СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа коррекционных занятий с детьми ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционные занятия с детьми ОВЗ "Психологическое развитие"

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа коррекционных занятий с детьми ОВЗ»



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

_____ средняя общеобразовательная школа





ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО с заместителем директора по УВР

учителей начальных классов ______________ ФИО

МКОУ Палецкой СОШ «31» августа 2019 г.

Протокол № ___ от « __» августа 2019 г











Адаптированная рабочая программа коррекционных занятий с детьми с ОВЗ

«Психологическое развитие»

для Бе……. и Б….. учащихся 6 класса

на 2019-2020 учебный год





Составитель: учитель-дефектолог

_______ Т.В.



















Пояснительная записка



Коррекционно – развивающая программа «Психологическое развитие» составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего

образования, утверждённого приказом Министра образования и науки Российской

Федерации от 6 октября 2009 года № 373;

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;

Учебно – тематическое планирование разработано на основании методического пособия:

- Программа коррекционной работы в школе : Психолого – педагогическое обеспечение образовательного процесса. Нейропсихологическая диагностика, профилактика и коррекция в школе / А.В.Семенович. – М. : Дрофа, 2015.

- Психологической программы развития когнитивной сферы учащихся Н.П.Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников» - М.: «Ось - 89», 2006.

Данная адаптированная программа для учащихся 6 класса с ЗПР разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего, основного общего образования направлена на создание системы комплексной помощи детям, имеющим трудности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, основной образовательной программы 6 класса, коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Программа направлена также на разрешение таких проблем, возникающих в процессе образования данных детей , как несоответствие уровня психического развития ребенка возрастной норме, низкий уровень готовности к систематическому обучению, низкая познавательная и учебная мотивация, негативные тенденции личностного развития, эмоциональные нарушения поведения; дезадаптация в школе; неуспеваемость и другие.

Цель:

  • создать благоприятные условия для развития личности каждого ребенка и достижения планируемых результатов основной образовательной, адаптированной образовательной программ детьми с ЗПР, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа предусматривает групповые формы занятий с учителем-дефектологом.

Задачи:

  1. Создание индивидуальных условий, способствующих освоению детьми с ЗПР основной образовательной программы начального общего, основного общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

  2. Осуществление индивидуально - ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ЗПР с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

Ожидаемые конечные результаты Программы:

  • Обеспечение базового уровня образования для обучающихся, имеющих трудности в освоении ООП ООО, для обучающихся с ЗПР.

Содержание программы разрабатывалось на основе принципов:

  • гуманистической направленности (отношение педагога к детям и подросткам как к ответственным субъектам собственного развития; стратегия взаимодействия, основанная на субъект - субъектных отношениях);

  • природосообразности (воспитание детей сообразно их полу, возрасту, ограниченным возможностям здоровья; формирование ответственности за развитие самих себя, за последствия своих действий и поведения);

  • культуросообразности (воспитание основывается на общечеловеческих ценностях);

  • эффективности социального взаимодействия (расширение сфер общения; формирование социально-бытовых умений и навыков);

  • сотрудничества с родителями.

Все занятия ориентированы на следующие направления:

  1. Комплексное исследование фонда знаний, умений, навыков, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы, выстраивание психолого-педагогического прогноза для каждого следующего занятия;

  2. Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности. Формирование знаний, умений и навыков с учетом возрастных и индивидуально-типологических возможностей.

  3. Психологическая работа, направленная на обеспечение полноценного психического развития ребенка предполагает решение следующих задач:

Формирование психологического базиса для развития высших психических функций:

  • обеспечение полноценного физического развития, оздоровление организма;

  • коррекция недостатков в двигательной сфере;

  • развитие общей и мелкой моторики;

  • формирование чувства ритма;

  • создание условий для полноценного межличностного взаимодействия через систему специальных игровых упражнений.

Целенаправленное формирование высших психических функций:

  • развитие сенсорно - перцептивной деятельности и формирование эталонных представлений;

  • формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи;

  • развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядное моделирование в различных видах деятельности;

  • развитие творческих способностей.

  1. Формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов:

  • целенаправленное формирование учебной деятельности: умение программировать, контролировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий;

  • всестороннее развитие предметно-практической деятельности.

  1. Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере:

  • формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;

  • преодоление негативных качеств формирующего характера, предупреждение и устранение аффективных, негативистских проявлений, отклонений в поведении.

  1. Преодоление недостатков в речевом развитии:

  • целенаправленное формирование функций речи;

  • особое внимание следует уделить развитию словесной регуляции действий у детей с задержанным психическим развитием, формированию и развитию связной речи;

  • создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы;

  • одной из важнейших задач является формирование навыков письма и чтения.

  1. Формирование коммуникативной деятельности:

  • обеспечение эмоциональных и «деловых» контактов со взрослыми и сверстниками;

  • формирование механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников, формирование полноценных межличностных связей.

Коррекционно – развивающая программа подразумевает смысловые этапы работы:

1. Вводный этап и начало реализации программы (Введение, диагностическое изучение ребенка).

2. Основной этап развития:

- Развитие высших психических функций.

- Коррекция и развитие пространственных ориентаций.

- Коррекция двигательной активности.

- Развитие общей и мелкой моторики.

- Развитие умственных способностей.

- Развитие творческих способностей.

- Развитие умения программировать, контролировать результаты своей деятельности.

- Развитие предметно-практической деятельности.

- Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.

- Произвольная регуляция поведения.

- Обучение навыкам бесконфликтного общения.

- Формирование и развитие связной речи.

- Развитие словесной регуляции.

- Формирование механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников. Занятия основного этапа разработаны на основе рекомендаций:

  • Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.

    • Уроки психологического развития в 1 классе (30 занятий)

    • Уроки психологического развития во 2 классе (30 занятий)

    • Уроки психологического развития в 3 классе (30 занятий)

    • Уроки психологического развития в 4 классе (30 занятий)

  • Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. – 5 – е изд., стер. – М.: «Ось – 89», 2011.

3. Заключительный этап (Итоговая диагностика, анализ диагностических данных, выводы и планирование работы на следующий учебный год).

В течение всего учебного года идёт и работа с родителями, которая включает в себя:

  • Консультирование родителей (рекомендации родителям/педагогам).

  • Прогнозирование следующего года обучения ребёнка.

Согласно календарного учебного графика, программа рассчитана на учебный год: 35 учебных недель, по 2 часа в неделю, 70 часов. Формы занятий: групповые.

Реализация программы предусматривает повышение мотивации учебной деятельности каждого обучающегося на основе благополучного развития психического и психосоматического здоровья современных детей; успешной адаптации школьников в образовательном пространстве, овладения навыками позитивного поведения, конструктивного общения.




















Календарно - тематическое планирование занятий

6 класс


п/п

Тема

Кол-во час.

Содержание, методики

Дата

1-2

Вводное занятие. Знакомство с программой, планом работы.

2

Знакомство, создание положительного отношения к занятиям. Игры «Интервью», «Молекулы», «Меняемся местами».



Эмоционально – волевая сфера. 24 часа

3-4

Мой характер


2

Диагностика личностных особенностей детей (тест Айзенка, тест Люшера, методика ДДЧ). Понятие «характер», черты характера, тест «Мой характер», объяснение результатов.


5-6

Что такое воля?

2

Понятие «воля», волевые качества, тест на развитие воли.


7-8

Межличностные отношения пятиклассников.

2

Понятие «общение», тесты на коммуникабельность.



9-10

Умение общаться

2


11-12

Развитие навыков самоконтроля

2



13-14

Самооценка

2

Самооценка, определение уровня самооценки детей, рекомендации.


15-16

Самооценка, взаимооценка.

2


17-19

Умение сотрудничать

2

Игры, развивающие умение сотрудничать: «Найди путь», «Рисуем молча», «Угадай настроение».


20-22

Сотрудничество, взаимовыручка.

2


23

Навыки саморегуляции

2

Обучение приёмам поведения в стрессовой ситуации, основам саморегуляции. Элементы аутотренинга.


24

Навыки саморегуляции

2


25-26

Обобщающее занятие по теме Мой характер»

2




Развитие внимания и памяти. 20 часов

27-28

Особенности внимания

2

Диагностика уровня внимания.


29-30

Устойчивость внимания

2

Упр. на развитие внимания: корректурные таблицы, «Пиши и слушай», «Пишущая машинка», графический диктант.


31-32

Распределение внимания

2

Отсроченное воспроизведение запоминаемого.


33-34

Умение слушать

2



35-38

Целенаправленность действий

4

Игры «Муха», «Подсчитай правильно», «Зеркало».



39-40

Развитие зрительной памяти.

2

Диагностика памяти. Упр. на развитие различных видов памяти: запоминание 10 слов, зрительных образов, цифр (на слух и зрительно)


41-42

Развитие вербальной памяти

2

Игры «Нарисуй по памяти», «Запомни и нарисуй», « Опосредованное запоминание».


43-44

Опосредованное запоминание.

2


45-46

Обобщающее занятие

2

Обобщающее занятие – наиболее интересные детям упр. и игры, ответы на вопросы, выводы



Развитие мышления . 20 часов

47-48

Наглядно-образное мышление.

2

Диагностика мышления.


49-50

Наглядно – образное мышление.

2

Упр. на развитие мышления: «Найди лишнее слово», «Угадай предмет по описанию», «Найди общее», «Дополни узор» (логическое мышление).


51-54

Развитие операций логического мышления


4




55-56

Умение сравнивать и обобщать.

2

Игры «Угадай животное» (выделение существенных признаков), Задания, требующие классификации и сериации (расставь класс по алфавиту, детей по росту, города по количеству букв в названии). «Шифр» (абстрактное мышление). (детский вариант), игровые упражнения.


57-59

Классификация

3


60-62

Абстрагирование

3


63-65

Классификация, абстрагирование.

3


66

Обобщение знаний по теме «Развитие мышления»

1

Обобщающее занятие – тест Равена



Диагностический блок. 4 часа (в конце года)

67-68

Итоговая диагностика памяти, внимания, мышления.

2

Диагностические материалы, таблицы.


69

Диагностика эмоционально – волевой сферы.

1


70

Анализ диагностических материалов, самооценка.

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!