Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по учебному предмету «География» для 6-9 класса
формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; формирование коммуникативной компетентности;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера;
развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса географии; развитие творческих способностей учащихся;
воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды.
знание границ, государственного строя и символики России;
знание природных богатств России, возможности использования их человеком;
знание типичных представителей растительного и животного мира природных зон России;
знание основного населения , его занятия и крупные города России;
знание правил безопасного поведения в природе, мер безопасности при стихийных бедствиях;
понимание основных условных обозначений географической карты;
умение показывать Россию, материки и океаны на географических картах;
знание особенностей географического положения, типичных представителей растительного и животного мира своей местности;
умение называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники Москвы;
умение по иллюстрациям характерных достопримечательностей узнавать отдельные города Евразии.
| Центральная Азия | Туркмения (Туркменистан) . Киргизия (Кыргызская Республика). Таджикистан (Республика Таджикистан). | |
6 | Юго-Западная Азия | Грузия . Азербайджан (Азербайджанская Республика). Армения (Республика Армения). Турция (Турецкая Республика) . Ирак (Республика Ирак). Иран (Исламская Республика Иран). Афганистан (Исламская Республика Афганистан). | 7 |
7 | Южная Азия | Индия (Республика Индия): географическое положение, природа, экономика. Индия: население, культура, обычаи и традиции. | 1 |
8 | Восточная Азия | Китай (Китайская Народная Республика): географическое положение, природа, экономика . Китай: население, культура, обычаи и традиции. Монголия. Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР). Республика Корея. Япония: географическое положение, природа, экономика . Япония: население, культура, обычаи и традиции. | 4 |
9 | Юго-Восточная Азия | Таиланд (Королевство Таиланд). Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам) . Индонезия (Республика Индонезия). | 3 |
10 | РОССИЯ | Границы России Россия (Российская Федерация) — крупнейшее государство Евразии. Административное деление России. Столица и крупные города России. | 6 |
11 | Обобщение | Европа и Азия. | 2 |
12 | География Москвы и Московской области. | История возникновения нашего края. Положение на карте области, края. Границы. Поверхность. Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы. Полезные ископаемые и почвы нашей местности. Реки, пруды, озера, каналы нашей местности. Водоснабжение нашего края питьевой водой. Охрана водоемов. Растительный мир нашего края (деревья, | 13 |
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
Раздел I. Введение |
1. | Что изучает география. | 1 |
2. | Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. | 1 |
3. | Явления природы. | 1 |
4. | Географические сведения о вашей местности и труде населения. | 1 |
Раздел II. Ориентирование на местности |
5. | Горизонт. Линия горизонта. | 1 |
6. | Стороны горизонта. | 1 |
7. | Компас и правила пользования им. | 1 |
8. | Ориентирование по местным признакам природы. | 1 |
9. | Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях | 1 |
Раздел III. Формы поверхности Земли |
10. | Равнины, холмы. | 1 |
11. | Овраги, их образование | 1 |
12. | Горы. Землетрясения. Извержение вулканов. | 1 |
13. | Практическая работа «Зарисовка различных форм земной поверхности, схема вулкана в разрезе. Моделирование из пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана. | 1 |
Раздел IV. Вода на Земле |
14. | Вода в природе. | 1 |
15. | Родник и его образование. | 1 |
16. | Колодец, водопровод. | 1 |
17. | Части реки. Равнинные и горные реки. | 1 |
18. | Как люди используют реки. | 1 |
19. | Озера. Водохранилища. Пруды. | 1 |
20. | Болота, их осушение. | 1 |
21. | Океаны и моря. | 1 |
22. | Острова и полуострова. | 1 |
23. | Водоемы Москвы и Московской области. Охрана вод от загрязнения. | 1 |
Раздел V. План и карта |
24. | Рисунок и план предмета. | 1 |
25. | План и масштаб. | 1 |
26. | План класса. | 1 |
27. | План школьного участка. | 1 |
28. | Условные знаки плана местности. | 1 |
29. | План и географическая карта. Практическая работа «Упражнения в определении направлений на плане и карте». | 1 |
30. | Условные цвета физической карты. | 1 |
31. | Условные знаки физической карты. Практическая работа «Зарисовка в тетради условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты». | 1 |
32. | Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей. | 1 |
33. | Обобщающий урок. | 1 |
Раздел VI. Земной шар |
34. | Краткие сведения о Земле, Солнце. Луне | 1 |
35. | Планеты | 1 |
36. | Земля — планета. Доказательства шарообразности Земли. | 1 |
37. | Освоение космоса. Глобус — модель земного шара. | 1 |
38. | Физическая карта полушарий. | 1 |
39. | Распределение воды и суши на Земле. | 1 |
40. | Океаны на глобусе и карте полушарий. | 1 |
41. | Материки на глобусе н карте полушарий. | 1 |
42. | Первые кругосветные путешествия | 1 |
43. | Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности . | 1 |
44. | Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. | 1 |
45. | Пояса освещённости: жаркие, умеренные, холодные. | 1 |
46. | Природа тропического пояса. | 1 |
47. | Природа умеренных и полярных поясов | 1 |
Раздел VII. Карта России |
48. | Географическое положение России на карте. | 1 |
49. | Границы России. Сухопутные границы России на западе и юге. | 1 |
50. | Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. | 1 |
51. | Моря Тихого и Атлантического океанов. | 1 |
52. | Острова и полуострова России. | 1 |
53. | Практическая работа «Работа с контурными картами». | 1 |
54. | Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. | 1 |
55 | Практическая работа «Работа с контурными картами» | 1 |
56. | Горы: Кавказ. Урал, Алтай. Саяны | 1 |
57. | Крупнейшие месторождения полезных ископаемых . | 1 |
58. | Практическая работа «Работа с контурными картами» | 1 |
59. | Реки: Волга с Окой и Камой. | 1 |
60. | Реки: Дон. Днепр, Урал. | 1 |
61. | Реки Сибири: Обь, Енисей. | 1 |
62. | Реки: Лена и Амур. | 1 |
63. | Озёра России. | 1 |
64. | Практическая работа «Работа с контурными картами». | 1 |
65. | Москва и Московская область на карте России. | 1 |
66. | Повторение «Вода на Земле». | 1 |
67. | Повторение «План и карта». | 1 |
68. | Повторение «Карта России». | 1 |
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
Раздел I. Введение. Особенности природы и хозяйства России |
1. | Географическое положение России на карте мира. | 1 |
2. | Европейская и азиатская части России. | 1 |
3. | Административное деление России. | 1 |
4. | Разнообразие рельефа. | 1 |
5. | Полезные ископаемые, их основные месторождения. | 1 |
6. | Климат России. | 1 |
7. | Водные ресурсы России, их использование. | 1 |
8. | Население России. Народы России. | 1 |
9. | Промышленность — основа хозяйства, её отрасли. | 1 |
10. | Сельское хозяйство, его отрасли. | 1 |
11. | Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России. | 1 |
Раздел II. Природные зоны России |
12. | Размещение природных зон на территории России. | 1 |
13. | Карта природных зон России. | 1 |
Раздел III. Зона арктических пустынь |
14. | Положение на карте. | 1 |
15. | Климат. | 1 |
16. | Растительный и животный мир. | 1 |
17. | Население и его основные занятия. | 1 |
18. | Северный морской путь. | 1 |
Раздел IV. Зона тундры |
19. | Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. | 1 |
20. | Климат. Водоёмы тундры. | 1 |
21. | Растительный мир. | 1 |
22. | Животный мир. | 1 |
23. | Хозяйство. Население и его основные занятия. | 1 |
24. | Города тундры: Мурманск, Архангельск. | 1 |
25. | Города тундры: Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь. | 1 |
26. | Экологические проблемы севера. Охрана природы тундры. | 1 |
Раздел V. Лесная зона |
27. | Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. | 1 |
28. | Климат. | 1 |
29. | Реки, озёра, каналы. | 1 |
30. | Растительный мир. Хвойные леса (тайга). | 1 |
31. | Смешанные и лиственные леса. | 1 |
32. | Животный мир. | 1 |
33. | Пушные звери. | 1 |
34. | Значение леса. | 1 |
35. | Практическая работа «Запись названий и зарисовка в тетради наиболее типичных растений и животных изучаемой природной зоны». | 1 |
36. | Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. | 1 |
37. | Города Центральной России. | 1 |
38. | Особенности развития хозяйства северо-западной России. | 1 |
39. | Города: Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград. | 1 |
40. | Западная Сибирь. | 1 |
41. | Восточная Сибирь. | 1 |
42. | Дальний Восток. | 1 |
43. | Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. | 1 |
44. | Обобщающий урок по лесной зоне. | 1 |
Раздел VI . Зона степей |
45. | Положение на карте. рельеф и полезные ископаемые. Реки. | 1 |
46. | Растительный мир. | 1 |
47. | Животный мир. | 1 |
48. | Население и его основные занятия. | 1 |
49. | Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск. | 1 |
50. | Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград | 1 |
51. | Города степной зоны: Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар . | 1 |
52. | Охрана природы зоны степей. | 1 |
Раздел VII. Зона пустынь и полупустынь |
53. | Положение на карте. рельеф и полезные ископаемые.. | 1 |
54. | Климат. Реки. | 1 |
55. | Растительный мир. | 1 |
56. | Животный мир. | 1 |
57. | Хозяйство. Население и его основные занятия. | 1 |
58. | Города зоны полупустынь и пустынь. | 1 |
Раздел VIII. Зона субтропиков |
59. | Положение на карте. Поверхность. Климат. Растительный и животный мир . | 1 |
60. | Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города- курорты | 1 |
Раздел IX. Высотная поясность в горах |
61. | Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. | 1 |
62. | Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. | 1 |
63. | Города и экологические проблемы Урала. | 1 |
64. | Алтайские горы. Хозяйство. Население и его основные занятия города. | 1 |
65. | Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. | 1 |
66. | Повторение «Особенности природы и хозяйства России». | 1 |
67. | Повторение «Природные зоны России». | 1 |
68. | Обобщение знаний за год. | 1 |
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Дата проведения |
Раздел I. Введение | |
1. | Что изучают в курсе географии материков и океанов. | 1 | |
2. | Материки и океаны на глобусе и карте. | 1 | |
Раздел II. Мировой океан | |
3. | Атлантический океан. | 1 | |
4. | Северный Ледовитый океан. | 1 | |
5. | Тихий океан. | 1 | |
6. | Индийский океан. | 1 | |
7. | Современное изучение мирового океана. | 1 | |
Раздел III. Африка | |
8. | Географическое положение. | 1 | |
9. | Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. Практическая работа «Обозначение на контурной карте изучаемого материка и его географических объектов». | 1 | |
10. | Природные зоны. Растительность тропических лесов. | 1 | |
11. | Животные тропических лесов. | 1 | |
12. | Растительность саванн. | 1 | |
13. | Животные саванн. | 1 | |
14. | Растительность и животные пустынь. | 1 | |
15. | Население и государства. | 1 | |
16. | Государства и их столицы (по выбору учителя – Египет, Эфиопия). | 1 | |
17. | Государства и их столицы (по выбору учителя – Танзания, ДР Конго, ЮАР). | 1 | |
18. | Обобщающий урок по теме «Африка» | 1 | |
Раздел IV. Австралия | |
19. | Географическое положение. | 1 | |
20. | Разнообразие рельефа. Климат. Реки и озера. Практическая работа «Обозначение на контурной карте изучаемого материка и его географических объектов». | 1 | |
21. | Растительный мир. | 1 | |
22. | Животный мир. | 1 | |
23. | Население. | 1 | |
24. | Австралийский Союз. | 1 | |
25. | Океания. Остров Новая Гвинея. | 1 | |
26. | Обобщающий урок по теме «Австралия». | 1 | |
Раздел V. Антарктида | |
27. | Географическое положение. Антарктика. | 1 | |
28. | Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. | 1 | |
29. | Разнообразие рельефа, климат. | 1 | |
30. | Растительный и животный мир. Охрана природы. | 1 | |
31. | Современные исследования Антарктиды. | 1 | |
32. | Практическая работа «Обозначение на контурной карте изучаемого «материка». | 1 | |
Раздел VI. Америка | |
33. | Открытие Америки | 1 | |
Северная Америка | |
34. | Географическое положение. | 1 | |
35. | Разнообразие рельефа, климат. | 1 | |
36. | Реки и озёра. Практическая работа «Обозначение на контурной карте изучаемого материка». | 1 | |
37. | Растительный и животный мир. | 1 | |
38. | Население и государства. | 1 | |
39. | Соединённые Штаты Америки. | 1 | |
40. | Соединённые Штаты Америки. | 1 | |
41. | Канада. | 1 | |
42. | Мексика. Куба. | 1 | |
Южная Америка | |
43. | Географическое положение. | 1 | |
44. | Разнообразие рельефа, климат. | 1 | |
45. | Реки и озёра. Практическая работа «Обозначение на контурной карте изучаемого материка». | 1 | |
46. | Растительность тропических лесов. | 1 | |
47. | Животные тропического леса. | 1 | |
48. | Растительность саванн, степей, пустынь и горных районов. | 1 | |
49. | Животные саванн, степей, полупустынь, гор. Практическая работа«Запись названий типичных растений и животных материка. Прикрепление их иллюстраций к магнитной доске»». | 1 | |
50. | Население (коренное и пришлое). | 1 | |
51. | Крупные государства ( Бразилия, Аргентина, Перу- по выбору учителя). | 1 | |
52. | Обобщающий урок «Часть света - Америка». | 1 | |
Раздел VII. Евразия | |
53. | Географическое положение. | 1 | |
54. | Очертания берегов. моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и полуострова. | 1 | |
55. | Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова. Практическая работа «Обозначение на контурной карте изучаемого материка и его географических объектов». | 1 | |
56. | Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы. | 1 | |
57. | Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии. | 1 | |
58. | Климат Евразии. | 1 | |
59. | Реки и озёра Европы. | 1 | |
60. | Реки и озёра Азии. | 1 | |
61. | Растительный и животный мир Европы. | 1 | |
62. | Растительный и животный мир Азии. Практическая работа «Запись названий типичных растений и животных материка. Прикрепление их иллюстраций к магнитной доске». | 1 | |
63. | Население Евразии. | 1 | |
64. | Культура и быт народов Евразии. | 1 | |
65. | Обобщающий урок «Евразия». | 1 | |
66. | Повторение «Мировой океан». | 1 | |
67. | Обобщающий урок «Материки и океаны». | 1 | |
68. | Обобщение знаний за год. | 1 | |
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
Раздел I. Политическая карта Евразии. Западная Европа 7 часов |
1. | Политическая карта Евразии. Государства Евразии (обзор) | 1 |
2. | Великобритания: географическое положение, природа, экономика . | 1 |
3. | Великобритания: население, культура, обычаи и традиции.. | 1 |
4. | Франция (Французская Республика): географическое положение, природа, экономика . | 1 |
5. | Франция: население, культура, обычаи и традиции. | 1 |
6. | Германия (Федеративная Республика Германия). | 1 |
7. | Австрия (АвстрийскаяРеспублика). Швейцария (Швейцарская Конфедерация). Практическая работа «Работа с контурными картами» | 1 |
Раздел II. Южная Европа 5 часов |
8. | Испания (Королевство Испания). | 1 |
9. | Португалия (Португальская Республика). | 1 |
10. | Италия (Итальянская Республика): географическое положение, природа, экономика. | 1 |
11. | Италия: население, культура, обычаи и традиции. | 1 |
12. | Греция (Греческая Республика). Практическая работа «Работа с контурными картами» | 1 |
Раздел III. Северная Европа 3 часа |
13. | Норвегия (Королевство Норвегия). | 1 |
14. | Швеция (Королевство Швеция). | 1 |
15. | Финляндия (Финляндская Республика). Практическая работа «Работа с контурными картами» | 1 |
Раздел IV. Восточная Европа 10 часов |
16. | Польша (Республика Польша).Чехия (Чешская Республика). Словакия (Словацкая Республика). | 1 |
17. | Венгрия (Венгерская Республика) . | 1 |
18. | Румыния (Республика Румыния). Болгария (Республика Болгария). | 1 |
19. | Сербия и Черногория. | 1 |
20. | Эстония (Эстонская Республика) . | 1 |
21. | Латвия (Латвийская Республика). | 1 |
22. | Литва (Литовская Республика). | 1 |
23. | Республика Белоруссия. | 1 |
24. | Украина. | 1 |
25. | Молдавия (Республика Молдова). Практическая работа «Работа с контурными картами» | 1 |
Раздел V. Азия 22 часа |
Центральная Азия | 5 часов |
26. | Казахстан (Республика Казахстан). | 1 |
27. | Узбекистан (Республика Узбекистан). | 1 |
28. | Туркмения (Туркменистан). | 1 |
29. | Киргизия (Кыргызская Республика). | 1 |
30. | Таджикистан (Республика Таджикистан). Практическая работа «Работа с контурными картами» | 1 |
Юго-Западная Азия 7 часов |
31. | Грузия . | 1 |
32. | Азербайджан (Азербайджанская Республика). | 1 |
33. | Армения (Республика Армения). | 1 |
34. | Турция (Турецкая Республика) . | 1 |
35. | Ирак (Республика Ирак). | 1 |
36. | Иран (Исламская Республика Иран). | 1 |
37. | Афганистан (Исламская Республика Афганистан). Практическая работа «Работа с контурными картами» | 1 |
Южная Азия 1 час |
38. | Индия (Республика Индия): географическое положение, природа, экономика. | 1 |
| Индия: население, культура, обычаи и традиции. | |
Восточная Азия 4 часа |
39. | Китай (Китайская Народная Республика): географическое положение, природа, экономика . Китай: население, культура, обычаи и традиции. | 1 |
40. | Монголия. | 1 |
41. | Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР). Республика Корея. | 1 |
42. | Япония: географическое положение, природа, экономика . Япония: население, культура, обычаи и традиции. | 1 |
Юго –Восточная Азия 3 часа |
43. | Таиланд (Королевство Таиланд). | 1 |
44. | Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам) . | 1 |
45. | Индонезия (Республика Индонезия). | 1 |
Раздел VI. Россия 8 часов |
46. | Границы России | 1 |
47. | Россия (Российская Федерация) — крупнейшее государство Евразии. | 1 |
48. | Административное деление России. | 1 |
49. | Столица и крупные города России. | 1 |
50. | Практическая работа «Работа с контурными картами» | 1 |
51. | Заочное путешествие по городам России. | 1 |
52. | Обобщающий урок «Европа» | 1 |
53. | Обобщающий урок «Азия» | 1 |
Раздел VII. География Москвы и Московской области 13 часов |
54. | История возникновения нашего края. | 1 |
55. | Положение на карте области, края. Границы. Поверхность. | 1 |
56. | Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы. | 1 |
57. | Полезные ископаемые и почвы нашей местности. | 1 |
58. | Реки, пруды, озера, каналы нашей местности. Водоснабжение нашего края питьевой водой. Охрана водоемов. | 1 |
59. | Растительный мир нашего края (деревья, кустарники, травы, цветочно- декоративные растения, грибы, орехи, ягоды, лекарственные растения). Красная книга. Охрана растительного мира. | 1 |
60. | Животный мир нашей местности. (Хищные и травоядные, дикие и сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые). Вред природе, наносимый браконьерами. Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам. Заповедники, за- казники. | 1 |
61. | Население нашей области. Его состав. Национальные обычаи, традиции, костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня. | 1 |
62. | Промышленность нашей местности. Ближайшее промышленное предприятие, где могут работать выпускники. | 1 |
63. | Специализация сельского хозяйства (растениеводство, жи- вотноводство, т.п.). | 1 |
64. | Транспорт(наземный, железнодорожный, авиационный, речной). | 1 |
65. | Архитектурно-историческиеи культурные памятники Москвы и Московской области. | 1 |
66. | Обобщающий урок «Моя малая Родина» | 1 |