Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
_____ средняя общеобразовательная школа
ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО с заместителем директора по УВР
учителей начальных классов ______________ ФИО
МКОУ Палецкой СОШ «31» августа 2019 г.
Протокол № ___ от « __» августа 2019 г
Адаптированная рабочая программа коррекционных занятий с детьми с ОВЗ
«Психологическое развитие»
для Бе……. и Б….. учащихся 6 класса
на 2019-2020 учебный год
Составитель: учитель-дефектолог
_______ Т.В.
Пояснительная записка
Коррекционно – развивающая программа «Психологическое развитие» составлена на основе:
образования, утверждённого приказом Министра образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 года № 373;
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
Учебно – тематическое планирование разработано на основании методического пособия:
- Программа коррекционной работы в школе : Психолого – педагогическое обеспечение образовательного процесса. Нейропсихологическая диагностика, профилактика и коррекция в школе / А.В.Семенович. – М. : Дрофа, 2015.
- Психологической программы развития когнитивной сферы учащихся Н.П.Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников» - М.: «Ось - 89», 2006.
Данная адаптированная программа для учащихся 6 класса с ЗПР разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего, основного общего образования направлена на создание системы комплексной помощи детям, имеющим трудности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, основной образовательной программы 6 класса, коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа направлена также на разрешение таких проблем, возникающих в процессе образования данных детей , как несоответствие уровня психического развития ребенка возрастной норме, низкий уровень готовности к систематическому обучению, низкая познавательная и учебная мотивация, негативные тенденции личностного развития, эмоциональные нарушения поведения; дезадаптация в школе; неуспеваемость и другие.
Цель:
создать благоприятные условия для развития личности каждого ребенка и достижения планируемых результатов основной образовательной, адаптированной образовательной программ детьми с ЗПР, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа предусматривает групповые формы занятий с учителем-дефектологом.
Задачи:
Создание индивидуальных условий, способствующих освоению детьми с ЗПР основной образовательной программы начального общего, основного общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.
Осуществление индивидуально - ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ЗПР с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
Ожидаемые конечные результаты Программы:
Обеспечение базового уровня образования для обучающихся, имеющих трудности в освоении ООП ООО, для обучающихся с ЗПР.
Содержание программы разрабатывалось на основе принципов:
гуманистической направленности (отношение педагога к детям и подросткам как к ответственным субъектам собственного развития; стратегия взаимодействия, основанная на субъект - субъектных отношениях);
природосообразности (воспитание детей сообразно их полу, возрасту, ограниченным возможностям здоровья; формирование ответственности за развитие самих себя, за последствия своих действий и поведения);
культуросообразности (воспитание основывается на общечеловеческих ценностях);
эффективности социального взаимодействия (расширение сфер общения; формирование социально-бытовых умений и навыков);
сотрудничества с родителями.
Все занятия ориентированы на следующие направления:
Комплексное исследование фонда знаний, умений, навыков, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы, выстраивание психолого-педагогического прогноза для каждого следующего занятия;
Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности. Формирование знаний, умений и навыков с учетом возрастных и индивидуально-типологических возможностей.
Психологическая работа, направленная на обеспечение полноценного психического развития ребенка предполагает решение следующих задач:
Формирование психологического базиса для развития высших психических функций:
обеспечение полноценного физического развития, оздоровление организма;
коррекция недостатков в двигательной сфере;
развитие общей и мелкой моторики;
формирование чувства ритма;
создание условий для полноценного межличностного взаимодействия через систему специальных игровых упражнений.
Целенаправленное формирование высших психических функций:
развитие сенсорно - перцептивной деятельности и формирование эталонных представлений;
формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи;
развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядное моделирование в различных видах деятельности;
развитие творческих способностей.
Формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов:
целенаправленное формирование учебной деятельности: умение программировать, контролировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий;
всестороннее развитие предметно-практической деятельности.
Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере:
формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
преодоление негативных качеств формирующего характера, предупреждение и устранение аффективных, негативистских проявлений, отклонений в поведении.
Преодоление недостатков в речевом развитии:
целенаправленное формирование функций речи;
особое внимание следует уделить развитию словесной регуляции действий у детей с задержанным психическим развитием, формированию и развитию связной речи;
создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы;
одной из важнейших задач является формирование навыков письма и чтения.
Формирование коммуникативной деятельности:
обеспечение эмоциональных и «деловых» контактов со взрослыми и сверстниками;
формирование механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников, формирование полноценных межличностных связей.
Коррекционно – развивающая программа подразумевает смысловые этапы работы:
1. Вводный этап и начало реализации программы (Введение, диагностическое изучение ребенка).
2. Основной этап развития:
- Развитие высших психических функций.
- Коррекция и развитие пространственных ориентаций.
- Коррекция двигательной активности.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие умственных способностей.
- Развитие творческих способностей.
- Развитие умения программировать, контролировать результаты своей деятельности.
- Развитие предметно-практической деятельности.
- Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.
- Произвольная регуляция поведения.
- Обучение навыкам бесконфликтного общения.
- Формирование и развитие связной речи.
- Развитие словесной регуляции.
- Формирование механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников. Занятия основного этапа разработаны на основе рекомендаций:
Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.
Уроки психологического развития в 1 классе (30 занятий)
Уроки психологического развития во 2 классе (30 занятий)
Уроки психологического развития в 3 классе (30 занятий)
Уроки психологического развития в 4 классе (30 занятий)
Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. – 5 – е изд., стер. – М.: «Ось – 89», 2011.
3. Заключительный этап (Итоговая диагностика, анализ диагностических данных, выводы и планирование работы на следующий учебный год).
В течение всего учебного года идёт и работа с родителями, которая включает в себя:
Консультирование родителей (рекомендации родителям/педагогам).
Прогнозирование следующего года обучения ребёнка.
Согласно календарного учебного графика, программа рассчитана на учебный год: 35 учебных недель, по 2 часа в неделю, 70 часов. Формы занятий: групповые.
Реализация программы предусматривает повышение мотивации учебной деятельности каждого обучающегося на основе благополучного развития психического и психосоматического здоровья современных детей; успешной адаптации школьников в образовательном пространстве, овладения навыками позитивного поведения, конструктивного общения.
Календарно - тематическое планирование занятий
6 класс
п/п
Тема
Кол-во час.
Содержание, методики
Дата
1-2
Вводное занятие. Знакомство с программой, планом работы.
2
Знакомство, создание положительного отношения к занятиям. Игры «Интервью», «Молекулы», «Меняемся местами».
Эмоционально – волевая сфера. 24 часа
3-4
Мой характер
2
Диагностика личностных особенностей детей (тест Айзенка, тест Люшера, методика ДДЧ). Понятие «характер», черты характера, тест «Мой характер», объяснение результатов.
5-6
Что такое воля?
2
Понятие «воля», волевые качества, тест на развитие воли.
7-8
Межличностные отношения пятиклассников.
2
Понятие «общение», тесты на коммуникабельность.
9-10
Умение общаться
2
11-12
Развитие навыков самоконтроля
2
13-14
Самооценка
2
Самооценка, определение уровня самооценки детей, рекомендации.
15-16
Самооценка, взаимооценка.
2
17-19
Умение сотрудничать
2
Игры, развивающие умение сотрудничать: «Найди путь», «Рисуем молча», «Угадай настроение».
20-22
Сотрудничество, взаимовыручка.
2
23
Навыки саморегуляции
2
Обучение приёмам поведения в стрессовой ситуации, основам саморегуляции. Элементы аутотренинга.
24
Навыки саморегуляции
2
25-26
Обобщающее занятие по теме Мой характер»
2
Развитие внимания и памяти. 20 часов
27-28
Особенности внимания
2
Диагностика уровня внимания.
29-30
Устойчивость внимания
2
Упр. на развитие внимания: корректурные таблицы, «Пиши и слушай», «Пишущая машинка», графический диктант.
31-32
Распределение внимания
2
Отсроченное воспроизведение запоминаемого.
33-34
Умение слушать
2
35-38
Целенаправленность действий
4
Игры «Муха», «Подсчитай правильно», «Зеркало».
39-40
Развитие зрительной памяти.
2
Диагностика памяти. Упр. на развитие различных видов памяти: запоминание 10 слов, зрительных образов, цифр (на слух и зрительно)
41-42
Развитие вербальной памяти
2
Игры «Нарисуй по памяти», «Запомни и нарисуй», « Опосредованное запоминание».
43-44
Опосредованное запоминание.
2
45-46
Обобщающее занятие
2
Обобщающее занятие – наиболее интересные детям упр. и игры, ответы на вопросы, выводы
Развитие мышления . 20 часов
47-48
Наглядно-образное мышление.
2
Диагностика мышления.
49-50
Наглядно – образное мышление.
2
Упр. на развитие мышления: «Найди лишнее слово», «Угадай предмет по описанию», «Найди общее», «Дополни узор» (логическое мышление).
51-54
Развитие операций логического мышления
4
55-56
Умение сравнивать и обобщать.
2
Игры «Угадай животное» (выделение существенных признаков), Задания, требующие классификации и сериации (расставь класс по алфавиту, детей по росту, города по количеству букв в названии). «Шифр» (абстрактное мышление). (детский вариант), игровые упражнения.
57-59
Классификация
3
60-62
Абстрагирование
3
63-65
Классификация, абстрагирование.
3
66
Обобщение знаний по теме «Развитие мышления»
1
Обобщающее занятие – тест Равена
Диагностический блок. 4 часа (в конце года)
67-68
Итоговая диагностика памяти, внимания, мышления.
2
Диагностические материалы, таблицы.
69
Диагностика эмоционально – волевой сферы.
1
70
Анализ диагностических материалов, самооценка.
1