СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа для 8 вида по ИЗО 3 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа для 8 вида по ИЗО 3 класс»

РАЗДЕЛ I

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы», под редакцией  В.В.Воронковой – М.: Просвещение, 2010. , рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

Цели и задачи обучения и коррекции в данном классе:

Цель: Воздействовать на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, формирование личности ребенка, воспитание у него положительных навыков и привычек.

Задачи:

Образовательные:

-формирование навыков рисования с натуры, декоративного рисования, рисования на темы;

-знакомство учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

Коррекционно-развивающие:

-корректирование недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

-нахождение в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

-развитие аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

-развитие умения ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

-корректировка недостатков моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала.

Воспитательные:

-воспитание интереса к изобразительной деятельности.

Коррекционные методы и принципы обучения:

Методы:

- словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с иллюстрациями, натурой),

- наглядные (наблюдения, демонстрация),

- практические (рисование и раскрашивание).

Принципы:

1. Принцип развивающего обучения.

2. Принцип воспитывающего обучения.

3. Принцип систематичности и системности в обучении.

4. Принцип научности в обучении.

5. Принцип доступности.

6. Принцип наглядности обучения.

7. Принцип активности и сознательности.

8. Принцип прочности усвоения знаний

9. Принцип индивидуализации обучения.

10. Принцип дифференцированного подхода в обучении.

Межпредметные связи изучения предмета:

Математика.

Работа с чертежными инструментами. Построение линий. Знание геометрических фигур. Знание пространственных понятий, мер длины, видов линий.

Чтение

Чтение. Работа с загадками, скороговорками, пословицами.

Русский язык

Умение писать.

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок). Ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия.













































РАЗДЕЛ II

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу года обучения обучающиеся должны познакомиться:

- с основными видами и жанрами изобразительного искусства и получить начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);

- основными средствами композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);

простейшими сведениями о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.;

- начальными сведениями о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственные и падающие тени), о зависимости освещения предмета от силы и удалённости источника освещения;

- делением цветового руга на группу «холодных» и «тёплых» цветов, промежуточный зелёный, на хроматические и ахроматические цвета;

начальными сведениями о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;

- начальными сведениями о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;

понятием о видах изобразительного искусства;

- ролью фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника.

Декоративное рисование

Учащиеся должны уметь:

-последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии;

- располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края;

- размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям;

- пользоваться акварельными и гуашевыми красками;

- ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента;

- подбирать гармоническое сочетание цветов;

- передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических   предметов в несложном пространственном положении.

Учащиеся должны знать:

- что такое орнамент;

- цветовую таблицу и различать цвета.

Рисование с натуры

Учащиеся должны уметь:

- правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

- передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь    различной штриховкой (косой, по форме);  

- подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);

- анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей);

- изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении;

- передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей;

- пользоваться осевыми линиями при построении рисунка.

Учащиеся должны знать:

- что такое осевая линия;

- названия и отличительные признаки изображаемых предметов.

Рисование на темы

Учащиеся должны уметь:

- передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного;

- правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

Учащиеся должны знать изучаемую тему.

Беседы об изобразительном искусстве

Учащиеся должны уметь:

- употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;

- рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства;

- правильно назвать изображенные предметы.

Учащиеся должны знать и различать:

- произведения живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему,

- пять - шесть предметов декоративно-прикладного искусства.









































РАЗДЕЛ III

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Декоративное раскрашивание:

  • учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате;

  • развивать способность анализировать образец;

  • определять структуру узора ( повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей;

  • использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате;

  • правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.

Рисование с натуры:

  • упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы;

  • учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности;

  • при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю ( осевую ) линию;

  • развивать умение определять последовательность выполнения рисунка;

  • использовать в рисовании с натуры светлый и тёмный оттенки цвета.

Рисование на темы:

  • учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием;

  • располагать изображения в определённом порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

Беседы об изобразительном искусстве:

  • учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времён года, передаваемые средствами изобразительного искусства;

  • развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.


Раздел

Кол - во

час.

Темы

Краткое содержание раздела

I четверть (8 ч)

Декоративное раскрашивание

2

Рисование узора в полосе из веток с листочками.

Рисование шахматного узора в квадрате.

Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках.

Рисование

с натуры

         

    5

Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды».

Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями.

Рисование с натуры предметов различной формы и цвета. Яблоко, морковь, огурец, груша.

Рисование флага республики Татарстан.

Рисование с натуры доски для резания овощей.


Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы

Рисование на темы.

Беседы об        

изобразительном

искусстве.

1

Рисование на тему: «Парк осенью».  Беседа по картинам Левитана «Золотая осень» и В.Поленова «Золотая осень»

Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года.


II четверть (8ч)

Декоративное раскрашивание

3

Рисование геометрического орнамента в квадрате

Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка - готовая форма)

Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели).

Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках.

Рисование

 с натуры

3

Рисование с натуры игрушечного домика. Рисование с натуры будильника круглой формы.

Рисование с натуры двухцветного мяча.

Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы

Рисование на темы. Беседы об        

изобразительном

искусстве

2

Иллюстрирование прочитанного учителем рассказа

Рисование на тему «Нарядная елка».  Беседа по картинам на тему: «Зима пришла» (И. Шишкин «Зима», К.Юон «Русская зима»).

Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

 Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года.

III четверть (10ч)

Декоративное раскрашивание

4

Рисование узора на рукавичке (выкройка рукавички – готовая форма из картона)

Рисование симметричного узора по образцу.

Декоративное рисование-оформление поздравительной открытки к 8 марта.

Рисование по образцу татарского орнамента в квадрате

Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках.

Рисование

 с натуры

5

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала

Рисование с натуры молотка

Рисование с натуры детской лопатки

Рисование с натуры теннисной ракетки

Рисование с натуры игрушки вертолета (изготавливается из картона).

Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы

Рисование на темы Беседы об        

изобразительном

искусстве.

1

Рисование на тему: «Елка зимой в лесу». Беседа по картинам К.Юона «Конец зимы», «Полдень».

Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

    Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года.

IV четверть (8ч)

Декоративное раскрашивание

3

Рисование узора из растительных форм в полосе

Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы)

Рисование татарского орнамента на фартуке заготовленного учителем.

Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках.

Рисование

 с натуры

Беседы об        

изобразитель-ном

искусстве

4

Рисование с натуры весенней веточки. Беседа по картинам  А. Саврасова «Грачи прилетели», И.Левитана «Март»

Рисование с натуры куста земляники с цветами.

Рисование с натуры цветов. Беседа по картинам на тему: «Разноцветные краски лета» (А.Куинджи. «Берёзовая роща», А.Пластов «Сенокос»)

Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы

    Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года.

Рисование на темы

2

Рисование на тему: «Деревья весной»

Рисование на тему: «Праздник Победы» (праздничный салют).

Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

























РАЗДЕЛ IV

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 «В» класс

Тема и тип урока

Кол-во часов

Коррекционная работа

Дата


I четверть ( 9 часов )


по плану

по факту

1

Тема. Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине И. Хруцкого

« Цветы и плоды».

Тип урока. Урок ознакомления с новым материалом


1

Коррекция и развитие наглядно-образного мышления в ходе беседы по картине. Развитие слухового и зрительного восприятия, на основе упражнения «Угадай цвет»

01.09


2

Тема. Рисование узора в полосе из веток с листочками.

Тип урока. Урок комбинированный


1

Развитие и коррекция мышления на основе упражнений в сравнении.

08.09


3

Тема. Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями ( ветка вишнёвого дерева ).

Тип урока. Урок комбинированный.


1

Развитие внимания, зрительного восприятия на основе упражнения «Определи чей листок»

15.09


4

Тема. Рисование на тему «Парк осенью». Беседа по картинам об осени

( И. Левитан «Золотая осень»,

В. Поленов «Золотая осень» )

( комбинированный урок )

1

Коррекция и развитие наглядно-образного мышления, целенаправленного восприятия, умения сравнивать на основе упражнений в сравнении. Развитие внимания на основе упражнения «Определи последовательность работы»

22.09


5

Тема. Рисование с натуры предметов различной формы и цвета ( яблоко, груша, огурец, морковь ).

Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний

1

Развитие мышления, анализа, сравнения, мелкой моторики в ходе выполнения в рисунке объёмной формы предметов, подборе цвета.

29.10


6

Тема. Рисование с натуры морских сигнальных флажков ( 3 – 4 флажка на одном листе ).

Тип урока. Урок ознакомления с новым материалом

1

Развитие произвольного восприятия, полноты запоминания, умения подбирать гармоничные сочетания цветов.

06.10


7

Тема. Рисование с натуры досок ( с узором) для резания овощей.

Тип урока. Урок ознакомления с новым материалом

1

Развитие сосредоточенного внимания, коррекция двигательной памяти, создание условий для преодоления речевой замкнутости. Развитие внимания на основе упражнения по дифференциации предметов по форме, величине.

13.10


8

Тема. Рисование шахматного узора в квадрате.

Тип урока. Урок комбинированный

1

Развитие зрительного восприятия, умение видеть и понимать перспективу в изображении пространства, развитие преднамеренного осмысливания, художественного вкуса.

20.10


9

Тема. Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.

Тип урока. Урок первичного ознакомления с материалом

1

Развитие произвольного внимания, полноты и точности запоминания, умение передавать содержание рассказа в рисунке.

27.10


II четверть ( 7 часов )


10

Тема. Рисование геометрического орнамента в квадрате.

Тип урока. Урок ознакомления с новым материалом

1

Развитие и коррекция памяти на основе упражнений в запоминании. Развитие умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка.

10.11


11

Тема. Рисование с натуры игрушечного домика.

Тип урока. Комбинированный урок

1

Развитие речи в процессе анализа рисунков. Развитие внимания, корригировать двигательной памяти. Развитие умения дифференцировать предметы по форме, величии-не на основе упражнений в классификации.


17.11


12

Тема. Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.

Тип урока. Урок ознакомления с новым материалом.

1

Развитие слухового восприятия и осмысливание услышанного произведения,

24.11


13

Тема. Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки ( тарелка – готовая форма )

Тип урока. Урок ознакомления с новым материалом

1

Коррекция и развитие наглядно-образного мышления, целенаправленного восприятия содержания и формы, активности внимания, Коррекция двигательной памяти.

01.12


14

Тема. Рисование с натуры будильника круглой формы.

Тип урока. Урок комбинированный

1

Развитие внимания, мышления на основе упражнения по дифференцированию предметов по форме, величине на основе упражнений в классификации. Развитие пространственной ориентировке на основе упражнений в ориентации в пространстве.

08.12


15

Тема. Рисование узора в полосе

( снежинки и веточки ели). Беседа по картинам на тему « Зима пришла».

Тип урока. Комбинированный урок

1

Коррекция и развитие наглядно-образного мышления, памяти на основе упражнений в запоминании. Развитие внимания, умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка.

15.12


16

Тема. Рисование на тему

«Нарядная ёлка».

Тип урока. Комбинированный урок

1

Развитие зрительного восприятия, сосредоточенного внимания, образной памяти, устной связной речи на основе анализа изображения.

22.12


III четверть ( 10 часов )


17

Тема. Рисование узора на рукавичке.

Тип урока. Урок ознакомления с новым материалом.

1

Развитие устойчивого внимания, двигательной памяти, мыслительных операций на основе лексических упражнений в ходе анализа изображения

12.01


18

Тема. Рисование симметричного узора по образцу.

Тип урока.

Комбинированный урок

1

Развитие и коррекция памяти и мышление на основе упражнений в запоминании и сравнении.

19.01


19

Тема. Рисование на тему « Ёлка зимой в лесу»,

Тип урока. Урок ознакомления с новым материалом.

1

Развитие и коррекция слухового восприятия содержания и формы на основе упражнений «Слушай внимательно», Развитие и коррекция слухового восприятия, активности внимания, двигательной памяти, операций логического мышления на основе упражнений в сравнении.


26.01


20

Тема. Рисование с натуры молотка.
Тип урока. Урок ознакомления с новым материалом.


1

Коррекция внимания, мыслительной деятельности на основе упражнения «Найди отличия»

02.02


21

Тема. Рисование с натуры несложного по форме инструмента (шпатель, напильник с ручкой, ручные вилы).

Тип урока. Урок ознакомления с новым материалом.

1

Развитие и коррекция целенаправленного восприятия содержания и формы, логической памяти на основе упражнений в сравнении. Развитие мышления, фразовой речи на основе анализа выполненного рисунка.


09.02


22

Тема. Рисование с натуры теннисной ракетки.

Беседа по картинам

К. Юона « Конец зимы»,

« Полдень».

Тип урока. Комбинированный урок

1

Коррекция и развитие наглядно-образного мышления, произвольного внимания, полноты и точности запоминания, связной речи через передачу содержания картины.


16.02


23

Тема. Рисование на тему « Мой любимый сказочный герой».
Тип урока. Урок систематизации знаний

1

Развитие зрительного восприятия, сосредоточенного внимания, образной памяти на основе упражнений на внимание и запоминание. Развивать устной связной устной речи на основе анализа выполненного рисунка.

23.02


24

Тема. Декоративное рисование – оформление поздравительной открытки к 8 Марта.

Тип урока. Урок обобщения и систем. знаний и умений

1

Развитие произвольного восприятие, полноту запоминания, зрительного восприятия на основе упражнений по под-бору гармоничных сочетаний цветов .

02.03



25

Тема. Рисование по образцу орнамента из квадратиков.

Тип урока. Урок комбинированный

1

Развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, в используемой геометрической форме. Развитие последовательности при рисовании, глазомера, чувства такта.

09.03


26

Тема. Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний.

1

Развитие распределённого целеустремлённого внимания, точности запоминания, в ходе упражнения «Сравни с образцом». Развитие устной связной речи на основе анализа выполненного рисунка

16.03


IV четверть ( 8 часов )


27

Тема. Рисование с натуры игрушки – вертолёта.

Тип урока. Урок ознакомления с новым материалом

1

Развитие внимания, мышления в ходе упражнения по дифференцированию предметов по форме, величине на основе упражнений в классификации. Развитие сосредоточенного внимания, коррекция двигательной памяти. Развитие связной устной речи на основе анализа рис.

06.04


28

Тема. Рисование узора из растительных форм в полосе.

Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний и умений

1

Развитие воображения и творческого мышления. Развитие глазомера, чувства такта и эстетичности при оформлении работы. Развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, в используемой геометрической форме.

13.04


29

Тема. Рисование с натуры весенней веточки. Беседа по картинам о весне. (И. Левитан « Март», А. Саврасов « Грачи прилетели»)

Тип урока. Урок ознакомления с новым материалом.

1

Коррекция и развитие наглядно-образного мышления, восприятия и осмысливание изображённого на картине, развитие полноты запоминания на основе упражнения «Найди главное»

20.04


30

Тема. Рисование на тему

« Деревья весной».

Тип урока. Урок ознакомления с новым материалом.

1

Развитие и расширение зри-тельного восприятия, аналитической деятельности, на основе упражнения «Определи цвет и назови форму» . Развивать устную связную речь на основе анализа выполненного рисунка.

27.04


31

Тема. Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы)

Тип урока. Урок закрепления знаний и умений

1

Развитие целенаправленности восприятия форм предметов, деятельности анализа, сравнения, обобщения; улучшение зрительно-двигатель-ной координации, аккуратности, настойчивости в работе; совершенствование фразовой речи.

04.05


32

Тема. Рисование на тему

« Праздник Победы»

( праздничный салют )

Тип урока. Урок ознакомления с новым материалом

1

Развитие восприятия и осмысливание изображённого на картине. Развитие устной связной речи через высказывание осознанного суждения об увиденном.

11.05


33

Тема. Декоративное рисование на тему

« Нарисуй любой узор в квадрате»

( квадрат готовой формы )

Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний

1

Развитие внимания, мышления, чувства такта через выполнение задания «Нарисуй узор»

18.05.


34

Тема. Рисование с натуры куста земляники с цветком.

Тип урока. Урок комбинированный

1

Развитие, коррекция и расширение зрительного восприятия, аналитической деятельности через упражнение «Определи цвет и форму»

25.05



РАЗДЕЛ V

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


1.Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 3 класс. Москва «Просвещение», 2012

2.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы. Москва. «Просвещение», 2010 год(интернет версия)