СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса (2 часа в неделю, 68 часов в год) срок освоения: 1 год

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями по   предмету «Изобразительное искусство» для 5 Л класса (2 часа в неделю, 68 часов в год) срок освоения: 1 год.

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»  для учащихся  с ОВЗ (лёгкая степень умственной отсталости) 5  классов разработана на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1026);  адаптированной основной общеобразовательной программы  образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)  МБОУ «СОШ №4» г. Лесосибирска; Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2011. Программа соответствует федеральному компоненту общего образования для учащихся с легкой степенью умственной отсталости, базисному учебному плану образовательного учреждения.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса (2 часа в неделю, 68 часов в год) срок освоения: 1 год»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 города Лесосибирска»


ПРИНЯТО

протокол заседания методического объединения

учителей технологии и искусства

от «31» августа 2023 года № 1


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

­­­­­­­­­­­­______________ А.А. Святуненко

от «31» августа 2023 года

ПРИНЯТО

протокол заседания методического объединения

учителей изобразительного искусства

от «30» августа 2023 года № 1


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

­­­­­­­­­­­­______________ А.А. Святуненко

от «30» августа 2023 года







Адаптированная рабочая программа

образования обучающихся

с интеллектуальными нарушениями

по предмету «Изобразительное искусство»

для 5 Л класса

(2 часа в неделю, 68 часов в год)

Срок освоения: 1 год

Составитель:

Стецюк Л.А

учитель изобразительного искусства

















2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для учащихся с ОВЗ (лёгкая степень умственной отсталости) 5 классов разработана на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1026); адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МБОУ «СОШ №4» г. Лесосибирска; Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2011. Программа соответствует федеральному компоненту общего образования для учащихся с легкой степенью умственной отсталости, базисному учебному плану образовательного учреждения.

Цель изучения предмета «Изобразительное искусство» сформулирована как линия развития личности ученика средствами предмета:

– всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучение умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности, развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

Задачи адаптированной общеобразовательной программы предмета «Изобразительное искусство»:

-Воспитание интереса к изобразительному искусству;

-Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека

-Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса;

-Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства, расширение художественно-эстетического кругозора;

-Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них;

-Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;

-Обучение изобразительным техникам и приѐмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках;

-Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке);

-Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности;

-Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению;

-Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции;

-Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).

Содержание программы отражено в разделах: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию», «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».



СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ


Раздел 1. «Обучение композиционной деятельности»


Понятие «композиция». Элементарные приемы композиции на плоскости ив пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции. Определение связи изображения и изобразительной поверхности. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально). Установление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при использовании способов передачи пространства). Понятия: линия горизонта, ближе-больше, дальше-меньше, загораживания. Установление смысловых связей между изображаемыми предметами. Главное и второстепенное в композиции. Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный контраст (светлое и темное). Достижение равновесия композиции с помощью симметрии. Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании.


Раздел 2. «Развитие у учащихся умения воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию объектов»


Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы, трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве. Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, лепке, аппликации. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения). Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных. Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов. Приемы и способы передачи формы предметов.

Сходство и различие орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый; по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике.

Практическое применение приемов и способов графических образов в лепке, аппликации, рисунке.


Раздел 3. «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование

умения передавать его в живописи.»


Понятия: «цвет», «спектр», «акварель», «гуашь», «живопись». Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения. Различение и обозначение словом некоторых ясно различимых оттенков цветов. Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета. Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов.

Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо – примакивание кистью, рисование по мокрому листу (ала прима), послойная живопись (лессировка).

Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании.


Раздел 4. «Обучение восприятию произведений искусства»


Знакомство детей с произведениями изобразительного искусства (живописью, скульптурой, графикой) и декоративно-прикладного искусства. Отличительные черты видов искусства.

Примерные темы бесед:

«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров».

«Виды изобразительного искусства» (рисунок, живопись, скульптура, архитектура, ДПИ, дизайн).

«Как и чем создаются картины». Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Конашевич, А. Куинджи, А. Саврасов, И. Остроухов, А. Пластов, В. Поленов, И. Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезанн, И. Шишкин.

«Как и чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения: статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур. Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин). Объем – основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры.

«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. Сказочные образы в народной культуре и ДПИ. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская).






























ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ


Личностные учебные действия


1) испытывать чувство гордости за свою страну;

2) гордиться успехами и достижениями как собственными, так и других обучающихся;

3) адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи;

4) уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

5) активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

6) бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.


Коммуникативные учебные действия:

  1. вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, бытовых, трудовых);

  2. слушать собеседника;

  3. вступать в диалог и поддерживать его;

  4. использовать разные виды делового письма для решения жизненно важных задач;

  5. использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.


Регулятивные учебные действия:

  1. принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

  2. осознанно действовать на основе разного вида инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

  3. обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

  4. адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.


Познавательные учебные действия:

  1. дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

  2. использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном, вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

  3. использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения АООП:

Минимальный уровень:

-знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

-знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;

-знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;

-пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;

-знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;

-знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;

-организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

-следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

-владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

-рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;

-применение приемов работы карандашом, гуашью,акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

-ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

-адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;

-узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.


Достаточный уровень:

-знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);

-знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);

-знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

-знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;

-знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;

-знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

-знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);

-нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;

-следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

-оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

-использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;

-применение разных способов лепки;

-рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта;

-рисование по воображению;

-различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;

-различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;

-различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.



















































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Всего


Практические работы


1

Признаки уходящего лета, наступающей осени. Листья разной формы в окраске уходящего лета и наступающей осени.

6

4

Электронный диск «Изобразительное искусство. Рабочая программа. Технологические карты уроков по программе В.В.Воронковой» ФГОС

2

Пейзаж как жанр изобразительного искусства (расширение знаний о пейзаже). Художники-пейзажисты и их картины. А.Саврасов, И.Шишкин

8

4

Электронный диск «Изобразительное искусство. Рабочая программа. Технологические карты уроков по программе В.В.Воронковой» ФГОС


https://resh.edu.ru/subject/7/ Уроки ИЗО 6 класс (Дистанционное обучение) Российская электронная школа

3

Развитие у учащихся Развитие у детей восприятия картин в жанре натюрморта (расширение знаний о натюрморте). Красота вещей вокруг нас (разные сосуды: кувшины, вазы, кринки, бутыли).

10

6

Электронный диск «Изобразительное искусство. Рабочая программа. Технологические карты уроков по программе В.В.Воронковой» ФГОС


http://www.artsait.ru

Русская живопись: художники и их работы

4

Расширение знаний о портрете. Закрепление умений наблюдать, рассматривать натуру и изображать ее.

10

8

Электронный диск «Изобразительное искусство. Рабочая программа. Технологические карты уроков по программе В.В.Воронковой» ФГОС

https://resh.edu.ru/subject/7/ Уроки ИЗО 6 класс (Дистанционное обучение) Российская электронная школа


http://www.artlib.ru Библиотека изобразительных искусств


http://www.panotours.ru/ Виртуальные экскурсии

5

Как построена книга? Иллюстрации в книге. Для чего нужна книга?

7

2

Электронный диск «Изобразительное искусство. Рабочая программа. Технологические карты уроков по программе В.В.Воронковой» ФГОС


https://resh.edu.ru/subject/7/ Уроки ИЗО 5-7класс (Дистанционное обучение) Российская электронная школа

6

Развитие у детей умения рассматривать сюжетные картины, понимать их содержание, обращать внимание (с помощью учителя) на некоторые художественные выразительные средства, используемые художником

4

2

Электронный диск «Изобразительное искусство. Рабочая программа. Технологические карты уроков по программе В.В.Воронковой» ФГОС


https://resh.edu.ru/subject/7/ Уроки ИЗО 5-7класс (Дистанционное обучение) Российская электронная школа

7

Расширение знаний обучающихся о скульптуре как виде изобразительного искусства, о работе скульптора и художника-анималиста. Животные в скульптуре. Красная книга.

8

7

Электронный диск «Изобразительное искусство. Рабочая программа. Технологические карты уроков по программе В.В.Воронковой» ФГОС


https://resh.edu.ru/subject/7 / Уроки ИЗО 5-7класс (Дистанционное обучение) Российская электронная школа

8

Народное искусство

6

3

https://resh.edu.ru/subject/7/ Уроки ИЗО 5 класс (Дистанционное обучение) Российская электронная школа

9

Плакат. Зачем он нужен? Открытка. Ее сходство с плакатом и различия между ними

4

2

Электронный диск «Изобразительное искусство. Рабочая программа. Технологические карты уроков по программе В.В.Воронковой» ФГОС


https://pptcloud.ru/5klass/izo

Презентации к урокам ИЗО в 3-7 классах

10

Музеи мира

4

0

http://.schol-collection.edu.ru/catalog/rubr – Азбука ИЗО. Музеи мира

11

Викторина «Народное искусство»

1

0

Электронный диск «Изобразительное искусство. Рабочая программа. Технологические карты уроков по программе В.В.Воронковой» ФГОС

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

36




















ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



урока

Дата проведения

Тема урока

Характеристика деятельности обучающегося

1



Признаки уходящего лета, наступающей осени. Беседа по картине И.Остроухова «Золотая осень»

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Называть признаки наступающей осени, находить признаки осени в произведениях художников.

2


Листья разной формы в окраске уходящего лета и наступающей осени. Рисование с натуры ветки дуба с желудями цветными карандашами.

Называть обобщенную форму предметов (листьев).

Использовать приёмы раскрашивания цветными карандашами, передавать переходы цвета.

3


Рисование с натуры осенней ветки дуба акварельными красками в технике «по-сырому».

Понимать и узнавать формы предмета. Соотносить форму предмета с геометрической формой.

Выполнять работу акварельными красками по сырой бумаге, использовать приемы вливания цвета в цвет.

4


Рисование с натуры осеннего листка клена акварельными красками способом работы «по-сырому».

Соблюдать последовательность выполнения изображения от общей формы.

Выполнять работу акварельными красками по сырой бумаге.

5


Рисование с натуры осенних листьев акварельными красками.

Выполнять приемы самостоятельной работы по алгоритму.

6


Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Художники-пейзажисты и их картины. Беседа «Пейзаж как жанр изобразительного искусства.»

Давать определение жанру «пейзаж» как изображение природы.

Называть основные изображения в пейзаже. Давать название художественному произведению по содержанию изображения.

7


Беседа «А.К.Саврасов и его картина «Грачи прилетели».

Описывать картину по плану с использованием опорных слов.

8


Беседа «Русский художник-пейзажист И.И.Шишкин».

Выстраивать речевое высказывание, передавать эмоции от художественного произведения. Узнавать и называть основные картины художника.

9


Рисование пейзажа гуашью «Береза».

Выполнять приемы работы гуашью как художественным материалом.

Выполнять изображение последовательно, с опорой на учебник.

10


Рисование пейзажа акварельными красками «Ель».

Определять общую форму предмета, передавать ее в изображении.

Использовать приёмы рисования акварельными красками.

Развитие опыта выполнения изображений разными художественными материалами.

11


Рисование пейзажа акварельными красками «Сосна».

Выполнять приёмы рисования. Самостоятельно рисовать по образцу.

12


Рисование по представлению акварельными красками способом работы «по-сырому» «Осеннее небо без облаков», «Осеннее небо с облаками».

Выполнять приёмы работы «по-сырому». Работать по представлению.

13


Рисование по представлению акварельными красками способом работы «по-сырому» «Река», «Море».

Выполнять приемы безопасной работы художественными инструментами и материалами.

Изображать мазком движение воды.

14


Жанр натюрморта. Красота вещей вокруг нас. Беседа «Что такое натюрморт?»

Воспринимать и сравнивать разные виды искусства. Давать определение понятию «натюрморт» как изображению мира вещей.

Рассматривать картины художников (натюрморт), давать им название.

15


Беседа «В.Серов и его картина «Девочка с персиками».

Определять картину-натюрморт по изображению, объяснять содержание. Описывать картину по плану с использованием опорных слов.

16


Беседа «Портрет. Сюжет. Натюрморт». Беседа «З.Серебрякова и ее картины».

Описывать картину по плану.

Определять жанр картины

17


Рисование натюрморта с натуры акварельными красками "Крынка и стакан".

Определять формат изображения. Определять положение предмета на листе. Передавать в изображении размер и форму предметов. Выполнять работу последовательно, по образцу.

18


Рисование натюрморта с натуры акварельными красками "Букет в вазе и оранжевый апельсин".

Передавать форму предметов в изображении. Передавать цвет предметов в изображении.

19


Рисование натюрморта с натуры акварельными красками "Кувшин, яблоко и сливы".

Выполнять приемы изображения симметричных форм.

Выполнять приемы работы акварельными красками.

20


Рисование сценки из жизни по придуманному сюжету.

Использовать приёмы рисования. Самостоятельно рисовать по представлению. Рассказывать о своей работе.

21


Беседа «Разные сосуды: кувшины, вазы, кубки».

Различать и называть разные сосуды.

Называть материалы, из которых изготавливают сосуды: керамика, фарфор, стекло, металл. Описывать форму сосудов с использованием названий частей (тулово, горло, основание).

22


Изготовление из бумаги фигур кувшина, кринки и бутылки. Создание аппликации «Натюрморт «Крынка, кувшин и бутылка».

Выполнять приёмы вырезания симметричных форм способом сложения бумаги с использованием шаблона. Соблюдать приемы безопасной работы с инструментами (ножницы). Выбирать формат листа, располагать детали на листе бумаги без перекрытия. Выполнять работу по образцу, соотносить промежуточный результат с образцом, вносить коррективы.

23


Рисование натюрморта акварельными красками по аппликации «Крынка, кувшин и бутылка».

Выполнять приёмы работы простым карандашом и акварельными красками. Работать по образцу. Выполнять работу в цвете по собственному замыслу.

Сотрудничать с взрослыми и сверстниками.

24


Расширение знаний о портрете. Беседа «Портрет как жанр изобразительного искусства».

Различать жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет.

Описывать человека по плану с использованием опорных слов. Находить особенности человеческого лица, описывать их.

25


Рисование портрета человека в профиль простым карандашом.

Выполнять приёмы рисования простым карандашом последовательно, по образцу.

Выполнять работу с опорой на шаблон.

26


Изготовление модели фигуры человека из картона и мягкой проволоки.

Определять и называть основные части фигуры человека.

Выполнять безопасные приёмы работы с инструментами. Выполнять приемы работы с шаблоном. Работать по инструкции.

27


Рисование фигуры человека с подвижной модели простым карандашом.

Изображать фигуру человека с опорой на подвижную модель. Передавать пропорции фигуры в рисунке.

28


Рисование фигуры человека с подвижной модели простым карандашом в движении.

Передавать разные движения фигуры человека в подвижной модели (при наблюдении спереди).

Изображать фигуру человека в движении с опорой на подвижную модель. Передавать пропорции фигуры в рисунке.

29


Беседа «Зимние развлечения в деревне, в городе».

Рассказывать о зимних развлечениях, передавать эмоции в словесной форме (с использованием опорных слов).

30


Сюжетное рисование «Дети катаются с горки, сидя на санках и стоя на ногах».

Выполнять приёмы изображения фигуры человека в движении (в технике аппликации из цветной бумаги).

31


Сюжетное рисование «Ребята строят снежную крепость».

Выполнять приёмы рисования фигуры человека в движении (с опорой на подвижную модель и образец). Самостоятельно изображать сюжет с опорой на образец.

32


Сюжетное рисование «Дети лепят снежную бабу».

Выполнять приёмы рисования фигуры человека в движении (с опорой на подвижную модель и образец). Самостоятельно изображать сюжет по представлению.

33


Сюжетное рисование «Дети катаются на лыжах (на коньках)».

Выполнять приёмы рисования фигуры человека в движении. Самостоятельно изображать сюжет по представлению.

34


Иллюстрации в книге. Беседа «Как построена книга?».

Находить и называть части книги (обложка, титульный лист, переплет). Называть свои любимые книги, рассказывать о них, используя опорные слова.

35



Рисование обложки книги к сказке.

Выполнять приемы рисования. Выполнять изображение по представлению.

36


Беседа «Иллюстрации в книге».

Находить разные иллюстрации в книге (страничная, полустраничная, разворотная, заставка, концовка). Описывать содержание иллюстрации.

37

Беседа о художниках-иллюстраторах детских книг.

Сравнивать книжные иллюстрации, выполненные разными художниками. Подбирать иллюстрации к художественному произведению (отрывку из произведения).

38


Рисование иллюстрации к сказке «Маша и медведь».

Выполнять приёмы рисования.

Самостоятельно рисовать по представлению. Выполнять изображение к определенному отрывку из произведения.

39


Беседа по картине Ф. Решетникова «Опять двойка».

Описывать картину по плану (с опорой на вопросы).

Выражать эмоциональное состояние от восприятия сюжета.

40


Составление рассказа-описания по картине Ф. Решетникова «Переэкзаменовка».

Рассматривать картины, составлять рассказ по картине (с опорой на план или вопросы), определять настроение героев. Выражать эмоциональное состояние от восприятия сюжета.

41


Составление рассказа-описания по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

Составлять рассказ-описание по картине с опорой на план. Использовать в описании словосочетания «на переднем плане», «на заднем плане», «главный герой», «герои картины», «художник хотел показать». Определять эмоциональное содержание картины.

42


Беседа «Скульптура как вид изобразительного искусства».

Определять и называть отличительные признаки скульптуры. Называть материалы для скульптуры. Воспринимать учебную информацию из учебника, учебного фильма.

43


Барельеф как вид скульптуры. Выполнение барельефа из пластилина.

Называть, чем отличаются круглая скульптура и рельеф. Различать скульптурные изображения: круглую скульптуру и рельеф. Выполнять приемы работы пластилином и инструментами на основе из картона. Выполнять работу по образцу.

44


Беседа «Животные в скульптуре».

Рассказывать, каким животным создаются памятники скульптуры почему. Рассказывать о своем любимом животном (с опорой на слова). Передавать вербальными способами эмоциональное состояние, переживания.

45


Лепка из пластилина памятника животному.

Лепить из пластилина животное. Выполнять работу с опорой на образец. Соблюдать приемы работы инструментами.

46


Беседа «Красная книга. Зачем она была создана?». Лепка из пластилина животных из Красной книги. Коллективное панно «На Северном полюсе».

Называть Краснокнижных животных. Рассказывать о животных. Выполнять работу с опорой на образец. Соблюдать приемы работы инструментами. Создавать коллективную работу.

47


Беседа «Художники и скульпторы, изображающие животных». Рисование животного из Красной книги.

Выполнять приёмы рисования. Самостоятельно рисовать на заданную тему.

48


Лепка из пластилина птиц из Красной книги.

Выполнять приёмы работы с пластилином. Работать по образцу. Соблюдать последовательность в работе.

49


Рисование птиц из Красной книги.

Выполнять работу с опорой на скульптурное изображение. Выполнять анализ скульптуры, соблюдать пропорции в рисунке.

50


Беседа по картинам С. Виноградова «Весна» и А. Саврасова «Ранняя весна».

Называть признаки весны, находить их в пейзажном изображении. Определять эмоциональный настрой произведения, описывать его словами (с опорой на примеры).

51


Лепка из пластилина на тему «Встречаем весну».

Выполнять приёмы лепки. Самостоятельно выполнять работу на тему.

Рассказывать о действии на картине.

52


Сюжетное рисование «Посадка деревьев».

Выполнять сюжетное изображение. Изображать людей в профиль. Выполнять приемы работы красками.

53


Народное искусство. Беседа о народном творчестве «Богородская игрушка».

Рассматривать Богородские игрушки, называть сюжет. Изучать текст учебника, находить ответы на вопросы.

54


Лепка из пластилина народной игрушки по мотивам Богородской игрушки.

Выполнять приемы лепки из пластилина. Соблюдать приемы безопасной работы с инструментами. Выполнять работу по образцу.

55


Беседа «Хохломские изделия».

Рассматривать изображения хохломской росписи, находить общее и различное в разных видах хохломской росписи. Изучать текст учебника, находить ответы на вопросы.

56


Рисование элементов хохломской росписи.

Называть и выполнять элементы хохломской росписи. Использовать приёмы рисования тонкой кистью с опорой на показ.

57


Украшение предметов посуды (ваза) хохломской росписью.

Выполнять приемы работы. Украшать форму элементами хохломской росписи. Выполнять работу с опорой на образец.

58


Украшение предметов посуды (тарелка, ложка) хохломской росписью.

Выполнять приемы работы. Украшать форму элементами хохломской росписи. Выполнять работу самостоятельно, по замыслу.

59


Викторина «Народное искусство».

Самостоятельно выполнять задания, предложенные в учебнике. Работать в группе, принимать совместные решения. Оценивать свою работу, находить ошибки.

60


Беседа «Плакат. Как художник работает над плакатом».

Рассматривать разные плакаты, определять тему. Рассказывать о том, чему посвящен плакат, к чему хотел призвать художник.

61


Рисование плаката об охране природы.

Выбирать инструменты и материалы для работы. Самостоятельно рисовать на тему. Рассказывать о своей работе.

62


Беседа «Открытка. Сходство и отличия плаката и открытки».

Находить сходства и различия плаката и открытки.

63


Изготовление открытки акварельными красками в технике работы «пятном» и «по-сырому» .

Соблюдать приемы работы акварельными красками в технике работы «пятном» и «по-сырому». Выполнять работу по самостоятельно.

64


Беседа об искусстве «Музеи России».

Называть самые крупные музеи России. Рассказывать о произведениях, хранящихся в музеях (с опорой на вопросы, пример).

65


Беседа об искусстве «Третьяковская галерея».

Отвечать на вопросы. Рассматривать изображения с произведениями искусства, хранящимися в Галерее, давать им эмоциональную оценку.

66


Беседа об искусстве «Эрмитаж».

Смотреть видеофильм о музее. Отвечать на вопросы.

67


Беседа «Музеи мира».

Воспринимать разные виды искусства (живопись, графика, скульптура), хранящиеся в музеях мира. Рассказывать об одном из произведений (по плану).

68


Игра «Изобразительная викторина».

Взаимодействовать с одноклассниками в игровой ситуации. Давать адекватную оценку своим действиям и действиям одноклассников.




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Плакаты:

Приемы работы художественной кистью.

Правильная посадка на уроках изобразительного искусства.

Последовательное изображение…… (разные предметы)


Коллекции:

Коллекции натурного фонда (овощи, фрукты, посуда, геометрические тела)

Коллекции предметов ДПИ (Дымковская игрушка, Хохломская посуда, вышитые полотенца)


Наглядные пособия:

Набор портретов русских и советских художников

Альбом «Пейзаж в изобразительном искусстве»

Альбом «Портрет в изобразительном искусстве»

Альбом «Натюрморт в изобразительном искусстве»

Альбом «Бытовой жанр в изобразительном искусстве»

Альбом «Исторический жанр в изобразительном искусстве»

Альбом «Анималистический жанр в изобразительном искусстве»


Оборудование:

Наборы художественных кистей

Ножницы

Шаблоны


Технические средства обучения:

Компьютер

Проектор

Сканер

Принтер (цветной)



МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

УМК:

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.22.2022 № 1026)

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией Воронковой В.В., 5-9 классы. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011.

Изобразительное искусство: 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/М.Ю.Рау, М.А.Зыкова. – Москва: Просвещение,2021.

Изобразительное искусство. Методические рекомендации. 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / [М. Ю. Рау, М. А., Овчинникова, М. А. Зыкова, Т. А. Соловьева]. – М.: Просвещение, 2020.


Основная литература для учителя:

1.Программы для коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида: Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Воронковой Просвещение 2010. (автор Грошенков И.А.).

2.Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.

3.Грошенков И.А. Уроки рисования в I-VII классах вспомогательной школы. - М., Просвещение, 1975.

Дополнительная литература для учителя:

1.Грошенков И.А. Уроки рисования в I-VII классах вспомогательной школы. - М., Просвещение, 1975.

2.Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.

3.Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 141 с. – (Программы общеобразовательных учреждений).

4.Методическое пособие для учителя к учебнику для 5 класс «Декоративно- прикладное искусство в жизни человека», под редакцией О.В.Островская, Н.А.Горяева. Издательство «Просвещение» (Москва),2005 г.

5.Методическое пособие для учителя к учебнику для 6 класс «Изобразительное искусство в жизни человека», под редакцией О.В.Островская, Н.А.Горяева. Издательство «Просвещение» (Москва),2008 г.

6.Методическое пособие для учителя к учебнику для 7-8 класс «Дизайн и архитектура в жизни человека», под редакцией А. С. Питерских, Г. Е. Гуров. Издательство «Просвещение» (Москва),2008 г.

7.Неменский, Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя / Б. М. Неменский. -М.: Просвещение, Учебная литература, 1995 г.

8.«Великий художник» - справочник школьника. М: Просвещение 2004. 13. Знакомство с пейзажной живописью. С-Петербург-2001

9.Энциклопедический словарь юного художника. М:1993


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ


Энциклопедии

http://ru.wikipedia.org/wiki Википедия. Свободная энциклопедия

http://www.bibliotekar.ru/index.htm Электронная библиотека



Виртуальные музеи

http://www.museum.ru / Каталог Музеи России

http://www.hermitage.ru / Эрмитаж

http://www.rusmuseum.ru / Русский музей

http://www.museum.ru/gmii / Музей им. Пушкина

http://www.shm.ru / Государственный исторический музей

http://www.tretyakov.ru / Третьяковская галерея

http://roerich-museum.ru / Международный Центр-Музей имени Рериха Н.К

http://www.louvre.fr / Музей Лувр

http://www.artrussia.ru / Искусство России

http://www.icon-art.narod.ru / Русская икона

http://www.googleartproject.com Виртуальные туры по музеям мира

http://smallbay.ru / Виртуальный музей живописи

http://artclassic.edu.ru / Коллекция: мировая художественная культура

http://www.virtualrm.spb.ru Русский музей: виртуальный филиал

http://www.virtualmuseum.ru/ Виртуальный музей России

http://culture.ru/atlas/object/526 Российский этнографический музей. Образы России.



Интернет-галереи

http://www.printdigital.ru / Шедевры мировой живописи

http://www.tanais.info/ Шедевры Русской Живописи

http://gallerix.ru/album/Hermitage-museum-hi-resolution Галерея, картины известных художников.

http://www.artline.ru / Галерея русских художников 20 века



Материалы по истории искусств

http://www.openclass.ru/node/148163 Коллекция ссылок по изучению истории искусств для учителя ИЗО

http://www.arthistory.ru / История искусств разных эпох

http://art-history.ru / История искусств, начиная с первобытного человека.

http://www.arthistory.ru/peredvizh.htm - История изобразительного искусства.

http://rusart.nm.ru/ - Художники-передвижники.



Учебно-методические материалы

http://www.openclass.ru/wiki-pages/50648 Страничка учителя изобразительного искусства

http://www.izorisunok.ru/ Уроки живописи акварелью

http://luntiki.ru/blog/risunok/745.html Поэтапное рисование для детей

http://www.kalyamalya.ru/modules/myarticles/topics.php?op=listarticles&topic_id=4&ob=6&sn=20&st=4 0 Учимся рисовать.

http://art-in-school.narod.ru/ Искусство в школе

http://www.art-in-school.ru/izo/index.php?page=00 Изобразительное искусство в школе

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&tmpl=com Портал "Сеть творческих учителей"



Образовательные платформы

https://resh.edu.ru/ -Российская Электронная Школа

https://resh.edu.ru/ -Образовательная платформа ЛЕКТА

https://my-uchi.ru – Образовательная платформа Учи.ру

Сообщества учителей ИЗО и МХК

https://dl.kipk.ru/course/view.php?id=30 -Профессиональное сетевое сообщество (сетевое методическое объединение) по предмету «Искусство»






































































СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по изобразительному искусству

В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися незначительные по объему и элементарные по содержанию задания, знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

Промежуточная аттестация обучающихся не предусмотрена. Программа предполагает итоговую аттестацию учащихся в форме самостоятельной практической работы в конце учебного года.


Инструментарий для оценивания результатов освоения программы

Критерии оценки знаний учащихся разработаны с учётом психофизического развития и возможностей учащихся с ОВЗ VIII вида. Оценивание обучающихся носит индивидуальный характер, при оценочном суждении учитываются следующие показатели:

-правильность приемов работы,

-степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, правильное построение рисунка, аккуратность выполненной работы),

-соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда.

При выполнении практических работ

Оценка «5» выставляется за самостоятельное качественное выполнение рисунка.

Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких; работа выполнена аккуратно.

Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых, если работа выполнена неаккуратно.

Оценка «2» выставляется, если работа испорчена и не подлежит исправлению. Причиной невыполнения является так же наличие грубых ошибок и не соблюдение правил по технике безопасности и гигиены труда

При устной проверке

Оценка «5» ставится, если учащийся:

-умеет изложить учебный материал своими словами;

-подтверждает ответ конкретными примерами;

-правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

-допускает незначительные ошибки при изложении материала своими словами;

-может подтвердить ответ примерами с помощью учителя;

-правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся:

-допускает значительные ошибки при изложении материала своими словами;

-затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

-слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «2» ставится, если учащийся:

-не может изложить учебный материал своими словами;

-не может подтвердить ответ конкретными примерами;

-не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

При выполнении самостоятельной работы

Оценка «5» выставляется за самостоятельное последовательное аккуратное выполнение рисунка, соответствующее заданию. Допускаются мелкие ошибки (детальные).

Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки (композиционная, нарушение пропорций, несоответствие цвета предмета натуре); работа выполнена аккуратно. Допускаются мелкие ошибки (детальные).

Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки (композиционная, нарушение пропорций, несоответствие цвета предмета натуре), если работа выполнена не достаточно аккуратно.

Оценка «2» выставляется, если работа испорчена и не подлежит исправлению. Причиной невыполнения является так же наличие грубых ошибок и не соблюдение правил по технике безопасности и гигиены труда



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!