Управление образования администрации МР «Тарумовский район»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Калиновская СОШ» Республики Дагестан
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании МО зам. директора по УВР директор МКОУ «КСОШ»
математики и ______/ Мусаева О.И../ ______/Черников А.Г../
информатики
Руководитель МО________ Приказ №___________ от «___» сентября 2021г
«____» сентября 2021 г.
Протокол №_________
от «___»сентября 2021 г.
Основное общее образование (9 класс)
для обучающихся с ОВЗ
Вариант 7.2
Срок реализации программы:
2021-2022 уч.год
Учитель: Гаджиева А.Т.
2021-2022 уч.год
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по алгебре разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), у которых при потенциально сохраненных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности для обеспечения коррекции их психического развития и эмоциональноволевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.
Адаптированная рабочая программа по алгебре 9 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп.)
Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Приказ МО и Н РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утв. Приказом Минобразования России от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (ред. от 01.02.2012);
Перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России; Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального учебного плана»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
«Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы» составитель: Т.А. Бурмистрова /М.: « Просвещение», 2010.;
Авторской программы по алгебре к учебнику « Алгебра 9 класс», авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б.Суворова;
Согласно учебному плану на изучение алгебры в 9 классе отводится 2 часа в неделю, всего в год за 33 учебные недели - 66 часов.
Общая характеристика учебного процесса
Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала обучающимися, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития (ЗПР). При рассмотрении курса математики 9 класса были внесены изменения в объеме теоретических сведений. Все теоретические положения даются исключительно в ознакомительном плане и опираются на наглядные представления. Некоторый материал программы дается без доказательств, только в виде формул и алгоритмов. Снизив объем запоминаемой информации, целесообразно более широко ввести употребление опорных схем, памяток, алгоритмов. При ответе на уроке используются визуальные подсказки (картинки – символы, план-схемы).
Цели обучения:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры.
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников.
Цель обучения алгебре для учащихся с ОВЗ:
развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, информатика и другие),
усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач,
осуществления функциональной подготовки школьников.
Задачи обучения:
развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры , использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Задачи обучения алгебре в классе для учащихся с ОВЗ:
формирование доступных учащимся математических знаний и умений, помогающих практически применять их в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;
максимальное общее развитие учащихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.
Учитывая психофизиологические особенности обучающихся с ОВЗ следует придерживаться следующих методов:
предоставление дополнительного времени для завершения задания; для сдачи домашнего задания; выполнение заданий в индивидуальном режиме; ;
максимальная опора на практическую деятельность и опыт обучающегося;
опора на более развитые способности обучающегося;
словесные методы: рассказ, объяснение, беседа;
наглядные методы: демонстрация натуральных объектов, таблиц, схем, иллюстраций и т.п.;
практические методы (упражнения, продуктивная деятельность опытно – экспериментальная деятельность);
иллюстративный метод (учитель объясняет, а обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти);
репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации);
метод проблемного изложения (учитель ставит проблему и показывает путь ее решения);
частично-поисковый метод (обучающиеся пытаются сами найти путь к решению проблемы);
исследовательский метод (учитель направляет, обучающиеся самостоятельно исследуют);
создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
метапрпедметные:
умение осуществлять контроль по результату на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы; умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
умение применять знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функции и роли участников; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; умение находить в различных источниках информации, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение ставить цели, выбирать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
предметные:
умение работать с математическим текстом (извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);
владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
умение выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
умение пользоваться изученными математическими формулами; решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей
Требования к уровню подготовки обучающихся с ЗПР
Результаты обучения задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все обучащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации за курс основной школы. При выполнении этих требований к обязательному уровню образования необходимо учитывать особенности развития обучающихся с ЗПР, а также их возможности в овладении знаниями, умениями, навыками.
В результате изучения математики обучающийся должен
знать/понимать
существо понятия математического доказательства;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа, возникновения и развития геометрии;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов.
уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений; извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
вычислять средние значения результатов;
находить частоту события, используя измерений собственные наблюдения и готовые статистические данные;
находить вероятности случайных событий в простейших случаях; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
распознавания логически некорректных рассуждений;
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
понимания статистических утверждений.
2. Содержание учебного предмета
Функции и их свойства. Квадратный трехчлен. Квадратичная функция и ее график. Степенная функция. Корень n-ой степени.
Уравнения с одной переменной. Неравенства с одной переменной.
Уравнения и неравенства с двумя переменными и их системы
Арифметическая и геометрическая прогрессии.
Элементы комбинаторики. Начальные сведения из теории вероятностей.
3. Тематическое планирование по математике 9 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
Глава 1. Квадратичная функция (16 ч) |
1-3 | Функции и их свойства | 3 |
4-6 | Квадратный трехчлен | 3 |
7 | Контрольная работа № 1 | 1 |
8 | Работа над ошибками | 1 |
9-11 | Квадратичная функция и ее график | 3 |
12-14 | Степенная функция. Корень п-ой степени | 3 |
15 | Контрольная работа № 2 | 1 |
16 | Работа над ошибками | 1 |
Глава 2. Уравнения и неравенства с одной переменной (9 ч) |
17-20 | Уравнения с одной переменной | 4 |
21-23 | Неравенства с одной переменной | 3 |
24 | Контрольная работа № 3 | 1 |
25 | Анализ контрольной работы | 1 |
Глава 3. Уравнения и неравенства с двумя переменными (12 ч) |
26-27 | Уравнения с двумя переменными и их системы | 2 |
28-30 | Уравнения с двумя переменными и их системы | 3 |
31-32 | Неравенства с двумя переменными и их системы | 2 |
33-35 | Неравенства с двумя переменными и их системы | 3 |
36 | Контрольная работа № 4 | 1 |
37 | Работа над ошибками | 1 |
Глава 4. Арифметическая и геометрическая прогрессии (10 ч) |
38 | Арифметическая прогрессия | 1 |
39 | Арифметическая прогрессия | 1 |
40 | Арифметическая прогрессия | 1 |
41 | Контрольная работа № 5 | 1 |
42 | Работа над ошибками | 1 |
43 | Геометрическая прогрессия | 1 |
44 | Геометрическая прогрессия | 1 |
45 | Геометрическая прогрессия | 1 |
46 | Контрольная работа № 6 | 1 |
47 | Анализ контрольной работы | 1 |
Глава 5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей (7 ч) |
48 | Элементы комбинаторики | 1 |
49 | Элементы комбинаторики | 1 |
50 | Элементы комбинаторики | 1 |
51 | Начальные сведения из теории вероятностей | 1 |
52 | Начальные сведения из теории вероятностей | 1 |
53 | Контрольная работа № 7 | 1 |
54 | Работа над ошибками | 1 |
Повторение (14 ч) |
55 | Повторение. Функции и их свойства | 1 |
56 | Повторение. Квадратный трехчлен | 1 |
57 | Повторение. Квадратичная функция и ее график | 1 |
58 | Повторение. Степенная функция. Корень п-ой степени. | 1 |
59 | Повторение. Уравнения с одной переменной | 1 |
60 | Повторение. Неравенства с одной переменной | 1 |
61 | Повторение. Уравнения с двумя переменными | 1 |
62 | Повторение. Неравенства с двумя переменными | 1 |
63 | Итоговая контрольная работа. | 1 |
64 | Итоговая контрольная работа. | 1 |
65 | Повторение. Арифметическая прогрессия. Геометрическая прогрессия | 1 |
66 | Повторение. Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 1 |