ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по чтению составлена на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида п/р И.М.Бгажноковой, имеющих гриф «Допущено Министерством Российской Федерации» и ориентирована на использование учебника
-А.К.Аксёнова, М.И.Шишкова. Чтение. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) школ. Москва. Просвещение.2020г.
В 9 классе заметно увеличивается объём текстов, усложняется сюжет, становится более разнообразной жанровая характеристика материала. Кроме рассказов, стихотворений, даются фрагменты из художественных произведений больших форм, это требует работы по формированию знаний о той или иной эпохе. Продолжается работа по развитию полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений, научно-популярных статей, правильному установлению смысловых связей с ориентацией не только на предметный план произведения, но и на внутренний подтекст. Чрезвычайно важно добиваться эмоционального отклика на прочитанное, проводить направленную работу на понимание образного языка литературного текста, на использование таких выразительных средств, как тон голоса, синтаксические паузы, логические ударения (последнее – под наблюдением учителя).
Цели обучения чтению:
-формирование сознательного навыка чтения, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, совершенствование всех видов речевой деятельности, умения вести диалог, выразительно читать, пересказывать прочитанный текст;
-формирование умений анализировать прочитанный текст, высказывать суждение по поводу описываемых событий и поступков героев, устанавливать позицию автора, формировать знания о той или иной эпохе, описанной в произведении;
-воспитание интереса к чтению, потребности читать художественные произведения, формирование представлений о добре и зле, справедливости, развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов России.
Программа предусматривает обучение в 9 классе в объёме 136 часов, по 4 урока в неделю.
Основным видом чтения в старших классах остаётся чтение вслух, так как умственно отсталые учащиеся значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя. Вместе с тем чтение вслух непродуктивно для отработки темпа чтения, поэтому программа ориентирует учителя на формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объём читаемого текста и самостоятельность чтения.
Построена программа по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию – на коммуникативно-речевом подходе к обучению.
Чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придаётся большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопосы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно используя лексику и образные выражения текста.
С учётом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-этического и гражданского восприятия школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
Внеклассное чтение в специальной (коррекционной) школе носит рекомендательный характер с постепенным увеличением доли самостоятельности учащихся в чтении дополнительной литературы.
По мере перехода учащихся из класса в класс уменьшается помощь учителя в составлении отзывов и аннотаций на читаемые произведения.
Вместе с тем (с учётом сложности контингента учащихся) творческие работы по освоению литературных текстов могут выполняться коллективно.
Формы организации учебного процесса
В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.
В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
Половина детей, обучающихся на 2-й ступени , как правило, плохо читают, а около 25% учащихся читают с трудом. Поэтому программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- устные сочинения-характеристики героев;
- развитие художественной фантазии у детей;
- придумывание финала, опираясь на развитие событий.
Измерители, по сравнению с общеобразовательной школой, другие. Применяется более щадящая проверка и оценка знаний и умений учащихся.
Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащихся. Только в этом случае школьники могут стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной жизни.
Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Типы урока:
-
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
-
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.
-
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
-
Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками
-
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи
Методы и приёмы обучения:
Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой) наглядный (наблюдение, демонстрация) , практический, методы контроля.
Формы работы:
Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении..
Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста по предполагаемым вопросам;
продолжение текста;
выразительное чтение;
чтение наизусть;
чтение по ролям;
Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика. Контроль осуществляется по завершению изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля – 5-15 минут.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 136 часа. Количество часов в неделю – 4.
Тематика чтения
Устное народное творчество
Основные требования к учащимся:
1 уровень:
-Знать произведения, формирующие понятия о народе, народной культуре, об исторической народной памяти, уметь их пересказывать.
-Определять нравственный смысл сказки, былины, исторической песни, предания.
-Понимать и оценивать в произведениях устного народного творчества образ русского человека.
2 уровень:
-Уметь выразительно читать отрывки из произведений устного народного творчества и отвечать на вопросы учителя по изучаемым произведениям.
-С помощью учителя оценивать поступки героев, определять в их поступках добро и зло.
-Учиться пересказывать отрывки из сказок.
Русская литература 19 века
А.С.Пушкин (поэзия, проза), Н.А.Некрасов (отрывки из поэтических произведений), А.А.Фет, А.Н. Майков (лирическая поэзия, природа родины), И.С.Тургенев (поэзия, отрывки из прозы), А.П.Чехов (короткие рассказы), Л.Н.Толстой (рассказы, отрывки), И.С.Бунин (поэзия, рассказы), А.И.Куприн и др.
Основные требования к учащимся:
1 уровень:
-
Знать основные сведения из биографии изучаемых авторов, соотносить их биографию с эпохой, в которой они жили.
-
Читать доступные тексты писателей и поэтов 19 века про себя и уметь определять тему и идею произведения.
-
Делить текст на части самостоятельно и озаглавливать их, составлять план текста.
-
Называть главные черты характера героев, подтверждать их фактами из произведения, связывать с событиями истории 19 века, заучивать стихи наизусть.
2 уровень:
-
Уметь читать вслух и про себя доступные по содержанию тексты, правильно отвечать на простые вопросы.
-
Выбирать из предложенных заглавия к выделенным частям.
-
Пересказывать доступный текст с помощью наводящих вопросов.
-
Уметь высказывать своё отношение к поступкам действующих лиц и событиям.
Русская литература 20 века
(Примерный перечень на основе доступных сведений и текстов, их общественной значимости для времени).
Биографии и творчество М.Горького, В.В.Маяковского, С.А.Есенина, Н.А.Островского, К.М.Симонова, Н.А.Рыленкова, Р.М.Рождественского, Ю.И.Коваля, Р.П.Погодина, В.П.Астафьева, В.Г.Распутина, А.Г.Алексина.
Основные требования к учащимся:
1 уровень:
-
Совершенствование техники чтения с использованием тестов поэтов и писателей 20 века.
-
Составление характеристики действующих лиц по данному плану (с помощью учителя и без), подбор соответствующих мест текста для подтверждения определённых черт характера действующего лица.
-
Развитие умения доказывать (с помощью учителя и без) принадлежность произведения или фрагмента к определённому жанру.
2 уровень:
-
Составление планов к текстам с помощью учителя и пересказ по плану или ответы на вопросы.
-
Совместное с учителем составление характеристики героя из произведений 20 века.
-
Совершенствование техники чтения, умения правильно строить свой ответ.
Поурочное планирование по чтению 9 класс
(136 часов, 4 часа в неделю)
1четверть (32ч)
№ п/п | Содержание урока | Кол-во часов | Основные понятия | Словарь | Виды работ по развитию речи | Инф-е сопровождение | Дата План/факт |
1.(1) | Вводный урок. Беседа о прочитанном летом. | 1 | | библиотека | Устный рассказ, беседа по прочитанным произведениям. | Учебник «Чтение» А.К.Аксёнова, М.И.Шишкова стр. 3-4 | |
2.(2) | Устное народное творчество. Жанры. | 1 | Пословица, поговорка, былина, народная песня | произведение | Рассказ, выразительное чтение | Стр.6-9 | |
3.(3) | Русские народные песни. Колыбельная. | 1 | колыбельная | эпитет | Выразительное чтение песен | Стр.10-12 | |
4.(4) | Былины. | 1 | Зачин,повтор | Застава, есаул, атаман, палица, чело, прошлина, казна | Пересказ былины по плану | | |
5-6 (5-6) | Былина «На заставе богатырской» | 2 | | Бить челом | Объяснить смысл пословиц | Стр.15-18 | |
7.(7) | Рассказ по картине В.М.Васнецова «Богатыри» | 1 | Картина художник | Кольчуга, шлем, меч, лук, копьё | Рассказ по картине с использованием текста | Стр.112 | |
8-10. (8-10) | Сказка про «Василису Премудрую». | 3 | Сказка, зачин, повторы, концовка | Закрома, верста, лампада | Деление текста сказки на части, составление плана, пересказ по плану. | Стр.19-29 | |
11. (11) | Сказка «Лиса и Тетерев» | 1 | | | Чтение сказки по ролям, инсценирование | Стр.30-32 | |
12. (12) | Обобщающий урок по устному народному творчеству | 1 | Повторение основных понятий УНТ | | | | |
13. (13) | Вн/чт. Викторина по сказкам | 1 | | | | | |
14. (14) | В.А.Жуковский | 1 | Литературная сказка | пансионат | Составление вопросов к биографии и ответы на них. | Стр.35-36 | |
15.-17. (15-17) | Литературные сказки. Сказка «Три пояса» | 3 | | Поселянка, Посадник, гусли | Чтение эпизодов сказки по ролям Составление плана отзыва | Стр.36-47 | |
18.-19.(18-19) | Р/р Написание отзыва о сказке | 2 | | | | | |
20. (20) | И.А.Крылов. | 1 | | | | | |
21. (21) | И.А.Крылов «Кот и повар» | 1 | Басня мораль | ритор | Выразительное чтение Инсценирование басни | Стр.51-53 | |
22. (22) | Жизнь и творчество А.С.Пушкина | 1 | Поэма Сказка,баллада, лирическое стихотворение | | Пересказ биографии по плану Доклады учащихся | Стр.54-58 | |
23.-28 (23-28) | А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» | 6 | | Чертог, перси, фимиам, арап, риза, лилейный, десница,девичья, камердинер | Выборочное чтение, ответы на вопросы, рассказ о литературном герое | Стр.58-82 | |
29.31(29-31) | А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка» | 3 | повесть | Борзая, стременной, отъезжее поле | Деление текста на части, составление плана, характеристика Лизы, чтение по ролям, инсценировка | Стр.82-103 | |
32. (32) | Обобщающий урок .Проверка техники чтения | 1 | | | | | |
2.четверть (32ч) |
33-34. (1-2) | Вн/чт.А.С.Пушкин «Станционный смотритель» | 2 | | | Характеристика литературного героя | | |
35. (3) | М.Ю.Лермонтов | 1 | | гувернёр | Пересказ биографии по плану Ответы на вопросы Работа с текстом | Стр.105-108 | |
36. (4) | М.Ю.Лермонтов «Тучи» | 1 | Стихотв-ние Худож-нные средства выразительности | клевета | Выразительное чтение стихотворения Заучивание наизусть | Стр.109 | |
37. (5) | М.Ю.Лермонтов «Баллада» | 1 | баллада | Перл пучина | Выразительное чтение баллады Рисование словесных картин | Стр.110-112 | |
38.-39 (6-7) | М.Ю.Лермонтов «Морская царевна» | 2 | | Чело очи | Деление стихотворения на части Работа над интонацией каждой части текста Рассказ по иллюстрации | Стр.113-115 | |
40. (8) | Обобщающий урок по творчеству М.Ю.Лермонтова | 1 | | | Викторина по произведениям М.Ю.Лермонтова Тест по изученным произведениям | | |
41. (9) | Вн/чт. М.Ю.Лермионтов «Ашик-Кериб» | 1 | | | Высказывания учащихся по прочитанному произведению | | |
42. (10) | Н.В.Гоголь | 1 | | гимназия | Краткий пересказ статьи | Стр.117-118 | |
43.-46 (11-14) | Н.В.Гоголь» Майская ночь, или Утопленница» | 4 | | Парубки бандура Голова Сотник Коралловое монисто Зеницы Нагайка недоимки | Беседа с выбором отрывков из текста Чтение по ролям Чтение или пересказ самого красивого эпизода Пересказ по данному началу | Стр.119-133 | |
47. (15) | Вн/чт. Н.В.Гоголь «Заколдованное место» | 1 | | | Пересказ запомнившихся эпизодов Чтение по ролям | | |
48. (16) | Н.А.Некрасов –великий народный поэт. | 1 | | Розги крепостной | Пересказ по частям Ответы на вопросы | Стр.134-136 | |
49. (17) | Н.А.Некрасов «Рыцарь на час» | 1 | | | Выразительное чтение Ответы на вопросы | Стр.137-138 | |
50. (18) | Н.А.Некрасов «Саша» | 1 | | | Деление на части Заучивание наизусть | Стр.138-140 | |
51. (19) | Обобщающий урок по творчеству Н.А.Некрасвоа | 1 | | | Чтение наизусть отрывков из стихотворений Некрасова | | |
52. (20) | А.А.Фет | 1 | | | Краткий пересказ статьи | Стр.143-144 | |
53. (21) | А.А.Фет «На заре ты её не буди» | 1 | Средства художественной выразительности | ланита | Выразительное чтение Словесное рисование | Стр.144-145 | |
54. (22) | А.А.Фет Помню я:старушка няня..» | 1 | | | Высказывания учащихся «Можно ли верить гаданию?» | Стр.145-146 | |
55. (23) | А.А.Фет «Это утро, радость эта…» | 1 | | Вереницы зык | Заучивание наизусть отрывка | Стр.146-147 | |
56. (24) | А.П.Чехов. | 1 | юмор | Факультет псевдоним | Краткий пересказ Составление плана | Стр.148-150 | |
57.-58 (25-26) | А.П.Чехов «Злоумышленник» | 2 | Тема и заголовок рассказа Основная мысль | Живец шилишпёр | Выборочное чтение Ответы на вопросы Чтение по ролям Продолжение рассказа | Стр.150-155 | |
59.-60. (27-28) | А.П.Чехов «Пересолил» | 2 | Мастер короткого рассказа | Землемер К чёрту на кулички | Деление на части по плану Пересказ отдельных частей плана Словесное описание персонажей | Стр.156-161 | |
61. (29) | Обобщающий урок по произведениям А.П.Чехова | 1 | | | Беседа по прочитанным произведениям | | |
62. (30) | Вн/чт. По произведениям А.П.Чехова | 1 | | | Краткий пересказ прочитанных учащимися произведений | | |
63. (31) | М.Горький | 1 | псевдоним | Псалтырь часослов | Рассказ о поучительном в биографии М.Горького | Стр.164-165 | |
64 (32) | М.Горький «Песня о Соколе» | 1 | песня | бредни | Объяснение значения пословиц Ответы на вопросы Выразительное чтение Заучивание наизусть отрывка | Стр.166-170 | |
3.четверть(40ч) | |
65(1) | М.Горький «Песня о Соколе» | 1 | песня | бредни | Объяснение значения пословиц Ответы на вопросы Выразительное чтение Заучивание наизусть отрывка | Стр.166-170 | |
66(2) | Обобщающий урок по произведениям М.Горького | 1 | | | Игра «Литературное лото» Беседа по прочитанным произведениям | Стр.169-170 | |
67(3) | В.В.Маяковский | 1 | Новатор стихосложения | | Составление плана биографии Доклады по плану | Стр.171-172 | |
68.-69. (4-5) | В.В.Маяковский «Необычайное приключение…» | 2 | «лесенка»-вид стихотворения | Ретируюсь Степенность РОСТА Горбил Златолобо Ясь взорим | Нахождение слов и предложений, которые нужно читать громко, тихо, медленно Словесное рисование | Стр.172-177 | |
70. (6) | Вн/чт по стихотворениям В.В.Маяковского | 1 | | | Конкурс на лучшего чтеца | | |
71. (7) | М.И.Цветаева | | | | Доклады о жизни М.И.Цветаевой | Стр.178 | |
72. (8) | М.И.Цветаева «Красной кистью» | 1 | | Иоанн Богослов | Заучивание наизусть Выразительное чтение Словесное рисование | Стр.179 | |
73. (9) | М.И.Цветаева «Вчера ещё в глаза глядел» | 1 | Антитеза (противопоставление) | | Высказать своё мнение о повторах Выразительное чтение | Стр.179-180 | |
74. (10) | Обобщающий урок по творчеству М.И.Цветаевой | 1 | | | Компьютерная презентация и чтение стихов М.И.Цветаевой | | |
75. (11) | Вн/чт. Час поэзии М.И.Цветаевой | 1 | | | Литературно-музыкальная композиция по стихам М.И.Цветаевой | | |
76. (12) | К.Г.Паустовский | 1 | | | Составление плана Краткий пересказ Викторина по прочитанным произведениям Словесное рисование | Стр.181-182 | |
77.-80. (13-16) | К.Г.Паустовский «Стекольный мастер» | 4 | | Поставец Картуз понёва шушун | Ответы на вопросы Выборочное чтение Краткий пересказ | Стр.182-190 | |
81. (17) | Обобщающий урок по произведениям К.Г.Паустовского | 1 | | | Описание внешности литературных героев Беседа о прочитанных произведениях | Стр.190-191 | |
82. (18) | Вн/чт по рассказам К.Г.Паустовского | 1 | | | Рассказы учащихся о самостоятельно прочитанных произведениях. | | |
83. (19) | С.А.Есенин | 1 | | | Просмотр презентации Подробный пересказ Беседа по вопросам | Стр.192-193 | |
84-85 (20-21) | С.А.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы» | 2 | Красная строка Основная мысль | | Мини-сочинение по данному плану Выразительное чтение Заучивание наизусть | Стр.193-194 | |
86. (22) | Рассказ по картине | 1 | | | Рассказ по выбранной картине с использованием данного плана | Стр.194 | |
87. (23) | С.А.Есенин «Собаке Качалова» | 1 | | | Ответы на вопросы Рассказ о своём любимом животном Выразительное чтение | Стр.194-195 | |
88. (24) | Обобщающий урок «Час поэзии С.А.Есенина». | 1 | | | Литературно-музыкальная композиция по стихам С.Есенина | | |
89. (25) | М.А.Шолохов | 1 | | хутор | Составление плана Краткий пересказ | Стр.196-197 | |
90.-92 (26-28) | М.А.Шолохов «Судьба человека» | 3 | повесть | Лагерфюрер Шнапс «Оппель-адмирал» | Деление на части Чтение по ролям Пересказ от лица героя Составление характеристики Андрея Соколова | Стр.197-205 | |
93.-94. (29-30) | Р/р Сочинение «Побег Андрея Соколова» | 2 | | | Подбор слов и выражений для текста сочинения Составление плана | | |
95. (31) | Вн/чт Отрывок из «Поднятой целины» | 1 | | Мой любимый эпизод | Чтение и анализ отрывков из «Поднятой целины» Составление вопросов по содержанию | | |
96. (32) | Е.И.Носов | 1 | | | Подробный пересказ | Стр.206 | |
97.-99. (33-35) | Е.И.Носов «Трудный хлеб» | 3 | | Ситник Крохаль ягдташ | Выборочное чтение Ответы на вопросы Характеристика Чанга Выделение основной мысли Подбор слов и выражений для сочинения | Стр.207-213 | |
100.-101. (36-37) | Р/р Сочинение. Характеристика Чанга. | 2 | | | Составление характеристики Чанга по плану Запись сочинения | | |
102. (38) | Н.М.Рубцов | 1 | | | Доклады учащихся Подробный пересказ | Стр.214 | |
103 (39). | Н.М.Рубцов «Тихая моя родина» | 1 | Пауза Образные слова и выражения | | Сравнение стихотворения и картины И.Левитана «Озеро. Русь» | Стр.215-216 | |
104 (40). | Н.М.Рубцов «Русский огонёк» | 1 | | Сиротский смысл семейных фотографий | Словесное рисование Выразительное чтение Характеристика женщины | Стр.217-218 | |
4.четверть(32ч) |
105. (1) | Н.М.Рубцов «Русский огонёк» | 1 | | Сиротский смысл семейных фотографий | Словесное рисование Выразительное чтение Характеристика женщины | Стр.217-218 | |
106. (2) | Н.М.Рубцов «Зимняя песня» | 1 | сравнение | | Выразительное чтение Словесное рисование Выделение определений для создания образа плохого и хорошего в стихотворении | Стр.219-220 | |
107. (3) | Вн/чт .Час поэзии Н.М.Рубцова | 1 | | | Литературно-музыкальная композиция по стихам Н.М. Рубцова | | |
108. (4) | Ю.И.Коваль | 1 | | | Подробный пересказ Ответы на вопросы | Стр.221 | |
109.-114. (5-10) | Ю.И.Коваль «Приключения Васи Куролесова» | 6 | | Кумак Бэмское стекло Каротель Для блезиру | Чтение и ответы на вопросы Деление на части Краткий пересказ Чтение по ролям | Стр.222-234 | |
115.-116. (11-12) | Вн/чт. Ю.И.Коваль «Приключения Васи Куролесова» | 2 | | | Выборочное чтение отрывков и беседа по ним Составление плана | | |
117. (13) | Зарубежная литература. Р.Стивенсон | 1 | романтик | | Доклады учащихся о Стивенсоне | Стр. 236 | |
118.-119. (14-15) | Р.Стивенсон «Вересковый мёд» | 2 | баллада | Вереск пикты | Обсуждение темы «Можно ли покорить народ жестокостью?» | Стр.236-241 | |
120. (16) | Э.С.Томпсон | 1 | | | Подробный пересказ | Стр.242-243 | |
121.-124. (17-20) | Э.С.Томпсон «Снап» | 4 | Основная мысль тема | Бультерьер Гончие Борзые Дог койот | Составление плана Деление на части Подробный пересказ Чтение описаний Согставление характеристика Снапа | Стр.243-254 | |
125. (21) | Д.Дарелл | 1 | | | Подробный пересказ Составление плана | Стр.255-256 | |
126.-130. (22-26) | Д.Дарелл «Живописный жираф» | 5 | сценарий | Аристократ интеллигент | Составление сценария Краткий пересказ Ответы на вопросы | Стр.256-265 | |
131. (27) | Р/р Составление сравнительной характеристики | 1 | | | Составление сравнительной характеристики Питера и Билли по плану | Стр.266 | |
132.-133. (28-29) | Вн/чт. Д.Дарелл .Мой любимый отрывок | 2 | | | Краткий и подробный пересказ прочитанных отрывков | | |
134.-135. (30-31) | Обобщающие уроки по прочитанным произведениям | 2 | Жанры Сказка Рассказ Баллада Повесть Стихотворение Поэма былина | | Беседа по изученным произведениям Характеристика литературных героев Определение основной мысли произведений | | |
136. (32) | Заключ-ный урок по чтению. Игра «Лучший знаток литературы» | 1 | | | Интеллект-ная игра по произведениям, изученным в 9 классе | | |
Календарно-тематический план
по чтению
№ | Содержание программного материала | Кол-во часов | Дата |
1. | Вводный урок. Беседа о прочитанном летом. | 1 | |
2. | Устное народное творчество. Жанры. | 1 | |
3. | Русские народные песни. Колыбельная. | 1 | |
4. | Былины. | 1 | |
5-6 | Былина «На заставе богатырской» | 2 | |
7. | Рассказ по картине В.М.Васнецова «Богатыри» | 1 | |
8-10. | Сказка про «Василису Премудрую». | 3 | |
11. | Сказка «Лиса и Тетерев» | 1 | |
12. | Обобщающий урок по устному народному творчеству | 1 | |
13. | Вн/чт. Викторина по сказкам | 1 | |
14. | В.А.Жуковский | 1 | |
15.-17. | Литературные сказки. Сказка «Три пояса» | 3 | |
18.-19 | Написание отзыва о сказке | 2 | |
20. | И.А.Крылов. | 1 | |
21. | И.А.Крылов «Кот и повар» | 1 | |
22. | Жизнь и творчество А.С.Пушкина | 1 | |
23.-28 | А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» | 6 | |
29-31 | А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка» | 3 | |
32. | Проверка техники чтения | 1 | |
33,34 | Вн/чт.А.С.Пушкин «Станционный смотритель» | 2 | |
35 | М.Ю.Лермонтов | 1 | |
36 | М.Ю.Лермонтов «Тучи» | 1 | |
37 | М.Ю.Лермонтов «Баллада» | 1 | |
38,39 | М.Ю.Лермонтов «Морская царевна» | 2 | |
40 | Обобщающий урок по творчеству М.Ю.Лермонтова | 1 | |
41 | Вн/чт. М.Ю.Лермионтов «Ашик-Кериб» | 1 | |
42 | Н.В.Гоголь | 1 | |
43-46 | Н.В.Гоголь» Майская ночь, или Утопленница» | 4 | |
47 | Вн/чт. Н.В.Гоголь «Заколдованное место» | 1 | |
48 | Н.А.Некрасов –великий народный поэт. | 1 | |
49 | Н.А.Некрасов «Рыцарь на час» | 1 | |
50 | Н.А.Некрасов «Саша» | 1 | |
51 | Обобщающий урок по творчеству Н.А.Некрасвоа | 1 | |
52 | А.А.Фет | 1 | |
53 | А.А.Фет «На заре ты её не буди» | 1 | |
54 | А.А.Фет Помню я:старушка няня..» | 1 | |
55 | А.А.Фет «Это утро, радость эта…» | 1 | |
56 | А.П.Чехов. | 1 | |
57,58 | А.П.Чехов «Злоумышленник» | 2 | |
59, 60 | А.П.Чехов «Пересолил» | 2 | |
61 | Проверка техники чтения | 1 | |
62 | Вн/чт. По произведениям А.П.Чехова | 1 | |
63 | М.Горький | 1 | |
64 | М.Горький «Песня о Соколе» | 1 | |
65 | М.Горький «Песня о Соколе» | 1 | |
66 | Обобщающий урок по произведениям М.Горького | 1 | |
67 | В.В.Маяковский | 1 | |
68, 69 | В.В.Маяковский «Необычайное приключение…» | 2 | |
70 | Вн/чт по стихотворениям В.В.Маяковского | 1 | |
71 | М.И.Цветаева | | |
72 | М.И.Цветаева «Красной кистью» | 1 | |
73 | М.И.Цветаева «Вчера ещё в глаза глядел» | 1 | |
74 | Обобщающий урок по творчеству М.И.Цветаевой | 1 | |
75 | Вн/чт. Час поэзии М.И.Цветаевой | 1 | |
76 | К.Г.Паустовский | 1 | |
77-80 | К.Г.Паустовский «Стекольный мастер» | 4 | |
81 | Обобщающий урок по произведениям К.Г.Паустовского | 1 | |
82 | Вн/чт по рассказам К.Г.Паустовского | 1 | |
83 | С.А.Есенин | 1 | |
84, 85 | С.А.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы» | 2 | |
86 | Рассказ по картине | 1 | |
87 | С.А.Есенин «Собаке Качалова» | 1 | |
88 | Обобщающий урок «Час поэзии С.А.Есенина». | 1 | |
89 | М.А.Шолохов | 1 | |
90-92 | М.А.Шолохов «Судьба человека» | 3 | |
93, 94 | Сочинение «Побег Андрея Соколова» | 2 | |
95 | Вн/чт Отрывок из «Поднятой целины» | 1 | |
96 | Е.И.Носов | 1 | |
97-99 | Е.И.Носов «Трудный хлеб» | 3 | |
100 | Р/р Сочинение. Характеристика Чанга. | 1 | |
101 | Проверка техники чтения | 1 | |
102 | Н.М.Рубцов | 1 | |
103 | Н.М.Рубцов «Тихая моя родина» | 1 | |
104 | Н.М.Рубцов «Русский огонёк» | 1 | |
105 | Н.М.Рубцов «Русский огонёк» | 1 | |
106 | Н.М.Рубцов «Зимняя песня» | 1 | |
107 | Вн/чт. Час поэзии Н.М.Рубцова | 1 | |
108 | Ю.И.Коваль | 1 | |
109-114 | Ю.И.Коваль «Приключения Васи Куролесова» | 6 | |
115-116 | Вн/чт. Ю.И.Коваль «Приключения Васи Куролесова» | 2 | |
117 | Зарубежная литература. Р.Стивенсон | 1 | |
118,119 | Р.Стивенсон «Вересковый мёд» | 2 | |
120 | Э.С.Томпсон | 1 | |
121-124 | Э.С.Томпсон «Снап» | 4 | |
125 | Д.Дарелл | 1 | |
126-130 | Д.Дарелл «Живописный жираф» | 5 | |
131 | Составление сравнительной характеристики | 1 | |
132-133 | Вн/чт. Д.Дарелл .Мой любимый отрывок | 2 | |
134,135 | Обобщающие уроки по прочитанным произведениям | 2 | |
136 | Заключительный урок по чтению. Игра «Лучший знаток литературы» | 1 | |