РАЗДЕЛ I
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы», под редакцией В.В.Воронковой – М.: Просвещение, 2010. , рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Цели и задачи обучения и коррекции в данном классе:
Цель: Воздействовать на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, формирование личности ребенка, воспитание у него положительных навыков и привычек.
Задачи:
Образовательные:
-формирование навыков рисования с натуры, декоративного рисования, рисования на темы;
-знакомство учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
Коррекционно-развивающие:
-корректирование недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
-нахождение в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
-развитие аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
-развитие умения ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
-корректировка недостатков моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала.
Воспитательные:
-воспитание интереса к изобразительной деятельности.
Коррекционные методы и принципы обучения:
Методы:
- словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с иллюстрациями, натурой),
- наглядные (наблюдения, демонстрация),
- практические (рисование и раскрашивание).
Принципы:
1. Принцип развивающего обучения.
2. Принцип воспитывающего обучения.
3. Принцип систематичности и системности в обучении.
4. Принцип научности в обучении.
5. Принцип доступности.
6. Принцип наглядности обучения.
7. Принцип активности и сознательности.
8. Принцип прочности усвоения знаний
9. Принцип индивидуализации обучения.
10. Принцип дифференцированного подхода в обучении.
Межпредметные связи изучения предмета:
Математика.
Работа с чертежными инструментами. Построение линий. Знание геометрических фигур. Знание пространственных понятий, мер длины, видов линий.
Чтение
Чтение. Работа с загадками, скороговорками, пословицами.
Русский язык
Умение писать.
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок). Ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия.
РАЗДЕЛ II
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу года обучения обучающиеся должны познакомиться:
- с основными видами и жанрами изобразительного искусства и получить начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);
- основными средствами композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);
простейшими сведениями о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.;
- начальными сведениями о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственные и падающие тени), о зависимости освещения предмета от силы и удалённости источника освещения;
- делением цветового руга на группу «холодных» и «тёплых» цветов, промежуточный зелёный, на хроматические и ахроматические цвета;
начальными сведениями о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;
- начальными сведениями о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;
понятием о видах изобразительного искусства;
- ролью фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника.
Декоративное рисование
Учащиеся должны уметь:
-последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии;
- располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края;
- размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям;
- пользоваться акварельными и гуашевыми красками;
- ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента;
- подбирать гармоническое сочетание цветов;
- передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении.
Учащиеся должны знать:
- что такое орнамент;
- цветовую таблицу и различать цвета.
Рисование с натуры
Учащиеся должны уметь:
- правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);
- подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);
- анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей);
- изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении;
- передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей;
- пользоваться осевыми линиями при построении рисунка.
Учащиеся должны знать:
- что такое осевая линия;
- названия и отличительные признаки изображаемых предметов.
Рисование на темы
Учащиеся должны уметь:
- передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного;
- правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.
Учащиеся должны знать изучаемую тему.
Беседы об изобразительном искусстве
Учащиеся должны уметь:
- употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;
- рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства;
- правильно назвать изображенные предметы.
Учащиеся должны знать и различать:
- произведения живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему,
- пять - шесть предметов декоративно-прикладного искусства.
РАЗДЕЛ III
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Декоративное раскрашивание:
учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате;
развивать способность анализировать образец;
определять структуру узора ( повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей;
использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате;
правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.
Рисование с натуры:
упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы;
учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности;
при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю ( осевую ) линию;
развивать умение определять последовательность выполнения рисунка;
использовать в рисовании с натуры светлый и тёмный оттенки цвета.
Рисование на темы:
учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием;
располагать изображения в определённом порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.
Беседы об изобразительном искусстве:
учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времён года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.
Раздел | Кол - во час. | Темы | Краткое содержание раздела |
I четверть (8 ч) |
Декоративное раскрашивание | 2 | Рисование узора в полосе из веток с листочками. Рисование шахматного узора в квадрате. | Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках. |
Рисование с натуры | 5 | Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды». Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями. Рисование с натуры предметов различной формы и цвета. Яблоко, морковь, огурец, груша. Рисование флага республики Татарстан. Рисование с натуры доски для резания овощей. | Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы |
Рисование на темы. Беседы об изобразительном искусстве. | 1 | Рисование на тему: «Парк осенью». Беседа по картинам Левитана «Золотая осень» и В.Поленова «Золотая осень» | Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка. Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года. |
II четверть (8ч) |
Декоративное раскрашивание | 3 | Рисование геометрического орнамента в квадрате Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка - готовая форма) Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели). | Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках. |
Рисование с натуры | 3 | Рисование с натуры игрушечного домика. Рисование с натуры будильника круглой формы. Рисование с натуры двухцветного мяча. | Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы |
Рисование на темы. Беседы об изобразительном искусстве | 2 | Иллюстрирование прочитанного учителем рассказа Рисование на тему «Нарядная елка». Беседа по картинам на тему: «Зима пришла» (И. Шишкин «Зима», К.Юон «Русская зима»). | Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка. Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года. |
III четверть (10ч) |
Декоративное раскрашивание | 4 | Рисование узора на рукавичке (выкройка рукавички – готовая форма из картона) Рисование симметричного узора по образцу. Декоративное рисование-оформление поздравительной открытки к 8 марта. Рисование по образцу татарского орнамента в квадрате | Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках. |
Рисование с натуры | 5 | Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала Рисование с натуры молотка Рисование с натуры детской лопатки Рисование с натуры теннисной ракетки Рисование с натуры игрушки вертолета (изготавливается из картона). | Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы |
Рисование на темы Беседы об изобразительном искусстве. | 1 | Рисование на тему: «Елка зимой в лесу». Беседа по картинам К.Юона «Конец зимы», «Полдень». | Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка. Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года. |
IV четверть (8ч) |
Декоративное раскрашивание | 3 | Рисование узора из растительных форм в полосе Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы) Рисование татарского орнамента на фартуке заготовленного учителем. | Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках. |
Рисование с натуры Беседы об изобразитель-ном искусстве | 4 | Рисование с натуры весенней веточки. Беседа по картинам А. Саврасова «Грачи прилетели», И.Левитана «Март» Рисование с натуры куста земляники с цветами. Рисование с натуры цветов. Беседа по картинам на тему: «Разноцветные краски лета» (А.Куинджи. «Берёзовая роща», А.Пластов «Сенокос») | Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года. |
Рисование на темы | 2 | Рисование на тему: «Деревья весной» Рисование на тему: «Праздник Победы» (праздничный салют). | Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка. |
РАЗДЕЛ IV
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 «В» класс
№ | Тема и тип урока | Кол-во часов | Коррекционная работа | Дата |
| I четверть ( 9 часов ) | по плану | по факту |
1 | Тема. Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине И. Хруцкого « Цветы и плоды». Тип урока. Урок ознакомления с новым материалом | 1 | Коррекция и развитие наглядно-образного мышления в ходе беседы по картине. Развитие слухового и зрительного восприятия, на основе упражнения «Угадай цвет» | 01.09 | |
2 | Тема. Рисование узора в полосе из веток с листочками. Тип урока. Урок комбинированный | 1 | Развитие и коррекция мышления на основе упражнений в сравнении. | 08.09 | |
3 | Тема. Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями ( ветка вишнёвого дерева ). Тип урока. Урок комбинированный. | 1 | Развитие внимания, зрительного восприятия на основе упражнения «Определи чей листок» | 15.09 | |
4 | Тема. Рисование на тему «Парк осенью». Беседа по картинам об осени ( И. Левитан «Золотая осень», В. Поленов «Золотая осень» ) ( комбинированный урок ) | 1 | Коррекция и развитие наглядно-образного мышления, целенаправленного восприятия, умения сравнивать на основе упражнений в сравнении. Развитие внимания на основе упражнения «Определи последовательность работы» | 22.09 | |
5 | Тема. Рисование с натуры предметов различной формы и цвета ( яблоко, груша, огурец, морковь ). Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | Развитие мышления, анализа, сравнения, мелкой моторики в ходе выполнения в рисунке объёмной формы предметов, подборе цвета. | 29.10 | |
6 | Тема. Рисование с натуры морских сигнальных флажков ( 3 – 4 флажка на одном листе ). Тип урока. Урок ознакомления с новым материалом | 1 | Развитие произвольного восприятия, полноты запоминания, умения подбирать гармоничные сочетания цветов. | 06.10 | |
7 | Тема. Рисование с натуры досок ( с узором) для резания овощей. Тип урока. Урок ознакомления с новым материалом | 1 | Развитие сосредоточенного внимания, коррекция двигательной памяти, создание условий для преодоления речевой замкнутости. Развитие внимания на основе упражнения по дифференциации предметов по форме, величине. | 13.10 | |
8 | Тема. Рисование шахматного узора в квадрате. Тип урока. Урок комбинированный | 1 | Развитие зрительного восприятия, умение видеть и понимать перспективу в изображении пространства, развитие преднамеренного осмысливания, художественного вкуса. | 20.10 | |
9 | Тема. Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем. Тип урока. Урок первичного ознакомления с материалом | 1 | Развитие произвольного внимания, полноты и точности запоминания, умение передавать содержание рассказа в рисунке. | 27.10 | |
II четверть ( 7 часов ) |
10 | Тема. Рисование геометрического орнамента в квадрате. Тип урока. Урок ознакомления с новым материалом | 1 | Развитие и коррекция памяти на основе упражнений в запоминании. Развитие умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка. | 10.11 | |
11 | Тема. Рисование с натуры игрушечного домика. Тип урока. Комбинированный урок | 1 | Развитие речи в процессе анализа рисунков. Развитие внимания, корригировать двигательной памяти. Развитие умения дифференцировать предметы по форме, величии-не на основе упражнений в классификации. | 17.11 | |
12 | Тема. Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем. Тип урока. Урок ознакомления с новым материалом. | 1 | Развитие слухового восприятия и осмысливание услышанного произведения, | 24.11 | |
13 | Тема. Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки ( тарелка – готовая форма ) Тип урока. Урок ознакомления с новым материалом | 1 | Коррекция и развитие наглядно-образного мышления, целенаправленного восприятия содержания и формы, активности внимания, Коррекция двигательной памяти. | 01.12 | |
14 | Тема. Рисование с натуры будильника круглой формы. Тип урока. Урок комбинированный | 1 | Развитие внимания, мышления на основе упражнения по дифференцированию предметов по форме, величине на основе упражнений в классификации. Развитие пространственной ориентировке на основе упражнений в ориентации в пространстве. | 08.12 | |
15 | Тема. Рисование узора в полосе ( снежинки и веточки ели). Беседа по картинам на тему « Зима пришла». Тип урока. Комбинированный урок | 1 | Коррекция и развитие наглядно-образного мышления, памяти на основе упражнений в запоминании. Развитие внимания, умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка. | 15.12 | |
16 | Тема. Рисование на тему «Нарядная ёлка». Тип урока. Комбинированный урок | 1 | Развитие зрительного восприятия, сосредоточенного внимания, образной памяти, устной связной речи на основе анализа изображения. | 22.12 | |
III четверть ( 10 часов ) |
17 | Тема. Рисование узора на рукавичке. Тип урока. Урок ознакомления с новым материалом. | 1 | Развитие устойчивого внимания, двигательной памяти, мыслительных операций на основе лексических упражнений в ходе анализа изображения | 12.01 | |
18 | Тема. Рисование симметричного узора по образцу. Тип урока. Комбинированный урок | 1 | Развитие и коррекция памяти и мышление на основе упражнений в запоминании и сравнении. | 19.01 | |
19 | Тема. Рисование на тему « Ёлка зимой в лесу», Тип урока. Урок ознакомления с новым материалом. | 1 | Развитие и коррекция слухового восприятия содержания и формы на основе упражнений «Слушай внимательно», Развитие и коррекция слухового восприятия, активности внимания, двигательной памяти, операций логического мышления на основе упражнений в сравнении. | 26.01 | |
20 | Тема. Рисование с натуры молотка. Тип урока. Урок ознакомления с новым материалом. | 1 | Коррекция внимания, мыслительной деятельности на основе упражнения «Найди отличия» | 02.02 | |
21 | Тема. Рисование с натуры несложного по форме инструмента (шпатель, напильник с ручкой, ручные вилы). Тип урока. Урок ознакомления с новым материалом. | 1 | Развитие и коррекция целенаправленного восприятия содержания и формы, логической памяти на основе упражнений в сравнении. Развитие мышления, фразовой речи на основе анализа выполненного рисунка. | 09.02 | |
22 | Тема. Рисование с натуры теннисной ракетки. Беседа по картинам К. Юона « Конец зимы», « Полдень». Тип урока. Комбинированный урок | 1 | Коррекция и развитие наглядно-образного мышления, произвольного внимания, полноты и точности запоминания, связной речи через передачу содержания картины. | 16.02 | |
23 | Тема. Рисование на тему « Мой любимый сказочный герой». Тип урока. Урок систематизации знаний | 1 | Развитие зрительного восприятия, сосредоточенного внимания, образной памяти на основе упражнений на внимание и запоминание. Развивать устной связной устной речи на основе анализа выполненного рисунка. | 23.02 | |
24 | Тема. Декоративное рисование – оформление поздравительной открытки к 8 Марта. Тип урока. Урок обобщения и систем. знаний и умений | 1 | Развитие произвольного восприятие, полноту запоминания, зрительного восприятия на основе упражнений по под-бору гармоничных сочетаний цветов . | 02.03 | |
25 | Тема. Рисование по образцу орнамента из квадратиков. Тип урока. Урок комбинированный | 1 | Развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, в используемой геометрической форме. Развитие последовательности при рисовании, глазомера, чувства такта. | 09.03 | |
26 | Тема. Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний. | 1 | Развитие распределённого целеустремлённого внимания, точности запоминания, в ходе упражнения «Сравни с образцом». Развитие устной связной речи на основе анализа выполненного рисунка | 16.03 | |
IV четверть ( 8 часов ) |
27 | Тема. Рисование с натуры игрушки – вертолёта. Тип урока. Урок ознакомления с новым материалом | 1 | Развитие внимания, мышления в ходе упражнения по дифференцированию предметов по форме, величине на основе упражнений в классификации. Развитие сосредоточенного внимания, коррекция двигательной памяти. Развитие связной устной речи на основе анализа рис. | 06.04 | |
28 | Тема. Рисование узора из растительных форм в полосе. Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний и умений | 1 | Развитие воображения и творческого мышления. Развитие глазомера, чувства такта и эстетичности при оформлении работы. Развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, в используемой геометрической форме. | 13.04 | |
29 | Тема. Рисование с натуры весенней веточки. Беседа по картинам о весне. (И. Левитан « Март», А. Саврасов « Грачи прилетели») Тип урока. Урок ознакомления с новым материалом. | 1 | Коррекция и развитие наглядно-образного мышления, восприятия и осмысливание изображённого на картине, развитие полноты запоминания на основе упражнения «Найди главное» | 20.04 | |
30 | Тема. Рисование на тему « Деревья весной». Тип урока. Урок ознакомления с новым материалом. | 1 | Развитие и расширение зри-тельного восприятия, аналитической деятельности, на основе упражнения «Определи цвет и назови форму» . Развивать устную связную речь на основе анализа выполненного рисунка. | 27.04 | |
31 | Тема. Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы) Тип урока. Урок закрепления знаний и умений | 1 | Развитие целенаправленности восприятия форм предметов, деятельности анализа, сравнения, обобщения; улучшение зрительно-двигатель-ной координации, аккуратности, настойчивости в работе; совершенствование фразовой речи. | 04.05 | |
32 | Тема. Рисование на тему « Праздник Победы» ( праздничный салют ) Тип урока. Урок ознакомления с новым материалом | 1 | Развитие восприятия и осмысливание изображённого на картине. Развитие устной связной речи через высказывание осознанного суждения об увиденном. | 11.05 | |
33 | Тема. Декоративное рисование на тему « Нарисуй любой узор в квадрате» ( квадрат готовой формы ) Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | Развитие внимания, мышления, чувства такта через выполнение задания «Нарисуй узор» | 18.05. | |
34 | Тема. Рисование с натуры куста земляники с цветком. Тип урока. Урок комбинированный | 1 | Развитие, коррекция и расширение зрительного восприятия, аналитической деятельности через упражнение «Определи цвет и форму» | 25.05 | |
РАЗДЕЛ V
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
1.Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 3 класс. Москва «Просвещение», 2012
2.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы. Москва. «Просвещение», 2010 год(интернет версия)