и результатов взаимодействия в учебном процессе;

методы и приёмы обучения:

словесный (рассказ, беседа, звукозапись), частично-поисковый, практическая работа, самостоятельная работа, проблемный метод, объяснительно-иллюстративный, здоровьесберегающие технологии.

Для того, чтобы школьники усвоили программный материал, обучающимся с ЗПР нужно гораздо более развёрнутое объяснение с опорой на наглядность, выполнение большого количества упражнений с очень медленно, постепенно повышающейся трудностью, многократный возврат к уже изученному.

В рамках образовательной программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида период обучения является начальным этапом реализации основных направлений курса изобразительного искусства .

Значение предмета «Изобразительное искусство» в общей системе коррекционно-развивающей работы:



Коррекция сенсомоторного развития осуществляется посредством развития мелкой работы пальцев, кисти рук, формирования зрительно – двигательной координации, речедвигательной координации, формирования, развития и активизации межанализаторных связей и коррекции недостатков мелкой и общей моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности осуществляется через развитие восприятия, зрительной памяти и внимания, формирование представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина) и способов их изображения, развитие пространственных представлений и ориентации.

Коррекция регулятивной стороны познавательной деятельности происходит через формирование умений ориентироваться в задании (анализировать объект, в пространстве и на плоскости), предварительно планировать ход работы над изображением, замыслом рисунка (устанавливать логическую последовательность осуществления изображения, определять приемы работы и инструменты, нужные для выполнения рисунка), осуществлять контроль за своей работой (определять правильность действий и результатов в соответствии с намеченной целью, оценивать качество изображения).

Коррекция операциональной стороны познавательной деятельности происходит через развитие наглядно-образного мышления, развитие речи, памяти, процессов анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования в процессе рисования и включения произвольности внимания.

Коррекция содержательной стороны умственного развития осуществляется через расширение представлений об окружающем мире, расширение и уточнение представлений об окружающей предметной и социальной действительности.

Коррекция и компенсация недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя, формирование успешности, мотивационной заинтересованности).

В первом классе уточняются представления детей о свойствах предметов (цвет, форма, величина) и способах их преобразования. Учебный материал по предмету способствует усвоению таких тем как измерение, единицы измерения, геометрические фигуры и их свойства, симметрия и др., т.е. имеется связь с учебным предметом «Математика».

Занятия по предмету «Изобразительное искусство» облегчают применение изобразительной деятельности на психокоррекционных занятиях.



1.6.Место предмета в учебном плане

В учебном плане предмет «Изобразительное искусство» является составляющей обязательной части. На его реализацию отводится по 1 часу в неделю при 33 учебных неделях. В соответствии с ПрАООП длительность уроков в первом полугодии составляет 35 минут, во втором- 40 минут.





















2.1.Примерный учебно-тематический план.


Разделы и темы


Периоды обучения


I


II


III


IV


I раздел. В мире волшебных красок.

1.1 Знакомство с учебником.

Радуга и праздник красок. Рисование на

темы.

1.2 Декоративно-прикладное искусство.

Беседа.

1.3 Волшебные листья и ягоды.

Декоративная работа.

1.4 Красота орнаментов из геометрических

фигур. Декоративная работа.

1.5 Волшебные превращения

геометрических фигур. Художественное

конструирование и дизайн.

1.6 Красота орнаментов из растительных

форм. Декоративная работа.

1.7 Волшебный узор. Декоративная работа.

1.8 Волшебные краски осеннего дерева.

Рисование по памяти или по

представлению.

1.9 Золотые краски осени. Рисование с

натуры.

1.10 Красота формы осенних листьев. Лепка.


II раздел. Мы готовимся к празднику.

Осенние подарки. Овощи. Лепка. Рисование с натуры.

Осенние подарки. Фрукты. Рисование с натуры.

Сказка про осень. Рисование на тему.

Красота обычных вещей. Треугольник. Художественное конструирование и дизайн.

Украшения для елки рисование с натуры.

Новогодняя елка. Рисование на тему.


III раздел. Красота вокруг нас.

3.1 В мире красоты. Декоративная работа.

В гостях у сказки. Иллюстрирование.

Виды изобразительного искусства и архитектуры. Беседа.

Мы рисуем зимние деревья. Рисование по памяти или по представлению.

Красавица зима. Рисование на тему.

Летняя сказка зимой. Декоративная работа.

Красота обычных вещей. Круг, кольцо, овал. Художественное конструирование и дизайн.

Герои любимых сказок. Иллюстрирование.


IV раздел. Встреча с весной.

4.1Встречаем весну-красну. Декоративная

работа.

4.2 Птицы прилетели. Лепка.

4.3 Весенний день. Рисование на тему.

4.4 Праздничные краски узоров. Лепка.

Декоративная работа.

4.5 Красота вокруг нас. Весенние цветы.

Рисование с натуры.

4.6 Здравствуй, лето. Рисование на тему.

4.7 Красота обычных вещей. Квадрат,

прямоугольник, ромб. Художественное

конструирование и дизайн.



1 ч.



1 ч.


1 ч.


1 ч.


1 ч.



1 ч.


1 ч.

1 ч.



















1 ч.


1 ч.

1 ч.


1 ч.

1 ч.


1 ч.

1 ч.






































1 ч.

1 ч.

1 ч.


1 ч.


1 ч.

1 ч.


1 ч.



2 ч.






















































1 ч.


1 ч.

1 ч.

1 ч.


1 ч.


1 ч.

1 ч.

Итого: 33 ч

9 ч

7 ч

10 ч

7 ч

















































2.2. В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

понимание образной природы искусства;

эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства. Начнут развиваться образное мышление и воображение, учебно-творческие способности, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус. Учащиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве.

Выпускники смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности. Они научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач.

Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета

Личностными результатами является формирование следующих умений:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные УУД:

-строить сообщения в устной и письменной форме;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные УУД:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия.

Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:

Обучающийся научится:

- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;

- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;

- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;

- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;

- способы и приёмы обработки различных материалов;

- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;

- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

- составлять композиции с учётом замысла;

- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;

- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;

- конструировать из природных материалов;

- пользоваться простейшими приёмами лепки.

Обучающийся получит возможность научиться:

- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;

- участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

- развивать фантазию, воображение;

- приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;

- научиться анализировать произведения искусства;

- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;

- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.











































2.3.Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков.

Нормы оценок опираются на следующие положения:

- Положение «О нормах оценивания по общеобразовательным предметам для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обучающихся общеобразовательной программе», от 30.08.13г.

- Положение «О нормах оценивания по общеобразовательным предметам для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития, обучающихся общеобразовательной программе», от 30.08.13г.

В первом классе ведется без отметочное обучение, основная цель которого сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка.

Критерии и система оценки творческой работы.

Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Оценка учителя обязательно должна содержать элемент понимания и одобрения (положительное подкрепление), чтобы не разрушить уверенности в себе, в своих способностях и не убить интерес к изобразительному искусству.







3.1.Содержание тем учебного курса.

1 раздел. В мире волшебных красок.

1.1 Знакомство с учебником. Радуга и праздник красок. Рисование на темы.

1.2 Декоративно-прикладное искусство. Беседа.

1.3 Волшебные листья и ягоды. Декоративная работа.

1.4 Красота орнаментов из геометрических фигур. Декоративная работа.

1.5 Волшебные превращения геометрических фигур. Художественное

конструирование и дизайн.

1.6 Красота орнаментов из растительных форм. Декоративная работа.

1.7 Волшебный узор. Декоративная работа.

1.8 Волшебные краски осеннего дерева. Рисование по памяти или по

представлению.

1.9 Золотые краски осени. Рисование с натуры.

1.10 Красота формы осенних листьев. Лепка.



Основные понятия к разделу:

изобразительное искусство, живопись, краски, композиция, цветовая гамма, натюрморт, листопад, пейзаж, симметрия, аппликация, декоративно-прикладное искусство, Гжель, Гордец, Хохлома, Дымково, орнамент, конструирование, дизайн, осочки, травинки, капельки, завиток, Полхов-Майдан, орнамент, розан, купавка, узор, роспись, игрушка, фигура, лепка.



В результате изучения 1 раздела ученики должны знать/уметь:

- подбирать цвета;

- пользоваться красками и кистью;

- организовывать свое рабочее место;

- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

- знать форму и цвет предметов;

- выполнять декоративную работу;

- рисовать по памяти или по представлению осенние деревья;

- лепить из пластилина листья;

- рисовать кистью, без предварительного рисунка, элементы народных

орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и

растительные (листок, травка, усики, завиток);

- применять основные средства художественной выразительности в сюжетно-

тематических и декоративных композициях;



2 раздел. Мы готовимся к празднику.

2.1 Осенние подарки. Овощи. Лепка. Рисование с натуры.

2.2 Осенние подарки. Фрукты. Рисование с натуры.

2.3 Сказка про осень. Рисование на тему.

2.4 Красота обычных вещей. Треугольник. Художественное конструирование и

дизайн.

2.5 Украшения для елки рисование с натуры.

2.6 Новогодняя елка. Рисование на тему.

Основные понятия к разделу:

Натюрморт, калачи, эскиз, фрагмент, репродукция, «раздельный мазок», «последовательное наложение слоев», «вливание цвета в цвет»,палитра, контур, пейзажист, живописец, композиция, проектирование, композиция, бытовой жанр.



В результате изучения 2 раздела ученики должны знать/уметь:

- подбирать цвета;

- пользоваться красками и кистью;

- организовывать свое рабочее место;

- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

- знать форму и цвет предметов;

- лепить овощи;

- рисовать овощи с натуры;

- рисовать на тему;

-основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;



3 раздел. Красота вокруг нас.

3.1В мире красоты. Декоративная работа.

3.2В гостях у сказки. Иллюстрирование.

3.3 Виды изобразительного искусства и архитектуры. Беседа.

3.4 Мы рисуем зимние деревья. Рисование по памяти или по представлению.

3.5 Красавица зима. Рисование на тему.

3.6 Летняя сказка зимой. Декоративная работа.

3.7 Красота обычных вещей. Круг, кольцо, овал. Художественное

конструирование и дизайн.

3.8 Герои любимых сказок. Иллюстрирование.



Основные понятия к разделу:

вологодское кружево, фантазия, реальность, иллюстрация, живопись, графика, скульптура, архитектура, музей, холодные цвета, композиционный центр (выделение цветом, выделение размером).



В результате изучения 3 раздела ученики должны знать/уметь:

- рисовать узоры;

- работать тонкой кисточкой;

- прорисовывать сюжет;

- намечать карандашом на бумаге расположение героев;

- рисовать по памяти или по представлению зимние деревья;

- размечать по шаблону и вырезать детали;

-выполнять иллюстрацию к русской народной сказке;



4 раздел. Встреча с весной.

4.1Встречаем весну- красну. Декоративная работа.

4.2 Птицы прилетели. Лепка.

4.3 Весенний день. Рисование на тему.

4.4 Праздничные краски узоров. Лепка. Декоративная работа.

4.5 Красота вокруг нас. Весенние цветы. Рисование с натуры.

4.6 Здравствуй, лето. Рисование на тему.

4.7 Красота обычных вещей. Квадрат, прямоугольник, ромб. Художественное

конструирование и дизайн.



Основные понятия к разделу:

Перспектива, оттенки цвета, жаворонки, «Пряник», «Рыжик», «Солнышко», оттепель, мартовское солнце, пейзаж, ландыши, нарциссы, тюльпаны, зелень лесов, солнечные небеса, зеркало озер.



В результате изучения 4 раздела ученики должны знать/уметь:

- лепить птиц из пластилина;

- рисовать с натуры весенние цветы;

- получать цветок, бабочку из квадрата, используя разные приемы:

- основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;

- эмоциональное значение теплых и холодных цветов;

- рисовать на тему пейзажи;

- применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер), материала для

выражения замысла, настроения;

- применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях.







3.2. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.









3.3.Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательной деятельности по предмету «Изобразительное искусство»»

В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется использовать следующие методические разработки и пособия:

- Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник. ФГОС

Учебник написан в соответствии с программой "Изобразительное искусство" для 1-4 классов. Для развития творческих способностей детей в комплекте с учебником выпускается рабочая тетрадь.
Учебник рекомендован к изданию Министерством образования и науки Российской Федерации, включен в Федеральный перечень учебников.

Издательство: Дрофа .Серия: РИТМ (Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление). 1 класс

- Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1 класс. Рабочий альбом. ФГОС

«Рабочий альбом» содержит практический материал и реализует деятельностный подход к обучению изобразительному искусству в начальной школе. В пособии представлены упражнения, задания и творческие работы для большинства тем учебника. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту, рекомендован Министерством образования и науки РФ, включён в Федеральный перечень.
Учителя, работающие по курсу В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной, найдут в альбоме знакомые задания, обеспечивающие формирование основных универсальных учебных действий.