Виды речевой и читательской деятель ности | Аудирование (слушание) Восприятие на слух произведений фольклора и классической литературы. Формирование эмоциональной отзывчивости на содержание произведения или книги, умения высказывать своё отношение к произведению, уважительно относиться к мнению учителя и одноклассников. Восприятие художественных произведений как особого вида искусства и умение соотносить их с произведениями живописи и музыки, развитие потребности слушать художественное слово. Формирование уважения к общечеловеческим ценностям. Понятия: Родина, справедливость, отзывчивость, добро, зло, честность, дружба, ответственность. Слушание произведений на основе целенаправленного восприятия элементов формы и содержания литературного текста. Воспитание готовности к общению с собеседником, умения признавать чужую точку зрения и аргументировать свою. Умение слушать вопросы учителя по содержанию произведения, давать полные ответы, дополнять ответы одноклассников, формулировать вопросы по содержанию прослушанного произведения, рассуждать о героях произведения Чтение Чтение в соответствии с индивидуальными возможностями. Практическое овладение основными орфоэпическими нормами литературного языка. Уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, с подвижным и неподвижным ударением, произносить их правильно, уметь проверять их звучание по словарю. Осознание задачи чтения вслух: воспроизведение произведения в темпе, соответствующем содержанию и эмоциональной насыщенности произведения; передача позиции автора и своего отношения к описанным событиям, героям и их поступкам. Чтение незнакомого произведения в темпе, необходимом для понимания читаемого текста. Выразительное чтение подготовленного текста: определение задачи чтения, темпа, интонационного рисунка; определение выразительных средств, тренировочное чтение, самооценка чтения. Овладение алгоритмом учебных действий для выработки универсального умения читать выразительно Чтение молча (про себя) при ознакомительном, изучающем, поисковом и просмотровом видах чтения. Чтение молча разножанровых произведений фольклора народов России и мира, произведений отечественных и зарубежных писателей-классиков. Ознакомительное (первичное) чтение молча произведений в учебнике и учебной хрестоматии, книг по изучаемому разделу. Использование умения читать молча для работы с текстами произведений; формирование умения пользоваться изучающим, поисковым и просмотровым видами чтения для решения учебных задач по любому предмету. Формирование умения читать молча как средства для поиска информации и обогащения читательского опыта. Осознанное чтение молча описаний картин природы в произведениях, повествований и рассуждений. Чтение молча книг по изучаемому разделу, детских газет и журналов Работа с разными видами текстов Определение цели чтения текстов художественных и научно-познавательных произведений, знакомство с содержанием произведения, изучающее чтение текстов, поисковое чтение (выбор нужной информации, фактов, суждений), чтение произведений и книг по собственному желанию и выбору. Восприятие текстов произведений (при слушании, чтении вслух и молча), понимание содержания произведения (ответы на вопросы, подтверждение ответов словами из текста). Определение особенностей каждого произведения (авторская принадлежность, заголовок, жанр, тема, стихотворная или прозаическая форма) и специфики текстов (художественного, научно-популярного, справочного). Определение темы самостоятельно прочитанного произведения (о Родине, о животных, о детях, о природе, о приключениях), уточнение темы исходя из содержания произведения (о родной природе, об истории России, о дружбе детей, о защите и служении Родине, о гуманном отношении к животным, о добрососедских отношениях, о дружбе людей разных стран, о милосердии и справедливости и т. д.). Сравнение произведений одного жанра разных авторов, произведений одного автора, стихотворных и прозаических произведений одного автора. Понимание нравственного содержания произведения. Формирование духовно-нравственных ценностей: ценность жизни и смысл жизни; уважение к старшим и забота о младших, больных; достоинство человека, равноправие, чувство долга; представление о вере, свобода вероисповедания, толерантность; любовь к Родине и своему народу; уважение и доверие к людям; уважение к закону, государству. Умение соотносить поступки литературных героев с нравственно-этическими нормами; обогащение жизненного опыта примерами из художественных произведений и произведений фольклора. Использование изученных приёмов анализа текстов художественных произведений, деление текста на смысловые части, выделение ключевых эпизодов, установление причинно-следственных связей в развитии сюжета, составление планов (озаглавливание частей, составление вопросов к каждой части, знаково-символическое моделирование), определение идеи произведения. Алгоритм составления плана; самостоятельное составление алгоритма выполнения учебной задачи. Выделение структурных элементов текста (абзац, часть, глава, эпизод), использование знаний о структуре текста в работе с произведением; понимание соответствия заглавия содержанию произведения. Обсуждение произведения: умение отвечать на вопросы по содержанию произведения, подтверждать ответы словами из текста произведения. Формулирование вопросов, ответов, суждений о произведении и его героях. Овладение универсальным алгоритмом пересказа текста произведения кратко, подробно и выборочно (отдельных эпизодов). Работа с внутритекстовыми иллюстрациями: рассматривание иллюстрации, соотнесение её с текстом, выделение на рисунке деталей, дополняющих текст. Сравнение представления о героях писателя и художника; писателя, художника и читателя. Подбор и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению. Сравнение образов литературного произведения с произведениями изобразительного искусства и музыки Работа с текстом художественного произведения Наблюдение и выделение особенностей художественного произведения: образы героев, эмоциональное воздействие на читателя, средства выразительности (сравнения, эпитеты, метафоры), идейно-нравственное содержание произведения. Развитие восприятия художественного слова и особенностей авторского текста, адекватная эмоциональная реакция на содержание прослушанного или прочитанного произведения. Умение отличать контекстное значение слова от его прямого значения. Герои и их поступки: портреты героев, особенности поведения, детали костюма, отношения с другими персонажами произведения. Составление плана рассказа о герое — выбор необходимых эпизодов, опорных слов и подготовка рассказа; формирование универсального алгоритма подготовки рассказа о герое художественного произведения. Сравнение героев произведения, отношения к ним автора, выражение своего отношения к ним. Понятия: герой произведения, главный герой, второстепенные персонажи, положительные и отрицательные герои, портрет и речь героя. Краткий и подробный пересказ с опорой на алгоритм учебных действий: самостоятельное чтение молча произведения, определение главной мысли, деление текста на смысловые части, озаглавливание частей и составление плана, подготовка пересказа подробно авторского текста или кратко по ключевым предложениям. Выборочный пересказ отдельных эпизодов или фрагментов, раскрывающих образ героя. Практическое знакомство с сюжетом и его частями (завязка, развитие действия, кульминация, заключение) и выборочный пересказ отдельных частей. Определение отношения автора к героям и их поступкам, формулирование своего мнения о произведении и героях. Классификация художественных произведений по жанру, теме, авторской принадлежности. Сравнение художественных произведений со сходными сюжетами (басни Эзопа, И.А. Крылова, Л.Н. Толстого; сказки, рассказы); вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев Работа с текстами научно-популярных произведений Практическое определение особенностей научно-популярных произведений: правдивое (фактологическое) описание предметов и явлений, событий. Умение работать с научно-популярным текстом: определение жанра, темы и авторской принадлежности; самостоятельное чтение молча, выделение точной информации, её усвоение и использование. Сравнение художественных и научно-популярных текстов разных жанров по теме и авторской принадлежности. Подробный пересказ научно-популярного текста. Краткий пересказ фактов, передача точной информации. Использование универсального умения работать с учебными и справочными текстами: чтение текста, выделение нужной информации. Чтение определений, выводов, справочных статей Библиографическая культура (работа с книгой) Знакомство с историей книгопечатания и первыми книгами на Руси; различение книг учебных, художественных, научно-популярных, справочных. Виды информации в книге: научная, справочная, художественная. Типы книг: книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, справочная литература (словари, справочники, энциклопедии). Знакомство с правилами пользования библиотекой, использование рекомендательных библиографических списков и каталогов. Самостоятельный выбор и чтение произведений и книг, детской периодики, использование дополнительной информации, полученной при самостоятельном чтении, на уроках и внеурочных занятиях. Дополнительное чтение произведений по изучаемому разделу в хрестоматии и книгах, самостоятельно отобранных в библиотеке. Проектная деятельность в группах и индивидуально: выбор темы, сбор информации, книг и материалов, обработка материалов и оформление книг-самоделок, рукописных книг, постеров, презентаций. Защита проектов: монолог-презентация, сообщение о книге, авторе или на заданную тему Говорение (культура речевого общения) Восприятие художественного произведения как образца литературной речи. Воспроизведение содержания произведения с передачей особенностей авторской речи. Нахождение в текстах произведений диалогов, полилогов и монологов героев, определение их особенностей. Особенности диалогического общения: полно и правильно формулировать ответы на заданные вопросы, задавать вопросы по обсуждаемому произведению; уважительно относиться к собеседнику. Чтение диалогической речи героев, выражающее понимание образов, отношение автора к героям; инсценирование диалогов. Конструирование монологов (3–5 предложений) о произведении или героях. Высказывание суждений об этичности того или иного поступка героя произведения. Сравнение диалогов и монологов героя произведения, выделение описаний и рассуждений в его речи. Моделирование диалогов и монологов с использованием рассуждения. Понятия: диалог, монолог, вопрос, реплика, обращение, слова вежливости Письмо (культура письменной речи) Восприятие художественных произведений как образцов письменной речи. Знакомство с особенностями стихотворной и прозаической форм записи художественного текста. Поиск в текстах произведений описаний, повествований и рассуждений, а также средств художественной выразительности: эпитетов, сравнений, антонимов, синонимов. Выполнение письменных упражнений: поиск в тексте нужного абзаца и списывание его; поиск в тексте произведения эпитетов, сравнений, обращений, имён героев и запись их в тетрадь. Написание небольших по объёму творческих работ: письменный рассказ о герое, описание портрета героя, отзыв о произведении или книге | Воспринимать тексты прослушанных произведений, адекватно реагировать на содержание произведения, высказывать своё мнение о произведении, уметь выслушивать и уважительно относиться к мнению одноклассников и учителя. Воспринимать художественные произведения и учиться соотносить их с произведениями живописи и музыки. Учиться относиться к литературным произведениям как к словесному искусству. Понимать и усваивать общечеловеческие ценности: гуманизм, справедливость, честность, уважение к другим людям и т. д. Сравнивать учебный, художественный и научно-популярный тексты, воспринимаемые на слух: выделять особенности каждого, устанавливать общие черты и различия. Учиться слушать и слышать собеседников, аргументировать свою точку зрения, признавать мнение одноклассников. Воспроизводить основное содержание прослушанного произведения, уметь вести беседу о прослушанном, учиться слушать собеседников и исправлять ошибки в своей речи и речи одноклассников. Формулировать вопросы по содержанию произведения, о героях и об особенностях их поведения Умение читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать прочитанное. Темп чтения вслух — не менее 80–90 слов в минуту. Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением, произносить правильно слова, вынесенные в словарь к тексту произведения, проверять звучание непонятных слов по словарю. Уметь читать осознанно произведение: темп и тон чтения, соответствующие содержанию и эмоциональной насыщенности произведения; передавать при чтении точку зрения автора; читать незнакомое произведение осознанно, понимать его содержание, показывая своё отношение к героям и их поступкам. Учиться читать выразительно: определять задачу чтения, интонационный рисунок, выделять паузы и логические ударения, обращать внимание на знаки препинания, слушать и оценивать своё чтение. Пользоваться алгоритмом учебных действий для формирования универсального умения читать выразительно Читать молча (без речедвижения) в темпе, позволяющем понимать прочитанное. Темп чтения молча (про себя) — не менее 100–130 слов в минуту. Использовать разные виды чтения для решения учебных задач, выполнения заданий к тексту произведения, поиска ответов на вопросы по содержанию. Пользоваться умением читать молча для ознакомительного (первичного) чтения учебных текстов, художественных и научно-популярных произведений, справочных статей и книг. Пользоваться умением читать молча и разными видами чтения (изучающим, поисковым, просмотровым, выборочным) для работы с содержанием произведений, поиска информации, обогащения читательского опыта и развития интеллекта. Уметь пользоваться чтением молча для поиска в текстах произведений описаний, повествований, рассуждений. Использовать умение читать молча для самостоятельного чтения книг по изучаемому разделу, детских газет и журналов Определять цели чтения художественных, научно-популярных, учебных текстов: изучающее чтение, поисковое чтение (выбор нужной информации), дополнительное чтение по изучаемому разделу, самостоятельное чтение по желанию. Воспринимать художественные и научно-популярные произведения на слух и при чтении; выделять основные смысловые эпизоды, последовательность и логику событий в изучаемых произведениях. Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Определять и сравнивать форму текста (стихотворная и прозаическая), специфику художественного, научно-популярного, учебного текстов. Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы исходя из содержания произведения (о детях, о дружбе детей, о войне, о дружбе людей, о гуманном отношении к животным, о добрососедских отношениях, о милосердии и справедливости). Сравнивать произведения и книги одного автора по теме и жанру, произведения разных авторов по жанру или теме, произведения стихотворные и прозаические одного автора. Понимать и объяснять сущность духовно-нравственных ценностей; осознавать понятия (жизнь, ценность жизни, уважение к человеку, чувство долга, человеческое достоинство, свобода вероисповедания, равноправие, толерантность и др.) и рассуждать о них. Оценивать поступки героев и собственные исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следовать нравственно-этическим нормам поведения в жизни. Самостоятельно работать с текстом произведения: знакомиться до чтения, читать молча, составлять вопросы и отвечать на вопросы к тексту, делить текст на смысловые части, составлять простейший план, определять идею произведения. Использовать знаково-символическое моделирование для работы с произведением. Составлять и использовать алгоритм учебных действий при самостоятельной работе с новым произведением. Ориентироваться в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе. Аргументировать соответствие заглавия содержанию произведения. Уметь слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста. Формулировать вопросы и ответы на вопросы по содержанию произведения, высказывать суждения о произведении и его героях. Уметь пересказывать тексты произведений и эпизоды подробно, кратко и выборочно. Анализировать внутритекстовые иллюстрации для более глубокого понимания содержания произведения, соотносить иллюстрации с эпизодами произведения, сравнивать своё представление о прочитанном с авторским текстом и представлением художника (иллюстрацией). Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Выражать своё мнение о литературном произведении, сравнивать литературное произведение с музыкальным и художественным на одну тему Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания. Находить средства выразительности, выделять их особенности в произведениях разных жанров, объяснять их функцию. Адекватно выражать эмоциональную реакцию на содержание прослушанного или прочитанного произведения, выделять особенности авторского текста. Различать прямое и контекстное значение слов. Различать и сравнивать образы положительных и отрицательных героев. Находить в тексте портреты героев, описание поступков. Использовать выборочное чтение для составления плана рассказа о герое, выбора опорных слов и подготовки подробного или краткого рассказа. Использовать умение рассказывать о герое в самостоятельной работе. Сравнивать образы героев, авторское отношение к ним; выражать своё отношение к героям. Составлять сопоставительные таблицы. Оперировать понятиями: главные и второстепенные герои произведения, различать положительных и отрицательных героев. Пересказывать кратко и подробно произведения, отдельные эпизоды с опорой на алгоритм подготовки пересказа. Готовить выборочный пересказ отдельных эпизодов или фрагментов, раскрывающих образ героя. Работать с сюжетом и его частями, выборочно читать и пересказывать отдельные части произведения (завязка, развитие действия, кульминация, заключение). Определять авторское отношение к героям произведения, формулировать своё мнение о произведении, героях и их поступках. Классифицировать художественные произведения по жанрам, темам, авторской принадлежности, составлять таблицы, работать с таблицами и схемами. Сравнивать художественные произведения со сходными сюжетами и темами Выделять особенности научно-популярных текстов: правдивое и точное описание предметов, явлений, событий. Самостоятельно работать с текстами научно-популярных произведений (очерки, воспоминания, рассказы и сказки). Сравнивать художественные и научно-популярные произведения разных авторов по теме и авторской принадлежности. Пересказывать подробно научно-популярный текст (описание фактов, предметов, явлений). Кратко излагать факты, описывать детали, передавать точную информацию. Пользоваться универсальным умением работать с учебными и справочными текстами. Находить в тексте конкретные факты и сведения, представленные в явном виде Познакомиться с историей книгопечатания и первыми книгами на Руси. Различать книги художественные, научно-популярные, справочные, уметь пользоваться ими. Уметь работать с аппаратом книги, ориентироваться в структуре учебной книги, самостоятельно находить вопросы и задания в учебнике; обращаться к учебнику для самопроверки и самооценки выполненной работы. Систематизировать книги по типам, подбирать книги по темам, пользоваться рекомендательными списками для подбора книг в каталоге библиотеки. Пользоваться правилами работы с книгами в библиотеке: общаться с библиотекарем, находить нужную книгу по рекомендательным указателям и в открытом фонде. Пользоваться дополнительной информацией, полученной из самостоятельно прочитанных произведений и книг по теме. Уметь отбирать и читать произведения и книги по изучаемому разделу. Выполнять проекты индивидуально, в парах и группах: составлять план и распределять работу; собирать нужную информацию о книгах, героях книг, авторах; обрабатывать и систематизировать материал; готовить и проводить презентацию проекта (монолог-сообщение о книге, авторе или на заданную тему) Воспринимать художественное произведение, эмоционально реагировать на него. Бережно относиться к авторскому тексту, сохраняя при пересказе особенности авторской речи. Наблюдать и выделять в тексте произведения пословицы, устойчивые выражения, диалоги и монологи героев, а затем использовать их в речи. Уметь вести диалог — обсуждение изучаемого произведения, задавать вопросы по содержанию произведения, формулировать ответы на вопросы и подтверждать их примерами из произведения; поддерживать беседу и выражать интерес. Читать диалоги героев выразительно, по ролям; инсценировать отдельные эпизоды или произведения в группах. Уметь конструировать монолог-высказывание о произведении, героях, прочитанных книгах; аргументировать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу. Высказывать своё суждение о поступках героев, соотносить их с общепринятыми нормами поведения. Сравнивать диалоги и монологи героя произведения, выделять в них описания и рассуждения. Моделировать диалог или монолог по изучаемому произведению, работая в группах, парами, индивидуально. Готовить небольшие сообщения (монологи) об авторах произведений, о прочитанных книгах, о результатах проектной деятельности. Использовать в речи понятия: диалог, монолог, вопрос, реплика и формулы вежливости Воспринимать произведения как образцы письменной речи. Выделять особенности жанров художественных и научно-популярных произведений. Называть особенности стихотворной и прозаической форм записи текста. Находить в текстах произведений описания, повествования, рассуждения, а также средства выразительности: эпитеты, сравнения, синонимы и антонимы. Выполнять письменные упражнения с текстами изучаемых произведений в тетрадях: находить в предлагаемых отрывках произведений пропущенные пословицы, эпитеты, сравнения, имена героев и вписывать их. Писать небольшие по объёму творческие письменные работы: рассказ о герое или описание пейзажа, отзыв о прочитанной книге |
Круг чтения | Произведения фольклора (сказки, легенды, былины, сказы, героические песни, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки) народов России и мира. Особенности произведений фольклора, использование пословиц для определения главной мысли произведения, для характеристики поступков героев. Басни русских баснописцев (И.А. Крылова, И.И. Хемницера, Л.Н. Толстого, А.Е. Измайлова, И.И. Дмитриева), структура басни, форма текста. Выделение «бродячих сюжетов». Сравнение басен со схожим сюжетом по форме, авторской принадлежности. Работа с произведениями русской классической литературы (В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, П.П. Ершова, В.М. Гаршина, Н.Г. Гарина-Михайловского, К.М. Станюковича, Н.А. Некрасова). Произведения и книги зарубежных писателей-классиков (Марка Твена, Х.-К. Андерсена, Виктора Гюго). Произведения отечественной и зарубежной литературы разных жанров о детях и для детей. Сравнение произведений по темам, жанрам и авторской принадлежности; уточнение тем: о Родине (о служении Родине, о красоте родной природы и т. п.); о взаимоотношениях людей (о детях, о семье, о любви и честности и т. д.). Произведения отечественной литературы XX в. (А.Н. Толстого, А.А. Блока, К.Д. Бальмонта, А.И. Куприна, И.А. Бунина, С.Я. Маршака, Н.А. Заболоцкого, Н.М. Рубцова, С.В. Михалкова, В.П. Катаева, А.П. Платонова). Научно-популярные произведения: очерки и воспоминания С.В. Михалкова, К.И. Чуковского, К.Г. Паустовского, А.И. Куприна, В. Рыбакова, В.М. Пескова, Р. Сефа, М.А. Шолохова, И.С. Соколова-Микитова, Н.С. Шер. Произведения и книги о путешествиях и приключениях (А.П. Платонова, Н.П. Вагнера, Дж. Свифта). Работа с научно-популярными и справочными книгами по личному выбору для решения познавательных задач. Работа с аппаратом книги и структурой произведения, обучение составлению аннотации и написанию отзывов с опорой на алгоритм учебных действий. Развитие интереса к чтению детских периодических журналов («Костёр», «Чудеса и тайны планеты Земля», «Отчего и почему?», «Чудеса и приключения», «Юный эрудит»). Использовать ИКТ для работы с электронными периодическими изданиями («Детская газета», «Антошка» и др.). Чтение детских газет «Шапокляк», «Читайка», «Пионерская правда» | Сравнивать произведения фольклора по жанрам и темам, выделять особенности народных сказок. Определять ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов. Соотносить главную мысль произведения с предложенными пословицами, подбирать самостоятельно пословицы к произведению для характеристики поступков героев. Называть жанровые признаки басни, сравнивать сюжеты басен, анализировать форму, структуру, объяснять мораль и подбирать пословицы, соответствующие морали басен. Сравнивать басни со схожим сюжетом по форме, выделять особенности авторского языка. Различать фольклорные и авторские произведения; расширять свои представления о творчестве отечественных и зарубежных писателей-классиков. Сравнивать произведения и книги отечественных и зарубежных писателей по темам и жанрам. Классифицировать произведения и книги по темам, жанрам, темам и жанрам, темам и авторской принадлежности. Изучать и дополнительно читать произведения отечественных писателей, определять и уточнять темы и подтемы, различать прозаические и стихотворные произведения. Работать с научно-популярными рассказами, очерками, воспоминаниями. Выделять их особенности: точное описание фактов, предметов, людей, явлений природы. Читать произведения и книги о приключениях, путешествиях и фантастику. Пользоваться научно-популярными и справочными книгами для удовлетворения познавательного интереса и решения различных учебных задач. Работать с аппаратом книги (учебной, художественной, научно-популярной, справочной). Уметь составлять краткую аннотацию по образцу, писать отзыв о прочитанном произведении или книге. Воспитывать потребность в чтении детских периодических журналов. Выбор периодического издания на основе собственных интересов. Пользоваться ИКТ для работы с электронными периодическими изданиями «Детская газета», «Антошка» и др. Уметь находить и читать произведения по изучаемой теме или разделу, находить информацию об авторе, произведении или книге в детских периодических изданиях |