СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа учебного предмета "География" для детей с нарушением слуха.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная адаптированная программа разработана для слабослышащих детей, занимающихся по УМК И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа учебного предмета "География" для детей с нарушением слуха.»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа № 17»



Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования







РАССМОТРЕНО:

На заседании ШМО

Протокол № ______от «___»_________20__г.

Руководитель ШМО:

__________/ Т.Г. Липская /


СОГЛАСОВАНО:

Протокол МС № _______от

«___»_____________20___г. Председатель МС

__________/Т.В. Курбатова/




УТВЕРЖДАЮ:

директор МБОУ СШ № 17

__________/_____________/


Приказ № __________

от «__»___________20____г.






АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«География»

для 8 класса

основного общего образования



на 2016 - 2017 учебный год







Составитель РПУП: учитель географии Смирнова С.А.







г. Красноярск, 2016 г


Пояснительная записка


Рабочая программа по географии для учеников 8 класса, изучающих предмет «География» основного общего образования.


Нормативные правовые документы, на основе которых разработана АРПУП:


1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. № 1089) с изменениями на 31 января 2012 года, внесёнными приказом Минобрнауки России от 31 января 2012 года N 69. Часть I по географии, базовый уровень;

2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) (приказ Департамента государственной политики в образовании от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по 
учебным предметам федерального базисного учебного плана»);

3. Авторская программы И.И. Бариновой: География России. Природа. 8 класс. География. Программы для образовательных учреждений. 6-11 классы. Составитель С.В. Курчина.- М.: Дрофа, 2010 г.



Цели и задачи, решаемые при реализации АРПУП

Цели:

  • сформировать целостное представление об особенностях природы;

  • сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов природы.

  • сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

  • показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране;

Задачи:

  • вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

  • развить представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

— создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.


В 8 «Б» классе обучается 7 учеников имеющие различную степень потери слуха.У детей данной категории наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения (повышенная утомляемость, низкий уровень работоспособности). У учащихся с нарушенным слухом значительное отставание в развитии произвольной предметно – практической деятельности, образной памяти; в развитии словесной речи (ограниченный словарный запас), нарушения в восприятии и воспроизведении устной речи, в усвоении значений слов, обозначающих предметы и явления окружающего мира, значительно отстает формирование навыков анализа, сравнения, обобщения; бедность грамматических конструкций в используемых ими высказываниях затрудняет развитие связной речи. Трудности в усвоении знаний обусловливаются снижением возможностей непроизвольного запоминания в процессе обучения.

Таким образом, пассивность, ограниченные представления об окружающем пространстве, бедность чувственного опыта предполагает особое построение и планирование учебного процесса.


Коррекционные задачи:

- расширять лексико-фразеологический запас слов, как терминологическую лексику, так и разговорную;

- развивать у обучающихся понимания словесно сформированных заданий и вопросов, умений грамматически правильно строить высказывания;

-корректировать звукопроизносительную сторону речи;

-продолжать развивать навык слухового восприятия речи, совершенствовать его, развивая тем самым смысловую догадку и интуитивную речь.





Общая характеристика учебного предмета, курса

География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально-экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах вза­имодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических под­ходах к устойчивому развитию территорий.

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии и изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и стра­ны», завершает блок основного общего образования в средней школе. Образовательная программа предусматривает изучение в 8 классе курса «География России. Природа», а в 9 классе курса «География России. Население и хозяйство». Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает блок основного общего образованияв средней школе.

Курс« География: природа России» уделяет особое внимание изучению физико-географических процессов, протекающих в географической оболочке, а также процессам взаимодействия между компонентами природного комплекса.

Содержание данного курса в полной мере отражает комплексный подход к изучению природы России в целом и её пространственной дифференциации в условиях разных территорий. В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества. Содержание курса « География: природа России» формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умение правильно ориентироваться в пространстве.



Место учебного предмета в учебном плане:

В учебном плане на изучение географии в 8 классе определено 2 часа в неделю, 70 часов в год


Отличительные особенности рабочей программы:

1. Так как в данной авторской программе почасовая разбивка произведена только по разделам, то мною самостоятельно произведено распределение учебных часов по изучаемым темам с учётом объёма изучаемого материала, практических работ, параграфов учебника.

2. В образовательном стандарте нет раздела : Человек и природа, а в учебниках он есть, то мной, согласно авторской программе добавлен этот раздел.

3. Адаптированная программа разработана для обучающихся, имеющих 3 и 4 степень тугоухости, с использованием большого количества наглядности.


Коррекционная направленность программы.

В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность обогатить свой чувственный опыт в ходе организации специальной коррекционной работы, способствующей:

- развитию познавательных процессов;

- коррекции звукового состава речи, формированию словарного запаса и умению строить связное устное высказывание;

- развитию навыков восприятия чужой речи и контролю над собственной речью;

- развитию словесно – логического мышления и речевой памяти.


Количество часов:

Рабочая программа рассчитана на 67 часов (согласно календарному плану уроки пришлись на праздничные дни: 23 февраля, 1 и 8 мая), 2 часа в неделю

Количество практических работ: 17, из них оценочных 11. В календарно-тематическом планировании эти практические работы выделены жирным шрифтом.

Количество контрольных работ: 2

Формы, методы и технологии обучения:

- Специфика курса «География» в школе для слабослышащих детей заключается в развитии речи и словесно – логического мышления учащихся на основе природоведческого материала. На уроках географии обеспечивается работа по уточнению имеющихся у учащихся представлений о природе, создаются условия для накопления специальных терминов, понятий, обозначающих объекты и явления природы, выражающих временные и пространственные отношения. Изучение природы создает большие возможности для развития общеучебных умений: наблюдать за объектами и явлениями природы, выделять их существенные и несущественные признаки, сравнивать, обобщать, делать выводы.

- Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки). Среди форм большее значение имеют наблюдения и практические работы.

- Поскольку программа разработана для обучающихся, имеющих 3 и 4 степень тугоухости, то используемые методы рассчитаны на полисенсорный характер восприятия учащимися учебного материала. Весь процесс обучения строится на слухозрительной основе: контроль за пониманием воспринятого, коррекция и уточнениезвуко – слогового состава речи, поэтому, широко используется учебные картины, иллюстрированные таблицы, экранные пособия, педагогический рисунок, карты.

- Применяется графическая фиксация предлагаемого к усвоению материала; организованная деятельность с внешними опорами. Используется большое количество наглядных пособий с опорным языковым материалом.

- Организация диалога на основе изучаемой лексики.Непосредственное общение учащихся с природой: экскурсии, наблюдения, практические занятия, опыты, самостоятельные работы, сравнение предметов и явлений.Обсуждение и систематизация наблюдений и итогов трудовой деятельности, анализ признаков, общих для ряда предметов или явлений.Сочетание натуральных объектов природы с разнообразными наглядными средствами обучения (картинами, муляжами, макетами, чучелами, видеоматериалами).Систематизация и обобщение материалов наблюдений и экскурсий, закрепление в письменной речи, схемах, рисунках.

- Используются методы мотивации и стимулирования (творческие работы, учебные дискуссии, создание ситуации успеха, и т. д.)

В составе практических методов выделяются наблюдения объектов и явлений в природе и на производстве, методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями.

- На уроках географии сами школьники создают модели: вычерчивают план местности, строят графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, работают с контурными картами, вычерчивают схемы связей.


Технологии обучения: проблемное обучение, развивающее обучение, дифференцированное обучение, игровое обучение.


Формы, способы и средства проверки и оценки результатов:

-фронтальные, групповые, парные, индивидуальные;

-устные, письменные, компьютерные;

-тестирование, практическая работа.

Формы текущего и итогового контроля: поурочный, промежуточный, тематический, итоговый.

Контроль – неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняют контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:

- предварительный – установление исходного состояния сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь, - индивидуального уровня каждого ученика.

- текущий – необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными.

- итоговый – учащиеся всегда должны знать. Что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться.

Для контроля усвоения текущих знаний, умений обучающихся применяются различные формы: терминологические диктанты, устный индивидуальный опрос, тесты, кратковременные проверочные работы (7-15 минут), результаты которых проверяются в процессе самоконтроля, взаимопроверки и проверки учителя по критериям оценивания различных видов работ.



Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

УМК:

И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2012.

Атлас. География России. Природа. 8 класс. М.: Дрофа, 2013

Контурные карты. 8 класс – М.: Дрофа, 2013.


Учебно- методическое обеспечение:

И.И. Баринова География России. Природа. Поурочные разработки по географии России. 8 класс уроков. М.: Экзамен, 2008

Е.А. Жижина Поурочные разработки по географии: Природа России. М.: ВАКО, 2005 г.

И.В. Колесник География России. 8 класс. Тетрадь с печатной основой. Саратов: Лицей, 2006 г.

Э.Д. Днепров А.Г. Аркадьев Сборник нормативных документов М.: Дрофа, 2007 г.

С.Г. Зубанова Ю.В. Щербакова Занимательная география. 6-8 классы.М.: Глобус, 2007г.

В.А. Безруких М.В. Кирилов Физическая география Красноярского края и республики Хакасии. Красноярское книжное издание 1993

Н.В. Болотникова, Л.И. Елисеева, И.А.Кугут, О.П. Фёдорова Мастер – класс учителя географии. 8 класс. М.: Планета, 2014

И.А. Кугут Дидактические и развивающие игры с применением информационных технологий. 6 – 11 классы М.: Планета, 2013

О.Ю. Елин, А.Ф. Ахметзянова Эксперимент на уроке географии. Красноярск. КГПУ им. В.П. Астафьева. 2010



МТО:

1. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Большие модели-глобусы

Полезные ископаемые: коллекция для курса географии

Строение горных пород: коллекция для средней школы

Набор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов

2. Технические средства обучения

Интерактивная электронная доска «Hitachi StarBoard».

Компьютер

Проектор ViewSonic 

3. Географические карты

Физическая карта России.

Часовые пояса России.

Географические исследования и открытия территории России.

Тектонические строение территории России.

Геологическая карта России.

Минеральные ресурсы России.

Климатическая карта России.

Климатическое районирование территории России.

Водные ресурсы России.

Почвенная карта России.

Карта растительности России.

Природные зоны и биологические ресурсы России.

Физическо-географическое районирование территории России.

Рекреационные ресурсы России.

Экологические проблемы России.

Особо охраняемые природные территории России.

Восточно-Европейская (Русская равнина). Физическая карта.

Север и Северо-Запад европейской части России. Физическая карта.

Центральная Россия. Физическая карта.

Поволжье. Физическая карта.

Юг европейской части России.

Урал. Физическая карта.

Западная Сибирь. Физическая карта.

Восточная Сибирь. Физическая карта.

Дальний Восток. Физическая карта.

Население России.

Народы России.

4. Мультимедийные обучающие программы

Школьная геоинформационная система: Живая география 2.0

Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии

Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу географии




Результаты освоения предмета

В результате изучения предмета учащиеся должны уметь:

1. Называть и (или) показывать:

- предмет изучения географии России;

- основные средства и методы получения географической информации;

- особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;

- границы часовых поясов;

- основные Геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

- климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;

- распределение рек страны по бассейнам океанов;

- основные области современного оледенения и крупные ледники;

- зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;

- основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

- важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные;

- объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);

- районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);

- экологически-неблагополучные районы России;

- маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.

2. Определять (измерять):

- географическое положение объектов;

- разницу в поясном времени территорий;

- погоду по синоптической карте;

- параметры природных объектов и явлений по различным источникам информации.

3. Описывать:

- ГП страны и отдельных регионов и географических объектов.

4. Объяснять:

- влияние географического положения на особености природы, хозяйства и жизни населения России;

- образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;

- образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

- влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

- как составляют прогноз погоды;

- распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;

- почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

- причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

- разнообразие природных комплексов на территории страны;

- объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; «мелиорация»;

5. Оценивать и прогнозировать:

- ­природно-ресурсный потенциал страны, региона;

- экологическую ситуацию в стране, регионе;


Учебно – тематический план

 

раздела / темы

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Лабораторные,
практические занятия, экскурсии и др.

Контрольные занятия


ВВЕДЕНИЕ

3 часа

1

2


1.

Особенности природы и природные ресурсы

35 часов

25

8

1

1.1

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые

6 часов

5

1


1.2

Климат и климатические ресурсы

9 часов

7

2


1.3

Внутренние воды и водные ресурсы

10 часов

7

3


1.4

Почва и почвенные ресурсы

4 часа

2

1


1.5

Растительность и животный мир

6 часов

4

1

1

2.

ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ

26 часов

23

4


2.1

Природное районирование

8часов

6

2


2.2

Природа регионов России

18 часов

17

2


3.

Человек и природа

3 часа


3



Итоговая контрольная работа: Природа России

1час



1

Итого


68

48

17

3





Календарно – тематическое планирование 8 класс



тема

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Наименования практических и иных видов занятий

Виды контроля. Измерители

Дата проведения


ВВЕДЕНИЕ (3 часа)


1/1

Географическое положение России. Моря, омывающие территорию России

Комбинированный.

Источники географической информации, государственная территория, территориальные воды. Границы территории государства. Изменение их значения во времени. “Проницаемость границ”. Территория, акватория, воздушное пространство, континентальный шельф.

Сформировать знания об особенностях географического положения (ГП) России, научить показывать на карте границы и крайние точки РФ, характеризовать её ГП.

Сформировать знания о морях, омывающих Россию, научить характеризовать их по карте


№1 Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.


2.09


2/2

Россия на карте часовых поясов

Комбинированный урок

поясное, декретное время, летнее, зимнее время, линия перемены дат. градусная сетка,

Сформировать знания о местном, поясном, декретном времени, а также о переходе на летнее время; сформировать умение решать задачи на определение поясного времени

2 Определение поясного времени для разных пунктов России.

Практическая работа.Решение задач

7.09


3/3

Как осваивали и изучали территорию России

Комбинированный урок

географические открытия и исследования материка Евразия. Основные этапы географического изучения территории: открытие, освоение земель, составление географических карт, описание, выявление географических закономерностей, преобразование территории.

Знать основные направления освоения и присоединения новых земель, формирование территории России в разных направлениях и на разных этапах. Современная территория РФ. Уметь читать и анализировать карты, показывать по карте субъекты РФ, свой населенный пункт. Основные этапы географического изучения территории: открытие, освоение земель, составление географических карт, описание, выявление географических закономерностей, преобразование территории. Источники географических знаний.
составе области.


Индивидуальный и фронтальный опрос. Работа с картами.

9.09


Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы (35 час)


Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые(6 часа)


4/1

Особенности рельефа России

Комбинированный урок

Главные черты рельефа, горы и равнины.

Сформировать знания о размещении основных тектонических структур на территории России и взаимосвязях тектонического строения и рельефа на территории России


Идивидуальный и фронтальный опрос. Работа с картами.

14.09


5/2

Геологическое строение территории нашей страны

Урок изучения нового материала


Геологическое строение территории нашей страны, абсолютный и относительный возраст горных пород; геохронологическая шкала и таблица; платформа, плита, щит; тектоническая, геологическая карта.

Сформировать представление о геологическом времени, дать представление об основных складчатостях, возникновение гор и равнин с точки зрения теории тектоники литосферных плит читать тектоническую и геологическую карты, геохронологическую таблицу;

выявлять взаимозависимость тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; приводить примеры влияния рельефа на природу и жизнь людей на примере своего края.


Беседа

16.09


6/3

Минеральные ресурсы

Комбинированный урок

Минеральные ресурсы и проблемы их рационального использования, месторождение, открытая разработка, подземная добыча, исчерпаемые ресурсы горные породы осадочные, магматические и метаморфические; платформы и складчатые пояса; молодые и старые горы.
.

Сформировать знания учащихся о закономерностях размещения различных видов полезных ископаемых в зависимости от рельефа и геологической структуры территории и умения описывать эти взаимосвязи


Индивидуальный и фронтальный опрос. Работа с картами.

21.09


7/4

Развитие форм рельефа

Комбинированный урок

Развитие рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов.Рельефообразующие процессы, типы рельефообразующих процессов, неотектонические движения, покровное оледенение. Землетрясения, вулканизм. Деятельность человека.

Сформировать знания о рельефообразующем процессе, типах рельефообразующих процессов, пространственных и временных масштабах их действиях. Уметь показывать на карте и называть районы наиболее интенсивных тектонических движений; называть меры безопасности при стихийных явлениях; давать характеристику рельефа своей местности; объяснять влияние рельефа на формирование природных условий и жизнь населения.


Индивидуальный и фронтальный опрос. Работа с картами.

23.09


8/5

Формирование рельефа и его развитие на территории Красноярского края.

Урок изучения нового материала


Главные черты рельефа, горы и равнины края.Развитие рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов на территории края.

Сформировать знания о рельефообразующем процессе, типах рельефа на территории края. Уметь показывать на карте и называть формы рельефа, давать характеристику рельефа своей местности; объяснять влияние рельефа на формирование природных условий и жизнь населения.


Сообщения

28.09


9/6

Обобщение: Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые

практикум

Платформа, плита, щит; тектоническая, геологическая карта, тектоническая структура

Выявлять взаимозависимость тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; приводить примеры влияния рельефа на природу и жизнь людей

3 Объяснить зависимость расположения крупных форм рельефа и месторождений, полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий

Практическая работа

30.09


Климат и климатические ресурсы (9 часов)


10/1

От чего зависит климат нашей страны

Урок изучения нового материала


Климатообразующие факторы, солнечная радиация, подстилающая поверхность, климатообразующие факторы, влияние морских течений и рельефа на распределение температур и осадков.

Сформировать знания о климатообразующих факторах и их роли в формировании климата на территории России,


Эвристическая беседа с использо-ванием карт атласа

5.10


11/2

Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны

Комбинированный урок

атмосферный фронт, циклон, антициклон, континентальность климата, атмосферное давление; сезонные ветры муссоны; типы воздушных масс, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения.

Сформировать знания об атмосферных фронтах, циклонах и антициклонах и их воздействии на погоду и климат. Сформировать знания о закономерностях распределения основных элементов климата на территории России, приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов,

объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат территории;

4 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, температур, осадков по территории страны.

Индивидуальный и фронтальный опрос

7.10


12/3

Типы климата: арктический и субарктический.

Комбинированный урок

Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны, климатические пояса и области, типы климата.

Сформировать представления о типах климата на территории России и умение описывать климат района и в точке


Индивидуальный и фронтальный опрос. Работа с картами.

12.10


13/4

Типы климата: умеренный.

Комбинированный урок

Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны, климатические пояса и области, типы климата.

Сформировать представления о типах климата на территории России и умение описывать климат района и в точке


Индивидуальный и фронтальный опрос. Работа с картами.

14.10


14/5

Зависимость человека от климатических условий


Комбинированный урок

коэффициент увлажнения, комфортность климата, теплолюбивые, холодостойкие, влаголюбивые и засухоустойчивые сельскохозяйственные культуры., полюс холода. Опасные и неблагоприятные климатические явления.

Сформировать представления о изучении состояния погоды и климата в России, процессе подготовки прогнозов погоды, давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей. приводить примеры влияния климата на жизнь людей.

5 Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны и определение способов адаптации человека к климатическим условиям.

Индивидуальный и фронтальный опрос, Практическая работа

19.10


15/6

Изменение климата

Комбинированный урок

Методы изучения и пргнозирования климата, изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов

Сформировать представления об изменении климата под влиянием естественных и антропогенных факторов, возможных путях решения данной проблемы.


Эвристическая беседа

21.10


16/7

Климат и климатические ресурсы.

Комбинированный урок

агроклиматические ресурсы, агроклиматическая карта.

Сформировать представления о современных изменениях климата, источниках загрязнения и охране атмосферы.


Эвристическая беседа с использо-ванием карт атласа

26.10


17/8

Агроклиматические ресурсы Красноярского края.

Комбинированный урок

агроклиматические ресурсы Красноярского края.

Сформировать представления о агроклиматических ресурсах Красноярского края


Беседа с использо-ванием карт атласа

28.10


18/9

Повторение и обобщение по теме: Климат и климатические ресурсы

Обобщительный

Основные понятия и содержание темы.

Закрепление и обобщение знаний, умений, навыков


Тестирование.

9.11


Внутренние воды и водные ресурсы (10 часов)


19/1

Разнообразие внутренних вод России. Речные системы.

Урок изучения нового материала


Виды вод. Главные речные системы, части рек; питание и режим реки, уклон и падение реки, расход воды и годовой сток, твердый сток, эстуарий. Распределение рек по бассейнам, роль рек и стихийные явления, связанные с реками.

Сформировать знания о внутренних водах России .

Сформировать знания о крупных речных системах. Уметь: показывать реки, России на карте; объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах; приводить примеры использования реки в хозяйственных целях

6 Характеристика реки по картам и климатограммам, её хозяйственное использование.

Эвристическая беседа с использо-ванием карт атласа, практическая работа.

11.11


20/2

Озера России

Комбинированный урок

типы озерных котловин; сточные, бессточные озера;

Сформировать знания о типах озёр на территории России


Индивидуальный и фронтальный опрос. Работа с картами.

16.11


21/3

Ледники и многолетняя мерзлота

Комбинированный урок

Ледники горные и покровные, многолетняя мерзлота.

Сформировать знания о распространении многолетней мерзлоты и ледников на территории России

Индивидуальный и фронтальный опрос. Работа с картами.

18.11


22/4

Искусственные водоёмы на территории России.

Комбинированный урок

Водохранилища, каналы.

Сформировать знания об искусственных водоёмах на территории России.


Индивидуальный и фронтальный опрос. Работа с картами.

23.11


23/5

Подземные воды, болота.

Комбинированный урок

грунтовые и межпластовые воды.

Сформировать знания о подземных водах, типах и механизмах формирования болот


Индивидуальный и фронтальный опрос. Работа с картами.

25.11


24/6

Стихийные явления, связанные с водами.

Урок изучения нового материала


Наводнения, цунами, сели, ливни, снегопады, лавины, наледи, гололёды, оползни.

Сформировать знания о стихийных явлениях, связанных с водами.

Уметь действовать в чрезвычайной ситуации.

№ 7 Закономерности размещения вод суши и их зависимость от режима, характера течения, рельефа и климата.

Презентации и сообщения.

30.11


25/7

Водные ресурсы России

Комбинированный урок

Водные ресурсы, неравномерность распределения, мелиорация, возможность их размещения на территории страны. Пути сохранения качества и объёма водных ресурсов.

Сформировать знания о водных ресурсах России и особенностях их использования

8 Оценивание обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования

Индивидуальный и фронтальный опрос. Работа с картами.

2.12


26/8

Внутренние воды Красноярского края

Урок изучения нового материала

Виды вод. Главные речные системы, озёра, ледники, подземные воды края.

Сформировать знания о внутренних водах края.


Фронтальный опрос. Работа с картами. Презентация.

7.12


27/

Водные ресурсы Красноярского края

Урок изучения нового материала

Водные ресурсы, неравномерность распределения, мелиорация. Пути сохранения качества и объёма водных ресурсов.

Сформировать знания о водных ресурсах края и особенностях их использования


Беседа, просмотр фотографий водных объектов края.

9.12


28/10

Повторение и обобщение: Внутренние воды и водные ресурсы

Урок повторения и обобщения знаний.

Основные понятия и содержание темы.

Закрепление и обобщение знаний, умений, навыков


индивидуальный и фронтальный опрос Тестиро-вание.

14.12


Почва и почвенные ресурсы (4 часа)


29/1

Образование почв и их разнообра­зие.

Урок изучения нового материала


почвы, земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья, почвенный профиль и почвенный горизонт.

Сформировать знания о почве как особом природном теле и факторах почвообразования


Эвристическая беседа с использо-ванием карт атласа

16.12


30/2

Закономерности распространения почв.

Комбинированный урок

В.В. Докучаев, типы почв, свойства, различия в плодородии, зональное размещение почв

Сформировать знания об основных зональных типах почв, особенностях их строения и размещения на территории России



21.12


31/3

Почвенные ресурсы России.

Комбинированный урок

Почвенные ресурсы России, агротехнические мероприятия, мелиорация, рациональное использование и охрана почв

Сформировать знания о изменении свойств почвы в процессе сельскохозяйственного использования. Сформировать представления о почвенно-земельных ресурсах России и их распределении

9 Выявление условий почвообразования основных типов почв и оценка их плодородия.

индивидуальный и фронтальный опрос. Работа с картами.
Практическая работа

23.12


32/4

Особенности почв Красноярского края

Практикум

Типы почв края. Особенности почв Красноярского края

Типы почв края. Особенности почв Красноярского края.



28.12


Растительность и животный мир (6 часа)






№ 10 Знакомство с образцами почв своей местности.

33/1

Растительный и животный мир России

Урок изучения нового материала


Растительный и животный мир России: Видовое разнообразие и факторы его определяющие.

Знать основные виды растительного и животного мира.


Эвристическая беседа с использо-ванием карт атласа

13.01


34/2

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира

Комбинированны

Биологические ресурсы и их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира, заповедник, национальный парк, биосферный заповедник, заказник

Объяснять особенности растительного и животного мира природных зон. Уметь приводить примеры значения растительного и животного мира в жизни людей, называть и показывать по карте наиболее крупные и известные охраняемые территории;объяснять значение сохранения природных объектов и естественных природных комплексов;

№ 10 Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменениях других компонентов природы.

Практическая работа.

18.01


35/3

Растительный и животный мир Красноярского края

Урок изучения нового материала


Растительный и животный мир края: Видовое разнообразие и факторы его определяющие.

Знать основные виды растительного и животного мира.


Презентации.

20.01


36/4

Особо охраняемые природные территории

Урок изучения нового материала

Особо охраняемые природные территории, заповедники края. Красная книга края.

Знать особо охраняемые природные территории Красноярского Края


Презентации

25.01


37/5

Природно-ресурсный потенциал России

Урок изучения нового материала


Природно-ресурсный потенциал России, природная среда, рациональное природопользование, исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы, рекреационные, эстетические ресурсы

Уметь прогнозировать последствия изменений природно-ресурсного потенциала России, выявлять признаки (на основе сопоставления и анализа карт) преобразования природных зон в природно-хозяйственные. приводить примеры разных видов природных ресурсов; объяснять значение природных условий для жизни людей; анализировать рациональность использования природных условий и ресурсов в разных природных зонах России.


Эвристическая беседа с использо-ванием карт атласа

27.01


38/6

Контрольная работа: Особенности природы и природные ресурсы

Учет и оценка знаний, умений и навыков

Основные понятия и содержание темы.

Основные понятия и содержание темы.


Тестирование

1.02


Раздел II. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ (25 часов)


Природное районирование (8часов)


39/1

Разнообразие ПК России. Природное районирование

Урок изучения нового материала


Природный территориальный комплекс, ландшафт, природное районирование, локальный, региональный, глобальный уровень ПТК целостность; ритмичность; круговорот веществ. устойчивость ПК. Физико-географическое районирование. Моря как крупные ПК

Знать: закономерную связь между всеми компонентами природы. Локальный, региональный, глобальный уровень ПТК Человек — неотъемлемая часть ПК. Зональность и азональность природы России, приводить примеры свойств ПК; прогнозировать изменения природного комплекса в результате изменения одного из компонентов природы; приводить примеры влияния свойств ПК на жизнь и хозяйственную деятельность людей;


№ 11 Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.

беседа

3.02


40/2

Моря как крупные ПК

Урок изучения нового материала


Балтийское, Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Черное, Азовское, Каспийское;

Знать: моря – как аквальные природные комплексы; особенности морей, их практическое значение, современное экологическое состояние и проблемы охраны.

Уметь: использовать тематические карты и другие источники географической информации.


индивидуальный и фронтальный опрос. Работа с картами.

8.02


41/3

Учение о природных зонах. Арктика и Субарктика

Урок изучения нового материала


зональность, природно-хозяйственные зоны, редкоочаговое расселение, арктический и субарктический климатический пояс; тундра; лесотундра

Сформировать знания о природной зоне как природном комплексе, размещении которой подчиняется закону зональности. показывать северные природные зоны на карте;

называть характерные особенности природы, виды хозяйственной деятельности населения в данных природных условиях;

объяснять причины формирования природных зон, приводить примеры влияния природы на характер расселения, особенности хозяйственной деятельности, развитие материальной и духовной культуры коренных народов


Сообщения, презентации

10.02


42/4

Зона лесов.

Комбинированный урок

очаговое расселение умеренный климатический пояс; морфологические особенности хвойных пород деревьев; дерново-подзолистые почвы тайги; животный мир тайги, антропогенная природная зона, выборочное земледельческое освоение.

Сформировать знания и описывать по картам природные условия тайги, смешанных и широколиственных лесов;

называть лесообразующие породы деревьев, характерных представителей животного мира;

приводить примеры влияния тайги, смешанных и широколиственных лесов, на жизнь и занятия населения, объяснять особенности расселения людей в зоне тайги, смешанных и широколиственных лесов.



15.02


43/5

Безлесные зоны на юге России.

Комбинированный урок

зона степного земледельческого освоения, умеренно-континентальный и континентальный климат; водная, ветровая эрозии; чернозем, экстенсивное животноводство, оазисное земледелие, резко континентальный и субтропический климат; оазис,

показывать зону степей и лесостепей на карте;

давать характеристику основных природных условий;

объяснять смену зоны лесов зоной лесостепей и степей;

перечислять основные виды хозяйственной деятельности населения;

показывать взаимосвязь природных компонентов в зоне степей или лесостепей;

приводить примеры влияния природных условий на материальную и духовную культуру населения;

объяснять особенности расселения в зоне степей, влияние хозяйственной деятельности на состояние степных и лесостепных ландшафтов, изменение видов деятельности людей по сравнению со степной зоной, особенности расселения.


Сообщения, презентации

17.02


44/6

Высотная поясность

Комбинированный урок

высотная поясность

приводить примеры проявления закона зональности в горах, характерных растений и животных, видов хозяйственной деятельности людей, влияния гор на окружающую природу;

выявлять зависимость расположения зон от географического положения, высоты гор и экспозиции склонов;

оценивать условия жизни в горах, приводить примеры влияния горных условий на жизнь людей.


индивидуальный и фронтальный опрос.

22.02


45/7

Природные зоны Красноярского края

Урок изучения нового материала

Природные зоны Красноярского края.

Знать природные зоны Красноярского края. Давать им характеристику.


презентации

1.03


46/8

Повторение и обобщение: Природное районирование

Учет и оценка знаний, умений и навыков

Основные понятия и содержание темы.

Закрепление и обобщение знаний, умений, навыков

12 Сравнительная характеристика двух природных зон России.

Практическая работа

3.03


Природа регионов России (17 часов)







10.03


47/1

Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение и особен­ности природы

Урок изучения нового материала


Европейская Россия -основа формирования территории Российского государства.

Уметь: определять особенности географического положения, состав и особенности природы


Беседа.Работа с картами.

10.03


48/2

Природные комплексы Русской равнины

Комбинированный урок

Природные комплексы Русской равнины. Специфика природы и ресурсный потенциал.

Знать: взаимосвязь компонентов в природных зонах; природные комплексы Восточно-Европейской равнины.

Уметь: характеризовать природу Русской равнины; природные комплексы


индивидуальный и фронтальный опрос. Работа с картами.

15.03


49/3


Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины.

Семинар

Рациональное использование природных ресурсов, экологические проблемы. Памятники природы.

Знать: антропогенные нагрузки на ландшафты Восточно-Европейской равнины; сущность экологических проблем

Уметь: объяснять комплексную проблему рационального использования природных ресурсов.


выступления учеников, фронтальная беседа

17.03


50/4

Северный Кавказ – самые молодые высокие горы России

Урок изучения нового материала


Географическое положение. Геологическое строение, рельеф. ПИ. Горы: Кавказ, г. Эльбрус, Казбек, г. Дыхтау, г. Базардюзю, Предкавказье, Закавказье, Большой Кавказ, Западный Кавказ, Восточный Кавказ.


Знать: образование Кавказа, современные рельефообразующие процессы, вертикальную поясность Уметь: описывать географическое положение Северного Кавказа


фронтальная беседа, работа с картами.

22.03


51/5

Природные комплексы Северного Кавказа

Практикум

Природные комплексы Северного Кавказа , их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность.

Знать: природу Кавказа; своеобразие региона;

Уметь: описывать природные комплексы Северного Кавказа

13 Характеристика взаимодействия природы и общества на примере Северного Кавказа.

Практическая работа.

24.03


52/6

Урал - «Каменный пояс» земли Русской

Урок изучения нового материала


Географическое положение. Геологическое строение, рельеф. ПИ. Приполярный, Полярный, Северный, Средний, Южный.


Знать: географическое положение и складчато-глыбовой рельеф Урала; особенности климата и внутренних вод; полезные ископаемые.

Уметь: описывать географическое положение Урала



5.05


53/7

Своеобразие природы Урала


Предуралье, Зауралье, Северный, Средний, южный Урал Своеобразие природы Урала

Знать: своеобразие природы Урала, Уметь: самостоятельно объяснять особенности природы региона


фронтальный опрос. Работа с картами.

7.04


54/8

Природные уникумы Урала. Экологические проблемы

Урок изучения нового материала


Природные уникумы, экологические проблемы. Заповедники: Печоро-Илычский, Ильменский.

Знать: природную уникальность Урала; современные экологические проблемы региона; неблагоприятные последствия сверхинтенсивного использования природных ресурсов.

Уметь: искать пути решения экологических проблем


Сообщения, презентации

12.04


55/9

Западно - Сибирская равнина.

Комбинированный урок

Географическое положение. Геологическое строение, рельеф. ПИ. Своеобразие природы. Реки: Иртыш, Обь, Тобол, Таз, Пур.

Сибирские Увалы, Васюганье, горы Алтай.

Знать: географическое положение региона его влияние на формирование природных условий территории; особенности природы Западно-Сибирской равнины

Уметь: работать с различными источниками географической информации


индивидуальный и фронтальный опрос. Работа с картами.

14.04


56/10

Ресурсы Западной Сибири

Комбинированный урок

Минеральные, водные, земельные, климатические, агроклиматические ресурсы, условия освоения ресурсов.

Знать: природные ресурсы Западной Сибири и меры по их охране и восстановлению; проблемы взаимодействия природы и человека.

Уметь: прогнозировать изменение ПТК под влиянием деятельности человека

14 Оценка природных условий и ресурсов Западной Сибири. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека.

индивидуальный и фронтальный опрос. Работа с картами- практическая работа.

19.04


57/11

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. ГП. Состав территории.

Комбинированный урок

Географическое положение. Геологическое строение, рельеф. ПИ. Своеобразие природы. Среднесибирское плоскогорье, котловины: Минусинская, Кузнецкая, Тувинская, Байкальская.

Щиты: Алданский, Анабарский.

Хребты. Реки края.

Знать: особенности географического положения Восточной и Северо-Восточной Сибири как факторе, определяющем природные черты этой территории; причины формирования в Восточной и Северо-Восточной Сибири резко-континентального климата; режим и характер течения рек и их связь с рельефом и климатом Сибири.

Уметь: устанавливать связь геологического строения с рельефом и полезными ископаемыми; определять количественные климатические показатели для различных районов Сибири


Сообщения и презентации

21.04


58/12

Природные районы Восточной Сибири

Комбинированный урок

Природные районы Восточной Сибири.

Знать: особенности природных комплексов Восточной и Северо-Восточной Сибири

Уметь: сравнивать размещение природных зон в Восточной Сибири с размещением аналогичных зон на Западно-Сибирской и Восточно-Европейской равнинах.


индивидуальный и фронтальный опрос. Работа с картами.

26.04


59/13

Пояс гор Южной Сибири.

Комбинированный урок

Горные системы в составе: Пояса гор Южной Сибири, природные ресурсы пояса гор Южной Сибири

Знать: горные система данного региона.природные ресурсы пояса гор Южной Сибири; историю освоения региона и его природные уникумы.



индивидуальный и фронтальный опрос. Работа с картами.

28.04


60/14

Жемчужина Сибири – Байкал

Урок - путешествие

Байкал, Ольхон, Ангара.

Знать: специфические черты природы; наличие видов природных ресурсов; причины возникновения экологических проблем

Уметь: прогнозировать изменение ПТК под влиянием деятельности человека


Сообщения, видеофильм.

3.05


61/15

Природные ресурсы Восточной Сибири.

Комбинированный урок

Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения. ГЭС: Красноярская, Саяно-

Шушенская.

Знать: природные ресурсы Восточной Сибири и гор Южной Сибири; историю освоения региона и его природные уникумы.

Уметь: характеризовать природно-ресурсный потенциал территории.


Беседа. Сообщения

5.05


62/16

Дальний Восток -край контрастов. ГП, состав территории. История освоения

Комбинированный урок

Географическое положение. Геологическое строение, рельеф. ПИ. Своеобразие природы. Моря: Берингово, Охотское, Японское, Чукотское.

Заливы: Анадырский, Шелихова, Петра Великого, Пенжинская губа.

О-ва: Врангеля, Ратманова, Командорские, Курильские, Сахалин,

Знать: географическое положение Дальнего Востока, его влияние на своеобразие природных условий; состав территории, историю освоения

Уметь: описывать географическое положение


индивидуальный и фронтальный опрос. Работа с картами.

10.05


63/17

Природные комплексы и природные ресурсы Дальнего Востока.

Комбинированный урок

Чукотка, Камчатка.

Вулканы: Ключевская Сопка, Корякская Сопка, Сахалин, Долина Гейзеров, оз. Ханка.


Сформировать знания о природных ресурсах Дальнего Востока

Знать: геологическое строение территории и его отражение в современном рельефе; горы Камчатки и Курильских островов, причины современной сейсмической активности района. Муссонный климат, реки, озёра.

Уметь: устанавливать закономерности магматических и осадочных полезных ископаемых на территории Дальнего Востока; характеризовать климат Дальнего Востока с помощью климатической карты и устанавливать его влияние на питание рек.


сообщения

12.05


64/19

Повторение и обобщение: Природа регионов России

Обобщительный

Основные понятия и содержание темы.

Закрепление и обобщение знаний, умений, навыков


индивидуальный и фронтальный опрос. Работа с картами

17.05


Раздел III. Человек и природа (3 часа)


65/1

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

Комбинированный урок

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Экстремальные условия жизни. Стихийные природные явления.

Сформировать знания о роли природных условий в жизни и деятельности человека

№15 Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России.

Эвристическая беседа с использо-ванием карт атласа

19.05


66/2

Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование

Комбинированный урок

Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Природная среда, загрязнение, мониторинг, географический прогноз.

Знать: основные аспекты влияния человека на природу; рациональное природопользование.

Уметь: анализировать логико-структурные схемы

Сформировать знания о рациональном использовании природных богатств России

16 Составление карты «Природные уникумы России»

Эвристическая беседа с использо-ванием карт атласа, практическая работа.

24.05


67/3

Экологическая ситуация в России

Комбинированный урок

Экология, Экологическая ситуация, геоэкологический потенциал. Экология Красноярского края.

Выявить и сформулировать экологические проблемы России, уметь предложить свои пути разрешения этих проблем, развивать умение доказательно высказывать свое мнение.

№ 17 Характеристика экологического состояния одного из регионов России.

индивидуальный и фронтальный опрос, практическая работа.

26.05


68/1

Годовая контрольная работа: География России. Природа

Учет и оценка знаний, умений и навыков

Основные понятия и содержание темы.

Основные понятия и содержание темы.


Тестирование

31.05

























Контрольно-измерительные материалы:

1. Контрольная работа: Особенности природы и природные ресурсы . 1 вариант

1. Общий уклон территории России на: а) север б) запад в) восток

2. Крупнейший действующий вулкан России: а) Ключевская сопка б) Казбек в) Кроноцкая Сопка г) Шивелуч

3. Самые высокие горы России: а) Алтай б) Кавказ в) Саяны г) Альпы

4. Устойчивые участки земной коры называются: а) платформы б) складчатые области в) щиты г) плиты

5. Какая горная система России имеет наибольшую протяженность?А)Кавказ б)Сихотэ-Алинь в)Урал

6. Вихревое движение воздуха с высоким давлением в центре называют

а) атмосферным фронтом б) антициклоном

в) трансформацией г) циклоном

7. Резко континентальный климат действует над территорией

а) Урала б) Восточной Сибири

в) побережья Тихого Океана г) Кавказа

8.Среди четырех факторов почвообразования определите ведущий:

а) режим увлажнения б) температура воздуха в) особенность рельефа г) живые организмы

9.Континентальный климат распространен над территорией

а) Урал б) Западной Сибири

в) Камчатки г) Кавказа

10. Назовите район России, где зарегистрирована самая низкая зимняя температура.

А. Якутск; б. Оймякон; в. о-ва Северная Земля; г. п-ов Таймыр.

11. Свойства климата, обеспечивающие сельскохозяйственное производство – это:

А.солнечная радиация; б. трансформация; в. агроклиматические ресурсы; г. увлажнение.

12. В нашей стране преобладают реки:

а) с весенним половодьем б) с летним половодьем в) с паводочным режимом.

13. Горной рекой является река

а) Урал; б) Печора; в) Ока; г) Терек.

14. На режим рек наибольшее влияние оказывает:

а) рельеф; б) климат; в) растительность.

15. В каких районах России получили распространение солончаки?

а) на Камчатке б) в Прикаспийской низменности в) на Южном Урале г) в Карелии

16. Установите соответствие:

Происхождение котловины Озёра

А. Тектоническое 1. Байкал

Б. Карстовое 2. Кроноцкое

В. Ледниковое 3. Онежское

Г. Вулканическое 4. Ладожское

17. Прочитайте текст и определите тип климата и территорию, для которой он характерен.

« Сюда часто проникает морской воздух с Атлантики. Зима мягкая с чистыми оттепелями. Лето теплое. Годовое количество осадков 600-700 мм».

А.Муссонный 1. Восточно - Европейская Равнина

Б. Континентальный 2. Западно-Сибирская Равнина

В. Резко континентальный 3. Восточная Сибирь

Г.Умеренно-континентальный 4. Дальний Восток

18. Установите соответствие между природной зоной и преобладающим типом почвы


Природная зона Преобладающий тип почвы

1) степи А) дерново-подзолистые

2) широколиственные леса Б) серые лесные

3) тайга В) каштановые

Г) подзолистые


19. Почему зима в Западной Сибири более холоднее, чем на Восточно-Европейской равнине? Укажите не менее двух причин.



20

21. Плодородие почвы зависит от наличия в почве:

А) влаги; Б) минеральных солей; В) воздуха; Г) гумуса.



1. Контрольная работа: Особенности природы и природные ресурсы. 2 вариант

1. В рельефе России: а) преобладают горы б) преобладают равнины

2. Наиболее возвышенной частью России является: а) европейская б) азиатская

3. К востоку от Енисея территория: а) опущена б) приподнята

4. Крупнейшая низменность России – это: а) Прикаспийская б) Северо-Сибирская в) Западно - Сибирская

5. На границах современных литосферных плит сформировались ...

А) горы Камчатки и Корякское нагорье б)Тиманский кряж и Урал в)Урал и горы Таймыра

6. Укажите ведущий климатообразующий фактор.

А) подстилающая поверхность Б) солнечная радиация

В) морские течения Г) близость или удалённость океана

7. Вихревое движение воздуха с низким давлением в центре называют

А) атмосферным фронтом Б) антициклоном

В) трансформацией Г) циклоном

8. Муссонный климат действует над территорией

А) Урала Б)побережья Северного Ледовитого океана В)побережья Тихого океана г)Кавказ

9. При движении с запада на восток количество солнечной радиации:

А. увеличивается; б. уменьшается; в. не меняется.

10. Какой тип климата отличается большой амплитудой t и малым количеством осадков?

А. умеренно-континентальный; б. континентальный; в. резко континентальный; г. муссонный

11. Внезапный подъем уровня воды в реке:

а) паводок; б) половодье; в) наводнение.

12. Объем воды, который протекает в русле реки за год, называется:

а) твердый сток; б) годовой сток; в) расход воды.

13. Самая многоводная река России:

а) Лена; б) Волга; в) Енисей; г) Амур.

14. Большинство рек России имеют питание:

А) дождевое; Б) ледниковое; В) снеговое; Г) смешанное.

15. Назовите главных естественных врагов почв:

А)Переувлажнение б)водная и ветровая эрозия г)перевыпас скота д) обильные снегопады

16. Установите соответствие между реками России и их притоками.

Река Приток

1) Обь А) Вилюй

2) Енисей Б) Аргунь

3) Лена В) Иртыш

Г) Ангара


17. Установите соответствие:

Бассейн океана Река

А. Северный Ледовитый 1. Обь

Б. Тихий 2. Ангара

В. Атлантический 3. Нева

Г. Внутренний сток 4. Печора

5. Дон

6.Волга

7. Установите соответствие между формой рельефа и основным фактором её образова-

ния.

Форма рельефа Основной фактор рельефообразования

1) овраг А) ледник

2) бархан Б) ветер

3) моренный холм В) текучие воды

Г) деятельность моря

11. Прочитайте текст и определите тип климата и территорию, для которой он характерен.

« Холодные воздушные массы господствуют в течение всего года.

Во время полярной ночи температура может опуститься до -50 °С, а в полярный день воздух прогревается до +4 °С. Осадки в основном выпадают в виде снега».


9

Установите соответствие между территорией и типом климата, который для неё характерен.

Территория Тип климата

1) Западная Сибирь А) умеренно континентальный

2) Русская равнина Б) континентальный

3) Восточная Сибирь В) муссонный

Г) резко континентальный


18. Большинство рек России имеют питание:

А) дождевое; Б) ледниковое; В) снеговое; Г) смешанное.

19. Какие почвы образуются в степях?

А)подзолистые б)черноземы в) бурые г) серые

20

21. Основатель науки о почвах:

А) М.В. Ломоносов; Б) В.В. Докучаев; В) В.А. Обручев.


1.Почему территория Западной Сибири сильно заболочена? Укажите не менее двух причин.

Укажите причины образования болот. Сделайте вывод о том, какие компоненты природы играют в этом процессе ведущую роль.



Итоговая контрольная работа 1 вариант

Часть 1. 1.Какое утверждение о географическом положении России является верным?

1)Россия граничит с Грузией, Арменией и Азербайджаном.

2)Крайняя северная материковая точка России – мыс Челюскин.

3)Россия омывается водами всех океанов.

4)Самую протяженную сухопутную границу Россия имеет с Китаем.

2.Какое утверждение о рельефе России является верным?

1)Равнины занимают не более 1/3 территории России.

2)Территория России имеет общий уклон к побережью Северного Ледовитого океана.

3)Наивысшей точкой страны является гора Казбек на Кавказе.

4)Минимальная отметка (-28м) находится на побережье Балтийского моря.

3)Осадочной породой является

1)мрамор 2)известняк 3)гранит 4)базальт

4.Какие из перечисленных горных систем относятся к наиболее молодым?

1)Сихотэ-Алинь 2)Верхоянский хребет 3)Алтай 4)Кавказ

5. Амур, Бурея, Зея относятся к рекам с:

1. весенним половодьем, 3. летним половодьем,

2. поводочным режимом, 4. равномерным стоком.

6.Моренный рельеф образовался в результате деятельности

1)ветра 2)текучих вод 3)ледника 4)человека

7.Как изменяется количество солнечной радиации, получаемое территорией при движении с юга на север?

1)увеличивается 2)не изменяется 3)уменьшается

8.Летом при циклоне наблюдаются

1)атмосферные осадки 2)штиль 3)ясная погода 4)значительное потепление

9.Какое утверждение о реках России является верным?

1)Реки с весенним половодьем имеют преимущественно снеговое питание.

2)Для рек муссонного климата характерен постоянный уровень воды.

10.Река Дон впадает

1)в озеро Байкал 2)в Тихий океан 3)в Атлантический океан 4)Каспийское море

11.К какому типу по происхождению относится котловина Онежского озера?

1)ледниковое 2)карстовое 3)ледниково-тектоническое 4)тектоническое

12.Какой тип почв характерен для природной зоны тайги?

1)черноземы 2)каштановые 3)серые лесные 4)подзолистые

13.Какое животное обитает в зоне арктической пустыни?

1)белый медведь 2)горностай 3)сайгак 4)лемминг

14.Какое растение характерно для тундры?

1)кедр 2)морошка 3)ковыль 4)полынь

15.Процесс разрушения почвы водой и ветром называется:

1. Агротехникой 3. Мелиорацией

2. Эрозией 4. Рекультивацией

16.какой тип климата отличается большой амплитудой колебания температур?

1. умеренно-континентальный, 3. континентальный,

2. резко-континентальный, 4. муссонный.

Часть 2. 1.Самолет вылетел из Магадана (10 часовой пояс) в Москву в 21 час. Из Магадана до Москвы лететь 10 часов. Сколько времени будет вМоскве, когда самолет приземлится?

2. Летом в Центральной России установилась прохладная дождливая погода. Укажите, вторжением, каких воздушных масс это может быть обусловлено:

А. морской арктический воздух; Б. континентальный воздух умеренных широт;

В. морской воздух умеренных широт; Г. морской тропический воздух

3.Установите соответствие между областью умеренного климатического пояса и территорий.

Климатическая область Территория

1)резко-континентальный А) полуостров Камчатка

2)муссонный Б) Среднесибирское плоскогорье

3)континентальный В) Западно-Сибирская равнина

4)умеренно-континентальный Г) Восточно-Европейская равнина

4.Определите тип климата России.

Зима очень холодная, с температурой воздуха -24 -40, ясная, малоснежная. Лето достаточно теплое, с температурами +20 +30. и солнечное. Осадков менее 500мм.

5.Какие из перечисленных озер России являются солеными?

1)Байкал 2)Таймыр 3)Эльтон 4)Чудское 5)Баскунчак

6. Какие из перечисленных природных зон не встречаются на территории России.

1)арктические пустыни 2)тайга 3)влажные экваториальные леса 4)полупустыни 5)саванны и редколесья 6)зона тропических пустынь

7. Определите природную зону России.

Она расположена в южных районах нашей страны. Отрицательные температуры редко опускаются ниже -8. Осадков выпадает мало. Почвы песчаные, часто встречаются солончаки, поэтому видовой состав растительного покрова не богатый.

Часть 3. 1.Почему территория Западной Сибири сильно заболочена? Укажите не менее двух причин.

2. Почему влияние влажных воздушных масс с Атлантики прослеживается до Средней Сибири, а влияние воздушных масс с Тихого океана – только в узкой прибрежной полосе. Укажите не менее двух причин.


Итоговая контрольная работа 2 вариант

Часть 1. 1. Какое утверждение о географическом положении России является верным?

1)Россия граничит с Германией, Польшей, Литвой. 3)Крайняя восточная материковая точка России – мыс Дежнева.

2)Россия омывается водами четырех океанов. 4)Самую протяженную сухопутную границу Россия имеет с Монголией.

2. Какое утверждение о рельефе России является верным?

1)средние высоты Западно-Сибирской равнины превышают 500 м.

2)В поясе гор Южной Сибири имеются действующие вулканы.

3)Высшей точкой территории страны является гора Эльбрус.

4)Самой высокой вершиной Уральских гор является гора Белуха.

3. Магматической горной породой является

1)гранит 2)мрамор 3)известняк 4)фосфорит

4.Какие из перечисленных горных систем относятся к наиболее древним?

1)Алтай 2)Кавказ 3)Сихотэ-Алинь 4)Верхоянский хребет

5.На древних платформах расположены равнины

1)Среднесибирское плоскогорье и Западно-Сибирская равнина

2)Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины 3)Восточно-Европейская равнина и Среднесибирское плоскогорье

6.Антропогенное воздействие на природу-это действие:

1)ветра 2)текучих вод 3)ледника 4)человека

7.Климат России формируется в основном под действием

1)муссонов 2)пассатов 3)бризов 4)западных ветров

8.Зимой при антициклоне наблюдаются

1)атмосферные осадки 2)кучевые облака 3)ясная погода 4)значительное потепление

9.Какое утверждение о реках России является верным?

1)Большую роль в питании рек России имеет подземное питание.

2)К рекам с ледниковым типом питания относятся реки высокогорных районов Кавказа.

10.Определи, какая река относится к бассейну Северно-Ледовитого океана.

1)Нева 2)Амур 3)Печора 4)Урал

11.К какому типу по происхождению относится котловина Ладожского озера?

1)ледниковое 2)карстовое 3)ледниково-тектоническое 4)тектоническое

12.Какой тип почв характерен для природной зоны полупустыни?

1)черноземы 2)дерново-подзолистые 3)каштановые 4)подзолистые

13.Какое животное обитает в зоне тундры?

1)белый медведь 2)горностай 3)сайгак 4)лемминг

14.Какое растение характерно для степи ?

1)кедр 2)морошка 3)ковыль 4)полынь

15. Участок древней платформы, где кристаллический фундамент выходит на поверхность земли это –

1. Щит, 2. Горст, 3. Грабен, 4. Морена

16. Русский землепроходец, открывший морской путь между Евразией и Америкой?

1. Атласов. 2. Беринг. 3. Челюскин. 4. Дежнёв.

Часть 2. 1. Самолет вылетел из Новосибирска (5-й часовой пояс) в 11 часов и находился в полете 5 часов. Сколько времени будет в Москве, когда самолет приземлится?

2. Оцените, какой из природных районов практически полностью расположен в зоне распространения многолетней мерзлоты

1. Восточно-Европейская равнина; 3. Урал;

2. Западная Сибирь; 4. Средняя и Северо-Восточная Сибирь

3. Установите соответствие между областью умеренного климатического пояса и территорий.

Климатическая область Территория

1)резко-континентальный А) остров Сахалин

2)муссонный Б) Среднесибирское плоскогорье

3)континентальный В) Зауралье (до реки Енисей)

4)умеренно-континентальный Г) Смоленско-Московская возвышенность

4. Определите тип климата России.

Для него характерно преобладание в течение всего года воздушных масс Атлантического океана и усиление меридиональной циркуляции, при которой арктический воздух далеко продвигается на юг, а континентальный тропический воздух проникает на север до лесной зоны. Средние температуры января -15. Средние температуры июля +15 +20. Осадков много в течении всего года.

5. Какие из перечисленных природных зон встречаются на территории России.

1)арктические пустыни 2)тайга 3)влажные экваториальные леса 4)полупустыни 5)саванны и редколесья 6)зона тропических пустынь

6. При движении с запада на восток количество солнечной радиации:

А. увеличивается; б. уменьшается; в. не меняется.

7. Определите природную зону России.

Она расположена в высоких широтах. Положительные температуры держатся один-два месяца в году и не превышают +2. Осадков выпадает мало. Так как почвы промерзлые, то растительный покров не богатый.

Часть 3. 1. Какой климат характерен для Дальнего Востока? Объясните причину появления такого климата.

2. Дальний Восток и юг России заняты горными сооружениями. Укажите, почему современные вулканические процессы активно проявляются лишь на Дальнем Востоке. Укажите не менее двух причин.


РЕЛЬЕФ РФ 1 вариант

1. Дополните предложения, выбирая необходимые слова (севере, юге, западе, востоке):

Основная часть гор сосредоточена на …………… и ……………… России.

2. Современный период геологической истории относится к … складчатости:

а) каледонской б) герцинской в) мезозойской г) альпийской

3. Основными закономерностями в рельефе России являются:

  1. однородный рельеф и повышение относительных высот к северу

  2. разнообразный рельеф и повышение относительных высот к югу

  3. разнообразный рельеф и повышение относительных высот к центру

  4. разнообразный рельеф и повышение относительных высот к северу

4. Докембрий включает в себя: а) палеозой и мезозой, б) протерозой и палеозой,

в) архей и протерозой, г) мезозой и кайнозой

5. Самая высокая горная вершина Алтая:

а) Шхара б) Победа в) Белуха г) Мунку-Сардык

6. Устойчивый, относительно выровненный участок Земли, которому в рельефе соответствуют равнины и осадочные полезные ископаемые, называют: а) щитом б) платформой в) складчатой областью г) краевым прогибом

7. Выберите самый высокий из действующих вулканов России:

а) Эльбрус б) Казбек в) Ключевая Сопка г) Кроноцкая Сопка

8. Определите горы по описанию. Протянулись вдоль побережья реки Лены в её нижнем течении. Образовались в мезозойскую складчатость. Самая высокая вер­шина имеет высоту 2389 м. а) Яблоновый хребет б) Верхоянский хребет

в) Алданское нагорье г) Становое нагорье

9. В России горы отсутствуют на:

а) западе б) востоке в) севере г) юге

10. К молодым горам относится:

а) Алтай б) Урал в) Саяны г) Срединный хребет

11. Горы Алтай, Саяны, хребты Прибайкалья и Забайкалья, а также Становой хребет, Витимское плоскогорье, Становое, Патомское и Алданское нагорья расположены:

а)    к востоку от реки Лены б)   вдоль Тихоокеанского побережья

в) в пределах Среднесибирского плоскогорья г) на юге азиатской части России

12. Крупнейшие равнины России Восточно-Европейская и Западно-Сибирская разделены: а) Среднесибирским плоскогорьем б) Срединным хребтом

в) Уральскими горами г) самыми высокими горами России — Кавказом

13. Самыми молодыми горами России являются: а) горы Камчатки и Курильских о-вов б) Уральские в) Кавказ г) Саяны и Алтай

14. В какой последовательности геологические эры сменяли друг друга в истории формирования и развития Земли?

A.   Кайнозойская — мезозойская — палеозойская — протерозойская — архейская
Б.   Архейская — палеозойская — протерозойская — мезозойская — кайнозойская
B.    Палеозойская — мезозойская — кайнозойская — архейская — протерозойская
Г.   Архейская — протерозойская — палеозойская—мезозойская — кайнозойская

15. Высшая точка России расположена в пределах:

а) Кавказа б) Тянь-Шаня в) Памира г) Алтая



Тесты по теме « Климат и климатические ресурсы» 1 вариант

1.Укажите ведущий климатообразующий фактор.

А) подстилающая поверхность Б) солнечная радиация

В) морские течения Г) близость или удалённость океана

2.Солнечная радиация это

А) температура воздуха Б) излучение солнцем тепла и света В) тепло, поступающее на Землю

3. Вихревое движение воздуха с низким давлением в центре называют

А) атмосферным фронтом Б) антициклоном

В) трансформацией Г) циклоном

4. Муссонный климат действует над территорией

А) Урала Б) побережья северного Ледовитого океана

В) побережья Тихого океана Г) Кавказа

5. Прочитайте текст и определите тип климата и территорию, для которой он характерен.

« Холодные воздушные массы господствуют в течение всего года.

Во время полярной ночи температура может опуститься до -50 °С, а в полярный день воздух прогревается до +4 °С. Осадки в основном выпадают в виде снега».

6.Суммарная радиация это

а) температура воздуха б) излучение солнцем тепла и света в) тепло, поступающее на Землю

г) общее количество солнечной энергии, достигающее поверхности земли

7. Вихревое движение воздуха с высоким давлением в центре называют

а) атмосферным фронтом б) антициклоном

в) трансформацией г) циклоном

8. Резко континентальный климат действует над территорией

а) Урала б) Восточной Сибири

в) побережья Тихого Океана г) Кавказа

9. Прочитайте текст и определите тип климата и территорию, для которой он характерен.

« Сюда часто проникает морской воздух с Атлантики. Зима мягкая с чистыми оттепелями. Лето теплое. Годовое количество осадков 600-700 мм».

10. Изменений свойств воздушных масс под влиянием подстилающей поверхности называют

а) атмосферным фронтом б) антициклоном

в) трансформацией г) циклоном

11.Континентальный климат распространен над территорией

а) Урал б) Западной Сибири

в) Камчатки г) Кавказа

12. Прочитайте текст и определите тип климата и территорию, для которой он характерен.

«Морской воздух умеренных широт приходит лишь летом. Зимой с материка дуют холодные ветры. Во второй половине лета идут сильные дожди. Обильные дожди приводят к наводнениям. Коэффициент увлажнения избыточный»

13. Полоса, разделяющая две воздушные массы с разными физическими свойствами-это

а) атмосферный фронт б) антициклон

в) трансформация г) циклон

14. Дальний Восток находится под влиянием океанов

а) Атлантического и Северного Ледовитого б) Тихого и Северного Ледовитого

в) Индийского и Атлантического г) Тихого и Атлантического

15.Антарктический климат распространен над территорией

а) Урала б) Русской равнины в) Новой Земли г) Кавказа

16. Прочитайте текст и определите тип климата и территорию, для которой он характерен.

« Лето очень жаркое. Зима холодная с частыми сильными ветрами. Количество осадков в 10-25 раз меньше испаряемости. Характерны резкие суточные колебания температуры воздуха и почвы».

17. В России больше всего заселены районы с

а) континентальным климатом

б) резко континентальным климатом

в) умеренно континентальным климатом

г) морским климатом






Тест по теме « Климат и климатические ресурсы» 2 вариант


1.Назовите район России, где зарегистрирована самая низкая зимняя температура.

А. Якутск; б. Оймякон; в. о-ва Северная Земля; г. п-ов Таймыр.

2. Самое высокое увлажнение характерно для:

А. тайги; б. смешанных лесов; в. степей; г. полупустынь.

3. На большей части России господствует воздушная масса:

А. арктическая; б. умеренная; в. тропическая; г. экваториальная.

4. Основные районы действия летних циклонов:

А. Восточная Сибирь; б. Дальний Восток; в. запад Русской равнины; г. арктическое побережье.

5. Какой тип климата формируется под действием одной воздушной массы с преобладанием ветров с Атлантики?

А. умеренно-континентальный; б. континентальный; в. резко континентальный; г. муссонный.

6. При мощных циклонах могут возникнуть:

А. ураганы; б. ураганы и засухи; в. ураганы, засухи, суховеи.

7. Концентрация в воздухе загрязняющих веществ ВЫШЕ при погоде:

А. циклональной; б. антициклональной; в. любой погоде.

8. При движении с запада на восток количество солнечной радиации:

А. увеличивается; б. уменьшается; в. не меняется.

9. Расставьте в нужном порядке движение воздуха в тёплом фронте.

А. конденсация влаги; б. тёплый воздух поднимается над холодным; в. потепление, затяжные дожди; г. вторжение тёплого воздуха.

10. Изменение свойств воздушных масс при перемещении под влиянием подстилающей поверхности – это:

А. атмосферный фронт; б. циклон; в. трансформация; г. коэффициент увлажнения.

11.Назовите район России, где наблюдается самое жаркое лето.

А. Сочи; б. Волгоград; в. полупустыни Прикаспия; г. пустыни Средней Азии.

12. Самый низкий коэффициент увлажнения характерен для:

А. тайги; б. смешанных лесов; в. степей; г. полупустынь.

13. Общее количество солнечной энергии, достигающее поверхности Земли – это:

А. солнечная радиация; б. суммарная радиация; в. поглощённая радиация; г. радиационный баланс.

14. Какой тип климата отличается большой амплитудой t и малым количеством осадков?

А. умеренно-континентальный; б. континентальный; в. резко континентальный; г. муссонный.

15. К атмосферным явлениям относятся:

А. засухи, суховеи, ураганы, туман; Б.сели, обвалы, оползни, ливни;

В. землетрясения, вулканы, цунами.

16. При устойчивом антициклоне могут возникать могут возникать:

А. засухи; б. засухи и суховеи; в. засухи, суховеи, наводнения.

17. При движении с юга на север увлажнение изменяется:___________




Тест по теме «Внутренние воды и водные ресурсы» 1 вариант

А1.Главная река со всеми ее притоками – …

1.Речная система

2.Режим реки

3.Бассейн реки

4.Речная долина

А2.Отношение падения реки к длине реки – …

1.Уклон реки

2. Режим реки

3. Водораздел

4.Абсолютная высота

А3. Горной рекой является …

1.Урал

2.Печора

3.Терек

4.Кама

А4.Наиболее низкий уровень воды в реке - …

1.Половодье

2.Наводнение.

3.Паводок

4.Межень

А5.Внезапный подъем уровня воды в реке - …

1.Половодье

2.Наводнение.

3.Паводок

4.Межень

А6. Наводнения чаще бывают на реках, текущих с …

1.С севера на юг

2.С юга на север

3.С запад на восток

4.С востока на запад

В1. Какие особенности речной сети России ввязаны с климатом? Назовите не менее 2х особенностей


С1. Определите падение и уклон реки Амур:

Исток (высота) 1000 м

Устье (высота) 200 м

Длина – 4 444 км

С2. Почему европейская часть России, несмотря на большое количество осадков, беднее внутренними водами по сравнению с азиатской?




Тест по теме «Внутренние воды и водные ресурсы» 2 вариант

А1.Превышение истока над устьем – …

1.Уклон реки

2.Падение реки

3.Водораздел

4.Абсолютная высота

А2.На режим реки наибольшее влияние оказывает:

1.Климат

2.Растительность

3.Рельеф

4.Геологическое строение

А3.Причинами половодья являются …

1.Ливневые осадки

2.Таяние снегов и ледников

3.Северные ветры

4.Смерчи

А4. Объем воды, который протекает в русле реки за год - …

1.Твердый сток

2.Расход воды

3.Годовой сток

4.Режим реки

А5.Площадь суши, с которой река со своими притоками собирает воду…

1.Речная система

2.Режим реки

3.Бассейн реки

4.Речная долина

А6. Большинство рек России имеют питание:

1.Дождевое

2.Снеговое

3.Подземное

4.Смешанное

В1 Какие особенности речной сети России ввязаны с рельефом? Назовите не менее 2х особенностей

С1. Определите падение и уклон реки Терек:

Высота истока 3000 м

Высота устья 0 м

Длина – 480 км

С2. Почему у реки Амур нет весеннего половодья?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!