Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Рисование (изобразительное искусство)» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2023-2024 учебный год и на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.
3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
4. Учебный план ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» (вариант 1) на 2023-2024 учебный год.
5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Рисование (изобразительное искусство)» относится к предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана.
Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
Федеральная адаптированная основная образовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Рисование (изобразительное искусство)».
Цель обучения - развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщении я его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, а также формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитие зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитии умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Задачи обучения:
- воспитание интереса к изобразительному искусству;
- раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
- воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса;
- формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства.
- Расширение художественно-эстетического кругозора;
- развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать свое мнение о них;
- формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;
- обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе работа в нетрадиционных техниках;
- обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации)
- обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построениям орнамента и др., применяемым в разных видах изобразительной деятельности;
- формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, памяти, представлению и воображению;
- воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы, для получения результата общей изобразительной деятельности (коллективное рисование, коллективная аппликация).
Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» в 4 классе определяет следующие задачи:
- развитие восприятия цвета предметов и явлений в окружающей природной среде и формирование у детей умений фиксировать у детей умений фиксировать полученные при наблюдении впечатления цветными ахроматическими художественными материалами;
- формирование умений анализировать форму и строение (конструкционные особенности) объекта наблюдения, видеть его целостно и различать пропорции, рассматривать объект аналитически, выделяя его части, и изображать его правдиво;
- обучение некоторым правилам работы над композицией в практической деятельности;
- обучение восприятию некоторых произведений изобразительного искусства, сопутствующих теме определенного занятия, и произведений декоративно-прикладного искусства, являющихся темой занятия.
Основными направлениями коррекционной работы являются:
1.Совершенствование движений и сенсомоторное развитие:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений;
-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук (правильное удержание карандаша и кисточки, нажима и темпа движения, прекращения движения в нужной точке; сохранение направления движения).
2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие слухового внимания и памяти.
3.Развитие основных мыслительных операций и речи:
-умение работать со словесной и письменной инструкциями, алгоритмом;
-обогащение словаря за счет введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и качества.
- умение планировать деятельность;
- умение систематизировать естествоведческий материал, давать простейшие объяснения;
-умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.
4.Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления;
5.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
Место реализации адаптированной рабочей программы
по предмету «Рисование (изобразительное искусство)» в 4 классе
Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Новая Брянь, ул. Школьная, д. 5, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».
Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» в 4 классе
Личностные результаты:
- осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к обучению;
- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социальных мотивов учебной деятельности;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей, чувств;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» на конец 4 класса
Минимальный уровень:
- знать названия художественных инструментов и приспособлений, их свойств назначения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знать элементарные правила композиции, цветоведения, передачи формы предмета;
- знать некоторые выразительные средства изобразительного искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно»;
- уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки;
- знать название предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
- уметь организовывать рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы;
- следовать при выполнении работы инструкциям педагогического работника;
- владеть некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
- рисовать по образцу предметы несложной формы и конструкции;
- применять приемы работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
- ориентироваться в пространстве листа;
- размещать изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
- адекватно передавать цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета.
Достаточный уровень
- знать названия жанров изобразительного искусства;
- знать названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Хохлома и др.);
- знать основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
- знать и применять выразительные средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
- знать правила цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;
- знать виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
- знать способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
- находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
- следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
- оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- использовать разнообразные технологические способы выполнения аппликации;
- применять разные способы лепки;
- рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по воображению;
- различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, семье и обществу;
- различать произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
- различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.
Формирование базовых учебных действий
Личностные базовые учебные действия (у обучающихся будут сформированы):
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
Регулятивные базовые учебные действия (обучающиеся научатся):
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;
-принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные базовые учебные действия (обучающиеся научатся):
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видо - родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
-читать;
-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия (обучающиеся научатся):
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью
планируемых результатов освоения образовательной программы по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» в 4 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
- 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
- 1 балл - минимальная динамика;
- 2 балла - удовлетворительная динамика;
- 3 балла - значительная динамика.
Критерии и нормы оценки достижений
Оценка «5» — уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошибки в разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все объекты связаны между собой, правильно переданы пропорции и размеры, при этом использованы интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяются приемы и изученные техники рисования.
Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.
Оценка «4» — уровень выполнения требований достаточный при выявлении у обучающегося незначительных ошибок в разработке композиции, нарушений в передаче пропорций и размеров; при этом обучающийся после с небольшой подсказки учителя может самостоятельно исправить ошибки. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.
Оценка «3» — уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены ошибки в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров; владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности
Оценка «2» - не ставится.
Содержание обучение
На четвертом году обучения продолжается работа по формированию у обучающихся интереса к изобразительному искусству, потребности к изображению наблюдаемых и рассматриваемых объектов, формирование различных способов воспроизведения предметов и объектов, воспринимаемых с натуры.
В 4 классе в доступной форме, но более подробно, раскрываются приемы работы мастеров в различных видах жанров изобразительного искусства, важность и особенности воспроизведение образов с натуры и по памяти.
Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства направлено на формирование у обучающихся интереса к данному виду творчества, обусловленному потребностью украшать свою жизнь необычными предметами, создаваемые руками мастеров.
Содержание разделов
№ | Название раздела | Количество часов |
1. | «Обучение композиционной деятельности» | 11 |
2. | «Развитие у обучающихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию» | 9 |
3. | «Обучение восприятию произведений искусства» | 4 |
4. | «Развитие у обучающихся восприятия цвета, предметов и формирование умений переливать его в живописи» | 10 |
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»
№ | Содержание программного материала | Дата по плану | Дата по факту |
1. | «Дети собирают грибы». Аппликация | | |
2. | Рисование симметричных форм | | |
3. | «Листья осенью». Рисование | | |
4. | Аппликация «Листья березы» | | |
5. 6. | Сосуды: ваза, кувшин, тарелка. Рисование. Украшение сосудов орнаментом (узором) | | |
7. | Что изображают художники? Как они изображают? Что они видят, чем любуются? Беседа о художниках и их картинах | | |
8, 9. | Знакомство с пейзажем. Рисование картины | | |
10. | Что изображают художники? Как они изображают? Что они видят, чем любуются? Беседа о художниках и их картинах | | |
11, 12. | Рисование постановочного натюрморта | | |
13. | Что изображают художники? Как художник работает над портретом человека? Беседа о художниках и их картинах | | |
14,15. | Автопортрет. Лепка. | | |
16, 17. | Автопортрет. Рисование | | |
18,19. | Рисование новогодней открытки | | |
20. | Художники о тех, кто защищает Родину. Щит и меч | | |
21. | Нарисуй шлем, щит, копье. Или самого богатыря. | | |
22. | Доброе и злое в сказках. Показ в рисунках | | |
23. | Беседа о художниках и их картинах. Художники, которые рисуют море | | |
24. | Рисование «Море» | | |
25. | Школьные соревнования в беге. Лепка | | |
26,27. | Беседа. Народное искусство. Гжель | | |
28. | Украшать изображение росписью. Роспись вазы | | |
29. | Украшать изображение росписью. Роспись вазы | | |
30,31. | Беседа улицы города. Люди на улице города | | |
32,33. | Беседа. Цвета, краски лета. Цветы лета. Рисование картины о лете | | |
34. | Рисование венка из цветов и колосьев | | |
Контрольно-измерительный материал
Итоговая контрольная работа
1 - вариант
1. Какие краски, цвета называют тёплыми, а какие – холодными? (Укажи стрелками)
тёплые холодные
красный жёлтый голубой оранжевый синий фиолетовый зелёный
2. Какие жанры живописи ты знаешь? (Напиши 2-3названия)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Выбери правильный ответ для продолжения фразы:
Натюрморт – это…
а) изображение какой-либо местности, картин природы;
б) изображение человека или группы людей;
в) изображение предметов обихода, цветов, плодов
4. Выбери правильный ответ для продолжения фразы:
Очертание предмета, подобное его тени – это…
а) композиция;
б) силуэт;
в) штрих
5.Расставь цифры от 1 до 4, определив последовательность рисования шара:
6. Назовите 1-2 знаменитых художников или скульптористов
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
7. Расшифруйте пословицу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан?» (перечислите цвета радуги) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Какой жанр является изображением человека:
а) пейзаж
б) портрет
в) натюрморт
2- вариант
1. Какие краски, цвета называют основными, а какие – составными (производными)? (Укажи стрелками)
основные составные
красный жёлтый оранжевый синий зелёный фиолетовый розовый
2. Какие жанры живописи ты знаешь? (Напиши 2-3названия)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Выбери правильный ответ для продолжения фразы:
Пейзаж – это…
а) изображение природы;
б) изображение человека в полный рост;
в) изображение внешнего облика и внутреннего мира человека.
4. Выбери правильный ответ для продолжения фразы:
Узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических элементов или элементов форм растительного и животного мира – это…
а) композиция;
б) силуэт;
в) орнамент
5.Расставь цифры от 1 до 4, определив последовательность рисования шара:
6. Назовите 1-2 знаменитых художников или скульптористов:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Расшифруйте пословицу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан?» (перечислите цвета радуги) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Какой жанр является изображением человека:
а) пейзаж
б) портрет
в) натюрморт
Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы.
Базовый учебник:
1.Рау М.Ю., Зыкова М.А. «Изобразительное искусство». 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. - М.: Просвещение, 2018.
Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска; экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы).
В 2021-2022 учебном году ГБОУ Новобрянская СКОШИ в рамках «Национального проекта» реализует возможность максимального использования данных интерактивной доски в обучении детей с интеллектуальными нарушениями.
Для оптимального использования интерактивной доски в работе с обучающимися требуется соблюдение методических рекомендаций:
Интерактивная доска должна использоваться в работе с обучающимися 4 класса при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.
Применяемые информационно-дидактические пособия должны быть адекватными психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.
Организация и методика проведения занятия с ИД соответствует методике проведения традиционных занятий и основным дидактическим принципам коррекционной педагогики. Занятие с применением ИД включает в себя несколько частей. И только одна часть посвящается непосредственно работе с ИД.
При составлении занятий с использованием ИД необходимо учитывать имеющиеся знания, полученные на традиционных занятиях в процессе выполнения основной образовательной программы.
ИД должна быть дидактическим средством, а не самоцелью.
Обязательно использовать на занятиях с ИД традиционную предметно-развивающую среду – игрушки, игры, демонстрационный материал и т.д.
Преимущества работы с интерактивной доской:
Усиливает подачу материала.
Помогает педагогу находиться в постоянном взаимодействии с детьми.
Электронные средства обучения передают информацию быстрее, чем традиционные.
Позволяет увеличить восприятие материал за счет увеличения количества иллюстративного материала.
Развивает мотивацию и делает занятия более интересными для детей.
Дети начинают понимать более сложные моменты в результате более ясной и динамичной подачи материала.
В своей работе в первую очередь исходим из перспективного плана, темы и целей занятий. Необходима продуманная предварительная работа: составление дидактических задач, поиск иллюстраций в электронном виде, изготовление самих дидактических игр.
Литература для учителя:
- Грошенков И.А. Уроки рисования в I – VI классах вспомогательной школы. Издание 3-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 2005.
- Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе.
- Кузин В.С., Кубышкин Э.И. «Изобразительное искусство». Издательский дом « Дрофа», 2015
- Карпенко М.Т. «Сборник загадок» (пособие для учителя ) Москва «Просвещение», 2008 г.
- Смирнова А.Н. «Коррекционно – воспитательная работа учителя вспомогательной школы» М. Просвещение, 2012 г.
М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина «И учеба, и игра изобразительное искусство», Ярославль, Академия развития 2001 год.
Серия книг «Школа рисования», «Мир книги», Москва 2005 год.
И.А.Грошенков «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида»
Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии», ООО издательство «Школьная пресса».
Е. А. Коростина «Изобразительное искусство», издательство «Учитель – АСТ» Волгоград 2002 год.
В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина «Изобразительное искусство», издательский дом «Дрофа» 2005 год.
Плакаты, наглядность, презентации к уроку.
Интернет ресурсы:
http://www.solnet.ee/index.htmlеjournal.edusite.ru/p84aa1.html
http://mirdetok.tomsk.ru
http://www.uroki.net/docnach.htm
Детские презентации http://viki.rdf.ru/item/395/download
Фестиваль «Открытый урок» [email protected]
Литература для учащихся:
Изобразительное искусство. 4 класс : учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. – М. : Просвещение, 2019.
Каменева, Е. Какого цвета радуга / Е. Каменева. - М.: Детская литература, 2004.Туберовская, О. М.
В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. - Л. : Детская литература, 1973. Энциклопедический словарь юного художника. - М. : Педагогика, 2013.
Литература для родителей:
Ходушина, Н. П. Ребенок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей! - СПб., 2005.
Т. А. Копцева «Природа и художник» М. 2000.
В. С. Горичева «Сказку сделаем из глины, снега, из теста, пластилина» Яр-ль. 2008.
Г. Г. Григорьева «Изобразительная деятельность дошкольников» М., 2014.
.Г. С. Швайко «Занятия по ИЗО в д/с» М., 2001
И. А. Курочкина «Знакомим с натюрмортом» С-П., 2009. п-ма «Детство»
Т. Н. Доронова «Природа, искусство, изобразительная деятельность» п-ма «Радуга» М
Поурочное планирование по предмету «Рисование (изобразительное искусство)»
№ | Тема предмета | Кол-во часов | Программное содержание | Дифференциация видов деятельности |
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
1. | «Дети собирают грибы». Аппликация | 1 | Повторение выполнения аппликации способом обрывания. Закрепление технических навыков и приемов обрывной аппликации. Закрепление знаний о дарах природы, о съедобных и несъедобных грибах, о местах, где они растут. Закрепление обобщающего понятия «съедобные грибы». | Повторяют выполнение аппликации способом обрывания. Развивают технические навыки и приемы обрывной аппликации. Получают опыт эстетических впечатлений от красоты природы. Умеют различать грибы, разные по цвету и форме. | Развивают декоративное чувство при выборе цвета, при совмещении материалов и заполнении формы (прямоугольного листа бумаги). Понимают роль цвета в создании аппликации. Работу выполняют самостоятельно по образцу. |
2. | Рисование симметричных форм | 1 | Повторение понятия симметрия. Выполнение упражнений в дорисовывании картинок справа и слева. | Ориентируются на листе под контролем учителя. Стараются соблюдать пропорции. Подбирают цвета под контролем учителя. Выполняют работу, используя трафареты. | Ориентируются в плоскости листа. Соблюдают пропорции. Подбирают цвета по образцу. Самостоятельно составляют узор. |
3. | «Листья осенью». Рисование | 1 | Рассматривание картин художников (Леонардо да Винчи. «Дубовая ветвь с желудями», Ф. Толстой. «Ягоды красной и белой смородины»). Рассматривание, изучение цвета, формы. Рисование и раскрашивание в технике акварели по-сырому. | Рассматривают картины. Повторяют технику работы с акварелью под контролем учителя. Ориентируются на плоскости листа под контролем учителя. Изображают дубовую ветку с желудями, листья, глядя на предложенный учителем образец. | Отвечают на вопросы по картине. Овладевают живописными навыками работы акварелью по- сырому. Ориентируются на плоскости листа. Используют выразительные средства живописи для создания образа осенних листьев и ветки. |
4. | Аппликация «Листья березы» | 1 | Рассматривание березы, освещенной солнцем. Изучение листья березы. Повторение цветов - темно- зеленый, светло-зеленый. Теплые цвета. Холодные цвета. | Уясняют такие понятия, как свет, тень, контраст. Определяют местоположение главного предмета (группы предметов) в композиции. Изображают березу, листья на ней способом аппликации, с дорисовыванием. | Анализируют форму, тональные отношения, сравнивать рисунок с натурой. Выполняют рисунок, аппликацию от общего к частному и от частностей снова к общему. Применяют выразительные графические средства и средства аппликации в работе. |
5. 6. | Сосуды: ваза, кувшин, тарелка. Рисование. Украшение сосудов орнаментом (узором) | 2 | Повторение понятий «сосуд», «силуэт». Примеры сосудов - вазы, чаши, блюда, бокалы, тарелки и т. д. Украшение силуэтов разных предметов орнаментом (узором). Выбор предмета для украшения. | Усваивают понятия: сосуд, силуэт, узор орнамент. Работают по трафаретам, под контролем учителя. Закрепляют навыки работы с акварелью. Выбирают предметы украшения под контролем учителя. | Различают: сосуд, силуэт, узор орнамент. Работают живописными навыками с акварелью. Овладевают навыками сравнения, учатся сравнивать свою работу с оригиналом (образцом), Работу выполняют самостоятельно. |
7. | Что изображают художники? Как они изображают? Что они видят, чем любуются? Беседа о художниках и их картинах | 1 | Формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников. Изучение жанра изобразительного искусства - пейзаж. Рассматривание картины знаменитых художников И. Шишкина, В. Сурикова, К.Моне. | Рассматривают картину. Усваивают понятия «рисовать с натуры», «рисовать по памяти». Изучают понятие пейзаж. Отличают пейзаж от других жанров под контролем учителя. | Рассматривают и сравнивают картины разных художников, разных жанров, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.). Усваивают понятия «пейзаж». |
8. 9. | Знакомство с пейзажем. Рисование картины | 2 | Рассматривание картин художников пейзажистов (А. Саврасов. Проселок», К. Шебеко. «Осенний хоровод», И. Левитан. «Озеро. Русь» ). Усвоение понятий «далеко- близко», «даль», «меньше размер», «больше размер». | Рассматривают картины художников - пейзажистов. Усваивают понятия «далеко», «близко». Учатся строить рисунок с учетом планов (дальний, передний). Работают под контролем учителя. | Знакомятся с понятием «перспектива», усвоить. Выделяют этапы работы в соответствии с поставленной целью. Повторяют и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. Развивают навыки работы карандашом и акварелью. |
10. | Что изображают художники? Как они изображают? Что они видят, чем любуются? Беседа о художниках и их картинах | 1 | Формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников. Изучение жанра изобразительного искусства - натюрморт Рассматривание картины знаменитых художников И.Хруцкого «Натюрморт», Ф.Снейдерс «Фрукты в чаше на красной скатерти», И.Машков «Снедь московская. Хлебы» | Рассматривают картину. Понимают, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Усваивают понятия «рисовать с натуры», «рисовать по памяти». Различают жанр натюрморт под контролем учителя | Рассматривают и сравнивают картины разных художников, разных жанров. Рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.) Усваивают понятие «натюрморт». |
11. 12. | Рисование постановочного натюрморта | 2 | Рассматривание постановочного натюрморта, Поэтапное выполнение работы. Компоновка. Прорисовывание по точкам. Форма предмета. Детали. Уточнение. Раскрашивание фона. Раскрашивание предметов. | Рассматривают натюрморт. Ориентируются в плоскости листа под контролем учителя. Работают по шаблону. Подбирают цвета под контролем учителя. Работают в совместной деятельности с учителем. | Рассматривают натюрморт, отвечают на вопросы Правильно располагают натюрморт в плоскости листа. Самостоятельно подбирают цвета. Работу выполняют самостоятельно. |
13. | Что изображают художники? Как художник работает над портретом человека? Беседа о художниках и их картинах | 1 | Формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников. Изучение жанра изобразительного искусства - портрет. Рассматривание картины знаменитых художников О. Кипренский « Портрет А. Пушкина», В. Серова «Портрет балерины Т. Карсавиной», П. Заболотского «Портрет поэта М. Лермонтова». | Рассматривают картину. Понимают, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Усваивают понятия «рисовать с натуры», «рисовать по памяти». Различают жанр портрет под контролем учителя. | Рассматривают и сравнивают картины разных художников, разных жанров, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.) Усваивают понятие «портрет». |
14. 15. | Автопортрет. Лепка | 2 | Изучение разнообразных комплексных объемов. Пластика. Форма. Преимущества пластилинографии перед лепкой объемных фигур. Изображение, полученное в технике пластилинографии. | Приемы лепки выполняют под контролем учителя. Лепят портрет под контролем учителя. Используют выразительные средства живописи и возможности пластинографии для создания портрета. | Закрепляют навыки работы от общего к частному. Усваивают такие понятия, как контур, контраст, изображение, портрет. Анализируют форму частей, соблюдают пропорции. Работу выполняют самостоятельно. |
16. 17. | Автопортрет. Рисование | 2 | Последовательность рисования лица человека. Овал лица. Форма глаз, бровей. Цвет лица, бровей, ресниц, волос. Развитие художественных навыков при создании образа на основе знаний простых форм | Понимают, что такое автопортрет. Работают по шаблону. Размечают части лица под контролем учителя. Изображают живописными средствами автопортрет под контролем учителя. | Работают графическими материалами с помощью линий разной толщины. Выполняют творческое задание согласно условиям. Создают композицию рисунка самостоятельно. Подбирают необходимые цвета для выполнения работы. |
18. 19. | Рисование новогодней открытки | 2 | Создание поздравительной открытки. Тема Нового года. Образ Деда мороза, Снегурочки | Понимают роль художнико в в создании поздравительной открытки. Создают открытку к определенному событию. Приобретают навыки выполнения лаконичного выразительного изображения определенной (новогодней) тематики. | Объясняют роль художника в создании поздравительной открытки. Создают средствами живописи эмоционально- выразительный образ новогоднего праздника. Передают с помощью рисунка и цвета характер персонажей — Деда Мороза и Снегурочки. Выполняют эскизы поздравительной открытки на заданную тему. |
20. | Художники о тех, кто защищает Родину. Щит и меч | 1 | Изучение героев - защитников. Богатыри. Рассматривание картин художников — В. Васнецова «Богатыри», М. Врубеля «Богатырь», П. Корина «Александр Невский». Формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников. Выражение в картинах любви к Родине, стремления защитить, сберечь Родину, ее богатства. | Понимают, что картина — это особый мир, созданный художником наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Рассуждают о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства, рассказывающих о любви к Родине. | Рассматривают и сравнивают картины разных художников, рассказывают о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, патриотическое, грустное, таинственное, нежное и т.д.). Усваивают понятие «герой - защитник». Называют имена знаменитых художников, изображающих героев, богатырей, защитников. |
21. | Нарисуй шлем, щит, копье. Или самого богатыря. | 1 | Формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников. Картины создаваемые художниками. Рассматривание картины известных художников П. Корина «Александр Невский», И. Билибина «Тридцать три богатыря». Продолжение знакомства с понятиями «форма», «простая форма». | Рассматривают картины. Учатся мастерству рисования, глядя на картины известных художников. Продолжают знакомиться с понятием «форма». Работают под контролем учителя. | Анализируют форму предмета. Развивают наблюдательность при восприятии сложной формы. Выполняют работу поэтапно. Овладевают навыками изображения фигуры человека. Выполняют творческое задание согласно условиям. Подбирают необходимые цвета для выполнения работы. |
22. | Доброе и злое в сказках. Показ в рисунках | 1 | Сказочный мир, знакомство. Герои сказок. Изучение добрых и злых сказочных героев. Рисование доброго и злого героя. | Рассматривают картины. Уясняют понятия «злой», «добрый». Создают графическими средствами эмоционально - выразительный образ сказочного героя (доброго, злого). Работают по шаблонам. | Отвечают на вопросы по картинам. Понимают условность и субъективность художественного образа. Закрепляют навыки работы от общего к частному. Работу выполняют самостоятельно. |
23. | Беседа о художниках и их картинах. Художники, которые рисуют море | 1 | Знакомство со знаменитым русским художником И. Айвазовский. Картина «Девятый вал». Рассматривание. Рассуждение. Знакомство с художниками и их картинами (К. Моне «Морской пейзаж», В. Ван- Гог «Море в Сент-Мари», И. Левитан «Берег Средиземного моря»). Изображение моря в картинах художников сказочников. | Рассматривают картины. Понимают, что картина - особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Работают под контролем учителя. | Рассматривают и сравнивают картины разных художников-маринистов, рассказывают о настроении и разных состояниях морского пейзажа, которые передают в своих работах художники. Усваивают понятия «морской пейзаж», «волна», «буря». |
24. | Рисование «Море» | 1 | Рисование акварелью в технике «по-сырому». Передача формы, цветов, тональности. Выполнение рисунка моря | Знакомятся с нетрадиционной изобразительной техникой — акварелью по сырому слою бумаги. Учатся рисовать море, волны, передавать форму, цвет, тональность. Выполняют рисунок моря, когда на нем поднимаются высокие волны в технике акварелью по-сырому. | Представляют рисунок и близкий для его настроения колорит. Определяют, какие цвета (темные и светлые, теплые и холодные, контрастные и сближенные) подойдут для передачи морского пейзажа. Обсуждают творческие работы одноклассников и дают оценку результатам своей и их творческо - художественной деятельности. |
25. | Школьные соревнования в беге. Лепка | 1 | Рассматривание вазы из раскопок Древней Греции. Изображение художником бегущих спортсменов. Соревнование. Руки. Ноги. Наклон фигуры. Бег. Лепка бегущих фигурок из пластилина (пластилинография) с учетом просмотренного материала. | Рассматривают картины. Объясняют, в чем разница понятий «человек стоит», «человек бежит». Называют разные части тела человека. Работают под контролем учителя. | Развивают навыки работы в технике лепки и рисунка. Используют выразительные средства живописи и возможности лепки для создания картинки, изображающей соревнующихся детей. Анализируют форму частей, соблюдать пропорции. |
26. 27. | Беседа. Народное искусство. Гжель | 2 | Беседа о Гжели. Знакомство с традиционной росписью - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты. Ознакомление с разнообразием русских народных промыслов, с народным искусством Гжель. Обучение узнавать изделия с гжельской росписью. | Знакомятся с разнообразием русских народных промыслов. Учатся различать изделия, знать характерные особенности Гжели. Знакомятся с искусством гжельских мастеров. | Рассказывают о мастера Гжели. Уясняют, какие три цвета используют в гжельской росписи. Понимают, что такое растительный и геометрический орнаменты. |
28. | Украшать изображение росписью. Роспись вазы | 1 | Продолжение знакомства с разнообразием русских народных промыслов. | Закрепляют приемы рисования концом кисти, | Рисуют простейшие цветы из капелек, выделяя середину цветком. |
29. | Украшать изображение росписью. Роспись вазы | 1 | Обучение узнаванию различных изделий, характерных для того или иного народного искусства. Использование художественных средств выразительности. Знакомство с искусством гжельских мастеров. Обучение расписыванию чашки, блюдца, выделение каймы. Обучение рисованию простейших цветов из капелек, выделение середины цветком. Закрепление приемов рисования концом кисти, всем ворсом, примакивание. | Расписывают чашки блюдца, выделять кайму с помощью учителя. Работают по шаблону. Работу выполняют под контролем учителя. | Закрепляют приемы рисования концом кисти, всем ворсом, примакиванием. Работу выполняют самостоятельно. |
30. 31. | Беседа улицы города. Люди на улице города | 2 | Составление рассказов по картинам художников (П. Кончаловский. «Сан- Джиминисано», «Крым. Алупка»; Т. Насипова. «Станция метро «Сокол», Ю. Пименов. «Новая Москва»). Обучение составлению описательного рассказа. Использование точных слов для обозначения предметов. Закрепление знаний о правилах движения и поведения пешеходов на улице. | Рассматривают картины художников, изображающих улицы города. Развивают навыки составления описательного рассказа по картинке. Работают по шаблону. Работу выполняют под контролем учителя. | Используют точные слова для обозначения предметов. Закрепляют знания о правилах поведения пешеходов на улице. Работают по иллюстрациям картин известных художников. Различают изображение фигуры взрослого человека в движении, пропорции взрослого и ребенка. |
32. 33. | Беседа. Цвета, краски лета. Цветы лета. Рисование картины о лете | 2 | Разговор о лете. Рассматривание картин художников (И. Шишкин. «Рожь», Г. Мясоедов. «Дорога во ржи», К. Маковский. «Девушка в венке», А. Шилов. «Портрет Оленьки»). Развитие познавательной активности. Формирование позитивного взгляда на мир. Воспитание эмоциональной отзывчивости к красоте природы. Формирование бережного отношения к природе. | Рассматривают картину. Называют цветы, растущие летом. Умеют описывать летнюю пору, красоту природы, многообразие животного и растительного мира. Составляют рассказ по наводящим вопросам Подбирают краски лета под контролем учителя. | Называют признаки летнего времени года. Развивают память, мышление, способность правильно и грамотно высказывать свои мысли. Учатся составлять рассказ по теме. |
34. | Рисование венка из цветов и колосьев | 1 | Рисование венка из полевых цветов и колосьев. Деление окружности на равные промежутки. Дорисовывание лепестков. Заполнение оставшихся промежутков. Уточнение деталей. Прорисовка | Изображают венок из полевых цветов, глядя на предложенный учителем образец. Овладевают живописными навыками работы акварелью, используя помощь учителя. Рисуют по шаблону. Работу выполняют под контролем учителя. | Используют выразительные средства рисунка и живописи для создания образа венка из цветов и колосьев. Выполняют работу поэтапно, соблюдая размер пропорции. Овладевают навыками работы в технике акварель. |