ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность предмета.
Актуальность и практическая значимость программы состоит в том, что «Рисование» занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Занятия изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры. Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа
Рабочая программа по курсу «Рисование» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Основания разработки рабочей программы:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016);
Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1»
Учебным планом КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2023-2024 уч. год;
Годовым календарным планом – графиком КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2023-2024 уч. год.
Цель: формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами; используя различные многообразные виды деятельности (изобразительная деятельность, игровая, действия с разборными игрушками и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью; проектирование коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для коррекционно-развивающей работы по подготовке обучающихся с РАС к жизни в современном обществе и к переходу на следующую ступень получения образования.
Задачи:
воспитание интереса к изобразительному искусству;
раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений;
формировать умения правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок; контролировать свои действия;
развитие ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной и моторной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования;
развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
Общая характеристика учебного предмета.
Учебный предмет «Рисование» включён в обязательную часть образовательной области «Искусство» учебного плана для учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Обучение носит предметно практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально - трудовой подготовки учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.
Рисование занимает важное место в работе с ребенком с РАС. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Рисование» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ.
На изучение курса в 1 классе отведено 33 часа, 1 час в неделю, 33 учебных недели. «Рисование» входит в образовательную область «Искусство».
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
любовь к близким, к общеобразовательной организации, своему городу, народу, России;
элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе;
положительное отношение к своему национальному языку и культуре;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится ОО.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
представления о правилах поведения в общеобразовательной организации, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
знание правил этики, культуры речи.
Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни
первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда в жизни человека и общества;
уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и школе;
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
различение красивого и некрасивого, прекрасного и безобразного;
формирование элементарных представлений о красоте;
формирование умения видеть красоту природы и человека;
представления и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных особенностей, психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объём обязательных умений. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
знать названия некоторых художественных материалов, инструментов и приспособлений;
знать некоторые выразительные средства изобразительного искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
знать названия предметов, подлежащих рисованию;
самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы: правильно сидеть за столом, располагать лист бумаги на столе, держать карандаш, кисть и др.;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя;
рисовать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы и конструкции;
ориентироваться в пространстве листа;
адекватно передавать цвет изображаемого объекта;
узнавать и различать в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенные предметы и действия.
Достаточный уровень:
знать названия некоторых художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения,
знать выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет»;
оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно);
Устанавливать элементарные причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами.
Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов:
1) развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;
2) развитие мотивации к обучению;
3) развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
5) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
6) развитие положительных свойств и качеств личности;
7)готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся на момент поступления.
Модель учащегося, поступившего в 1 класс, может складываться из основных потенциалов развития личности ребенка.
Физический потенциал предполагает, что учащийся имеет удовлетворительный уровень физического развития, может выполнять элементарный комплекс утренней гимнастики по показу, владеет основными гигиеническими навыками.
Коммуникативный потенциал предполагает, что учащийся понимает и выполняет простые инструкции педагога, положительно реагирует на различные просьбы взрослого.
Познавательный потенциал предполагает, что учащийся может воссоздавать целостное изображение предмета по его частям, группировать предметы по образцу и речевой инструкции, называть свое имя, правильно удерживать в руке карандаш.
Художественно-деятельностный потенциал предполагает, что учащийся включается в совместные игры, организованные педагогом, может выполнять элементарные поделки (постройки) по показу, принимать участие в общих праздниках, спортивных мероприятиях под контролем взрослого.
Необходимым условием реализации рабочей программы по учебному предмету «Рисование» является создание развивающей предметно-пространственной среды:
Направления коррекционно-развивающей работы | Развивающая предметно-пространственная среда |
Коммуникация | Альтернативная коммуникация (графические изображения, символы, пиктограммы, схемы последовательности действий, визуальное расписание ), диски из музыкальной серии «Пальчиковая гимнастика», |
Слуховое и зрительное восприятие, внимание и память | Недорисованные изображения, геометрические фигуры, разрезные картинки, натуральные и иллюстративные наглядности; музыкальные инструменты, Монтессори цветовые таблички |
Пространственные представления | Схемы, модели, предметные и сюжетные картины |
Развитие общей и ручной моторики | Массажные мячи разных размеров, прищепки, природный материал, пластилин, сборно-разборные дидактические игрушки, цветная бумага, клей, ножницы, кисть, краски, карандаши, фломастеры |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Формы текущего контроля
Контроль осуществляется в виде – диагностики на начало (сентябрь) и итоговое тестирование (май), (проверка уровней ЗУН).
Предполагаемые результаты:
Минимальный уровень:
- знать названия некоторых художественных материалов, инструментов и приспособлений;
- знать некоторые выразительные средства изобразительного искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
- знать названия предметов, подлежащих рисованию;
- самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы: правильно сидеть за столом, располагать лист бумаги на столе, держать карандаш, кисть и др.;
- следовать при выполнении работы инструкциям учителя;
Достаточный уровень:
- знать названия некоторых художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения,
- знать выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет»;
- оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно);
- устанавливать элементарные причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами.
- раскрашивать контурное изображения с использованием трафарета, шаблона, тактильного контура
получать разные цвета путем смешивания красок (красный + желтый = оранжевый, синий + желтый = зеленый, синий + красный = фиолетовый, синий + белый = голубой, красный + белый = розовый).
Базовые учебные действия.
Личностные учебные действия | испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих других обучающихся; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны |
Коммуникативные учебные действия | вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых), слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач, использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач |
Регулятивные учебные действия | принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. |
Познавательные учебные действия | дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию, использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
№ п/п | Раздел | Краткое содержание курса |
| Организация рабочего места | Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе. |
| Различение формы предметов и геометрических фигур, выполнение аппликаций. | Различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и цветов, выполнение аппликаций при помощи клея, ножниц. |
| Развитие мелкой моторики руки | Формирование представлений детей о движении руки при изображении, при помощи активных и пассивных (движение руки ребенка рукою педагога) движений. Формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения. |
| Приемы рисования твердыми материалами (мелками, губкой, рукой, карандашом, фломастером) | Рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу); -рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных); -рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу); -рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. - штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки); |
| Приемы работы красками | Точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью; -приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п |
| Развитие речи | Введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и качества; изобразительных средств (точка, линия, контур, штриховка и т.д.). Обозначение словом признаков предметов («карандаш красный и длинный», «мяч круглый, зеленый» и т.п.). |
| Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок | Понятия: «цвет», «краски», «акварель», «гуашь», и т.д. Цвета солнечного спектра (основные). Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима). |
7. Календарно-тематическое планирование учебного предмета
«Рисование», 33 часа
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата | Виды деятельности обучающихся |
| Рисование. Знакомство с учебными принадлежностями. Правила безопасной работы. Диагностика. Узнавание материалов и инструментов, используемых для рисования. Краски, карандаши, кисти, емкость для воды. | 1 | | Слушание учителя, выполнение инструкции, оставление графического следа. Различение материалов и инструментов, используемых для рисования. Пальчиковая гимнастика. |
2-3 | Рисование фруктов: яблоко, апельсин разной формы и величины. | 2 | | Рисование дуг и окружностей цветными карандашами. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. Подбор цветовой гаммы. Пальчиковая гимнастика. Рассматривание шаблона рисунка. Анализ образца. Творческая практическая деятельность, проводимая с каждым учеником индивидуально. Рефлексия. Подведение итогов урока. Уборка рабочих мест. |
4-5 | Рисование гирлянды – длинная и короткая (повторяющиеся или чередующиеся элементы геометрических фигур). | 2 | | Слушание учителя, выполнение инструкции, оставление графического следа. Различение материалов и инструментов, используемых для рисования. Пальчиковая гимнастика. |
6-7 | Аппликация. Знакомство с учебными принадлежностями. Правила безопасной работы. Узнавание различных видов бумаги (цветная бумага, картон, фольга, салфетка) Инструменты для аппликации (ножницы, трафарет). Аппликация из мятой бумаги «Осень» | 2 | | Манипуляции с бумагой (рвём, сминаем ее). Различение разных видов бумаги среди других материалов. Различение инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации. Пальчиковая гимнастика. Беседа, приклеивание бумаги на лист. |
8-9 | « Белый снежок порхает, кружится» рисование ватными палочками | 2 | | Слушание учителя, выполнение инструкции, оставление графического следа. Различение материалов и инструментов, используемых для рисования. Пальчиковая гимнастика. |
10-11 | Рисование. Овощи. Морковка. | 2 | | Повторение формы треугольник. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. Подбор цветовой гаммы. Пальчиковая гимнастика. Рассматривание шаблона рисунка. Анализ образца. Творческая практическая деятельность, проводимая с каждым учеником индивидуально. Рефлексия. Подведение итогов урока. Уборка рабочих мест. |
12-13 | Аппликация. Овощи. Морковка из мятых салфеток. | 2 | | Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации. Узнавание разных видов бумаги (картон, салфетка, цветная бумага). Различение и соотнесение бумаги по цвету. Рассматривание предметных картинок (тучка, солнце). Анализ объекта (количество, форма, величина, цвет). Пальчиковая гимнастика. Манипуляция с бумагой. Выделение проблемы. Опытно-экспериментальная деятельность. Конструирование объекта из деталей. Определение месторасположения заготовок на картоне (верх, середина, низ). Объяснение педагога с демонстрацией определённых приёмов и навыков. Повторение алгоритма работы с клеем. Приклеивание заготовок Выполнение действий по подражанию. Рефлексия. Выставка работ. Подведение итогов урока. Уборка рабочих мест |
14-15 | «Из трубы идет дымок» Рисование разнохарактерных, спиралеобразных линий. | 2 | | Слушание учителя, выполнение инструкции, оставление графического следа. Различение материалов и инструментов, используемых для рисования. Пальчиковая гимнастика. |
16-17 | Аппликация. Овощи: помидор, огурец. | 2 | | Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации. Узнавание разных видов бумаги (картон, салфетка, цветная бумага). Различение и соотнесение бумаги по цвету. Рассматривание предметных картинок (тучка, солнце). Анализ объекта (количество, форма, величина, цвет). Определение месторасположения заготовок на картоне (верх, середина, низ). Объяснение педагога с демонстрацией определённых приёмов и навыков. Повторение алгоритма работы с клеем. Приклеивание заготовок Выполнение действий по подражанию. Рефлексия. Выставка работ. Подведение итогов урока. Уборка рабочих мест. |
18-19 | Рисование. Ежик. | 2 | | Выбор цвета. Называние цветов. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. Подбор цветовой гаммы. Пальчиковая гимнастика. Рассматривание шаблона рисунка. Анализ образца. Творческая практическая деятельность, проводимая с каждым учеником индивидуально. Рефлексия. Подведение итогов урока. Уборка рабочих мест. |
20-21 | «Зажжем на елке огоньки» Развиваем умение ритмично наносить мазки отпечатком пальчиков (указательным, мизинчиком) Разноцветными красками зажигать огоньки. | 2 | | Выбор цвета. Называние цветов. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. Подбор цветовой гаммы. Пальчиковая гимнастика. Рассматривание шаблона рисунка. Анализ образца. Творческая практическая деятельность, проводимая с каждым учеником индивидуально. Рефлексия. Подведение итогов урока. Уборка рабочих мест. |
22-23 | Аппликация. Ежик. | 2 | | Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации. Узнавание разных видов бумаги (картон, салфетка, цветная бумага). Различение и соотнесение бумаги по цвету. Рассматривание предметных картинок (тучка, солнце). Анализ объекта (количество, форма, величина, цвет). Пальчиковая гимнастика. Манипуляция с бумагой. Объяснение педагога с демонстрацией определённых приёмов и навыков. Повторение алгоритма работы с клеем. Приклеивание заготовок Выполнение действий по подражанию. Рефлексия. Выставка работ. Подведение итогов урока. Уборка рабочих мест. |
24-25 | Рисование «Корзинка для грибов». | 2 | | Выбор цвета. Называние цветов. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. Подбор цветовой гаммы. Пальчиковая гимнастика. Рассматривание шаблона рисунка. Анализ образца. Творческая практическая деятельность, проводимая с каждым учеником индивидуально. Рефлексия. Подведение итогов урока. Уборка рабочих мест. |
26-27 | «Снеговик» Рисование красками линий замкнутого круга. | 2 | | Выбор цвета. Называние цветов. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. Подбор цветовой гаммы. Пальчиковая гимнастика. Рассматривание шаблона рисунка. Анализ образца. Творческая практическая деятельность, проводимая с каждым учеником индивидуально. Рефлексия. Подведение итогов урока. Уборка рабочих мест. |
28-29 | Аппликация «Корзинка для грибов». | 2 | | Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации. Узнавание разных видов бумаги (картон, салфетка, цветная бумага). Различение и соотнесение бумаги по цвету. Рассматривание предметных картинок (тучка, солнце). Анализ объекта (количество, форма, величина, цвет). Пальчиковая гимнастика. Манипуляция с бумагой. Объяснение педагога с демонстрацией определённых приёмов и навыков. Повторение алгоритма работы с клеем. Приклеивание заготовок. Выполнение действий по подражанию. Рефлексия. Выставка работ. Подведение итогов урока. Уборка рабочих мест. |
30-31 | Рисование пальцами. Виноград. | 2 | | Выбор цвета. Называние цветов. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. Подбор цветовой гаммы. Пальчиковая гимнастика. Рассматривание шаблона рисунка. Анализ образца. Творческая практическая деятельность, проводимая с каждым учеником индивидуально. Рефлексия. Подведение итогов урока. Уборка рабочих мест. |
32-33 | «Полотенца» Рисование прямых линий кистью | 2 | | Выбор цвета. Называние цветов. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. Подбор цветовой гаммы. Пальчиковая гимнастика. Рассматривание шаблона рисунка. Анализ образца. Творческая практическая деятельность, проводимая с каждым учеником индивидуально. Рефлексия. Подведение итогов урока. Уборка рабочих мест. |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Видеозаписи (пальчиковая гимнастика, развивающие игры и др.).
Иллюстрации к детским книгам, изображения персонажей русских
сказок.
Тематические наборы: «Времена года», «Транспорт», «Птицы»,
«Деревья», «Цветы», «Жанры живописи» «Декоративно - прикладное
искусство» и др.
Муляжи овощей и фруктов.
Постановочные предметы для рисования с натуры (посуда, керамика,
объемные предметы геометрической формы, игрушки, кубики и др.).
аппликации».
моторики, цветовосприятия, мышления, умения ориентироваться
на плоскости и др.
Инструменты и материалы для изобразительной деятельности, аппликаций
(карандаши, краски, кисточки, клей и др.).
Оборудование класса, ТСО
№ | Наименование | Кол-во |
1 | Доска школьная | 1 |
2 | Стол однотумбовый | 1 |
3 | Стул | 4 |
4 | Стол ученический | 10 |
5 | Стул ученический | 9 |
6 | Шкаф для хранения пособий и материалов | 4 |
7 | Монитор | 3 |
8 | Системный блок | 3 |
9 | Клавиатура | 3 |
10 | Мышь оптическая | 3 |
11 | Принтер цветной | 1 |
12 | Интерактивная доска | 1 |
13 | Проектор | 1 |
14 | Диван | 1 |
15 | Набор мебели (стенка) | 1 |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Изобразительное искусство в школе. Москва, «Просвещение», 1990.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы. Под редакцией Воронковой В. В. – Москва «Владос» - 2011.
Проектирование процесса обучения во втором отделении специальной (коррекционной) школы для детей с нарушением интеллекта, методические рекомендации, I часть, Алматы, 2010.
Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: (Изобразительное искусство и др.). Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1983.
Баскакова И.Л. Внимание школьников-олигофренов. - М., 1982.
Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М., 1987.
Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. М., изд. «ТЦ Сфера», 2018.
Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Грошенков И.А. Уроки рисования в I – IV классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1989.
Костерин Н.И. «Учебное рисование», Просвещение, 2001.
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2001.
Курбатов И.В. Учебное пособие для начальной школы «Рисование», издательство «ЭКСМО», Москва, 2006.
Мосин И.Г. «Рисование», г.Екатеринбург, 2003.
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1986.
Сакулина И.П. «Рисование в дошкольном детстве», «Просвещение», 1965.
Уотт Фиона «Я умею рисовать», г. Москва, 2003.
Чарнецкий Я.Я. «Изобразительное искусство в школе продленного дня», Москва, «Просвещение», 1991.
Шпикалова Т.Я. «Народное искусство на уроках декоративного рисования», Москва, «Просвещение», 1979.
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1984.
9