ОКОУ «Пенская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Курчатовского района Курской области
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Физическая культура»
для обучающихся 2- Б класса
Программу составил: учитель физической культуры Кузнецова Е.И. |
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ №16 от 30.06.2020 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Локальных актов образовательного учреждения:
- Учебного плана ОКОУ «Пенская школа-интернат»;
-Календарного учебного графика на 2022-2023 учебный год.
Рабочая программа по учебному предмету « Адаптивная физкультура» предназначена для обучающихся 2 класса ГУО (по ФГОС УО, 2 вариант) и составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений.
№ | Ф.И. ученика | Группа здоровья | Физкультурная группа |
1 | | V | Основная |
2 | | V | Основная |
Цель-повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.
Задачи и направления:
- Развитие восприятия собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.
- Освоение доступных способов передвижения (в том числе с использованием технических средств).
- Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.
- Формирование двигательных навыков, координации движений, физических качеств.
- Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: велосипедная езда, ходьба на лыжах, спортивные и подвижные игры, туризм и других.
- Формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков;
- Формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в спортивные игры;
1. Образовательные: развитие двигательных функций (способности к самостоятельному передвижению), формирование фонда жизненно важных движений, игровой деятельности.
2.Воспитательные: общее развитие и предупреждение вторичных эмоциональных и поведенческих расстройств, преодоление страхов, воспитание настойчивости, смелости, позитивного отношения к себе и окружающим.
3. Коррекционно-компенсаторные: преодоление двигательных нарушений, нормализация мышечного тонуса.
4. Лечебно-оздоровительные и профилактические: сохранение здоровья, повышение физиологической активности органов и систем профилактика осложняющих расстройств (стойких вегетативно-сосудистых и соматических нарушений).
5. Развивающие: повышение толерантности к нагрузке, развитие физических способностей, расширение объема мышечно-двигательных представлений и двигательной памяти.
Место предмета в учебном плане
Предмет входит в обязательную нагрузку и относится к предметам федерального компонента. Программа составлена на основе учебного плана 2022-2023 учебного года, рассчитана на 68 часов, исходя из 34 учебных недель в году (2 часа в неделю).
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Требования к результатам освоения АООП: основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения АООП, которые рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся. Устанавливаются требования к результатам: личностным, включающим сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества; предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
умение проговаривать последовательность действий;
умение совместно с учителем и другими учениками давать оценку действию;
умение работать по предложенному учителем плану;
организующие умения: вовремя приходить на занятие, организованно входить, знать и выполнять правила внутреннего распорядка, санитарно-гигиенические требования,
умение соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем,
умение формулироватьсовместно с учителем задание.
Познавательные УД
умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
умение анализировать, сравнивать, группировать различные материалы, инструменты;
Коммуникативные УД
умение осуществлять совместную деятельность;
умение участвовать в работе группы, распределять обязанности, договариваться друг с другом.
умение сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми, умение слушать и понимать речь других;
умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Предметными результатами изучения курса являются следующие знания и умения:
1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.
Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться
Освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей.
Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости.
Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.
2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.
Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.
Личностные результаты освоения АООП:
добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность,
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
бережное отношение к своему здоровью;
проявление толерантности, уважительного отношения к иному мнению;
овладение навыками коммуникации при общении со сверстниками в совместной деятельности
Порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (Вариант 2)
1. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития включает в себя оценку по полугодиям и оценивание по итогам года результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Также проводится оценка развития жизненных компетенций ребенка по итогам учебного года.
2. Исключается система отметочного оценивания. В течение учебного года оценки (отметки) обучающимся не выставляются. Для отслеживания учебных достижений выделяют 6 уровней:
с - выполняет самостоятельно;
о – подражает по образцу;
и – выполняет по последовательной инструкции (по изображению или вербально);
п – с частичной помощью взрослого;
пп – со значительной помощью взрослого;
! – ребенок пассивен (действие выполняется взрослым).
С целью отслеживания результативности обучения обучающихся учитель заполняет педагогические наблюдения, составленные согласно программам обучения по каждому предмету.
3. Содержательная оценка знаний и умений при безотметочном обучении предусматривает выявление индивидуальной динамики уровня усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные личностные (даже незначительные) результаты.
4. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью АООП (Вариант 2) должно быть достижение результатов освоения СИПР последнего года обучения и развитие жизненной компетенции обучающихся.
Содержание рабочей программы.
Содержание курса состоит из следующих разделов:
Легкая атлетика.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Оздоровительная и корригирующая гимнастика.
Коррекционные подвижные игры, эстафеты.
В раздел программы «Легкая атлетика» включены различные виды бега, прыжков, метаний.
В раздел программы «Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Оздоровительная и корригирующая гимнастика» вошли специально подобранные упражнения, направленные на коррекцию тех или иных отклонений в физическом развитии и психомоторики.
В раздел программы «Коррекционные подвижные игры, эстафеты» включены подвижные игры, направленные на коррекцию нарушенных функций, игры, направленные на развитие координационных способностей, пространственной ориентировки, на формирование зрительно – моторной координации на совершенствование функции дыхания, элементы спортивных игр (настольный теннис, баскетбол, футбол, пионербол)
Основной формой занятий по физической культуре является урок, состоящий из четырех основных частей; вводной, подготовительной, основной и заключительной. На уроке применяются специальные педагогические приёмы, направленные на коррекцию умственной отсталости учеников: анализ выполнения своих движений и товарищей, выполнение упражнений по словесной инструкции, усвоение названий движений и исходных положений, расширение словаря, запоминание комбинаций упражнений, различение движений по темпу, объёму, усилию, ритму.
Практическое содержание программы включает в себя комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц спины, брюшного пресса, укрепление мышц плечевого пояса, мышц опорно-двигательного аппарата, на развитие правильного дыхания, на развитие внимания, упражнения на координацию движений, лечение и профилактику ожирения.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел программы | Название темы, раздела | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности на уроке |
1 | Легкая атлетика. | 29 | |
1 | | Вводное занятие. Техника безопасности на уроках адаптивной физкультуры. | 1 | Изучают технику безопасности на уроках адаптивной физкультуры. |
2-3 | | Шагание с предмета на предмет. | 2 | Выполняют шагание с предмета на предмет |
4 | | Приседание на всей ступне, стоя у опоры. | | Выполняют приседание на всей ступне, стоя у опоры |
5-6 | | Упражнения с большим мячом. | 2 | Выполняют упражнения с большим мячом |
7-9 | | Лежа на спине поочередное поднимание и отведение прямых ног, сгибание, разгибание | 3 | Выполняют поочередное поднимание и отведение прямых ног, сгибание, разгибание |
10-12 | | Лежа на спине поочередное поднимание и отведение согнутых ног, сгибание, разгибание | 3 | Выполняют поочередное поднимание и отведение согнутых ног, сгибание, разгибание |
13 | | Лазанье на четвереньках. Подлезание под препятствие. | 1 | Выполняют лазанье на четвереньках, подлезание под препятствие |
14 | | Броски мяча через веревку, лежа на животе. | 1 | Выполняют броски мяча через веревку, лежа на животе |
15 | | Броски мяча вперед, в сторону снизу, от груди, из-за головы. | 1 | Выполняют броски мяча вперед, в сторону снизу, от груди, из-за головы |
16 | | Ходьба с различными положениями рук сохранением правильной осанки | 1 | Выполняют ходьбу с различными положениями рук сохранением правильной осанки |
17 | | Пролезание через гимнастический обруч. | 1 | Выполняют пролезание через гимнастический обруч |
18 | | Спокойный бег с правильной координацией движений. | 1 | Выполняют спокойный бег с правильной координацией движений |
19 | | Стоя на коленях, перекатывать мяч вокруг себя, друг другу. | 1 | Выполняют перекатывание мяча вокруг себя, друг другу, стоя на коленях |
20 | | Сидя на полу— прокатывание мяча вокруг себя. | 1 | Выполняют прокатывание мяча вокруг себя, сидя на полу |
21 | | Лазание и перелезание через гимнастическую скамейку с опорой на руки. | 1 | Выполняют лазание и перелезание через гимнастическую скамейку с опорой на руки |
22 | | Чередование бега с ходьбой (переход от быстрого темпа к медленному). | 1 | Выполняют чередование бега с ходьбой |
23 | | Бросок мяча снизу на месте. | 1 | Выполняют бросок мяча снизу на месте |
24 | | Удары мяча об пол перед собой с одновременным подпрыгиванием на двух ногах. | 1 | Выполняют удары мяча об пол перед собой с одновременным подпрыгиванием на двух ногах |
25 | | Прыжки с продвижением вперед. | 1 | Выполняют прыжки с продвижением вперед |
26 | | Броски и ловля мяча от учителя к ученику. | 1 | Выполняют броски и ловлю мяча от учителя к ученику |
27 | | Стойка на носках (3–4 сек). | 1 | Выполняют стойку на носках |
28-29 | | Упражнения для формирования равновесия. | 2 | Выполняют упражнения для формирования равновесия |
2 | Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Оздоровительная и корригирующая гимнастика. | 33 | |
30 | | Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Дыхательные упражнения "Понюхать цветок" | 1 | Выполняют дыхательные упражнения "Понюхать цветок" |
31 | | Дыхательные упражнения "Согреть руки" | 1 | Выполняют дыхательные упражнения "Согреть руки" |
32 | | Перешагивание через гимнастические палки. | 1 | Выполняют перешагивание через гимнастические палки |
33 | | Звуковая гимнастика, сочетание дыхания с движением "Остудить воду" | 1 | Выполняют дыхательные упражнения "Остудить воду" |
34 | | Бросок мяча снизу на месте в щит. | 1 | Выполняют бросок мяча снизу на месте в щит |
35 | | Основные движения головы, рук, ног, туловища. | 1 | Выполняют движения головы, рук, ног, туловища |
36 | | Одновременные движения руками вперед, назад, в стороны, вверх, вниз. | 1 | Выполняют одновременные движения руками вперед, назад, в стороны, вверх, вниз |
37 | | Ходьба по гимнастической скамейке. | 1 | Выполняют ходьбу по гимнастической скамейке |
38 | | Упражнения для формирования свода стоп, их подвижности и опороспособности. | 1 | Выполняют упражнения для формирования свода стоп |
39 | | Упражнения для плечевого пояса и рук | 1 | Выполняют упражнения для плечевого пояса и рук |
40 | | Сгибание и разгибание кисти, сгибание пальцев в кулак и разгибание. | 1 | Выполняют сгибание и разгибание кисти, сгибание пальцев в кулак и разгибание |
41 | | Наклоны туловища вперед-назад, влево-вправо | 1 | Выполняют наклоны туловища вперед-назад, влево-вправо |
42 | | Подлезание под препятствие и перелазание через него с опорой на руки. | 1 | Выполняют подлезание под препятствие и перелазание через него с опорой на руки |
43 | | Ходьба под счет. Ходьба на носках. | 1 | Выполняют ходьбу под счет, на носках |
44 | | Ходьба под счет. Ходьба на носках, на пятках. | 1 | Выполняют ходьбу под счет, на носках, на пятках. |
45 | | Броски мяча через веревку, лежа на животе. | 1 | Выполняют броски мяча через веревку, лежа на животе |
46-47 | | Ходьба по массажному коврику. | 2 | Выполняют ходьбу по массажному коврику |
48 | | Подлезание под натянутый шнур. | 1 | Выполняют подлезание под натянутый шнур |
49-50 | | Ходьба в медленном и быстром темпе с сохранением правильной осанки. | 2 | Выполняют ходьбу в медленном и быстром темпе с сохранением правильной осанки |
51 | | Ловля мяча на месте. Передача мяча снизу на месте. | 1 | Выполняют ловлю мяча на месте, передачу мяча снизу на месте |
52 | | Метание малого мяча в цель с места. | 1 | Выполняют метание малого мяча в цель с места |
53 | | Прыжки на одной ноге, на двух на месте. | 1 | Выполняют прыжки на одной ноге, на двух на месте |
54 | | Прокатывание мяча, броски вперед, в сторону. | 1 | Выполняют прокатывание мяча, броски вперед, в сторону |
55 | | Игры с мячом, метание теннисного мяча. | 1 | Выполняют игры с мячом, метание теннисного мяча |
56 | | Подбрасывание мяча перед собой и ловля | 1 | Выполняют подбрасывание мяча перед собой и ловлю |
57 | | Катание мяча по полу. | 1 | Выполняют катание мяча по полу. |
58 | | Броски мяча через веревку, лежа на животе. | 1 | Выполняют броски мяча через веревку, лежа на животе |
59-60 | | Упражнения с малыми мячами. | 2 | Выполняют упражнения с малыми мячами |
61 | | Упражнение на развитие пространственной ориентировки и точности движений. | 1 | Выполняют упражнения на развитие пространственной ориентировки и точности движений |
62 | | Одновременные движения руками вперед, назад, в стороны, вверх, вниз. | 1 | Выполняют одновременные движения руками вперед, назад, в стороны, вверх, вниз |
3 | Коррекционные подвижные игры, эстафеты | 6 | |
63 | | Эстафеты с мячами. Игра «Попади в обруч». | 1 | Выполняют эстафеты с мячами. Играют в игру «Попади в обруч». |
64 | | Игра "Маятник" | 1 | Играют в игру "Маятник" |
65 | | Игра «Попади в цель». Сбивание кеглей мячом. | 1 | Играют в игру «Попади в цель». |
66 | | Игра "Возьми флажок" | 1 | Играют в игру "Возьми флажок" |
67 | | Подвижные игры: «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде». | 1 | Играют в игры «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде». |
68 | | Разучивание игр с мячом "Попади в мишень". | 1 | Играют в игру "Попади в мишень". |
Перечень материально-технического обеспечения
учебно-практическое оборудование:
- тренажеры,
- инвентарь для подвижных и спортивных игр:
-маты,
- батуты,
- гимнастические мячи разного диаметра,
- гимнастические скамейки,
- гимнастические лестницы,
- обручи, кегли,
- мягкие модули различных форм,
- гимнастические коврики,
- корзины,
- футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи.
Список литературы
1.Березин А.Ф., Березина Н.Н. Психологическая подготовка к трудным жизненным ситуациям. – Ростов-на-Дону: Изд-во РОИКиПРО, 2007.
2. Сычева В. О значении позитивного мышления.//Школьный психолог, №11,2009.
3. Петрусинский В.В. «Игры – обучение, тренинг – досуг…» - М.: Новая школа, 2001г.
4. Снайдер Д. «Практическая психология для подростков», М.: АСТ-Пресс, 2001г.
5. «Школьный психолог» № 30-2003г.; № 2,5,10-2005г
6. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / [Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л.
7. Методические рекомендации. (Серия «Инклюзивное образование») М.,СПб : Нестор-История, 2013
8. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты : метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения [Текст] / С.Г. Шевченко– М.: ВЛАДОС, 2003. – 136с.
9. Стимульные и диагностические материалы
10. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Занятия интеллектуального тренинга, направленные на развитие мышления, памяти, внимания. - Ростов-на Дону; «Феникс», 2003
11. Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 2001.
12. Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 2004.
13. Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.
14. Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии"
Газета "Школьный психолог"
"Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http:// festival. I september.ru
"Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti
"Мир Психологии" - http://psychology.net.ru
Презентации на сайте: http://www.danilova.