Содержание учебного предмета
В 3 классе продолжительность учебного года составляет 34 недели. При 5-дневной учебной неделе на предмет «Изобразительное искусство» в 3 классе отведено по 1 часу в неделю, что составляет 34 часов за учебный год.
В связи с актированными днями или карантинами возможно уменьшение количества часов, рассчитанное на рассмотрение каждой темы, с целью успешной и полной реализации программы.
В ходе выполнения практических видов деятельности
обучающиеся 3 класса получают представления о человеке и изобразительном искусстве, уроке изобразительного искусства, правилах поведения и работы на уроках изобразительного искусства, правилах организации рабочего места, материалах и инструментах, используемых в процессе изобразительной деятельности, и правила их хранения.
Направления работы
Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.
Развитие моторики рук: формирование представлений детей о движении руки при изображении, при помощи активных и пассивных (движение руки ребенка рукою педагога) движений. Формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование
умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):
Приемы лепки:
- разминание куска пластилина;
- отщипывание кусков от целого куска пластилина;
- размазывание по картону;
- скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, оттягивание;
-примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при
подготовке детей к рисованию:
- складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;
- совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;
- расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующем пространственном положении;
- составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
-приемы работы ножницами (резать кончиками ножниц, резать по прямой и кривой линиям);
- раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от …, слева от …, посередине, с учётом композиции;
-приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея;
- приёмы отрывания при выполнении отрывной аппликации.
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):
- рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу; обведение контура по точкам (пунктирам);
- рисование прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии;
линий замкнутого контура (круг, овал);
- удерживание карандаша, фломастера в руке под определённым наклоном к плоскости поверхности листа;
- осваивание техники правильного положения карандаша, фломастера в руке при рисовании;
- рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш;
- завершение изображения, дорисовывание предметов несложных форм (по образцу);
Приемы работы красками:
-примакивание кистью;
- наращивание массы;
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
- правила обведения шаблонов;
-обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм.
Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.
Методы стимуляции:
-демонстрация натуральных объектов;
-дифференцирование, разноуровневое обучение;
-наглядные пособия, раздаточный материал;
-создание увлекательных ситуаций;
-занимательные упражнения.
Декоративное рисование
Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.
Рисование с натуры
Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.
Рисование на темы
Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.
Беседы об изобразительном искусстве
Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.
Планируемые результаты освоения изобразительного искусства по ОВЗ
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностносмысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
Тематическое планирование
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству для ОВЗ составлена на
основе
Федерального Государственного образовательного стандарта, программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.
№ п/п | Название раздела | Всего часов |
1 | Рисование предметов | 12 |
2 | Рассматривание иллюстраций в книге сказок. Сравнивание предметов по форме, величине, цвету, рисование этих предметов. | 2 |
3 | Рисование несложных предметов | 4 |
4 | Рисование по памяти | 2 |
5 | Раскрашивание | 14 |
| Итого: | 34 |
Рабочая программа рассчитана на 34 часа ( 1часа в неделю, 34 недели – 34 часа
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Содержание учебного материала | Домашнее задание | Дата |
План | Факт |
1 | Рисование предметов разной формы и окраски | Нарисовать круги | 03.09 | |
2 | Рисование предметов разной формы и окраски | Нарисовать круги | 10.09 | |
3 | Рисование прямых линий (заборчик), косых линий (косой дождь) | Нарис линии | 17.09 | |
4 | Рисование прямых линий (заборчик), косых линий (косой дождь) | Нарис линии | 24.09 | |
5 | Рисование горизонтальных и вертикальных линий (лесенка, шахматная доска.) | Нарис линии | 01.10 | |
6 | Рисование горизонтальных и вертикальных линий (лесенка, шахматная доска.) | Нарис линии | 08.10 | |
7 | Рисование предметов шаровидной формы (Воздушные шарики, машина с колесами) | шарики | 15.10 | |
8 | Рисование предметов шаровидной формы (Воздушные шарики, машина с колесами) | шарики | 22.10 | |
9 | Рисование предметов прямоугольной и треугольной формы (книга, дорожный знак) | Нар дом | 05.11 | |
10 | Рисование предметов прямоугольной и треугольной формы (книга, дорожный знак) | Нар дом | 12.11 | |
11 | Рисование несложного геометрического узора в полосе | Нар дом | 19.11 | |
12 | Рисование несложного геометрического узора в полосе | узоры | 26.11 | |
13 | Рассматривание иллюстраций в книге сказок. Сравнивание предметов по форме, величине, цвету, рисование этих предметов. | Рассказать Сказку по Ил. | 03.12 | |
14 | Рассматривание иллюстраций в книге сказок. Сравнивание предметов по форме, величине, цвету, рисование этих предметов. | Рассказать Сказку по Ил. | 19.12 | |
15 | Рисование несложных предметов, состоящих из нескольких частей (флажки, бусы) | Бусы нар | 17.12 | |
16 | Рисование несложных предметов, состоящих из нескольких частей (флажки, бусы) | Бусы нар | 24.12 | |
17 | Рисование растительных элементов (веточка ели, лист) | веточка | 14.01 | |
18 | Рисование растительных элементов (веточка ели, лист) | веточка | 21.01 | |
19 | Рисование по памяти (после показа) несложных по форме игрушек | машинка | 28.01 | |
20 | Рисование по памяти (после показа) несложных по форме игрушек | машинка | 04.02 | |
21 | Рисование с проведением диагоналей. Раскрашивание полученных треугольников в контрастные цвета | Рисован руки | 11.02 | |
22 | Рисование с проведением диагоналей. Раскрашивание полученных треугольников в контрастные цвета | Рисован руки | 18.02 | |
23 | Рисование с натуры игрушки – кораблика | Рисован руки | 25.02 | |
24 | Рисование с натуры игрушки – кораблика | кораблик | 04.03 | |
25 | Рисование с натуры элементов строительного материала | домик | 11.03 | |
26 | Рисование с натуры элементов строительного материала | домик | 18.03 | |
27 | Рисование иллюстрации к сказке («Колобок») | колобок | 01.04 | |
28 | Рисование иллюстрации к сказке («Колобок») | колобок | 08.04 | |
29 | Рисование с натуры праздничного флажка. | флажок | 15.04 | |
30 | Рисование с натуры праздничного флажка. | флажок | 22.04 | |
31 | Рисование «Я ракету нарисую» | ракета | 29.04 | |
32 | Рисование «Я ракету нарисую» | ракета | 06.05 | |
33 | Рисование предметов разной формы и окраски | ракета | 13.05 | |
34 | Подведение итогов за год | | 20.05 | |