Адаптированная рабочая программа
для детей с расстройствами аутистического спектра
учебного предмета «Изобразительное искусство»
на 2019/2020 учебный год
Ф.И.О. обучающейся:
Класс: 1-Б
Учитель:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству предназначена для обучающейся с расстройствами аутистического спектра (РАС) (вариант 8.2) 1-Б класса и составлена в соответствии с нормативными правовыми документами:
1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009г. № 373»;
3.Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, Министерства здравоохранения Республики Крым
от 3 марта, 16 марта 2016 г. N 281/365 "Об утверждении Положения об организации обучения на дому или в медицинской организации обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в Республике Крым".
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
6.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
7.Авторская программа Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»; УМК «Школа России»;
8. Адаптированная основная общеобразовательная программа МБОУ «Пожарская школа».
9.Положение «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ» МБОУ
10. Индивидуальный учебный план МБОУ на 2019/2020 уч.год.
11. Учебник: «Изобразительное искусство. 1 кл.». Автор Б.М.Неменский. Учебник для общеобразовательных организаций; М.: «Просвещение 2014.
Цели : воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание уважения к культуре народов России и других стран; готовность и способность выражать свою позицию в искусстве и через искусство;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающейся, которые она должна приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные характеризуют уровень сформированности универсальных способностей, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Регулятивные универсальные учебные действия:
определять цель деятельности на уроке и формулировать её с помощью тьютора, учителя;
с помощью тьютора, учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с тьютором, учителем.
Познавательные универсальные учебные действия:
стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
ориентироваться в своей системе знаний и умений:
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
слушать и понимать речь других;
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные :
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края,
эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
В результате изучения предмета "Изобразительное искусство" у обучающейся:
•будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
• формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру;
•установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом»;
Обучающаяся получит возможность научиться:
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- первоначальному умению смыслового восприятия текста;
- принимать другое мнение и позицию;
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы.
Обучающаяся с РАС достигнет вышеуказанных планируемых результатов за счёт особенности подачи учебного материала:
- использование визуального расписания этапов урока;
- использование несложных таблиц, алгоритмов действий и наглядного материала по изучаемой теме;
- дополнительная визуализация заданий;
- разбиение инструкций учителя и тьютора на несколько частей;
-упрощение содержания заданий;
- использование альтернативных заданий, при возникновении сложностей в процессе изучения той или иной темы.
Все вышепоставленные личностные, метапредметные и предметные задачи реализуются с помощью взаимодействия учитель-тьютор.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема первого года обучения: «ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ».
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения ( 9 ч.)
Изображения всюду вокруг нас.Мастер Изображения учит видеть.Изображать можно пятном.Изображать можно в объеме.Изображать можно линией.Разноцветные краски.Изображать можно и то, что невидимо.Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь.Знакомство с Мастером Украшения ( 8 ч.)
Мир полон украшений.Красоту надо уметь замечать.Узоры, которые создали люди.Как украшает себя человек.Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч.)
Постройки в нашей жизни.Дома бывают разными.Домики, которые построила природа.Дом снаружи и внутри.Строим город. Все имеет свое строение.Строим вещи.Город, в котором мы живем. Экскурсия. Постройки в нашей жизни (обобщение темы).
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5ч.)
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе «Праздник весны». Изображение. Украшение. Постройка.«Сказочная страна». Создание панно. Разноцветные жуки. Времена года. Весенний пейзаж. Экскурсия. Здравствуй, лето! (обобщение темы)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Практическая часть |
1 | Ты учишься изображать. Знакомство с Мастером Изображения | 9 | - |
2 | Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения | 8 | - |
3 | Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки | 11 | 1 (экскурсия) |
4 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 5 | 1 (экскурсия) |
| Итого | 33 | 2 |