СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В программе для 1-4 классов осуществлен дифференцированный принцип обучения. Она составлена с учетом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), направлена на разностороннее развитие личности учащегося, способствует их физическому и умственному развитию.
По рекомендациям врача школы-интерната все дети должны получать физическую нагрузку согласно V группе здоровья.
ОКОУ «Пенская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Курчатовского района Курской области
|
|
|
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Физическая культура»
для обучающихся 1-4 класса
Программу составил: учитель физической культуры Кузнецова Е.И.
|
2022-2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» разработана на основе документов:
Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ №16 от 30.06.2020 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Локальных актов образовательного учреждения:
- Учебного плана ОКОУ «Пенская школа-интернат»;
- Календарного учебного графика на 2022-2023 учебный год.
В программе для 1-4 классов осуществлен дифференцированный принцип обучения. Она составлена с учетом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), направлена на разностороннее развитие личности учащегося, способствует их физическому и умственному развитию.
По рекомендациям врача школы-интерната все дети должны получать физическую нагрузку согласно V группе здоровья.
№ | Ф.И. ученика | Группа здоровья | Физкультурная группа |
1 | Золотарёва Татьяна | V | Основная |
2 | Ильютченко Александр | V | Основная |
3 | Найденко Алексей | V | Основная |
4 | Пинчукова Алёна | V | Основная |
5 | Рекутов Денис | V | Основная |
6 | Садкевич Вероника | V | Основная |
7 | Садкевич Даниил | V | Основная |
8 | Саткевич Александр | V | Основная |
3 класс
№ | Ф.И. ученика | Группа здоровья | Физкультурная группа |
1 | Белявская Мисаила | V | Основная |
2 | Анищенко Анна | V | Основная |
4 класс
№ | Ф.И. ученика | Группа здоровья | Физкультурная группа |
1 | Матусевич Сергей | V | Основная |
2 | Рассолов Михаил | V | Основная |
3 | Белявская Нина | V | Основная |
4 | Ильютченко Михаил | V | Основная |
5 | Аллахвердиев Сергей | V | Основная |
6 | Силакова Плоина | V | Основная |
7 | Сорокина Виктория | V | Основная |
Цели:
- всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре;
- повышение уровня их психофизического развития, расширение индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции нарушений развития, социальной адаптации.
- формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни;
- развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью;
- приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности.
Задачи:
укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
овладение доступными видами спорта (легкой атлетикой, гинастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся;
формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков (сила, быстрота, выносливость, ловкость и другое);
коррекция нарушений общего физического развития психомоторики, воспитание культуры санитарно-гигиенических навыков, поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы в процессе уроков, совершенствование чувства темпа и ритма, координации движений, правильной осанки в статических положениях и в движении;
формирование познавательных, эстетических, нравственных интересов на материале физической культуры и спорта;
воспитание устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности;
воспитание нравственных качеств и свойств личности; усвоение учащимися речевого материала, используемого учителем на уроках по физической культуре.
Место предмета в учебном плане
Предмет «Физическая культура» входит в обязательную нагрузку и относится к предметам федерального компонента. Программа составлена на основе учебного плана 2022-2023 учебного года и рассчитана на 102 часа, исходя из 34 учебных недель в году (3 часа в неделю).
Планируемые результаты
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
знания о физической культуре как системе разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья;
демонстрация правильной осанки; видов стилизованной ходьбы под музыку; комплексов корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), осанки в движении, положений тела и его частей (в положении стоя); комплексов упражнений для укрепления мышечного корсета;
понимание влияния физических упражнений на физическое развитие и развитие физических качеств человека;
планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня (под руководством учителя);
выбор (под руководством учителя) спортивной одежды и обуви в зависимости от погодных условий и времени года;
знания об основных физических качествах человека: сила, быстрота, выносливость, гибкость, координация;
демонстрация жизненно важных способов передвижения человека (ходьба, бег, прыжки, лазанье, ходьба на лыжах, плавание);
определение индивидуальных показателей физического развития (длина и масса тела) (под руководством учителя);
выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и учебной деятельности;
выполнение акробатических и гимнастических комбинаций из числа усвоенных (под руководством учителя);
участие со сверстниками в подвижных и спортивных играх;
взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
представления об особенностях физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа;
оказание посильной помощи сверстникам при выполнении учебных заданий;
применение спортивного инвентаря, тренажерных устройств на уроке физической культуры.
Достаточный уровень:
представление о состоянии и организации физической культуры и спорта в России, в том числе о Паралимпийских играх и Специальной олимпиаде;
выполнение общеразвивающих и корригирующих упражнений без предметов: упражнения на осанку, на контроль осанки в движении, положений тела и его частей стоя, сидя, лёжа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета;
выполнение строевых действий в шеренге и колонне;
знание видов лыжного спорта, демонстрация техники лыжных ходов; знание температурных норм для занятий;
планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;
знание и измерение индивидуальных показателей физического развития (длина и масса тела),
подача строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений (под руководством учителя);
выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на доступном техническом уровне;
участие в подвижных играх со сверстниками, осуществление их объективного судейства; взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
знание особенностей физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа;
доброжелательное и уважительное объяснение ошибок при выполнении заданий и предложение способов их устранения;
объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и нахождение ошибок (с помощью учителя); ведение подсчета при выполнении общеразвивающих упражнений;
использование разметки спортивной площадки при выполнении физических упражнений;
пользование спортивным инвентарем и тренажерным оборудованием;
правильная ориентировка в пространстве спортивного зала и на стадионе;
правильное размещение спортивных снарядов при организации и проведении подвижных и спортивных игр.
Базовые учебные действия
Группа БУД действия | Перечень учебных действий |
Личностные
| Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию; понимание личной ответственности за поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. |
Коммуникативные
| Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителями; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников в спорной ситуации. |
Регулятивные
| Ориентация в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться спортивным инвентарем; работать с учебными принадлежностями (спортивным инвентарём); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её; корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. |
Учащиеся должны знать и уметь: правила игр, способы выполнения упражнений, уметь объяснить это своими словами. Должны уметь выполнять упражнения, предусмотренные программой и пройденные на уроках. Учащиеся должны не только знать правила и содержание игры, но и уметь играть, умело использовать в играх изученные упражнения, согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Оценка успеваемости по физической культуре производится на общих основаниях и включает в себя качественные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнение учебных нормативов.
Учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития учащихся с разным уровнем двигательных и психических способностей. На занятиях по физической культуре следует учитывать интересы и склонности детей.
Критерий и нормы оценки знаний учащихся. Оценка умений и навыков выставляется за качество выполнения упражнений. Кроме того, следует учитывать количественный показатель учащихся при выполнении учебных нормативов по бегу, прыжкам, метаниям, лыжной подготовке и т.д. Успеваемость учащихся по физической культуре оценивается по общепринятой в школе пятибалльной системе. Все оценки, поставленные учащимся в порядке индивидуального и фронтального опроса, имеют влияние на итоговую оценку за четверть. Однако преимущественное значение следует придавать выполнению основных упражнений, изучаемых в течение четверти, а не общим показателям физического развития. Оценка за год выставляется на основании четвертных оценок в соответствии с общепедагогическими требованиями.
Программа по физкультуре для 1-4 классов структурно состоит из следующих разделов: гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, игры. Такое распределение материала позволяет охватить основные направления физкультуры как учебного предмета в школе с учетом климатических условий.
В раздел «Гимнастика» включены физические упражнения, которые позволяют корригировать различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы. На занятиях учащиеся должны овладеть доступными им простейшими видами построений. Построения и перестроения трудны для данной категории детей из-за нарушений ориентировки в пространстве. Несмотря на трудность усвоения пространственно-двигательных упражнений, они должны быть обязательным элементом каждого урока.
Упражнения общеразвивающего и корригирующего характера дают возможность воздействовать не только на весь организм ребенка, но и на ослабленные группы мышц. Наряду с упражнениями в исходных положениях сидя — стоя даются упражнения в исходных положениях лежа для разгрузки позвоночника и более избирательного воздействия на мышцы туловища. Упражнения такого рода оказывают положительное влияние на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы. Они помогают учащимся овладевать комплексом движений, выполнять их с данной амплитудой, в соответствующем направлении, темпе, ритме.
В связи с затруднениями в пространственно-временной ориентировке и значительными нарушениями точности движений учащихся в программу включены также упражнения с предметами: гимнастические палки, флажки, малые и большие обручи и скакалки. На уроках с элементами гимнастики умственно отсталые дети должны овладеть навыками лазанья и перелезания. Упражнения в лазаньи и перелезании — эффективное средство для развития силы и ловкости, совершенствования навыков координации и равновесия. Эти упражнения оказывают положительное влияние на преодоление страхов высоты, пространства, помогают развитию положительной самооценки, регулируют эмоциональные и поведенческие реакции детей. Упражнения в поднимании и переноске грузов включаются в урок с целью обучения детей навыкам подхода к предмету с нужной стороны, правильному захвату его для переноски, умениям нести, точно и мягко опускать предметы (мячи, кегли, г/маты, обручи, г/палки, г/скамейки).
Раздел «Легкая атлетика» включает: ходьбу, бег, прыжки, метание. Занятия легкой атлетикой помогают формированию таких жизненно важных двигательных навыков, как правильная ходьба, бег, прыжки и метание. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости, быстроты реакции.
Лыжная подготовка. Занятия лыжами позволяют укрепить здоровье детей в зимний период, сократить количество заболеваний, характерных для этого времени года. Кроме того, лыжная подготовка включает весь необходимый комплекс для развития движений, осанки, дыхания, координации, моторики и др. В программу введены уроки по адаптивному виду спорта снегоступингу с целью повышения мотивации и интеграции детей-инвалидов.
Одним из важнейших разделов программы является раздел «Игры». В него включены подвижные игры, направленные на развитие двигательных и физических навыков детей, а также адаптивные виды боулинг, бочче, настольный теннис, бадминтон. Благодаря играм у детей развиваются такие психические свойства, как внимание и внимательность, сообразительность, инициативность. Игры способствуют коллективным действиям, благоприятно сказываются на эмоциональных отношениях детей друг с другом, между группами детей.
Тематическое планирование 1 класс
№ п/п | Раздел программы | Название темы, раздела | Кол-во часов
| Основные виды учебной деятельности |
1 | Лёгкая атлетика | 38 |
| |
1 |
| Правила поведения на уроках легкой атлетики, оборудование и инвентарь | 1 | Изучают правила поведения на уроках легкой атлетики, оборудование и инвентарь |
2 |
| Ходьба и бег в рассыпную с нахождением своего места в колонне | 1 | Выполняют ходьбу и бег в рассыпную с нахождением своего места в колонне |
3 |
| Ходьба и бег в колонне со сменой направления движения по сигналу «Кругом!» | 1 | Выполняют ходьбу и бег в колонне со сменой направления движения |
4 |
| Комплекс ОРУ в движении. Коррекционная игра «Веселые ракеты» | 1 | Выполняют комплекс ОРУ в движении |
5 |
| Бег в среднем темпе с переходом на ходьбу. Чередование бега и ходьбы по разметке | 1 | Выполняют бег в среднем темпе с переходом на ходьбу. |
6 |
| Бег в среднем темпе с переходом на ходьбу. Ходьба но носках, на пятках | 1 | Выполняют ходьбу но носках, на пятках |
7 |
| Бег в среднем темпе с переходом на ходьбу. Коррекционная игра «Передача обручей по кругу» | 1 | Коррекционная игра «Передача обручей по кругу» |
8 |
| Непрерывный бег с изменением темпа. Бег со сменой темпа по сигналу | 1 | Выполняют непрерывный бег с изменением темпа, со сменой темпа по сигналу |
9 |
| Непрерывный бег с изменением темпа. Бег с преодолением препятствий | 1 | Выполняют бег с преодолением препятствий |
10 |
| Непрерывный бег с изменением темпа. Бег с подлезанием под дугами. Комплекс ОРУ в кругу. Коррекционная игра «Уголек» | 1 | Выполняют комплекс ОРУ в кругу |
11 |
| Прыжки на двух ногах. Прыжки вверх из глубокого приседа | 1 | Выполняют прыжки на двух ногах, вверх из глубокого приседа |
12 |
| Прыжки на двух ногах. Прыжки вверх из глубокого приседа на мягкое покрытие h- 20 см. | 1 | Выполняют прыжки вверх из глубокого приседа на мягкое покрытие h- 20 см. |
13 |
| Прыжки на двух ногах. Комплекс ОРУ с флажками. Коррекционная игра «Невод». Ходьба приставным шагом с приседанием | 1 | Выполняют комплекс ОРУ с флажками. |
14 |
| Подпрыгивание вверх толчком двумя на месте с захватом или касанием висящего предмета | 1 | Выполняют подпрыгивание вверх толчком двумя на месте с захватом или касанием висящего предмета |
15 |
| Подпрыгивание вверх с разбега с касанием висящего предмета | 1 | Выполняют подпрыгивание вверх с разбега с касанием висящего предмета |
16 |
| Комплекс ОРУ с набивными мешочками. Коррекционная игра «Мишка на льдине» | 1 | Выполняют комплекс ОРУ с набивными мешочками |
17 |
| Прыжки с высоты с мягким приземлением. Обучение приземлению. Спрыгивание с низкой гимнастической скамейки | 1 | Выполняют прыжки с высоты с мягким приземлением |
18 |
| Прыжки с высоты с мягким приземлением. Запрыгивание и спрыгивание с низкой гимнастической скамейки | 1 | Выполняют прыжки с высоты с мягким приземлением, запрыгивание и спрыгивание с низкой гимнастической скамейки |
19 |
| Прыжки с высоты с мягким приземлением. Коррекционная игра «Повтори движение» | 1 | Коррекционная игра «Повтори движение» |
20 |
| Метание с места в горизонтальную цель снизу ведущей рукой. Обучение захвату, движению рук и туловища. | 1 | Выполняют метание с места в горизонтальную цель снизу ведущей рукой, обучение захвату, движению рук и туловища. |
21 |
| Метание малого мяча снизу правой и левой рукой в горизонтальную цель | 1 | Выполняют метание малого мяча снизу правой и левой рукой в горизонтальную цель |
22 |
| Метание с места в горизонтальную цель. Комплекс ОРУ в парах. Коррекционная игра «Овощи-Фрукты» | 1 | Выполняют комплекс ОРУ в парах |
23 |
| Метание с места в горизонтальную цель. Метание малого мяча снизу правой и левой рукой в горизонтальную цель с различного расстояния | 1 | Выполняют метание с места в горизонтальную цель, снизу правой и левой рукой в горизонтальную цель с различного расстояния |
24 |
| Метание с места в вертикальную цель. Метание малого мяча сверху ведущей рукой в вертикальную цель | 1 | Выполняют метание с места в вертикальную цель, сверху ведущей рукой в вертикальную цель |
25 |
| Метание с места в вертикальную цель. Комплекс ОРУ с кубиками. Ходьба и бег змейкой Коррекционная игра «Пальцевая гимнастика» | 1 | Выполняют комплекс ОРУ с кубиками. Коррекционная игра «Пальцевая гимнастика» |
26 |
| Метание мяча из седа из-за головы. Метание набивного мяча из седа из-за головы двумя руками | 1 | Выполняют метание мяча из седа из-за головы, метание набивного мяча из седа из-за головы двумя руками |
27 |
| Метание мяча из седа из-за головы. Метание набивного мяча из положения стоя | 1 | Выполняют метание мяча из седа из-за головы, метание набивного мяча из положения стоя |
28 |
| Высокий старт. Поддержание заданного ритма бега держась за канат. Коррекционная игра «Бабочки» |
| Выполняют бег с поддержанием заданного ритма. Коррекционная игра «Бабочки» |
29 |
| Дыхание во время бега. Поддержание заданного ритма бега за учителем | 1 | Выполняют бег за учителем бег с поддержанием заданного ритма. |
30 |
| Комплекс ОРУ в движении. Коррекционная игра «Бабочки» | 1 | Выполняют комплекс ОРУ в движении |
31 |
| Бег и ходьба в чередовании по самочувствию | 1 | Выполняют бег и ходьбу в чередовании |
32 |
| Бег и ходьба в чередовании по сигналу | 1 | Выполняют бег и ходьбу в чередовании |
33 |
| Бег и ходьба в чередовании по сигналу с постепенным увеличением нагрузки. Комплекс ОРУ с хлопками | 1 | Выполняют бег и ходьбу в чередовании |
34 |
| Челночный бег. Коррекционная игра «Медведь и пчелы» | 1 | Выполняют челночный бег |
35 |
| Быстрый бег. Бег по команде | 1 | Выполняют быстрый бег, бег по команде |
36 |
| Медленный бег. Дыхание во время бега. Поддержание заданного ритма бега за учителем | 1 | Выполняют бег за учителем бег с поддержанием заданного ритма. |
37 |
| Метание с места на дальность. Комплекс ОРУ в кругу. Коррекционная игра «Мышка и огуречики» | 1 | Выполняют метание с места на дальность, комплекс ОРУ в кругу |
38 |
| Подвижные игры. Игры с бегом и прыжками. «Гуси – лебеди». «Прыгающие воробушки». «Быстро по местам». «Кошка и мышки». | 1 | Подвижные игры |
2 | Гимнастика | 33 |
| |
39 |
| Техника безопасности на уроках гимнастики. Коррекционная игра для развития мелкой моторики рук | 1 | Изучают технику безопасности на уроках гимнастики. |
40 |
| Гимнастическое оборудование: название, назначение, техника безопасности, страховка. Значение физических упражнений, питания и закаливания в жизни человека. | 1 | Изучают гимнастическое оборудование: название, назначение, технику безопасности, страховку. |
41 |
| Коррекция нарушений здоровья. Коррекционные упражнения для формирования правильной осанки и свода стопы | 1 | Изучают упражнения для формирования правильной осанки и свода стопы |
42 |
| Коррекция нарушений здоровья. Коррекционные упражнения для формирования правильной осанки и свода стопы. Закрепление | 1 | Изучают упражнения для формирования правильной осанки и свода стопы |
43 |
| Коррекция нарушений здоровья. Комплекс ОРУ с обручами. Коррекционная игра «Совушка-сова» | 1 | Выполняют комплекс ОРУ с обручами |
44 |
| Ползание по гимнастический скамейке на четвереньках | 1 | Выполняют ползание по гимнастический скамейке на четвереньках |
45 |
| Ползание по гимнастический скамейке на животе подтягиваясь двумя руками самостоятельно | 1 | Выполняют ползание по гимнастический скамейке на животе подтягиваясь двумя руками самостоятельно |
46 |
| Ползание по гимнастический скамейке на животе подтягиваясь поочередно правой, левой рукой самостоятельно | 1 | Выполняют ползание по гимнастический скамейке на животе подтягиваясь поочередно правой, левой рукой самостоятельно |
47 |
| Ползание вверх по наклонной гимнастический скамейке на четвереньках | 1 | Выполняют ползание вверх по наклонной гимнастический скамейке на четвереньках |
48 |
| Ползание вверх и вниз наклонной по гимнастический скамейке на четвереньках самостоятельно | 1 | Выполняют ползание вверх и вниз наклонной по гимнастический скамейке на четвереньках самостоятельно |
49 |
| Ползание по наклонной гимнастический скамейке. Комплекс ОРУ на стульчиках. Коррекционная игра «Пустое место» | 1 | Выполняют комплекс ОРУ на стульчиках, ползание по наклонной гимнастический скамейке |
50 |
| Упражнения в равновесии. Ходьба по веревке с мешочком на голове, руки в стороны | 1 | Выполняют упражнения в равновесии |
51 |
| Упражнения в равновесии. Ходьба по веревке выложенной змейкой перешагивая мелкие предметы, руки в стороны | 1 | Выполняют упражнения в равновесии |
52 |
| Упражнения в равновесии. Ходьба по гимнастической скамейке приставным шагом | 1 | Выполняют упражнения в равновесии |
53 |
| Упражнения в равновесии. Ходьба по гимнастической скамейке с высоким подниманием бедра | 1 | Выполняют упражнения в равновесии |
54 |
| Упражнения в равновесии. Ходьба по гимнастической скамейке приставным шагом правое, левое плечо вперед перешагивая мелкие предметы | 1 | Выполняют упражнения в равновесии |
55 |
| Упражнения в равновесии. Комплекс ОРУ на гимнастических ковриках. Коррекционная игра «Колокольчик» | 1 | Выполняют упражнения в равновесии |
56 |
| Лазание по гимнастической стенке одноименным способом без помощи | 1 | Выполняют лазание по гимнастической стенке одноименным способом без помощи |
57 |
| Лазание по гимнастической стенке одноименным способом на заданное расстояние самостоятельно | 1 | Выполняют лазание по гимнастической стенке одноименным способом на заданное расстояние самостоятельно |
58 |
| Комплекс ОРУ с гантелями. Коррекционная игра «Угадай предмет» | 1 | Выполняют комплекс ОРУ с гантелями |
59 |
| Лазание по гимнастической стенке одноименным способом с переходом на соседний пролет самостоятельно | 1 | Выполняют лазание по гимнастической стенке одноименным способом с переходом на соседний пролет самостоятельно |
60 |
| Корригирующие упражнения для укрепления мышц спины и живота. Коррекционная игра «Нос, пол, потолок» | 1 | Выполняют корригирующие упражнения для укрепления мышц спины и живота. |
61 |
| Корригирующие упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса; мышц ног. | 1 | Выполняют корригирующие упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса; мышц ног |
62 |
| Корригирующие упражнения для формирования правильного положения и движений рук, ног, головы, туловища, для развития мышц кистей рук и пальцев. Комплекс ОРУ с обручами. | 1 | Выполняют комплекс ОРУ с обручами, корригирующие упражнения |
63 |
| Корригирующие упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев. Коррекционная игра «Лови-не лови» | 1 | Выполняют корригирующие упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев. |
64 |
| Корригирующие упражнения для расслабления мышц | 1 | Выполняют корригирующие упражнения для расслабления мышц |
65 |
| Дыхательные упражнения. Комплекс ОРУ под музыкальное сопровождение | 1 | Выполняют дыхательные упражнения |
66 |
| Ползание под дугами на четвереньках на заданное расстояние в сочетании с ходьбой | 1 | Выполняют ползание под дугами на четвереньках на заданное расстояние в сочетании с ходьбой |
67 |
| Ползание под дугами правым, левым боком на заданное расстояние в сочетании с ходьбой | 1 | Выполняют ползание под дугами правым, левым боком на заданное расстояние в сочетании с ходьбой |
68 |
| Комплекс ОРУ на стульчиках | 1 | Выполняют комплекс ОРУ на стульчиках |
69 |
| Ходьба по гимнастической скамейке с высоким подниманием бедра самостоятельно. Коррекционная игра «Кот и воробьи» | 1 | Выполняют ходьбу по гимнастической скамейке с высоким подниманием бедра самостоятельно |
70 |
| Ходьба по гимнастической скамейке с поворотом на 360 самостоятельно | 1 | Выполняют ходьбу по гимнастической скамейке с поворотом на 360 самостоятельно |
71 |
| Ходьба по гимнастической скамейке с приседанием на середине. Комплекс ОРУ без предметов | 1 | Выполняют комплекс ОРУ без предметов |
3 | Подвижные игры | 31 |
| |
72 |
| Техника безопасности при занятиях подвижными играми. Оборудование и инвентарь. Виды подвижных игр. Упражнения на релаксацию, дыхательные упражнения в игровой форме | 1 | Изучают технику безопасности при занятиях подвижными играми |
73 |
| Подвижные игры с бегом. Развитие быстроты | 1 | Выполняют подвижные игры с бегом |
74 |
| Подвижные игры с бегом. Коррекционная игра «Паровозик» | 1 | Выполняют подвижные игры с бегом |
75 |
| Подвижные игры с прыжками. Развитие скоростно-силовых способностей ног. | 1 | Выполняют подвижные игры с прыжками |
76 |
| Подвижные игры с прыжками. Комплекс ОРУ с большими мячами | 1 | Выполняют подвижные игры с прыжками |
77 |
| «Школа мяча». Броски мяча об пол и ловля двумя руками, подбрасывание мяча вверх и ловля двумя руками. | 1 | Выполняют подвижные игры с прыжками |
78 |
| Подбрасывание мяча вверх. Коррекционная игра «Перебежки в парах». | 1 | Коррекционная игра «Перебежки в парах». |
79 |
| Подбрасывание мяча вверх с хлопком. Коррекционная игра «Части тела» | 1 | Выполняют подбрасывание мяча вверх с хлопком |
80 |
| «Школа мяча». Перебрасывание мяча снизу в парах. | 1 | Выполняют перебрасывание мяча снизу в парах. |
81 |
| «Школа мяча». Броски мяча от груди двумя руками о стену. Комплекс ОРУ со средними мячами. Игра «Перестрелка» | 1 | Выполняют комплекс ОРУ со средними мячами |
82 |
| Броски мяча от головы двумя руками с отскока от пола в парах | 1 | Выполняют броски мяча от головы двумя руками с отскока от пола в парах |
83 |
| Пас ведущей ногой в парах. Коррекционная игра «Что пропало?» | 1 | Изучают пас ведущей ногой в парах Коррекционная игра «Что пропало?» |
84 |
| «Школа мяча». Пас правой, левой ногой в воротики. | 1 | Изучают пас правой, левой ногой в воротики |
85 |
| Удары мяча об пол правой рукой несколько раз подряд, затем и левой рукой на месте. | 1 | Выполняют удары мяча об пол правой рукой несколько раз подряд, затем и левой рукой на месте. |
86 |
| Удары мяча об пол правой, левой рукой поочередно в движении вперед. | 1 | Выполняют удары мяча об пол правой, левой рукой поочередно в движении вперед. |
87 |
| Удары мяча об пол правой рукой несколько раз подряд, затем и левой рукой в движении вперед. | 1 | Выполняют удары мяча об пол правой рукой несколько раз подряд, затем и левой рукой в движении вперед |
88 |
| Коррекционная игра «Зайчики-пальчики» | 1 | Коррекционная игра «Зайчики-пальчики» |
89 |
| Удары мяча об пол правой, левой рукой поочередно в движении вперед | 1 | Выполняют удары мяча об пол правой, левой рукой поочередно в движении вперед |
90 |
| Удары мяча об пол одновременно обеими руками в движении приставным шагом вправо | 1 | Выполняют удары мяча об пол одновременно обеими руками в движении приставным шагом вправо |
91 |
| Удары мяча об пол одновременно обеими руками в движении приставным шагом влево. Сюжетные ОРУ. | 1 | Выполняют сюжетные ОРУ |
92 |
| Сюжетные ОРУ. Игра «Филин и пташки» | 1 | Выполняют сюжетные ОРУ |
93 |
| Удары мяча об пол одновременно обеими руками в сочетании с движением вперед. Коррекционная игра «Гуси-Лебеди» | 1 | Выполняют удары мяча об пол одновременно обеими руками в сочетании с движением вперед. |
94 |
| Комплекс ОРУ с набивными мячами. Игра «Бой петухов» | 1 | Выполняют комплекс ОРУ с набивными мячами. |
95 |
| Комплекс ОРУ с набивными мячами. Подбрасывание мяча вверх и ловля двумя руками в сочетании с шагом влево. Игра «Платочек» | 1 | Выполняют комплекс ОРУ с набивными мячами. |
96 |
| Подбрасывание мяча вверх и ловля двумя руками в сочетании с шагом вперед. Коррекционная игра «У медведя во бору» | 1 | Выполняют упражнения с мячом |
97 |
| Подбрасывание мяча вверх и ловля двумя руками в сочетании с движением веред, вправо, влево | 1 | Выполняют упражнения с мячом |
98 |
| Броски мяча о стену снизу двумя руками в цель. Сюжетные ОРУ | 1 | Выполняют упражнения с мячом |
99 |
| Броски мяча о стену снизу двумя руками в сочетании с движениями рук (хлопки в ладоши и т.п). | 1 | Выполняют упражнения с мячом |
100 |
| Игра «Ловишки-хвостики». Дыхательные упражнения «Часы», «Веселый петушок» | 1 | Выполняют дыхательные упражнения |
101 |
| Корригирующие упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев.
| 1 | Выполняют корригирующие упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев. |
102 |
| Дыхательные упражнения «Воздушный шар», «Окно-дверь» | 1 | Выполняют дыхательные упражнения |
Тематическое планирование 2 класс
№ п/п | Раздел программы | Название темы, раздела | Кол-во часов
| Основные виды учебной деятельности на уроке |
1 | Лёгкая атлетика | 41 |
| |
1 |
| Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). | 1 | Изучают технику безопасности, правила поведения на уроках физической культуры |
2 |
| Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках, метании. | 1 | Выполняют ходьбу, бег, прыжки, метание. |
3 |
| Ходьба и бег. Ознакомление учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега. | 1 | Выполняют ходьбу, бег. Учатся правильно дышать во время ходьбы и бега |
4 |
| Ходьба парами по кругу, взявшись за руки. Ходьба за учителем в колонне по одному. | 1 | Выполняют ходьбу за учителем в колонне по одному |
5 |
| Ходьба по прямой линии, на носках, на пятках. | 1 | Выполняют ходьбу по прямой линии, на носках, на пятках |
6 |
| Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом. | 1 | Выполняют ходьбу с сохранением правильной осанки, в чередовании с бегом. |
7 |
| Ходьба с изменением скорости. Ходьба с различными положениями. | 1 | Выполняют ходьбу с изменением скорости, с различными положениями |
8 |
| Медленный бег с сохранением правильной осанки. Бег в колонне за учителем в заданном направлении. | 1 | Выполняют медленный бег с сохранением правильной осанки, в колонне за учителем в заданном направлении. |
9 |
| Чередование бега и ходьбы на расстоянии. Бег на носках. Игра"Догони мяч". | 1 | Выполняют чередование бега и ходьбы на расстоянии, бег на носках. Играют в игру "Догони мяч". |
10 |
| Бег на месте с высоким подниманием бедра. Игра"Кого назвали, тот и ловит". | 1 | Выполняют бег на месте с высоким подниманием бедра. Играют в игру "Кого назвали, тот и ловит". |
11 |
| Бег с высоким подниманием бедра и захлестыванием голени назад. | 1 | Выполняют бег с высоким подниманием бедра и захлестыванием голени назад |
12 |
| Бег с преодолением простейших препятствий. Игра "Слушай сигнал". | 1 | Выполняют бег с преодолением простейших препятствий. Играют в игру "Слушай сигнал". |
13 |
| Быстрый бег на скорость. Подвижные игры. | 1 | Выполняют быстрый бег на скорость |
14 |
| Прыжки на двух ногах на месте с продвижением вперед. Перепрыгивание через начерченную линию. | 1 | Выполняют прыжки на двух ногах на месте с продвижением вперед, перепрыгивание через начерченную линию |
15 |
| Прыжки с ноги на ногу. Подпрыгивание вверх на мете с захватом ли касанием висящего предмета. | 1 | Выполняют прыжки с ноги на ногу, подпрыгивание вверх на мете с захватом ли касанием висящего предмета |
16 |
| Прыжки в длину с места. Игра "догони мяч". | 1 | Выполняют прыжки в длину с места. Играют в игру "догони мяч". |
17 |
| Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, в стороны. | 1 | Выполняют прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, в стороны |
18 |
| Правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и двумя руками. | 1 | Выполняют правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и двумя руками |
19 |
| Произвольное метание малых и больших мячей в игре. Броски и ловля волейбольных мячей. | 1 | Выполняют произвольное метание малых и больших мячей в игре, броски и ловлю волейбольных мячей |
20 |
| Метание колец на шесты. Метание большого мяча двумя руками из-за головы и снизу с места в стену. | 1 | Выполняют метание колец на шесты, метание большого мяча двумя руками из-за головы и снизу с места в стену. |
21 |
| Бег. Медленный бег. Чередование бега и ходьбы. Игра "Попади в цель". | 1 | Выполняют чередование бега и ходьбы. Играют в игру "Попади в цель". |
22 |
| Бег. Медленный бег. Чередование бега и ходьбы. Игра "Передай мяч соседу". | 1 | Выполняют чередование бега и ходьбы. Играют в игру "Передай мяч соседу". |
23 |
| Бег. Высокий старт. Бег прямолинейный с параллельной постановкой стоп. | 1 | Выполняют бег прямолинейный с параллельной постановкой стоп. |
24 |
| Бег. Высокий старт. Бег прямолинейный с параллельной постановкой стоп. | 1 | Выполняют бег прямолинейный с параллельной постановкой стоп. |
25 |
| Бег. Повторный бег на скорость. Низкий старт. | 1 | Выполняют повторный бег на скорость |
26 |
| Бег. Повторный бег на скорость. Низкий старт. | 1 | Выполняют повторный бег на скорость |
27 |
| Бег. Специальные беговые упражнения: бег с подниманием бедра, с захлестыванием голени назад, семенящий бег. | 1 | Выполняют специальные беговые упражнения: бег с подниманием бедра, с захлестыванием голени назад, семенящий бег |
Гимнастика | ||||
28 |
| Техника безопасности на уроках гимнастики. Развитие двигательных способностей и физических качеств. | 1 | Изучают технику безопасности на уроках гимнастики. Развитие двигательных способностей и физических качеств |
29 |
| Элементарные сведения о гимнастических снарядах. Одежда и обувь гимнаста | 1 | Знакомятся с гимнастическими снарядами, одеждой и обувью гимнаста |
30 |
| Основные положения рук, ног, туловища, головы. | 1 | Знакомятся с основными положениями рук, ног, туловища, головы |
31 |
| Упражнения для расслабления мышц шеи. | 1 | Выполняют упражнения для расслабления мышц шеи |
32-33 |
| Упражнения для укрепления мышц спины и живота. Игра "Слушай сигнал | 2 | Выполняют упражнения для укрепления мышц спины и живота. Играют в игру "Слушай сигнал". |
34 |
| Упражнения на дыхание. | 1 | Выполняют упражнения на дыхание |
35 |
| Упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев. | 1 | Выполняют упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев. |
36 |
| Формирования правильной осанки. | 1 | Выполняют упражнения на формирование правильной осанки |
37 |
| Упражнения с гимнастическими палками, обручами. | 1 | Выполняют упражнения с гимнастическими палками, обручами |
Лыжная подготовка. Снегоступинг | ||||
38 |
| Элементарные понятия о ходьбе и передвижении на лыжах. | 1 | Знакомятся с ходьбой и передвижением на лыжах |
39 |
| Техника безопасности при занятиях физической культурой в зимний период | 1 | Изучают технику безопасности при занятиях физической культурой в зимний период |
40 |
| Подготовка к занятиям на лыжах. Правила поведения на уроках лыжной подготовки. | 1 | Изучают правила поведения на уроках лыжной подготовки |
41 |
| Лыжный инвентарь, выбор лыж и палок. | 1 |
|
42 |
| Виды подъемов и спусков. | 1 |
|
43 |
| Учить детей одевать снегоступы. Ходьба на снегоступах. | 1 | Изучают ходьбу на снегоступах, как одевать снегоступы |
44 |
| Бег на снегоступах. Развитие выносливости. | 1 | |
45 |
| Медленный бег на снегоступах | 1 | Выполняют бег на снегоступах |
46 |
| Бег, ходьба на снегоступах. | 1 | Выполняют бег на снегоступах |
47 |
| Эстафеты на снегоступах, лыжах. Предупреждение травм и обморожений. | 1 |
|
48 |
| Практический материал. Передвижение на лыжах. | 1 | Выполняют передвижение на лыжах, эстафету 4х50м. |
49 |
| Передвижение на лыжах. | 1 | |
50 |
| Передвижение на лыжах. Эстафета 4х50м. | 1 | |
51 |
| Практический материал. Спуски, повороты, торможение. | 1 |
|
52-53 |
| Метание снежков в цель. | 2 | Выполняют метание снежков на дальность |
54 |
| Теоретические сведения. Основные части конька. | 1 | Изучают технику безопасности при занятиях на коньках |
55 |
| Предупреждение травм и обморожений при занятиях на коньках. | 1 | |
56 |
| Практический материал. Упражнение в зале: снимание и одевание ботинок. | 1 |
|
57 |
| Приседания. Уметь выполнять приседания на коньках. | 1 |
|
58 |
| Бег на снегоступах | 1 | Выполняют бег на снегоступах |
59 |
| Передвижение на лыжах в свободном стиле. | 1 |
|
60-61 |
| Бег на снегоступах. Эстафеты на снегоступах. | 2 | Выполняют бег на снегоступах |
62 |
| Бег. Челночный бег. | 1 | Выполняют челночный бег |
63 |
| Прыжки. Прыжки с высоты с мягким приземлением. | 1 | Выполняют прыжки с высоты с мягким приземлением |
64 |
| Прыжки в длину и высоту с шага. Прыжки с небольшого разбега в длину | 1 | Выполняют прыжки в длину и высоту с шага, с небольшого разбега в длину |
65 |
| Прыжки с прямого разбега в длину. | 1 | Выполняют прыжки с прямого разбега в длину |
66 |
| Прыжки в длину с разбега без учета места отталкивания. | 1 | Выполняют прыжки в длину с разбега без учета места отталкивания |
67 |
| Прыжки в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги». Прыжки в высоту способом «перешагивание». | 1 | Выполняют прыжки в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги», способом «перешагивание». |
68 |
| Метание. Броски набивного мяча (1 кг) сидя двумя руками из-за головы. | 1 | Выполняют метание, броски набивного мяча (1 кг) сидя двумя руками из-за головы. |
69 |
| Метание. Метание мяча с места в цель. Метание мячей с места в цель левой и правой руками. | 1 | Выполняют метание мяча с места в цель, в цель левой и правой руками |
70 |
| Метание. Метание теннисного мяча с места одной рукой в стену и на дальность. Метание теннисного мяча на дальность с места. | 1 | Выполняют метание теннисного мяча с места одной рукой в стену и на дальность, метание теннисного мяча на дальность с места. |
71 |
| Метание. Броски набивного мяча (вес до 1 кг) различными способами двумя руками. | 1 | Выполняют броски набивного мяча (вес до 1 кг) различными способами двумя руками |
72 |
| Подвижные игры. Игры с бегом и прыжками. «Гуси – лебеди». «Прыгающие воробушки». «Быстро по местам». «Кошка и мышки». | 1 | Играют в подвижные игры |
73 |
| Практический материал. Ходьба парами по кругу, взявшись за руки. Обычная ходьба в умеренном темпе в колонне по одному в обход зала за учителем. | 1 | Выполняют обычную ходьбу в умеренном темпе в колонне по одному в обход зала за учителем |
74 |
| Бег. Перебежки группами и по одному 15—20 м. Медленный бег с сохранением правильной осанки, бег в колонне за учителем в заданном направлении. | 1 | Выполняют перебежки группами и по одному 15—20 м., медленный бег с сохранением правильной осанки, бег в колонне за учителем в заданном направлении |
75 |
| Тестирование. Подвижные игры по выбору. | 1 | Выполняют тестирование. Играют в подвижные игры |
76 |
| Упражнения с флажками, малыми мячами. | 1 | Выполняют упражнения с флажками, малыми мячами. |
77 |
| Упражнения на равновесие. | 1 | Выполняют упражнения на равновесие |
78 |
| Лазание и перелезание. | 1 | Выполняют лазание и перелезание |
3 | Подвижные игры | 25 |
| |
79 |
| Упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений. | 1 | Выполняют упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений |
80 |
| Переноска и передача предметов. | 1 | Выполняют переноску и передачу предметов |
81 |
| Подвижные игры. | 1 | Играют в подвижные игры |
82 |
| Предупреждение травм во время занятий. Значение и основные правила закаливания. | 1 | Изучают основные правила закаливания. |
83 |
| Эстафеты с мячом. | 1 | Выполняют эстафеты с мячом |
84 |
| Эстафеты с мячом, обручем. | 1 | Выполняют эстафеты с мячом, обручем |
85 |
| Эстафеты с метанием. | 1 | Выполняют эстафеты с метанием |
86 |
| Знания о физической культуре. Чистота зала, снарядов. Значение физических упражнений для здоровья человека. Формирование понятий: опрятность, аккуратность. | 1 | Изучают значение физических упражнений для здоровья человека. |
87 |
| Эстафеты с элементами прыжков. | 1 | Выполняют эстафеты с элементами прыжков |
88 |
| Обучение седу на мяче. Упражнения на фитболах. | 1 | Выполняют упражнения на фитболах |
89 |
| Правильная осанка на фитболах. | 1 | Изучают правильную осанку на фитболах |
90 |
| Разучивание комплекса упражнений №1 на мячах. Игра "Кто быстрей". | 1 | Выполняют комплекс упражнений №1 на мячах |
91 |
| Развитие координации средствами игры "Удержись на мяче". | 1 | Развивают координацию средствами игры "Удержись на мяче". |
92 |
| Развитие быстроты средствами эстафет на мячах. | 1 | Выполняют эстафеты на мячах |
93 |
| Разучить комплекс упражнений с фитболами №3. | 1 | Выполняют комплекс упражнений с фитболами №3 |
94 |
| Эстафеты с мячом | 1 | Выполняют эстафеты с мячом |
95 |
| Эстафета 4х50м. Игры с мячом. | 1 | Выполняют эстафету 4х50м. Игры с мячом |
96 |
| Игры с мячом. Броски в кольцо. | 1 | Выполняют игры с мячом, броски в кольцо |
97 |
| Игра "Летучая тарелка" | 1 | Играют в игру "Летучая тарелка" |
98 |
| Игры "Футбол" | 1 | Играют в игру "Футбол" |
99 |
| Разучивание комплекса упражнений №1 на мячах. Игра "Кто быстрей". | 1 | Выполняют разучивание комплекса упражнений №1 на мячах. Играют в игру "Кто быстрей". |
100 |
| Развитие координации средствами игры "Удержись на мяче". | 1 | Играют в игру "Удержись на мяче". |
101 |
| Развитие быстроты средствами эстафет на мячах. | 1 | Выполняют эстафеты на мячах. |
102 |
| Упражнения на фитболах. | 1 | Выполняют упражнения на фитболах |
Тематическое планирование 3 класс
№ п/п | Раздел программы | Название темы, раздела | Кол-во часов
| Основные виды учебной деятельности на уроке |
1 | Лёгкая атлетика | 41 |
| |
1 |
| Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). | 1 | Изучают технику безопасности, правила поведения на уроках физической культуры |
2 |
| Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках, метании. | 1 | Выполняют ходьбу, бег, прыжки, метание. |
3 |
| Ходьба и бег. Ознакомление учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега. | 1 | Выполняют ходьбу, бег. Учатся правильно дышать во время ходьбы и бега |
4 |
| Ходьба парами по кругу, взявшись за руки. Ходьба за учителем в колонне по одному. | 1 | Выполняют ходьбу за учителем в колонне по одному |
5 |
| Ходьба по прямой линии, на носках, на пятках. | 1 | Выполняют ходьбу по прямой линии, на носках, на пятках |
6 |
| Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом. | 1 | Выполняют ходьбу с сохранением правильной осанки, в чередовании с бегом. |
7 |
| Ходьба с изменением скорости. Ходьба с различными положениями. | 1 | Выполняют ходьбу с изменением скорости, с различными положениями |
8 |
| Медленный бег с сохранением правильной осанки. Бег в колонне за учителем в заданном направлении. | 1 | Выполняют медленный бег с сохранением правильной осанки, в колонне за учителем в заданном направлении. |
9 |
| Чередование бега и ходьбы на расстоянии. Бег на носках. Игра"Догони мяч". | 1 | Выполняют чередование бега и ходьбы на расстоянии, бег на носках. Играют в игру "Догони мяч". |
10 |
| Бег на месте с высоким подниманием бедра. Игра"Кого назвали, тот и ловит". | 1 | Выполняют бег на месте с высоким подниманием бедра. Играют в игру "Кого назвали, тот и ловит". |
11 |
| Бег с высоким подниманием бедра и захлестыванием голени назад. | 1 | Выполняют бег с высоким подниманием бедра и захлестыванием голени назад |
12 |
| Бег с преодолением простейших препятствий. Игра "Слушай сигнал". | 1 | Выполняют бег с преодолением простейших препятствий. Играют в игру "Слушай сигнал". |
13 |
| Быстрый бег на скорость. Подвижные игры. | 1 | Выполняют быстрый бег на скорость |
14 |
| Прыжки на двух ногах на месте с продвижением вперед. Перепрыгивание через начерченную линию. | 1 | Выполняют прыжки на двух ногах на месте с продвижением вперед, перепрыгивание через начерченную линию |
15 |
| Прыжки с ноги на ногу. Подпрыгивание вверх на мете с захватом ли касанием висящего предмета. | 1 | Выполняют прыжки с ноги на ногу, подпрыгивание вверх на мете с захватом ли касанием висящего предмета |
16 |
| Прыжки в длину с места. Игра "догони мяч". | 1 | Выполняют прыжки в длину с места. Играют в игру "догони мяч". |
17 |
| Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, в стороны. | 1 | Выполняют прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, в стороны |
18 |
| Правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и двумя руками. | 1 | Выполняют правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и двумя руками |
19 |
| Произвольное метание малых и больших мячей в игре. Броски и ловля волейбольных мячей. | 1 | Выполняют произвольное метание малых и больших мячей в игре, броски и ловлю волейбольных мячей |
20 |
| Метание колец на шесты. Метание большого мяча двумя руками из-за головы и снизу с места в стену. | 1 | Выполняют метание колец на шесты, метание большого мяча двумя руками из-за головы и снизу с места в стену. |
21 |
| Бег. Медленный бег. Чередование бега и ходьбы. Игра "Попади в цель". | 1 | Выполняют чередование бега и ходьбы. Играют в игру "Попади в цель". |
22 |
| Бег. Медленный бег. Чередование бега и ходьбы. Игра "Передай мяч соседу". | 1 | Выполняют чередование бега и ходьбы. Играют в игру "Передай мяч соседу". |
23 |
| Бег. Высокий старт. Бег прямолинейный с параллельной постановкой стоп. | 1 | Выполняют бег прямолинейный с параллельной постановкой стоп. |
24 |
| Бег. Высокий старт. Бег прямолинейный с параллельной постановкой стоп. | 1 | Выполняют бег прямолинейный с параллельной постановкой стоп. |
25 |
| Бег. Повторный бег на скорость. Низкий старт. | 1 | Выполняют повторный бег на скорость |
26 |
| Бег. Повторный бег на скорость. Низкий старт. | 1 | Выполняют повторный бег на скорость |
27 |
| Бег. Специальные беговые упражнения: бег с подниманием бедра, с захлестыванием голени назад, семенящий бег. | 1 | Выполняют специальные беговые упражнения: бег с подниманием бедра, с захлестыванием голени назад, семенящий бег |
Гимнастика | ||||
28 |
| Элементарные сведения о гимнастических снарядах. Одежда и обувь гимнаста | 1 | Знакомятся с гимнастическими снарядами, одеждой и обувью гимнаста |
29 |
| Техника безопасности на уроках гимнастики. Развитие двигательных способностей и физических качеств. | 1 | Изучают технику безопасности на уроках гимнастики. Развитие двигательных способностей и физических качеств |
30 |
| Основные положения рук, ног, туловища, головы. | 1 | Знакомятся с основными положениями рук, ног, туловища, головы |
31 |
| Упражнения для расслабления мышц шеи. |
| Выполняют упражнения для расслабления мышц шеи |
32 |
| Упражнения для укрепления мышц спины и живота. Игра "Слушай сигнал". |
| Выполняют упражнения для укрепления мышц спины и живота. Играют в игру "Слушай сигнал". |
33 |
| Упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса .Игра "Слушай сигнал". |
| |
34 |
| Упражнения на дыхание. |
| Выполнение упражнения |
35 |
| Упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев |
| Выполняют упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев |
36 |
| Формирования правильной осанки. |
| Выполняют упражнения на формирование правильной осанки |
37 |
| Упражнения с гимнастическими палками, обручами. |
| Выполняют упражнения с флажками, малыми мячами. |
38 |
| Упражнения с флажками, малыми мячами. |
| |
39 |
| Упражнения на равновесие. |
|
|
40 |
| Лазание и перелезание. |
| Выполняют лазание и перелезание |
| Лыжная подготовка. Снегоступинг | 23 |
| |
41 |
| Техника безопасности при занятиях физической культурой в зимний период | 1 | Изучают технику безопасности при занятиях физической культурой в зимний период |
42 |
| Элементарные понятия о ходьбе и передвижении на лыжах | 1 | Знакомятся с ходьбой и передвижением на лыжах |
43 |
| Подготовка к занятиям на лыжах. Правила поведения на уроках лыжной подготовки | 1 | Изучают правила поведения на уроках лыжной подготовки |
44 |
| Лыжный инвентарь, выбор лыж и палок. | 1 | Изучают лыжный инвентарь |
45 |
| Виды подъемов и спусков | 1 | |
46 |
| Учить детей одевать снегоступы. Ходьба на снегоступах. | 1 | Изучают ходьбу на снегоступах, как одевать снегоступы |
47 |
| Бег на снегоступах. Развитие выносливости. | 1 | |
48 |
| Медленный бег на снегоступах. | 1 | Выполняют бег на снегоступах |
49 |
| Бег, ходьба на снегоступах | 1 | |
50 |
| Эстафеты на снегоступах, лыжах. Предупреждение травм и обморожений. | 1 |
|
51 |
| Практический материал. Передвижение на лыжах | 1 | Выполнение передвижений на лыжах |
52-53 |
| Передвижение на лыжах. | 2 | |
54 |
| Передвижение на лыжах. Эстафета 4х50м. | 1 | Выполнения передвижения |
55-56 |
| Практический материал. Спуски, повороты, торможение | 2 | Выполнение спусков |
57 |
| Метание снежков в цель. | 1 | Выполнение снежков |
58-59 |
| Метание снежков на дальность. | 2 | Выполнения снежков на дальность. |
60 |
| Теоретические сведения. Основные части конька. | 1 | Изучают основные части конька |
61 |
| Предупреждение травм и обморожений при занятиях на коньках. | 1 | Изучают технику безопасности при занятиях на коньках |
62 |
| Удержание равновесия |
|
|
63 |
| Эстафеты на лыжах и снегоступах. | 2 | Выполнение эстафет |
| Легкая атлетика |
|
| |
64 |
| Бег. Челночный бег. | 1 | Выполняют челночный бег |
65 |
| Прыжки. Прыжки с высоты с мягким приземлением. | 1 | Выполняют прыжки с высоты с мягким приземлением |
66 |
| Прыжки в длину и высоту с шага. Прыжки с небольшого разбега в длину | 1 | Выполняют прыжки в длину и высоту с шага, с небольшого разбега в длину |
67 |
| Прыжки с прямого разбега в длину. | 1 | Выполняют прыжки с прямого разбега в длину |
68 |
| Прыжки в длину с разбега без учета места отталкивания. | 1 | Выполняют прыжки в длину с разбега без учета места отталкивания |
69 |
| Прыжки в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги». Прыжки в высоту способом «перешагивание». | 1 | Выполняют прыжки в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги», способом «перешагивание». |
70 |
| Метание. Броски набивного мяча (1 кг) сидя двумя руками из-за головы. | 1 | Выполняют метание, броски набивного мяча (1 кг) сидя двумя руками из-за головы. |
71 |
| Метание. Метание мяча с места в цель. Метание мячей с места в цель левой и правой руками. | 1 | Выполняют метание мяча с места в цель, в цель левой и правой руками |
72 |
| Метание. Метание теннисного мяча с места одной рукой в стену и на дальность. Метание теннисного мяча на дальность с места. | 1 | Выполняют метание теннисного мяча с места одной рукой в стену и на дальность, метание теннисного мяча на дальность с места. |
73 |
| Метание. Броски набивного мяча (вес до 1 кг) различными способами двумя руками. | 1 | Выполняют броски набивного мяча (вес до 1 кг) различными способами двумя руками |
74 |
| Подвижные игры. Игры с бегом и прыжками. «Гуси – лебеди». «Прыгающие воробушки». «Быстро по местам». «Кошка и мышки». | 1 | Играют в подвижные игры |
75 |
| Практический материал. Ходьба парами по кругу, взявшись за руки. Обычная ходьба в умеренном темпе в колонне по одному в обход зала за учителем. | 1 | Выполняют обычную ходьбу в умеренном темпе в колонне по одному в обход зала за учителем |
76 |
| Бег. Перебежки группами и по одному 15—20 м. Медленный бег с сохранением правильной осанки, бег в колонне за учителем в заданном направлении. | 1 | Выполняют перебежки группами и по одному 15—20 м., медленный бег с сохранением правильной осанки, бег в колонне за учителем в заданном направлении |
77 |
| Тестирование. Подвижные игры по выбору. | 1 | Выполняют тестирование. Играют в подвижные игры |
4 | Подвижные игры | 25 |
| |
78 |
| Упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений. | 1 | Выполняют упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений |
79 |
| Переноска и передача предметов. | 1 | Выполняют переноску и передачу предметов |
80 |
| Подвижные игры. | 1 | Играют в подвижные игры |
81 |
| Предупреждение травм во время занятий. Значение и основные правила закаливания. | 1 | Изучают основные правила закаливания. |
82 |
| Эстафеты с мячом. | 1 | Выполняют эстафеты с мячом |
83 |
| Эстафеты с мячом, обручем. | 1 | Выполняют эстафеты с мячом, обручем |
84 |
| Эстафеты с метанием. | 1 | Выполняют эстафеты с метанием |
85 |
| Знания о физической культуре. Чистота зала, снарядов. Значение физических упражнений для здоровья человека. Формирование понятий: опрятность, аккуратность. | 1 | Изучают значение физических упражнений для здоровья человека. |
86 |
| Эстафеты с элементами прыжков. | 1 | Выполняют эстафеты с элементами прыжков |
87 |
| Обучение седу на мяче. Упражнения на фитболах. | 1 | Выполняют упражнения на фитболах |
88 |
| Правильная осанка на фитболах. | 1 | Изучают правильную осанку на фитболах |
89 |
| Разучивание комплекса упражнений №1 на мячах. Игра "Кто быстрей". | 1 | Выполняют комплекс упражнений №1 на мячах |
90 |
| Развитие координации средствами игры "Удержись на мяче". | 1 | Развивают координацию средствами игры "Удержись на мяче". |
91 |
| Развитие быстроты средствами эстафет на мячах. | 1 | Выполняют эстафеты на мячах |
92 |
| Разучить комплекс упражнений с фитболами №3. | 1 | Выполняют комплекс упражнений с фитболами №3 |
93 |
| Эстафеты с мячом | 1 | Выполняют эстафеты с мячом |
94 |
| Эстафета 4х50м. Игры с мячом. | 1 | Выполняют эстафету 4х50м. Игры с мячом |
95 |
| Игры с мячом. Броски в кольцо. | 1 | Выполняют игры с мячом, броски в кольцо |
96 |
| Игра "Летучая тарелка" | 1 | Играют в игру "Летучая тарелка" |
97 |
| Игры "Футбол" | 1 | Играют в игру "Футбол" |
98 |
| Разучивание комплекса упражнений №1 на мячах. Игра "Кто быстрей". | 1 | Выполняют разучивание комплекса упражнений №1 на мячах. Играют в игру "Кто быстрей". |
99 |
| Развитие координации средствами игры "Удержись на мяче". | 1 | Играют в игру "Удержись на мяче". |
100 |
| Развитие быстроты средствами эстафет на мячах. | 1 | Выполняют эстафеты на мячах. |
101 |
| Упражнения на фитболах. | 1 | Выполняют упражнения на фитболах |
102 |
| Повторить комплекс упражнений с фитболами №3. | 1 | Выполняют комплекс упражнений с фитболами №3. |
Тематическое планирование 4 класс
№ п/п | Раздел программы | Название темы, раздела | Кол-во часов
| Основные виды учебной деятельности на уроке |
1 | Лёгкая атлетика | 36 |
| |
1 |
| Правила повеления в физкультурном зале, на спортивной площадке. | 1 | Слушают учителя, отвечают на вопросы |
2 |
| Ходьба в быстром темпе. Игра "Подвижная цель". | 1 | Играют в игру "Подвижная цель". |
3 |
| Ходьба в приседе. Игра "Обгони мяч". | 1 | Ходят в приседе. Играют в игру "Обгони мяч". |
4 |
| Сочетание различных видов ходьбы. | 1 | Ходят, сочетая различные виды ходьбы |
5 |
| Понятие "низкий старт" | 1 | Смотрят на учителя, повторяют |
6-7 |
| Быстрый бег на месте до 10с. | 2 | Бегают на месте до 10с. |
8-9 |
| Челночный бег (3х10м). | 2 | Выполняют упражнение «Челночный бег» |
10-12 |
| Бег с преодолением небольших препятствий на отрезке 30м. | 3 | Бегают с преодолением небольших препятствий на отрезке 30м. |
13-14 |
| Понятие эстафета (круговая). | 2 | Слушают учителя, выполняют упражнение |
15-16 |
| Прыжки с ноги на ногу до 20м, в высоту способом перешагивания. | 2 | Выполняют упражнение «Прыжки с ноги на ногу» |
17 |
| Прыжки в длину с разбега. | 1 | Выполняют упражнение «Прыжки в длину с разбега» |
18 |
| Бег с низкого старта 60м. | 1 | Выполняют упражнение «Бег с низкого старта 60м» |
19 |
| Игра с метанием "Попади в цель" | 1 | Играют в игру "Попади в цель" |
20 |
| Метание мячей в цель. | 1 | Выполняют упражнение «Метание мячей в цель» |
21-22 |
| Метание мячей на дальность. | 2 | Выполняют упражнение «Метание мячей на дальность» |
23 |
| Ходьба в быстром темпе (наперегонки). | 1 | Ходят в быстром темпе (наперегонки). |
24 |
| Ходьба в приседе. | 1 | Ходят в приседе. |
25 |
| Сочетание различных видов ходьбы. | 1 | Ходят, сочетая различные виды ходьбы |
26 |
| Понятие «низкий старт» | 1 | Бег с низкого старта |
27 |
| Метание мячей в цель (на стене, в баскетбольный щит). | 1 | Метают мяч в цель |
Гимнастика | ||||
28 |
| Название гимнастических снарядов, понятие о правильной осанке. | 1 | Слушают учителя, знакомятся со спортивными снарядами |
29 |
| Строевые упражнения. «Основная стойка". |
| Выполняют строевые упражнения |
30 |
| Строевые упражнения. Повороты кругом на месте. Игра "Фигура". |
|
|
31 |
| Перестроение из колонны по одному в колонну по три. |
|
|
32 |
| Строевые упражнения. Игра"Запрещенное движение". |
| Выполнение строевых упражнений. |
33 |
| Комплекс упражнений со скакалками. |
| Прыжки на скакалках. |
34 |
| Элементы акробатических упражнений. Кувырок назад. |
| Выполняют элементы акробатических упражнений |
35 |
| Элементы акробатических упражнений. Кувырок назад. Игра "Светофор". |
| |
36 |
| "Мостик" с помощью учителя. |
| Выполнение мостика. |
37 |
| Лазанье по гимнастической стенке с переходом на гимнастическую скамейку. | 1 |
|
38 |
| Вис на гимнастической стенке на время. | 1 | Выполняют вис. |
39 |
| Упражнения в равновесии. Ходьба по наклонной доске. | 1 | Выполняют ходьбу по наклонной доске |
40-41 |
| Равновесие. Расхождение вдвоём поворотом при встрече на полу и на гимнастической скамейке | 2 | |
42 |
| Коррекционные упражнения. Ходьба в колонне приставными шагами до определённого ориентира (6-8м.). | 1 | Выполняют ходьбу в колонне приставными шагами до определённого ориентира (6-8м.). |
43 |
| Эстафеты с элементами гимнастики | 1 |
|
Лыжная подготовка | ||||
44 |
| Лыжная подготовка. Выполнение распоряжений в строю: «Лыжи положить!», «Лыжи взять!». | 1 | Выполняют распоряжения в строю: «Лыжи положить!», «Лыжи,взять! |
45 |
| Ознакомление с попеременным двухшажным ходом. | 1 | Знакомятся с попеременным двухшажным ходом |
46 |
| Подъём «ёлочкой», «лесенкой». | 1 | Выполняют подъём «ёлочкой», «лесенкой». |
47 |
| Спуск в средней стойке. | 1 | Выполняют спуск в средней стойке |
48 |
| Передвижение на лыжах (до 1.5 км. за урок). | 1 | Выполняют передвижение на лыжах |
49 |
| Передвижение на лыжах в свободном стиле. | 1 | |
50 |
| Эстафеты на лыжах | 1 |
|
51 |
| Игры на улице. Метание снежков в цель. | 1 | Игры на улице. |
52 |
| Метание снежков. Подвижные игры на улице. | 1 | |
53-54 |
| Техника безопасности при беге на снегоступах. | 2 | Изучают технику безопасности при беге на снегоступах |
55 |
| Бег на снегоступах, бег 60м. | 1 | |
56 |
| Эстафеты на снегоступах | 1 | Выполняют бег на снегоступах |
57 |
| Бег на снегоступах 25 м. | 1 |
|
Легкая атлетика | ||||
58 |
| Построение в шеренгу, в колонну с изменением места построения. | 1 | Выполняют упражнение «Построение в шеренгу, в колонну с изменением места построения» |
59 |
| Прыжки в высоту до определённого ориентира с контролем и без контроля зрения. | 1 | Выполняют прыжки в высоту до определённого ориентира с контролем и без контроля зрения. |
60 |
| Бег. Медленный бег. Чередование бега и ходьбы. Игра "Попади в цель". | 1 | Выполняют упражнение по чередованию бега и ходьбы. Играют в игру "Попади в цель" |
61 |
| Бег. Медленный бег. Чередование бега и ходьбы. Игра "Передай мяч соседу". | 1 | Выполняют упражнение по чередованию бега и ходьбы. Играют в игру «Передай мяч соседу». |
62-63 |
| Бег. Высокий старт. Бег прямолинейный с параллельной постановкой стоп. | 2 | Выполняют прямолинейный бег с параллельной постановкой стоп. |
64-65 |
| Бег. Повторный бег на скорость. Низкий старт. | 2 | Выполняют повторный бег на скорость с низкого старта. |
66 |
| Бег. Повторный бег на скорость. Низкий старт. | 1 |
|
2 | Подвижные игры | 39 |
| |
67 |
| Строевые упражнения. Игра "Обгони мяч". | 1 | Выполняют строевые упражнения. Играют в игру "Обгони мяч". |
68 |
| Расчет на "1-2".Перестроения из одной шеренги в две и наоборот. | 1 | Выполняют перестроения из одной шеренги в две и наоборот. |
69 |
| Основные положения и движения рук, ног, туловища, выполнение на месте и в движении. | 1 | Выполняют упражнения по движению рук, ног, туловища на месте и в движении |
70 |
| Комплекс упражнений с гимнастическими палками. | 1 | Выполняют комплекс упражнений с гимнастическими палками |
71-72 |
| Эстафеты с мячом. | 2 | Эстафеты с мячом |
73 |
| Игра" Боулинг". Правила игры. | 1 | Играют в «Боулинг» |
74 |
| Техника игры в боулинг. Развитие меткости. | 1 | Изучают технику игры в боулинг |
75 |
| Правила игры "Пионербол". | 1 | Изучают правила игры "Пионербол". |
76 |
| Игры с бросанием, ловлей и метанием. | 1 | Играют в игры с бросанием, ловлей и метанием |
77 |
| Игра "Бадминтон". Игра "Футбол". | 1 | Изучают правила игры "Бадминтон", "Футбол". |
78 |
| Техника безопасности на уроках. | 1 | Изучают технику безопасности на уроках |
79 |
| ОРУ в движении. Разметка игры. Учебная игра. | 1 | Выполняют ОРУ в движении |
80 |
| Техника безопасности игры в "Бочче". Правила игры. | 1 | Техника безопасности игры в "Бочче". Правила игры |
81 |
| Учить детей бросать мяч. Игра в "Бочче" | 1 | Изучают правила игры "Бочче" |
82 |
| Учить детей точности ударов по мячу. | 1 | Учится точности ударов по мячу |
84-85 |
| Учебная игра в "Бочче". | 2 | Играют в игру "Бочче" |
86 |
| Подвижные игры по выбору | 1 | Играют в подвижные игры |
87 |
| Игры с элементами общеразвивающих упражнений. «Светофор», «Запрещённое движение», «Фигуры» | 1 | Играют в игры «Светофор», «Запрещённое движение», «Фигуры» |
88 |
| Основы знаний. Значение утренней зарядки. Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями. | 1 | Изучают правила безопасности при занятиях физическими упражнениями |
89 |
| Повороты кругом на месте. Перестроение из одной шеренги в две и наоборот. | 1 | Выполняют повороты кругом на месте, перестроение из одной шеренги в две и наоборот |
90 |
| ОРУ без предметов. Простые комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений. | 1 | Выполняют ОРУ без предметов |
91-92 |
| Эстафеты с мячом. | 2 | Эстафеты с мячом |
93 |
| Игра "Третий лишний". ОРУ в движении. | 1 | Играют в игру "Третий лишний" |
94 |
| Игры под музыку. | 1 | Играют в игры под музыку |
95-96 |
| Игра "Летучая тарелка" | 2 | Играют в игру "Летучая тарелка" |
97 |
| Игра "Футбол" | 1 | Играют в игру "Футбол" |
98 |
| Разучивание комплекса упражнений №1 на мячах. Игра "Кто быстрей". | 1 | Играют в игру «Кто быстрей» |
99 |
| Развитие координации средствами игры "Удержись на мяче". | 1 | Играют в игру "Удержись на мяче". |
100 |
| ОРУ на месте. | 1 | Выполняют ОРУ на месте |
101 |
| Ходьба и бег. Игра "Выбивало." | 1 | Играют в игру "Выбивало" |
102 |
| Игра "Бадмитон". | 1 | Играют в игру "Бадмитон" |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
- спортивный зал (приспособленное помещение)
- территория вокруг школы;
- спортивное оборудование (снаряды и инвентарь).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида под редакцией В.В Воронковой. Владос, 2000г.
Авторская программа по физкультуре В.М.Мозгового.
Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 класса – М.: Просвещение, 2012.
Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре 5-9 классы – М.: ВАКО, 2007.
Виленский М.Я. Физическая культура: учебник для учащихся 5 – 7 классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010.
Мозговой В. М. Уроки физической культуры. Поурочное планирование.
Учебники и учебные пособия по адаптивной физической культуре, дефектологии, материально-техническому обеспечению адаптивной физической культуры, комплексной профилактике заболеваний и реабилитации больных и инвалидов, коррекционным подвижным играм иупражнениям для детей с нарушениями в развитии
Периодические издания:
- Адаптивная физическая культура,
- Дефектология,
- Теория и практика физической культуры,
- Физическая культура: воспитание, образование, тренировка» и другие.