СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа коррекционного курса "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" 4 класс 2023-2024 уч. г.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа коррекционного курса "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" 4 класс 2023-2024 уч. г.»





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянской СКОШИ» на 2023-2024 учебный год и следующих нормативно -  правовых документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.

3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.

4. Учебный план (вариант 1) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2023-2024 учебный год.

5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Рабочая программа является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом Рабочая программа в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и основные направления работы.

Цель коррекционного курса заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление трудностей в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений обучающихся; формирование навыков адекватного поведения.

Задачи коррекционных занятий:

  • формирование личностных мотивов к самостоятельному выполнению познавательных действий и решению познавательных задач;

  • формирование способов усвоения новых знаний и овладения новыми умениями;

  • коррекция познавательной деятельности;

  • раскрытие творческих возможностей с учетом индивидуальных предпочтений обучающихся в познании окружающего социального и предметного мира;

  • формирование речевых высказываний детей, обогащение словарного запаса с опорой на чувственный и практический опыт, на основе усвоения новых знаний и формирования умений.

Указанные задачи реализуются в следующих направлениях:

  • развитие внимания и памяти (зрительной, слуховой, тактильной);

  • сенсорное развитие: закрепление ориентировочных действий и систематизация образов восприятия, образов представлений о внешних свойствах и качествах предметов, усвоенных ранее на учебных предметах (чтение, математика, изобразительное искусство, ручной труд и т.д.);

  • формирование мыслительной деятельности: наглядно-действенного мышления с переходом к наглядно-образному мышлению, элементам логического мышления;

  • развитие элементов воображения.

Место реализации Адаптированной рабочей программы коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в 4 классе.

Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Новая Брянь, ул. Школьная, д. 5, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».


Планируемые результаты освоения рабочей программы по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в 4 классе.

Личностные результаты:

  • активизация самостоятельности в выполнении заданий, поручений, договоренностей;

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • определение адаптационных возможностей ребенка при переходе на основной уровень обучения;

  • осмысление роли обучающегося в образовательном учреждении;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Уровни достижения предметных результатов по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в 4 классе

Минимальный уровень:

  • различать основные цвета, величину, геометрические формы (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция) с помощью учителя;

  • составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков с опорой на образец, используя помощь учителя;

  • использовать разнообразную цветовую гамму в деятельности;

  • дорисовывать недостающие части рисунка, используя помощь учителя;

  •  рисовать бордюры, выполнять графические диктанты на слух;

  • пользоваться простой схемой-планом;

  • определять на ощупь форму предмета по словесному описанию, передавать ее в лепке и рисунке с помощью учителя;

  • определять вкусовые характеристики предмета в собственных высказываниях с опорой на образец;

  • запоминать наборы слов и словосочетаний из предложенного текста (2-3 повтора);

  • ориентироваться в условиях практических проблемных задачах;

  • осмысливать ситуации, содержание картины на основе аналитико-синтетической деятельности с помощью вопросов учителя;

  • оперировать смыслом, пониманием переносного смысла, дифференцированности

  • и целенаправленности суждений с помощью учителя;

  • расчленять воображение предмета на составные части и воссоздавать сложные формы из частей (5-6 частей).

Достаточный уровень:

  • самостоятельно различать основные цвета, величину, геометрические формы (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция);

  • самостоятельно дорисовывать недостающие части рисунка;

  • самостоятельно составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков;

  • пользоваться сложной схемой-планом;

  • самостоятельно определять на ощупь форму предмета по словесному описанию, передавать ее в лепке и рисунке;

  • запоминать наборы слов и словосочетаний из предложенного текста (1-2 повтора);

  • определять предпосылки решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно- образному мышлению самостоятельно;

  • самостоятельно оперировать смыслом, понимать переносный смысл, демонстрировать дифференцированность и целенаправленность суждений;

  • самостоятельно отбирать заместителей для обозначения предметов или явлений;

  • использовать наглядные модели и схемы на развитие воображения.

ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

  • Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

  • Планируемые результаты освоения обучающимися 4 класса направлены на получение следующих личностных результатов:

  • Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

  • Опособность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

  • Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

  • Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

  • Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

  • Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия:

  • Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель- класс);

  • Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • Обращаться за помощью и принимать помощь;

  • Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

  • Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

  • Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

  • Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты);

  • Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

  • Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

  • Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

  • Устанавливать видо-родовые отношения предметов;

  • Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

  • Читать;

  • Писать;

  • Наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

  • Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).



Система оценки достижений обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в 4 классе

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

  • 0 баллов - нет фиксируемой динамики;

  • 1 балл - минимальная динамика;

  • 2 балла - удовлетворительная динамика;

  • 3 балла - значительная динамика.

Оценка образовательных достижений освоения программы коррекционной работы осуществляется экспертной группой и может выражаться в уровневой шкале:

  • 0 баллов – отсутствие динамики;

  • 1 балл - незначительная динамика;

  • 2 балла - удовлетворительная динамика;

  • 3 балла - значительная динамика.

Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе входного и промежуточного тестирования (Приложение 1, 2).


Содержание коррекционного курса

Коррекционные занятия «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» направлены на чувственное познание, включающее ощущение, восприятие, представления, и на рациональное познание – понятие, суждение, умозаключение.

Познавательные действия встроены в общий ход жизни человека, в деятельность и в общение с другими людьми. Различные формы психической деятельности, обеспечивающие познание, деятельность и общение представляют собой психические процессы.

Коррекционные занятия по формированию познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляются при использовании различных методов:

  • практические - упражнения, игры, моделирование, инсценировки, техника «арт-терапия», практические опыты;

  • наглядные - наблюдение, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами, сенсорным инвентарем (мячи, обручи, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик, полусфера);

  • словесные - беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка;

  • двигательные - используются для актуализации и закрепления любых телесных навыков, предполагают включенность таких психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции, речь.

Следовательно, в результате использования разнообразных методов для активизации познавательных процессов, создается базовая предпосылка для овладения обучающимися новыми знаниями учебных предметов: чтением, письмом, математическими представлениями и другими.

В структуру коррекционного занятия могут входить:

  • пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры и упражнения);

  • дыхательная гимнастика;

  • зрительная гимнастика;

  • упражнения на развитие графомоторных навыков;

  • кинезиологические упражнения для формирования взаимодействия межполушарных связей.



Содержание разделов


Название раздела, темы

Обследование обучающихся - 2 часа

Развитие внимания и памяти - 16 часов

Зрительная

слуховая

тактильная

Сенсорное развитие - 25 часа

Зрительное

Слуховое

Тактильное

вкусовое

Формирование мыслительной деятельности - 17 часов

Наглядно-действенное

Наглядно-образное

Словесно-логическое

Элементарные математические представления

Развитие элементов воображения - 6 часов

Обследование обучающихся - 2 часа

Итого

68 часов

Календарно-тематическое планирование


Тема

Дата

по плану

Дата

по

факту

1

Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий



2

Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий



3

Совершенствование зрительного внимания и подражание действиям, изображенным на картинке, соотнесение их с реальными действиями



4

Совершенствование умения сравнивать сюжетные изображения, выделяя в них сходные и различные элементы и детали



5

Совершенствование умения воссоздавать целостное изображение предмета, выбирая недостающие части его элементов, закрепление умения дорисовывать недостающие части рисунка.



6

Формирование умения работать с простой схемой-планом, развитие умения соотносить реальное пространство с планом



7

Совершенствование умения выполнять зрительный диктант по памяти с опорой на алгоритм выполнения: рассмотри, перечисли, запомни, закрой, выложи, рассмотри повторно, проверь.



8

Совершенствование умения находить закономерности в построении фраз, стихов, текстов, предъявляемых зрительно и на слух



9

Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком без фиксации на его местоположении в слове на слух.



10

Совершенствование умения запоминать наборы предложенных коротких и длинных предложений.



11

Совершенствование умения выстраивать смысловые фразы из начальных букв запоминаемой информации путем формирования концентрации внимания на запоминаемом объекте



12

Совершенствование умения выстраивать слова из начальных букв и слогов путем формирования концентрации внимания на запоминаемом объекте



13

Совершенствование слуховой памяти посредством многократного повторения и постепенного увеличения количества словосочетаний и коротких предложений, которые нужно запомнить



14

Совершенствование умения изображать события и героев из рассказа на листе бумаги после прослушанного описания



15

Совершенствование умения выборочного запоминания на слух (словосочетаний из текста, названий действий героев рассказа)



16

Совершенствование слуховой памяти, запоминание небольших текстов и их пересказ.



17

Совершенствование умения словесно выражать свою реакцию на предметы, воспринятые тактильно с определенным предметом, животным.



18

Совершенствование умения составлять подвижные рассказы с опорой на тактильные дощечки.



19

Закрепление умений производить выбор из кругов, квадратов, прямоугольников, овалов, треугольников, ромбов, трапеций разного цвета и разной величины в процессе конструирования



20

Закрепление умений дифференцировать объемные формы в процессе конструирования по заранее составленному образцу



21

Закрепление умений использовать представления о величине и форме предметов в разных видах деятельности – игре, аппликации, лепке, рисовании



22

Совершенствование умений воспроизводить пространственные отношения между элементами при конструировании по образцу и словесной инструкции (внизу, вверху, слева, справа, посередине)



23

Совершенствование умения передавать цветом свое эмоциональное состояние в рисунках и аппликациях



24

Совершенствование умения дифференцировать понятия о цветовом спектре «теплые», «холодные» цвета



25

Совершенствование умения выполнять задание на получение «нейтральных цветов» путем смешивания



26

Совершенствование умения конструировать по образцу, складывание недостающих геометрических форм из 3-х других форм



27

Совершенствование умения анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать и сопоставлять результаты восприятия



28

Совершенствование умения подбирать парные предметы заданной величины, формы и цвета среди множества однородных предметов



29

Совершенствование умения выделять заданное слово или словосочетание из предложенного текста и отмечать это каким - либо действием



30

Совершенствование умения запоминать наборы слов и словосочетаний из предложенного текста



31

Совершенствование умения использовать условные звуковые сигналы при нахождении заданного слова или словосочетания из предложенного текста



32

Совершенствование умения называть и группировать слова и словосочетания по трем заданным признакам



33

Совершенствование умения закреплять результаты тактильно-двигательного обследования в продуктивных видах деятельности (аппликации, лепке)



34

Совершенствование умения группировать и сортировать предметы по их тактильным признакам с учетом представлений о свойствах и формах предметов



35

Совершенствование определения контрастных температурных ощущений (горячо-тепло- холодно)



36

Совершенствование барических ощущений (восприятие чувства тяжести)



37

Совершенствование умения определять на ощупь фактуру предмета по словесному описанию, развитие умения передавать ее в аппликации



38

Совершенствование соотнесения запахов с предметным изображением объектов



39

Совершенствование соотнесения вкуса с предметным изображением объектов



40

Совершенствование соотношения запахов и вкусовых ощущений



41

Формирование умения использовать рецепты для приготовления простых блюд



42

Формирование умения понимать текст рецепта для приготовления простых блюд



43

Закрепление основ рационального питания: употребление молочных, мясных, рыбных, яичных продуктов, овощей, фруктов, орехов, растительных масел, составляющих рацион обучающихся



44

Совершенствование умений находить варианты использования какого-либо предмета и называние вариантов применения



45

Совершенствование умения распределять сюжеты по смыслу



46

Совершенствование развития наглядно- образного мышления



47

Совершенствование понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов



48

Совершенствование понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов



49

Совершенствование умения устанавливать соотношение между текстом и образом (находить предмет по описанию)



50

Совершенствование умений делать вывод и обосновывать суждения, анализировать сюжеты со скрытым смыслом.



51

Совершенствование умений анализировать усложненные сюжеты со скрытым смыслом



52

Совершенствование категориального мышления, развитие уровня обобщения



53

Совершенствование возможности осмысления ситуации картины на основе аналитико-синтетической деятельности



54

Совершенствование объяснения сюжета, выраженного в словесной форме (текста)



55

Совершенствование возможности оперирования смыслом, понимание переносного смысла



56

Совершенствование дифференцированности и целенаправленности суждений, степени их глубины



57

Совершенствование умения выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач



58

Формирование умения действовать по плану



59

Формирование умения сравнивать, составлять рисуночные планы- действия, переносить действия по аналогии из одной ситуации в другую



60

Формирование умения прогнозировать последствия своей деятельности



61

Совершенствование умения формировать образ предмета из составных частей, воссоздавать сложные формы из частей



62

Совершенствование поиска аналогов – умения отбирать заместителей для обозначения предметов или явлений



63

Развитие творческого воображения путем использования знакомого сказочного сюжета



64

Развитие воображения путем генерирования новых идей



65

Развитие зрительного воображения с использованием геометрических фигур (круга, овала, треугольника и т.д.)



66

Совершенствование

воображения путем создания модели в виде цветных рамок со стрелками



67

Обследование познавательной деятельности



68

Обследование сенсорного развития





ПРИЛОЖЕНИЕ


Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей (коррекционных классов)

  1. Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича):


Оценка статического равновесия

-сохранить равновесие в течение не менее 6—8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.


Оценка динамического равновесия

-преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.


  1. Оценка ручной моторики:

-выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы

(«ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;


-координация движений обеих рук «кулак - ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая-с распрямленными пальцами.

Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.


Тесты зрительно-моторной координации:

-срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;

-срисовывание фразы из 3—4 слов, написанной письменным шрифтом, с сохранением всех элементов и размеров образца.


  1. Оценка тактильных ощущений:

-узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;

-узнавание на ошупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.

  1. Оценка владения сенсорными эталонами:

Тесты цветоразличения

-раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого;

- называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.).


Различение формы

-группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком

выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат.Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).

В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание: увеличить количество предъявляемых форм (до 5) и раздаточного материала (до 24).

Восприятие величины

-раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см;


-ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор.


  1. Оценка зрительного восприятия:

-узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);

-узнавание контурных изображений (5 изображений);


-узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);

-выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых.


  1. Оценка слухового восприятия:

-воспроизведение несложных ритмических рисунков;

-определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.

-определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).


  1. Оценка пространственного восприятия:

-показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.; -выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, выше — ниже и т. д.);

-конструирование по образцу из 10 счетных палочек.


  1. Оценка восприятия времени:

-с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем времени (часть суток, день недели, месяц.

-время года), прошедшем и будущем (например: «Весна закончится, какое время года наступит?» И т. д.).


Оценка выполнения любого задания оценивается по трем качественным критериям:

«хорошо»-если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки;

«удовлетворительно» -если имеются умеренные трудности,

ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания и

комментировании своих действий;

«неудовлетворительно» — задание выполняется с ошибками при оказании помощи или учащийся совсем не справляется с заданием,

испытывает значительные затруднения в комментировании своих действий.

На коррекционные занятия зачисляются ученики, результаты выполнения заданий у которых оценены как «удовлетворительно» и

«неудовлетворительно».





Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса

Оборудование:

  • фонотека;

  • настольные игры;

  • предметные игрушки;

  • пластилин;

  • карандаши;

  • пуфы-модули;

  • аромо лампа;

  • пузырьковая колонна;

  • звуковые плакаты;

  • массажные мячи;

  • соляная лампа;

  • специальный раздаточный материал для изотерапии;

  • цветные шнуры;

  • мозаика;

  • вкладки;

  • доски Сегена;

  • рамки Монтессори;

  • таблицы, схемы-опоры;

  • листы в клетку;

  • индивидуальные карточки-задания;

  • дидактические, развивающие игры;

  • тесты;

  • псикейсы;

  • презентации;

  • мультимедийные тесты и тренажеры, Логознайка, Мобизнайка;

  • комюпьтер;

  • сенсорный пол;

  • интерактивная доска.

Интерактивная доска.

В 2021-2022 учебном году ГБОУ Новобрянская СКОШИ в рамках «Национального проекта» реализует возможность максимального использования данных интерактивной доски в обучении детей с интеллектуальными нарушениями. Для оптимального использования интерактивной доски в работе с обучающимися требуется соблюдение методических рекомендаций:

1. Интерактивная доска должна использоваться в работе с обучающимися при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

2. Применяемые информационно-дидактические пособия должны быть адекватными психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

3. Организация и методика проведения занятия с ИД соответствует методике проведения традиционных занятий и основным дидактическим принципам коррекционной педагогики. Занятие с применением ИД включает в себя несколько частей. И только одна часть посвящается непосредственно работе с ИД.

4. При составлении занятий с использованием ИД необходимо учитывать имеющиеся знания, полученные на традиционных занятиях в процессе выполнения основной образовательной программы.

5. ИД должна быть дидактическим средством, а не самоцелью.

6. Обязательно использовать на занятиях с ИД традиционную предметно-развивающую среду – игрушки, игры, демонстрационный материал и т.д.

Для решения задачи – максимально задействовать детей, были разработаны следующие варианты организации детей в процессе обучения:

1. Подгруппа детей стоит у доски, и дети поочередно выполняют задания на ней.

2. Выполняют задание одновременно у доски 2-3 детей, используя стилус (компьютерная мышь) и маркеры.

3. Дети предлагают варианты ответа ребенку, выполняющему задание у ИД.

4. Ребенок самостоятельно выполняет задание у ИД, а дети, сидящие за столами, проверяют и оценивают правильность выполнения и доказываю это.

5. Дети, сидящие за столами, дают задания ребенку, работающему у ИД.

Преимущества работы с интерактивной доской:

1. Усиливает подачу материала.

2. Помогает педагогу находиться в постоянном взаимодействии с детьми.

3. Электронные средства обучения передают информацию быстрее, чем традиционные.

4. Позволяет увеличить восприятие материал за счет увеличения количества иллюстративного материала.

5. Развивает мотивацию и делает занятия более интересными для детей.

6. Дети начинают понимать более сложные моменты в результате более ясной и динамичной подачи материала.

В своей работе в первую очередь исходим из перспективного плана, темы и целей занятий. Необходима продуманная предварительная работа: составление дидактических задач, поиск иллюстраций в электронном виде, изготовление самих дидактических игр.

Санитарно-эпидемиологические требования к работе с интерактивными досками и иными электронными средствами обучения (ЭСО)

С 01.01.2021 г. введены в действие новые санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», в соответствии с которыми при оборудовании учебных помещений интерактивной доской (интерактивной панелью), нужно учитывать ее размер и размещение, последние должны обеспечивать обучающимся доступ ко всей поверхности. Диагональ интерактивной доски должна составлять не менее 165,1 см. На интерактивной доске не должно быть зон, недоступных для работы.

Интерактивная доска должна быть расположена по центру фронтальной стены классного помещения.

Активная поверхность интерактивной доски должна быть матовой. Размещение проектора интерактивной доски должно исключать для пользователей возможность проникновения слепящего эффекта.

Интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки, иные электронные средства обучения (далее - ЭСО) используются в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом. ЭСО должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия.

Использование ЭСО должно осуществляться при условии их соответствия Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).

Минимальная диагональ ЭСО должна составлять для монитора персонального компьютера и ноутбука – не менее 39,6 см, планшета – 26,6 см. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается.

При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, должны быть выполнены мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появления бликов на экране.

При использовании ЭСО во время занятий и перемен должна проводиться гимнастика для глаз.

При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками и обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для учащихся 4 класса – 15 минут.

Учебно-методический комплекс оборудования:


1. Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.

2. Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.

3. Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.

4. Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006.

5. Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "aCT", СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.

6. Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.

7. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.

8. Леванова Е. А., Волошина А. Е. "Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия". - ПИЕЕР, 2009 г.

9. Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995.

10. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - ПИЕЕР, 2002.

11. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. – М., 2006 - Ишимова О.А., Худенко Е.Д., Шаховская С.Н. Развитие речемыслительных способностей детей, М: «Просвещение» 2007.

12. Горскин Б.Б., Коняева Н.П., Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика: Учебное пособие для вузов (под ред. Пузанова Б.П.) М: «Академия», 2008.

13. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка. – М., 2001

14. Дробинская О.А. Ребенок с задержкой психического развития: Понять, чтобы помочь М: Школьная Пресса, 2005.

15. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи – М., 2001г.- Т.А. Ткаченко Формирование и развитие связной речи – СПб, 1999.

16. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития Речь, 2007.

17. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство для специалистов и родителей С-Пб: Речь 2007.

18. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 136с.

19. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Издательство: Феникс, 2006, с. 349.

20. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Шипицына Л.М. Издательство: Речь, 2005, с. 477.

Литература для родителей

Нарушения восприятия «себя» как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей. Б.А. Архипов, Е.В. Максимова, Н.Е. Семенова. Издательство: Диалог-МИФИ.

Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте. Шипицына Л.М. , Защиринская О.В. Издательство: Речь, 2009, с. 128.

Неутомимый наш ковчег. Опыт преодоления беды. Сост. С. Бейлезон. – М.: Центр «Нарния», 2007. – 128 с.: ил.

Особенные дети. Михаил Ингерлейб. М.: Эксмо, 2010., с. 288.

Особое детство: шаг навстречу переменам. М.: Теревинф, 2006. – 168 с. – (Опыт работы Центра лечебной педагогики).

Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми. Сост. Дименштейн М.С. – М.: Теревинф, 2008. – 240 с.

Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Истратова О.Н. Издательство: Феникс, 2010, с. 349.

Развивающие игры. Практическое пособие для родителей, учителей и воспитателей. Анисимова Н.В. , Мирошниченко Н.В. , Граш Н.Е. , Дроздовская К.В. Издательство: Феникс, 2010, с. 92.

Романчук О.И. Дорога любви. Путеводитель для родителей детей с особыми потребностями и тех, кто идет рядом. М.: Генезис, 2010. — 168 с.




Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми. Сост. Дименштейн М.С. – М.: Теревинф, 2008. – 240 с.

Интернет ресурсы

Занимашки с детьми на канале Телеграмм

Сайт Мультиурок

Портал развивающих и обучающих игр «Играемся»

https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat

QIша https://iqsha.ru/uprazhneniya/2-goda

Сайт-игра Разумейкин https://www.razumeykin.ru/

Сайт для умных родителей «Твой ребенок» http://www.tvoyrebenok.ru/glen-doman-kartochki.shtml



ПЛАНИРОВАНИЕ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ




Тема занятия

Кол-во
часов

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Обследование обучающихся- 2 часа

1.

Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий

1

Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий

Выполняют дифференцированные задания при оказании непосредственной помощи учителя

Выполняют большинство заданий самостоятельно

2.

Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий

1

Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий

Выполняют дифференцированные задания при оказании непосредственной помощи учителя

Выполняют большинство заданий самостоятельно

Развитие внимания и памяти -16 часов

3.

Совершенствование зрительного внимания и подражание действиям, изображенным на картинке, соотнесение их с реальными действиями

1


Выполнение подражания действиям, изображенным на картинке.

Соотнесение их с реальными действиями (Игра «Делаем зарядку», «Ладошки», «Вот такие мы»)

Выполняют действия по подражанию в определенных игровых ситуациях

Соотносят с реальными действиями, предложенными учителем (выбор из 5-6)

Выполняют действия по подражанию или показу в определенных игровых ситуациях.

Соотносят с реальными действиями, предложенными учителем (выбор из 6-7)



4.

Совершенствование умения сравнивать сюжетные изображения, выделяя в них сходные и различные элементы и детали

1

Выполнение задания путем сравнения сюжетных изображений, выделяя в них сходные и различные элементы и детали.

Задания: «Найди сходства и отличия», «Что перепутал художник?», «Что изменилось?»

Выполняют задания путем сравнения сюжетных изображений, выделяя в них сходные и различные элементы и детали (4-5 элементов)

Выполняют задания путем сравнения сюжетных изображений, выделяя в них сходные и различные элементы и детали (6-7 элементов)

5.

Совершенствование умения воссоздавать целостное изображение предмета, выбирая недостающие части его элементов, закрепление умения дорисовывать недостающие части рисунка


1

Воспроизведение целостного изображение предмета, выбирая недостающие части его элементов.

Выполнение заданий: «Почини коврик», «Нарисуй по точкам»

Выполняют задание, выбирают недостающие части элементов, делают выбор из 7 элементов.

При затруднениях можно уменьшить количество предметов.

Выполняют задания по дорисовыванию недостающих частей рисунка при предъявлении образца

Выполняют задание, выбирают недостающие части элементов, делают выбор из 8-9 элементов.

Выполняют задания по дорисовыванию недостающих частей рисунка самостоятельно

6.

Формирование умения работать с простой схемой-планом, развитие умения соотносить реальное пространство с планом

1

Работа с простой схемой-планом.

Соотнесение реального пространства с планом.
Задания: «Разведчик», «Автогонки»

Работают с простой схемой-планом.

Соотносят реальное пространство с планом с помощью учителя

Работают с простой схемой-планом.

Соотносят реальное пространство с планом самостоятельно

7.

Совершенствование умения выполнять зрительный диктант по памяти с опорой на алгоритм выполнения: рассмотри, перечисли, запомни, закрой, выложи, рассмотри повторно, проверь

1

Выполнение графических работ по памяти и алгоритму.

Задания: «Домик», «Машина»

Выполняют графическую работу, состоящую из 3 картинок с помощью уточняющих вопросов учителя


Выполняют самостоятельно графическую работу, состоящую из 4-5 картинок

8.

Совершенствование умения находить закономерности в построении фраз, стихов, текстов, предъявляемых зрительно и на слух

1

Выделение закономерности фраз, стихов, текстов.

(Игры: «Исключение понятий», «Совместить несовместимое»)

Выделяют определенным действием закономерности фраз, стихов, текстов (от 6-7 фраз)

Выделяют определенным действием закономерности фраз, стихов, текстов самостоятельно (предложение из 8 фраз)

9.

Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком без фиксации на его местоположении в слове на слух


1

Подбор слов с заданным звуком, без фиксации на его местоположении в слове.

Игры («Включи телевизор», «Каждому звуку свою комнату», «Новоселье у зверей»)


Подбирают слова с заданным звуком (6-7 слов).
Помощь оказывается при повторном предъявлении образца

Подбирают слова с заданным звуком (7-8 слов) самостоятельно

10.

Совершенствование умения запоминать наборы предложенных коротких и длинных предложений

1

Выборочное выделение информации из услышанного небольшого текста. Воспроизведение по памяти действующих лиц.

Сказка В.Сутеева «Под грибом»

Выполняют задание по памяти.

Прослушивают небольшой текст, в ходе которого запоминают персонажей (6-7) с помощью повторного произнесения слов учителем.

Воспроизводят действующих лиц с опорой на иллюстрацию

Выполняют задание по памяти.

Прослушивают небольшой текст, в ходе которого запоминают персонажей (7-8) самостоятельно.

Воспроизводят действующих лиц

11.

Совершенствование умения выстраивать смысловые фразы из начальных букв запоминаемой информации путем формирования концентрации внимания на запоминаемом объекте 

1

Запоминание и построение смысловых фраз из начальных букв.

(Игра «Расскажи об одежде, о птицах, о профессии»)

Выполняют задание по памяти.

Запоминают и выстраивают фразы по памяти (5-6 фраз), помощь оказывается при повторном предъявлении образца.

При затруднениях можно уменьшить количество предметов

Запоминают и выстраивают фразы по памяти (7-8 фраз) самостоятельно

12.

Совершенствование умения выстраивать слова из начальных букв и слогов путем формирования концентрации внимания на запоминаемом объекте 

1

Запоминание и составление слов из начальных букв и слогов.

Задания: «Переставь слоги и звуки», «Назови заданный слог в слове»



Выполняют задание по памяти.

Запоминают и составляют слова по памяти (5-6 слов) с помощью повторного предъявления образца.

При затруднениях можно уменьшить количество предметов

Запоминают и составляют слова по памяти (7-8 слов) самостоятельно

13.

Совершенствование слуховой памяти посредством многократного повторения и постепенного увеличения количества словосочетаний и коротких предложений, которые нужно запомнить

1

Прослушивание, запоминание и повторение словосочетаний и коротких предложений.

Задание: «Послушай предложение, запомни и повтори»


Прослушивают, запоминают и повторяют словосочетания при повторном произнесении задания учителем



Прослушивают, запоминают и повторяют словосочетания и короткие предложения самостоятельно


14.

Совершенствование умения изображать события и героев из рассказа на листе бумаги после прослушанного описания

1

Воспроизведение на листе бумаги событий и героев из рассказа по словесному описанию.

Задание: нарисуй картину к рассказу В. Сутеева «Три котенка»

Слушают рассказ.

Изображают на листе бумаги события рассказа и героев с помощью наводящих вопросов учителя


Слушают рассказ.

Изображают на листе бумаги события рассказа и героев по словесному описанию учителя самостоятельно

15.

Совершенствование умения выборочного запоминания на слух (словосочетаний из текста, названий действий героев рассказа)


1

Выборочное выделение информации из услышанного небольшого текста. Воспроизведение по памяти словосочетаний и называние действий героев рассказа.

Задание: «Назови действия героев рассказа М.Пришвина «Лисичкин хлеб»

Прослушивают небольшой рассказ, в ходе которого запоминают действия героев с помощью иллюстративной опоры.

Воспроизводят действия героев рассказа и отдельные запомнившиеся словосочетания с помощью наводящих вопросов учителя

Прослушивают небольшой рассказ, в ходе которого запоминают действия героев.

Воспроизводят действия героев рассказа и отдельные запомнившиеся словосочетания.

Рисуют иллюстрацию к рассказу


16.

Совершенствование слуховой памяти, запоминание небольших текстов и их пересказ

1

Прослушивание небольших текстов.

Ответы на вопросы учителя.

Пересказ текста.

Задание: «Перескажи рассказ М. Пришвина «Еж»

Слушают небольшие тексты.

Отвечают на вопросы учителя.

Пересказывают текст после повторения учителем рассказа (2- 3 раза)

Слушают небольшие тексты.

Отвечают на вопросы учителя.

Пересказывают текст после повторения учителем рассказа (1-2 раза)

17.

Совершенствование умения словесно выражать свою реакцию на предметы, воспринятые тактильно с определенным предметом, животным

1


Узнавание качеств предметов, воспринятых тактильно.

Словесное описание своей реакции на основе тактильных ощущений (мягкие, пушистые, колючие, твердые, холодные).

Игры: «Теплое солнышко», «Весенняя капель»

Узнают предметы по тактильным ощущениям, называют их.

Словесно описывают свою реакцию на предметы, обследованные на ощупь (7 предметов)


Узнают предметы по тактильным ощущениям, называют их.

Словесно описывают свою реакцию на предметы, обследованные на ощупь (8-9 предметов)

18.

Совершенствование умения составлять подвижные рассказы с опорой на тактильные дощечки

1

Воспроизведение подвижного рассказа на основе тактильной памяти.

Составление рассказа о себе, о семье

Воспроизводят рассказ с опорой на тактильные дощечки с помощью учителя


Воспроизводят рассказ с опорой на тактильные дощечки самостоятельно


Сенсорное развитие - 25 часов

19.

Закрепление умений производить выбор из кругов, квадратов, прямоугольников, овалов, треугольников, ромбов, трапеций разного цвета и разной величины в процессе конструирования


1

Дифференцирование геометрических форм: кругов, квадратов, прямоугольников, овалов, треугольников, ромбов, трапеций разного цвета и разной величины в процессе конструирования.
Задание: «Танграм», «Геометрический коврик»

Определяют геометрические формы: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб, трапеция разного цвета и разной величины.

Выполняют постройки, используя геометрические формы по образцу

Определяют геометрические формы: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб, трапеция разного цвета и разной величины.

Самостоятельно выбирают геометрические формы для постройки заданного образца



20.

Закрепление умений дифференцировать объемные формы в процессе конструирования по заранее составленному образцу

1

Дифференцирование объемных форм: кругов, квадратов, прямоугольников, овалов, треугольников, ромбов, трапеций в процессе конструирования по образцу.

Задания: «Постройка домика для животных», «Городок для кукол»

Соотносят объемные формы: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб, трапеция по показу учителя.

Выполняют конструирование по образцу

Соотносят объемные формы: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб, трапеция по образцу.

Выполняют конструирование самостоятельно

21.

Закрепление умений использовать представления о величине и форме предметов в разных видах деятельности – игре, аппликации, лепке, рисовании

1

Выполнение различных видов деятельности (игра, лепка, рисование).

Аппликация «Кораблик», рисунок «Бабочка»

Выполняют аппликацию и рисунок из геометрических фигур разной величины и формы по образцу и с помощью учителя


Выполняют аппликацию и рисунок из геометрических фигур разной величины и формы с помощью учителя


22.

Совершенствование умений воспроизводить пространственные отношения между элементами при конструировании по образцу и словесной инструкции (внизу, вверху, слева, справа, посередине)

1

Воспроизведение пространственных отношений между элементами при конструировании по образцу и словесной инструкции (внизу, вверху, слева, справа, посередине).

Задания: «Вверху-внизу», «Скульптор»

Конструируют по образцу и словесной инструкции (внизу, вверху, слева, справа, посередине) по показу

Конструируют по образцу и словесной инструкции (внизу, вверху, слева, справа, посередине) самостоятельно

23.

Совершенствование умения передавать цветом свое эмоциональное состояние в рисунках и аппликациях

1

Соотнесение цвета со своим настроением в рисунках и аппликациях (радость – цветы ко дню рождения; радость – солнечный денек, ранняя весна и т.д.)
Аппликация «Весенний день», рисунок «Мое настроение»

Выполняют аппликацию и рисунок из основных цветов в соответствии со своим настроением с помощью учителя


Выполняют аппликацию и рисунок из основных цветов в соответствии со своим настроением самостоятельно


24.

Совершенствование умения дифференцировать понятия о цветовом спектре «теплые», «холодные» цвета

1

Различение «теплых», «холодных» цветов цветового спектра.

Дидактическая игра: «Теплые и холодные цвета»

Выполняют задания на определение цветов и их оттенков по образцу или показу учителя

Выполняют задания на определение цветов и их оттенков самостоятельно

25.

Совершенствование умения выполнять задание на получение «нейтральных цветов» путем смешивания

1

Получение «нейтральных цветов» путем смешивания.
Выполнение рисунка «Пасмурный день», «Утро»

Смешивают цвета с помощью учителя.

Используют «нейтральные цвета» в рисовании пейзажа по образцу

Смешивают цвета с опорой на памятку.

Используют «нейтральные цвета» в рисовании пейзажа самостоятельно



26.

Совершенствование умения конструировать по образцу, складывание недостающих геометрических форм из 3-х других форм


1

Конструирование по образцу из элементов, складывание недостающих геометрических форм из 3-х других форм.

Задание: «Детский городок», «Мастерская форм»

Конструируют по образцу из 6-7 элементов, складывают недостающие геометрические формы из 3-х других форм с помощью учителя

Конструируют по образцу из 8-9 элементов, складывают недостающие геометрические формы из 3-х других форм самостоятельно

27.

Совершенствование умения анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать и сопоставлять результаты восприятия

1

Анализ свойств предметов, сравнение их, обобщение и сопоставление результатов восприятия.

Задания: «Перейди через болото», «Самое непохожее»

Сравнивают предметы по образцу с помощью учителя


Сравнивают предметы, сопоставляют результаты самостоятельно

28.

Совершенствование умения подбирать парные предметы заданной величины, формы и цвета среди множества однородных предметов

1


Дифференцировка парных предметов заданной величины, формы и цвета из множества однородных предметов.

Задание: «Домики и флажки», «Сбор фруктов», «Геометрическое лото»

Выделяют парные предметы заданной величины, формы и цвета из множества однородных предметов с помощью учителя


Выделяют парные предметы заданной величины, формы и цвета из множества однородных предметов самостоятельно

29.

Совершенствование умения выделять заданное слово или словосочетание из предложенного текста и отмечать это каким - либо действием

1

Выделение заданного слова или словосочетания из предложенного текста.

Реагирование на это каким - либо действием (хлопком, поднятием флажка).

Рассказ Н.Н. Носова «Живая шляпа»

Узнают слова и словосочетания в тексте (6-7 слов или словосочетаний).

Выполняют действие, после того, как услышали заданное слово в тексте с помощью учителя

Узнают слова и словосочетания в тексте (8-9 слов или словосочетаний).

Выполняют действие, после того, как услышали заданное слово в тексте

30.

Совершенствование умения запоминать наборы слов и словосочетаний из предложенного текста

1


Запоминание наборов слов и словосочетаний из предложенного текста.

Рассказ В.Ю.Драгунского «Заколдованная буква»

Слушают текст.

Запоминают и воспроизводят наборы слов и словосочетаний из предложенного текста с помощью учителя

Слушают текст.

Запоминают и воспроизводят наборы слов и словосочетаний из предложенного текста самостоятельно

31.

Совершенствование умения использовать условные звуковые сигналы при нахождении заданного слова или словосочетания из предложенного текста


1


Использование условных звуковых сигналов при нахождении заданного слова или словосочетания из предложенного текста.

Сказка «Кошкин дом»


Слушают текст.

Находят заданное слово или словосочетание из прослушанного текста, обозначают данное слово условным звуковым сигналом с помощью учителя

Слушают текст.

Находят заданное слово или словосочетание из прослушанного текста, обозначают данное слово условным звуковым сигналом самостоятельно

32.

Совершенствование умения называть и группировать слова и словосочетания по трем заданным признакам

1

Группировка слов по трем заданным признакам.

Игра: «Вопрос-ответ», «Противоположное значение»

Называют и группируют слова и словосочетания по трем заданным признакам

(6-7 слов или словосочетаний)

Называют и группируют слова и словосочетания по трем заданным признакам

(8-9 слов или словосочетаний)

33.

Совершенствование умения закреплять результаты тактильно-двигательного обследования в продуктивных видах деятельности (аппликации, лепке)

1


Выполнение продуктивных видов деятельности.

Аппликация «Золотая рыбка»

Создают аппликацию после тактильно-двигательного обследования с помощью учителя

Создают аппликацию после тактильно-двигательного обследования самостоятельно

34.

Совершенствование умения группировать и сортировать предметы по их тактильным признакам с учетом представлений о свойствах и формах предметов

1

Различение на ощупь свойств предметов и группирование их по тактильным признакам (свойства и форма).

Задания: «Золушка», «Кто быстрее»

Распознают на ощупь свойства предметов и группируют их по тактильным признакам с помощью учителя


Распознают на ощупь свойства предметов и группируют их по тактильным признакам самостоятельно

35.

Совершенствование определения контрастных температурных ощущений (горячо-тепло- холодно)

1

Нахождение среди множества предметных изображений горячих и холодных изображений предметов (с опорой на предыдущий полученный практический опыт).

Дидактическая игра «Найди, что бывает горячее/теплое/холодное»

Выбирают среди множества предметных изображений изображения горячих и холодных предметов (выбор из 6 изображений)



Выбирают среди множества предметных изображений изображения горячих и холодных предметов (выбор из 7-9 изображений)


36.

Совершенствование барических ощущений (восприятие чувства тяжести)

1

Определение веса предметов (тяжелый-легкий).

Практические опыты с игрушечными весами

Выполняют задания по определению веса предметов с разными свойствами с помощью весов: тяжелее — легче — самый легкий (выбор из 4 предметов)

Выполняют задания по определению веса предметов с разными свойствами с помощью весов: тяжелее — легче — самый легкий (выбор из 5-7 предметов)

37.

Совершенствование умения определять на ощупь фактуру предмета по словесному описанию, развитие умения передавать ее в аппликации

1

Различение на ощупь предметов по фактуре: пушистый, колючий, шероховатый.

Словесное описание предметов, воспринятых тактильно.

Выполнение аппликации.

Распознают на ощупь свойства предметов по фактуре: пушистый, колючий,

шероховатый.

Характеризуют их свойства и качества с помощью наводящих вопросов.

Выполняют аппликацию с помощью учителя

Распознают на ощупь свойства предметов по фактуре.

Характеризуют их свойства и качества.

Выполняют аппликацию самостоятельно

38.

Совершенствование соотнесения запахов с предметным изображением объектов


1

Классификация предметных картинок по запаху (приятный-неприятный).

Соотнесение запахов с предметным изображением объектов (банан, яблоко, шоколад, апельсин, колбаса и др.)

Группируют предметные картинки по запаху (приятный –неприятный).

Соотносят запахи с предметным изображением объектов с помощью учителя

Группируют предметные картинки по запаху (приятный –неприятный).

Соотносят запахи с предметным изображением объектов самостоятельно

39.

Совершенствование соотнесения вкуса с предметным изображением объектов

1

Классификация предметных картинок по вкусу (сладкий, соленый, кислый).

Соотнесение вкуса с предметным изображением объектов (банан, огурец, шоколад, апельсин, лимон и др.)

Группируют предметные картинки по вкусу (сладкий, соленый, кислый).

Соотносят вкус с предметным изображением объектов с помощью учителя

Группируют предметные картинки по вкусу (сладкий, соленый, кислый).

Соотносят вкус с предметным изображением объектов самостоятельно

40.

Совершенствование соотношения запахов и вкусовых ощущений

1

Соотношение запахов и вкусовых ощущений.

Задания: «Вспомни, как они пахнут?»,

«Коробочки с запахами»,

«Фрукт или овощ?»,

«Съедобное-несъедобное?»,

«Что приготовил повар на обед?»

Связывают запахи и вкусовые ощущения с помощью наводящих вопросов учителя.

Называют свои ощущения

Связывают запахи и вкусовые ощущения самостоятельно.

Описывают свои ощущения

41.

Формирование умения использовать рецепты для приготовления простых блюд

1

Подбор продуктов по инструкции и изображению на картинке.

Рецепт: «Фруктовый салат с йогуртом», «Творог с шоколадной крошкой», «Овсяная каша с изюмом»

Комбинируют продукты согласно инструкции учителя.

В случае затруднений обращаются за помощью к учителю

Комбинируют продукты по инструкции и изображению.

Придумывают рецепты из любимых продуктов

42.

Формирование умения понимать текст рецепта для приготовления простых блюд

1

Подбор продуктов из предложенных в соответствии с текстом рецепта.

Рецепт: «Овощной салат», «Творог с ягодами», «Омлет»

Раскладывают продукты из предложенных по тексту рецепта с помощью учителя

Находят продукты из предложенных по тексту рецепта.

Придумывают свои рецепты из любимых продуктов

43.

Закрепление основ рационального питания:

употребление молочных, мясных, рыбных,

яичных продуктов, овощей,

фруктов, орехов, растительных масел, составляющих рацион обучающихся

1

Закрепление основ рационального и разнообразного питания.

Закрепление понятий о питании современного обучающегося

Используют правило для потребления молочных, мясных, рыбных,

яичных продуктов, овощей, фруктов, орехов, растительных масел, составляющих рацион обучающихся по инструкции учителя


Самостоятельно используют знания о правильном потреблении продуктов.

Записывают рецепты любимых блюд для приготовления в домашних условиях

Формирование мыслительной деятельности - 17 часов

44.

Совершенствование умений находить варианты использования какого-либо предмета и называние вариантов применения

1

Нахождение вариантов использования какого-либо предмета.

Озвучивание возможных вариантов использования предмета.

Дидактическая игра «Как это можно использовать?».

Учитель называет слово «карандаш» - рисовать, писать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, балку в конструировании и т.д.

Находят варианты использования предмета, опираясь на задания учителя.
Называют варианты использования: рисовать, писать, мешать

Находят варианты использования предмета, опираясь на практический опыт.
Называют варианты использования: рисовать, писать, мешать, измерять, конструировать, отмерять

45.

Совершенствование умения распределять сюжеты по смыслу

1

Расположение серии сюжетных картинок по смыслу, соотношению понятий, образовывание аналогий.

Ответы на вопросы.

Составление рассказа.
Дидактическая игра «Соотношение понятий» - четыре стадии развития ветки – от голой зимой до осыпанной ягодами (плодами) осенью

Определяют порядок размещения картинок по смыслу.

Располагают картинки по соотношению понятий
с помощью наводящих вопросов учителя.

Отвечают на вопросы

Самостоятельно определяют порядок размещения картинок по смыслу.

Отвечают на вопросы.

Составляют рассказ

46.

Совершенствование развития наглядно- образного мышления

1

Расположение серии сюжетных картинок по смыслу, соотношению понятий, образовывание аналогий.

Ответы на вопросы.

Составление рассказа.

Задания: «Полей цветы», «Как построить поезд?», «Достань ключик!»

Рассматривают картинки и объясняют ситуацию.

Рассказывают, как решить проблемную ситуацию (в случае затруднения понимания изображенной ситуации учитель использует прием припоминания: «Вспомни, как это было...»).

Располагают картинки по соотношению понятий
с помощью наводящих вопросов учителя.

Отвечают на вопросы

Рассматривают картинки и объясняют ситуацию.

Рассказывают, как решить проблемную ситуацию.

Самостоятельно определяют порядок размещения картинок по смыслу.

Отвечают на вопросы.

Составляют рассказ

47.

Совершенствование понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов


1

Рассматривание картинок и объяснение ситуации, изображенной на них.

Решение проблемной ситуации.

Ответы на вопросы.

Составление рассказа.

Задания: «В песочнице», «Помоги рыбакам!»



Рассказывают, как решить проблемную ситуацию (в случае затруднения понимания изображенной ситуации учитель использует прием припоминания: «Вспомни, как это было...»).

Располагают картинки по соотношению понятий
с помощью наводящих вопросов учителя.

Отвечают на вопросы

Рассказывают, как решить проблемную ситуацию.

Самостоятельно определяют порядок размещения картинок по смыслу.

Отвечают на вопросы.

Составляют рассказ

48.

Совершенствование понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов


1

Рассматривание картинок и объяснение ситуации, изображенной на них.

Решение проблемной ситуации.

Ответы на вопросы.

Составление рассказа.

Задания: «Как достать шарик?», «Чего не хватает?»


Демонстрируют понимание изображенного сюжета.

Рассказывают, как решить проблемную ситуацию (в случае затруднения понимания изображенной ситуации учитель использует прием припоминания: «Вспомни, как это было...»).

Располагают картинки по соотношению понятий
с помощью наводящих вопросов учителя.

Отвечают на вопросы

Анализируют изображённый сюжет.

Рассказывают, как решить проблемную ситуацию.

Самостоятельно определяют порядок размещения картинок по смыслу.

Отвечают на вопросы.

Составляют рассказ

49.

Совершенствование умения устанавливать соотношение между текстом и образом (находить предмет по описанию)

1


Соотнесение текста и образа (нахождение предмета по словесному описанию).

Ответы на вопросы.

Составление предложений по картинке.

Задания: « Чего не хватает?»,

«Что перепутал мастер?»


Связывают понятия текста и образа (в случае затруднения понимания изображенной ситуации, учитель использует прием припоминания: «Вспомни, как это было...»).

Отвечают на вопросы.

Составляют простое предложение по картинке

Рассматривают картинки и объясняют ситуацию.

Объясняют свои действия.

Отвечают на вопросы.

Составляют распространенное предложение по картинке

50.

Совершенствование умений делать вывод и обосновывать суждения, анализировать сюжеты со скрытым смыслом



1

Понимание закономерностей между персонажами и объектами.

Анализ сюжета со скрытым смыслом.

Задания: «Помоги Незнайке», «Бывает - не бывает»



Объясняют учителю, как они поняли задание.

Рассказывают, как они планируют выполнить задание и отвечают на вопрос: «Почему ты так думаешь?».

Выполняют задания поэтапно, комментируя свои действия.

Повторяют выполнение задания

Устанавливают связи между персонажами и объектами.

Рассуждают коллективно о ходе выполнения задания.

Доказывают правильность суждений.

Делают вывод о результате выполнения задания

51.

Совершенствование умений анализировать усложненные сюжеты со скрытым смыслом


1

Восприятие нескольких сюжетных линий.

Объединение их по смыслу в единый сюжет.

Предугадывание развития хода сюжета.

Рассказ К.Ушинского «Сила - не право»

Слушают чтение рассказа учителем.

Соотносят предложения с сюжетными картинками.

Читают эти предложения вслух.

Проигрывают под руководством учителя этапы рассказа, сохраняя последовательность эпизодов.

Делают совместный вывод после драматизации рассказа

Читают рассказ.

Соотносят текст и заголовок.

Выявляют основную мысль.

Объединяют сюжеты по смыслу.

Обсуждают проблему рассказа с одноклассниками.

Обосновывают свои суждения и делают вывод

52.

Совершенствование категориального мышления,

развитие уровня обобщения

1

Исключение предметов или явлений (три изображения относятся к одной категории, четвертое, сохраняя внешнее сходство с остальными или входя в одну действенную ситуацию, не относится к этой категории).

Изменение позиции «лишней картинки».

Использование «провокаций» по стилю изображения.

Задания: «На приеме у доктора», «В зоопарке»

Выполняют задания на исключение предметов или явлений с помощью уточняющих вопросов учителя

Выполняют задания на исключение предметов или явлений самостоятельно



53.

Совершенствование возможности осмысления ситуации картины на основе аналитико-синтетической деятельности

1

Составления небольших связных рассказов по предложенной картинке.

Анализирование нелепиц с адекватной эмоциональной реакцией

Рассматривают картинку.

Отвечают на вопросы.

Составляют небольшие связные рассказы с помощью наводящих вопросов учителя.

Анализируют нелепицы с помощью учителя

Рассматривают картинку.

Отвечают на вопросы.

Самостоятельно составляют небольшие связные рассказы.

Анализируют нелепицы с адекватной эмоциональной реакцией

54.

Совершенствование объяснения сюжета, выраженного в словесной форме (текста)

1

Прослушивание текста.

Ответы на вопросы.

Пересказывание текста, акцентируя внимание на существенных деталях.

Задание: «Послушай, что я тебе прочитаю и расскажи»

Слушают текст.

Соотносят предложения текста с сюжетными картинками.

Отвечают на вопросы учителя


Читают текст.

Обсуждают сюжет.

Составляют план высказывания.

Рассказывают содержание прочитанного


55.

Совершенствование возможности оперирования смыслом, понимание переносного смысла


1

Преобразование смысла текста.

Осознание переносного смысла текста, разграничения

и целостности восприятия сюжета.
Задание: «Прочитай пословицу и подбери к ней фразу из имеющихся»

Читают вслух пословицу.

Соотносят с сюжетной картинкой.

Объясняют понимание предложенной пословицы.

Выбирают предъявленные варианты изменения пословицы.

Трансформируют смысл текста, по содержанию соответствующего пословице, совместно с учителем

Читают пословицы.

Самостоятельно выбирают подходящие по смыслу фразы.

Обсуждают правильность своего выбора.

Записывают новые пословицы




56.

Совершенствование дифференцированности

и целенаправленности суждений, степени их глубины

1

Восприятие смысла известного ранее текста.

Объяснение смысла текста.

Соотнесение аналогичного теста с первоисточником.

Задание: «Соедини стрелками поговорки и правильные их значения»


Читают поговорку в левом столбике вслух.

Соотносят поговорку с имеющейся сюжетной картинкой.

Соединяют с помощью стрелок поговорки с правильными значениями с помощью учителя


Читают все предъявленные поговорки в правом столбике про себя.

Высказываются, что они обозначают.

Соединяют стрелками поговорки и правильные их значения, данные в правом столбике.

Обсуждают получившиеся варианты с одноклассниками

57.

Совершенствование умения выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач

1

Усвоение смысла предъявленного высказывания.

Логически верное продолжение и распространение высказывания.

Задания: «Закончи предложение, подобрав подходящее слово из предложенных»

Читают вслух незаконченную часть предложения.

Соотносят с изображением на картинке.

Подбирают совместно с учителем подходящее слово из предъявленных

Читают незаконченные предложения.

Подбирают подходящие по смыслу варианты завершения высказывания.

Придумывают свои варианты, опираясь на прошлый жизненный опыт


58.

Формирование умения действовать по плану

1

Применение готового образца плана.

Составление описательных рассказов об объекте по плану.

Составление собственных планов действий.

Задание: «Позвони бабушке в другой город»

Опираются на предъявленный план

для регулирования своих действий.

Составляют описательный рассказ об объекте по плану и с помощью учителя

Используют план для регулирования своих действий.

Составляют описательный рассказ об объекте по плану.

Составляют собственный план действий

59.

Формирование умения сравнивать, составлять рисуночные планы- действия, переносить действия по аналогии из одной ситуации в другую

1

Составление рисуночных планов-действий.

Перенос действия по аналогии из одной ситуации в другую.

Задание: «Полей цветы в классе», «Полей грядки в парнике»

Рисуют на листе бумаги планы-действия с помощью учителя.

Переносят действия по аналогии из одной ситуации в другую (в случае затруднения переноса действий обращаются за помощью к учителю)

Создают рисуночные планы-действия.

Переносят действия по аналогии из одной ситуации в другую

60.

Формирование умения прогнозировать последствия своей деятельности

1

Планирование своей деятельности для получения необходимого результата.

Проговаривание последовательности своих действий, используя речевые формулы: «Сначала я…», «Затем я…», « Если…, то…»

Высказывают устно свои пожелания.

Визуализируют их в виде рисунка.

Составляют план под руководством учителя.

Проговаривают последовательность своих действий, используя речевые формулы: «Сначала я…», «Затем я…», « Если…, то…»

(в случае затруднения переноса действий обращаются за помощью к учителю)

Ставят перед собой задачу.

Проговаривают последовательность своих действий, используя речевые формулы: «Сначала я…», «Затем я…», « Если…, то…».

Составляют план своих действий.

Обсуждают его с одноклассниками




Развитие элементов воображения - 6 часов

61.

Совершенствование умения формировать образ предмета из составных частей, воссоздавать сложные формы из частей


1

Создание объектов и объединение их отдельных частей в целое.
Упражнение «Волшебные кляксы»: на середину листа бумаги выливают немного чернил или туши, лист складывают пополам.
Затем лист разворачивают.
Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или отдельных ее частях.
Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов

Синтезируют целые объекты из отдельных частей (5-6 частей)

Синтезируют целые объекты из отдельных частей (7-9 частей)

62.

Совершенствование поиска аналогов – умения отбирать заместителей для обозначения предметов или явлений



1

Подбор аналогов для обозначения предметов или явлений.
Задание: «Подбери аналоги к слову «вертолет» (птица, бабочка, автобус, поезд, парашют и т.д.)

Выбирают заместители из предъявленных для обозначения предметов или явлений (2-3 аналога)


Находят заместители для обозначения предметов или явлений (3-5 аналогов)


63.

Развитие творческого воображения путем использования знакомого сказочного сюжета

1

Вспоминание известных сказочных сюжетов.

Погружение в воображаемую атмосферу сюжета.

Дидактическая игра «Если бы да кабы…».
Задание: «Если бы ты встретил Красную Шапочку, до того, как она вошла в лес, от чего бы ты ее предостерег?»

Пересказывают любимую сказку.

Выявляют с помощью учителя проблему героев.

Составляют план оказания помощи сказочным персонажам.

Приходят совместно к решению проблемы


Пересказывают сюжет сказки.

Самостоятельно выявляют проблему героев.

Добавляют еще одного героя (себя).

Разрабатывают стратегию преодоления проблемы.

Обсуждают с одноклассниками

64.

Развитие воображения путем генерирования новых идей

1

Комбинирование известных впечатлений.

Объединение предыдущих действий.

Дидактические игры:

«Настроение и цвет»,

«Пантомима для сообразительных», «Прямоугольное королевство»

Выбирают любимый цвет.

Объясняют свой выбор.

Выбирают нелюбимый цвет.

Объясняют свой выбор.

Создают совместно с учителем цветочную поляну настроения

Читают вслух несколько известных стихотворений.

Один обучающийся «рассказывает» стихотворения посредством активной мимики и движений.

Другие угадывают, о каком стихотворении идет речь.

Конструируют город и жителей из геометрических фигур

65.

Развитие зрительного воображения с использованием геометрических фигур (круга, овала, треугольника и т.д.)


Комбинирование геометрических фигур в единую композицию.

Задания: «Нарисуй и раскрась фантазийный цветок»

Дорисовывают половину созданной модели фантазийного цветка.

Используют простые фигуры разных цветов.

Раскрашивают фигуры

Создают модель с использованием всех изученных геометрических фигур.

Обводят целостную модель по контуру.

Заполняют контур разными цветами

66.

Совершенствование

воображения путем создания модели в виде цветных рамок со стрелками

1

Создание историй и рассказов.
Выбор сюжетов в правильной последовательности.

Фиксирование последовательности эпизодов
направляющими стрелками.
Игра «Разные сказки», упражнение «Сказка-рассказ»

Используют наглядные модели и схемы на развитие воображения при ознакомлении с художественной литературой с помощью уточняющих вопросов учителя



Используют наглядные модели и схемы на развитие воображения при ознакомлении с художественной литературой самостоятельно

Обследование познавательной деятельности - 2 часа

67.

Обследование познавательной деятельности

1

Выполнение заданий на исследование уровня развития зрительной, слуховой, тактильной памяти, внимания и мыслительных операций

Соотносят предметы по величине из шести предложенных объектов с помощью педагога.

Находят знакомые (основные) цвета и оттенки в окружающей обстановке с опорой на образец.

Различают «теплые» и «холодные» оттенки с помощью учителя.

Называют и группируют слова и словосочетания по трем заданным признакам по инструкции учителя.

Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно, по инструкции педагога.

Определяют «четвертый лишний» с помощью педагога.

Определяют последовательность событий с опорой на образец.

Дорисовывают изображение, получая цельное изображение

Соотносят предметы по величине из 7- 9 объектов.

Находят знакомые (основные) цвета и оттенки в окружающей обстановке.

Различают «теплые» и «холодные» оттенки.

Называют и группируют слова и словосочетания по трем заданным признакам по инструкции учителя.

Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно.

Определяют «четвертый лишний».

Определяют последовательность событий.

Дорисовывают изображение, получая цельное изображение, называют и описывают воображаемый предмет


68.

Обследование сенсорного развития

1

Выполнение заданий на определение уровня сенсорного развития

Выбирают действие, изображенное на картинке, из ряда предложенных по инструкции педагога.

Находят в окружающей среде предметы заданного цвета: по образцу, по словесной инструкции.

Различают слова с заданным звуком по инструкции педагога.

Выделяют и различают последовательность звуков в слове.

Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно, по инструкции педагога.

Определяют вкусовые характеристики предмета с помощью педагога.

Выполняют задания по различению на ощупь предметов с разными свойствами с помощью педагога

Выбирают действие, изображенное на картинке, из ряда предложенных.

Находят в окружающей среде предметы заданного цвета.

Различают слова и словосочетания с заданным звуком.

Выделяют и различают последовательность звуков в слове самостоятельно.

Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно.

Определяют вкусовые характеристики предмета.

Выполняют задания по различению на ощупь предметов с разными свойствами самостоятельно