ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА)
Пояснительная записка
Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре.
В программу внесены следующие изменения: индивидуальный учебный план обучающегося на изучение курса «Физическая культура» в 1 классе отводит 2 часа в неделю: на дому с учителем- 0,5 часа в неделю; на самостоятельное освоение программы с родителями -1,5 часа в неделю. Всего 64 часа в год
Данная программа ориентирована на использование учебников:
Р.И. Тарнопольская, Б.И.Мишин «Физическая культура». Учебник соответствует ФГОС и рекомендован Министерством образования и науки РФ
Целью обучения по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.
Основные задачи реализации содержания:
Обучение выполнению доступных видов движений на уроках физкультуры и вне их.
Формирование умения включаться в доступные ребенку подвижные игры и занятия, адекватно дозировать физическую нагрузку.
Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: гимнастические упражнения, подвижные игры с элементами спортивных игр.
Формирование умения следить за своим физическим состоянием, отмечать и радоваться любому продвижению в развитии основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости).
Материально-техническое оснащение учебного предмета предусматривает как обычное для спортивных залов школ оборудование и инвентарь, так и специальное адаптированное оборудование для детей с различными нарушениями развития, включая тренажеры, специальные велосипеды (с ортопедическими средствами), инвентарь для подвижных и спортивных игр. Материально-техническое оснащение учебного предмета «Адаптивная физкультура» включает дидактический материал: изображение спортивного инвентаря; альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий; спортивный инвентарь: мат, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастическая палка, обруч, кегли.
Планируемые результаты
Личностные:
осознание себя, своего "Я"; осознание своей принадлежности к определенному полу;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
развитие адекватных представлений о окружающем социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться школьные дела;
умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
первоначальное осмысление социального окружения;
развитие самостоятельности;
овладение общепринятыми правилами поведения;
наличие интереса к практической деятельности.
Предметные:
формирование представлений о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций;
умение выполнять доступные виды движений на уроках физкультуры и вне их;
освоение основных движений (ходьба, бег, прыжки, лазание) в доступной для каждого ребенка степени;
понимание правил поведения на уроках физкультуры, умение выполнять доступные виды упражнений по подражанию, по образцу, по словесной инструкции;
желание включаться в доступные подвижные игры и занятия;
освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Индивидуаль-ное обучение на дому с учителем | Самостояте-льное освоение программы предмета с родителями |
1 | Вводный урок. Техника безопасности на уроке. Дыхательная гимнастика | 0.5 | 1.5 | 03.09 | |
2 | Понятие «физическая культура» Способы передвижения | 0.5 | 1.5 | 10.09 | |
3 | Основные способы передвижения | 0.5 | 1.5 | 17.09 | |
4 | Режим дня | 0.5 | 1.5 | 24.09 | |
5 | Утренняя зарядка | 0.5 | 1.5 | 01.10 | |
6 | Личная гигиена | 0.5 | 1.5 | 08.10 | |
7 | Закаливание | 0.5 | 1.5 | 15.10 | |
8 | Осанка | 0.5 | 1.5 | 22.10 | |
9 | Исходные положения | 0.5 | 1.5 | 05.11 | |
10 | Исходные положения, лёжа: на спине, животе, на боку . | 0.5 | 1.5 | 12.11 | |
11 | Группировка, лежа на спине, перекат назад. | 0.5 | 1.5 | 19.11 | |
12 | Повороты туловища вперед, назад, стороны | 0.5 | 1.5 | 26.11 | |
13 | Изолированные движения туловища, рук, ног | 0.5 | 1.5 | 03.12 | |
14 | Упражнения с гимнастической палкой: одноименный, разноименный хват | 0.5 | 1.5 | 10.12 | |
15 | Упражнения с гимнастической палкой: узкий, широкий хват | 0.5 | 1.5 | 17.12 | |
16 | Подвижная игра «Хоровод» | 0.5 | 1.5 | 24.12 | |
17 | Передача предметов. Прокатывание мяча | 0.5 | 1.5 | 14.01 | |
18 | Обучение прокатыванию и остановке мяча | 0.5 | 1.5 | 21.01 | |
19 | Обучение передаче и ловле мяча различными способами из положения сидя | 0.5 | 1.5 | 28.01 | |
20 | Броски и ловля мяча после отскока от стены | 0.5 | 1.5 | 04.02 | |
21 | Метание малого мяча в цель | 0.5 | 1.5 | 11.02 | |
22 | Метание малого мяча на заданное расстояние | 0.5 | 1.5 | 25.02 | |
23 | Метание малого мяча на дальность | 0.5 | 1.5 | 04.03 | |
24 | Метание малого мяча правой и левой рукой | 0.5 | 1.5 | 11.03 | |
25 | Подвижные игры с мячом | 0.5 | 1.5 | 18.03 | |
26 | Передача предметов разной формы и веса | 0.5 | 1.5 | 25.03 | |
27 | Передвижение по-пластунски | 0,5 | 1,5 | 08.04 | |
28 | Ползание с продвижением вперёд | 0,5 | 1,5 | 15.04 | |
29 | Подлезание под препятствие | 0.5 | 1.5 | 22.04 | |
30 | Подвижная игра с ползаньем «Крокодил» | 0,5 | 1,5 | 29.04 | |
31 | Упражнения для локтевого сустава, запястья и кисти рук | 0.5 | 1.5 | 06.05 | |
32 | Поочерёдное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук | 0.5 | 1.5 | 13.05 | |
33 | Упражнения на координацию: движения руками | 0,5 | 1,5 | 20.05 | |
34 | Подвижная игра «День – ночь» | 0,5 | 1,5 | 27.05 | |