СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по рисованию для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

      Адаптированная рабочая программа по предмету «Рисование  (изобразительное искусство)» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)  ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2023-2024 учебный год и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.

3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.

4.  Учебный план ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» (вариант 1) на 2023-2024 учебный год.

5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

   ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по рисованию для 4 класса»

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по предмету «Рисование (изобразительное искусство)» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2023-2024 учебный год и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.

3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.

4. Учебный план ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» (вариант 1) на 2023-2024 учебный год.

5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Учебный предмет «Рисование (изобразительное искусство)» относится к предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана.

Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).

Федеральная адаптированная основная образовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Рисование (изобразительное искусство)».

Цель обучения - развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщении я его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, а также формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитие зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитии умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

Задачи обучения:

- воспитание интереса к изобразительному искусству;

- раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;

- воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса;

- формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства.

- Расширение художественно-эстетического кругозора;

- развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать свое мнение о них;

- формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;

- обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе работа в нетрадиционных техниках;

- обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации)

- обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построениям орнамента и др., применяемым в разных видах изобразительной деятельности;

- формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, памяти, представлению и воображению;

- воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы, для получения результата общей изобразительной деятельности (коллективное рисование, коллективная аппликация).

Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» в 4 классе определяет следующие задачи:

- развитие восприятия цвета предметов и явлений в окружающей природной среде и формирование у детей умений фиксировать у детей умений фиксировать полученные при наблюдении впечатления цветными ахроматическими художественными материалами;

- формирование умений анализировать форму и строение (конструкционные особенности) объекта наблюдения, видеть его целостно и различать пропорции, рассматривать объект аналитически, выделяя его части, и изображать его правдиво;

- обучение некоторым правилам работы над композицией в практической деятельности;

- обучение восприятию некоторых произведений изобразительного искусства, сопутствующих теме определенного занятия, и произведений декоративно-прикладного искусства, являющихся темой занятия.

Основными направлениями коррекционной работы являются:

1.Совершенствование движений и сенсомоторное развитие:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие пространственных представлений;

-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук (правильное удержание карандаша и кисточки, нажима и темпа движения, прекращения движения в нужной точке; сохранение направления движения).

2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительной памяти и внимания;

- развитие слухового внимания и памяти.

3.Развитие основных мыслительных операций и речи:

-умение работать со словесной и письменной инструкциями, алгоритмом;

-обогащение словаря за счет введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и качества.

- умение планировать деятельность;

- умение систематизировать естествоведческий материал, давать простейшие объяснения;

-умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.

4.Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления;

5.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

Место реализации адаптированной рабочей программы

по предмету «Рисование (изобразительное искусство)» в 4 классе

Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Новая Брянь, ул. Школьная, д. 5, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» в 4 классе

Личностные результаты:

- осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к обучению;

- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социальных мотивов учебной деятельности;

- воспитание эстетических потребностей, ценностей, чувств;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

- формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Уровни достижения предметных результатов

по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» на конец 4 класса

Минимальный уровень:

- знать названия художественных инструментов и приспособлений, их свойств назначения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

- знать элементарные правила композиции, цветоведения, передачи формы предмета;

- знать некоторые выразительные средства изобразительного искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно»;

- уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки;

- знать название предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;

- уметь организовывать рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы;

- следовать при выполнении работы инструкциям педагогического работника;

- владеть некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

- рисовать по образцу предметы несложной формы и конструкции;

- применять приемы работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

- ориентироваться в пространстве листа;

- размещать изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

- адекватно передавать цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета.

Достаточный уровень

- знать названия жанров изобразительного искусства;

- знать названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Хохлома и др.);

- знать основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

- знать и применять выразительные средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;

- знать правила цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;

- знать виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

- знать способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);

- находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

- следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

- оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

- использовать разнообразные технологические способы выполнения аппликации;

- применять разные способы лепки;

- рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по воображению;

- различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, семье и обществу;

- различать произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;

- различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.

Формирование базовых учебных действий

Личностные базовые учебные действия (у обучающихся будут сформированы):

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

Регулятивные базовые учебные действия (обучающиеся научатся):

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;

-принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия (обучающиеся научатся):

- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

- устанавливать видо - родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

-читать;

-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия (обучающиеся научатся):

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью

планируемых результатов освоения образовательной программы по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» в 4 классе

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

- 0 баллов - нет фиксируемой динамики;

- 1 балл - минимальная динамика;

- 2 балла - удовлетворительная динамика;

- 3 балла - значительная динамика.

Критерии и нормы оценки достижений

Оценка «5» — уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошибки в разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все объекты связаны между собой, правильно переданы пропорции и размеры, при этом использованы интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяются приемы и изученные техники рисования.

Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.

Оценка «4» — уровень выполнения требований достаточный при выявлении у обучающегося незначительных ошибок в разработке композиции, нарушений в передаче пропорций и размеров; при этом обучающийся после с небольшой подсказки учителя может самостоятельно исправить ошибки. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.

Оценка «3» — уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены ошибки в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров; владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности

Оценка «2» - не ставится.

Содержание обучение

На четвертом году обучения продолжается работа по формированию у обучающихся интереса к изобразительному искусству, потребности к изображению наблюдаемых и рассматриваемых объектов, формирование различных способов воспроизведения предметов и объектов, воспринимаемых с натуры.

В 4 классе в доступной форме, но более подробно, раскрываются приемы работы мастеров в различных видах жанров изобразительного искусства, важность и особенности воспроизведение образов с натуры и по памяти.

Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства направлено на формирование у обучающихся интереса к данному виду творчества, обусловленному потребностью украшать свою жизнь необычными предметами, создаваемые руками мастеров.






Содержание разделов


Название раздела

Количество часов

1.

«Обучение композиционной деятельности»

11

2.

«Развитие у обучающихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию»

9

3.

«Обучение восприятию произведений искусства»

4

4.

«Развитие у обучающихся восприятия цвета, предметов и формирование умений переливать его в живописи»

10

Итого:

34







































Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»



Содержание программного материала

Дата

по плану


Дата

по факту

1.

«Дети собирают грибы». Аппликация



2.

Рисование симметричных форм



3.

«Листья осенью». Рисование



4.

Аппликация «Листья березы»



5.

6.

Сосуды: ваза, кувшин, тарелка. Рисование. Украшение сосудов орнаментом (узором)



7.

Что изображают художники? Как они изображают? Что они видят, чем любуются? Беседа о художниках и их картинах



8, 9.

Знакомство с пейзажем. Рисование картины



10.

Что изображают художники? Как они изображают? Что они видят, чем любуются? Беседа о художниках и их картинах



11, 12.

Рисование постановочного натюрморта



13.

Что изображают художники? Как художник работает над портретом человека? Беседа о художниках и их картинах



14,15.

Автопортрет. Лепка.



16, 17.

Автопортрет. Рисование



18,19.

Рисование новогодней открытки



20.

Художники о тех, кто защищает Родину. Щит и меч



21.

Нарисуй шлем, щит, копье. Или самого богатыря.



22.

Доброе и злое в сказках. Показ в рисунках



23.

Беседа о художниках и их картинах. Художники, которые рисуют море



24.

Рисование «Море»



25.

Школьные соревнования в беге. Лепка



26,27.

Беседа. Народное искусство. Гжель



28.

Украшать изображение росписью. Роспись вазы



29.

Украшать изображение росписью. Роспись вазы



30,31.

Беседа улицы города. Люди на улице города



32,33.

Беседа. Цвета, краски лета. Цветы лета. Рисование картины о лете



34.

Рисование венка из цветов и колосьев


























Контрольно-измерительный материал

Итоговая контрольная работа

1 - вариант

1. Какие краски, цвета называют тёплыми, а какие – холодными? (Укажи стрелками)

тёплые холодные

красный жёлтый голубой оранжевый синий фиолетовый зелёный


2. Какие жанры живописи ты знаешь? (Напиши 2-3названия)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Выбери правильный ответ для продолжения фразы:

Натюрморт – это…

а) изображение какой-либо местности, картин природы;

б) изображение человека или группы людей;

в) изображение предметов обихода, цветов, плодов

4. Выбери правильный ответ для продолжения фразы:

Очертание предмета, подобное его тени – это…

а) композиция;

б) силуэт;

в) штрих

5.Расставь цифры от 1 до 4, определив последовательность рисования шара:

        

6. Назовите 1-2 знаменитых художников или скульптористов

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________


7. Расшифруйте пословицу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан?» (перечислите цвета радуги) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Какой жанр является изображением человека:

а) пейзаж

б) портрет

в) натюрморт

2- вариант

1. Какие краски, цвета называют основными, а какие – составными (производными)? (Укажи стрелками)

основные составные


красный жёлтый оранжевый синий зелёный фиолетовый розовый


2. Какие жанры живописи ты знаешь? (Напиши 2-3названия)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Выбери правильный ответ для продолжения фразы:

Пейзаж – это…

а) изображение природы;

б) изображение человека в полный рост;

в) изображение внешнего облика и внутреннего мира человека.

4. Выбери правильный ответ для продолжения фразы:

Узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических элементов или элементов форм растительного и животного мира – это…

а) композиция;

б) силуэт;

в) орнамент

5.Расставь цифры от 1 до 4, определив последовательность рисования шара:

        

6. Назовите 1-2 знаменитых художников или скульптористов:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7. Расшифруйте пословицу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан?» (перечислите цвета радуги) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Какой жанр является изображением человека:

а) пейзаж

б) портрет

в) натюрморт



Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы.

Базовый учебник:

1.Рау М.Ю., Зыкова М.А. «Изобразительное искусство». 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. - М.: Просвещение, 2018.

Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска; экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы).

В 2021-2022 учебном году ГБОУ Новобрянская СКОШИ в рамках «Национального проекта» реализует возможность максимального использования данных интерактивной доски в обучении детей с интеллектуальными нарушениями.

Для оптимального использования интерактивной доски в работе с обучающимися требуется соблюдение методических рекомендаций:

Интерактивная доска должна использоваться в работе с обучающимися 4 класса при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

Применяемые информационно-дидактические пособия должны быть адекватными психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

Организация и методика проведения занятия с ИД соответствует методике проведения традиционных занятий и основным дидактическим принципам коррекционной педагогики. Занятие с применением ИД включает в себя несколько частей. И только одна часть посвящается непосредственно работе с ИД.

При составлении занятий с использованием ИД необходимо учитывать имеющиеся знания, полученные на традиционных занятиях в процессе выполнения основной образовательной программы.

ИД должна быть дидактическим средством, а не самоцелью.

Обязательно использовать на занятиях с ИД традиционную предметно-развивающую среду – игрушки, игры, демонстрационный материал и т.д.

Преимущества работы с интерактивной доской:

Усиливает подачу материала.

Помогает педагогу находиться в постоянном взаимодействии с детьми.

Электронные средства обучения передают информацию быстрее, чем традиционные.

Позволяет увеличить восприятие материал за счет увеличения количества иллюстративного материала.

Развивает мотивацию и делает занятия более интересными для детей.

Дети начинают понимать более сложные моменты в результате более ясной и динамичной подачи материала.

 В своей работе в первую очередь исходим из перспективного плана, темы и целей занятий. Необходима продуманная предварительная работа: составление дидактических задач, поиск иллюстраций в электронном виде, изготовление самих дидактических игр.

Литература для учителя:

- Грошенков И.А. Уроки рисования в I – VI классах вспомогательной школы. Издание 3-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 2005.

- Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

- Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе.

- Кузин В.С., Кубышкин Э.И. «Изобразительное искусство». Издательский дом « Дрофа», 2015

- Карпенко М.Т. «Сборник загадок» (пособие для учителя ) Москва «Просвещение», 2008 г.

- Смирнова А.Н. «Коррекционно – воспитательная работа учителя вспомогательной школы» М. Просвещение, 2012 г.

М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина «И учеба, и игра изобразительное искусство», Ярославль, Академия развития 2001 год.

Серия книг «Школа рисования», «Мир книги», Москва 2005 год.

И.А.Грошенков «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии», ООО издательство «Школьная пресса».

Е. А. Коростина «Изобразительное искусство», издательство «Учитель – АСТ» Волгоград 2002 год.

В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина «Изобразительное искусство», издательский дом «Дрофа» 2005 год.

Плакаты, наглядность, презентации к уроку.

Интернет ресурсы:

http://www.solnet.ee/index.htmlеjournal.edusite.ru/p84aa1.html

http://mirdetok.tomsk.ru

http://www.uroki.net/docnach.htm

Детские презентации http://viki.rdf.ru/item/395/download

Фестиваль «Открытый урок» [email protected]

Литература для учащихся:

Изобразительное искусство. 4 класс : учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. – М. : Просвещение, 2019.

Каменева, Е. Какого цвета радуга / Е. Каменева. - М.: Детская литература, 2004.Туберовская, О. М.

В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. - Л. : Детская литература, 1973. Энциклопедический словарь юного художника. - М. : Педагогика, 2013.

Литература для родителей:

Ходушина, Н. П. Ребенок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей! - СПб., 2005.

Т. А. Копцева «Природа и художник» М. 2000.

В. С. Горичева «Сказку сделаем из глины, снега, из теста, пластилина» Яр-ль. 2008.

Г. Г. Григорьева «Изобразительная деятельность дошкольников» М., 2014.

.Г. С. Швайко «Занятия по ИЗО в д/с» М., 2001

И. А. Курочкина «Знакомим с натюрмортом» С-П., 2009. п-ма «Детство»

Т. Н. Доронова «Природа, искусство, изобразительная деятельность» п-ма «Радуга» М

Поурочное планирование по предмету «Рисование (изобразительное искусство)»



Тема предмета

Кол-во часов


Программное содержание

Дифференциация видов деятельности

Минимальный уровень

Достаточный уровень

1.

«Дети собирают грибы».

Аппликация

1

Повторение выполнения аппликации способом обрывания. Закрепление технических навыков и приемов обрывной аппликации. Закрепление знаний о дарах природы, о съедобных и несъедобных грибах, о местах, где они растут. Закрепление обобщающего понятия «съедобные грибы».

Повторяют выполнение аппликации способом обрывания. Развивают технические навыки и приемы обрывной аппликации. Получают опыт эстетических впечатлений от красоты природы. Умеют различать грибы, разные по цвету и форме.

Развивают декоративное чувство при выборе цвета, при совмещении материалов и заполнении формы

(прямоугольного листа бумаги).

Понимают роль цвета в создании аппликации. Работу выполняют

самостоятельно по образцу.

2.

Рисование симметричных

форм

1

Повторение понятия симметрия.

Выполнение упражнений в

дорисовывании картинок справа и слева.

Ориентируются на листе под контролем учителя. Стараются соблюдать пропорции. Подбирают цвета под контролем учителя. Выполняют работу, используя трафареты.

Ориентируются в плоскости листа. Соблюдают пропорции. Подбирают цвета по образцу. Самостоятельно составляют узор.

3.

«Листья осенью». Рисование

1

Рассматривание картин художников (Леонардо да Винчи. «Дубовая ветвь с желудями», Ф. Толстой. «Ягоды красной и белой смородины»). Рассматривание, изучение цвета, формы. Рисование и раскрашивание в технике акварели по-сырому.

Рассматривают картины. Повторяют технику работы с акварелью под контролем учителя. Ориентируются на плоскости листа под контролем учителя. Изображают дубовую ветку с желудями, листья, глядя на предложенный учителем образец.

Отвечают на вопросы по картине.

Овладевают живописными навыками работы акварелью по- сырому. Ориентируются на плоскости листа. Используют выразительные средства живописи для создания образа осенних листьев и ветки.

4.

Аппликация «Листья березы»

1

Рассматривание березы, освещенной солнцем. Изучение листья березы. Повторение цветов - темно- зеленый, светло-зеленый. Теплые цвета. Холодные цвета.

Уясняют такие понятия, как свет, тень, контраст. Определяют местоположение главного предмета (группы предметов) в композиции. Изображают березу, листья на ней способом аппликации, с дорисовыванием.

Анализируют форму, тональные отношения, сравнивать рисунок с натурой. Выполняют рисунок, аппликацию от общего к частному и от частностей снова к общему. Применяют выразительные графические средства и средства аппликации в работе.

5.

6.

Сосуды: ваза, кувшин, тарелка. Рисование. Украшение сосудов орнаментом (узором)

2

Повторение понятий «сосуд», «силуэт». Примеры сосудов - вазы, чаши, блюда, бокалы, тарелки и т. д. Украшение силуэтов разных предметов орнаментом (узором). Выбор предмета для украшения.

Усваивают понятия: сосуд, силуэт, узор орнамент. Работают по трафаретам, под контролем учителя. Закрепляют навыки работы с акварелью. Выбирают предметы украшения под контролем учителя.

Различают: сосуд, силуэт, узор орнамент. Работают живописными навыками с акварелью. Овладевают навыками сравнения, учатся сравнивать свою работу с оригиналом (образцом), Работу выполняют самостоятельно.

7.

Что изображают художники? Как они изображают? Что они видят, чем любуются?

Беседа о художниках и их картинах

1

Формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников. Изучение жанра изобразительного искусства - пейзаж. Рассматривание картины знаменитых художников И. Шишкина, В. Сурикова, К.Моне.

Рассматривают картину. Усваивают понятия «рисовать с натуры», «рисовать по памяти». Изучают понятие пейзаж. Отличают пейзаж от других жанров под контролем учителя.

Рассматривают и сравнивают картины разных художников, разных жанров, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.). Усваивают понятия «пейзаж».

8.

9.

Знакомство с пейзажем. Рисование картины

2


Рассматривание картин художников пейзажистов (А. Саврасов. Проселок», К. Шебеко. «Осенний хоровод», И. Левитан. «Озеро. Русь» ). Усвоение понятий «далеко- близко», «даль», «меньше размер», «больше размер».

Рассматривают картины художников - пейзажистов. Усваивают понятия «далеко», «близко». Учатся строить рисунок с учетом планов (дальний, передний). Работают под контролем учителя.

Знакомятся с понятием «перспектива», усвоить. Выделяют этапы работы в соответствии с поставленной целью. Повторяют и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. Развивают навыки работы

карандашом и акварелью.

10.

Что изображают художники? Как они изображают? Что они видят, чем любуются?

Беседа о художниках и их картинах

1

Формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников. Изучение жанра изобразительного искусства - натюрморт Рассматривание картины знаменитых художников И.Хруцкого «Натюрморт», Ф.Снейдерс «Фрукты в чаше на красной скатерти», И.Машков «Снедь московская. Хлебы»

Рассматривают картину. Понимают, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Усваивают понятия «рисовать с натуры», «рисовать по памяти». Различают жанр натюрморт под контролем учителя

Рассматривают и сравнивают картины разных художников, разных жанров. Рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.) Усваивают понятие «натюрморт».

11.

12.


Рисование постановочного натюрморта


2

Рассматривание постановочного натюрморта, Поэтапное выполнение работы. Компоновка. Прорисовывание по точкам. Форма предмета. Детали.

Уточнение. Раскрашивание фона. Раскрашивание предметов.

Рассматривают натюрморт. Ориентируются в плоскости листа под контролем учителя. Работают по шаблону. Подбирают цвета под контролем учителя. Работают в совместной деятельности с учителем.

Рассматривают натюрморт, отвечают на вопросы Правильно располагают натюрморт в плоскости листа. Самостоятельно подбирают цвета. Работу выполняют самостоятельно.

13.

Что изображают художники? Как художник работает над портретом человека?

Беседа о художниках и их картинах

1

Формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников. Изучение жанра изобразительного искусства - портрет. Рассматривание картины знаменитых художников О. Кипренский « Портрет А. Пушкина», В. Серова «Портрет балерины Т. Карсавиной», П. Заболотского «Портрет поэта М. Лермонтова».

Рассматривают картину. Понимают, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Усваивают понятия «рисовать с натуры», «рисовать по памяти». Различают жанр портрет под контролем учителя.

Рассматривают и сравнивают картины разных художников, разных жанров, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.) Усваивают понятие «портрет».

14.

15.

Автопортрет. Лепка

2

Изучение разнообразных комплексных объемов. Пластика. Форма. Преимущества пластилинографии перед лепкой объемных фигур. Изображение, полученное в технике пластилинографии.

Приемы лепки выполняют под контролем учителя. Лепят портрет под контролем учителя. Используют выразительные средства живописи и возможности пластинографии для создания портрета.

Закрепляют навыки работы от общего к частному. Усваивают такие понятия, как контур, контраст, изображение, портрет. Анализируют форму частей, соблюдают пропорции. Работу выполняют самостоятельно.

16.

17.

Автопортрет. Рисование

2

Последовательность рисования лица человека. Овал лица. Форма глаз, бровей. Цвет лица, бровей, ресниц, волос. Развитие художественных навыков при создании образа на основе знаний простых форм

Понимают, что такое автопортрет.

Работают по шаблону. Размечают части лица под контролем учителя. Изображают живописными средствами автопортрет под контролем учителя.

Работают графическими материалами с помощью линий разной толщины. Выполняют творческое задание согласно условиям. Создают композицию рисунка самостоятельно. Подбирают необходимые цвета для выполнения работы.

18.

19.

Рисование новогодней

открытки


2

Создание поздравительной

открытки. Тема Нового года. Образ Деда мороза, Снегурочки

Понимают роль художнико в в создании поздравительной открытки. Создают открытку к определенному событию. Приобретают навыки выполнения лаконичного выразительного изображения определенной (новогодней) тематики.

Объясняют роль художника в создании поздравительной открытки. Создают средствами живописи эмоционально- выразительный образ новогоднего праздника. Передают с помощью рисунка и цвета характер персонажей — Деда Мороза и Снегурочки. Выполняют эскизы поздравительной открытки на заданную тему.

20.

Художники о тех, кто защищает Родину.

Щит и меч

1

Изучение героев - защитников. Богатыри. Рассматривание картин художников — В. Васнецова «Богатыри», М. Врубеля «Богатырь», П. Корина «Александр Невский». Формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников. Выражение в картинах любви к Родине, стремления защитить, сберечь Родину, ее богатства.

Понимают, что картина — это особый мир, созданный художником наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Рассуждают о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного

искусства, рассказывающих о любви к Родине.

Рассматривают и сравнивают картины разных художников, рассказывают о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, патриотическое, грустное, таинственное, нежное и т.д.).

Усваивают понятие «герой - защитник». Называют имена знаменитых художников, изображающих героев, богатырей, защитников.

21.

Нарисуй шлем, щит, копье. Или самого богатыря.

1

Формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников. Картины создаваемые художниками. Рассматривание картины известных художников П. Корина «Александр Невский», И. Билибина «Тридцать три богатыря». Продолжение знакомства с понятиями «форма», «простая форма».

Рассматривают картины. Учатся мастерству рисования, глядя на картины известных художников.

Продолжают знакомиться с понятием «форма». Работают под контролем учителя.

Анализируют форму предмета.

Развивают наблюдательность при восприятии сложной формы. Выполняют работу поэтапно. Овладевают навыками изображения фигуры человека. Выполняют творческое задание согласно условиям. Подбирают необходимые цвета для выполнения работы.

22.

Доброе и злое в сказках. Показ в рисунках

1

Сказочный мир, знакомство. Герои сказок. Изучение добрых и злых сказочных героев. Рисование доброго и злого героя.

Рассматривают картины. Уясняют понятия «злой», «добрый». Создают графическими средствами эмоционально - выразительный образ сказочного героя (доброго, злого). Работают по шаблонам.

Отвечают на вопросы по картинам.

Понимают условность и субъективность художественного образа. Закрепляют навыки работы от общего к частному. Работу выполняют самостоятельно.

23.

Беседа о художниках и их картинах. Художники, которые рисуют море

1

Знакомство со знаменитым русским художником И. Айвазовский. Картина «Девятый вал». Рассматривание. Рассуждение. Знакомство с художниками и их картинами (К. Моне «Морской пейзаж», В. Ван- Гог «Море в Сент-Мари», И. Левитан «Берег Средиземного моря»). Изображение моря в картинах художников

сказочников.

Рассматривают картины. Понимают, что картина - особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Работают под контролем учителя.

Рассматривают и сравнивают картины разных художников-маринистов, рассказывают о настроении и разных состояниях морского пейзажа, которые передают в своих работах художники. Усваивают понятия «морской пейзаж», «волна», «буря».

24.

Рисование «Море»

1

Рисование акварелью в технике «по-сырому». Передача формы, цветов, тональности. Выполнение рисунка моря

Знакомятся с нетрадиционной изобразительной техникой

— акварелью по сырому слою бумаги. Учатся рисовать море, волны, передавать форму, цвет, тональность. Выполняют рисунок моря, когда на нем поднимаются высокие волны в технике акварелью по-сырому.

Представляют рисунок и близкий для его настроения колорит. Определяют, какие цвета (темные и светлые, теплые и холодные, контрастные и сближенные) подойдут для передачи морского пейзажа. Обсуждают творческие работы одноклассников и дают оценку результатам своей и их творческо - художественной

деятельности.

25.

Школьные соревнования в беге. Лепка

1

Рассматривание вазы из раскопок Древней Греции. Изображение художником бегущих спортсменов. Соревнование. Руки. Ноги. Наклон фигуры. Бег. Лепка бегущих фигурок из пластилина (пластилинография) с учетом просмотренного материала.

Рассматривают картины. Объясняют, в чем разница понятий «человек стоит», «человек бежит». Называют разные части тела человека. Работают под контролем учителя.

Развивают навыки работы в технике лепки и рисунка. Используют выразительные средства живописи и возможности лепки для создания картинки, изображающей соревнующихся детей. Анализируют форму частей, соблюдать пропорции.

26.

27.

Беседа. Народное искусство. Гжель

2

Беседа о Гжели. Знакомство с традиционной росписью - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты. Ознакомление с разнообразием русских народных промыслов, с народным искусством Гжель. Обучение узнавать изделия с гжельской росписью.

Знакомятся с разнообразием русских народных промыслов. Учатся различать изделия, знать характерные особенности Гжели. Знакомятся с искусством гжельских мастеров.

Рассказывают о мастера Гжели.

Уясняют, какие три цвета используют в гжельской росписи. Понимают, что такое растительный и геометрический орнаменты.

28.

Украшать изображение росписью. Роспись вазы

1

Продолжение знакомства с разнообразием русских народных промыслов.

Закрепляют приемы рисования концом кисти,

Рисуют простейшие цветы из капелек, выделяя середину цветком.

29.

Украшать изображение росписью. Роспись вазы

1

Обучение узнаванию различных изделий, характерных для того или иного народного искусства. Использование художественных средств выразительности. Знакомство с искусством гжельских мастеров. Обучение расписыванию чашки, блюдца, выделение каймы. Обучение рисованию простейших цветов из капелек, выделение середины цветком. Закрепление приемов рисования концом кисти, всем ворсом, примакивание.

Расписывают чашки блюдца, выделять кайму с помощью учителя. Работают по шаблону. Работу выполняют под контролем учителя.

Закрепляют приемы рисования концом кисти, всем ворсом, примакиванием. Работу выполняют самостоятельно.

30.

31.

Беседа улицы города. Люди на улице города


2


Составление рассказов по картинам художников (П. Кончаловский. «Сан- Джиминисано», «Крым. Алупка»; Т. Насипова. «Станция метро «Сокол», Ю. Пименов. «Новая Москва»). Обучение составлению описательного рассказа. Использование точных слов для обозначения предметов.

Закрепление знаний о правилах движения и поведения пешеходов на улице.

Рассматривают картины художников, изображающих улицы города. Развивают навыки составления описательного рассказа по картинке. Работают по шаблону. Работу выполняют под контролем учителя.

Используют точные слова для обозначения предметов. Закрепляют знания о правилах поведения пешеходов на улице. Работают по иллюстрациям картин известных художников. Различают изображение фигуры взрослого человека в движении, пропорции взрослого и ребенка.

32.

33.

Беседа. Цвета, краски лета. Цветы лета.

Рисование картины о лете

2

Разговор о лете. Рассматривание картин художников (И. Шишкин. «Рожь», Г. Мясоедов. «Дорога во ржи», К. Маковский. «Девушка в венке», А. Шилов. «Портрет Оленьки»). Развитие познавательной активности. Формирование позитивного взгляда на мир. Воспитание эмоциональной отзывчивости к красоте природы. Формирование бережного отношения к природе.

Рассматривают картину. Называют цветы, растущие летом. Умеют описывать летнюю пору, красоту природы, многообразие животного и растительного мира. Составляют рассказ по наводящим вопросам Подбирают краски лета под контролем учителя.

Называют признаки летнего времени года. Развивают память, мышление, способность правильно и грамотно высказывать свои мысли. Учатся составлять рассказ по теме.

34.

Рисование венка из цветов и колосьев

1

Рисование венка из полевых цветов и колосьев. Деление окружности на равные промежутки. Дорисовывание лепестков. Заполнение оставшихся промежутков. Уточнение деталей. Прорисовка

Изображают венок из полевых цветов, глядя на предложенный учителем образец. Овладевают живописными навыками работы акварелью, используя помощь учителя. Рисуют по шаблону.

Работу выполняют под контролем учителя.

Используют выразительные средства рисунка и живописи для создания образа венка из цветов и колосьев. Выполняют работу поэтапно, соблюдая размер пропорции. Овладевают навыками работы в технике акварель.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!