Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15»
городского округа город Салават Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ |
Директор МБОУ «СОШ №15» |
г. Салавата |
| А.И.Васильев |
Адаптированная рабочая программа
учебного предмета
«Математика»
уровень образования: начальное общее образование
срок реализации: 2016-2020 уч. г.
Составитель:
Маврина Елена Ивановна,
учитель начальных классов
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей нач. классов от «____»________2016 г. №____ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ____________ /Г.В. Канарова/ «____»_____________2016 г. |
Салават
2016
I Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к результатам освоения слабовидящими обучающимися АООП НОО (личностным, метапредметным, предметным) полностью соответствуют требованиям к результатам, представленным в ФГОС НОО.
В требования к планируемым результатам освоения АООП НОО включаются требования к результатам освоения слабовидящими обучающимися программы коррекционной работы.
Результатами освоения слабовидящими обучающимися программы коррекционной работы выступают:
овладение эффективными компенсаторными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;
овладение умением осуществлять учебно-познавательную деятельность с учетом имеющихся противопоказаний и ограничений;
повышение возможностей в пространственной и социально-бытовой ориентировке: совершенствование навыков ориентировки в микропространстве и формирование умений в ориентировке в макропространстве;
умение использовать в ориентировочной деятельности все анализаторы, средства оптической коррекции и тифлотехнические средства;
умение использовать освоенные ориентировочные умения и навыки в новых (нестандартных) ситуациях; умение адекватно оценивать свои зрительные возможности и учитывать их в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни;
умение обращаться за помощью при внезапно возникших затруднениях; развитие элементарных навыков самообслуживания;
развитие межличностной системы координат «слабовидящий -нормально видящий»: развитие навыков сотрудничества с нормально видящими взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; овладение вербальными и невербальными средствами общения; повышение стремления к расширению контактов со сверстниками;
развитие умения использовать в процессе межличностной коммуникации все анализаторы; развитие умения четко излагать свои мысли; развитие сопереживания, эмоциональной отзывчивости; развитие самоконтроля и саморегуляции в процессе общения;
повышение дифференциации и осмысления картины мира, в том числе: обогащение чувственного опыта познания и деятельности; расширение предметных (конкретных и обобщенных), пространственных, социальных представлений; расширение круга предметно-практических умений и навыков; готовность к построению целостной и дифференцированной картины происходящего; формирование умений пользоваться оптическими, тифлотехническими и техническими средствами в учебной деятельности и повседневной жизни; повышение познавательной и социальной активности; повышение самостоятельности в учебной деятельности и повседневной жизни;
повышение способности к дифференцировке и осмыслению социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей: развитие интереса к представителям ближайшего окружения; расширение представлений о различных представителях широкого социума; развитие внимания к состоянию, настроению, самочувствию окружающих; развитие дифференциации собственных эмоциональных реакций и понимание эмоциональных проявлений окружающих; расширение представлений о принятых в обществе правилах, нормах, ценностях; обогащение и расширение социального опыта.
Результаты освоения слабовидящим обучающимся программы коррекционной работы проявляются в следующих достижениях:
использует все анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;
сформировал основные навыки ориентировки в микропространстве; овладел основными навыками ориентировки в макропространстве;
имеет адекватные (в соответствии с возрастом) предметные (конкретные и обобщенные), пространственные, социальные представления;
проявляет познавательный интерес, познавательную активность;
имеет представления (соответствующие возрасту) о современных оптических, тифлотехнических и технических средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и активно их использует;
проявляет стремление к самостоятельности и независимости от окружающих (в учебных и бытовых ситуациях);
умеет адекватно использовать речевые и неречевые средства общения;
способен к проявлению социальной активности;
способен к соучастию, сопереживанию, эмоциональной отзывчивости;
способен проявлять настойчивость в достижении цели;
способен к самоконтролю и саморегуляции (в соответствии с возрастом);
знает и учитывает в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни имеющиеся противопоказания и ограничения.
Адаптированная рабочая программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
1 класс
Личностные:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения;
- делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные:
- готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
- способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- познавательный интерес к математической науке;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернет;
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
-читать и пересказывать текст, находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные:
- знать названия и обозначения действий сложения и вычитания, таблицу сложения чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания;
- уметь оценивать количество предметов числом и проверять сделанные оценки подсчетом в пределах 20;
-вести счет, как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 20;
- записывать и сравнивать числа в пределах 20;
- находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 20 (без скобок);
- решать задачи в 1-2 действия, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного;
- проводить измерение длины отрезка и длины ломаной;
- строить отрезок заданной длины;
- вычислять длину ломаной.
2 класс
Личностные:
- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
- учиться планировать учебную деятельность на уроке;
- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;
- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
- делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу на уроке и в жизни;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметные:
- использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100;
- использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения однозначных чисел и соответствующих им случаев вычитания в пределах 20;
- использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления;
- осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
- использовать в речи названия единиц измерения длины, объёма: метр, дециметр, сантиметр, килограмм;
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
- осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100;
- решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и простые задачи:
а) раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
б) использующие понятия «увеличить в (на)...», «уменьшить в (на)...»;
в) на разностное и кратное сравнение;
- измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
- узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
- находить периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника).
3 класс
Личностные:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру;
— целостное восприятие окружающего мира;
— развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
— рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими;
— навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
— установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные:
— способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления;
— овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера;
— умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
— способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
— использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
— использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
— готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
— овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика»;
— овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
— умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные:
— использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
— овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов;
— приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
— умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
— приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
4 класс
Личностные:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру;
— целостное восприятие окружающего мира;
— развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
— рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими;
— навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
— установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные:
— способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления;
— овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера;
— умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
— способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
— использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
— использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
— готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
— овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика»;
— овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
— умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные:
— использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также дляоценки их количественных и пространственных отношений;
— овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов;
— приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
— умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
— приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
II Содержание учебного предмета
1 класс
Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления (8 ч).
-Сравнение предметов по размеру (больше—меньше, выше—ниже, длиннее—короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.).
-Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, между; рядом.
-Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.
-Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
-Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на....
Числа от 1 до 10 и число 0.
Нумерация(28 ч).
-Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет предметов. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.
-Число 0. Его получение и обозначение.
-Сравнение чисел.
-Равенство, неравенство. Знаки «», «
-Состав чисел 2, 3,4, 5. Монеты в 1 р., 2р., 5 р.
-Точка, Линии: кривая, прямая, отрезок, ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр.
-Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание (на основе счета предметов).
Сложение и вычитание (54 ч).
-Конкретный смысл и названия действий. Знаки «+», «-», «=».
-Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражений в 1—2 действия без скобок.
- Переместительное свойство суммы.
-Приемы вычислений: при сложении (прибавление числа по частям, перестановка чисел); при вычитании (вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения).
-Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания.
-Сложение и вычитание с числом 0.
-Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.
Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание.
Числа от 1 до 20.
Нумерация (12ч).
-Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20.
-Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел.
- Сложение и вычитание вида 10+7,17- 7,16 — 10. Сравнение чисел с помощью вычитания.
-Час. Определение времени по часам с точностью до часа.
- Длина отрезка. Сантиметр и дециметр. Соотношение между ними.
- Килограмм, литр.
Табличное сложение и вычитание (24 ч).
Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приемов вычислений.
-Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.
- Решение задач в 1 —2 действия на сложение и вычитание.
Итоговое повторение (6 ч).
2 класс
Нумерация (17ч).
-Десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
-Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Сложение и вычитание (74 ч).
-Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания
-Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент.
-Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений.
-Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями.
-Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
-Алгоритмы сложения и вычитания.
-Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений выражений видаа ± 5;
4 – а;при заданных числовых значениях переменной.
-Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок
действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них.
-Решение уравнений видаа ± х = b; х – а = b; а – х = b;
Умножение и деление (37 ч).
-Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде
суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство
умножения.
Итоговое повторение (8 ч).
3 класс
Числа от 1 до 100 (продолжение) (10 ч)
Табличное умножение и деление (63 ч)
-Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
-Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0,
невозможность деления на 0.
-Нахождение числа, которое в несколько раз больше
или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления. Примеры взаимосвязей
между величинами (цена, количество, стоимость и др.). Решение уравнений вида:
58 – х = 27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между
компонентами и результатами действий.
-Решение подбором уравнений вида: х · 3=21, х : 4 = 9, 27 : х = 9. Площадь. Единицы
площади: квадратный сантиметр,
квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними.
-Площадь прямоугольника (квадрата). Обозначение геометрических фигур
буквами. Единицы времени: год, месяц, сутки.
-Соотношения между ними. Круг.
- Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Нахождение доли числа и
числа по его доле. Сравнение долей.
Внетабличное умножение и деление (26 ч)
Умножение суммы на число. Деление суммы на число. Устные приемы внетабличного умножения и деления. Деление с остатком. Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком. Выражения с двумя переменными вида: а + b, а – b, a · b, с : d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв. Уравнения вида: х · 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Числа от 1 до 1000. Нумерация (15 ч)
-Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете.
-Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
Арифметические действия (14 ч)
-Устные приемы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы сложения и вычитания.
-Письменные приемы умножения и деления на однозначное число. Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.
-Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные.
-Решение задач в 1—3 действия на сложение, вычитание, умножение и деление в течение года.
Итоговое повторение (8 ч)
4 класс
Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия. (15ч)
-Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия. Письменные приемы вычислений.
-Диаграммы.
Числа, которые больше 1000. Нумерация . (11ч)
-Новая счетная единица — тысяча.
-Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
-Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
-Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
-Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Величины.(20ч)
-Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
-Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
-Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
-Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Сложение и вычитание.(11ч)
-Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
-Решение уравнений вида: х + 312 = 654 + 79,729 – х = 217,х – 137 = 500 – 140.
-Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях.
-Сложение и вычитание значений величин.
Умножение и деление.(73ч)
-Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
-Решение уравнений вида 6 – х = 429 + 120, х – 18 = 270 – 50, 360 : х= 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
-Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
-Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
-Умножение и деление значений величин на однозначное число.
-Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
В течение всего года проводится:
-вычисление значений числовых выражений в 2 – 4 действия ( со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке действий;
-решение задач в одно действие, раскрывающих:
а) смысл арифметических действий;
б) нахождение неизвестных компонентов действий;
в) отношения больше, меньше, равно;
г) взаимосвязь между величинами;
решение задач в 2 – 4 действия.
Итоговое повторение.(6ч)
Нумерация многозначных чисел. Арифметические действия. Порядок выполнения действий. Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение. Величины. Геометрические фигуры. Доли. Решение задач изученных видов.
По учебному предмету «Математика» включён материал, реализующий в образовательном процессе национальные региональные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан.
III Тематическое планирование
1 класс |
Название раздела | Количество часов |
Числа и величины | 31 |
Арифметические действия | 63 |
Работа с текстовыми задачами | 22 |
Пространственные отношения. Геометрические фигуры. | 12 |
Геометрические величины | 4 |
Итого: | 132 ч |
2 класс |
Название раздела | Количество часов |
Нумерация | 17 |
Сложение и вычитание | 74 |
Умножение и деление | 37 |
Итоговое повторение | 8 |
Итого: | 136 ч |
3 класс |
Название раздела | Количество часов |
Числа от 1 до 100 (продолжение) | 10 |
Табличное умножение и деление | 63 |
Внетабличное умножение и деление | 26 |
Числа от 1 до 1000. Нумерация | 15 |
Арифметические действия | 14 |
Итоговое повторение | 8 |
Итого: | 136 ч |
4 класс |
Название раздела | Количество часов |
Числа от 1 до 1000. Арифметические действия. | 15 |
Числа, которые больше 1000. Нумерация. | 11 |
Величины. | 20 |
Сложение и вычитание. | 11 |
Умножение и деление. | 73 |
Итоговое повторение. | 6 |
Итого: | 136 ч |
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Примечание |
План | Факт |
1 триместр |
-
| 02.09 | | Счет предметов | |
-
| 05.09 | | Сравнение группы предметов (с использованием количественных и порядковых числительных) | |
-
| 07.09 | | Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху - внизу (выше - ниже), слева – справа (левее – правее). | |
-
| 08.09 | | Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже. Пространственные представления: перед, за, между, рядом. | |
-
| 09.09 | | Понятия на сколько больше, на сколько меньше. | |
-
| 12.09 | | Понятия на сколько больше, на сколько меньше. Уравнивание предметов и групп предметов. | |
-
| 14.09 | | Закрепление. «Сравнение предметов и групп предметов». | |
-
| 15.09 | | Закрепление. «Пространственные и временные представления». | |
-
| 16.09 | | Понятия «много», «один». Письмо цифры 1. | |
-
| 19.09 | | Числа 1, 2. Письмо цифры 2. | |
-
| 21.09 | | Число 3. Письмо цифры 3. | |
-
| 22.09 | | Числа 1, 2, 3. Знаки «+» «-» «=». | |
-
| 23.09 | | Число 4. Письмо цифры 4. | |
-
| 03.10 | | Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». | |
-
| 05.10 | | Число 5. Письмо цифры 5. | |
-
| 06.10 | | Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых. | |
-
| 07.10 | | Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. | |
-
| 10.10 | | Ломаная линия. Звено ломаной. Вершины. | |
-
| 12.10 | | Числа от 1 до 5. Закрепление изученного материала. | |
-
| 13.10 | | Знаки «». « | |
-
| 14.10 | | Равенство. Неравенство. | |
-
| 17.10 | | Многоугольники. | |
-
| 19.10 | | Числа 6. 7.Письмо цифры 6. | |
-
| 20.10 | | Числа от 1 до 7. Письмо цифры 7. | |
-
| 21.10 | | Числа 8, 9. Письмо цифры 8. | |
-
| 24.10 | | Числа от 1 до 9. Письмо цифры 9. | |
-
| 26.10 | | Число 10. Запись числа 10. | |
-
| 27.10 | | Числа от 1 до 10. Закрепление. | |
-
| 28.10 | | Сантиметр – единица измерения длины. | |
2 триместр |
-
| 07.11 | | Увеличить. Уменьшить. Измерение длины отрезков с помощью линейки. | |
-
| 09.11 | | Число 0. Цифра 0. | |
-
| 10.11 | | Сложение с 0. Вычитание 0 | |
-
| 11.11 | | Закрепление знаний по теме «Нумерация. Числа от 1 до 10 и число 0» | |
-
| 14.11 | | «Нумерация. Числа от 1 до 10 и число 0». Закрепление. | |
-
| 16.11 | | «Нумерация. Числа от 1 до 10 и число 0». Закрепление. | |
-
| 17.11 | | «Нумерация. Числа от 1 до 10 и число 0». Закрепление. | |
-
| 18.11 | | Прибавить и вычесть число 1. | |
-
| 21.11 | | Прибавить и вычесть число 1 | |
-
| 23.11 | | Прибавить и вычесть число 2 | |
-
| 24.11 | | Слагаемые. Сумма. | |
-
| 25.11 | | Задача (условие, вопрос) | |
-
| 28.11 | | Составление задач на сложение, вычитание по одному рисунку. | |
-
| 30.11 | | Прибавить и вычесть число 2. Составление и заучивание таблиц | |
-
| 01.12 | | Присчитывание и отсчитывание по 2 | |
-
| 02.12 | | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с одним множеством предметов). | |
-
| 05.12 | | Решение задач и числовых выражений. | |
-
| 07.12 | | Прибавить и вычесть число 3. Приёмы вычисления | |
-
| 08.12 | | Прибавить и вычесть число 3. Решение текстовых задач | |
-
| 09.12 | | Прибавить и вычесть число 3. Решение текстовых задач | |
-
| 12.12 | | Прибавить и вычесть число 3. Составление и заучивание таблиц. | |
-
| 14.12 | | Состав чисел. Закрепление | |
-
| 15.12 | | Решение задач изученных видов | |
-
| 16.12 | | Прибавить и вычесть числа 1, 2, 3. Закрепление. | |
-
| 19.12 | | Прибавить и вычесть числа 1, 2, 3. Решение задач | |
-
| 21.12 | | Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов) | |
-
| 22.12 | | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). | |
-
| 23.12 | | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов) | |
-
| 26.12 | | Прибавить и вычесть число 4. Приёмы вычислений. | |
-
| 28.12 | | Прибавить и вычесть число 4. Закрепление изученного материала. | |
-
| 09.01 | | Задачи на разностное сравнение чисел | |
-
| 11.01 | | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, задачи на разностное сравнение | |
-
| 12.01 | | Прибавить и вычесть число 4. Составление и заучивание таблиц. | |
-
| 13.01 | | Прибавить и вычесть числа 1, 2, 3. 4. Решение задач изученных видов. Самостоятельная работа. | |
-
| 16.01 | | Закрепление. Прибавить и вычесть числа 1, 2, 3,4. | |
-
| 18.01 | | Перестановка слагаемых. | |
-
| 19.01 | | Перестановка слагаемых. Применение переместительного свойства сложения для случаев вида //+5, 6, 7, 8, 9 | |
-
| 20.01 | | Прибавить числа 5, 6, 7, 8, 9. Составление таблицы //+5. 6, 7, 8, 9 | |
-
| 23.01 | | Состав чисел в пределах 10. Закрепление. | |
-
| 25.01 | | Связь между суммой и слагаемыми. | |
-
| 26.01 | | Связь между суммой и слагаемыми. | |
-
| 27.01 | | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность | |
-
| 30.01 | | Вычитание из чисел 6, 7. Состав чисел 6. 7. | |
-
| 01.02 | | Вычитание из чисел 6, 7. Закрепление. | |
-
| 02.02 | | Вычитание из чисел 8, 9. Состав чисел 8, 9 | |
-
| 03.02 | | Вычитание из чисел 8. 9. Решение задач | |
-
| 06.02 | | Вычитание из числа 10 | |
-
| 08.02 | | Вычитание из чисел 8, 9, 10. Связь сложения и вычитания | |
-
| 09.02 | | Килограмм | |
-
| 10.02 | | Литр | |
-
| 13.02 | | Сложение и вычитание. Закрепление. | |
-
| 15.02 | | Сложение и вычитание. Закрепление. | |
-
| 16.02 | | Устная нумерация чисел от 1 до 20 | |
-
| 17.02 | | Образование чисел из одного десятка и нескольких. | |
3 триместр |
-
| 27.02 | | Образование чисел из одного десятка и нескольких. | |
-
| 01.03 | | Дециметр. | |
-
| 02.03 | | Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации. | |
-
| 03.03 | | Решение задач и выражений. | |
-
| 06.03 | | Закрепление по теме «Числа от 1 до 20» | |
-
| 08.03 | | Подготовка к введению задач в два действия | |
-
| 09.03 | | Подготовка к введению задач в два действия | |
-
| 10.03 | | Ознакомление с задачей в два действия | |
-
| 13.03 | | Ознакомление с задачей в два действия | |
-
| 15.03 | | Закрепление по теме «Числа от 1 до 20» | |
-
| 16.03 | | Закрепление по теме «Числа от 1 до 20» | |
-
| 17.03 | | Закрепление по теме «Числа от 1 до 20» | |
-
| 20.03 | | Закрепление по теме «Числа от 1 до 20» | |
-
| 22.03 | | Закрепление по теме «Числа от 1 до 20». Проверочная работа. | |
-
| 23.03 | | Приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток | |
-
| 24.03 | | Случаи сложения вида //+2. //+3 | |
-
| 27.03 | | Случаи сложения вида //+4 | |
-
| 29.03 | | Случаи сложения вида //+5 | |
-
| 30.03 | | Случаи сложения вида //+6 | |
-
| 31.03 | | Случаи сложения вида //+7 | |
-
| 03.04 | | Случаи сложения вида //+8, //+9 | |
-
| 05.04 | | Таблица сложения | |
-
| 06.04 | | Решение задач и выражений. Закрепление вычислительных навыков | |
-
| 07.04 | | Закрепление знаний по теме «Табличное сложение» | |
-
| 17.04 | | Закрепление знаний по теме «Табличное сложение» | |
-
| 19.04 | | Закрепление знаний по теме «Табличное сложение» | |
-
| 20.04 | | Закрепление знаний по теме «Табличное сложение» | |
-
| 21.04 | | Приём вычитания с переходом через десяток | |
-
| 24.04 | | Случаи вычитания 11-// | |
-
| 26.04 | | Случаи вычитания 12-// | |
-
| 27.04 | | Случаи вычитания 13-// | |
-
| 28.04 | | Случаи вычитания 14-// | |
-
| 01.05 | | Случаи вычитания 15-// | |
-
| 03.05 | | Случаи вычитания 16-// | |
-
| 04.05 | | Случаи вычитания 17-//, 18-// | |
-
| 05.05 | | Закрепление знаний по теме «Табличное сложение и вычитание» | |
-
| 08.05 | | Закрепление знаний по теме «Табличное сложение и вычитание» | |
-
| 10.05 | | Закрепление знаний по теме «Табличное сложение и вычитание» | |
-
| 11.05 | | Закрепление знаний по теме «Табличное сложение и вычитание» | |
-
| 12.05 | | Закрепление знаний по теме «Табличное сложение и вычитание» | |
-
| 15.05 | | Повторение. Числа от 1 до 10. | |
-
| 17.05 | | Повторение. Числа от 11 до 20. | |
-
| 18.05 | | Итоговая контрольная работа | |
-
| 19.05 | | Сложение и вычитание. | |
-
| 22.05 | | Решение задач изученных видов. | |
-
| 24.05 | | Решение задач изученных видов. | |
-
| 25.04 | | Геометрические фигуры. | |
-
| 26.04 | | Решение задач изученных видов. | |
-
| | | Работа над ошибками. Итоговый урок-игра «Путешествие по стране Математика» | |