от «___» ________ 2015 г.
_______________ Будаев С.О.
Учитель: Москвитина О.С.
с. Новая Брянь
Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г № 1599, Уставом ГКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», адаптированной основной образовательной программой школы.
План предусматривает обучение в 3 классе в объеме 68 часов, по 2 урока в неделю по I варианту Базисного учебного плана специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / для умственно отсталых детей/.
Проблема обеспечения личной безопасности человека приобретает особую актуальность в связи с ростом всеобщей напряженности, сложности и неустроенности жизни общества, характерной чертой которого стал высокий уровень преступности, постоянно создающий угрозу для человека, его здоровья.
Введение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебный план начальной школы VIII вида подтверждается потребностями современной жизни: удручающими данными статистики о гибели и травматизме детей на дорогах страны, усугублением криминогенной обстановки, жертвами которой все чаще становятся дети.
- изучить краткие теоретические основы правил безопасного поведения и здорового образа жизни в соответствии с возрастом и особенностями учащихся;
- выработать практические навыки по оказанию первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.
Формы занятий данной программы определяются возрастными психофизиологическими особенностями учащихся. Занятия проводятся в основном в виде бесед, практических работ и викторин, направленных на выработку навыка самостоятельной работы.
Программа предполагает использование разнообразных наглядных средств обучения: модели, макеты, настольные игры, гербарии; электронных средств обучения (компьютер).
На занятиях дается право высказаться всем желающим учащимся и поощряется любая активность. Именно подобные возможности приводят к искоренению у школьников тревоги по поводу проблем, связанных с самораскрытием и публичными выступлениями.
Результаты обучения учащихся оцениваются в форме опроса и выставлением итоговых отметок за четверть и за год.
Так как в данную программу включен здоровьесберегающий компонент, то необходимо соблюдать следующие требования к уроку с позиций здоровьесбережения:
- метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.);
- активные методы (обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, ученик как исследователь);
- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
№ п\п | Тема урока | Содержание деятельности | Цель | Обязательный минимум ЗУН |
1 четверть – 18 часов. Безопасность. |
1-2 | Что такое безопасность и где нас подстерегает опасность. | Беседа. Правила безопасного поведения. Презентация. | 1.Познакомить с понятиями «опасность», «безопасность». 2.Учить предвидеть опасность, находить опасные предметы, учить правилам безопасного поведения. | 1.Знать: что такое безопасность и где нас подстерегает опасность. |
Безопасность в доме. |
3-4 | Какие опасности нас подстерегают в помещении (острые, колющие, режущие предметы). | Беседа. Правила безопасного поведения с (острые, колющие, режущие предметы). Презентация.. | Учить предвидеть опасности дома, видеть опасности со стороны самых обычных вещей и соблюдать осторожность при обращении с ними. | 1. Знать: Какие опасности нас подстерегают в помещении (острые, колющие, режущие предметы). 2.Уметь набирать по телефону номера: 01,02,03. |
5-6 | Какие опасности нас подстерегают в помеще нии (электроприборы, водопровод, лекарства, химикаты, газ). | Беседа. Правила безопасного поведения с (электроприборы, водопровод, лекарства, химикаты, газ). Презентация. | Учить предвидеть опасности дома, видеть опасности со стороны самых обычных вещей и соблюдать осторожность при обращении с ними. | 1. Знать: Какие опасности нас подстерегают в помещении (электроприборы, водопровод, лекарства, химикаты, газ). 2.Уметь набирать по телефону номера: 01,02,03. |
7-8 | Какие опасности нас подстерегают в помещении (перила, балкон, лифт). | Беседа. Правила безопасного поведения с (перила, балкон, лифт). Презентация. | 1.Учить предвидеть опасности дома, видеть опасности со стороны самых обычных вещей и соблюдать осторожность при обращении с ними. | 1. Знать: Какие опасности нас подстерегают в помещении (перила, балкон, лифт). 2.Уметь набирать по телефону номера: 01,02,03. |
Личная безопасность в доме. |
9-10 | Звонок в дверь, звонок по телефону (умение пользоваться телефоном). | Беседа. Правила безопасного поведения дома. Телефон. Презентация. | 1.Отрабатывать и повторить ситуации, в которых дети могут оказаться, оставшись дома одни. 2. Учить набирать по телефону номера: 01,02, 03.номора | 1. Знать: Какие опасности нас подстерегают в помещении. 2.Уметь набирать по телефону номера: 01,02,03. |
Личная безопасность на улице. |
11-12 | Будь осторожным с окружающими, с незнакомыми на улице. | Беседа. Правила безопасного поведения с окружающими, с незнакомыми на улице. Телефон. | 1.Ознакомить с правилами безопасности на улице. 2.Развивать умение предвидеть опасную ситуацию. | Знать возможные опасные ситуации на улице, личная безопасность. |
13-14 | Знакомство с основными правилами безопасности на улице. Игра «Мы играем- правила изучаем». | Беседа. Правила безопасного поведения на улице. Игра «Мы играем- правила изучаем». | 1.Ознакомить с правилами безопасности на улице. 2.Развивать умение предвидеть опасную ситуацию. | Знать возможные опасные ситуации в доме и на улице, личная безопасность. |
Пожарная безопасность. |
15-16 | Основные правила пожарной безопасности. | Беседа. Ситуации, в которых пожар произошел по вине детей. Правила пожарной безопасности. | 1.Разобрать ситуации, в которых пожар произошел по вине детей. 2. Повторить правила пожарной безопасности. | 1.Знать возможные опасные ситуации при пожаре. 2. Знать правила поведения при пожаре. |
Оказание первой медицинской помощи при ушибах и ссадинах. |
17-18 | Знакомство с основными правилами оказания первой помощи при ушибах и ссадинах. Игра «Мы играем- правила изучаем». | Беседа о правилах оказания первой помощи при ушибах и ссадинах. Игра «Мы играем- правила изучаем». | Познакомить с основными правилами оказания первой помощи при ушибах и ссадинах. Учить оказывать первую медицинскую помощь. | 1.Знать от чего зависит наше здоровье, травмы, порезы, ссадины и царапины. 1.Уметь оказывать первую медицинскую помощь. |
II четверть -14 часов |
1-2 | Как действовать при возникновении пожара в доме, в школе. | .Беседа. Правила пожарной безопасности. Презентация. | 1. Повторить правила пожарной безопасности. 2.Изучить правила действия при пожаре. | 1.Знать возможные опасные ситуации при пожаре. 2. Знать правила поведения при пожаре |
Безопасность на дорогах. |
3-4 | Основные правила поведения учащихся на дорогах и улицах. | Беседа. Правила поведения учащихся на дорогах и улицах. Презентация. | 1.Ознакомить с правилами поведения на дорогах. 2.Развивать умение предвидеть опасную ситуацию. | 1.Знать возможные опасные ситуации при движении по дороге: |
5-6 | Знакомство с дорожными знаками и сигналами. | Беседа. Дорожные знаки. Светофор. Презентация. | 1.Познакомить с дорожными знаками 2.Правила перехода улицы. | 1.Знать дорожные знаками и сигналы светофора. |
7-8 | Сигналы светофора | Беседа. Дорожные знаки. Светофор. | 1.Познакомить с дорожными знаками 2.Правила перехода улицы. | 1.Знать дорожные знаками и сигналы светофора. |
Безопасность на воде. |
9-10 | Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в зимней период. | Беседа. Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в зимней период. Презентация. | 1.Сформировать правила безопасного поведения у водоёмов в зимней период. | 1.Знать: чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоемов. |
11-12 | Основные спасательные средства. | Беседа. Основные спасатель ные средства. Чтение стихотворений. Игра: «Нарисуй запрещающие знаки» по правилам поведения у воды. | Познакомить с основными спасательными средствами; повторить правила безопасного поведения у водоёмов. | 1. Знать основные спасательные средства. 2. Знать какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоемов; |
Безопасность на льду. |
13-14 | Предосторожность при движении на льду, катании на лыжах и коньках. | Беседа. Правила и меры безопасного поведения при движении на льду, катании на лыжах и коньках. Игра: «Помоги другу». | Сформировать правила безопасного поведения при движении на льду, катании на лыжах и коньках. | 1.Знать: чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоемов. |
III четверть - 20 часов. |
1-2 | Опасности на льду. | Беседа. Правила и меры безопасного поведения при движении на льду, катании на лыжах и коньках. Основные спасательные средства. | Закрепить правила безопасного поведения при движении на льду, пользование основными спасательными средствами. | 1. Знать основные спасательные средства. 2. Знать: какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоемов. |
Безопасность при общении с животными. |
3-4 | Меры безопасности при общении и уходе за домашними животными | Презентация: «Про кошек и собак» Беседа. | Учить безопасному поведению при общении и уходе за домашними животными. | 1.Правила поведения при встрече с опасными животными. 2.Знать от чего зависит наше здоровье, травмы, порезы, ссадины и царапины. |
5-6 | Меры безопасности при общении и уходе за домашними животными в городе. | Презентация: «Какие бывают животные» Беседа. | Учить безопасному поведению при общении и уходе за домашними животными в городе. | 1.Правила поведения при встрече с опасными животными. 2.Знать от чего зависит наше здоровье, травмы, порезы, ссадины и царапины. |
7-8 | Меры безопасности при общении и уходе за домашними животными в селе. | Беседа о мерах безопасности при общении и уходе за домашними животными в селе. Составление правил безопасного поведения. | Учить безопасному поведению при общении и уходе за домашними животными в селе. | 1.Правила поведения при встрече с опасными животными. 2.Знать от чего зависит наше здоровье, травмы, порезы, ссадины и царапины. |
Оказание первой медицинской помощи при ушибах и ссадинах. |
9-10 | Основные правила оказания первой помощи при ушибах и ссадинах. | Беседа о правилах оказания первой помощи при ушибах и ссадинах. | Повторить основные правилами оказания первой помощи при ушибах и ссадинах. | Знать: от чего зависит наше здоровье, травмы, порезы, ссадины и царапины. . |
11-12 | Игра «Мы играем- правила изучаем». | Составление алгоритмов принятия медицинской помощи при ушибах и порезах в игровой форме. | Учить оказывать первую медицинскую помощь. | Уметь оказывать первую медицинскую помощь. |
Безопасность на воде. |
13-14 | Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в весенней период. | Беседа. Чтение стихотворений о лете. Составление правил и мер безопасного поведения на водоёмах в весенней период. | Составить правила поведения у водоёмов в летнее время. | 1. Знать основные спасательные средства. 2. Знать какие меры предосторожности следует принять при движении по льду в весенний период. 3.Знать, что такое наводнение, причины наводнений. |
Безопасность на природе. |
15-16 | Какая опасность нас подстерегает в лесу. | Презентация: «Лесные опасности». Беседа. | Учить предвидеть опасности в лесу. Учить правилам безопасного поведения. | 1.Знать правила безопасного поведения в лесу. 2. Знать ядовитые растения, грибы, ягоды. |
17-18 | Гроза | Беседа о соблюдении правил безопасности при грозе. Чтение рассказов о грозе. Презентация. | Учить предвидеть опасности в лесу. Учить правилам безопасного поведения в грозу и при пожаре в лесу.. | 1.Знать правила безопасного поведения в лесу. 2.Знать правила поведения в лесу при пожаре и в грозу. |
19-20 | Пожар. | Беседа о соблюдении правил пожарной безопасности. Чтение рассказов о пожаре. Презентация. | Сформировать у детей понятие «Пожарная безопасность»; дать знания о причинах пожара; сформировать элементарные умения и навыки поведения при пожаре. | 1.Знать правила безопасного поведения при пожаре. 2.Знать правила поведения в лесу при пожаре и в грозу. |
4 четверть – 16 часов. |
Безопасность в доме. |
1-2 | Опасно ли быть неряхой? | Беседа. Правила безопасного поведения с (электроприборы, водопровод, лекарства, химикаты, газ). Презентация. | Учить предвидеть опасности дома, видеть опасности со стороны самых обычных вещей и соблюдать осторожность при обращении с ними. | 1. Знать Какие опасности нас подстерегают в помещении (электроприборы, водопровод, лекарства, химикаты, газ). 2.Уметь набирать по телефону номера: 01,02,03. |
Безопасность на дорогах. |
3-4 | Улица – не место для игр. | Беседа. Правила поведения учащихся на дорогах и улицах. Презентация. | 1. Повторить правила поведения на дорогах. 2.Развивать умение предвидеть опасную ситуацию. | Знать возможные опасные ситуации при движении по дороге. |
5-6 | Обобщающий урок по безопасности на дороге. Викторина. | Викторина. Правила поведения учащихся на дорогах и улицах. Презентация. | 1. Повторить правила поведения на дорогах. 2.Развивать умение предвидеть опасную ситуацию. | Знать возможные опасные ситуации при движении по дороге. |
Личная безопасность на улице. |
7-8 | «Если ты заблудился». | Беседа. Правила безопасного поведения с окружающими, с незнакомыми на улице. Телефон. | 1. Повторить правила безопасности на улице. 2.Развивать умение предвидеть опасную ситуацию. | Знать возможные опасные ситуации на улице, личная безопасность. |
9-10 | «Осторожно! Незнакомец». Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице». | Беседа. Правила безопасного поведения на улице. Игра «Мы играем- правила изучаем». | 1. Повторить правила безопасности на улице. 2.Развивать умение предвидеть опасную ситуацию. | Знать возможные опасные ситуации в доме и на улице, личная безопасность. |
Безопасность. |
11-12 | Прогулка весной и летом. «Береги и охраняй природу» | Презентация: «Лесные пожары». Беседа. | Учить предвидеть опасности в лесу. Учить правилам безопасного поведения. | 1. Знать правила безопасного поведения в лесу при пожарах. 2.Знать ядовитые растения, грибы, ягоды. |
13-14 | Игра «Мы играем- правила изучаем». | Игра по правилам дорожного движения. Отгадывание кроссвордов о правилах поведения на природе. | Закрепить правила безопасного поведения на дорогах, при Ч. С., в лесу. | Знать правила безопасного поведения на дорогах, при Ч. С., в лесу. Знать правила поведения в лесу при пожаре и в грозу. |
15-16 | Повторение. | Правила безопасного поведения на дорогах, при Ч. С., в лесу и у водоёмов. Игра: «Да, нет». | Закрепить правила безопасного поведения на дорогах, при ЧС, в лесу и у водоёмов. | Знать правила безопасного поведения на дорогах, при Ч. С., в лесу и у водоёмов. |
поведения в природе.
2011. - 64с.: ил. - (Советы Доброго Доктора).
Казалось бы, что может быть уютней и безопасней, чем родной дом? Однако, как ни странно это прозвучит, самое большое количество травм малыши получают именно в домашней обстановке. Книга предназначена для родителей, у которых ожидается или уже появился малыш. Как сделать дом для малыша безопасным? Как выбрать кроватку, матрас, автомобильное кресло, безопасные игрушки и т.п. (мл. абонемент)
Данный выпуск серии поможет развить у младших школьников навыки безопасного поведения вне дома, при встрече с незнакомыми людьми. Свойственные этому возрасту увлечения различными шарадами, головоломками и лабиринтами помогут детям закрепить знания о некоторых способах поведения в экстремальных ситуациях.