Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Трубчевская средняя общеобразовательная школа № 2 им. А.С. Пушкина
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
по учебно-воспитательной
работе____________
Климовцева В.А.
«30» августа 2017г.
Принята на заседании
учителей начальных классов
Протокол № 1 от «30» августа 2017г
Рук. ШМО: __________
Падина Л.Г.
УТВЕРЖДЕНО
директором школы
приказ № 107
от «30 августа 2017г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(Для учащихся с ОВЗ)
4 класс
Падина Лидия Григорьевна,
учитель высшей квалификационной категории
Трубчевск
2017г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебным предметам, курсам, модулям в соответствии с ФГОС НОО МБОУ Трубчевская СОШ № 2 им. А.С.Пушкина на основании Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Трубчевская СОШ №2 им. А.С.Пушкина.
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой», данная адаптированные программа разработана с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Программа предназначена для учащейся 4 «А» класса Садкевич Русалины, которой по заключению ПМПК рекомендовано обучение по АООП НОО вариант 7.2.
Цель изучения учебного предмета
Социализация детей с задержкой психического развития путем совершенствования
речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков,
обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и
ситуациях его использования.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
Создать систему поэтапной педагогической поддержки ребёнка в образовательном процессе. Программа нацелена на решение специальных образовательных, коррекционных и воспитательных задач:
формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые обобщения;
развития умения коммуникативно оправданно пользоваться речью, как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложения, связность устного высказывания;
знакомство детей со связной письменной речью как видом общения;
обучение элементарно грамотному и аккуратному письму;
осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.
формирование у детей чувства языка;
воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством,
совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой; сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
Планируемые результаты освоения учебного курса:
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки, определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку
зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
правильно писать слова с изученными орфограммами;
видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
Для достижения планируемых результатов освоения учебного курса «Русский язык 4 класс» используется УМК:
Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев. Программа «Русский язык» // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов для начальной школы / Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. – М.; Баласс, 2011.
Бунеев Р.Н., Бунеева В.Е., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса в 2-х ч. – Изд. 5-е, перераб. - М.: Баласс, 2013.
Контрольно – измерительные материалы. Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс. Вариант 1, 2 / Е.В Бунеева. – Изд. 5-е, испр. - М.: Баласс, 2017.
Бунеева В.Е., Исаева Н.А. Русский язык. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2012.
Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию. 4-й кл. / М. А. Яковлева; под ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. – М.: Баласс, 2016.
Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию примерной программы учебного предмета, рекомендованной Минобрнауки России, и авторской программы курса, учебно – методической системы Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева, и имеет несущественные изменения, связанные с изменением количества часов.
На изучение курса отводится 4,5 часа в неделю, 149 часов в год.
Форма годовой промежуточной аттестации - контрольная работа.
Принципы реализации программы
Принцип гуманизации – предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности с ОВЗ, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь.
Принцип индивидуального подхода — предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для каждого ребенка с ОВЗ с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания.
Принцип системности – обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития учащихся с ОВЗ, т. е. системный подход к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка;
Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности – предполагает максимальную активность и самостоятельность учащегося в ходе обучения.
Педагогические технологии, формы и методы обучения и воспитания детей с ОВЗ:
Технологии современного традиционного обучения.
Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию обучения, которая позволяет обеспечить:
— систематический характер обучения;
— логически правильное изучение учебного материала.
Технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса. Эта группа педагогических технологий характеризуется ориентацией на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями человека, максимальной реализацией возможностей детей.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Реализуют принцип активности ребенка в образовательном процессе, осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и умений, достигается соответствие социальным запросам учащихся, их родителей и социального окружения.
Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко применяются на всех уровнях обучения, поскольку они являются универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности.
Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мысленных способностей обучающихся.
Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают развитие умений работать с информацией, развивают коммуникативные способности учащихся, формируют исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения, позволяют каждому работать в оптимальном темпе и на оптимальном для него содержания.
Целесообразно применение заданий тестового характера с выбором ответов. В связи с недостатками памяти детей с ОВЗ текущие проверки овладения знаниями должны проводиться чаще, чем в школе общего назначения.
Дифференцированное обучение - помогает учитывать индивидуально-типологические особенности личности и обучать каждого на уровне его возможностей и способностей. Здоровьесберегающие технологии - позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, что дает положительные результаты в обучении.
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы
работе с учащимися тщательно отбираются и комбинируются методы и приёмы обучения с целью смены видов деятельности обучающихся, используется ориентировочная основа действий (алгоритмы, образцы выполнения заданий).
Приоритетные формы и виды контроля:
Текущий контроль
Промежуточный контроль
Итоговый контроль
Словарный диктант, ориентированный на знание изученных орфограмм
Тематические тестовые задания
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи.
Контрольное списывание - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков.
Требования, предъявляемые к учащимся с ОВЗ, согласуются с требованиями образовательных программ и Положением о текущем оценивании учащихся с ОВЗ по оценке знаний, умений и навыков учащихся. Ответственность за объективность оценки знаний учащихся возлагается на учителя. Вопросы качества обучения учащихся контролируется по плану внутришкольного контроля.
Коррекционная работа по предмету
В коррекционной работе большое значение придается развитию познавательной деятельности, а для этого необходимо развивать психические процессы: восприятие, мышление, память, речь, необходимо направлять психическую деятельность ребенка, способность быть внимательным, организовывать и направлять внимание при выполнении любого задания, так как внимание влияет на всю деятельность ребенка.
Основные направления коррекционной работы:
-формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
-развитие на том уровне, сколько может взять ребенок осмысленного отношения к основным элементам языка;
-совершенствование элементарных знаний по грамматике, необходимых для приобретения практических навыков устной и письменной речи;
-формирование умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать элементарный языковой материал;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие навыков соотносительного анализа;
- развитие навыков группировки и классификации;
- развитие умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- развитие умения планировать деятельность;
- обучение (в процессе формирования представлений) выявлению характерных,
существенных признаков предметов;
- развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать
выводы и т.д.;
-побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой
деятельностью;
- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным
обозначением и практическим действием;
- использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к
изученному материалу;
- разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции,
позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
- использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания,
памяти;
-формирование положительной мотивации к обучению;
-повышение уровня общего развития;
-коррекция отклонения в развитии познавательной и эмоционально-личностной
сфере;
-формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной
деятельности;
- воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Содержание учебного курса
4,5 ч в неделю, 33 недели, 149 ч в год
Вводный урок – 1 ч
Повторение. (12 ч)
Предложение. Текст. (34ч)
Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).
Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.
Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.
Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.
Слово.
Части речи и члены предложения. Имя существительное. (44ч)
Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения. Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над
ролью имён существительных в речи.
Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения,
Имя прилагательное. (19 ч)
Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.
Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).
Глагол. (35 ч)
Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.
Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся−-ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания -о−-а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.
Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.
Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина – длинный, сон – сонный).
Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.
Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.
Повторение. (4 ч)
Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).
Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера.
Содержание учебного материала структурировано и адаптировано для учащихся с ОВЗ. В каждой теме выделяется базовый материал, подлежащий многократному закреплению. Задания дифференцируются в зависимости от целей урока.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Название разделов, тем | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
1. | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». | 1 | 04.09 | | |
| Повторение | 12 | | | |
2. | Повторение фонетики и графики. Контрольное списывание. | 1 | 05.09 | | Самоконтроль |
3. | Повторение фонетики. Слог и ударение. | 1 | 06.09 | | |
4 | Что такое графика. Фонетический разбор слова. | 1 | 07.09 | | |
5. | Повторение орфографии. | 1 | 08.09 | | Индивидуальные карточки |
6. | Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения. | 1 | 11.09 | | Словарный диктант |
7. | Входная контрольная работа. | 1 | 12.09 | | Диктант |
8. | Повторение по теме «Состав слова», «Части речи». | 1 | 13.09 | | |
9. | Р/р. Обучающее изложение «Золотой рубль». | 1 | 14.09 | | Самоконтроль |
10. | Работа над ошибками. | 1 | 18.09 | | Самоконтроль Фронтальный опрос |
11. | Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение». | 1 | 19.09 | | Карточки |
12. | Контрольный диктант №1 по теме «Простое предложение с однородными членами». | 1 | 20.09 | | Тематический контроль |
13. | Работа над ошибками. | 1 | 21.09 | | Самоконтроль |
| Предложение. Текст | 34 | | | |
14. | Предложение. Текст. | 1 | 22.09 | | |
15. | Как отличить простое предложение от сложного. | 1 | 25.09 | | |
16. | Предложения с однородными членами без союзов и с союзом и. | 1 | 26.09 | | Индивидуальные карточки |
17. | Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но. | 1 | 27.09 | | |
18. | Р/р. Обучающее изложение «Что я люблю». | 1 | 28.09 | | |
19. | Работа над ошибками. | 1 | 02.10 | | |
20. | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами. | 1 | 03. 10 | | Индивидуальные карточки |
21. | Предложение с однородными членами. | 1 | 04. 10 | | |
22. | Предложение с однородными членами. Закрепление. | 1 | 05. 10 | | |
23. | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами. | 1 | 06.10 | | |
24. | Проверочная работа №1 по теме «Простое предложение с однородными членами». | 1 | 09. 10 | | |
25. | Развитие пунктуационных умений. | 1 | 10. 10 | | Самоконтроль |
26. | Контрольный диктант №2 по теме «Предложения с союзами и, а. но». | 1 | 11. 10 | | Самоконтроль |
27. | Работа над ошибками. | 1 | 12. 10 | | |
28. | Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью. | 1 | 16. 10 | | Фронтальный опрос |
29. | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но. | 1 | 17. 10 | | Индивидуальные карточки |
30. | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но. Закрепление. | 1 | 18. 10 | | Тематический контроль |
31. | Запятая в сложном и в простом предложениях с союзами и, а, но. | 1 | 19. 10 | | Индивидуальные карточки |
32. | Запятая в сложном предложении. Свободный диктант. | 1 | 20.10 | | Тематический контроль |
33. | Р/р. Обучающее сочинение. « Субботний вечер у нас дома». | 1 | 23. 10 | | Самоконтроль |
34. | Работа над ошибками. Редактирование сочинения. | 1 | 24. 10 | | Тематический контроль |
35. | Проверочная работа №2 по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но». | 1 | 25. 10 | | Самоконтроль |
36. | Контрольный диктант №3 по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но». | 1 | 26. 10 | | Тематический контроль |
37. | Работа над ошибками. Контрольный словарный диктант. | 1 | 07.11 | | Самоконтроль. Словарный диктант |
38. | Понятие о прямой речи. | 1 | 08. 11 | | |
39. | Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора. | 1 | 09. 11 | | |
40. | Знаки препинания в предложении с прямой речью перед словами автора. | 1 | 10.11 | | |
41. | Р/р. Обучающее сочинение «Что сказала мама». | 1 | 13. 11 | | Взаимоконтроль |
42. | Работа над ошибками. | 1 | 14. 11 | | Самоконтроль |
43. | Постановка знаков препинания в простом, сложном и в предложениях с прямой речью. | 1 | 15. 11 | | Индивидуальные карточки |
44. | Р/р. Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух». | 1 | 16. 11 | | Самоконтроль |
45. | Развитие пунктуационных умений. | 1 | 20. 11 | | Индивидуальные карточки |
46. | Контрольный диктант №4 по теме «Предложения с прямой речью». | 1 | 21. 11 | | Тематический контроль |
47. | Работа над ошибками в изложении и диктанте. | 1 | 22. 11 | | |
| Имя существительное | 44 | | | |
48. | Имя существительное как часть речи. | 1 | 23. 11 | | |
49. | Постоянные и непостоянные признаки имени существительного. | 1 | 24.11 | | |
50. | Роль имён существительных в предложении, в речи. | 1 | 27. 11 | | |
51. | Роль имён существительных в предложении, в речи. Закрепление. | 1 | 28. 11 | | Фронтальный опрос |
52. | Наблюдение за словоизменением имён существительных. | 1 | 29. 11 | | |
53. | Развитие умения изменять имена существительные по падежам. | 1 | 30. 11 | | Тесты |
54. | Изменение по падежам имён существительных в единственном числе. | 1 | 04.12 | | |
55. | Изменение по падежам имён существительных во множественном числе. | 1 | 05. 12 | | |
56. | Изменение по падежам имён существительных . | 1 | 06. 12 | | Тесты |
57. | Именительный и винительный падежи. | 1 | 07. 12 | | |
58. | Родительный падеж. | 1 | 08.12 | | |
59. | Дательный падеж. | 1 | 11. 12 | | |
60. | Творительный падеж. | 1 | 12. 12 | | |
61. | Предложный падеж. | 1 | 13. 12 | | |
62. | Обобщение знаний о падежах. | 1 | 14. 12 | | Фронтальный опрос |
63. | Проверочная работа №3 по теме «Изменение имён существительных по падежам». | 1 | 18. 12 | | Тематический контроль |
64. | Работа над ошибками. Три склонения имён существительных. | 1 | 19. 12 | | Самоконтроль |
65. | Развитие умения определять склонение имён существительных. | 1 | 20. 12 | | Индивидуальные карточки |
66. | Склонение имён существительных. | 1 | 21. 12 | | |
67. | Развитие умения определять склонение имён существительных. | 1 | 22.12 | | Индивидуальные карточки |
68. | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | 25. 12 | | |
69. | Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления. | 1 | 26. 12 | | |
70. | Правописание несклоняемых существительных с разными предлогами. | 1 | 27. 12 | | |
71. | Правописание ь после шипящих на конце существительных. | 1 | 28. 12 | | |
72. | Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода. | 1 | 11.01 | | |
73. | Правописание слов с орфограммой «Буква ь после шипящих на конце имён существительных». | 1 | 12.01 | | Словарный диктант |
74. | Графическое обозначение ь после шипящих на конце имён существительных. | 1 | 15. 01 | | Тесты |
75. | Имена существительные с ь после шипящих. | 1 | 16. 01 | | |
76. | Проверочная работа №4 по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных». | 1 | 17. 01 | | Тематический контроль |
77. | Обобщение. Подготовка к диктанту. | 1 | 18. 01 | | |
78. | Контрольный диктант №5 по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных» | 1 | 22. 01 | | Тематический контроль |
79. | Работа над ошибками. | 1 | 23. 01 | | Самоконтроль |
80. | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. | 1 | 24. 01 | | |
81. | Безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных. | 1 | 25. 01 | | Тесты |
82. | Развитие умений писать слова с изученной орфограммой. | 1 | 26.01 | | |
83. | Обозначение безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных. | 1 | 29. 01 | | |
84. | Падежные окончания имён существительных. | 1 | 30. 01 | | |
85. | Развитие орфографических умений. | 1 | 31. 01 | | |
86. | Р/р. Обучающее сочинение- описание «Прогулка». | 1 | 01.02 | | Самоконтроль |
87. | Работа над ошибками. | 1 | 05. 02 | | Самоконтроль |
88. | Проверочная работа №5 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных». | 1 | 06. 02 | | Тематический контроль |
89. | Работа над ошибками. Повторение, подготовка к диктанту. | 1 | 07. 02 | | Самоконтроль. Взаимоконтроль |
90. | Контрольный диктант №6 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных». | 1 | 08. 02 | | Тематический контроль |
91. | Работа над ошибками. Закрепление. | 1 | 09.02 | | Самоконтроль |
| Имя прилагательное | 19 | | | |
92. | Повествование и описание-два типа речи. | 1 | 12. 02 | | |
93. | Роль имён прилагательных в речи. | 1 | 13. 02 | | |
94. | Роль прилагательных-антонимов в речи. | 1 | 14. 02 | | |
95. | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | 15. 02 | | Индивидуальные карточки |
96. | Изменение имён прилагательных по падежам. | 1 | 19. 02 | | |
97. | Изменение имён прилагательных по падежам. Закрепление. | 1 | 20. 02 | | |
98. | Словосочетание сущ.+прил. | 1 | 21. 02 | | |
99. | Главное и зависимое слово в словосочетании. | 1 | 22. 02 | | |
100. | Правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных. | 1 | 26. 02 | | |
101. | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой. Свободный диктант. | 1 | 27. 02 | | Свободный диктант |
102. | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой. | 1 | 28. 02 | | |
103. | Р/р. Обучающее изложение «Первое путешествие». | 1 | 01.03 | | |
104. | Работа над ошибками. | 1 | 05. 03 | | Самоконтроль |
105. | Развитие орфографических умений. | 1 | 06. 03 | | Самоконтроль |
106. | Р/р. Обучающее сочинение -описание «Моя любимая игрушка». | 1 | 07. 03 | | Самоконтроль |
107. | Проверочная работа №6 по теме «Имя прилагательное». | 1 | 09.03 | | Самоконтроль |
108. | Работа над ошибками. | 1 | 12. 03 | | Тематический контроль |
109. | Контрольный диктант №7 по теме «Имя прилагательное». | 1 | 13. 03 | | Самоконтроль |
110. | Работа над ошибками. | 1 | 14. 03 | | Самоконтроль |
| Глагол | 35 | | | |
111. | Роль глаголов. Правописание глаголов с частицей не. | 1 | 15. 03 | | |
112. | Значение, грамматические признаки, морфологический разбор глагола. | 1 | 19. 03 | | Индивидуальные карточки |
113. | Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. | 1 | 20. 03 | | |
114. | Как определить спряжение глагола, если окончание ударное. | 1 | 21. 03 | | |
115. | Как определить спряжение глагола, если окончание безударное. | 1 | 22. 03 | | |
116. | Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму. | 1 | 02.04 | | Фронтальный опрос |
117. | Глаголы-исключения. Определение спряжения глагола. | 1 | 03. 04 | | |
118. | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. | 1 | 04. 04 | | Тесты |
119. | Глаголы с безударными личными окончаниями. | 1 | 05. 04 | | |
120. | Глаголы с безударными личными окончаниями. Закрепление. | 1 | 09. 04 | | |
121. | Разбор глагола как часть речи. | 1 | 10. 04 | | Индивидуальные карточки |
122. | Контрольный диктант №8 по теме «Безударные личные окончания глаголов». | 1 | 11. 04 | | Тематический контроль |
123. | Работа над ошибками. | 1 | 12. 04 | | Самоконтроль |
124. | Буква ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа. | 1 | 13.04 | | |
125. | Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го лица единственного числа. | 1 | 16. 04 | | |
126. | Контрольное списывание. | 1 | 17. 04 | | Самоконтроль |
127. | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. | 1 | 18. 04 | | |
128. | Глаголы с безударными личными окончаниями. | 1 | 19. 04 | | |
129. | Глаголы с безударными личными окончаниями. Закрепление. | 1 | 23. 04 | | |
130. | Р/р. Обучающее сочинение «Весна в природе». | 1 | 24. 04 | | Взаимоконтроль |
131. | Работа над ошибками. | 1 | 25. 04 | | Самоконтроль |
132. | Порядок разбора глагола по составу. | 1 | 26. 04 | | Индивидуальные карточки |
133. | Развитие умения разбирать глаголы по составу. | 1 | 27.04 | | |
134. | Безударные гласные в личных окончаниях глаголов. | 1 | 30. 04 | | |
135. | Написание глаголов с безударными личными окончаниями. | 1 | 02.05 | | Самоконтроль |
136. | Повторение по теме «Глагол». | 1 | 03. 05 | | |
137. | Р/р. Контрольное изложение «Странный дуэт». | 1 | 07. 05 | | Самоконтроль |
138. | Работа над ошибками. | 1 | 08. 05 | | Тематический контроль |
139. | Проверочная работа №7 по теме «Глагол». | 1 | 10. 05 | | Самоконтроль фронтальный опрос |
140. | Работа над ошибками. | 1 | 11.05 | | Тематический контроль |
141. | Развитие орфографических умений. Контрольный словарный диктант. | 1 | 14. 05 | | Контрольный словарный диктант |
142. | Правописание глаголов. | 1 | 15. 05 | | |
143. | Закрепление. | 1 | 16. 05 | | |
144. | Контрольная работа в рамках годовой промежуточной аттестации. | 1 | 17. 05 | | Итоговая контрольная работа |
145. | Работа над ошибками. | 1 | 18.05 | | |
| Повторение | 4 | | | |
146. | Итоговая контрольная работа. | 1 | 21. 05 | | Тест |
147. | Повторение материала, изученного в разделе «Слово». | 1 | 22. 05 | | |
148. | Повторение материала, изученного в разделе «Предложение», «Текст». | 1 | 23. 05 | | Текущий контроль |
149 | Игра- викторина «Умники и умницы». | 1 | 24.05 | | |
| Итого: | 149 | | | |