СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Рисование" для 1 класса вариант 8.3.

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Актуальность и практическая значимость программы состоит в том, что «Рисование» занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Занятия изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры. Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа

Рабочая программа по курсу «Рисование» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Рисование" для 1 класса вариант 8.3.»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Актуальность предмета.

Актуальность и практическая значимость программы состоит в том, что «Рисование» занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Занятия изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры. Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа

Рабочая программа по курсу «Рисование» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Основания разработки рабочей программы:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016);

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

  • Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1»

  • Учебным планом КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2023-2024 уч. год;

  • Годовым календарным планом – графиком КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2023-2024 уч. год.


Цель: формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами; используя различные многообраз­ные виды деятельности (изобразительная деятельность, игровая, действия с разборными игрушками и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью; проектирование коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для коррекционно-развивающей работы по подготовке обучающихся с РАС к жизни в современном обществе и к переходу на следующую ступень получения образования.

Задачи:

  • воспитание интереса к изобразительному искусству;

  • раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;

  • обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений;

  • формировать умения правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

  • формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок; контролировать свои действия;

  • развитие ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной и моторной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования;

  • развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.

  1. Общая характеристика учебного предмета.

Учебный предмет «Рисование» включён в обязательную часть образовательной области «Искусство» учебного плана для учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Обучение носит предметно практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально - трудовой подготовки учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.

Рисование занимает важное место в работе с ребенком с РАС. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация.

  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Рисование» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ.

На изучение курса в 1 классе отведено 33 часа, 1 час в неделю, 33 учебных недели. «Рисование» входит в образовательную область «Искусство».


  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  • любовь к близким, к общеобразовательной организации, своему городу, народу, России;

  • элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе;

  • положительное отношение к своему национальному языку и культуре;

  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится ОО.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

  • представления о правилах поведения в общеобразовательной организации, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;

  • знание правил этики, культуры речи.

Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни

  • первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда в жизни человека и общества;

  • уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и школе;

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

  • различение красивого и некрасивого, прекрасного и безобразного;

  • формирование элементарных представлений о красоте;

  • формирование умения видеть красоту природы и человека;

  • представления и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.


  1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных особенностей, психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объём обязательных умений. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Предметные результаты

Минимальный уровень:

  • знать названия некоторых художественных материалов, инструментов и приспособлений;

  • знать некоторые выразительные средства изобразительного искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;

  • знать названия предметов, подлежащих рисованию;

  • самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы: правильно сидеть за столом, располагать лист бумаги на столе, держать карандаш, кисть и др.;

  • следовать при выполнении работы инструкциям учителя;

  • рисовать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы и конструкции;

  • ориентироваться в пространстве листа;

  • адекватно передавать цвет изображаемого объекта;

  • узнавать и различать в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенные предметы и действия.

Достаточный уровень:

  • знать названия некоторых художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения,

  • знать выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет»;

  • оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно);

  • Устанавливать элементарные причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами.

Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов:

1) развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;

2) развитие мотивации к обучению;

3) развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

5) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

6) развитие положительных свойств и качеств личности;

7)готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.

Психолого-педагогическая характеристика учащихся на момент поступления.

Модель учащегося, поступившего в 1 класс, может складываться из основных потенциалов развития личности ребенка.

  • Физический потенциал предполагает, что учащийся имеет удовлетворительный уровень физического развития, может выполнять элементарный комплекс утренней гимнастики по показу, владеет основными гигиеническими навыками.

  • Коммуникативный потенциал предполагает, что учащийся понимает и выполняет простые инструкции педагога, положительно реагирует на различные просьбы взрослого.

  • Познавательный потенциал предполагает, что учащийся может воссоздавать целостное изображение предмета по его частям, группировать предметы по образцу и речевой инструкции, называть свое имя, правильно удерживать в руке карандаш.

  • Художественно-деятельностный потенциал предполагает, что учащийся включается в совместные игры, организованные педагогом, может выполнять элементарные поделки (постройки) по показу, принимать участие в общих праздниках, спортивных мероприятиях под контролем взрослого.



Необходимым условием реализации рабочей программы по учебному предмету «Рисование» является создание развивающей предметно-пространственной среды:

Направления коррекционно-развивающей работы

Развивающая предметно-пространственная среда

Коммуникация

Альтернативная коммуникация (графические изображения, символы, пиктограммы, схемы последовательности действий, визуальное расписание ), диски из музыкальной серии «Пальчиковая гимнастика»,

Слуховое и зрительное восприятие, внимание и память

Недорисованные изображения, геометрические фигуры, разрезные картинки, натуральные и иллюстративные наглядности; музыкальные инструменты, Монтессори цветовые таблички

Пространственные представления

Схемы, модели, предметные и сюжетные картины

Развитие общей и ручной моторики

Массажные мячи разных размеров, прищепки, природный материал, пластилин, сборно-разборные дидактические игрушки, цветная бумага, клей, ножницы, кисть, краски, карандаши, фломастеры


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Формы текущего контроля

Контроль осуществляется в виде – диагностики на начало (сентябрь) и итоговое тестирование (май), (проверка уровней ЗУН).

Предполагаемые результаты:

Минимальный уровень:

- знать названия некоторых художественных материалов, инструментов и приспособлений;

- знать некоторые выразительные средства изобразительного искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;

- знать названия предметов, подлежащих рисованию;

- самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы: правильно сидеть за столом, располагать лист бумаги на столе, держать карандаш, кисть и др.;

- следовать при выполнении работы инструкциям учителя;

Достаточный уровень:

- знать названия некоторых художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения,

- знать выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет»;

- оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно);

- устанавливать элементарные причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами.

- раскрашивать контурное изображения с использованием трафарета, шаблона, тактильного контура

  • получать разные цвета путем смешивания красок (красный + желтый = оранжевый, синий + желтый = зеленый, синий + красный = фиолетовый, синий + белый = голубой, красный + белый = розовый).


Базовые учебные действия.


Личностные учебные действия

  • испытывать чувство гордости за свою страну;

  • гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих других обучающихся;

  • адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи;

  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны

Коммуникативные учебные действия

  • вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых),

  • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,

  • использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач,

  • использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач

Регулятивные учебные действия

  • принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

  • обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

  • адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия

  • дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию, использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.



  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


п/п

Раздел

Краткое содержание курса

Организация рабочего места

Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.

Различение формы предметов и геометрических фигур, выполнение аппликаций.

Различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и цветов, выполнение аппликаций при помощи клея, ножниц.

Развитие мелкой моторики руки

Формирование представлений детей о движении руки при изображении, при помощи активных и пассивных (движение руки ребенка рукою педагога) движений. Формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.

Приемы рисования твердыми материалами (мелками, губкой, рукой, карандашом, фломастером)

Рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу);

-рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных);

-рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу);

-рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий.

- штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);

Приемы работы красками

Точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью;

 -приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п

Развитие речи

Введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и качества; изобразительных средств (точка, линия, контур, штриховка и т.д.). Обозначение словом признаков предметов («карандаш красный и длинный», «мяч круглый, зеленый» и т.п.).

Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок

Понятия: «цвет», «краски», «акварель», «гуашь», и т.д. Цвета солнечного спектра (основные). Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима).



7. Календарно-тематическое планирование учебного предмета

«Рисование», 33 часа

п/п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Дата

Виды деятельности обучающихся

Рисование. Знакомство с учебными принадлежностями. Правила безопасной работы. Диагностика. Узнавание материалов и инструментов, используемых для рисования. Краски, карандаши, кисти, емкость для воды.

1


Слушание учителя, выполнение инструкции, оставление графического следа. Различение материалов и инструментов, используемых для рисования. Пальчиковая гимнастика.

2-3

Рисование фруктов: яблоко, апельсин разной формы и величины.

2


Рисование дуг и окружностей цветными карандашами. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. Подбор цветовой гаммы. Пальчиковая гимнастика. Рассматривание шаблона рисунка. Анализ образца. Творческая практическая деятельность, проводимая с каждым учеником индивидуально. Рефлексия. Подведение итогов урока. Уборка рабочих мест.

4-5

Рисование гирлянды – длинная и короткая (повторяющиеся или чередующиеся элементы геометрических фигур).

2


Слушание учителя, выполнение инструкции, оставление графического следа. Различение материалов и инструментов, используемых для рисования. Пальчиковая гимнастика.

6-7

Аппликация. Знакомство с учебными принадлежностями. Правила безопасной работы. Узнавание различных видов бумаги (цветная бумага, картон, фольга, салфетка) Инструменты для аппликации (ножницы, трафарет). Аппликация из мятой бумаги «Осень»

2


Манипуляции с бумагой (рвём, сминаем ее). Различение разных видов бумаги среди других материалов. Различение инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации. Пальчиковая гимнастика. Беседа, приклеивание бумаги на лист.

8-9

« Белый снежок порхает, кружится» рисование ватными палочками

2


Слушание учителя, выполнение инструкции, оставление графического следа. Различение материалов и инструментов, используемых для рисования. Пальчиковая гимнастика.

10-11

Рисование. Овощи. Морковка.

2


Повторение формы треугольник. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. Подбор цветовой гаммы. Пальчиковая гимнастика. Рассматривание шаблона рисунка. Анализ образца. Творческая практическая деятельность, проводимая с каждым учеником индивидуально. Рефлексия. Подведение итогов урока. Уборка рабочих мест.

12-13

Аппликация. Овощи. Морковка из мятых салфеток.

2


Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации. Узнавание разных видов бумаги (картон, салфетка, цветная бумага). Различение и соотнесение бумаги по цвету. Рассматривание предметных картинок (тучка, солнце). Анализ объекта (количество, форма, величина, цвет). Пальчиковая гимнастика. Манипуляция с бумагой. Выделение проблемы. Опытно-экспериментальная деятельность. Конструирование объекта из деталей. Определение месторасположения заготовок на картоне (верх, середина, низ). Объяснение педагога с демонстрацией определённых приёмов и навыков. Повторение алгоритма работы с клеем. Приклеивание заготовок Выполнение действий по подражанию. Рефлексия. Выставка работ. Подведение итогов урока. Уборка рабочих мест

14-15

«Из трубы идет дымок» Рисование разнохарактерных, спиралеобразных линий.

2


Слушание учителя, выполнение инструкции, оставление графического следа. Различение материалов и инструментов, используемых для рисования. Пальчиковая гимнастика.

16-17

Аппликация. Овощи: помидор, огурец.

2


Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации. Узнавание разных видов бумаги (картон, салфетка, цветная бумага). Различение и соотнесение бумаги по цвету. Рассматривание предметных картинок (тучка, солнце). Анализ объекта (количество, форма, величина, цвет). Определение месторасположения заготовок на картоне (верх, середина, низ). Объяснение педагога с демонстрацией определённых приёмов и навыков. Повторение алгоритма работы с клеем. Приклеивание заготовок Выполнение действий по подражанию. Рефлексия. Выставка работ. Подведение итогов урока. Уборка рабочих мест.

18-19

Рисование. Ежик.

2


Выбор цвета. Называние цветов. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. Подбор цветовой гаммы. Пальчиковая гимнастика. Рассматривание шаблона рисунка. Анализ образца. Творческая практическая деятельность, проводимая с каждым учеником индивидуально. Рефлексия. Подведение итогов урока. Уборка рабочих мест.

20-21

«Зажжем на елке огоньки» Развиваем умение ритмично наносить мазки отпечатком пальчиков (указательным, мизинчиком) Разноцветными красками зажигать огоньки.

2


Выбор цвета. Называние цветов. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. Подбор цветовой гаммы. Пальчиковая гимнастика. Рассматривание шаблона рисунка. Анализ образца. Творческая практическая деятельность, проводимая с каждым учеником индивидуально. Рефлексия. Подведение итогов урока. Уборка рабочих мест.

22-23

Аппликация. Ежик.

2


Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации. Узнавание разных видов бумаги (картон, салфетка, цветная бумага). Различение и соотнесение бумаги по цвету. Рассматривание предметных картинок (тучка, солнце). Анализ объекта (количество, форма, величина, цвет). Пальчиковая гимнастика. Манипуляция с бумагой. Объяснение педагога с демонстрацией определённых приёмов и навыков. Повторение алгоритма работы с клеем. Приклеивание заготовок Выполнение действий по подражанию. Рефлексия. Выставка работ. Подведение итогов урока. Уборка рабочих мест.

24-25

Рисование «Корзинка для грибов».

2


Выбор цвета. Называние цветов. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. Подбор цветовой гаммы. Пальчиковая гимнастика. Рассматривание шаблона рисунка. Анализ образца. Творческая практическая деятельность, проводимая с каждым учеником индивидуально. Рефлексия. Подведение итогов урока. Уборка рабочих мест.

26-27

«Снеговик» Рисование красками линий замкнутого круга.

2


Выбор цвета. Называние цветов. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. Подбор цветовой гаммы. Пальчиковая гимнастика. Рассматривание шаблона рисунка. Анализ образца. Творческая практическая деятельность, проводимая с каждым учеником индивидуально. Рефлексия. Подведение итогов урока. Уборка рабочих мест.

28-29

Аппликация «Корзинка для грибов».

2


Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации. Узнавание разных видов бумаги (картон, салфетка, цветная бумага). Различение и соотнесение бумаги по цвету. Рассматривание предметных картинок (тучка, солнце). Анализ объекта (количество, форма, величина, цвет). Пальчиковая гимнастика. Манипуляция с бумагой. Объяснение педагога с демонстрацией определённых приёмов и навыков. Повторение алгоритма работы с клеем. Приклеивание заготовок. Выполнение действий по подражанию. Рефлексия. Выставка работ. Подведение итогов урока. Уборка рабочих мест.

30-31

Рисование пальцами. Виноград.

2


Выбор цвета. Называние цветов. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. Подбор цветовой гаммы. Пальчиковая гимнастика. Рассматривание шаблона рисунка. Анализ образца. Творческая практическая деятельность, проводимая с каждым учеником индивидуально. Рефлексия. Подведение итогов урока. Уборка рабочих мест.

32-33

«Полотенца»

Рисование прямых линий кистью


2


Выбор цвета. Называние цветов. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. Подбор цветовой гаммы. Пальчиковая гимнастика. Рассматривание шаблона рисунка. Анализ образца. Творческая практическая деятельность, проводимая с каждым учеником индивидуально. Рефлексия. Подведение итогов урока. Уборка рабочих мест.



  1. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:


  • Видеозаписи (пальчиковая гимнастика, развивающие игры и др.).

  • Иллюстрации к детским книгам, изображения персонажей русских

сказок.

  • Тематические наборы: «Времена года», «Транспорт», «Птицы»,

«Деревья», «Цветы», «Жанры живописи» «Декоративно - прикладное

искусство» и др.

  • Муляжи овощей и фруктов.

  • Постановочные предметы для рисования с натуры (посуда, керамика,

объемные предметы геометрической формы, игрушки, кубики и др.).

  • Наборы плоских фигур и шаблонов для рисования и «подвижной

аппликации».

  • Наборы для дидактических игр и упражнений на развитие мелкой

моторики, цветовосприятия, мышления, умения ориентироваться

на плоскости и др.

  • Инструменты и материалы для изобразительной деятельности, аппликаций

(карандаши, краски, кисточки, клей и др.).

Оборудование класса, ТСО

Наименование

Кол-во

1

Доска школьная

1

2

Стол однотумбовый

1

3

Стул

4

4

Стол ученический

10

5

Стул ученический

9

6

Шкаф для хранения пособий и материалов

4

7

Монитор

3

8

Системный блок

3

9

Клавиатура

3

10

Мышь оптическая

3

11

Принтер цветной

1

12

Интерактивная доска

1

13

Проектор

1

14

Диван

1

15

Набор мебели (стенка)

1



ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Изобразительное искусство в школе. Москва, «Просвещение», 1990.

  2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).

  3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы. Под редакцией Воронковой В. В. – Москва «Владос» - 2011.

  4. Проектирование процесса обучения во втором отделении специальной (коррекционной) школы для детей с нарушением интеллекта, методические рекомендации, I часть, Алматы, 2010.

  5. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: (Изобразительное искусство и др.). Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1983.

  6. Баскакова И.Л. Внимание школьников-олигофренов. - М., 1982.

  7. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М., 1987.

  8. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. М., изд. «ТЦ Сфера», 2018.

  9. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

  10. Грошенков И.А. Уроки рисования в I – IV классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1989.

  11. Костерин Н.И. «Учебное рисование», Просвещение, 2001.

  12. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2001.

  13. Курбатов И.В. Учебное пособие для начальной школы «Рисование», издательство «ЭКСМО», Москва, 2006.

  14. Мосин И.Г. «Рисование», г.Екатеринбург, 2003.

  1. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1986.

  2. Сакулина И.П. «Рисование в дошкольном детстве», «Просвещение», 1965.

  3. Уотт Фиона «Я умею рисовать», г. Москва, 2003.

  4. Чарнецкий Я.Я. «Изобразительное искусство в школе продленного дня», Москва, «Просвещение», 1991.

  5. Шпикалова Т.Я. «Народное искусство на уроках декоративного рисования», Москва, «Просвещение», 1979.

  6. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1984.





9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!