СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для первого дополнительного класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ  и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения по предмету «Изобразительное искусство» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для обучения по варианту 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах программы, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании. 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для первого дополнительного класса»

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»


В соответствии с Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15) планируемые результаты освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР (далее — планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к результатам обучающихся, освоивших АООП НОО. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

Планируемые результаты:

- обеспечивают связь между требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения АООП НОО;

- являются основой для разработки АООП НОО Организациями;

- являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися АООП НОО.

В соответствии с дифференцированным и деятельностным подходами содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, а также задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП НОО адекватно отражают требования ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, передают специфику образовательного процесса (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области), соответствуют возрастным возможностям и особым образовательным потребностям обучающихся с ЗПР.

Результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования.

Освоение АООП НОО (вариант 7.2) обеспечивает достижение обучающимися с ЗПР трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать:

1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;

14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.

Личностные результаты освоения адаптированной рабочей программы для 1 дополнительного класса по учебному предмету «Изобразительное искусство» проявляются в:

  • чувстве гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительном отношении к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимании особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированности эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированности эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладении навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умении сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умении обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;

  • оценивании жизненных ситуаций (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как позитивные (приносящие приятные ощущения себе и окружающим) или негативные (приносящие неприятные ощущения либо себе, либо окружающим);

  • объяснении своих чувств и ощущений от созерцаемых произведений искусства, объяснении своего отношения к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

  • интересе к отдельным видам предметно-практической, творческой, изобразительной деятельности;

  • определении и объяснении своих чувств и ощущений, возникающих в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

  • знании основных моральных норм поведения, техники безопасности;

  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты освоения АООП НОО включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования.

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты освоения АООП НОО должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;

2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;

7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство»  являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • работать по предложенному учителем плану;

  • отличать верно выполненное задание от неверного;

  • совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

  • определять и формулировать цель выполнения заданий в жизненных ситуациях под руководством учителя;

  • понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;

  • определять план выполнения заданий, в жизненных ситуациях под руководством учителя;

  • учиться высказывать свое предположение (версию) о предполагаемом результате действий на основе работы;

  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания способов;

  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на пошаговую инструкцию, образцы, рисунки;

  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • ориентироваться в пространстве класса и на плоскости;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, от родных, близких, друзей, других информационных источников;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);

    • ориентироваться в задании и инструкции: определять умения, которые будут необходимы, для выполнения задания или инструкции на основе изучения данного раздела;

    • отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в пространстве;

    • сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и различие;

    • понимать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках;

    • анализировать объекты творчества с выделением их существенных признаков;

    • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

    • обобщать-выделять класс объектов по заданному признаку.

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • пользоваться языком изобразительного искусства;

  • слушать и понимать высказывания собеседников;

  • согласованно работать в группе, договариваться с партнерами и приходить к общему решению;

  • отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в диалоге на уроке;

  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить, извиняться;

  • принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;

  • контролировать свои действия при совместной работе;

  • осуществлять работу над проектом (думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий).

Предметные результаты освоения АООП НОО с учетом специфики содержания предметных областей включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР предметные результаты должны отражать:

- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

- развитие эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, дифференцировать красивое от «некрасивого», высказывать оценочные суждения о произведениях искусства; воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства;

- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, дизайна и др.);

- умение воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение;

- овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства.

По итогам обучения в 1 дополнительном классе можно определенным образом оценить успешность достижений школьников. У обучающихся появляется:

  • умение организовывать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасной работы с красками (гуашь), фломастерами, пластилином, бумагой, ножницами;

  • способность высказывать суждение о воспринимаемых произведениях искусства (нравится - не нравится с элементарной аргументацией);

  • умение изображать пятна, опредмечивать их, использовать геометрические формы в качестве основы изображения;

  • умение рисовать украшающие орнаменты, раскрашивать изображения;

  • способность использовать монотипию, отражать в рисунке симметрию;

  • способность конструировать домики из бумаги;

  • умение лепить способом вытягивания и вдавливания;

  • овладение названиями главных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);

  • возможность участвовать в групповой работе по созданию панно и коллажей.


Основное содержание учебного предмета

В соответствии с ПрАООП изучение предмета «Изобразительное искусство» включает следующие разделы:

Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет – основа языка живописи.

Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно­прикладное искусство. Истоки декоративно­прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно­прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, т. д. Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно­прикладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественно­творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно­прикладной и художественно­конструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно­прикладного искусства. Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, художественном конструировании.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

Изучение предмета «Изобразительное искусство» в 1 дополнительном классе включает следующие разделы:

Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Рисунок. Красота и разнообразие природы, выраженные средствами рисунка. Живопись. Цвет – основа языка живописи. Скульптура. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание).

Декоративно­прикладное искусство. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек).

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Цвет. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения.

Линия. Многообразие линий. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. Ритм. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Особая роль ритма в декоративно прикладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов.

Опыт художественно­творческой деятельности.

Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе. Использование техники коллажа.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.


Тематическое планирование по изобразительному искусству

1 дополнительный класс

УМК «Школа России» (33 ч.)



Разделы и темы учебного предмета

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Виды художественной деятельности (8 ч.)

Знакомство с Мастером Изображения

Изображения всюду вокруг нас (3 ч)

Введение в предмет. Художник. Инструменты и материалы, которыми работает художник Беседа о художниках, изобразительном искусстве. Знакомство с альбомом, кистью, красками.

Приемы работы кистью. Организация рабочего места. Ориентировка в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

Язык изобразительного искусства. Рисунок солнца. Изображения, сделанные художниками, в окружающей действительности: иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Свободное рисование. Цветочная поляна.

Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.

Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Знакомство с Мастером Украшения(2ч)

Мир полон украшений.

Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). Мастер Украшения учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивей; он учится у природы.


Находить примеры декоративных

украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице).

Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.

Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы.

Придумывать и изображать декоративные украшения (в школе, дома, на улице)

Знакомство с Мастером Постройки (3 ч)

Постройки в нашей жизни

Знакомство с Мастером Постройки,

который помогает придумать, как будут выглядеть разные дома или вещи, для кого их строить и из каких материалов. .Рисование домиков для сказочных героев. Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни.

Постройки, сделанные человеком. Изображение придуманных домов для себя и своих друзей или сказочных домов героев детских книг и мультфильмов.

Рассматривать и сравнивать, различные

архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и

представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.

Изображать придуманные дома для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг и мультфильмов.

Азбука искусства. Как говорит искусство? (7 ч)

Мастер Изображения учит видеть(2 ч)

Изображать можно пятном. Узоры. Ритм пятен.

Изображение сказочного леса, где все деревья похожи на разные по форме листья. Красота и разнообразие окружающего мира природы. Знакомство с понятием «форма». Рассуждение о красоте. Зрительная метафора в выделенных деталях природы.

Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.

Видеть зрительную метафору —находить

потенциальный образ в случайной форме

силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки.

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской.

Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы).

Изображать можно в объеме (2 ч)

Лепка животного. Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Целостность формы.

Приемы работы с пластилином. Лепка птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином). Классификация произведений изобразительного искусства: изобразительные средства, жанры и т.д.).

Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.).

Овладевать первичными навыками изображения в объеме.

Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).

Изображать можно линией (1 ч)

Изображение линией «путаница» рисунка на тему «Расскажи нам о себе». Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия — рассказчица). Изображения на плоскости с помощью линии, навыки работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка).

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка).

Находить и наблюдать линии и их ритм в природе.

Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.

Разноцветные краски (1 ч)

Создание разноцветного коврика. Знакомство с цветом. Краски гуашь. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?). Проба красок. Овладение первичными навыками работы гуашью. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Выражение настроения в изображении.

Овладевать первичными навыками работы гуашью.

Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры.

Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании

красочных ковриков.

Художники и зрители (обобщение темы) 1ч

Рассматривание художественных

произведений. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура.

Цвет и краски в картинах художников. Художественный музей.

Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников


Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? (10 ч)

Цветы — украшение Земли (1 ч)

Аппликация: составление букета из вырезанных цветов (коллективная работа) Цветы — украшение Земли. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей.

Коллективная работа (корзина или ваза с прежде изготовленными индивидуально цветами).

Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).

Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу).

Красоту нужно уметь замечать (4 ч)

Украшение крыльев бабочки. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. Ритмический узор пятен и симметричный повтор.

Красивые рыбы. Основы симметрии. Украшение рыбок узорами чешуи. Ритмическое соотношение пятна и линии. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор.

Монотипия. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна). Выразительность фактуры

Простые приемы работы в технике живописной и графической росписи, монотипии и т. д.

Украшение птиц.

Изображение нарядной птицы в технике объёмной аппликации. Разнообразие украшений в природе и различные формы украшений. Многообразие форм декоративных элементов. Объемная аппликация, коллаж, простые приемы бумагопластики

Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления.

Разглядывать узоры и формы, созданные природой, применять их в собственных изображениях и украшениях.

Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д.

Узоры, которые создали люди (1 ч)

Рисование орнамента. Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека.

Природные и изобразительные мотивы в орнаменте.

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.

Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы.

Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на бумаге.

Как украшает себя человек (1 ч)

Рисование сказочных героев и их украшений. Украшения человека рассказывают о своем хозяине. Когда и зачем украшают себя люди. Характерные украшения сказочных героев (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).

Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах.

Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их.

Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).

Дома бывают разными (1 ч)

Построение на бумаге дома. Многообразие архитектурных построек и их назначение.

Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Составные части (элементы) дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна и т. д.) и разнообразие их форм. Лепка сказочного домика в форме овощей или фруктов. Природные постройки и конструкции.

Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением.

Анализировать, из каких основных частей состоят дома.

Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью).

Домики, которые построила природа (1 ч)

Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда, соты и т. п.), их формы и конструкции. Рисование дома в виде буквы алфавита

Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму,

конструкцию, пропорции.

Изображать сказочные домики в виде буквы алфавита

Дом снаружи и внутри (1 ч)

Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Понятия «внутри» и «снаружи».

Назначение дома и его внешний вид.

Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома. Работа цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону).

Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.

Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и

др.), их вид снаружи и внутри (работа цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону).

Опыт художественно творческой деятельности (8ч).

Мастер Украшения помогает сделать

Праздник (1 ч)

Изготовление украшений к празднику. Несложные украшения из цветной бумаги (гирлянды, карнавальные головные уборы, открытки).

Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий.

Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).


Строим город (1 ч)

Архитектура. Архитектор. Планирование города. Деятельность художника-архитектора. Складывание домика из бумаги, постройка города из бумажных домиков.

Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм.

Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.

Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек- упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка.

Строим вещи (2 ч)

Конструирование и украшение упаковок. Конструирование предметов быта.

Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий.

Город в котором мы живем (1 ч)

Экскурсия. Разнообразие городских построек.

Малые архитектурные формы, деревья в городе. Зарисовка города по впечатлению после экскурсии.

Создание панно «Город, в котором мы живём» (коллективная работа). Рассматривание работ художников и детских работ.

Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу.

Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления.

Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии.

Участвовать в создании коллективных панно- коллажей с изображением городских (сельских) улиц.

Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя.

Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности.

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе (1 ч)

Взаимодействие трех видов художественной деятельности (Изображение, Украшение, Постройка).

Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов

работы).


Праздник весны. Праздник птиц. Разноцветные жуки. Времена года. (2 ч)

Выразительные детали весенней природы (ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые).

Конструирование из бумаги и украшение птиц и жуков. Весенние события в природе (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т. д.).

Наблюдать и анализировать природные формы.

Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками.

Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!